Оноре Домье
Оноре Домье | |
---|---|
Рожденный | Оноре Викторен Домье 26 февраля 1808 г. Марсель , Франция |
Умер | 11 февраля 1879 г. Вальмондуа , Франция | (70 лет)
Известный | Живопись, скульптура и гравюра |
Движение | Реализм |
Оноре-Викторен Домье (англ.) Французский: [ɔnɔʁe domje] ; 26 февраля 1808 — 10 или 11 февраля 1879) — французский художник, скульптор и гравёр , многие работы которого дают комментарий к социальной и политической жизни во Франции, от революции 1830 года до падения второй наполеоновской империи. 1870. Он зарабатывал на жизнь созданием карикатур и карикатур в газетах и периодических изданиях, таких как La Caricature и Le Charivari , благодаря которым он стал хорошо известен при жизни и помнят до сих пор. Он был республиканским демократом (либералом рабочего класса), который высмеивал и высмеивал монархию, политиков, судебную систему, юристов, буржуазию, а также своих соотечественников и человеческую природу в целом.
Он также был серьезным художником, слабо связанным с реализмом , иногда стирающим границы между карикатурой и изобразительным искусством . Хотя он время от времени выставлялся в парижском Салоне , его картины в значительной степени игнорировались и игнорировались французской публикой и критиками того времени. И все же коллеги-художники Домье, а также поэт и искусствовед Шарль Бодлер заметили его работы и очень ими восхищались. Последующие поколения признали Домье одним из величайших французских художников XIX века, оказав глубокое влияние на молодое поколение художников- импрессионистов и постимпрессионистов . Домье был неутомимым и плодовитым художником, создавшим более 100 скульптур, 500 картин, 1000 рисунков, 1000 гравюр на дереве и 4000 литографий.
Оноре Домье происходил из бедной семьи и к 12 годам работал сначала в huissier de Justice , затем в книжном магазине, который часто посещали художники, где он начал рисовать. Он получил некоторое наставничество от Александра Ленуара , посещал Швейцарскую академию , изучал литографию и к двадцати годам создавал рекламу, иллюстрации и карикатуры. После Июльской революции 1830 года он начал работать в сатирических политических газетах, резко критиковавших нового монарха Луи-Филиппа I и его двор. Он был заключен в тюрьму на несколько месяцев в 1832 году после публикации «Гаргантюа» , особенно оскорбительного изображения короля Луи-Филиппа. После освобождения Домье возобновил публикацию политических литографий до тех пор, пока в 1835 году не были приняты сентябрьские законы , ограничивавшие свободу прессы. Впоследствии его карикатуры смягчились, буржуазия и повседневная парижская жизнь стали более частыми темами, а когда политические темы действительно появлялись, они были косвенными и притворными. Домье большую часть своей жизни испытывал финансовые трудности и долги.
Домье женился на Александрин Дасси в 1846 году и переехал на остров Сен-Луи, где они жили до 1863 года. Он все чаще общался там с писателями, поэтами, художниками и скульпторами, в том числе с Бодлером , Коро , Курбе , Делакруа и другими, и начал рисовать в серьезный. Лето с 1853 года он проводил в Барбизоне и Вальмондуа , где работали художники барбизонской школы и реалистического движения . По мере того как его желание рисовать усиливалось, его энтузиазм в отношении рисования уменьшался, равно как и его популярность среди публики. Ле Шаривари прекратил публикацию своих комиксов в 1860 году. Последовал период финансовых трудностей, и в 1863–1865 годах он переехал в несколько квартир в окрестностях Монмартра и потерял связь со многими друзьями. Ле Шаривари заключил с ним новый контракт в 1864 году, и он возобновил создание карикатур для благодарной публики в Париже. Домье переехал в Вальмондуа в 1865 году. Там он испытал ухудшение зрения и бедность, хотя продолжал создавать литографии и рисовать, часто на тему Дон Кихот . Третья французская республика предоставила ему пенсию в 1877 году, а в следующем году в Париже прошла крупная выставка его картин, получившая значительное признание в последние месяцы его жизни. Домье умер в феврале 1879 года. [1] [2] [3] [4] Различные источники приводят противоречивые даты относительно дня его смерти: некоторые утверждают, что 10 февраля 1879 г. [5] [6] другие 11 февраля. [2] : 37 и 40 стр. [3] : 10 р. [7]
Жизнь
[ редактировать ]Молодость: 1808–1830 гг.
[ редактировать ]Домье родился на юге Франции, в Марселе , в семье Жана-Батиста Луи Домье и Сесиль Катрин Филипп. Его отец Жан-Батист был стекольщиком (что в настоящее время соответствует рамщику), поэтом и второстепенным драматургом, чьи литературные устремления привели его к переезду в Париж в 1814 году, а в 1816 году за ним последовали его жена и молодой Домье. опубликовав в 1819 году сборник стихов и поставив его пьесу любительской труппой актеров, финансовый успех был минимальным, и семья жила в бедности. Примерно в возрасте двенадцати лет ( ок. 1820–21 ) Домье начал работать из-за нервного срыва отца. [7] Его отец нашел ему работу мальчиком на побегушках у huissier de Justice . Позже он нашел работу в Delaunay's, хорошо известном книжном магазине в Пале-Рояле , центре парижской жизни, где он начал встречаться с художниками, развивать интерес к искусству и начал рисовать. Большую часть свободного времени он проводил в Лувре. [8] : 138 стр. В 1822 году он стал протеже Александра Ленуара , друга отца Домье и основателя Музея французских памятников (ныне Национальный музей французских памятников ), который обучил Домье основам искусства. В следующем году он поступил в Швейцарскую академию , где смог рисовать на живых моделях и завязать дружбу с другими студентами, включая Филиппа Огюста Жанрона и Огюста Раффе . [2] : 9–10 с. [8] : 65 стр. [9] : 147 с.
