Гребо люди
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2015 г. ) |
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( декабрь 2015 г. ) |

Люди Гребо или Глебо — это этническая группа или подгруппа внутри более крупной группы Кру в Африке , языковая и культурная этническая группа, а также некоторые из ее составляющих элементов. В Либерии члены этой группы проживают в основном в округах Мэриленд и Гранд-Кру в юго-восточной части страны, а также в округах Ривер-Джи и Сино . Популяция гребо в Кот-д'Ивуаре известна как крумен и проживает в юго-западной части этой страны.
По оценкам на 2001 год, численность народа гребо в Либерии составляет примерно 387 000 человек. [ 1 ] По оценкам, в Кот-д'Ивуаре проживает 48 300 гребо, не считая беженцев. [ 2 ] Точные цифры отсутствуют, поскольку многие были вынуждены покинуть свои дома в результате гражданской войны в Либерии в конце 20-го и начале 21-го века.
Определение
[ редактировать ]Когда первые европейские исследователи и американо-либерийские колонисты достигли района мыса Пальмас по морю, первой группой коренного населения, с которой они столкнулись в этом районе и с которой они установили длительные отношения, были приморские гребо или глебо. [ 3 ] Колонисты обычно называли их Гребо. В отсутствие других уточнений термин «Гребо» стал относиться в целом к этой группе, в частности, которая оккупировала юго-восточные прибрежные районы территории нынешней Либерии.
Значительная двусмысленность и неточность сопровождают использование термина Гребо, поскольку не всегда ясно, какую именно группу авторы или ораторы намереваются обозначить. Некоторая двусмысленность возникла исторически, поскольку название было обобщено от имени первой группы, с которой связались американо-либерийские колонисты на территории, которая была заселена как округ Мэриленд . Поскольку колонисты использовали этот термин для обозначения других, менее известных групп во внутренних районах, этот термин стал более неточным, поскольку такие группы часто принадлежали к другим языковым семьям и этническим группам. Путаница усугубилась, поскольку Гребо использовался в качестве прикрытия для групп в этом районе, которые теперь известны ученым как разные, но для удобства продолжают классифицироваться как одни и те же. [ нужна ссылка ]
Язык
[ редактировать ]Многочисленные подгруппы большой и разнообразной этнической группы, такой как кру , определяются лингвистами, ссылаясь на таксономию языков, используемых ее членами. Хотя могут существовать археологические свидетельства и устные предания , языковая классификация часто является наименее запутанной системой отсчета. [ нужна ссылка ]
Этническая группа гребо представляет собой сообщество носителей разных речевых разновидностей, охватывающее обширный языковой континуум, перемежающийся совокупностью культурных центров притяжения, обычно городских кластеров. Хотя родство этих разновидностей очевидно, внутреннюю структуру классификации часто трудно определить с какой-либо степенью точности. [ нужна ссылка ]
История европейских (американских) контактов
[ редактировать ]Коренные жители, жившие на мысе Пальмас, говорившие на приморском гребо (глебо) (по классификации лингвистов), были первыми, кто установил широкие контакты с американскими представителями Общества колонизации Мэриленда, организовавшего колонизацию того, что стало известно как Мэриленд в Африке свободными афроамериканцами, начиная с 1827 года. [ 4 ]
В этот период глебо приобрели социально-политическое господство над соседними группами благодаря доступу к западным технологиям и союзам с колонистами и американо-либерийцами , этнической группой, сформировавшейся из их потомков.
Отношения
[ редактировать ]![]() | Этот раздел написан как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлены оригинальные аргументы по определенной теме. ( Август 2016 г. ) |
Как в исторический , так и в доисторический периоды между различными группами, называемыми Гребо, происходили частые вооруженные конфликты .
