Jump to content

Мэри Моррис Ноулз

(Перенаправлено с Мэри Ноулз )

Автопортрет, выполненный в технике рукоделия Мэри Моррис Ноулз, около 1776 года ( Королевская коллекция )

Мэри Моррис Ноулз (1733–1807) — английская поэтесса -квакер и аболиционистка . Она выступала за выбор собственного супруга, выступала за научное образование для женщин, помогла разработать новую форму рисования иглой, выступила против Сэмюэля Джонсона , бросила вызов Джеймсу Босуэллу и поддержала отмену работорговли и рабства. Она опубликовала несколько работ под своей девичьей фамилией Моррис.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Она родилась в зажиточной семье квакеров в третьем поколении в Рагли , Стаффордшир , в 1733 году. [ 1 ] Мария получила практическое образование в доме своих родителей, но ее образование охватывало и многие светские предметы. Она научилась писать стихи, цитировать классику , использовать латинские фразы и анализировать современные научные теории. Имея опыт в искусстве, она «прекрасно писала», научилась рисовать и рисовать, хорошо разбиралась в ботанике и, по-видимому, свободно говорила по-французски. [ нужна ссылка ]

Она не ограничивала свою дружбу квакерами. Именно в подростковом возрасте у нее сложилась прочная дружба с младшей Анной Сьюард , дочерью англиканского священнослужителя из соседнего Личфилда . Отец Анны, преподобный Томас Сьюард, был сторонником образования девочек, Анна также имела полное образование и изучала естественные науки, английские переводы классики и поэзию. Мэри также нашла друга в лице современника своих родителей, Сэмпсона Ллойда II из Бирмингема. Семейным бизнесом Ллойдов стала банковская династия, основатели Lloyds Bank . [ 2 ] Мэри называла членов этой известной семьи своими «кузенами» и, возможно, была с ними родственницей по материнской линии. Именно в доме Ллойдов, известном просто как Ферма, в 1750-х годах Мэри спроектировала некоторые сады. [ нужна ссылка ]

Молодая женщина

[ редактировать ]

Мэри сопротивлялась семье и религиозному авторитету. Она воспользовалась своим правом выбора собственного супруга: среди квакеров того времени для женщины было главным приоритетом выйти замуж надлежащим образом. Это привело к ожесточенному спору между Мэри и Джоном Кендалом , приверженцем квакерской дисциплины, и к тому, что Мэри написала «Мемуары ММ, старой старой девы прихода», письмо Кендаллу, а также социальный текст, показывающий, как различались мнения относительно образования и поведения женщины, подготовка к семейной жизни и особенно свобода женщины выбирать супруга. В «Мемуарах» Мэри также написала небольшое эссе под названием «Пудинг делает смертным». В этом эссе она утверждала, что, поскольку «с лучшими пудингами в мире могут случиться несчастные случаи», каждую домохозяйку следует обучать наукам. В нем сравнивается, как она и другие хорошо образованные сестры отреагировали бы на лопнувшую сумку с пудингом, по сравнению с другими, менее образованными. Как и ее современница Элизабет Картер , она считала, что интеллектуальная строгость может быть применена к кулинарии, как и к другим областям обучения.

В 1767 году, в возрасте 34 лет, Мэри Моррис вышла замуж за Томаса Ноулза , квакера -аптекаря из Йоркшира , но решила не становиться «бедной пассивной машиной… простой улыбающейся женой». Несмотря на свое прежнее сопротивление браку, она счастливо вышла замуж. К апрелю 1768 года она была на шестом месяце беременности. Она пережила тяжелые роды и описала свои страхи и страдания в письмах и героических стихах. В июле 1768 года Мэри чуть не умерла при родах сына Морриса, который прожил один день. После ее выздоровления после родов Мэри и Томас переехали в Бирмингем, который был ближе к ее матери, а также предлагал широкий спектр экономических, социальных и культурных возможностей. Именно здесь она изменила их жизни благодаря своим творческим достижениям, несмотря на смерть младшей сестры и матери.

Рукоделие

[ редактировать ]

Именно в 1770-х годах британское искусство во многих формах процветало под покровительством короля Георга III и королевы Шарлотты . В то время как король отдавал предпочтение возвышенным историческим картинам Бенджамина Уэста , художника американского происхождения, королева проявляла особый интерес к искусству, созданному женщинами. В 1768 году она помогла открыть школу рукоделия для женщин в Эмптхилле в Бакингемшире .

