Мэри Моррис Ноулз

Мэри Моррис Ноулз (1733–1807) — английская поэтесса -квакер и аболиционистка . Она выступала за выбор собственного супруга, выступала за научное образование для женщин, помогла разработать новую форму рисования иглой, выступила против Сэмюэля Джонсона , бросила вызов Джеймсу Босуэллу и поддержала отмену работорговли и рабства. Она опубликовала несколько работ под своей девичьей фамилией Моррис.
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Она родилась в зажиточной семье квакеров в третьем поколении в Рагли , Стаффордшир , в 1733 году. [ 1 ] Мария получила практическое образование в доме своих родителей, но ее образование охватывало и многие светские предметы. Она научилась писать стихи, цитировать классику , использовать латинские фразы и анализировать современные научные теории. Имея опыт в искусстве, она «прекрасно писала», научилась рисовать и рисовать, хорошо разбиралась в ботанике и, по-видимому, свободно говорила по-французски. [ нужна ссылка ]
Она не ограничивала свою дружбу квакерами. Именно в подростковом возрасте у нее сложилась прочная дружба с младшей Анной Сьюард , дочерью англиканского священнослужителя из соседнего Личфилда . Отец Анны, преподобный Томас Сьюард, был сторонником образования девочек, Анна также имела полное образование и изучала естественные науки, английские переводы классики и поэзию. Мэри также нашла друга в лице современника своих родителей, Сэмпсона Ллойда II из Бирмингема. Семейным бизнесом Ллойдов стала банковская династия, основатели Lloyds Bank . [ 2 ] Мэри называла членов этой известной семьи своими «кузенами» и, возможно, была с ними родственницей по материнской линии. Именно в доме Ллойдов, известном просто как Ферма, в 1750-х годах Мэри спроектировала некоторые сады. [ нужна ссылка ]
Молодая женщина
[ редактировать ]Мэри сопротивлялась семье и религиозному авторитету. Она воспользовалась своим правом выбора собственного супруга: среди квакеров того времени для женщины было главным приоритетом выйти замуж надлежащим образом. Это привело к ожесточенному спору между Мэри и Джоном Кендалом , приверженцем квакерской дисциплины, и к тому, что Мэри написала «Мемуары ММ, старой старой девы прихода», письмо Кендаллу, а также социальный текст, показывающий, как различались мнения относительно образования и поведения женщины, подготовка к семейной жизни и особенно свобода женщины выбирать супруга. В «Мемуарах» Мэри также написала небольшое эссе под названием «Пудинг делает смертным». В этом эссе она утверждала, что, поскольку «с лучшими пудингами в мире могут случиться несчастные случаи», каждую домохозяйку следует обучать наукам. В нем сравнивается, как она и другие хорошо образованные сестры отреагировали бы на лопнувшую сумку с пудингом, по сравнению с другими, менее образованными. Как и ее современница Элизабет Картер , она считала, что интеллектуальная строгость может быть применена к кулинарии, как и к другим областям обучения.
Свадьба
[ редактировать ]В 1767 году, в возрасте 34 лет, Мэри Моррис вышла замуж за Томаса Ноулза , квакера -аптекаря из Йоркшира , но решила не становиться «бедной пассивной машиной… простой улыбающейся женой». Несмотря на свое прежнее сопротивление браку, она счастливо вышла замуж. К апрелю 1768 года она была на шестом месяце беременности. Она пережила тяжелые роды и описала свои страхи и страдания в письмах и героических стихах. В июле 1768 года Мэри чуть не умерла при родах сына Морриса, который прожил один день. После ее выздоровления после родов Мэри и Томас переехали в Бирмингем, который был ближе к ее матери, а также предлагал широкий спектр экономических, социальных и культурных возможностей. Именно здесь она изменила их жизни благодаря своим творческим достижениям, несмотря на смерть младшей сестры и матери.
Рукоделие
[ редактировать ]Именно в 1770-х годах британское искусство во многих формах процветало под покровительством короля Георга III и королевы Шарлотты . В то время как король отдавал предпочтение возвышенным историческим картинам Бенджамина Уэста , художника американского происхождения, королева проявляла особый интерес к искусству, созданному женщинами. В 1768 году она помогла открыть школу рукоделия для женщин в Эмптхилле в Бакингемшире .