Литография была относительно новой формой гравюры начала 19 века, изобретенной в Германии в конце 1790-х годов. Это был быстрый и дешевый метод массового производства отпечатков по сравнению с традиционными методами гравировки и травления. Точно так же искусство карикатуры, которое было относительно устоявшимся и популярным в Англии (например, Уильям Хогарт , Томас Роулендсон ), примерно в это же время только входило в моду во Франции. Студии литографии появлялись в Париже, чтобы удовлетворить спрос на недорогие иллюстрированные газеты и периодические издания во времена социальных и политических потрясений. Домье научился литографии у Шарля Рамле (1805–1851) и нашел работу у Зефирена Бельяра (1798–1861), создававшего (часто анонимно) различные иллюстрации, рекламу, уличные сцены, портреты и карикатуры в середине-конце 1820-х годов, хотя и оттачивая их. его ремесло на протяжении многих лет. [2] : 11 с. [9] : 147–148 с.
Карьера: 1830–1864 гг.
[ редактировать ]После « Трех славных дней » Июльской революции 1830 (неизвестно, участвовал ли Домье в реальных уличных боях) в Париже появился ряд новых иллюстрированных сатирических журналов. Это были левые издания, предназначенные для рабочего класса. Они в значительной степени руководствовались идеей о том, что революция 1830 года, которая привела Луи-Филиппа к власти, в основном боролась и была выиграна рабочими, но была использована правящим классом и буржуазией для их собственных выгод и выгод, которым, в свою очередь, благоприятствовали рабочие. король. Первые известные произведения Домье появились в «Силуэте» , первой иллюстрированной еженедельной сатирической газете во Франции, выходившей с декабря 1829 года по 2 января 1831 года. Домье охотно поддержал и начал выражать свои политические убеждения как республиканец из рабочего класса, выступающий против новая монархия, ее бюрократия и буржуазия, которая поддерживала ее и наживалась на ней. Редакторы La Silhouette были привлечены к ответственности и заключены в тюрьму на какое-то время за короткий период существования газеты. Шарль Филипон и Габриэль Обер основали еще одну сатирическую газету «Карикатура» в 1830 году, начиная с того момента, когда «Силуэт» закрылся под давлением монархии. La Caricature пригласила Домье присоединиться к своему коллективу, внушительной группе, в которую входили Ахилл Девериа , Жан Игнас Исидор Жерар (Ж. Ж. Гранвиль), Огюст Раффе . и молодой Оноре де Бальзак в качестве литературного редактора, который, как сообщается, сказал о литографиях Домье: «Да у этого парня Микеланджело в крови!» [2] : 11–12 с. [9] : 148 с. [10] : 156–157 с. [11]
Карикатура Домье на короля Луи-Филиппа под названием «Гаргантюа » была опубликована в декабре 1831 года. В феврале 1832 года он предстал перед судом по обвинению в «возбуждении ненависти и презрения к правительству и оскорблении короля ». [2] : 39 с. и приговорен к шести месяцам тюремного заключения со штрафом в 500 франков. Однако на тот момент его приговор был приостановлен, и Домье вернулся к работе, продолжая создавать провокационные и враждебные литографии для газет. Именно в это время он начал работу над своими первыми скульптурами « Знаменитости дю Юсте Милье» (1832–1835). Позже в том же году была опубликована его карикатура «Суд короля Пето» (1832 г.), и в августе 1832 г. он был арестован в квартире своих родителей и помещен в тюрьму Сент-Пелажи на шесть месяцев. Домье оставался непокорным в тюрьме и написал ряд писем, в которых указывалось, что он создавал множество рисунков «просто для того, чтобы позлить правительство». [2] : 15 с. Публикация Гаргантюа и его заключение принесли Домье значительную известность и большую популярность среди некоторых слоев общественности, но небольшую финансовую выгоду. [2] : 13–15 с. [9] : 148 с. [8] : 66 с. [12]
После освобождения из тюрьмы 14 февраля 1833 года Домье, живший в то время со своими родителями, переехал в фаланстерию художников на улице Сен-Дени, где среди его друзей были Нарцисс Виргилио Диас , Поль Юэ , Филипп Огюст Жанрон , Александр-Габриэль Декамп и Антуан-Огюстен Прео . [2] : 15 с. [9] : 148 с. Он возобновил работу в La Caricature и продолжил публиковать критические и бескомпромиссные литографии, в том числе «Рю Тренснонен» , «Свобода прессы » и «Прошлое, настоящее, будущее» (все 1834 г.), а также провел долгие часы в Лувре. Основатель и редактор газеты «Карикатура » Шарль Филипон также перенес ряд обвинительных приговоров и провел больше времени в тюрьме, чем в своем офисе во время ее существования, как и многие редакторы, авторы и иллюстраторы оппозиционных газет того периода. В 1834 году «Карикатура» последовала за «Силуэтом» и рухнула после безжалостных судебных преследований и штрафов со стороны монархии. Однако в декабре 1832 года Филипон уже основал другой журнал, Le Charivari , который продолжал существовать практически с тем же содержанием и даже со многими из тех же сотрудников, включая Домье. В пятую годовщину Июльской революции (28 июля 1835 года) произошло неудачное покушение на короля Луи-Филиппа , « фиески аттентата ». Пару месяцев спустя были приняты « сентябрьские законы », которые предусматривали значительно более высокие штрафы и более длительные репрессивные тюремные сроки за публикации, критикующие короля и его режим. Согласно новым законам, ограничивающим свободу печати, критика и карикатура на монархию должны были быть косвенными, завуалированными и косвенными. Луи-Филиппа часто изображали в виде груши или с грушей вместо головы. Тон и тематика Литографии Ле Шаривари и Домье начали меняться, переходя от прямых политических оскорблений к более легким и юмористическим карикатурам, высмеивающим более широкие аспекты общества, буржуазию, иногда язвительно, иногда нежно. [2] : 17–20 стр. С 1835 по 1845 год Домье жил в окрестностях улицы Ирондель и острова Сите. Долги и финансовые проблемы постоянно беспокоили его в жизни. Во время одного инцидента в апреле 1842 года его мебель была продана с аукциона по постановлению суда в счет погашения его долгов. [2] : 24 и 39 с.
