Темперамент
В психологии под темпераментом в широком смысле понимают устойчивые индивидуальные различия в поведении, которые имеют биологическую основу и относительно независимы от обучения, системы ценностей и установок.
Некоторые исследователи указывают на связь темперамента с формальными динамическими особенностями поведения, такими как энергетические аспекты, пластичность, чувствительность к специфическим подкреплениям и эмоциональность. [ 1 ] Черты темперамента (такие как нейротизм, коммуникабельность, импульсивность и др.) представляют собой отчетливые закономерности поведения на протяжении всей жизни, но наиболее заметны и наиболее изучены у детей. Младенцев обычно характеризуют по темпераменту, но продольные исследования 1920-х годов начали устанавливать, что темперамент является чем-то стабильным на протяжении всей жизни. [ 2 ]
Определение
Темперамент определяется как «совокупность врожденных черт, которые определяют уникальный стиль поведения ребенка и то, как он или она воспринимает мир и реагирует на него». [ 3 ]
Схемы классификации
Было разработано множество классификационных схем темперамента, но единого мнения нет. [ 4 ] [ 5 ] Латинское слово темпераментум означает «смесь».
Темперамент против личности
Некоторые комментаторы рассматривают темперамент как один из факторов, лежащих в основе личности. [ 6 ]
Основные модели
Модель четырех темпераментов.
Исторически во втором веке нашей эры врач Гален описал четыре классических темперамента (меланхолик, флегматик, сангвиник и холерик), соответствующие четырем жидкостям тела. [ 7 ] Эта историческая концепция исследовалась философами , психологами , психиатрами и психофизиологами с самых ранних времен психологической науки с теориями, предложенными Иммануилом Кантом , Германом Лотце , Иваном Павловым , Карлом Юнгом , Герардусом Хеймансом и другими. В более поздней истории Рудольф Штайнер подчеркивал важность четырех классических темпераментов в начальном образовании, в то время, когда он считал, что влияние темперамента на личность является самым сильным. [ 8 ] [ 9 ] Ни Гален, ни Штайнер обычно не применяются к современному изучению темперамента в подходах современной медицины или современной психологии.
Нейрофизиологическая модель темперамента Русалова-Трофимовой.
Эта модель основана на древнейшей традиции нейрофизиологических экспериментов, зародившейся в рамках исследований типов и свойств нервных систем школой Ивана Павлова . Эта экспериментальная традиция началась с исследований на животных в 1910–20-х годах, но с 1930-х и особенно с 1960-х годов распространила свою методологию на людей, включая ЭЭГ, кофеиновые тесты, вызванные потенциалы, поведенческие задачи и другие психофизиологические методы. [ 10 ]
Последняя версия этой модели основана на « Деятельно-специфическом подходе в исследовании темперамента» , на исследованиях Александра Лурии в области клинической нейрофизиологии и на нейрохимической модели « Функциональный ансамбль темперамента» . [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ] В настоящее время модель связана с Опросником структуры темперамента и имеет 12 шкал:
Шкалы, связанные с выносливостью
- Моторно-физическая выносливость: способность человека выдерживать длительную физическую активность с использованием четко определенных поведенческих элементов.
- Социально-вербальная выносливость (коммуникабельность): способность человека поддерживать длительную социально-вербальную деятельность, используя четко определенные поведенческие элементы.
- Умственная выносливость, или внимание: способность сохранять сосредоточенность на выбранных свойствах объектов при подавлении поведенческой реакции на другие особенности.
Шкалы, связанные со скоростью интеграции поведения
- Двигательно-физический темп: скорость интеграции действия в физические манипуляции с предметами с четко определенными сценариями действий.
- Пластичность: способность быстро адаптироваться к изменениям ситуации, менять программу действий, переключаться между разными задачами.
- Социально-вербальный темп: предпочтительная скорость речи и способность понимать быструю речь на известные темы, чтение и сортировку известного речевого материала.
Шкалы, связанные с типом направленности поведения
- Поиск ощущений (СС): поведенческая ориентация на четко определенные и существующие сенсационные объекты и события, недооценка результатов рискованного поведения.
- Эмпатия: поведенческая ориентация на эмоциональные состояния/потребности других (от эмпатической глухоты при аутизме и шизофрении до социальной зависимости).
- Чувствительность к вероятностям: стремление собирать информацию об уникальности, частоте и ценности объектов/событий, различать их специфические особенности, проецировать эти особенности в будущие действия.