Именно в это время высококвалифицированные мастера рукоделия, такие как Мэри Ноулз и Мэри Делейни , практиковали специализированные формы рукоделия, например, известные как «гравюра». Гравюра состояла из изображений, нарисованных на шелковом или тонком льняном фоне, выполненных линиями из тонкого черного шелка, напоминающих гравюры. [ 3 ] В конце 1760-х — начале 1770-х годов мастера рукоделия начали осваивать новый вид своего искусства, известный как «живопись иглой». Роспись иглой воспроизводила внешний вид нарисованного объекта посредством вышивки крючком с использованием камвольных шерстяных стежков для изображения мазков кисти. Это требовало очень высокого уровня мастерства от художника-игольщика, который стремился к выдающимся достижениям за счет выполнения своих стежков, а не за оригинальность рисунка. [ 4 ]

Через связи через Уэста или просто узнав о ее «совершенстве в рукоделии», королева в 1771 году попросила Марию нарисовать иглой недавний портрет короля. Портрет, который она должна была воспроизвести, был портретом придворного художника немецкого происхождения Иоганна Цоффани . Картина была завершена в 1771 году и изображала короля в возрасте 33 лет, с пристальным взглядом, румяным здоровым лицом и спокойной уверенной манерой поведения. [ 5 ] Чтобы завершить рукоделие, Мэри сначала переносила рисунок картины на материал. Тогда ей пришлось бы использовать рамку, которую использовали только самые искусные рукодельницы из-за сложности ее изготовления. Работая в том же масштабе, что и Зоффани, Мэри использовала камвольную шерсть, делая крупные стежки для фона и более мелкие телесных тонов для лица и рук. Наконец она вышила свои инициалы и дату в нижнем углу.

Когда она закончила, король и королева заявили, что работа их «полностью удовлетворила». Затем королевская семья выставила картину иглой на выставку во дворце Кью , где она оставалась более 200 лет. За свою работу Мария получила «подарок» в размере 800 фунтов от королевы Шарлотты. [ 6 ] На средства этого платежа Томас изучал медицину в Эдинбурге и получил медицинскую степень в Лейдене . Мария также завоевала дружбу короля и королевы. Благодаря этому она могла бы использовать свой социальный доступ, чтобы добиваться политической благосклонности и осуществлять реальную политическую власть.

В это же время возросла ее слава. Газета Birmingham Gazette опубликовала новости о живописи иглой. Лондонская типография также опубликовала ее поэтический диалог под названием «Лавина» с «Клириком» под названием «Сборник споров о водном крещении». Хотя ни в одном из них Мэри не упоминалась по имени, они все же вынесли ее рукопись, защищающую квакерские убеждения, в общественную сферу.

Жизнь после дружбы с королевской семьей

[ редактировать ]

Наряду с дружбой с королевой на ее плечах лежала обязанность прислуживать ей. Зиму 1771–1772 годов Мария оставалась в Лондоне, ожидая аудиенции у королевы. В ожидании она общалась с Эдвардом Дилли , издателем, книготорговцем, диссидентом и радикальным вигом. Эдвард делил свой бизнес и дом со своим братом Чарльзом Дилли . Братья Дилли также часто предоставляли жилье своим литературным посетителям. Один посетитель, Джеймс Босуэлл , написавший «Описание Корсики» , встретил Мэри и написал о ней в своем дневнике. Он сообщает, что Мария «сделала голову короля, за что королева подарила ей 800 фунтов, но сказала, что ее работа неоценима». [ 7 ] Указание на то, что эти деньги были переданы в качестве подарка, а не в качестве оплаты, подчеркивает личные, а не финансовые связи королевы с Марией. Сумма, предоставленная Босуэллом, соответствует другим суммам, предоставленным Королевой женщинам-художницам, однако официальных данных о выплате Мэри за ее рисование иглой нет.