Именно в это время высококвалифицированные мастера рукоделия, такие как Мэри Ноулз и Мэри Делейни , практиковали специализированные формы рукоделия, например, известные как «гравюра». Гравюра состояла из изображений, нарисованных на шелковом или тонком льняном фоне, выполненных линиями из тонкого черного шелка, напоминающих гравюры. [ 3 ] В конце 1760-х — начале 1770-х годов мастера рукоделия начали осваивать новый вид своего искусства, известный как «живопись иглой». Роспись иглой воспроизводила внешний вид нарисованного объекта посредством вышивки крючком с использованием камвольных шерстяных стежков для изображения мазков кисти. Это требовало очень высокого уровня мастерства от художника-игольщика, который стремился к выдающимся достижениям за счет выполнения своих стежков, а не за оригинальность рисунка. [ 4 ]
Через связи через Уэста или просто узнав о ее «совершенстве в рукоделии», королева в 1771 году попросила Марию нарисовать иглой недавний портрет короля. Портрет, который она должна была воспроизвести, был портретом придворного художника немецкого происхождения Иоганна Цоффани . Картина была завершена в 1771 году и изображала короля в возрасте 33 лет, с пристальным взглядом, румяным здоровым лицом и спокойной уверенной манерой поведения. [ 5 ] Чтобы завершить рукоделие, Мэри сначала переносила рисунок картины на материал. Тогда ей пришлось бы использовать рамку, которую использовали только самые искусные рукодельницы из-за сложности ее изготовления. Работая в том же масштабе, что и Зоффани, Мэри использовала камвольную шерсть, делая крупные стежки для фона и более мелкие телесных тонов для лица и рук. Наконец она вышила свои инициалы и дату в нижнем углу.
Когда она закончила, король и королева заявили, что работа их «полностью удовлетворила». Затем королевская семья выставила картину иглой на выставку во дворце Кью , где она оставалась более 200 лет. За свою работу Мария получила «подарок» в размере 800 фунтов от королевы Шарлотты. [ 6 ] На средства этого платежа Томас изучал медицину в Эдинбурге и получил медицинскую степень в Лейдене . Мария также завоевала дружбу короля и королевы. Благодаря этому она могла бы использовать свой социальный доступ, чтобы добиваться политической благосклонности и осуществлять реальную политическую власть.
-
Портрет короля Георга III работы Иоганна Цоффани 1771 г.
-
Картина Мэри Моррис Ноулз, изображающая короля Георга III, 1771 г.
В это же время возросла ее слава. Газета Birmingham Gazette опубликовала новости о живописи иглой. Лондонская типография также опубликовала ее поэтический диалог под названием «Лавина» с «Клириком» под названием «Сборник споров о водном крещении». Хотя ни в одном из них Мэри не упоминалась по имени, они все же вынесли ее рукопись, защищающую квакерские убеждения, в общественную сферу.
Жизнь после дружбы с королевской семьей
[ редактировать ]Наряду с дружбой с королевой на ее плечах лежала обязанность прислуживать ей. Зиму 1771–1772 годов Мария оставалась в Лондоне, ожидая аудиенции у королевы. В ожидании она общалась с Эдвардом Дилли , издателем, книготорговцем, диссидентом и радикальным вигом. Эдвард делил свой бизнес и дом со своим братом Чарльзом Дилли . Братья Дилли также часто предоставляли жилье своим литературным посетителям. Один посетитель, Джеймс Босуэлл , написавший «Описание Корсики» , встретил Мэри и написал о ней в своем дневнике. Он сообщает, что Мария «сделала голову короля, за что королева подарила ей 800 фунтов, но сказала, что ее работа неоценима». [ 7 ] Указание на то, что эти деньги были переданы в качестве подарка, а не в качестве оплаты, подчеркивает личные, а не финансовые связи королевы с Марией. Сумма, предоставленная Босуэллом, соответствует другим суммам, предоставленным Королевой женщинам-художницам, однако официальных данных о выплате Мэри за ее рисование иглой нет.