Шкалы эмоциональности
- Удовлетворенность (уверенность в себе): склонность быть удовлетворенным текущим состоянием событий, чувство безопасности, уверенность в будущем. Несмотря на оптимизм по поводу результатов своей деятельности, респондент может быть невнимателен к деталям.
- Импульсивность: инициирование действий, основанное на немедленной эмоциональной реакции, а не на планировании или рациональном рассуждении.
- Невротизм: тенденция избегать новизны, непредсказуемых ситуаций и неопределенности. Предпочтение известных мест и людей неизвестным и потребность в одобрении и обратной связи со стороны окружающих.
исследования Кагана
Джером Каган и его коллеги сконцентрировали эмпирические исследования на категории темперамента, называемой «реактивность». Четырехмесячных младенцев, которые становились «моторически возбужденными и расстроенными» в ответ на предъявление новых стимулов, называли высокореактивными . Тех, кто оставался «моторически расслабленным, не плакал и не раздражался из-за одних и тех же незнакомых событий», называли низкореактивными . [ 13 ] Этих детей с высокой и низкой реактивностью снова тестировали в возрасте 14 и 21 месяца «в различных незнакомых лабораторных ситуациях». Высокореактивные младенцы преимущественно характеризовались профилем сильного страха перед незнакомыми событиями, который Каган назвал заторможенным. Напротив, низкореактивные дети минимально боялись новых ситуаций и характеризовались раскованным профилем (Каган). Однако при повторном наблюдении в возрасте 4,5 лет лишь небольшая часть детей сохранила ожидаемый профиль из-за опосредующих факторов, таких как промежуточный семейный опыт. Те, кто оставался сильно заторможенным или раскованным после 4,5 лет, имели более высокий риск развития тревоги и расстройств поведения соответственно. [ 14 ]
Каган также использовал две дополнительные классификации: одну для младенцев, которые были малоподвижны, но часто плакали (в состоянии стресса), и другую для тех, кто проявлял активную активность, но мало плакал (возбуждённые). В возрасте 14–17 лет эти группы детей показали разные результаты, включая некоторые различия в активности центральной нервной системы. Подростки, которых в детстве считали высокореактивными, с большей вероятностью были «подавлены в незнакомых ситуациях, сообщали о мрачном настроении и тревоге по поводу будущего, [и] были более религиозными». [ 15 ]
Девять характеристик темперамента Томаса и Чесса
Александр Томас, Стелла Чесс , Герберт Г. Берч, Маргарет Герциг и Сэм Корн в начале 1950-х годов начали классическое Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента младенцев (Thomas, Chess & Birch, 1968). Исследование было сосредоточено на том, как качества темперамента влияют на адаптацию на протяжении всей жизни. Чесс, Томас и др. оценили младенцев по девяти характеристикам темперамента, каждая из которых сама по себе или в сочетании с другой влияет на то, насколько хорошо ребенок адаптируется в школе, с друзьями и дома. Поведение каждой из этих черт находится в континууме . Если ребенок склоняется к верхнему или нижнему краю шкалы, это может быть поводом для беспокойства. К специфическим формам поведения относятся: уровень активности, регулярность режима сна и питания , первоначальная реакция, адаптивность, интенсивность эмоций , настроение , отвлекаемость, настойчивость и продолжительность концентрации внимания , а также сенсорная чувствительность. Были обнаружены избыточности между категориями, и сегодня психологи обычно используют сокращенный список. [ 16 ]
В исследовании Томаса и Чесса использовались следующие девять черт темперамента детей. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] на основе схемы классификации, разработанной доктором Гербертом Берчем: [ 22 ] Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что многих младенцев можно отнести к одной из трех групп: легкие , трудные и медленно разогревающиеся (Thomas & Chess 1977). [ 17 ] Не всех детей можно отнести в одну из этих групп. Примерно 65% детей соответствуют одному из шаблонов. Из 65% 40% соответствовали легкому шаблону, 10% — сложному, а 15% медленно разогревались. У каждой категории есть свои сильные и слабые стороны, и одна не превосходит другую. [ 23 ]
Томас, Чесс, Бёрч, Герциг и Корн показали, что легкие дети легко адаптируются к новым впечатлениям, обычно демонстрируют позитивное настроение и эмоции, а также имеют нормальный режим питания и сна. Трудные дети, как правило, очень эмоциональны, раздражительны и суетливы, много плачут. У них также, как правило, нерегулярный режим питания и сна. Младенцы , которые медленно разогреваются, имеют низкий уровень активности и склонны избегать новых ситуаций и людей. Они медленно адаптируются к новому опыту, но принимают его после неоднократного воздействия.