После того, как Томас Ноулз закончил учебу в Эдинбурге, он и Мэри продолжили обучение в Лейденском университете, чтобы он мог получить степень. После защиты диссертации на латыни он получил ученую степень, и пара совершила поездку по Европе, прежде чем обосноваться в Лондоне, где он стал успешным врачом, а она стала востребованным участником динамичной культурной жизни столицы. 5 марта 1773 года, в возрасте 40 лет, Мария родила мальчика, которого в честь короля назвали Георгием. [ 8 ] В том же году Томас стал членом вновь созданного Медицинского общества . [ 9 ] В следующем году он стал лиценциатом Королевского колледжа врачей , войдя таким образом в высшие ряды английской медицинской профессии. [ 10 ] С переездом Ноулзов в столицу Мэри расширила свои связи, включив в них влиятельных людей, таких как братья Дилли и религиовед доктор Джон Колдер . Благодаря влиятельной дружбе и социальному взаимодействию Мэри вошла в культурные преобразования, которые изменили общественную жизнь в Лондоне конца восемнадцатого века.

Жизнь в столице

[ редактировать ]

Пока Томас работал над повышением своего положения в медицинской профессии, Мэри продолжала устанавливать связи с важными литературными и политическими мужчинами и женщинами. Ее предыдущие работы, такие как «Сборник по водному крещению» , переиздавались несколько раз, на этот раз под ее именем, а не под псевдонимом. Благодаря своим предыдущим произведениям, а также связям с братьями Дилли, она смогла войти в контакт со многими влиятельными литературными умами. Большинство этих встреч проходило на частых вечеринках Dilly's, где гости обсуждали последние публикации, политические события и социальные новости. Именно благодаря им Мэри познакомилась с Сэмюэлем Джонсоном . Джонсон действительно проявлял гневное поведение по отношению к квакерам, а также сравнивал женщин-проповедниц-квакеров с танцующими собаками. [ 11 ] Однако, похоже, их первая встреча оставила у Джонсона положительное мнение о Мэри.

Мэри также участвовала в религиозных дискуссиях в качестве наставника двух молодых англиканцев из Рагели в 1776 году. Джаспер Кэппер и его сестра Мэри Кэппер стали квакерами после того, как подружились с Мэри и обратились к ней за религиозным советом. Мэри Кэппер впоследствии стала ведущим министром.

Примерно в то время, когда Мэри обсуждала религию с Кэпперами, она также читала недавно опубликованную книгу « Жизнь Уильяма Пенна» . Этот конкретный выбор материалов для чтения указывал на ее поддержку американцев в то время, когда их революция проверяла лояльность английских радикалов и пацифистские принципы квакеров.

Также в это время Мэри стала другом и советчиком Джейн Гарри , молодой девушки, рожденной от Томаса Хибберта , английского владельца плантации, и Чарити Гарри, ямайской женщины. Томас неплохо заработал как владелец плантации на Ямайке. Он приобрел три поместья, стал судьей Большого суда и членом местного правительственного собрания. [ 12 ] Его прекрасный дом сейчас является штаб-квартирой Ямайского общества национального наследия в Кингстоне. Поскольку английских мужчин намного больше, чем англичанок, Томас, как и многие его сверстники, установил долгосрочные отношения с ямайской женщиной. Как свободная женщина смешанной расы, Чарити Гарри могла читать, писать и владеть собственностью. Их дочери Джейн и ее младшая сестра Маргарет были крещены в англиканской церкви в Кингстоне и отправлены в Англию для получения образования.

Женская свобода и Джейн Гарри

[ редактировать ]

Джейн была отдана под опеку Натаниэля Спригга в Барнсе , графство Суррей , а ее сестра училась в школе-интернате в Лондоне. Семья Сприггов жила в старинном особняке под названием Барн Элмс, где часто принимала выдающихся гостей из Лондона, в том числе Сэмюэля Джонсона и Мэри Ноулз. Когда Мэри и Джейн встретились, Джейн недавно пережила потерю своей младшей сестры, которая умерла в школе-интернате. Джейн обратилась к Библии за утешением, они с Мэри стали близкими друзьями, и со временем обе женщины оказали друг на друга большое влияние. Джейн попросила у Мэри совета, поскольку Джейн разочаровалась в англиканских ритуалах, Мэри ответила, что:

«Есть хорошие люди всех конфессий; не название или внешнее исповедание какой-либо религии может сделать нас хорошими, а твердая приверженность тому, что правильно в нашей совести. Ты можешь быть очень хорошей девушкой, исповедующей религия твоего образования, пока ты можешь быть ею удовлетворена. Но если ты не можешь этого сделать, я бы посоветовал тебе обратиться к тому внутреннему свету, который приведет тебя ко всей истине». [ 13 ]

Этот терпимый взгляд на другие конфессии и вера в свободу и ответственность Джейн выбирать свою собственную религию показывает, что вера Мэри основана на внутренних убеждениях, а не на членстве в определенной религиозной группе или практике определенной формы религии. Со временем Джейн решила, что больше не может следовать англиканским традициям и верованиям. После этого решения ее опекуны, Сприггсы, выгнали ее из дома. Она написала, чтобы отец поддержал ее выбор, но он, очевидно, отказался оказать ее как финансово, так и эмоционально. Поэтому, пока Джейн оставалась в Лондоне, она поселилась у Ноулзов, которые также заменяли ее родителей.

