MPlayer.com
![]() | |
Основан | 1996 год |
---|---|
Несуществующий | 2001 |
Судьба | Банкрот |
Преемник | GameSpy |
Штаб-квартира | Маунтин-Вью, Калифорния , США |
Веб-сайт | www |
Mplayer , с 1998 года называвшийся Mplayer.com , [1] был бесплатным онлайн- сервисом и сообществом компьютерных игр , которое действовало с конца 1996 по начало 2001 года. На пике своего развития сервис принимал сообщество, насчитывающее более 20 миллионов посетителей каждый месяц, и предлагал более 100 игр. [2] Среди наиболее популярных игр были такие игры, как Quake , Command & Conquer и Rogue Spear , а также классические карточные и настольные игры для обычных игроков. Серверы и подбор игроков предоставлялись через собственный клиент. Первоначально услуга предоставлялась по подписке, но к началу 1997 года они стали первым крупным многопользовательским сообществом, предложившим игры, в которые можно было играть онлайн через свою сеть бесплатно. Это было сделано за счет доходов от рекламы.
Mplayer был подразделением Mpath Interactive, стартапа из Кремниевой долины . Спрос на онлайн-игры в конце 1990-х годов привел к огромному росту этой услуги. Они стали известны благодаря предоставлению ряда функций, интегрированных в их программное обеспечение, включая очень успешную функцию голосового чата. [3] Эта функция оказалась настолько популярной, что позже она была выделена в услугу VoIP для обслуживания неигровых пользователей и получила название HearMe, что в конечном итоге стало новым названием компании. [4] Компания котировалась на NASDAQ как MPTH, а затем HEAR.
Несмотря на рост игрового подразделения, Mplayer никогда не был прибыльным. HearMe продолжала переориентироваться на технологии VoIP и в конце 2000 года продала Mplayer конкуренту GameSpy . Кроме того, некоторые технологии были проданы 4anything.com. HearMe пережила выкуп и продолжила работать независимо. [5] Mplayer был отключен от сети и интегрирован в GameSpy Arcade в 2001 году. [6] HearMe закрылся в середине 2000 года.
История
[ редактировать ]Компания сначала начинала как Mpath Interactive, венчурного капитала стартап , основанный в начале 1995 года Брайаном Апгаром, Джеффом Ротшильдом и Брайаном Мориарти , со штаб-квартирой в Купертино , Калифорния . [7] Позже он был переименован в HearMe. [ нужна ссылка ] Позже Mpath Interactive переехала в Маунтин-Вью, штат Калифорния , после приобретения Catapult Entertainment, Inc. и их сервиса онлайн-игр XBAND . [5] Mplayer начал свою деятельность как подразделение в октябре 1996 года с целью предоставления онлайн-игр подписчикам. За несколько месяцев до запуска Mplayer компания Mpath объявила о своей цели в отношении сервиса в описании вакансии: [8]
Люди будут обращаться в Интернет не только за информацией, но и для того, чтобы знакомиться и взаимодействовать с другими людьми. Mplayer, дебют которого запланирован на 1996 год, впервые принесет радость многопользовательских игр в реальном времени во Всемирную паутину Интернета. На нем будут представлены популярные игры для ПК от известных игровых издателей. Функции Mplayer будут включать голосовые игры и чаты, где игроки смогут общаться во время игры, наблюдать за ходом игр и выбирать команды или противников.
В феврале 1997 года они начали предлагать бесплатную игру через Интернет в свои основные коммерческие игры, такие как Quake , а также в карточные и настольные игры, такие как Scrabble и Spades . Они были одним из первых крупных коммерческих сообществ в Интернете, предложивших такую услугу. Они продолжали добавлять в свое предложение множество новых игр. [9] Слоган, который использовался с момента его основания, был «Хочешь поиграть?» [8] К концу 1998 года штат компании насчитывал 111 сотрудников. [10] и около 80 к концу 2000 года. [2] Компания была зарегистрирована на NASDAQ с 29 апреля 1999 года под названием MPTH, которое к концу сентября того же года изменилось на HEAR. [10] [11]
Доходы
[ редактировать ]Конечно, мы надеемся, что игроки со временем будут играть бесплатно — ведь они смотрят на всю эту рекламу. Но пока мы не наберем 100 000 игроков (или какое-то другое магическое число, привлекающее рекламодателей), игрокам придется платить.