Томас, Чесс, Берч, Герциг и Корн обнаружили, что эти широкие модели темпераментных качеств удивительно стабильны на протяжении всего детства. Эти черты также встречаются у детей всех культур.
Томас и Чесс также изучали темперамент и окружающую среду. Одна выборка состояла из белых семей среднего класса с высоким уровнем образования, а другая — из семей пуэрториканского рабочего класса. Они обнаружили несколько отличий. Среди них были: [ 17 ]
- Родители детей среднего класса чаще сообщали о проблемах с поведением в возрасте до девяти лет, а у детей были проблемы со сном. Это может быть связано с тем, что дети идут в дошкольное учреждение в возрасте от трех до четырех лет. У пуэрториканских детей в возрасте до пяти лет наблюдались редкие признаки проблем со сном, однако проблемы со сном стали более распространенными в возрасте шести лет.
- Родители из среднего класса также уделяли большое внимание раннему развитию ребенка, полагая, что проблемы в раннем возрасте указывают на более поздние проблемы в психологическом развитии, тогда как родители из Пуэрто-Рико считали, что их дети перерастут любые проблемы.
- В возрасте девяти лет количество новых проблем у детей среднего класса снизилось, но у пуэрториканских детей они возросли, возможно, из-за требований школы.
Наблюдаемые черты:
- Активность: относится к физической энергии ребенка. Ребенок постоянно двигается или у него расслабляющий подход? Высокоэнергичному ребенку может быть трудно сидеть спокойно в классе, тогда как ребенок с низким уровнем энергии может переносить очень структурированную среду. Первые могут чаще использовать навыки крупной моторики, такие как бег и прыжки. И наоборот, ребенок с более низким уровнем активности может больше полагаться на мелкую моторику, например, на рисование и составление головоломок. Эта черта может также относиться к умственной деятельности, такой как глубокое размышление или чтение — деятельности, которая становится более значимой по мере взросления человека.
- Регулярность: также известная как ритмичность , относится к уровню предсказуемости биологических функций ребенка, таких как пробуждение, усталость, голод и дефекация. Есть ли у ребенка распорядок дня в еде и сне, или эти события более случайны? Например, ребенок с высоким рейтингом регулярности может хотеть есть каждый день в 14:00, тогда как ребенок с более низким рейтингом регулярности может есть время от времени в течение дня.
- Первоначальная реакция: также известная как приближение или отстранение . Это относится к тому, как ребенок реагирует (положительно или отрицательно) на новых людей или окружающую среду. Подходит ли ребенок к людям или вещам в окружающей среде без колебаний или уклоняется? Смелый ребенок склонен подходить к делу быстро, как будто не задумываясь, тогда как осторожный ребенок обычно предпочитает некоторое время понаблюдать, прежде чем приступить к новому опыту.
- Адаптивность: относится к тому, сколько времени требуется ребенку, чтобы приспособиться к изменениям с течением времени (в отличие от первоначальной реакции). Легко ли ребенок приспосабливается к изменениям в окружающей среде или ребенок сопротивляется? Ребенок, который легко приспосабливается, может быстро привыкнуть к новому распорядку дня, тогда как сопротивляющемуся ребенку может потребоваться много времени, чтобы приспособиться к ситуации.
- Интенсивность: относится к уровню энергии положительного или отрицательного ответа. Реагирует ли ребенок интенсивно на ситуацию или реагирует спокойно и тихо? Более настойчивый ребенок может подпрыгивать и кричать от волнения, тогда как ребенок с мягкими манерами может улыбаться или не проявлять никаких эмоций.
- Настроение: относится к общей тенденции ребенка к счастливому или несчастному поведению. У всех детей наблюдаются разнообразные эмоции и реакции: веселые и бурные, счастливые и несчастные. Тем не менее, каждый ребенок биологически склонен иметь в целом позитивный или негативный взгляд на жизнь. Ребенка, который часто улыбается и воркует, можно считать жизнерадостным, тогда как ребенка, который часто плачет или суетится, можно считать бурным.
- Отвлекаемость: относится к склонности ребенка отвлекаться на другие вещи, происходящие вокруг него. Легко ли ребенок отвлекается на то, что происходит вокруг, или может ли ребенок сосредоточиться, несмотря на отвлекающие факторы? Легко отвлекающийся ребенок занят внешними событиями и с трудом возвращается к поставленной задаче, тогда как редко отвлекающийся ребенок остается сосредоточенным и выполняет поставленную задачу.
- Настойчивость и концентрация внимания: относятся к продолжительности времени, в течение которого ребенок выполняет задание, и способности продолжать выполнение задания, даже несмотря на разочарования — независимо от того, занимается ли ребенок занятием в течение длительного периода времени или быстро теряет интерес.