После того, как Томас Ноулз закончил учебу в Эдинбурге, он и Мэри продолжили обучение в Лейденском университете, чтобы он мог получить степень. После защиты диссертации на латыни он получил ученую степень, и пара совершила поездку по Европе, прежде чем обосноваться в Лондоне, где он стал успешным врачом, а она стала востребованным участником динамичной культурной жизни столицы. 5 марта 1773 года, в возрасте 40 лет, Мария родила мальчика, которого в честь короля назвали Георгием. [ 8 ] В том же году Томас стал членом вновь созданного Медицинского общества . [ 9 ] В следующем году он стал лиценциатом Королевского колледжа врачей , войдя таким образом в высшие ряды английской медицинской профессии. [ 10 ] С переездом Ноулзов в столицу Мэри расширила свои связи, включив в них влиятельных людей, таких как братья Дилли и религиовед доктор Джон Колдер . Благодаря влиятельной дружбе и социальному взаимодействию Мэри вошла в культурные преобразования, которые изменили общественную жизнь в Лондоне конца восемнадцатого века.
Жизнь в столице
[ редактировать ]Пока Томас работал над повышением своего положения в медицинской профессии, Мэри продолжала устанавливать связи с важными литературными и политическими мужчинами и женщинами. Ее предыдущие работы, такие как «Сборник по водному крещению» , переиздавались несколько раз, на этот раз под ее именем, а не под псевдонимом. Благодаря своим предыдущим произведениям, а также связям с братьями Дилли, она смогла войти в контакт со многими влиятельными литературными умами. Большинство этих встреч проходило на частых вечеринках Dilly's, где гости обсуждали последние публикации, политические события и социальные новости. Именно благодаря им Мэри познакомилась с Сэмюэлем Джонсоном . Джонсон действительно проявлял гневное поведение по отношению к квакерам, а также сравнивал женщин-проповедниц-квакеров с танцующими собаками. [ 11 ] Однако, похоже, их первая встреча оставила у Джонсона положительное мнение о Мэри.
Мэри также участвовала в религиозных дискуссиях в качестве наставника двух молодых англиканцев из Рагели в 1776 году. Джаспер Кэппер и его сестра Мэри Кэппер стали квакерами после того, как подружились с Мэри и обратились к ней за религиозным советом. Мэри Кэппер впоследствии стала ведущим министром.
Примерно в то время, когда Мэри обсуждала религию с Кэпперами, она также читала недавно опубликованную книгу « Жизнь Уильяма Пенна» . Этот конкретный выбор материалов для чтения указывал на ее поддержку американцев в то время, когда их революция проверяла лояльность английских радикалов и пацифистские принципы квакеров.
Также в это время Мэри стала другом и советчиком Джейн Гарри , молодой девушки, рожденной от Томаса Хибберта , английского владельца плантации, и Чарити Гарри, ямайской женщины. Томас неплохо заработал как владелец плантации на Ямайке. Он приобрел три поместья, стал судьей Большого суда и членом местного правительственного собрания. [ 12 ] Его прекрасный дом сейчас является штаб-квартирой Ямайского общества национального наследия в Кингстоне. Поскольку английских мужчин намного больше, чем англичанок, Томас, как и многие его сверстники, установил долгосрочные отношения с ямайской женщиной. Как свободная женщина смешанной расы, Чарити Гарри могла читать, писать и владеть собственностью. Их дочери Джейн и ее младшая сестра Маргарет были крещены в англиканской церкви в Кингстоне и отправлены в Англию для получения образования.
Женская свобода и Джейн Гарри
[ редактировать ]Джейн была отдана под опеку Натаниэля Спригга в Барнсе , графство Суррей , а ее сестра училась в школе-интернате в Лондоне. Семья Сприггов жила в старинном особняке под названием Барн Элмс, где часто принимала выдающихся гостей из Лондона, в том числе Сэмюэля Джонсона и Мэри Ноулз. Когда Мэри и Джейн встретились, Джейн недавно пережила потерю своей младшей сестры, которая умерла в школе-интернате. Джейн обратилась к Библии за утешением, они с Мэри стали близкими друзьями, и со временем обе женщины оказали друг на друга большое влияние. Джейн попросила у Мэри совета, поскольку Джейн разочаровалась в англиканских ритуалах, Мэри ответила, что:
«Есть хорошие люди всех конфессий; не название или внешнее исповедание какой-либо религии может сделать нас хорошими, а твердая приверженность тому, что правильно в нашей совести. Ты можешь быть очень хорошей девушкой, исповедующей религия твоего образования, пока ты можешь быть ею удовлетворена. Но если ты не можешь этого сделать, я бы посоветовал тебе обратиться к тому внутреннему свету, который приведет тебя ко всей истине». [ 13 ]
Этот терпимый взгляд на другие конфессии и вера в свободу и ответственность Джейн выбирать свою собственную религию показывает, что вера Мэри основана на внутренних убеждениях, а не на членстве в определенной религиозной группе или практике определенной формы религии. Со временем Джейн решила, что больше не может следовать англиканским традициям и верованиям. После этого решения ее опекуны, Сприггсы, выгнали ее из дома. Она написала, чтобы отец поддержал ее выбор, но он, очевидно, отказался оказать ее как финансово, так и эмоционально. Поэтому, пока Джейн оставалась в Лондоне, она поселилась у Ноулзов, которые также заменяли ее родителей.