Брайан Мориарти, 1996 год. [12]
Игры, впервые предлагаемые через Mplayer, предлагались по подписке. В дополнение к игровой службе Mpath также запустила «предпочитаемый» сервис интернет-провайдера WebBullet, перепродавая учетные записи интернет-провайдеров InterRamp в сети PSINet, той самой магистральной сети, на которой размещались производственные сервисы Mplayer.com. В начале 1997 года их рост позволил предлагать услугу бесплатно за счет поддержки рекламной сети. [13] которая в конечном итоге стала известна как Mplayer Entertainment Network. [14] Однако модель подписки была сохранена, известная как Plus , и давала особые привилегии подписавшимся участникам. Годовая ставка составляла 39,95 долларов США , или 29,95 долларов США за два года; это давало доступ к определенным играм, их рейтингу и системе ранжирования в Quake и Quake II , а также к онлайн-турнирам. [9] [15] [16] Раньше подписка стоила 20 долларов в месяц, но после изменения своей бизнес-модели и предложения многих услуг бесплатно, MPlayer решил перейти на годовую ставку, чтобы им не приходилось каждый месяц продавать своим подписчикам, чтобы сохранить их. [17]
Хотя некоторые выпуски какое-то время сохранялись как функции «Только Plus», во многих случаях игровые комнаты Plus представляли собой просто игры, размещенные на собственных серверах Mplayer. С быстрым ростом числа поклонников Quake и увеличением нагрузки на серверы Mplayer открыл дверь в сеть QuakeWorld , экспоненциально увеличивая количество доступных игровых серверов и предлагая кому-то возможность получить более быстрое подключение к игре. Обратной стороной было то, что в этих системах было очень мало контроля над чит-кодами. Mplayer пытался повысить привлекательность подписки Plus, предлагая «безопасную» игру, размещенную на сервере, принадлежащую Mplayer, а также рейтинги и настраиваемые скины клана.
С изменением демографического состава пользователей Интернета возник растущий рынок классических игр, во главе которых лидировали Scrabble и Battleship. Mplayer превратился в агрегатора, надеясь привлечь как можно больше пользователей с помощью бесплатных игр и программного обеспечения с рекламной поддержкой, включая шашки, Отелло и шахматы. [18]
Несмотря на это, компания терпела убытки — 11,9 миллиона долларов только в 1998 году. [19] и к концу 1999 года еще не вышел на уровень безубыточности. [18] MPath был вынужден искать другие места проведения. Собственные технологии, которые были разработаны как функции для Mplayer, известные внутри компании как POP.X, позже были переданы по лицензии третьим лицам. Целью проекта было помочь другим компаниям создать свои собственные интернет-сообщества, используя существующие технологии. В число третьих лиц, лицензировавших эту технологию, входили такие компании, как Electronic Arts и Fujitsu . [20] HearMe, внутренняя функция аудиочата в Mplayer, которая позже была выделена, в конечном итоге принесла 50% всех доходов компании. [5]
Рост
[ редактировать ]Mplayer появился, когда онлайн-игры находились еще в зачаточном состоянии. Это, наряду с первоначальной абонентской платой, необходимой для использования сервиса, ограничивало его ранний рост. Mplayer приобрел популярность после того, как в начале 1997 года его услуги стали доступны всем пользователям бесплатно, и к началу 1998 года он привлек более 125 000 посетителей в месяц и 400 000 участников. Вся сеть проводила в среднем 800 000 часов игрового процесса каждый месяц, при этом каждый участник проводил в среднем 15 сеансов в месяц по 35 минут каждый раз. [15] К концу того же года общее количество зарегистрированных пользователей Mplayer составило 2 миллиона человек. К марту 1999 года у Mplayer было более 3 миллионов пользователей и более 80 000 уникальных посетителей в день, каждый из которых играл в среднем более 300 минут. В этот период Mplayer продемонстрировал самый большой рост: начиная с 1999 года, общее количество игровых минут составило более 200 миллионов минут в месяц. Согласно внутренним данным HearMe на тот момент, Mplayer.com был десятым по популярности сайтом в Интернете по показателям общего ежемесячного времени использования. [20]
