Недвижимая лестница
31 ° 46'41,9 "N 35 ° 13'47,5" E / 31,778306 ° N 35,229861 ° E

Неподвижная лестница прислоненная к правому окну на втором ярусе фасада храма Гроба Господня в Старом городе Иерусалима — деревянная лестница , . Лестница опирается на выступ и прикреплена к окну, принадлежащему Армянской Апостольской церкви . Лестница — символ межконфессиональных споров внутри христианства . [ 1 ] Его присутствие на нынешнем месте означает соблюдение соглашения между шестью христианскими конфессиями, которые коллективно владеют церковью, о не перемещении, ремонте или изменении чего-либо в церкви без согласия всех шести конфессий.
История
[ редактировать ]Появление Недвижимой лестницы на фасаде Храма Гроба Господня связано с конфликтами между христианскими конфессиями за контроль над святынями Гроба Господня и разделением храма между шестью христианскими конфессиями. Различные части церкви в настоящее время принадлежат Католической церкви , Греческой православной церкви , Армянской апостольской церкви , Сирийской православной церкви , Эфиопской православной церкви и Коптской православной церкви . [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]
Борьба за контроль над христианскими святынями в Иерусалиме восходит к событиям, описанным в Новом Завете . [ 3 ]
С XVI века межконфессиональные конфликты среди христиан за право контроля над святилищами становились все более ожесточенными. В этих конфликтах участвовали практически все христианские конфессии, но особенно враждебно относились друг к другу католики и греко-православные — самые многочисленные, богатые и влиятельные общины. [ 3 ]
В период нахождения Иерусалима под властью мамлюков Египта (14–15 вв.) францисканцы благодаря европейским монархам, оказывавшим им финансовую и политическую поддержку, сумели утвердиться в качестве «хранителей Гроба Господня, "а также некоторые другие святые места. Греческие православные христиане, стремясь оспорить предоставленные францисканцам права, представили документ, якобы полученный от халифа Умара в VII веке, о передаче им всех прав на христианские святилища. Католики, в свою очередь, поставили под сомнение подлинность этого документа, назвав его позднейшей подделкой, и указали, что в VII веке христианство еще было единым, поэтому указ халифа, даже если он был подлинным, распространялся на все христианские конфессии. Католики также ссылались на свою преемственность от крестоносцев и обвиняли православных в неучастии в крестовых походах . [ 3 ]
Конфликты в Храме Гроба Господня происходили постоянно. Правительство Османской империи издало декреты, регулирующие отношения между христианскими конфессиями — такие декреты издавались в 1604, 1637, 1673, 1757 и 1852 годах. [ 3 ]
В 1719 году францисканцы одержали дипломатическую победу. [ 3 ] поскольку специальный указ султана позволил им самостоятельно, без привлечения представителей других христианских конфессий, провести реставрационные работы в Храме Гроба Господня. [ ~ 1 ]

Точная дата появления лестницы на фасаде церкви неизвестна. Возможно, самое старое изображение лестницы находится на гравюре монаха-францисканца Эльзиара Хорна , датированной Кустодией Святой Земли 1728 годом. [ 4 ] Кроме того, лестница изображена на гравюре Эдварда Фрэнсиса Финдена, опубликованной в 1834 году. После этой даты лестница изображается на многочисленных гравюрах, литографиях и фотографиях. Сама лестница принадлежит Армянской Апостольской церкви, поскольку армяне имеют право пользоваться карнизом, заходя на него через окно во время религиозных праздников. [ 5 ] Однако израильский писатель Амос Илон утверждает в своей книге [ 6 ] что лестница принадлежит Греческой православной церкви и должна оставаться на месте из-за строгого соблюдения «статус-кво». [ 1 ] Христианский информационный центр Иерусалима также настаивает на такой версии присутствия лестницы на фасаде: [ 1 ] «Короткая лестница является частью фасада Храма Гроба Господня из-за статус-кво».
Назначение лестницы
[ редактировать ]Существует несколько теорий относительно первоначальных целей использования лестницы.