- Чувствительность: относится к тому, насколько легко ребенка беспокоят изменения в окружающей среде. Это также называют сенсорным порогом или порогом реагирования . Беспокоят ли ребенка внешние раздражители, такие как шумы, текстуры или свет, или ребенок их игнорирует? Чувствительный ребенок может потерять концентрацию, когда хлопнет дверь, тогда как ребенок, менее чувствительный к внешним шумам, сможет сохранять концентрацию.
Три измерения темперамента Мэри К. Ротбарт
Мэри К. Ротбарт рассматривает темперамент как индивидуальные личностные различия у младенцев и детей раннего возраста, которые присутствуют до развития высших когнитивных и социальных аспектов личности . [ 24 ] Ротбарт далее определяет темперамент как индивидуальные различия в реактивности и саморегуляции, которые проявляются в сферах эмоций, активности и внимания. Отойдя от классификации младенцев по категориям, Мэри Ротбарт выделила три основных аспекта темперамента. [ 25 ] Используя факторный анализ данных детей в возрасте от 3 до 12 месяцев, выявили три общих фактора, которые были названы экстренностью/экстраверсией, негативным аффектом и усилием контроля. [ 24 ]
Хирургия/экстраверсия
Экстраверсия /экстраверсия включает позитивное ожидание, импульсивность , повышенный уровень активности и стремление к поиску ощущений. [ 26 ] Этот фактор отражает степень, в которой ребенок в целом счастлив, активен, ему нравится петь и искать стимуляции. [ 25 ] Повышенный уровень улыбки и смеха наблюдается у детей с высоким уровнем экстренности/экстраверсии. [ 24 ] У детей в возрасте от 10 до 11 лет с более высоким уровнем экстренности/экстраверсии чаще развиваются проблемы экстернализации, такие как отыгрывание; однако у них меньше шансов развить проблемы интернализации, такие как застенчивость и низкая самооценка . [ 27 ]
Негативный эффект
Негативный аффект включает в себя страх , разочарование , печаль , дискомфорт, [ 26 ] и гнев . [ 24 ] Этот фактор отражает степень застенчивости ребенка и его трудность успокоить. [ 25 ] Гнев и разочарование проявляются уже в возрасте 2–3 месяцев. Гнев и разочарование вместе предсказывают трудности экстернализации и интернализации. Гнев сам по себе позднее связан с экстернализацией проблем, тогда как страх связан с интернализацией трудностей. Страх, о котором свидетельствует поведенческая заторможенность, проявляется уже в возрасте 7–10 месяцев и позже предсказывает пугливость детей и более низкий уровень агрессии . [ 28 ]
Легкое управление
Усиленный контроль включает в себя фокусировку и переключение внимания , тормозящий контроль, перцептивную чувствительность и низкий порог удовольствия. [ 26 ] Этот фактор отражает то, насколько ребенок умеет концентрировать внимание, плохо отвлекается, [ 25 ] может сдерживать доминирующую реакцию, чтобы выполнить недоминирующую реакцию, и использовать планирование. При высоком уровне контроля, требующего усилий, шести-семилетние дети, как правило, более чутки и менее агрессивны. [ 26 ] Более высокий уровень жесткого контроля в возрасте семи лет также предсказывает меньший уровень экстернализации проблем в возрасте 11 лет. [ 29 ] Дети с высоким уровнем негативного аффекта демонстрируют меньше проблем с интернализацией и экстернализацией, когда они также имеют высокий уровень контроля, требующего усилий. [ 28 ] Ротбарт предполагает, что контроль, требующий усилий, зависит от развития навыков исполнительного внимания в первые годы жизни. В свою очередь, навыки исполнительного внимания позволяют лучше контролировать реактивные тенденции. Удобный контроль демонстрирует стабильность с младенчества до школьных лет. [ 28 ] а также предсказывает совесть . [ 30 ]
Другие
Соломон Даймонд описал темпераменты, основанные на характеристиках животного мира: боязливость, агрессивность, дружелюбность и импульсивность. Его работу продолжили Арнольд Басс и Роберт Пломин , которые разработали два показателя темперамента: Колорадский опросник детского темперамента, который включает аспекты схемы Томаса и Чесса, и опрос EAS для детей . [ 16 ]
Х. Хилл Голдсмит и Джозеф Кампос использовали эмоциональные характеристики для определения темперамента, первоначально анализируя пять эмоциональных качеств: двигательную активность, гнев, боязливость, удовольствие/радость и интерес/настойчивость, но позже расширив их, включив в них и другие эмоции. Они разработали несколько показателей темперамента: Lab-TAB и TBAQ. [ 16 ]
Другие системы темперамента включают те, которые основаны на теориях темперамента взрослых (например, «Батарея оценки темперамента для детей» Грея и Мартина) или личности взрослого человека (например, «Большая пятерка личностных качеств»).
Причинные и коррелирующие факторы
Биологическая основа темперамента
Ученые, ищущие доказательства биологической основы личности, изучили взаимосвязь между темпераментом и нейромедиаторными системами. [ 31 ] [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ] и характер (определяемый в этом контексте как аспекты развития личности). Предполагается, что темперамент связан с биологическими факторами, но они оказались сложными и разнообразными. [ 14 ] [ 5 ] а биологические корреляции оказалось трудно подтвердить. [ 14 ]
Темперамент против психических расстройств
Некоторые психиатры и дифференциальные психологи предположили, что темперамент и психические заболевания представляют собой различные степени одного и того же континуума дисбаланса нейротрансмиттеров в нейрофизиологических системах поведенческой регуляции. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Фактически исходные четыре типа темперамента (холерик, меланхолик, флегматик и сангвиник), предложенные Гиппократом и Галеном, напоминают легкие формы типов психических расстройств, описанных в современных классификациях. Более того, гипотеза Гиппократа-Галена о химическом дисбалансе как факторе устойчивых индивидуальных различий также была подтверждена исследованиями в области нейрохимии и психофармакологии, хотя современные исследования приписывают это различным соединениям. Во многих исследованиях изучались связи между чертами темперамента (такими как импульсивность, поиск ощущений, невротизм, выносливость, пластичность, коммуникабельность или экстраверсия) и различными нейротрансмиттерными и гормональными системами (т. е. теми же самыми системами, которые участвуют в психических расстройствах).
Хотя темпераментные и психические расстройства могут быть представлены соответственно как слабые и сильные дисбалансы внутри одних и тех же регуляторных систем, неверно говорить, что темперамент является слабой степенью этих нарушений. Темперамент может быть предрасположенностью к развитию психического расстройства, но его не следует рассматривать как гарантированный маркер расстройств.
Семейная жизнь
Влияния
Большинство экспертов сходятся во мнении, что темперамент имеет генетическую и биологическую основу, хотя факторы окружающей среды и взросление изменяют способы выражения личности ребенка. [ 35 ] Термин «соответствие» относится к совпадению или несоответствию темперамента и других личных характеристик и конкретных особенностей окружающей среды. В семейной жизни важны различия темперамента или стилей поведения между людьми. Они влияют на взаимодействие между членами семьи. В то время как некоторые дети могут быстро и легко адаптироваться к семейному распорядку и ладить с братьями и сестрами, другим, более активным или напряжённым, может быть трудно приспособиться. Взаимодействие между этими детьми и их родителями или братьями и сестрами входит в число факторов, которые могут привести к стрессу и разногласиям в семье.
Сочетание темпераментов родителей и детей также влияет на семейную жизнь. Например, медлительного родителя может раздражать очень активный ребенок; или если и родитель, и ребенок очень активны и напряжены, может возникнуть конфликт. Эти знания могут помочь родителям понять, как темперамент влияет на семейные отношения. То, что может показаться поведенческой проблемой, на самом деле может быть несоответствием темперамента родителя и ребенка. Внимательно рассмотрев девять черт характера, которые Томас и Чесс выявили в ходе своего исследования, родители смогут лучше понять темперамент своего ребенка и свой собственный. Родители также могут заметить, что ситуационные факторы заставляют темперамент ребенка казаться проблематичным; например, ребенок с низкой ритмичностью может вызвать затруднения у семьи с насыщенным графиком жизни, а с ребенком с высоким уровнем активности может быть трудно справиться, если семья живет в тесной квартире наверху от чувствительных соседей.
Родители могут поощрять новое поведение своих детей, и при достаточной поддержке ребенок , который медленно согревается, может стать менее застенчивым, а с трудным ребенком станет легче справиться. Совсем недавно младенцев и детей с проблемами темперамента стали называть «энергичными», чтобы избежать негативного значения слов « трудно » и « медленно разогреваются ». Было написано множество книг, в которых родителям даны советы, как воспитать энергичных детей.