Огромный рост Mplayer был тесно связан с ростом Интернета в конце 1990-х годов, кульминацией которого стал бум доткомов . Это было видно в первый день их публичного обращения, когда их IPO почти удвоилось. [19] К моменту выкупа GameSpy вскоре после этого у сервиса было более 10 миллионов зарегистрированных пользователей и 20 миллионов уникальных посетителей в месяц. [14]
Услышьте меня
[ редактировать ]HearMe.com был запущен в январе 1999 года после успеха Mplayer. [20] Mpath намеревалась расширить свой рынок за счет развлечений, используя деньги, полученные через Mplayer, для создания сети связи VOIP. Используемая технология была основана на прибыльном программном обеспечении аудиочата, используемом в Mplayer. На веб-сайте HearMe.com были представлены бесплатные чаты для голосовых и видеоконференций , а также бесплатный HTML- код ( ActiveX ), который позволял добавлять модуль голосового чата непосредственно на свой веб-сайт и общаться с посетителями в режиме реального времени. Новый бизнес стал успешным до такой степени, что вся компания решила переориентироваться на этот рынок, и это подразделение не участвовало в выкупе. [5] В конце сентября 1999 года Mpath Interactive купила Resounding Technology, Inc, производителя Roger Wilco , еще одной программы аудиочата. HearMe продолжала выпускать обновления программного обеспечения до середины 2000 года, когда HearMe прекратила свое существование и обанкротилась. Однако в конце 2000 года было заключено соглашение с PalTalk, по которому PalTalk взяла на себя все права на технологию HearMe. Позже он был реализован в GameSpy Arcade. [21]
Игры
[ редактировать ]Mplayer предлагал различные типы игр для онлайн-игр, включая динамичные экшн-игры, спортивные игры, карточные и настольные игры, а также другие типы игр. До конца 1997 года в линейке Mplayer было около 20 игр, наиболее популярными из которых были Quake , Red Alert , Diablo и Scrabble . В октябре 1997 года было объявлено, что они добавят в свой список более 30 новых игр, что сделает его крупнейшим предложением среди всех игровых онлайн-сервисов на тот момент. Компания хотела диверсифицировать свой рынок и представила множество новых типов игр, таких как Cavedog от Total Annihilation , и множество новых карточных игр, чтобы привлечь больше случайных игроков. [22] По соглашению со Sports Illustrated Mpath представила совершенно новый раздел игр, посвященный спорту. Новый раздел был предназначен для любителей спортивных игр, а также онлайн-турниров, спортивных новостей и статистики. [23]
Основные коммерческие игры были разделены по каналам на экшены, стратегии, симуляторы и ролевые игры. Их популярность обычно сводилась к отдельной игре, а не к типу игры. Действительно, некоторые игры часто бывают слишком малонаселенными, чтобы поддерживать подбор игроков, в то время как другие, более популярные игры, имеют процветающее сообщество, насчитывающее сотни или тысячи игроков. К концу 1990-х годов конкуренция в сфере онлайн-сервисов знакомств для компьютерных игр возросла. Mpath постарался быть в курсе последних и самых популярных выпускаемых игр. Некоторые игры, такие как Quake II , Daikatana и Unreal, активно рекламировались как доступные для онлайн-игры еще до их запуска. [9]
Популярной функцией была возможность загружать условно-бесплатные версии некоторых игр и играть в них онлайн. Издатели некоторых игр поддерживали это как средство продвижения своих игр в розницу. В других случаях Mplayer заключал сделки с разработчиками, чтобы привлечь геймеров демо-версиями популярных игр, таких как Quake и Unreal . [7] [9] Предлагаемые карточные и настольные игры бесплатно поставлялись прямо из Mplayer через их собственное программное обеспечение. [24]
Игровое сообщество и рынок
[ редактировать ]Соревнование
[ редактировать ]На момент запуска Mplayer существовало несколько крупных игровых онлайн-сервисов, но в конце 1990-х годов у него было множество конкурентов. Заметными конкурентами были Heat.net (построенный на лицензионной версии базовой технологии Mplayer), Total Entertainment Network , Microsoft Internet Gaming Zone (позже MSN Gaming Zone ), GameSpy3D , Kali , Blizzard от Battle.net и Sierra . Вон.нет . [18] Более того, предложение карточных и настольных игр со стороны Mplayer встречало сопротивление со стороны многочисленных сайтов в Интернете, в том числе таких сервисов, как Yahoo! и ГеймСторм . [18]
Маркетинг
[ редактировать ]Первой бизнес-моделью Mplayer в онлайн-играх было взимание с геймеров платы за игру. Однако успех был ограниченным, и вскоре компания изменила свое маркетинговое направление, предлагая бесплатную онлайн-игру с поддерживаемой рекламой. Тогдашний генеральный директор Mpath Interactive Пол Маттеуччи сказал: «Только когда мы действительно поняли — что речь идет о создании сообщества вокруг игр — Mplayer.com начал развиваться», говоря о создании игр. бесплатно. Именно с этого момента их модель начнет больше основываться на реальном сообществе геймеров, и количество игроков в Mplayer вырастет в несколько раз. [25]
Вскоре после этого Mplayer стал известным игроком в индустрии онлайн-игр. Таким образом, большая часть их маркетинга была направлена на привлечение новых игроков за счет более широкого предложения игр, а также на использование уже имеющегося у них большого сообщества. Первое можно увидеть в ажиотаже вокруг выпуска громких игр того времени, таких как Unreal и Quake II , обе из которых должны были предлагаться онлайн через Mplayer.com. [9] Компания создала семейный имидж, чтобы понравиться как детям, так и взрослым, с помощью чатов, которые контролировались с целью ограничения ненормативной лексики. [26] Они также использовали свой сервис Plus , чтобы обслуживать более заядлых геймеров, которые не возражали против дополнительной платы. Один источник описывает их присутствие на E3 2000: [27]
E-3 2000, выставка электронных развлечений, проходившая в конференц-центре Лос-Анджелеса в мае 2000 года, была мультимедийной феерией. Нигде это не было так очевидно, как на выставке размером с комнату, где размещался Mplayer.com, ведущий сервис многопользовательских онлайн-игр. И если мультимедийное электронное мероприятие не привлекло вашего внимания, то сама выставка наверняка его привлекла. Это была отдельная мега-мультимедийная презентация. Выставка, стоимость проектирования, изготовления и установки которой составила десятки тысяч долларов, занимала площадь 1000 квадратных футов (93 м2). 2 ) на трех приподнятых этажах, где фанатичные геймеры сражались на дюжине потолочных мониторов с большим экраном... Дизайн и конструкция представляли собой чудо инженерной мысли. В дизайне выставки ничто не было оставлено на волю случая.
Создав такую экстравагантную выставку на e3, крупнейшей игровой выставке, они дали понять, что Mplayer является крупным игроком в игровой индустрии. Даже в столь поздний момент, за несколько месяцев до выкупа GameSpy, Mpath все еще активно продвигал Mplayer. И это несмотря на критику о том, что отделение HearMe отвлекло внимание компании от игр. [28]
Программное обеспечение
[ редактировать ]
Услуга предоставлялась через проприетарное программное обеспечение, лобби на основе каналов и клиент для поиска партнеров, известный как gizmo . Дизайн и интерфейс штуковины были переданы на аутсорсинг двум дизайнерским компаниям: Good Dog Design и Naima Productions. [29] После запуска программы пользователи выбирали игры из списка, а затем попадали в универсальное лобби этой игры. Оттуда пользователи могли создать свой собственный игровой канал, который будет отображаться всем. Они также могли присоединиться к созданной игре. В вестибюле будет показан список комнат, отсортированный от наименьшей до наибольшей задержки. Зеленые комнаты обозначают игры, в которые можно было играть достаточно быстро, а в красные комнаты играть было невозможно. Значок ракеты указывал на то, что игра запущена. Это приведет их во второй приватный чат перед входом в игру. В роли модератора выступал создатель канала, который мог запускать игру и блокировать игроков в лобби, а также изменять настройки игры, но также мог назначить модератором кого-то другого. В некоторых играх, таких как Quake , игроки могли присоединиться к игре после ее запуска, но для большинства это было невозможно. [15] [30]
Функции
[ редактировать ]Mpath интегрировала множество функций в Mplayer, пытаясь оставаться конкурентоспособными и поддерживать свое сообщество. Большинство этих функций появилось вместе с обновлением Gizmo в декабре 1997 года, среди них были голосовой чат, [26] система классных досок на игровых каналах, которую может просматривать каждый, известная как ScribbleTalk , [31] встроенный браузер, известный как WebViewer , личный обмен сообщениями, а также система рейтингов и ранжирования для участников Plus. [32] Голосовой чат позволял говорить одновременно только одному человеку, но стал чрезвычайно успешным до такой степени, что половина всего использования услуг Mplayer приходилась на голосовой чат. Вскоре после этого в начале 1999 года Mpath отделила подразделение, чтобы сосредоточиться на технологиях VoIP, ориентированных на неигровых игроков. [18] Рейтинговые игры проводились в отдельном лобби, чем обычные игры. Рейтинг определялся тем, насколько хорошо вы играли относительно ранга вашего противника. В некоторых играх этот ранг был временным, пока вы не сыграете определенное количество игр. Позже значок ранга появлялся только после того, как было сыграно достаточное количество игр. Пользователи также могли настраивать свои профили, выбирая портрет из набора изображений и редактируя свой профиль с помощью HTML , однако эта функция была удалена в более поздних версиях Gizmo. [32]
Выкуп GameSpy
[ редактировать ]Несмотря на успех в привлечении пользователей, в конце 2000 года Mplayer все еще испытывал финансовые затруднения, и предполагалось, что подразделение будет продано, возможно, Sega , владельцу Heat.net . [33] Однако в декабре 2000 года было объявлено, что GameSpy, игровой сайт из Ирвина , основанный в 1996 году, заключил сделку по приобретению Mplayer у HearMe. К июню 2001 года две компании полностью объединились. [6] В сделку входило бизнес-подразделение и игровой сервис Mplayer POP.X, а также его система Globalrankings, которая оценивала игроков в играх, и Mplayer Entertainment Network, их рекламная сеть. HearMe все это продала за США . 20 миллионов долларов [5] и 10% акций GameSpy. [2] HearMe была готова продать свое развлекательное подразделение, чтобы сосредоточиться на более прибыльном подразделении VoIP, в то время как GameSpy хотела использовать базу пользователей Mplayer для своего собственного многопользовательского игрового сообщества. В GameSpy также существовало мнение, что HearMe пренебрегла этим сервисом в пользу других своих предприятий. В то время GameSpy собиралась начать заново со своего сервиса GameSpy3D с GameSpy Arcade, который тогда находился в стадии бета-тестирования. [28] Всего через несколько месяцев после приобретения в их новый сервис были добавлены многие функции Mplayer. [34]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Mplayer.com. Пресс-релизы компании (www.mplayer.com/company/press/). Проверено 5 декабря 1998 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гаудиози, Джон (21 декабря 2000 г.). «GameSpy покупает Mplayer» . Видео Бизнес Онлайн . Проверено 12 марта 2006 г.
- ^ Герц, JC (31 декабря 1998 г.). «На сайте игры фанаты чата обретают свои голоса» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 марта 2006 г.
- ^ Неизвестный автор (1 февраля 1999 г.). «Mpath намерена отделить аудиочат от игрового веб-сайта». Уолл Стрит Джорнал.
{{cite news}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и Фам, Алекс (12 декабря 2000 г.). «GameSpy купит веб-сайт Mplayer за 20 миллионов долларов» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б «GameSpy Industries завершает приобретение Mplayer» . Пресс-релиз GameSpy . ГеймЗона. 18 июня 2001 г. Архивировано из оригинала 8 апреля 2006 г. Проверено 12 марта 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джоветти, Ал. «Новости Tech Quake и Mplayer» . компьютерное шоу . Проверено 23 февраля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Описание вакансии: Инженер по тестированию QA» . Мпат Интерактив. 06.07.1996. Архивировано из оригинала 25 июня 2006 г. Проверено 31 марта 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Epic MegaGames представит долгожданную игру в сервисе онлайн-игр Mplayer.com» . Нереальные пресс-релизы . Mplayer.com. 10 февраля 1998 г. Архивировано из оригинала 23 декабря 2005 г. Проверено 12 марта 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ключевые корпоративные данные NASDAQ» . Архивировано из оригинала 22 ноября 2005 г. Проверено 22 марта 2006 г.
- ^ MPath (28 сентября 1999 г.). «Mpath приобретает Resounding Technology и меняет название на HearMe» . Деловой провод . Проверено 23 апреля 2008 г.
- ^ «Какое будущее онлайн-игр?». Следующее поколение . № 19. Imagine Media . Июль 1996 г. с. 8.
- ^ «Что мы узнали об онлайн-играх?». Следующее поколение . № 39. Imagine Media . Март 1998 г. с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Сотрудники GameSpy (20 декабря 2000 г.). «GameSpy Industries покупает Mplayer» . Новости GameSpy . Архивировано из оригинала 17 июня 2006 г. Проверено 12 марта 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Зальцман, Марк (12 февраля 1998 г.). «Онлайн-игры: состояние сети» . CNN . Проверено 12 марта 2006 г.
- ^ Mplayer.com. Получите Plus (www.mplayer.com/plus/). Проверено 5 декабря 1998 г.
- ^ Свенссон, Кристиан (май 1997 г.). «Радостная езда». Следующее поколение . № 29. Imagine Media . стр. 26–27.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Костикян, Грег (октябрь 1999 г.). «TEN Becomes pogo.com: Бинго побеждает Quake» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 12 марта 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Неизвестный автор (29 апреля 1999 г.). «IPO Mpath удвоилось» . CNN Деньги . Проверено 31 марта 2006 г.
{{cite web}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Перейти обратно: а б с «Описание бизнеса NASDAQ» . Эдгар Онлайн . Проверено 23 февраля 2006 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Информация о компании» . Роджер Вилко . Проверено 16 марта 2006 г.
- ^ Мпат (13 октября 1997 г.). «Ведущие мировые издатели игр выбирают Mplayer» . Деловой провод . Проверено 12 марта 2006 г.
- ^ Макавинта, Кортни (21 ноября 1997 г.). «Онлайн-игры заключают сделки» . Новости CNET . Проверено 17 марта 2006 г.
- ^ Мпат (13 июля 1999 г.). «Mplayer.com запускает расширенное сообщество для любителей карточных и настольных игр» . Деловой провод . Проверено 12 марта 2006 г.
- ^ Неизвестный автор (декабрь 1999 г.). «Низкие показатели» . Проводной журнал . Проверено 20 июня 2006 г.
{{cite web}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Перейти обратно: а б «Безумие MPlayer». ГеймПро . № 102. ИДГ . Март 1997. С. 26, 28.
- ^ Рейс, Рональд А. (1 апреля 2000 г.). Карьера в области искусства и графического дизайна . Образовательная серия Бэррона. п. 97 . ISBN 978-0-7641-1629-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Сотрудники GameSpy (20 декабря 2000 г.). «Царапаем поверхность: GameSpy и Mplayer» . Интервью GameSpy . Архивировано из оригинала 7 мая 2006 г. Проверено 12 марта 2006 г.
- ^ «Дизайн-портфолио» . Хороший дизайн собаки . Проверено 13 марта 2006 г.
- ^ «Секреты скорости Mplayer» . Архивировано из оригинала 23 июня 2006 г. Проверено 13 марта 2006 г.
- ^ Скиннер, Грег (1 января 1999 г.). «Киберпространство» . Журнал «КидСкрин» . Проверено 12 марта 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мпат (08 декабря 1997 г.). «Mplayer запускает новую версию программы запуска игр Mplayer Gizmo и добавляет новые мощные возможности в популярный сервис онлайн-игр» . Пресс-релизы Mplayer .
- ^ Неизвестный автор (07.12.2000). «Консолидация – это имя онлайн-игр» . Форбс . Архивировано из оригинала 28 марта 2005 г. Проверено 17 марта 2006 г.
{{cite web}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «История версий GameSpy Arcade» . GameSpy. Архивировано из оригинала 19 марта 2006 г. Проверено 11 марта 2006 г.