Одна из теорий предполагает, что армянские монахи использовали карниз и лестницу, чтобы поднимать воду и провизию с помощью веревки. Это было сделано для того, чтобы не выходить из церкви и не платить вступительный взнос, взимаемый османскими властями. [ 3 ] Слева от входа в церковь стоял диван, на котором разместились турецкие охранники. Плата за вход в церковь (известную как кафар) составляла до 500 пиастров . Чтобы попасть в помещения за окнами второго яруса, нужно было пройти через территорию Греческой церкви, что иногда было невозможно. Карниз служил местом, где монахи могли подышать свежим воздухом. [ 1 ] так как некоторые монахи, чтобы не платить туркам за вход, не покидали церковь месяцами, а то и годами. [ 7 ]
Другая теория предполагает, что монахи использовали карниз для выращивания зелени и овощей. На Чарльза Уильяма Уилсона гравюре на карнизе рядом с Недвижимой лестницей изображены горшки с растениями. В некоторых источниках упоминается, что монахи выращивали на карнизах зелень. [ 1 ]
Существует версия, что лестница использовалась для доступа к карнизу во время религиозных праздников, когда на погосте собиралось множество верующих. [ 1 ] В кратком изложении «Статус-кво», предназначенного для использования палестинской полицией в период британского мандата в Палестине , говорится:
Над дверным проемом проходит классический карниз – реликт византийских построек. До него можно добраться из окон армянской часовни Св. Иоанна, и эта община пользуется им во время праздничных церемоний, проходящих во дворе. Верхний карниз используется таким же образом у православных. Эти два карниза находятся в поврежденном состоянии, а весь фасад сильно обветшал и требует внимания специалистов. [ 5 ]
По разным данным, лестница когда-то принадлежала каменщику, проводившему реставрационные работы в храме Гроба Господня. Джером Мерфи-О'Коннор утверждает, что «лестница была впервые введена в то время, когда османы облагали налогом христианское духовенство каждый раз, когда они уходили и входили в Гроб Господень». Католики адаптировались , построив помещения внутри церкви. [ 8 ] О'Коннор продолжает:
Окно, лестница и карниз принадлежат армянам. Выступ служил балконом для армянского духовенства проживающего в Гробе Господнем , на него они попадали по лестнице. Это была их единственная возможность подышать свежим воздухом и солнечным светом. В какой-то момент, видимо, они еще и свежие овощи выращивали на выступе. [ 8 ] [ а ]
1757 Фирман султана и статус-кво
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о лестнице находится на гравюре 1728 Эльзиариуса Хорна года . В 1757 году, в том же году, когда был введен статус-кво, османский султан Абдул-Хамид I упомянул лестницу в фирмане . [ 10 ] а так как по царскому указу все должно было остаться «как было», то и лестницу пришлось оставить как есть. На литографии 1842 Дэвида Робертса года также изображена лестница на месте. [ 11 ] Самая ранняя фотография, на которой изображена лестница, датируется 1850-ми годами. [ 12 ] К концу XIX века лестница использовалась для доставки еды армянским монахам, заключенным в турки . [ 13 ] В турецких источниках упоминается лестница, которую армянские монахи использовали для мытья окон над карнизом. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Византийский на котором стоит лестница , карниз, использовался публикой во время фестивалей. [ 17 ]
В 1757 году францисканцы . начали возводить перед Эдикулой свой алтарь , богато украшенный дарами, полученными из разных европейских стран На Пасху 1757 года толпа греков, подстрекаемая православными монахами, штурмовала церковь, чтобы помешать строительству алтаря. Францисканцы забаррикадировались в своих камерах. доклад об этом происшествии Греческие иерархи направили в Константинополь , обвинив католиков в «скрытой враждебности» к властям Османской империи . [ 3 ]