Понимание для улучшения
Понимание темперамента ребенка может помочь по-новому взглянуть на то, как родители интерпретируют поведение детей и как родители думают о причинах такого поведения. Родители, имеющие доступ к этим знаниям, теперь помогают им направлять своего ребенка таким образом, чтобы уважать индивидуальные различия ребенка. Понимая темпераменты детей и свои собственные, мы помогаем взрослым работать с ними, а не пытаться их изменить. Это возможность предвидеть и понять реакцию ребенка. Также важно знать, что темперамент не оправдывает неприемлемое поведение ребенка, но указывает, как родители могут на него реагировать. Небольшие и разумные изменения в распорядке дня могут снизить напряжение. Например, ребенку, который по утрам ходит медленно, может потребоваться дополнительные полчаса, чтобы собраться. Знание того, кто или что может повлиять на поведение ребенка, может помочь облегчить потенциальные проблемы. Хотя дети приобретают характер своего темпераментного поведения врожденно, большая часть того, что помогает определить способность ребенка развиваться и действовать определенным образом, определяется родителями. Когда родитель находит время, чтобы выявить и, что более важно, положительно отреагировать на темпераменты, с которыми они сталкиваются, это поможет им направить своего ребенка в попытках познать мир.
Очень важно распознать темперамент ребенка и помочь ему понять, как он влияет на его/ее жизнь, а также на жизнь других людей. Не менее важно, чтобы родители осознавали свой темперамент. Распознавание темперамента каждого человека поможет предотвратить и справиться с проблемами, которые могут возникнуть из-за различий между членами семьи.
Темперамент сохраняется и во взрослом возрасте, а более поздние исследования Чесса и Томаса показали, что эти характеристики продолжают влиять на поведение и адаптацию на протяжении всей жизни.
В дополнение к первоначальным клиническим исследованиям, академические психологи проявили интерес к этой области, и такие исследователи, как Бейтс, Басс и Пломин, Каган , Русалов , Клонингер , Трофимова и Ротбарт, провели большие объемы исследований в области личности , нейробиологии , и поведенческая генетика .
Определение типа темперамента
Темперамент определяется посредством конкретных поведенческих профилей, обычно сосредотачиваясь на тех, которые легко измерить и проверить в раннем детстве. Обычно проверяемые факторы включают черты, связанные с энергетическими способностями (называемые «Активность», «Выносливость», «Экстраверсия»), черты, связанные с эмоциональностью (такие как раздражительность, частота улыбки), а также приближение или избегание незнакомых событий. [ 14 ] [ 5 ] Как правило, существует низкая корреляция между описаниями учителей и поведенческими наблюдениями ученых за особенностями, используемыми при определении темперамента. [ 36 ]
См. также
- Четыре темперамента
- Функциональный ансамбль темперамента
- Сортировщик темпераментов Кейрси
- Соционические темпераменты
- Структура опросника темперамента
- Большая пятерка личностных качеств
- Теория личности по группе крови
Ссылки
- ^ Русалов В.М.; Трофимова, И.Н. (2007). Структура темперамента и ее измерение. Торонто, Канада: Издательство психологических служб .
- ^ Фридман, Шустак, Ховард С., Мириам В. (2016). Личность: классические теории и современные исследования . США: Pearson Education. ISBN 9780133829808 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кристал, Дж. (2005). Перспектива темперамента: Работа со стилями поведения детей. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Brookes Publishing Co.
- ^ Каган, Джером. «Темперамент» . Энциклопедия раннего развития детей . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Трофимова, И.Н. (2016). «Взаимосвязь между функциональными аспектами деятельности и нейрохимической моделью темперамента взрослого». В Арнольде, MC (ред.). Темпераменты: индивидуальные различия, социальные и экологические влияния и влияние на качество жизни . Нью-Йорк: Издательство Nova Science . стр. 77–147.
- ^ Ирина Трофимова (2010). «Исследование различий между структурой темперамента и структурой личности» . Американский журнал психологии . 123 (4): 467–480. дои : 10.5406/amerjpsyc.123.4.0467 . JSTOR 10.5406/amerjpsyc.123.4.0467 . ПМИД 21291163 .
- ^ «Темперамент | личность» .
- ^ Штайнер, Рудольф (1909). «Четыре темперамента: Лекция в Берлине» . Проверено 21 апреля 2009 г.
- ^ Штайнер, Рудольф (1985). Четыре темперамента . ISBN 978-0-910142-11-3 .
- ^ Русалов Владимир (26 февраля 2018 г.). «Теория функциональных систем и деятельностный подход в психологической таксономии» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 373 (1744): 20170166. doi : 10.1098/rstb.2017.0166 . ПМЦ 5832690 . ПМИД 29483350 .
