Тадеуш Бжозовский
Преподобный Тадеуш Бжозовский | |
---|---|
двадцатый генерал-настоятель Общества Иисуса | |
Установлено | 1805 г., папское подтверждение 1814 г. [1] |
Срок закончился | 5 февраля 1820 г. |
Предшественник | бесплатно |
Преемник | Луиджи Фортис |
Заказы | |
Рукоположение | 1775 |
Личные данные | |
Рожденный | Тадеуш Бжозовский 21 октября 1749 г. |
Умер | 5 февраля 1820 г. Полоцк , Российская империя. | ( 70 лет
Похороненный | Полоцк, Беларусь |
Национальность | Польский |
Номинал | Римско-католический |
Альма-матер | Слуцк , Несвиж , Вильнюсский университет |
Герб | Корабль |
Часть серии о |
Общество Иисуса |
---|
История |
Иерархия |
Духовность |
Работает |
Известные иезуиты |
Портал католицизма |
Тадеуш Бжозовский , SJ (21 октября 1749 — 5 февраля 1820) — польский учёный, педагог, администратор и священник -иезуит . Обеспечив его преемственность во время подавления Общества до его восстановления, он был избран двадцатым Генеральным настоятелем Общества Иисуса и стал его первым генералом во всем мире. [2]
Фон
[ редактировать ]Бжозовский родился в Кенигсберге , Прусское королевство , 21 октября 1749 года в польской семье. Он вступил в Общество Иисуса в 1765 году и изучал риторику, греческую, французскую и классическую литературу в Слуцке (Беларусь) (1767–70), а затем философию и математику в Несвиже (1770–73). После ликвидации Ордена в остальном мире 21 июля 1773 года (из-за Екатерины Великой , покровительницы «ее» иезуитов, оно не применялось в Российской империи) он продолжил богословские занятия в Вильнюсе , где был рукоположен в священники в 1775 году. Фактически он больше не был формально членом Общества. [3] Однако по мере того, как в течение следующих 20 лет продолжались разделы Польши и Литвы , парадоксальным образом ареал иезуитов временно расширялся вместе с границами Российской империи. Империя.
Возвращение к Обществу в России
[ редактировать ]В 1782 году Бжозовский уехал в Полоцк , Белоруссия , входившая в состав Российской империи , чтобы иметь возможность воссоединиться с Обществом, которому было разрешено продолжить свое существование там. Талантливый лингвист (свободно владеющий латынью, французским, немецким, русским языками), он переводил богословские труды на свой родной язык , такие как «Dykcjonarz filozoficzny religii» Философский словарь религии) К.Ф. польский ( Подражание Пресвятой Деве Марии) А. де Рувиля, Полоцк 1800. Он также был успешным и известным проповедником. В 1797 году он был назначен секретарем Общества и тесно сотрудничал с Габриэлем Ленкевичем , Францишеком Кареу и Габриэлем Грубером , последующими генеральными викариями Общества в России. От их имени он переписывался со многими бывшими иезуитами за границей, которые хотели воссоединиться с Обществом. В Областной конгрегации 1802 года он был назначен помощником новоизбранного настоятеля иезуитов Российской провинции Гавриила Грубера. Он питал особую преданность мученику-иезуиту. Андрея Бобола и в 1808 году эксгумировал его останки из Пинска и привез их для перезахоронения в Полоцк. Развернул миссионерскую деятельность в Моздоке , на Кавказе (1806 г.), Иркутске (1810 г.) и в Томске (1814 г.). Он также планировал отправить миссионеров в Китай . В 1806–1810 годах он отправил восемь белорусских иезуитов в Бостон, чтобы способствовать возрождению там Общества.
Генерал-настоятель
[ редактировать ]После смерти Грубера в 1805 году Четвертая региональная (польская) конгрегация собралась в Полоцке, который снова стал частью Литвы, и избрала Тадеуша Бжозовского генеральным настоятелем Общества, которое все еще действовало на территории России. Новоизбранный генерал немедленно направил послание Папе Пию VII, в котором поблагодарил его за восстановление Общества на Сицилии . К тому времени в Россию приезжал постоянный поток молодых людей, чтобы присоединиться к Обществу. В период с 1803 по 1805 год в Полоцкий послушник поступило 103 кандидата, из них 23 уже рукоположены в священники. Общее число иезуитов выросло до 333, в основном занимавшихся просветительской деятельностью в 7 средних школах России, но также перешедших на пастырскую работу в Латвии и Литве .
Стало ясно, что подавление Общества в конечном итоге будет снято. в Полоцке преобразовал колледж В 1812 году Александр I в университетскую академию, что позволило объединить все иезуитские школы и обеспечить им защиту от неправомерного местного политического вмешательства.