Джейн также знала Сэмюэля Джонсона, с которым ее познакомили через ее предыдущих опекунов. Однако, встретившись с ним снова после ее расставания со Сприггсами, Джонсон отказался с ней разговаривать. В слезах Джейн попросила Мэри изложить свое дело перед Джонсоном на званом обеде, который они оба посетили в начале апреля 1778 года. Именно с этого началась конфронтация Мэри с Джонсоном. Главный вопрос, вопрос о Джейн Гарри, оспаривается Джонсоном, поскольку он знал, что признание свободного выбора Джейн в религии разрушит установленный порядок и будет иметь серьезные последствия как для женщин, так и для мужчин, поэтому он отказался простить Джейн. Будет три разные версии их противостояния: одна написана Босуэллом, другая Мэри и третья Анной Сьюард. Версия Босуэлла и версия Мэри различаются, поскольку версия Босуэлла отдает предпочтение Джонсону, в то время как версия Мэри отдает предпочтение ее взглядам и показывает, что она успешно аргументирует свои гендерные и религиозные различия, ведя себя вежливо. Ее версия также показывает, что она эффективно защищает Джейн и свои религиозные убеждения в этой преимущественно мужской компании.
Джейн продолжила свои идеи равенства, когда в 1780 году, после смерти ее отца, наследницей была названа ее двоюродная сестра, а не она. После непродолжительной конфронтации с двоюродным братом у нее возникла идея поехать на Ямайку, освободить рабов своей матери и обучить их основам христианской религии. Однако из-за войны она не смогла поехать.
Джейн выйдет замуж за английского квакера и хирурга Джозефа Трешера в ноябре 1782 года и поселится в Вустере . Джейн умерла два года спустя, в августе 1784 года, смертельно заболев после рождения мальчика в мае того же года.
Ломбард-стрит, отмена смертной казни и смерть Томаса Ноулза
[ редактировать ]В 1783 году Ноулзы переехали в номер 19 по Ломбард-стрит . Томас был среди небольшой группы людей, которые в 1783 году подали королю петицию, когда борьба между Британией и Америкой подошла к концу. В том же году Томас также стал частью Квакерского комитета по рассмотрению действий, касающихся рабства и работорговли. Он также встретился с небольшой группой друзей в неформальной ассоциации, «чтобы обсудить, какие шаги можно предпринять для помощи и освобождения негритянских рабов в Вест-Индии и предотвращения работорговли на побережье Африки». [ 14 ]
16 ноября 1786 года Томас Ноулз умер в возрасте 52 лет от лихорадки, которой он заразился от одного из своих пациентов. [ 15 ] оставив после себя Мэри в возрасте 53 лет и их сына Джорджа, 13 лет. Он оставил свою медицинскую практику, свой дом и свою должность в Восточной амбулатории на Али-стрит, Уайтчепел ; который был известен лечением бедных пациентов.
Теперь богатая вдова Мэри Моррис Ноулз присоединилась к Лондонскому комитету по отмене смертной казни , который теперь стал более крупным и религиозно разнообразным. Комитет решил сосредоточиться на прекращении работорговли и в 1787 году взял на себя руководство по привлечению общественности к поддержке парламентских действий. К 1788 году комитет проводил общенациональную кампанию. Когда неназванный друг попросил ее написать поэтическую надпись для табакерки , Ноулз сочинила следующие куплеты, не предназначенные для публикации:
Различные оттенки украшают человеческое лицо
Для славной Свободы Человечество рождено;
О, пусть руки, взрастившие эту любимую травку,
Будь освобожден в милости, и раб будет освобожден!