Некоторые внутренние этнические группы испытывают давнюю неприязнь к приморским гребо из-за их отношений с американо-либерийцами , которые установили доминирование из-за своих отношений с группами Соединенных Штатов и торговлей, а также из-за преимуществ образования и технологий. Во-первых, группы, живущие внутри страны, считают, что Гребо глупо «продали» свои традиционные земли американским колонистам. Учитывая влияние колониального периода, группы, живущие внутри страны, считают, что приморские гребо допустили, что их язык изобилует английскими заимствованиями, хотя попытки контролировать и ограничивать язык в большинстве регионов в целом не увенчались успехом. В-третьих, в отличие от групп, которые более или менее ассимилированы по отношению к новому народу на определенной территории, группы, живущие внутри страны, выразили тревогу по поводу того, что приморские гребо отказались от традиционных способов перенимать моду либерийских или европейских американцев. [ нужна ссылка ] Со своей стороны, члены Приморской Гребо, как сообщается, называли группы из глубинки Гребо «Бушем», язычниками и варварами. [ нужна ссылка ]
С конца 20-го века некоторые из этих проблем вызвали настроения объединения пан-Гребо. В своей крайней форме он был частью политического движения, направленного на объединение практически всех носителей социолингвистического языка гребо. [ 5 ] в графствах Мэриленд , Ривер-Джи и Гранд-Кру . В своей современной форме движение возникло как часть возникновения «политических племен» (фракций) во время гражданских войн конца 20 века ( Первая гражданская война в Либерии и Вторая гражданская война в Либерии ). Они выступили против американо-либерийской базы власти. [ 6 ] В каком-то смысле это было продолжение Гребских войн XIX века. [ 7 ]
Культура
[ редактировать ]У традиционного народа гребо были так называемые школы кустарников ( поро для мужчин и сандэ для женщин); эти и связанные с ними общества продолжают оставаться частью культуры. Исторически поро адаптировались к новым условиям, основав масонские ложи европейско-американского типа братского общества. [ 8 ]
Сколы зубов
[ редактировать ]До того, как евро-американское влияние стало большим, члены группы часто скалывали зубы до острых кончиков, чтобы создать свирепый облик, а также по эстетическим соображениям. [ 9 ]
Ритуальные артефакты
[ редактировать ]Гребо известны своими резными деревянными масками, которые носили на церемониях для посредничества или умилостивления духов. Белую глину наносят участникам определенных церемоний для обозначения ку или духа. Им также мажут танцоров в резных масках.
Бодио (ритуальные жрецы) часто носили тяжелое медное кольцо на щиколотке, которое надевал кузнец и носил до смерти. Эти браслеты считались живыми и регулярно питались человеческой кровью. [ нужна ссылка ] Большие латунные кольца обычно использовались в качестве ритуальных предметов для защиты целых деревень от «духов, болезней, войны и чужого колдовства» и, как сообщается, наделялись силой посредством человеческих жертвоприношений. [ 10 ]
Гадание
[ редактировать ]Местные адепты практикуют гадание с помощью гадания и могут использовать результаты такого гадания, чтобы определить предполагаемого преступника. [ 11 ]
Испытание испытанием
[ редактировать ]Лица (обычно женщину), обвиняемого в колдовстве путем , для установления вины судят принудительного выпивания отвара коры липового ( сассвудского ) дерева/виноградной лозы ( Erythrophleum suaveolens или guineense ). Если человек умирает, его признают виновным. Чаще всего они погибают, так как сассан весьма ядовит. По данным газеты округа Мэриленд, совсем недавно в результате этого испытания погибла женщина. [ 12 ] [ 13 ]
Экзогамный
[ редактировать ]Члены группы по отцовской линии ( клана ) должны найти себе пару из другого клана под страхом нарушения табу . Вирилокальное проживание является нормой. [ 14 ]
Многоязычие
[ редактировать ]Определенная степень двуязычия / бидиалектализма является нормальной в таком контексте, поскольку этого требуют потребности экзогамии и коммерческого взаимодействия.
Диглоссия (расширенная или нет), часто с либерийским (пиджин-английским), обеспечивает дополнительное измерение многоязычной сложности, описанной выше. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джонстон и Мандрик, 2001 [1] .
- ^ СИЛ , 1993 [2] . Это означает, что группы Крумена считаются Гребо в соответствии с лингвистическим подсемейством или ветвью ISO 639-2 .
- ^ Классифицируется как диалект южного гребо согласно ISO 639-3 .
- ^ Сиссарелли, Барбара Л. (февраль 2000 г.). Гёрли, Ральф Рэндольф (1797–1872), филантроп . Американская национальная биография онлайн. Том. 1. Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/anb/9780198606697.article.1500300 .
- ^ грб
- ^ Обсуждение использования термина «племя» в Либерии см. в EveryCulture , а также в GlobalSecurity.
- ^ Либерийско-Гребская война 1876 года , Глобальная безопасность
- ^ Отчет о Либерии, 1985 г. , Глобальная безопасность. находившийся дольше всех на своем посту Цитата: Президент Либерии Уильям Табмен, , «...стал формальным главой Поро (поскольку он также был великим магистром масонского ордена ) в двойном жесте: получить контроль над ним и заручиться поддержкой групп, которые были ее членами».