2 февраля 1846 года швея по имени Александрин Дасси родила Домье внебрачного сына, которого назвали Оноре Домье. Пара поженилась 16 апреля 1846 года. [2] : 39 стр. В 1846 году они переехали на набережную Анжу, 9, на острове Сен-Луи , где и жили до 1863 года. Один автор описал остров Сен-Луи того времени как «все еще отдельное место, «маленький провинциальный городок» в посреди Парижа», где платные мосты препятствовали случайному движению транспорта, а художники могли найти свободу и недорогую арендную плату. [13] : 100 р. Хотя Домье несколько лет занимался живописью, именно в конце 1840-х годов он стал все больше заниматься живописью. [9] : 147 с. Впервые он выставился в Салоне в 1849 году, показав «Мельника, его сына и осла» . [9] : 150 р. Художник Буассар де Буаденье был соседом по квартире в отеле Lauzum (также известном как отель Пинодан), который был местом сбора писателей, поэтов, художников и скульпторов, где Домье познакомился со многими выдающимися художниками того времени. Именно там он познакомился с Шарлем Бодлером , который вскоре стал близким другом и защитником его творчества. Бодлер внес свой вклад в серию эссе, опубликованных в 1852 году, прославляющих литографии и гравюры Домье, назвав его «одним из наших ведущих людей не только в карикатуре, но и в современном искусстве». [2] : 28–29 и 39–40 стр. [8] : 69 стр. Со временем Домье заслужил уважение и дружил с такими художниками, как Жан-Батист-Камиль Коро , Гюстав Курбе , Эжен Делакруа , Жан-Франсуа Милле и Теодор Руссо , которые, в отличие от публики, чаще восхищались картинами Домье. чем его литографии. Делакруа достаточно подумал о рисунках Домье, чтобы сделать с них копии для изучения. [8] : 69 стр.
Революции 1848 года на время привели к власти во Франции союзных либеральных и демократических лидеров. [9] : 150 р. Когда был объявлен конкурс рисунков на аллегорию новой республики, Гюстав Курбе воздержался и призвал своего друга Домье представить свою работу. Около ста художников анонимно представили эскизы и рисунки жюри, в которое входили Александр-Габриэль Декамп , Эжен Делакруа , Поль Деларош , Жан-Огюст-Доминик Энгр , Филипп Огюст Жанрон , Альфонс де Ламартин , Эрнест Мейсонье и Теофиль Торе-Бюргер . Домье представил масляный эскиз «Республика» (сейчас находится в Музее Орсе), который был очень хорошо принят и включен в число 20 финалистов. Ожидалось, что финалисты расширят и сформулируют свои предложения в более завершенные проекты. Однако Домье, который был известен несоблюдением сроков и плохой пунктуальностью, так и не смог создать продвинутую картину. [2] : 74 стр. [9] : 150 р. В следующем году он получил заказ на картину от Министерства внутренних дел через Академию изящных искусств с просьбой утвердить эскиз на сумму 1000 франков. Пять месяцев спустя сумма была увеличена до 1500 франков. Академия изящных искусств занималась этим вопросом в течение 14 лет, однако Домье так и не представил ни эскиза, ни картины, хотя и принял аванс в оплату. В конце концов, в 1863 году он подарил правительству гуашь « Пьянство Силена» (1849, Музей изящных искусств, Кале), которая была выставлена в салоне 1850 года. [2] : 82 стр.
Начиная примерно с 1853 года, он часто проводил летние месяцы, посещая Вальмондуа и Барбизон , где рисовали Коро , Добиньи , Милле , Руссо и другие, углубляя свои связи и дружбу с художником Барбизонской школы . [2] : 31 и 40 с. [9] : 152 с. К середине-концу 1850-х годов Домье достиг нового уровня художественной зрелости и все чаще хотел посвятить себя живописи. Он начал уставать и уставать от рутинной работы и бесконечной рутины создания новых мультфильмов с постоянной скоростью — два, три, а иногда и восемь в неделю, но все же он зависел от дохода. [2] : 31–32 с. После 30 лет стабильного производства популярность его карикатур среди публики падала, и в 1860 году Ле Шаривари исключил его из своего штата и прекратил публиковать его карикатуры. Хотя следующие несколько лет были временем финансовых трудностей и борьбы, они также были годами свободного времени, которое можно было посвятить живописи, а также временем большой продуктивности и художественного роста. [9] : 152 с. Развивающийся рынок высококачественных акварелей Домье, изображающих сцены современной парижской жизни, обеспечивал ему минимальный доход. [6] Домье регулярно выставлялся в официальном Салоне, хотя в этот период он проводился лишь раз в два-три года. [2] : 51 с. В 1858 году он тяжело заболел. [2] : 31 с. [9] : 152 с. К 1863 году Домье продавал свою мебель, чтобы собрать средства, покинул Иль-Сен-Луи и переехал в несколько квартир и квартир на Монмартре , потеряв контакты со многими друзьями и соратниками. Ле Шаривари представил ему новый контракт в 1864 году, и он вернулся к зарабатыванию на жизнь созданием карикатур и мультфильмов, и когда он это сделал, нашел восприимчивую аудиторию. К середине 1860-х годов некоторые коллекционеры начали проявлять интерес к его рисункам и акварелям. [2] : 34 с.
Более поздние годы: 1865–1879 гг.
[ редактировать ]Домье провел лето 1865 года в Вальмондуа , к северу от Парижа, с Теодором Руссо , здоровье которого ухудшалось, и вскоре он навсегда покинул Монмартр и снял небольшой коттедж в Вальмондуа, где и прожил остаток своей жизни. Хотя он затронул эту тему еще в 1850 году, работать над «Дон Кихотом» всерьез он начал примерно в 1866 или 1867 году, написав в течение следующих нескольких лет множество полотен на эту тему. Примерно в 1865 или 1866 году у него началось ухудшение зрения, которое со временем прогрессировало, хотя он все еще создавал рисунки и дизайны плакатов даже в 1872 году. Он продолжал выставляться в Парижских салонах в течение нескольких лет, хотя представленные им холсты часто длились более десяти лет. старый. В 1864 году он сделал 100 литографий и получал 400 франков в месяц, но времени на рисование у него было очень мало. В 1866 году он производил 70 литографий в год и зарабатывал 200 франков в месяц. В 1870 году, во время франко-прусской войны , газеты прекратили выходить, и Домье подписывал долговые обязательства по своим долгам. Его верный друг, Жан-Батист-Камиль Коро тайно купил дом, который Домье снимал в 1868 году, и подарил его ему в качестве сюрприза в письме, гласившем: «Дорогой старый товарищ! У меня был небольшой домик в Вальнондуа, недалеко от острова Адам, который мне было бесполезно. Мне пришло в голову предложить это вам, и, найдя это хорошей идеей, я зарегистрировал это у нотариуса. Я делаю это не ради вас, а чтобы досадить хозяину. [2] : 34–36 и 40 стр. [8] : 138 с. [9] : 152 с.
Хотя он жил скромной жизнью вдали от Парижа, в бедности и долгах, с плохим зрением, в последние годы и месяцы его жизни начинает появляться некоторое запоздалое признание работы всей его жизни. Вторая Французская империя намеревалась наградить Домье орденом Почетного легиона ; однако он осторожно отказался, посчитав, что это не соответствует его политическим идеалам и творчеству. Третья французская республика снова предложила Домье Орден Почетного легиона, и он снова отказался, хотя позже в 1877 году ему была назначена пенсия в размере 200 франков в месяц (2400 в год), которая была увеличена до 400 в месяц (4800 в год) в 1878 году. круг его друзей и поклонников устроил большую выставку его картин в галерее Дюран-Рюэля в Париже. Хотя публика время от времени видела полотна в салонах, это был первый раз, когда весь объем и диапазон работ Домье был выставлен напоказ. Это был не тот финансовый успех, на который надеялись его друзья, но он был очень хорошо принят как публикой, так и критиками, и стал решающим поворотным моментом в восприятии Домье как важного художника. Он умер несколько месяцев спустя, в феврале 1879 года. [2] : 34–36 с. [8] : 138 с.
Искусство
[ редактировать ]Картины
[ редактировать ]Как художник Домье был одним из пионеров реалистической тематики, к которой он относился с точки зрения критики классовых различий. [14] Хотя он был связан с реалистическим движением, он не считал себя реалистом и не защищал идеологию реализма, как это делали Гюстав Курбе и другие. Историк искусства Морис Рейналь так прокомментировал свои отношения с реализмом: «Это не было результатом методов, которые он сознательно выбрал или перенял у других. Правда в том, что реализм был для него как второй натурой, так и следствием жизни, которую он вел. Однако на самом деле , он никогда не позиционировал себя как адепта реализма, ему даже в голову не приходило применить этот термин к своему искусству, а тем более отказаться от него». [8] : 65 стр. По крайней мере, один историк искусства, Х.В. Янсон, отнес его к романтикам, назвав его «единственным великим художником-романтиком, который не уклонялся от реальности», в отличие от исторических, литературных и ближневосточных сюжетов, которые характеризовали большую часть романтической живописи. [15] : 588 с. Жан Лемари писал: «Обладая темпераментом романтика и подходом реалиста, Домье принадлежит к поколению Барбизона, за исключением того, что его сферой деятельности были человеческие фигуры, а не пейзажи». [9] : 147 с.
Картины Домье были радикальными для того времени. Один автор заявил: «Неуклюжесть, которую некоторые ценители того времени видели в картине Рембрандта, которую описывали как «смехотворную» и «позорную», была принята в его гравюрах, которые не имели той же функции и той же публики (так же, как и для одних литограф Домье прощал художника, а других художник облагораживал литографа)». [10] : 65 с.
Домье часто придумывал новую идею, рисуя один и тот же предмет до 20 раз, пока не чувствовал удовлетворение, что тема исчерпана. [2] : 31 стр. Некоторые из тем, которые он неоднократно исследовал, включают: врачей, юристов и судебную систему, театральные и карнавальные сюжеты, часто в сценическом освещении (включая актеров, музыкантов, зрителей и закулисные сцены), художников и скульптур в их студиях, коллекционеров гравюр и произведений искусства и знатоки, трудящиеся на улицах Парижа, рабочий класс на досуге за столом (ест, пьет, играет в шахматы), вагоны первого и третьего класса, эмигранты или беженцы в бегстве и Дон Кихот .
Его картины не имели успеха до 1878 года, за год до его смерти. Если бы не проницательная правдивость его видения и мощная прямота его манеры письма, было бы трудно узнать создателя Роберта Макэра , « Блестящих басен» , «Парижской богемы» и « Масок » в картинах Христа и Его апостолов. ( Рейксмузеум в Амстердаме ), или в его «Добром самаритянине» , «Дон Кихоте и Санчо Пансе» , «Осмеянном Христе» , или даже в эскизах из коллекции Ионида в Южном Кенсингтоне.
Скульптуры
[ редактировать ]Домье был не только плодовитым литографом, рисовальщиком и художником, но также создал значительное количество скульптур из необожженной глины. Чтобы спасти эти редкие экземпляры от разрушения, некоторые из этих бюстов сначала были воспроизведены в гипсе. Бронзовые скульптуры были посмертно изготовлены из гипса. Основными литейными заводами 20-го века были F. Barbedienne Barbedienne , Rudier , Siot-Decauville и Foundry Valsuani .
В конце концов Домье изготовил 36 бюстов французских членов парламента из необожженной глины. С 1927 года для производства бронзового издания участвовали литейные заводы Barbedienne из 25 и 30 отливок и Valsuani с тремя специальными отливками на основе предыдущих гипсовых отливок из коллекции глины галереи Sagot - Le Garrec. Все эти бронзовые бюсты являются посмертными и основаны на оригинальных, но часто реставрируемых скульптурах из необожженной глины. Глину в отреставрированной версии можно увидеть в Музее Орсе в Париже.
С начала 1950-х годов появились «статуэтки» из обожженной глины, большинство из которых принадлежали коллекции Гобена в Париже. Именно Гобин решил заказать у Валсуани бронзовые отливки тиражом по 30 экземпляров каждая. Опять же, они были посмертными, и нет никаких доказательств, в отличие от упомянутых выше бюстов, что эти терракотовые статуэтки действительно были выполнены самим Домье. Американская школа (Ж.Вассерман из Фогг-Гарвардского музея) сомневается в их подлинности, тогда как французская школа, особенно Гобен, Леконт, Ле Гаррек и Шерпен, все так или иначе причастные к сбыту бронзовых изданий, уверены в их Домье. источник. [ нужна ссылка ] Регистр Домье (международный центр исследований Домье), а также Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, сочли бы фигурки «в манере Домье» или даже «сделанными подражателем Домье» (NGA).
Домье создал множество фигурок, которые впоследствии использовал в качестве моделей для своих картин. Одна из самых известных фигурок Домье под названием «Тяжелое бремя » изображает женщину и ее ребенка. Женщина что-то несет, возможно, большую сумку; Фигурка имеет высоту около 14 дюймов. Оливер В. Ларкин утверждает, что «на глине можно увидеть след быстрых пальцев Домье, когда он складывал юбку в развеваемые ветром складки и использовал лезвие ножа или конец ручки кисти, чтобы обозначить скрещенные руки и морщины на ткани». грудь, написанную маслом, он смог наиболее удачно воспроизвести этот маленький шедевр только на двух полотнах, которые когда-то принадлежали Арсену Александру». [16]
Домье написал несколько картин «Тяжелое бремя» . Женщина и ее ребенок выглядят так, будто их гонит ветер, и Домье использовал это как метафору более великих сил, с которыми они на самом деле боролись. Женщина и ее ребенок на картине очерчены очень темной тенью.
Принты и графика
[ редактировать ]социальные карикатуры Домье создал для «Шаривари» , в которых высмеивал буржуазное общество в образе Робера Макэра , героя популярной мелодрамы . В другой серии, L'histoire ancienne , он нацелился на сдерживающий псевдоклассицизм искусства того периода. В 1848 году Домье снова приступил к своей политической кампании, все еще находясь на службе у Ле Шаривари , которую он покинул в 1863 году и вернулся в 1864 году.
