Соната ля минор для флейты соло, Wq. 132
Соната для флейты соло | |
---|---|
Карл Филипп Эммануил Бах | |
![]() Первая часть сонаты | |
Ключ | Несовершеннолетний |
Каталог |
|
Составленный | ~1747 |
Опубликовано | 1763 |
Движения | 3 (Поко адажио, Аллегро, Аллегро) |
Соната для флейты соло ля минор , Wq.132 , H 562, — соната для флейты без бассо континуо и сопутствующих инструментов, написанная Карлом Филиппом Эммануэлем Бахом . [ 1 ] Соната считается, наряду с «Фантазиями для флейты соло» И.С. Баха Телемана и ля минорной партитой , одним из наиболее значительных произведений для флейты без аккомпанемента до 20 века. [ 2 ] Это единственное произведение Баха для флейты, напечатанное и изданное при его жизни. Никакой рукописи его обнаружено не было. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Бах написал эту сонату в Берлине около 1747 года. [ 1 ] когда он был камерным клавесинистом Фридриха Великого . Король также был флейтистом, и многие композиторы писали для него сочинения для флейты. Бах посвятил несколько сочинений Флауто-траверсо . В 1747 году он написал для этого инструмента ряд произведений, в том числе и эту сонату. [ 3 ]
Некоторые ученые утверждают, что эта соната предназначалась царю. Действительно, оно было напечатано еще при жизни короля. Но в то время сочинения, написанные для прусского короля, не разрешалось публиковать и обнародовать. Возможно, оно было опубликовано без ведома короля. Этим можно объяснить дату публикации 1763 г. [ 1 ] почти через два десятилетия после написания сонаты. [ 3 ]
Сегодня по разным практическим причинам существуют также издания, в которых добавляется аккомпанемент, например фортепиано. [ 4 ]
Описание
[ редактировать ]Стиль
[ редактировать ]Время написания этой сонаты было временем, когда Бах, из-за своего положения королевского клавесиниста, был окружен многими известными музыкантами, такими как Иоганн Иоахим Кванц , личный учитель короля по игре на флейте и один из его многочисленных композиторов. Под их влиянием стиль Баха изменился: помимо признаков стиля барокко своего отца , он включил в себя черты нового галантного стиля , такие как медленное гармоническое движение. Он продолжал использовать орнаменты , которых в его творчестве немало, в сочетании всех стилей этого периода (французского, немецкого и итальянского). Также в этой конкретной сонате Бах использовал прием молчания, оставляя дважды целый такт без нот (часть 1, такт 91 и часть 3, такт 93), так что, поскольку аккомпанирующих инструментов нет, в этих двух тактах это полная тишина. Эта соната является ранним прототипом этого изменения. [ 4 ]
Самое большое отличие от единственного произведения его отца для флейты без аккомпанемента, Партиты ля минор , BWV 1013, сюиты из четырех танцевальных частей (Аллеманда, Корренте, Сарабанда, Английское буре), заключается в том, что в сонате почти нет признаков танец (кроме второй части), и три его части (Poco adagio, Allegro, Allegro) не соответствуют стандартному формату быстро-медленно-быстро , но медленно-быстро-быстро , формат также показан еще в одиннадцати его сонатах между 1735 и 1747 годами. Этот формат отражает тенденции этого времени в немецкой культуре . [ 4 ]
Структура
[ редактировать ]В сонате используется формат движений медленно-быстро-быстро . Темп . объединяет произведение Первая часть медленная ( Poco adagio ), вторая более быстрая ( Allegro ), третья (Allegro) несколько быстрее второй, поэтому результат при исполнении акустически единый. [ 4 ]
Бах также использовал развитие мотивации для объединения своего творчества, как это делал его отец. Примерами могут служить мотив «скалярной арки» в первых тактах, фрагментарно повторяющийся во всей сонате, и мотив нисходящего полутона, появляющийся в начале каждой части. [ 4 ]
Мелодическая линия кажется скорее угловатой, чем мягкой, о чем свидетельствует использование шестнадцатых нот в частях Аллегро, ломаных аккордов, терций и частых пауз - все это смесь стилей барокко и галанта. [ 4 ]
Движения
[ редактировать ]Все движения записаны в округленно-двоичной форме . [ 4 ]