- ^ Перейти обратно: а б Трофимова И.Н.; Роббинс, ТВ (2016). «Темперамент и системы возбуждения: новый синтез дифференциальной психологии и функциональной нейрохимии» . Неврологические и биоповеденческие обзоры . 64 : 382–402. doi : 10.1016/j.neubiorev.2016.03.008 . hdl : 11375/26202 . ПМИД 26969100 . S2CID 13937324 .
- ^ Перейти обратно: а б Трофимова, И.Н. (2018). «Функциональность против размерности в психологических таксономиях и загадка эмоциональной валентности» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 373 : 20170167.doi : (1744 ) 10.1098/rstb.2017.0167 . ПМЦ 5832691 . ПМИД 29483351 .
- ^ Каган, Дж. (1997). «Темперамент и реакции на незнакомое» . Развитие ребенка . 68 (1): 139–143. дои : 10.2307/1131931 . JSTOR 1131931 . ПМИД 9084130 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Джером Каган (2005), Энциклопедия развития детей раннего возраста
- ^ Каган, Джером; Снидман, Нэнси; Кан, Вали; Таусли, Сара; Стейнберг, Лоуренс; Фокс, Натан А. (2007). «Сохранение двух детских темпераментов в подростковом возрасте». Монографии Общества исследований детского развития . 72 (2): я – 95. JSTOR 30163598 .
- ^ Перейти обратно: а б с Центнер, Марсель; Бейтс, Джон Э. (1 января 2008 г.). «Детский темперамент: комплексный обзор концепций, исследовательских программ и мер». Международный журнал наук о развитии . 2 (1–2): 7–37. CiteSeerX 10.1.1.598.1517 . дои : 10.3233/DEV-2008-21203 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Темперамент ребенка на PsychPage.com» . Проверено 21 апреля 2009 г.
- ^ Фирчоу, Нэнси MLS «Темперамент вашего ребенка: некоторые основы» . Архивировано из оригинала 17 мая 2006 года . Проверено 21 апреля 2009 г.
- ^ «Расширение Университета штата Огайо: понимание темперамента вашего ребенка» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2009 г. Проверено 21 апреля 2009 г.
- ^ «Кооперативное расширение Университета штата Мэн: факты о семейных проблемах» . Архивировано из оригинала 7 января 2009 г. Проверено 21 апреля 2009 г.
- ^ «KeepKidsHealthy.com Темперамент и личность» . Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 г. Проверено 21 апреля 2009 г.
- ^ Стелла Чесс и Александр Томас, Темперамент , Routledge: 1996. ISBN 978-0-87630-835-6 . п. 31
- ^ «Воспитание детей – темперамент и личность» . Воспитание новичков. 29 сентября 2014 года . Проверено 12 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Ротбарт, МК и Хван, Дж. (2005). Темперамент и развитие компетентности и мотивации. В книге AJ Elliot и AC Dweck (ред.), Справочник по компетентности и мотивации . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. стр. 167–184. ISBN 978-1-59385-606-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кайл Р.В., Барнфилд А. (2011). Дети и их развитие, второе канадское издание с MyDevelopmentLab . Торонто: Pearson Education Canada. ISBN 978-0-13-255770-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ротбарт, депутат Кнессета (октябрь 2004 г.). «Темперамент и стремление к комплексной психологии развития» . Ежеквартальный журнал Меррилл-Палмер . 50 (4): 492–505. дои : 10.1353/mpq.2004.0035 . S2CID 144970654 .
- ^ Ормель, Дж; Олдехинкель, А.Дж.; Фердинанд, РФ; Хартман, Калифорния; Де Винтер, AF; Винстра, Р; Воллеберг, В; Миндераа, Р.Б.; Буителаар, Дж. К.; Верхюльст, ФК (2005). «Интернализация и экстернализация проблем в подростковом возрасте: общие и специфические эффекты семейных нагрузок и предподростковых черт темперамента». Психологическая медицина . 35 (12): 1825–35. дои : 10.1017/S0033291705005829 . ПМИД 16300695 . S2CID 10109488 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ротбарт, МК (2007). «Темперамент, развитие и личность» (PDF) . Современные направления психологической науки . 16 (4): 207–212. дои : 10.1111/j.1467-8721.2007.00505.x . S2CID 15994633 .
- ^ Валиенте, К; Айзенберг, Н.; Смит, К.Л.; Райзер, М; Фабес, Р.А.; Лосоя, С; Гатри, АйК; Мерфи, Британская Колумбия (2003). «Отношения насильственного контроля и реактивного контроля с внешними проблемами детей: продольная оценка». Журнал личности . 71 (6): 1171–96. дои : 10.1111/1467-6494.7106011 . ПМИД 14633062 .