Примерно в середине 1840-х годов Домье начал публиковать свои знаменитые карикатуры, изображающие представителей юридической профессии, известные как «Les Gens de Justice» — резкую сатиру на судей, подсудимых, адвокатов и коррумпированных, жадных юристов в целом. На официальной бумаге появился ряд чрезвычайно редких альбомов, охватывающих 39 различных юридических тем, из которых 37 ранее были опубликованы в «Шаривари». Было сказано, что собственный опыт Домье в качестве сотрудника службы судебных приставов в юности, возможно, повлиял на его довольно негативное отношение к профессии юриста.
В 1834 году он создал литографию «Рю Транснонэн, 15 апреля 1834 года», изображающую резню на улице Транснонэн, которая была частью в апреле 1834 года беспорядков в Париже . Он был разработан для подписного издания L'Association Mensuelle . Прибыль предназначалась для содействия свободе прессы и покрытия судебных издержек по иску против сатирического, политически прогрессивного журнала Le Charivari , в котором Домье регулярно писал статьи. Полиция обнаружила отпечаток, висевший в витрине продавца гравюр Эрнеста Жана Обера в галерее Веро-Дода (переход в 1-м округе), а затем выследила и конфисковала все отпечатки, которые смогла найти, вместе с оригинальным литографическим камнем, на котором изображение было нарисовано. Существующие отпечатки улицы Транснонэн пережили эти усилия. [17]
Наследие
[ редактировать ]Бодлер отмечал о нем: l'un des hommes les plus важные, je ne dirai pas seulement de la caricature, mais encore de l'art Moderne. ( Один из важнейших людей не только, я бы сказал, в карикатуре, но и в современном искусстве. ) Винсент Ван Гог также был большим поклонником его творчества. [18] Первая из многих монографий о Домье была опубликована менее чем через десять лет после его смерти Арсеном Александром, Оноре Домье, l'hommé et l'oeuvre , в 1888 году. Выставка его работ прошла в Школе изящных искусств в 1901. Работы Домье находятся во многих ведущих художественных музеях мира, включая Лувр , Метрополитен-музей и Рейксмузеум . Он известен множеством работ, в том числе большим количеством картин (500) и рисунков (1000), некоторые из которых изображают жизнь Дон Кихота - тему, которая увлекала его в последнюю часть его жизни.
Версия « Дон Кихота и Санчо Пансы» была найдена как часть Мюнхенского художественного клада 2012 года . [19]
200-летие Домье было отмечено в 2008 году рядом выставок в Азии, Америке, Австралии и Европе. есть комната, полная карикатур В музее «Ам Рёмерхольц» в Винтертуре .
На сайте Домье перечислены все выставки Домье, начиная с 1848 года по настоящее время. Сайт Домье
- Портрет французского фотографа Надара , 1856-8, солевой отпечаток со стеклянного негатива, Институт искусств Кларка , Уильямстаун .
- Домье позже в своей карьере.
- Коттедж в Вальмондуа , где Домье жил в последние годы жизни, работая над картинами «Дон Кихот».
- Бюст Домье в Вальмондуа, Франция, работы французского скульптора Адольфа Виктора Жоффруа-Дешома.
- Бюст Домье работы Адольфа-Виктора Жоффруа-Дешома.
Полный каталог
[ редактировать ]В апреле 2011 года был запущен Реестр Домье , интернет-доступ ко всем известным картинам маслом, рисункам, литографиям, гравюрам на дереве и скульптурам Домье, с результатами углубленных исследований, информацией о происхождении, выставками, публикациями и многочисленными поисковыми функциями.
Выставки
[ редактировать ]Список из почти 1500 выставок Домье, начиная с 1849 года по настоящее время, на веб-сайте Домье: выставки и конференции Домье.
Галереи
[ редактировать ]Принты и графика
[ редактировать ]- Свобода печати (1834 г.), литография, 31,4 х 43,4 см., Художественный музей Кливленда.
- «Прошлое, настоящее, будущее », опубликовано в «Карикатуре» (1834), литография, 19,6 х 21 см.
- Из Scènes Grotesques : Это, конечно, солидно! , (1839), литография, 20 х 19 см.
- Привет! Официантка, я предпочитаю суп лысым! (1840 г.), литография, стр. 34 х 27 см. Бостонская публичная библиотека
- Конина полезна и легко усваивается (1856 г.), литография, 26,5 х 35 см., Альбертина, Вена.
- Поезда удовольствия , опубликованные в Le Charivari (1864), литография.
- Литературная дискуссия во второй галерее, опубликованная в Le Charivari (1864), литография.
- Сколько времени, пожалуйста , опубликовано в Le Charivari (1839), литография, 24,1 х 19,8 см. Кливлендский художественный музей
- Наследник, маленький ребенок, повешенный на стене его няней, которая пошла танцевать (ок. 1850 г.), цветная литография.
- Доктор: Как, черт возьми, все мои пациенты умирают? Я истекаю им кровью, лечу их, накачиваю лекарствами, я просто не могу этого понять !, опубликовано в «Ле Шаривари» (1833), литография, 24,9 х 19,9 см.
- Юристы и стороны тяжбы : Наконец-то! Мы добились раздела имущества жены и мужа; И как раз вовремя, это дело погубило их обоих . (1851 г.), литография, 14,88 х 10,13 мм, Коллекция Филлипса, Вашингтон, округ Колумбия.