Джейн также знала Сэмюэля Джонсона, с которым ее познакомили через ее предыдущих опекунов. Однако, встретившись с ним снова после ее расставания со Сприггсами, Джонсон отказался с ней разговаривать. В слезах Джейн попросила Мэри изложить свое дело перед Джонсоном на званом обеде, который они оба посетили в начале апреля 1778 года. Именно с этого началась конфронтация Мэри с Джонсоном. Главный вопрос, вопрос о Джейн Гарри, оспаривается Джонсоном, поскольку он знал, что признание свободного выбора Джейн в религии разрушит установленный порядок и будет иметь серьезные последствия как для женщин, так и для мужчин, поэтому он отказался простить Джейн. Будет три разные версии их противостояния: одна написана Босуэллом, другая Мэри и третья Анной Сьюард. Версия Босуэлла и версия Мэри различаются, поскольку версия Босуэлла отдает предпочтение Джонсону, в то время как версия Мэри отдает предпочтение ее взглядам и показывает, что она успешно аргументирует свои гендерные и религиозные различия, ведя себя вежливо. Ее версия также показывает, что она эффективно защищает Джейн и свои религиозные убеждения в этой преимущественно мужской компании.

Джейн продолжила свои идеи равенства, когда в 1780 году, после смерти ее отца, наследницей была названа ее двоюродная сестра, а не она. После непродолжительной конфронтации с двоюродным братом у нее возникла идея поехать на Ямайку, освободить рабов своей матери и обучить их основам христианской религии. Однако из-за войны она не смогла поехать.

Джейн выйдет замуж за английского квакера и хирурга Джозефа Трешера в ноябре 1782 года и поселится в Вустере . Джейн умерла два года спустя, в августе 1784 года, смертельно заболев после рождения мальчика в мае того же года.

Ломбард-стрит, отмена смертной казни и смерть Томаса Ноулза

[ редактировать ]

В 1783 году Ноулзы переехали в номер 19 по Ломбард-стрит . Томас был среди небольшой группы людей, которые в 1783 году подали королю петицию, когда борьба между Британией и Америкой подошла к концу. В том же году Томас также стал частью Квакерского комитета по рассмотрению действий, касающихся рабства и работорговли. Он также встретился с небольшой группой друзей в неформальной ассоциации, «чтобы обсудить, какие шаги можно предпринять для помощи и освобождения негритянских рабов в Вест-Индии и предотвращения работорговли на побережье Африки». [ 14 ]

16 ноября 1786 года Томас Ноулз умер в возрасте 52 лет от лихорадки, которой он заразился от одного из своих пациентов. [ 15 ] оставив после себя Мэри в возрасте 53 лет и их сына Джорджа, 13 лет. Он оставил свою медицинскую практику, свой дом и свою должность в Восточной амбулатории на Али-стрит, Уайтчепел ; который был известен лечением бедных пациентов.

Теперь богатая вдова Мэри Моррис Ноулз присоединилась к Лондонскому комитету по отмене смертной казни , который теперь стал более крупным и религиозно разнообразным. Комитет решил сосредоточиться на прекращении работорговли и в 1787 году взял на себя руководство по привлечению общественности к поддержке парламентских действий. К 1788 году комитет проводил общенациональную кампанию. Когда неназванный друг попросил ее написать поэтическую надпись для табакерки , Ноулз сочинила следующие куплеты, не предназначенные для публикации:

Различные оттенки украшают человеческое лицо
Для славной Свободы Человечество рождено;
О, пусть руки, взрастившие эту любимую травку,
Будь освобожден в милости, и раб будет освобожден!