Она защищала свободу женщин в своих дебатах с Джонсоном в 1778 году, а теперь распространила этот принцип на всех людей. Аргументы, которые она выражала, были рациональными, несектантскими и основанными на всеобщих правах. Отдельные британские и американские квакеры в 1760-х и 1770-х годах, такие как Джон Вулман , взяли на себя инициативу в «морализации потребления» и предложили воздерживаться от рабских продуктов как способ уменьшить доходы от рабства. Движение за воздержание в Великобритании не получило распространения до 1790-х годов, а затем сосредоточилось на сахаре. Ноулз написала свое стихотворение раньше и сосредоточилась на продукте, который чаще всего покупают и используют мужчины.
Жизнь вдовы
[ редактировать ]После смерти мужа Мэри искала утешения в своей сильной религиозной вере и нашла утешение, обмениваясь письмами с несколькими подругами. Она стала богатой вдовой и заботливым родителем своего сына Джорджа. Будучи вдовой и «единственной исполнительницей» воли мужа, Мэри сохранила за собой все богатство и имущество мужа. Благодаря этому она также повысила свой социальный статус. Хотя ходили слухи о ее повторном замужестве, она так и не вышла замуж.
Годы после смерти ее мужа недостаточно документированы. Однако похоже, что она покинула дом, который занимала со своим мужем на Ломбард-стрит, и, возможно, переехала на Бейсингхолл-стрит, номер семь. Судя по письмам Анны Сьюард , кажется, что Мэри путешествовала по стране в 1787 году. Где-то в 1787 и начале 1788 года у Мэри появился интерес к животному магнетизму и сверхъестественному . Животный магнетизм был в моде в то время и представлял собой искусство устранения болезней волевым усилием с помощью нежных движений рук. Этот интерес к сверхъестественному, похоже, длился недолго.
Мэри также с головой погрузилась в работу, которую ее муж начал с аболиционистами. Мэри рассматривала свободу как право по рождению для всех, при этом идея свободы охватывала как политику, так и религию. Она конкретно поддерживала Свободу для всех, независимо от цвета кожи, и призывала к освобождению рабов.
В 1789 году Мэри и Джордж вернулись в Лондон, где Джордж поступил в контору, а Мэри переехала на Ломбард-стрит, 53. Здесь она продолжала практиковать квакерское гостеприимство, открывая свой дом для родственников и друзей-друзей. В 1791 году она опубликовала полторы страницы в « Джентльменском журнале» собственного отчета о своем диалоге. Это было ответом на представление Босуэллом ее диалога с Сэмюэлем Джонсоном в его двухтомном томе « Жизнь Сэмюэля Джонсона, LL». D. Несмотря на то, что после смерти мужа Мэри сделала шаг назад в общественной и литературной жизни Лондона, теперь Мэри вышла на самую публичную литературную арену, опубликовав ее в журнале Gentleman's Magazine . Однако она пошла на этот шаг, чтобы защитить своего друга и религию, а также попрактиковаться в самопрезентации. Она совершила этот радикальный поступок в то время, когда Французская революция стала самым серьезным вызовом для английских радикалов.
Смерть Мэри
[ редактировать ]В январе 1807 года Мария сильно заболела. Эта болезнь привела к ее смерти утром 3 февраля 1807 года в ее доме в Эли-Плейс в возрасте 73 лет. Во время болезни ее навещало множество друзей и родственников, в том числе ее сын Джордж, который так и не был женат. Именно в это время она выразила крайнюю неуверенность в себе и тревогу. Это произошло из-за ее раскаяния в своих прошлых действиях, а также из-за ее неспособности «чувствовать присутствие Того, Кому она искала способности молиться и поклоняться; и у Кого она очень часто призывала к прощению». [ 16 ] Энн Фрай Кэппер присутствовала на смертном одре Мэри и отметила, что Мэри специально поставила под сомнение ценность ее достижений. Хотя ее квакерские убеждения не подвергались сомнению, социальная интеграция, в которую она внесла свой вклад, теперь привела к появлению новых определений приемлемого квакерского поведения, и теперь сама Мэри, казалось, подвергла сомнению свою прошлую практику квакерства .