- Надар на воздушном шаре Надар, поднимающий фотографию на высоту искусства (1869), литография
- Свидетели - Военный совет (1872 г.), литография, 25,3 × 22,2 см., Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Скульптура
[ редактировать ]- Шарль Леонар Галлуа : Знаменитости среднего класса (1832–1835), терракота, Музей Орсе.
- Антуан Одье : из серии Célébrités du Juste Milieu (1832–35), терракотовая картина, Музей Орсе, Париж.
- Клеман Франсуа Виктор Габриэль Прунель : из серии Célébrités du Juste Milieu (1832–35), терракотовая картина. Музей Орсе, Париж.
- Ипполит Абрахам Дюбуа : из серии «Знаменитости справедливого среднего» (1832–1835), терракотовая картина, Музей Орсе, Париж.
- Знаменитости правого среднего (1832–1835), посмертная бронзовая отливка, Чикагский институт искусств, Чикаго
- Беглецы (ок. 1850–1852), гипс, 32,2 х 45,8 см., Музей Орсе, Париж.
Рисунки и акварель
[ редактировать ]- Человек мечтает (1825-79), литографский мелок. 20 х 29,7 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Человек, читающий в саду (1825–1879), акварель, мелок, мел и тушь. 33,8 х 27 см. Метрополитен-музей , Нью-Йорк.
- Два пьющих (1860–79), перо, чернила и уголь. 32 х 24,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- «Интермедий» (1825-79), акварель, 26,6 х 36,7 см. Лувр , Париж,
- Просьба к защите (начало 1860-х гг.), перо, тушь и стирка. 9,25 х 14 мм. Коллекция Филлипса , Вашингтон, округ Колумбия
- Дон Кихот и Санчо Панса (1825-79), мел и серая краска. 20 х 29,8 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- Антракт в «Комеди Франсез» . (1858), уголь, перо, кисть, тушь, акварель и гуашь. Эрмитаж , Санкт-Петербург.
- Адвокат защиты (ок. 1862–1865), перо, тушь, уголь, мелок и акварель. изображение: 20,7 х 30 см. Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия
- Вагон второго класса (1864 г.), акварель, тушь и уголь. 20,5 х 30,1 см. Художественный музей Уолтерса , Балтимор, Мэриленд.
- Вагон первого класса (1864 г.), акварель, тушь и уголь. 20,5 х 30 см. Художественный музей Уолтера, Балтимор.
- «Любители» (1865–68), мелок, акварель и гуашь. 32,4 × 30,8 см. Художественный музей Уолтера, Балтимор.
- «Ипохондрик» (дата неизвестна), уголь, перо, тушь и акварель, 29,3 х 24,9 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картины 1842–1879 гг.
[ редактировать ](Домье редко датировал свои картины, и эксперты часто расходятся во мнениях относительно установления дат.)
- «Ночные ходоки» ( ок. 1842–47 ), дерево, масло, 28,9 х 18,7 см. Музей Уэльса
- Поющая пара ( ок. 1845–1850 ), холст, масло, 37 х 28,5 см., Рейксмузеум
- Зал ожидания (ок. 1850–1853 гг.), Бумага, масло, 30,8 х 23,97 см., Художественный музей AKG в Буффало.
- Эмигранты ( ок. 1850–1855 ), масло, панель, 16,2 х 28,7 см., Petit Palais.
- Нимфы, преследуемые сатирами ( ок. 1849 ), холст, масло, 131 х 97,1 см., Монреальский музей изящных искусств.
- Разговаривают три адвоката ( ок. 1855–1857 ), холст, масло, 40,6 х 33 см., Коллекция Филлипса .
- Криспин и Скапен (1864), холст, масло, 61 х 82 см., Музей Орсе.
- Голова Паскена ( ок. 1862–1863 гг.), Масло, панель, 23,5 х 18,42 см., Художественный музей Далласа .
- Sideshow ( ок. 1860–64 ), дерево, масло, 25 х 32 см., частное собрание.
- За пределами лавки продавца гравюр ( ок. 1860–1863 ), масло, панель, 49,5 х 40 см., Художественный музей Далласа.
- Прачка ( ок. 1863 г. ), масло, панель, 49 х 34 см., Музей Орсе.
- Шахматисты ( ок. 1863–67 ), холст, масло, 24 х 32 см., Petit Palais
- Два скульптора ( ок. 1863–66 ), холст, масло, 27,9х35,5 см., Коллекция Филлипса.
- Художник за мольбертом ( ок. 1867 г. ), масло, панель, 35,8 х 32 см., Музей изящных искусств, Реймс.
- Дон Кихот и мертвый мул (после 1864 г.), масло, панель, 24,8 х 46 см., Метрополитен-музей.
- Дон Кихот и Санчо Панса ( ок. 1864 ), масло, панель, 32,4 х 24,1 см., Коллекция Баррелла
- Пьеро, играющий на гитаре ( ок. 1869 ), холст, масло, 33,35 х 26 см. частная коллекция
- Мать с младенцем ( ок. 1865–1870 ), холст, масло, 40 х 33 см., Фонд Э. Г. Бюрле
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Оноре Домье: палец на пульсе» . Hammer.ucla.edu. Архивировано из оригинала 27 января 2013 г. Проверено 23 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Рей, Роберт (1965). Домье , Библиотека великих художников. Harry N. Abrams, Inc., Нью-Йорк, 160 стр.