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 933. классифицирует Гребо как одно из племен Крумена , заявляя:
Крумены украшают свои лица племенными знаками — черными или синими линиями на лбу и от уха до уха. Они татуируют руки и калечат резцы.
- ^ Ван Дер Краай. «Тайна Кру или Кольца Гребо, часть II» . Либерия в прошлом и настоящем .
- ↑ О распространенности гадания среди гребо обратите внимание на следующий отрывок из биографии человека гребо, Уильяма Уэйде Харриса : [3] Архивировано 23 марта 2007 г. в Wayback Machine.
До двенадцати лет Ваде (родившийся около 1860 года) жил в традиционной деревне Глебо на восточном побережье мыса Пальмас в Либерии. Сын «язычника», он утверждал, что был «прирожденным методистом», указывая, что это было в то время, когда обращение означало покинуть «языческую деревню» и отправиться в христианскую деревню на другом берегу лагуны в Хаф-Грауэй. Мать Ваде совершенно исключительным образом прожила свою жизнь веры среди традиционной семейной жизни с ее жертвоприношениями, гаданиями, колдовством и влиянием «сельского врача».
Испытание испытанием можно считать еще одной формой гадания.
- ↑ The Sentinel , Харпер, март 2006 г., Том 02, № 01.
- ^ Описание испытаний и химического анализа .
- ^ Местный информатор Чарльз Блуа из Джабо (либо соседа, либо подгруппы Гребо) заявил в интервью: [4]
Сначала семья или племя открывается историей одной семьи. Отец семейства был известен как Джа. По этой причине смешанные браки в нашем племени не разрешены, но мы часто [sic] идем в другое племя в поисках партнера.
- ^ Хассельбринг и Джонсон, с. 9: «Однако даже в этом секторе либерийское влияние остается значительным из-за лингва-франка (универсальный пиджин-английский), а также благодаря моральным действиям протестантских миссий англо-американского происхождения, не всегда очень тонким но очень динамично».
- ^ Хассельбринг и Джонсон, с. 10:
«Поскольку английский является официальным языком Либерии, на либерийском диалекте английского языка говорит большинство мужчин и в меньшей степени женщины. Гребо обычно говорят на гребо с носителями других диалектов гребо, а на английском – с носителями других языков. Однако некоторые Гребо говорят на гребо с носителями клао и тепо. Некоторые гребо говорят по-английски с носителями диалектов гребо, которые наиболее отличаются от их собственного».
- ^ Хассельбринг и Джонсон, с. 29:
«Разговаривая со своими мужьями, две трети женщин говорят на своем диалекте, одна пятая говорит на диалекте своего мужа и одна десятая говорит по-английски».
Библиография
[ редактировать ]- Хассельбринг, Сью и Эрик Джонсон. 2002. Социолингвистическое исследование языковой зоны гребо в Либерии . Международная монография SIL, 100 страниц.
- Моран, Мэри Х. 1986. «Коллективные действия и «представительство» африканских женщин: пример Либерии», «Феминистские исследования», 15:443-60.
- Моран, Мэри Х. 1990. «Цивилизованные женщины: пол и престиж в юго-восточной Либерии». Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.
- Моран, Мэри Х. 1992. «Цивилизованные слуги: воспитание детей и обучение для получения статуса среди глебо Либерии». В Хансене, Карен Т. (ред.) «Африканские встречи с домашними животными», 98–115. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса.
- Моран, Мэри Х. 1995. «Воины или солдаты? Мужественность и ритуальный трансвестизм в гражданской войне в Либерии». В Саттоне, Констанс Р. (ред.) «Феминизм, национализм и милитаризм». Арлингтон, Вирджиния: Американская антропологическая ассоциация.
- Моран, Мэри Х. 1996. «Неся королеву: идентичность и национализм на митинге либерийской королевы. В Коэне, CB, Стелтье, Б. и Р. Уилке (ред.) «Королевы красоты на глобальной арене: гендер, конкурсы, и власть», 147–60. Лондон: Routledge.
- Моран, Мэри Х. 2000. «Гендер и старение: являются ли женщины «воинами» среди глебо Либерии?» «Журнал либерийских исследований», 25:25-41.
- Моран, Мэри Х. 2006. Либерия: насилие демократии. Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета.