Элеонора Дузе
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2019 г. ) |
Элеонора Дузе | |
---|---|
Рожденный | Элеонора Джулия Амалия Дузе 3 октября 1858 г. Виджевано , Павия, Австрийская империя |
Умер | 21 апреля 1924 г. Питтсбург , Пенсильвания, США | (65 лет)
Супруг |
Тебальдо Чекки
|
Партнер(ы) | Габриэле Д'Аннунцио (1898–1901) Лина Полетти (1910-е) |
Дети | 1 |
Джулия Амалия ( / ˈdj -zay uː zeɪ , / DEW Элеонора Дузе Итальянский: [eleoˈnɔːra ˈduːze] ; 3 октября 1858 — 21 апреля 1924), часто известная просто как Дузе , была итальянской актрисой, которую многие считали величайшей своего времени. Она выступала во многих странах, особенно в пьесах Габриэле Д'Аннунцио и Генрика Ибсена . Дузе достигла уникальной силы убежденности и правдивости на сцене благодаря интенсивному погружению в образ, «устранению себя», как она выразилась, и позволению качествам проявиться изнутри, а не навязываться искусственно.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Дузе родился в Виджевано , Ломбардия , Австрийская империя, в 1858 году в семье Алессандро Винченцо Дузе (1820–1892) и Анжелики Каппеллетто (1833–1906). [ 1 ] Ломбардия будет взята из-под контроля Австрии через год после ее рождения силами Королевства Сардиния и станет частью нового Королевства Италии , когда ей будет около трех лет. Венеция и некоторые прилегающие территории останутся частью Австрийской империи до тех пор, пока она не станет частью нового Королевства Италии. было около 8.
И ее отец, и ее дедушка Луиджи были актерами из Кьоджи , недалеко от Венеции , и она присоединилась к труппе в четыре года. [ 2 ] Из-за бедности она поначалу работала постоянно, путешествуя из города в город с любой труппой, в которой в настоящее время работала ее семья. Она прославилась благодаря итальянским версиям ролей, ставших знаменитыми Сарой Бернар , таких как «Дама с камелиями» . [ 2 ] [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Свой первый крупный успех она добилась в Европе, затем в 1893 году гастролировала по Южной Америке, России и Соединенным Штатам; начиная туры как практически неизвестная, но оставляя после себя всеобщее признание ее гения. Хотя она сделала свою карьеру и славу, играя в театральных « боевых конях » своего времени, ее помнят за ее связь с пьесами Габриэле Д'Аннунцио. [ 4 ] и Генрик Ибсен .
В 1879 году, находясь в Неаполе , она познакомилась с журналистом Мартино Кафьеро и завязала с ним роман. Однако менее чем через год, когда она была на середине беременности, он бросил ее. Ребенок не выжил при рождении, и вскоре после этого умер и Кафьеро. Затем Дузе присоединилась к театральной труппе Чезаре Росси и познакомилась с актером Тебальдо Чекки (псевдоним Тебальдо Маркетти). Они поженились в 1881 году. К 1882 году у пары родилась дочь Энрикетта Анжелика, но они расстались после того, как Дузе связалась с другим актером, Флавио Андо.
К этому времени ее карьера была в самом разгаре, а популярность в 1885 году была высокой. [ 4 ] Она отправилась с туром в Южную Америку, а по возвращении через год основала собственную компанию, то есть взяла на себя дополнительные обязанности менеджера и директора.
Между 1887 и 1894 годами у нее был роман с итальянским поэтом Арриго Бойто , которого, пожалуй, больше всего помнят как . либреттиста Верди Их отношения осуществлялись крайне тайно, предположительно из-за множества аристократических друзей и знакомых Бойто. (Несмотря на это, их обширная переписка на протяжении многих лет сохранилась.) В последующие годы они оставались в хороших отношениях до его смерти в 1918 году.
В 1895 году она встретила Габриэле Д'Аннунцио (1863–1938), который был на пять лет младше ее, и у них завязались романтические отношения, а также профессиональное сотрудничество. Габриэле д'Аннунцио написал для нее четыре пьесы. В отличие от ее отношений с Бойто, ее связь с д'Аннунцио получила широкое признание. Когда д'Аннунцио отдал главную роль на премьере пьесы La città morta Саре Бернар вместо Дузе, произошла яростная драка, и Дузе разорвала с ним роман.
В отличие от общительной личности Бернхардта, которая процветала благодаря публичности, Дузе была замкнутой и закрытой личностью и редко давала интервью. Публичные выступления ее отвлекали, и однажды она заметила журналисту, что вне сцены «меня не существует». Бернхардт и Дузе долгие годы были негласными соперниками. Сравнения Дузе с Бернхардтом в отношении их актерского таланта были обычным явлением, и враждующие фракции спорили об их относительных достоинствах. Среди тех, кто считал Дузе великим художником, был Джордж Бернард Шоу , который видел обеих актрис в Лондоне в течение нескольких дней в одной и той же пьесе. Шоу дал добро Дузе и защитил свой выбор в непреклонной речи, цитируемой биографом Фрэнсис Винвар . Дама Эллен Терри , знавшая их обоих, заметила: «Как бесполезно проводить сравнения! Лучше благодарить небеса за обеих этих женщин».
В 1896 году Дузе совершила триумфальное турне по США; В Вашингтоне президент Гровер Кливленд и его жена присутствовали на каждом представлении. Миссис Кливленд шокировала вашингтонское общество, устроив в честь Дузе первое в истории Белого дома чаепитие для актрисы. В 1909 году Дузе ушла из актерского мастерства.
Другие отношения
[ редактировать ]Примерно во время выхода на пенсию Дузе она познакомилась и завязала роман с итальянской феминисткой Линой Полетти , бывшей любовницей писательницы Сибиллы Алерамо . Они жили вместе во Флоренции , Италия, в течение двух лет, прежде чем разорвать отношения. Сообщается, что она имела отношения с русским графом и художником Александром Волковым и жила в его дворце в Венеции , ныне известном как Палаццо Барбаро Волков . [ 5 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Дузе страдала от плохого здоровья (в основном легочного ) на протяжении большей части своей взрослой жизни, и многие годы гастролей взяли свое. Она ушла из актерского мастерства в 1909 году, но вернулась на сцену в 1921 году, участвуя в серии выступлений как в Европе, так и в Америке. [ 6 ]
За это время, в 1916 году, она сняла один фильм « Пепел» («Пепел»), отпечатки которого сохранились до сих пор. Она была очень разочарована своей работой в фильме и позже написала французской певице Иветте Гильбер с просьбой не смотреть «эту глупость, потому что в этом фильме вы не найдете ничего или почти ничего обо мне». также велась определенная профессиональная переписка Между Дузе и Д. У. Гриффитом , однако в конечном итоге из этого ничего не вышло.
30 июля 1923 года Дузе стала первой женщиной (и итальянкой), появившейся на обложке зарождающегося журнала Time .
Смерть
[ редактировать ]Дузе умер от пневмонии в возрасте 65 лет в Питтсбурге, в номере 524 отеля Schenley, когда возвращался на восток во время тура по Соединенным Штатам (отель Schenley теперь является Союзом Уильяма Питта в Университете Питтсбурга). Бронзовая мемориальная доска в вестибюле увековечивает ее смерть. После переезда в Нью-Йорк, где она пролежала четыре дня перед панихидой, ее тело было возвращено в Италию (где была совершена еще одна служба).
Она похоронена в Азоло , где она прожила последние четыре года своей жизни, на кладбище Сант-Анна. [ 7 ] Ее дочь Энрикетта пожертвовала некоторые вещи своей матери государству в 1933 году. Эти предметы хранятся в Азоло в Museo Civico. В 1968 году ее внучка Элеонора Илария Буллоу (она же Мария Святого Марка, доминиканская монахиня) передала последние вещи Фонду Джорджио Чини в Венеции.
Актерская философия
[ редактировать ]Дузе загадочно отзывалась о своем актерском стиле. Она утверждала, что у нее нет какой-либо техники, и презирала попытки превратить свое искусство в науку. Что известно, так это то, что у нее была крайне неортодоксальная, почти религиозная философия актерского мастерства, стремящаяся «устранить себя» и стать персонажами, которых она изображала. Распространено заблуждение, что ее игра была чисто интуитивной и спонтанной, на самом деле она трудилась над своим ремеслом.
Дузе носила мало макияжа [ 4 ] но «помирилась морально. Другими словами, она позволила внутренним побуждениям, горю и радостям своих персонажей использовать свое тело в качестве средства выражения, часто в ущерб своему здоровью».
Согласно Британской энциклопедии , «ее искусство зависело от интенсивной естественности, а не от сценического эффекта, сочувственной силы и острой интеллектуальности, а не от театральной эмоциональности французской традиции». [ 4 ]
За время своей карьеры Дузе стала широко известна и уважаема за помощь молодым актерам и актрисам на ранних этапах их карьеры. Среди разнообразных художественных гениев, признавших, что их вдохновляет Дузе, — современного танца пионер Марта Грэм и имажистов пионер поэзии Эми Лоуэлл . Она дружила с актрисой Евой Ле Галлиен , написавшей ее биографию.
Признание
[ редактировать ]Дузе была героем биографического фильма 1947 года « Элеонора Дузе» . Болонье . В ее честь назван Театр Дузе в Празднованию в Азоло 100-летия со дня смерти Дузе был посвящен целый театральный сезон. [ 8 ]
В предстоящем фильме «Дузе » режиссера Пьетро Марчелло главную роль играют Валерия Бруни Тедески в роли Дузе и Ноэми Мерлан в роли Энричетты Кекки. [ 9 ]
Галерея
[ редактировать ]-
В Гольдони произведении «Хозяйка трактира» , 1891 г.
-
Портрет Джона Сингера Сарджента , ок. 1893 г.
-
Фотография Эме Дюпона , 1896 год.
-
Элеонора Дузе, Витторио Маттео Коркос
-
Фотография Эме Дюпона , Нью-Йорк , 1896 год.
-
Элеонора Дузе на почтовой марке Советского Союза 1958 года.
-
Элеонора Дузе в фильме «Франческа да Римини»
-
Элеонора Дузе, Арнольд Генте , 1923 год.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Вудхаус, Джон Роберт (2001). Габриэле Д'Аннунцио: Непокорный Архангел . Издательство Оксфордского университета. п. 141. ИСБН 978-0-19-818763-9 .
Элеонора родилась в бедности 3 октября 1858 года в Виджевано, небольшом городке в Ломбардии, в семье бродячих актеров Винченцо Дузе и Анжелики Каппеллетто.
- ^ Перейти обратно: а б Чисхолм 1911 года .
- ^ «Синьора Дузе в Лирическом театре» , Западная Австралия , 14 августа 1893 г., стр. 6
- ^ Перейти обратно: а б с д свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Дузе, Элеонора ». Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 712. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Шихи, Хелен (2009). Элеонора Дузе: Биография . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-48422-2 . Проверено 19 июня 2020 г.
- ^ Шпицберг, Тиха (3 июня 2008 г.) [2002]. «Дузе, Элеонора (1859–1924)» . В Саммерсе, Клод Дж. (ред.). glbtq: Энциклопедия культуры геев, лесбиянок, бисексуалов, трансгендеров и гомосексуалистов . Чикаго: glbtq, Inc. Архивировано из оригинала 5 декабря 2014 года.
- ^ Уилсон, Скотт. Места отдыха: места захоронения более 14 000 известных людей , 3-е изд.: 2 (местоположение Kindle 13458). McFarland & Company, Inc., Издательства. Киндл издание.
- ^ Новости РАИ (ред.). «21 апреля, 100 лет назад, умерла Элеонора Дузе» (на итальянском языке) . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Виварелли, Ник; Кесласси, Эльза. «Пьетро Марчелло снимает «Дузе» вместе с Валерией Бруни Тедески и Ноэми Мерлан, спичечная фабрика занимается продажами» . Разнообразие . Проверено 22 июля 2024 г.
Библиография
- Дузе, Элеонора ; Д'Аннунцио, Габриэле (2014). Минуччи, Франка; Андреоли, Аннамария (ред.). Как море, я говорю с тобой: письма 1894–1923 гг. (на итальянском языке). Милан: Бомпиани. ISBN 9788845269905 . OCLC 893328719 .
- Бордо, Жанна (псевд.) (1925) [1924]. Элеонора Дузе: история ее жизни . Лондон: Хатчинсон и компания . OCLC 7912238 – через Google Книги .
- Маркиза София Маккуэйд де Бонис (1885-?) в роли «Жанны Бордо»: Также ОСЛК 213823532 , ОСЛК 59787344
- Бордо, Жанна (псевд.) (1925) [1924]. Элеонора Дузе: история ее жизни . Нью-Йорк: GH Доран. OCLC 77302304 .
- Бордо, Жанна (псевд.) (1924). Элеонора Дузе: история ее жизни . Хатчинсон и компания .
- Бонис, София Маккуэйд Де (1925). Элеонора Дузе: история ее жизни . Хатчинсон и компания .
- Ле Галлиен, Ева (1966). Мистик в театре: Элеонора Дузе . Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру . ОСЛК 331204 .
- Изард, Форрест. Героини современной сцены , стр.171 в Проекте Гутенберг « Сара Бернар ; Хелена Моджеска ; Эллен Терри ; Габриэль Режан ; Элеонора Дузе; Ада Рехан ; Мэри Андерсон ; миссис Фиске ; Джулия Марлоу ; Мод Адамс ;»
- Мейнелл, Алиса (1897). «Элеонора Дузе», «Цвет жизни ». Джон Лейн из «Проекта Гутенберг »: «Природа — единственное подлинное сценическое искусство, и итальянская женщина естественна: нет другой, столь естественной и столь оправданной своей природой, как Элеонора Дузе; но все, что касается их природы, естественны».
- Рейдер, Питер (21 августа 2018 г.). Игра с богами: Сара Бернар, Элеонора Дузе и соперничество, которое навсегда изменило актерское мастерство . Саймон и Шустер . ISBN 978-1-4767-3839-0 . OCLC 1098244919 .
- Раси, Луиджи (1901). Ла Дузе . Флоренция: Р. Бемпорад – через archive.org .
- Шихи, Хелен (2003). Элеонора Дузе: Биография (1-е изд.). Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . ISBN 978-0-375-40017-9 . OCLC 50495500 .
- Стоукс, Джон, Майкл Р. Бут и Сьюзен Басснетт. Бернхардт, Терри, Дузе: актриса своего времени . Издательство Кембриджского университета, 1988.
- Уивер, Уильям (1984). Дузе: биография . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-01341-0 . ОСЛК 11063020 .
- Опубликовано в Америке как Уивер, Уильям (1984). Дузе: биография (1-е американское изд.). Сан-Диего : Харкорт Брейс Йованович . ISBN 978-0-15-126690-6 . ОСЛК 10558161 .
- Винвар, Фрэнсис (1956). Бескрылая победа – Биография Габриэле Д'Аннунцио и Элеоноры Дузе . Нью-Йорк: Харпер . ОСЛК 11057365 .
- Колмер, Роберт Г. (2003). «Три женщины Азоло: Катерина Корнаро, Кэтрин де Кей Бронсон и Элеонора Дузе» . Средиземноморские исследования . 12 . Пенсильвания: Издательство Пенсильванского государственного университета: 155–167. ISSN 1074-164X . JSTOR 41166956 . Проверено 11 июня 2021 г.
- «Искусство Дузе» . Перспективы (Нью-Йорк) . 136 . Outlook Company: 725. 1924 г. - через Google Книги .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Элеонора Дузе на IMDb
- Элеонора Дузе в базе данных Internet Broadway
- Вырезки из газет об Элеоноре Дузе в архив ZBW ХХ веке Пресс -
- Героини современной сцены с. 171 Форреста Изарда, около 1915 г.
- Скандальное: Элеонора Дузе на YouTube
- «Элеонора Дузе» . Европейский .
- https://www.britannica.com/biography/Eleonora-Duse
- https://www.sapere.it/enciclopedia/Duse,+Eleon%C3%B2ra.html
- https://www.treccani.it/enciclopedia/eleonora-duse_(Dizionario-Biografico)
- http://www.enciclopediadelledonne.it/biografie/eleonora-duse/
- Родригес, Антонио Орландо (2005). Последний маскарад: Роман . Местре-Рид, Эрнесто (транс) (1-е изд.). Рэй . ISBN 978-0-06-058632-4 . OCLC 55208203 .
- Симончини, Франческа (30 ноября 2011 г.). «Элеонора Дузе» . Память об итальянском театре . Издательство Флорентийского университета. Архивировано из оригинала 4 декабря 2018 года . Проверено 11 июня 2021 г.
- «Божественная Элеонора: Элеонора Дузе в жизни и искусстве (1858-1924)» . Выставки (на итальянском языке). Только Фонд Джорджо Чини. 30 сентября 2001 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2005 г.
- 1858 рождений
- 1924 смерти
- Итальянские актрисы XIX века.
- Итальянские актрисы 20-го века
- Итальянские ЛГБТ XIX века
- Итальянские ЛГБТ 20-го века
- Люди из Виджевано
- Актрисы из Ломбардии
- Бисексуальные актрисы
- Итальянские актеры-бисексуалы
- Итальянские бисексуальные женщины
- Актрисы итальянского театра
- Итальянские актрисы немого кино
- Смертность от пневмонии в Пенсильвании