Султан Осман III , стремясь предотвратить волнения среди православного населения империи, издал специальный указ, известный как фирман , ограничивающий права католиков на святыни на Святой Земле и передавший в собственность Храм Рождества и Гроба Девы Марии в Греческую Церковь. Фирман также установил равные права для обеих конфессий в Храме Гроба Господня. Некоторые источники утверждают, что на принятие фирмана 1757 года повлиял великий визирь Коджа Рагип-паша , который якобы получил крупную взятку от греков. Когда французский посол граф де Верженн попытался опротестовать это решение, Рагип-паша ответил: «Эти места принадлежат султану, и он отдает их кому пожелает; возможно, они всегда были в руках франков, но сегодня Его Величество желает, чтобы они принадлежали грекам». [ 18 ]

Фирман 1757 года послужил первой документальной основой для установления своеобразных правил разделения христианских святилищ между несколькими христианскими конфессиями. [ 3 ] Разделение прав, установленное фирманом 1757 г. [ ~ 2 ] и подтверждено фирманом в 1852 году, [ 19 ] [ ~ 3 ] стал известен как « Статус-кво ». Это единственные документы, регулирующие и действующие в основных христианских церквях. Положения статус-кво строго соблюдались всеми властями, под юрисдикцией которых в разное время находились эти территории — британскими властями в Палестине под британским мандатом , Иорданией и Израилем . [ 19 ]
Недвижимая лестница впервые упоминается в фирмане 1757 года султана Абдул-Хамида I , а затем в указе султана Абдул-Меджида I 1852 года . [ 20 ]
Символизм и предполагаемые удаления
[ редактировать ]Лестница была использована символически. Наличие лестницы на своем месте означает соблюдение соглашения между шестью христианскими конфессиями, владеющими церковью, — не перемещать, не ремонтировать и не изменять что-либо в церкви без согласия всех шести конфессий. Во время своего паломничества на Святую Землю в 1964 году Папа Павел VI назвал лестницу «видимым символом разделения в христианстве» и «видимым символом приверженности «статус-кво»». [ 4 ]
Во время своего паломничества на Святую Землю в 1964 году Папа Павел VI назвал лестницу видимым символом христианского разделения. [ 21 ] В 1997 году лестницу якобы протащил через окно и спрятал за алтарем протестант , намеревавшийся «подчеркнуть глупость спора о том, чей это выступ». Через несколько недель его вернули на выступ, а в окне установили решетку. [ 8 ] По слухам, в 2009 году лестницу на короткое время приставили к левому окну, а затем снова вернули обратно. [ 22 ]
-
Гравюра 1728 года с изображением лестницы
-
Лестница на первой странице книги 1842–1849 гг. « Святая Земля, Сирия, Идумея, Аравия, Египет и Нубия». [ 23 ]
-
Храм Гроба Господня 1885 года. Под правым верхним окном видна недвижимая лестница. (К куполу прислонена другая лестница.)
-
Недвижимая лестница, 2011
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ В обмен на это Порта договорилась об освобождении 150 турецких военнопленных, удерживаемых европейцами в предыдущих войнах.
- ↑ Согласно фирману султана 1757 года, католикам и православным были предоставлены равные права на Храм Гроба Господня, а церковь Рождества и Гробница Девы Марии находились в собственности Греческой православной церкви.
- ↑ В феврале 1852 года султан издал еще один фирман относительно христианских святынь, фактически подтвердив их статус, существовавший с 1757 года. При этом католической церкви были сделаны небольшие уступки: серебряная звезда была возвращена церкви Рождества Христова. в Вифлееме и в Иерусалиме в торжественной обстановке католическому епископу были переданы ключи от Храма Гроба Господня и Храма Рождества Христова.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Джеймс Э. Ланкастер Церковь и лестница: застывшие во времени .
- ^ Православная энциклопедия Гроба Господня (Воскресения Христова) Храм в Иерусалиме / Беляев Л. А., Лисовой Н. Н.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Носенко Т. Иерусалим. Три религии — три мира . Olma Media Group, — 2003, С. 440.