Она защищала свободу женщин в своих дебатах с Джонсоном в 1778 году, а теперь распространила этот принцип на всех людей. Аргументы, которые она выражала, были рациональными, несектантскими и основанными на всеобщих правах. Отдельные британские и американские квакеры в 1760-х и 1770-х годах, такие как Джон Вулман , взяли на себя инициативу в «морализации потребления» и предложили воздерживаться от рабских продуктов как способ уменьшить доходы от рабства. Движение за воздержание в Великобритании не получило распространения до 1790-х годов, а затем сосредоточилось на сахаре. Ноулз написала свое стихотворение раньше и сосредоточилась на продукте, который чаще всего покупают и используют мужчины.

Жизнь вдовы

[ редактировать ]

После смерти мужа Мэри искала утешения в своей сильной религиозной вере и нашла утешение, обмениваясь письмами с несколькими подругами. Она стала богатой вдовой и заботливым родителем своего сына Джорджа. Будучи вдовой и «единственной исполнительницей» воли мужа, Мэри сохранила за собой все богатство и имущество мужа. Благодаря этому она также повысила свой социальный статус. Хотя ходили слухи о ее повторном замужестве, она так и не вышла замуж.

Годы после смерти ее мужа недостаточно документированы. Однако похоже, что она покинула дом, который занимала со своим мужем на Ломбард-стрит, и, возможно, переехала на Бейсингхолл-стрит, номер семь. Судя по письмам Анны Сьюард , кажется, что Мэри путешествовала по стране в 1787 году. Где-то в 1787 и начале 1788 года у Мэри появился интерес к животному магнетизму и сверхъестественному . Животный магнетизм был в моде в то время и представлял собой искусство устранения болезней волевым усилием с помощью нежных движений рук. Этот интерес к сверхъестественному, похоже, длился недолго.

Мэри также с головой погрузилась в работу, которую ее муж начал с аболиционистами. Мэри рассматривала свободу как право по рождению для всех, при этом идея свободы охватывала как политику, так и религию. Она конкретно поддерживала Свободу для всех, независимо от цвета кожи, и призывала к освобождению рабов.

В 1789 году Мэри и Джордж вернулись в Лондон, где Джордж поступил в контору, а Мэри переехала на Ломбард-стрит, 53. Здесь она продолжала практиковать квакерское гостеприимство, открывая свой дом для родственников и друзей-друзей. В 1791 году она опубликовала полторы страницы в « Джентльменском журнале» собственного отчета о своем диалоге. Это было ответом на представление Босуэллом ее диалога с Сэмюэлем Джонсоном в его двухтомном томе « Жизнь Сэмюэля Джонсона, LL». D. Несмотря на то, что после смерти мужа Мэри сделала шаг назад в общественной и литературной жизни Лондона, теперь Мэри вышла на самую публичную литературную арену, опубликовав ее в журнале Gentleman's Magazine . Однако она пошла на этот шаг, чтобы защитить своего друга и религию, а также попрактиковаться в самопрезентации. Она совершила этот радикальный поступок в то время, когда Французская революция стала самым серьезным вызовом для английских радикалов.

Смерть Мэри

[ редактировать ]

В январе 1807 года Мария сильно заболела. Эта болезнь привела к ее смерти утром 3 февраля 1807 года в ее доме в Эли-Плейс в возрасте 73 лет. Во время болезни ее навещало множество друзей и родственников, в том числе ее сын Джордж, который так и не был женат. Именно в это время она выразила крайнюю неуверенность в себе и тревогу. Это произошло из-за ее раскаяния в своих прошлых действиях, а также из-за ее неспособности «чувствовать присутствие Того, Кому она искала способности молиться и поклоняться; и у Кого она очень часто призывала к прощению». [ 16 ] Энн Фрай Кэппер присутствовала на смертном одре Мэри и отметила, что Мэри специально поставила под сомнение ценность ее достижений. Хотя ее квакерские убеждения не подвергались сомнению, социальная интеграция, в которую она внесла свой вклад, теперь привела к появлению новых определений приемлемого квакерского поведения, и теперь сама Мэри, казалось, подвергла сомнению свою прошлую практику квакерства .