Несмотря на то, что Мария была полна неуверенности в себе, она все же выражала надежду на свое спасение. Ее слава, богатство и социальный статус стали для нее бременем на смертном одре, поскольку все они были достигнуты путем испытания границ ее квакерской веры на протяжении всей ее жизни. Признав свои страхи и сомнения, Мария и после смерти, как и при жизни, стала примером для других. После ее смерти друзья и знакомые помнили ее многими, в том числе писательницей, патриоткой, политиком, художницей и преданным квакером. Ее жизнь и смерть демонстрируют сложные связи, переплетающие религию, пол и радикализм в долгом восемнадцатом веке. Мэри была похоронена вместе со своим мужем Томасом на квакерском кладбище в Банхилл Филдс . Ее сын Джордж присоединится к ним после его смерти в 1820 году. Ее прямая линия потомков закончилась со смертью Джорджа.
Будучи радикалом, Мэри Моррис Ноулз защищала свободу женщин и африканцев и напоминала потребителям о связи между табаком и рабством. Ее труды показывают, что женщины среднего и элитного уровня нашли широкий спектр способов выражения своих политических взглядов. Казалось бы, частные рукописи Ноулз, выражающие ее политические взгляды, распространялись и тщательно сохранялись, что свидетельствует о важности участия женщин в этот формирующий период аболиционистской кампании против работорговли. Расширенное определение политического участия раскрывает неизведанные аспекты истории отмены смертной казни и предлагает богатые ресурсы для дальнейших исследований сложных связей между полом, отменой смертной казни и политическими изменениями.
Письма и сочинения Марии
[ редактировать ]Письма и сочинения Мэри Моррис Ноулз можно найти в:
- Библиотека Религиозного общества друзей , Лондон;
- Британская библиотека ;
- Нью-Йоркская историческая библиотека , Нью-Йорк.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Библиотека Религиозного общества друзей, «Сборник ежеквартальных собраний Чешира и Стаффордшира, реестр рождений», 1730-1737.
- ^ Сэмюэл Ллойд, Ллойды из Бирмингема (3-е изд., Бирмингем, 1908).
- ^ Маргарет Суэйн, Вышитые грузинские картины (Принцы Рисборо Бакингемшир, 1994), стр. 127-39.
- ^ Маргарет Суэйн, Цифры на ткани: источники дизайна вышивки и их применение (Лондон, 1980), стр.11.
- ^ Оливер Миллар, Поздние грузинские картины в собрании Ее Величества Королевы (2 тома, Лондон, 1969).
- ^ Хантер, Клэр (2019). Нити жизни: история мира сквозь игольное ушко . Лондон: Скипетр (Ходдер и Стоутон). п. 219. ИСБН 9781473687912 . OCLC 1079199690 .
- ^ Уильям Вимсатт-младший и Фредерик А. Поттл, редакторы, Босуэлл для защиты , 1761-1774 (Нью-Йорк, 1959), стр. 36.
- ^ Государственный архив, RG 6, 329, «Рождение народа Божьего, называемого квакерами, в лондонском Сити и Вестминстере, округе Миддлсекс и районе Саутварк и их окрестностях», том. 3, 1773.
- ^ Ред. Томаса Ханта, Лондонское медицинское общество , 1773–1973 (Лондон, 1972), стр. 1–6.
- ^ Сэр Джордж Кларк, История Королевского колледжа врачей Лондона (3 тома, Оксфорд, 1966), том. 2, стр. 443–72.
- ^ Джеймс Г. Баскер, «Танцующие собаки, женщины-проповедники и миф о женоненавистничестве Джонсона», The Age of Johnson , 3 (1990), стр. 63-90.
- ^ Джозеф Дж. Грин, «Дженни Гарри, позже Трешер (ок. 1756–1784),» Ежеквартальный отчет Friends (10-й месяц 1913 г.), стр. 559–82.
- ^ Грин, «Дженни Гарри» (10-й месяц 1913 г.).
- ^ Дженнингс, Бизнес , стр.23.
- ^ Записи и воспоминания Джеймса Дженкинса с. 202
- ^ «Мемуары Мэри Кэппер» стр.48
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
- Исследовательская ассоциация квакеров
Библиография
[ редактировать ]- Джеймс Босвелл , Жизнь Сэмюэля Джонсона
- Джон Брюэр , «Удовольствия воображения», Фаррар, Штраус и Жиру , 2000 г.
- ЖУРНАЛ ДЖЕНТЛЬМЕНА , 1791 г.
- Письма Анны Сьюард
- Джудит Дженнингс , Гендерная религия и радикализм в долгом восемнадцатом веке , Ашгейт, 2006 г.