- ^ Jump up to: а б Гюнтер Зиммермахер, Путешествие по Святой Земле: Путеводитель для паломников. Книги Южного Креста, Кейптаун. п. 196. ISBN 978-0-9921817-0-3.
- ^ Jump up to: а б Каст, LGA (1929). . HMSO Верховного комиссара правительства Палестины. п. 17 – через Wikisource .
- ^ Амос Илон, Иерусалим, «Поля битвы памяти», Kodansha America, 1995, стр. 201.
- ^ Тернер В. Журнал путешествия по Леванту . - Лондон, 1820. - Том. II. — С. 163—165.
- ^ Jump up to: а б с Ланкастер, Джеймс Э. (2015). «Церковь и лестница: застывшие во времени» . CoastDaylight.com . Проверено 16 апреля 2019 г.
- ^ Саймон Себаг Монтефиоре (2012) [2011]. Иерусалим: Биография . Винтаж. п. 517н . ISBN 978-0307280503 .
- ^ «Греческий православный» . Увидеть Святую Землю . 2017 . Проверено 3 марта 2019 г.
- ^ «Вход во гроб Господень» . Библиотека Конгресса . Титульный лист . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Гюнтер Зиммермахер (2012). Путешествие по Святой Земле: Путеводитель для паломника . Кейптаун: Книги Южного Креста. стр. 194–95. ISBN 978-0-9921817-0-3 .
- ^ Бар-Ам, Авива (1999). За стенами: Церкви Иерусалима . Ахва Пресс. п. 56. ИСБН 9789659004874 .
- ^ «Завершено восстановление церкви Воскресения» (на турецком языке) . ТРТХабер . Опубликовано 23 марта 2017 г.
- ↑ Куртоглу, Фатих (26 ноября 2018 г.). «Церковь Судного дня» (на турецком языке) . Рави Хока .
- ↑ «Лестница Судного дня» (на турецком языке) . YeniŞafak . 22 февраля 2017.
- ^ Каст 1929 , с. 17: «Над дверным проемом проходит классический карниз, реликт византийских построек. До него можно добраться из окон армянской часовни Святого Иоанна, и эта община использует его по случаю проводимых праздничных церемоний. во дворе [...] [Карниз] в поврежденном состоянии, а весь фасад сильно обветшал и требует внимания специалистов».
- ^ Зандер В. Израиль и святые места христианского мира. П. 47 Л., 1971, с.56.
- ^ Jump up to: а б Энрико Молинаро. Святые места Иерусалима на Ближнем Востоке. Мирные соглашения: конфликт между глобальной и государственной идентичностями, Sussex Academic Press, — 2010, стр.36.
- ^ Статус-кво в святых местах, Издательство Ариэль, Иерусалим. Переиздано в 1980 г., стр. 17, 3-й абзац.
- ^ Зиммермахер, Гюнтер (2012). Путешествие по Святой Земле: Путеводитель для паломника . Кейптаун: Книги Южного Креста. п. 196. ИСБН 978-0-9921817-0-3 .
- ^ Герман, Дэнни (10 июня 2009 г.). «Кто передвинул лестницу?» . Частный гид по Израилю - Дэнни Диггер . Проверено 8 мая 2019 г.
- ^ Святая Земля, Сирия, Идумея, Аравия, Египет и Нубия / по рисункам, сделанным на месте Дэвидом Робертсом. Лондон: Ф. Г. Мун, 1842–1845, т. 1, ч. 1. 1-2, с. 2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Илон, Амос. Иерусалим, поля битвы памяти . Коданша Америка, 1995, с. 201.
- Гидаль, Нахум Тим. Иерусалим через 3000 лет . Knickerbocker Press, Эдисон, Нью-Джерси, 1995, с. 24.
- Бар-Ам, Авива. За стенами: Церкви Иерусалима . Ахва Пресс, Иерусалим, 1998, с. 56.
- Носенко, Т. В. (2003). Иерусалим: Три религии - три мира (in Russian). М.: ОЛМА-Пресс. p. 442.