Первая часть (Poco adagio)
[ редактировать ]Первая часть, отмеченная Poco adagio , имеет тот же стиль, что и аналогичные произведения И.С. Баха. [ 1 ]
Движение начинается со скалярной темы, которая сама по себе выражает печаль. Внутри него есть несколько «полушаговых» мотивов , которые символизируют слезы, и он начинается с некоторых оскорблений , добавляющих импульса работе. [ 4 ]
В тактах 25–30 и 80–85 Бах заставил мелодию звучать как три разных голоса, что является впечатляющим достижением композитора. В такте 30 он добавил каденцию в уменьшенной ноте F. ♯ 7 аккорд , за которым в такте 37 следует каденция до мажор , которая заканчивается уменьшенным аккордом до ♯ 7 . В такте 41 развивается каденция ре минор , а в следующем такте гармония модулируется до ми минор . В тактах 50 и 71 главная тема появляется снова, второй раз в тонике (ля минор), создавая таким образом необходимое единство в округленно-бинарной форме. В такте 81 есть еще одна каденция, похожая на такт 30, увеличивающая музыкальное напряжение, в то время как последняя каденция, в такте 93, является самой большой из остальных (но все же короткой), требующей дыхания одного флейтиста. . Таким образом, занимая доминирующее положение, он еще больше оттягивает распад. [ 4 ]
Вторая часть (Аллегро)
[ редактировать ]Метр: 2 / 4 [ 4 ]
Некоторые считают, что вторая часть развивает некоторые элементы движений Аллегро середины века. Некоторые считают , что, приправленный широкими прыжками и быстрыми модуляциями , он снова ближе к некоторым сочинениям И.С.Баха . [ 4 ] [ 1 ]
В первых тактах есть восьмая нота , намекающая на танец, но на самом деле вступающее движение на самом деле является танцевальным движением. Примерно в такте 40 гармония переходит в до мажор. Еще два случая, когда музыка звучит так, будто она многоголосая, хотя она всего одна, - это такты 57–61 и 104–108. В такте 76 начинается каденция, но в этом же такте и до такта 84 есть часть с нотами под легатосом , которая кажется идентичной стилю первой части, используя тот же «полушаговый» мотив. Там же приводится пример одного из объединяющих мотивов сонаты. Чуть позже появляются быстрые арпеджио , меняющие схему. В тактах 85–93 это приводит к полукаденции, заполненной шестнадцатыми нотами. Завершается часть вариацией основной темы. [ 4 ]
Третья часть (Аллегро)
[ редактировать ]Метр: 3 / 8 [ 4 ]
Последнее движение быстрее и сложнее, чем два других. [ 4 ]
В этой части самая медленная гармоническая линия и меньше хроматизма, чем в других частях произведения. Тем не менее, он также использует большинство технических функций. [ 4 ]
Вступительная тема части, содержащая часть вступительной части первой части, напоминает слушателю взлет ракеты, опять же с использованием мотивного развития (особенно уменьшения и ретроградности ). Гармония переходит в ми минор в такте 52. В движении наблюдается сильное напряжение до тактов 91–93, где двухтактное арпеджио до мажор внезапно прекращается, после чего следует пауза в такт . После этого тема внезапно становится похожей на движение корренте эпохи барокко . В тактах 95–101 присутствует более длинный скальный мотив, полный шестнадцатых нот . Заключительный раздел произведения начинается с такта 102, на тактах 136–137 появляется каденция, возвращающаяся к исходному темпу. Движение заканчивается достаточно смелым отрывком. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Брюэр, Рой. «Карл Филипп Эммануил Бах / Соната для флейты ля минор, H. 562, Wq. 132» . Вся музыка . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ Зон, Стивен (27 марта 2008 г.). Музыка для смешанного вкуса: стиль, жанр и смысл в инструментальных произведениях Телемана . Издательство Оксфордского университета . п. 427. ИСБН 978-0-19-803796-5 .
- ^ Jump up to: а б с «Бах, Карл Филипп Эммануил – Соната для флейты ля минор Wq 132» . www.boosey.com . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Абельн, Мелисса Колин (2004). «Соната для флейты соло К. П. Э. Баха: свежий взгляд на старинный шедевр» . Ежеквартальный журнал флейтиста . 1 :8 – через Гейла.