- ^ Перейти обратно: а б Рой, Клод (1971). Домье: Биографическое и критическое исследование . Le Goût de Notre Temps (Вкус нашего времени), Том 50. Editions D'Art Albert Skira, Женева, 127 стр.
- ^ Лотон, Брюс (1996), Оноре Домье . Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен, 208 стр. ISBN 0300069456 .
- ^ Домье.org. Жизнь Домье: 1879 год . (по состоянию на 30 марта 2024 г.)
- ^ Перейти обратно: а б Эйтнер, Лоренц. 2000. Оноре Домье, француз, 1808–1879 . во французской живописи девятнадцатого века. Часть I: До импрессионизма. Национальная художественная галерея. (по состоянию на 30 марта 2024 г.)
- ^ Перейти обратно: а б Адемар, Жан. 2024. Домье, французский художник . Британская энциклопедия. (по состоянию на 30 марта 2024 г.)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Рейналь, Морис (1951), Девятнадцатый век: новые источники эмоций от Гойи до Гогена. Великие столетия живописи . Editions D'Art Albert Skira, Женева. 148 стр. [Человечность Домье, стр. 65-70, и Домье, стр. 138]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Леймари, Жан (1962), Французская живопись: девятнадцатый век. Живопись, Цвет, История . Издания D'Art Альберта Скира, Женева. 231 стр. [Человечность Домье, стр. 146-152]
- ^ Перейти обратно: а б Мело, Мишель (1984), Искусство иллюстрации . Editions D'Art Albert Skira, Женева/Rizzoli International Publications, Inc., Нью-Йорк, 279 стр. ISBN 0-8478-0558-1
- ^ Фруско, Питер и Х.В. Янсон (1980), Романтики Родена : французская скульптура девятнадцатого века из североамериканских коллекций. Джордж Бразиллер, Инк., Нью-Йорк. 368 стр. ISBN 9780807609538
- ^ Чисхолм, Хью, изд. (1911), «Домье, Оноре». Британская энциклопедия. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 849 свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Домье, Оноре ». Британская энциклопедия . Том. 7 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 849. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Пишуа, Клод (1989) Бодлер . Хэмиш Гамильтон Лтд. (The Penguin Group, Лондон). 430 стр. ISBN 0241 124581
- ^ «Революционные мечты: исследование французского искусства» . Архивировано из оригинала 21 июля 2015 г. Проверено 8 декабря 2014 г.
- ^ Янсон, HW (1977), История искусства , 2-е изд. Гарри Н. Абрамс, Инк., Издательство. Нью-Йорк. 767 стр. [Франция: Домье, 588-589 стр.], ISBN 0-8109-1052-7
- ^ Ларкин, Оливер В. (1966). Домье, человек своего времени . Нью-Йорк, Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- ^ «Рю Транснонен, 15 апреля 1834 года» . Знакомство с искусством XIX века . Проверено 7 октября 2014 г.
- ^ «Винсент Ван Гог Письма» . Винсент Ван Гог: Письма . Проверено 7 февраля 2020 г.
- ^ «Фотогалерея: В Мюнхене обнаружен тайник нацистского искусства» . Шпигель . 17 ноября 2013 года . Проверено 17 ноября 2013 г.
С 2000 года существует всеобъемлющий трехъязычный цифровой каталог-резонне — Регистр Домье. Он содержит все работы Домье с подробными спецификациями и справочной информацией (литографии, гравюры на дереве, скульптуры, рисунки, картины маслом, литографские камни, гравюры на дереве) и постоянно пополняется новыми находками. Домье-Регистр
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Оноре Домье, на Викискладе?
- Цитаты, связанные с Оноре Домье, в Wikiquote
- Домье работает в Национальной галерее искусств.
- Веб-сайт Домье, полный веб-сайт о жизни и творчестве Домье; Библиография, выставки и т. д.
- Полный трехязычный цифровой каталог Daumier-Register, содержащий все работы Домье с подробными спецификациями и справочной информацией (литографии, гравюры на дереве, скульптуры, рисунки, картины маслом, литографские камни, гравюры на дереве) и постоянно обновляемый новыми находками.
- Биография, стиль и критический прием Домье
- Интернет-галерея искусств
- Литографии Домье и некоторая информация в Университете Брандейса.
- Гравюры Чикагского института искусств
- Оноре Домье (француз, 1808–1879) на MutualArt.com
- Работы в Музее Орсе: картины и особенно хороший выбор скульптур. Архивировано 24 февраля 2021 г. в Wayback Machine.
- Домье, необычная выставка на YouTube Не столь серьезный путеводитель по выставке французских карикатур XIX века Оноре Домье, предоставленный Daumier-Register
- Оноре Домье в Find a Grave
- Веб-сайт с подборкой видеороликов Домье из Регистра Домье и 500 фотографиями литографий Домье.
- Рисунки Домье , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF)
- Оноре Домье в американских публичных коллекциях на сайте Французской переписи скульптуры.
- 1808 рождений
- 1879 смертей
- Французские художники XIX века.
- Художники из Марселя
- Похороны на кладбище Пер-Лашез
- Французские карикатуристы
- Французские редакционные карикатуристы
- Французские сатирики
- Французские художники-мужчины
- Французские граверы
- Французские граверы по дереву
- Отказы от ордена Почетного легиона
- Художники-реалисты
- Споры о мультфильмах
- Политические разногласия во Франции
- Оскорбление величества
- Французские художники-мужчины XIX века