Несмотря на то, что Мария была полна неуверенности в себе, она все же выражала надежду на свое спасение. Ее слава, богатство и социальный статус стали для нее бременем на смертном одре, поскольку все они были достигнуты путем испытания границ ее квакерской веры на протяжении всей ее жизни. Признав свои страхи и сомнения, Мария и после смерти, как и при жизни, стала примером для других. После ее смерти друзья и знакомые помнили ее многими, в том числе писательницей, патриоткой, политиком, художницей и преданным квакером. Ее жизнь и смерть демонстрируют сложные связи, переплетающие религию, пол и радикализм в долгом восемнадцатом веке. Мэри была похоронена вместе со своим мужем Томасом на квакерском кладбище в Банхилл Филдс . Ее сын Джордж присоединится к ним после его смерти в 1820 году. Ее прямая линия потомков закончилась со смертью Джорджа.

Будучи радикалом, Мэри Моррис Ноулз защищала свободу женщин и африканцев и напоминала потребителям о связи между табаком и рабством. Ее труды показывают, что женщины среднего и элитного уровня нашли широкий спектр способов выражения своих политических взглядов. Казалось бы, частные рукописи Ноулз, выражающие ее политические взгляды, распространялись и тщательно сохранялись, что свидетельствует о важности участия женщин в этот формирующий период аболиционистской кампании против работорговли. Расширенное определение политического участия раскрывает неизведанные аспекты истории отмены смертной казни и предлагает богатые ресурсы для дальнейших исследований сложных связей между полом, отменой смертной казни и политическими изменениями.

Письма и сочинения Марии

[ редактировать ]

Письма и сочинения Мэри Моррис Ноулз можно найти в:

  1. ^ Библиотека Религиозного общества друзей, «Сборник ежеквартальных собраний Чешира и Стаффордшира, реестр рождений», 1730-1737.
  2. ^ Сэмюэл Ллойд, Ллойды из Бирмингема (3-е изд., Бирмингем, 1908).
  3. ^ Маргарет Суэйн, Вышитые грузинские картины (Принцы Рисборо Бакингемшир, 1994), стр. 127-39.
  4. ^ Маргарет Суэйн, Цифры на ткани: источники дизайна вышивки и их применение (Лондон, 1980), стр.11.
  5. ^ Оливер Миллар, Поздние грузинские картины в собрании Ее Величества Королевы (2 тома, Лондон, 1969).
  6. ^ Хантер, Клэр (2019). Нити жизни: история мира сквозь игольное ушко . Лондон: Скипетр (Ходдер и Стоутон). п. 219. ИСБН  9781473687912 . OCLC   1079199690 .
  7. ^ Уильям Вимсатт-младший и Фредерик А. Поттл, редакторы, Босуэлл для защиты , 1761-1774 (Нью-Йорк, 1959), стр. 36.
  8. ^ Государственный архив, RG 6, 329, «Рождение народа Божьего, называемого квакерами, в лондонском Сити и Вестминстере, округе Миддлсекс и районе Саутварк и их окрестностях», том. 3, 1773.
  9. ^ Ред. Томаса Ханта, Лондонское медицинское общество , 1773–1973 (Лондон, 1972), стр. 1–6.
  10. ^ Сэр Джордж Кларк, История Королевского колледжа врачей Лондона (3 тома, Оксфорд, 1966), том. 2, стр. 443–72.
  11. ^ Джеймс Г. Баскер, «Танцующие собаки, женщины-проповедники и миф о женоненавистничестве Джонсона», The Age of Johnson , 3 (1990), стр. 63-90.
  12. ^ Джозеф Дж. Грин, «Дженни Гарри, позже Трешер (ок. 1756–1784),» Ежеквартальный отчет Friends (10-й месяц 1913 г.), стр. 559–82.
  13. ^ Грин, «Дженни Гарри» (10-й месяц 1913 г.).
  14. ^ Дженнингс, Бизнес , стр.23.
  15. ^ Записи и воспоминания Джеймса Дженкинса с. 202
  16. ^ «Мемуары Мэри Кэппер» стр.48
[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Джеймс Босвелл , Жизнь Сэмюэля Джонсона
  • Джон Брюэр , «Удовольствия воображения», Фаррар, Штраус и Жиру , 2000 г.
  • ЖУРНАЛ ДЖЕНТЛЬМЕНА , 1791 г.
  • Письма Анны Сьюард
  • Джудит Дженнингс , Гендерная религия и радикализм в долгом восемнадцатом веке , Ашгейт, 2006 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a58d98de5ca519e1906a33da6cb2d9ae__1696374840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/ae/a58d98de5ca519e1906a33da6cb2d9ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mary Morris Knowles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)