В октябре 1806 года «бывшие иезуиты» Мэриленда в Америке были полностью включены в Общество, и Бжозовский разрешил американский послушник открыть в Джорджтауне с десятью послушниками . [4] году епископ Жозеф-Октав Плесси Квебека Позже в том же написал изгнанному Папе Пию VII и Бжозовскому, умоляя прислать иезуитов из Великобритании как в Галифакс, Новая Шотландия , так и для работы среди аборигенов в Верхней Канаде . Бжозовский послал в соответствии с просьбой четырех человек, двоих из России и двоих из Англии, но наполеоновские войны в Европе и опасности путешествия сделали их миссию невыполнимой.
Внутренняя напряженность в Обществе росла, поскольку нерусские или польские иезуиты, не будучи знакомы с политической ситуацией в Российской империи, критиковали Бжозовского за некоторые принятые им решения, которые, по их мнению, были слишком либеральными, например, за разрешение вере православной преподаваться в иезуитских школах.
Восстановление Общества
[ редактировать ]Бжозовский неустанно работал над общим восстановлением Общества, как лично, так и через своего представителя в Риме отца Луиджи Фортиса С.Дж. По возвращении из наполеоновской ссылки в Рим Папа Пий VII отменил подавление Общества 7 августа 1814 года. [5] Через сорок один год после того, как Климент XIV подавил Общество, Пий VII отслужил мессу в церкви Джезу и официально обнародовал папскую буллу о восстановлении Sollicitudo omnium ecclesiarum . Недавно воссозданное Общество Иисуса сочло общую конгрегацию ненужной: Бжозовский сохранил свою роль и стал формально Генеральным настоятелем Общества Иисуса . Однако царь Александр запретил Бжозовскому выезд из России. Поэтому Бжозовский назначил Луиджи Фортиса своим представителем в Риме с 1814 года до своей смерти в 1820 году. Бжозовский сумел обеспечить преемственность Общества во время своего изгнания в России.
Политические осложнения
[ редактировать ]Восстановление Общества совпало с тем, что Россия стала более националистической и усилила свою родную Восточную Православную Церковь . Иезуиты рассматривались как препятствие на пути этих событий. Выступая против расширения и влияния Общества, Александр издал 20 декабря 1815 года указ, изгоняющий иезуитов из Санкт-Петербурга и захватывающий их среднюю школу на том основании, что они обращали русских дворян в католицизм. Несмотря на слабое здоровье и протесты, Бжозовский был задержан и ему запрещено возвращаться в Рим. Почувствовав, что дни Общества в России сочтены, Бжозовский отправил нескольких иезуитов в Западную Европу, чтобы ускорить восстановление ордена.
Смерть
[ редактировать ]Бжозовский умер 5 февраля 1820 года и был похоронен в Полоцке. Он принял меры предосторожности, назначив итальянца Мариано Петруччи своим генеральным викарием, чтобы гарантировать, что Конгрегация для избрания его преемника соберется в Риме. 13 марта 1820 года Общество Иисуса было изгнано из Российской империи.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас М. МакКуг, SJ (2019). Деятельность иезуитов до подавления на Британских островах и в Ирландии . Брилл. п. 93. ИСБН 978-9-0043-9529-9 .
- ^ Роберт Александр Марикс; Джонатан Райт, ред. (2014). Выживание и восстановление иезуитов: глобальная история, 1773–1900 гг. Исследования по истории христианских традиций (переработанное переиздание). Брилл. п. 393. ИСБН 978-9-0042-8387-9 .
- ^ Беднарский, Станислав (1937). «Бжозовский Тадеуш». Польский биографический словарь . Брожек Ян – Хвальчевский Францишек (на польском языке). Том 3. Краков : Польская академия ремесел - Главный склад книжных магазинов Gebethner and Wolff. с. 68. Перепечатка: Zakład Narodowy im. Оссолинских , Краков, 1989 г., ISBN 83-04-03291-0
- ^ Берсон, Джеффри Д.; Райт, Джонатан, ред. (2015). Подавление иезуитов в глобальном контексте: причины, события и последствия . Издательство Кембриджского университета. стр. 205–238. ISBN 978-1-1070-3058-9 .
- ^ Малачи Мартин (2013). Иезуиты . Саймон и Шустер. п. 217. ИСБН 978-1476-75188-7 .
Библиография
[ редактировать ]- Вустер С.Дж., Т. (ред.), (2017). Бжозовский, Тадеуш, SJ (1749–1820) в Кембриджской энциклопедии иезуитов (стр. 124). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои: 10.1017/9781139032780.002
- Инглот М., Общество Иисуса в Российской империи (1772–1820) , Рим, 1997.
- Руэ де Журнель, М.-Ж., Общество Иисуса в России; Коллегия иезуитов в Санкт-Петербурге (1800–1816) , Париж, 1922.
- Заленский С., Иезуиты Белой России (2 тома), Париж, 1886.