- ^ Кочанска, Г; Мюррей, К.Т; Харлан, ET (2000). «Усиленный контроль в раннем детстве: преемственность и изменения, предшественники и последствия для социального развития». Психология развития . 36 (2): 220–32. дои : 10.1037/0012-1649.36.2.220 . ПМИД 10749079 .
- ^ Депю Р. и Фу Ю. (2012) Нейробиология и нейрохимия темперамента у взрослых. В: Центнер М. и Шайнер Р. (ред.) Справочник по темпераменту. Нью-Йорк: Публикации Гилфорда, 368–399. (2012).
- ^ Сулис, В. (2018). «Оценка континуума между темпераментом и аффективным заболеванием: психиатрические и математические перспективы» . Философские труды Королевского общества B: Биологические науки . 373 : 20170168.doi : (1744 ) 10.1098/rstb.2017.0168 . ПМЦ 5832692 . ПМИД 29483352 .
- ^ Уотсон, Д; Нарагон-Гейни, К. (2014). «Личность, эмоции и эмоциональные расстройства» . Клиническая психологическая наука . 2 (4): 422–442. дои : 10.1177/2167702614536162 . ПМК 4370336 . ПМИД 25815243 .
- ^ Трофимова И.; Сулис, Вт (2018). «Психические заболевания – это нечто большее, чем просто негативные аффекты: комплексные профили темперамента при депрессии и генерализованной тревоге» . БМК Психиатрия . 18 (1): 125. дои : 10.1186/s12888-018-1695-x . ПМЦ 5946468 . ПМИД 29747614 .
- ^ Симпозиум «Развитие темперамента» (2008) . Центр Филоктета, Нью-Йорк; с участниками дискуссии Сью Картер, Фрэнсис Шампань, Сьюзен Коутс , Эд Нерцессиан, Дональд Пфафф, Дэниел Шехтер , Надя Брушвайлер Штерн
- ^ Бишоп, Джиллиан; Спенс, Сьюзен Х.; Макдональд, Кейси (ноябрь 2003 г.). «Могут ли родители и учителя предоставить достоверный и достоверный отчет о поведенческой заторможенности?». Развитие ребенка . 74 (6): 1899–1917. дои : 10.1046/j.1467-8624.2003.00645.x . JSTOR 3696311 . ПМИД 14669903 . S2CID 16653275 .
Дополнительные ссылки
- Аншюц, Марике, Дети и их темпераменты . ISBN 0-86315-175-2 .
- Кэри, Уильям Б., Понимание темперамента вашего ребенка . ISBN 1-4134-7028-9 .
- Даймонд, С. (1957). Личность и темперамент Нью-Йорк: Харпер
- Пророчество Кагана Дж. Галена: темперамент в человеческой природе . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Основные книги; 1994.
- Каган Дж., Снидман, Северная Каролина. Длинная тень темперамента . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; 2004.
- Конштамм Г.А., Бейтс Дж.Э., Ротбарт М.К., ред. Темперамент в детстве Оксфорд, Великобритания: Джон Уайли и сыновья; 1989: 59-73.
- Невилл, Хелен Ф. и Дайан Кларк Джонсон, «Инструменты темперамента: работа с врожденными чертами вашего ребенка». ISBN 1-884734-34-0 .
- Шик, Линдалл, «Понимание темперамента: стратегии создания семейной гармонии». ISBN 1-884734-32-4 .
- Сейфер, РА; Самерофф, AJ; Барретт, ЖК; Крафчук, Е. (1994). «Темперамент младенца, измеренный на основе многочисленных наблюдений и отчетов матери». Развитие ребенка . 65 (5): 1478–1490. дои : 10.2307/1131512 . JSTOR 1131512 . ПМИД 7982363 .
- Томас, Чесс и Берч (1968). Расстройства темперамента и поведения у детей. Нью-Йорк, Издательство Нью-Йоркского университета
Внешние ссылки

- Клонингер, К. Роберт; Клонинджер, Кевин М.; Звир, Игорь; Келтикангас-Ярвинен, Лийза (11 ноября 2019 г.). «Сложная генетика и биология человеческого темперамента: обзор традиционных концепций по отношению к новым молекулярным открытиям» . Трансляционная психиатрия . 9 (1): 290. дои : 10.1038/s41398-019-0621-4 . ПМК 6848211 . ПМИД 31712636 .
- Хениг, Робин Маранц. «Понимание тревожного ума» . Журнал New York Times , 29 сентября 2009 г. Проверено 3 октября 2009 г.