Диалектика господина и раба
![]() | Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( Июль 2023 г. ) |
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
![]() |
гегельянство |
---|
Предтечи |
Основные работы |
Школы |
Связанные темы |
Связанные категории |
Диалектика господина-раба (иногда переводится как диалектика господина-раба ) — знаменитый отрывок из Георга Вильгельма Фридриха Гегеля » «Феноменологии духа . системы Гегеля Его широко считают ключевым элементом философской и он оказал сильное влияние на многих последующих философов.
Этот отрывок в повествовательной форме описывает развитие самосознания как такового при встрече двух различных самосознающих существ (т. е. возникающих только из этой встречи). Сутью диалектики является движение или движение познания, в котором два самосознания конституируются в том, что каждое существо признается другим как самосознательное. Это движение, неумолимо доведенное до крайности, принимает форму «борьбы насмерть», в которой один овладевает [ beherrscht ] другим только для того, чтобы обнаружить, что такое господство делает невозможным само признание, которого он искал, поскольку раб, в это государство не имеет права предлагать это.
Контекст
[ редактировать ]«Независимое и зависимое самосознание: господство и рабство» — первый из двух озаглавленных подразделов главы « Феноменологии » «Самосознание» . В главе ему, среди прочего, предшествует обсуждение «Жизни» и «Желания», а за ним следует «Свободное самосознание: стоицизм, скептицизм и несчастное сознание».
Гегель написал эту историю или миф, чтобы объяснить свою идею о том, как самосознание диалектически снимается с тем, что он по-разному называет абсолютным знанием, духом и наукой.
Признание
[ редактировать ]Крайне важно, что для Гегеля абсолютное знание не может возникнуть без того, чтобы сначала самосознание не признало другое самосознание. Он утверждал, что вся реальность непосредственно присутствует в самосознании. [1] Он проходит три стадии развития:
- Желание, когда самосознание направлено на вещи, отличные от него самого.
- Хозяин-раб, где самосознание направлено на другого, не равного себе.
- Универсальное самосознание, где самосознание узнает себя в другом. [2]
Подобный вопрос в истории философии исследовал только Иоганн Готлиб Фихте. [3] и его трактовка знаменует собой водораздел в европейской философии .
притча Гегеля
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2023 г. ) |
Чтобы объяснить, как это работает, Гегель рассказывает абстрактную, идеализированную историю встречи двух людей. Однако идея Гегеля о развитии самосознания из сознания и его снятии в высшее единство в абсолютном знании есть не очерченный мозг естествознания и эволюционной биологии, а феноменологическая конструкция с историей; тот, который должен был пройти через борьбу за свободу, прежде чем реализовать себя.
Абстрактный язык, которым пользуется Гегель, никогда не позволяет интерпретировать эту историю однозначно. Его можно читать как самосознание, приходящее к себе в процессе развития ребенка или взрослого, или самосознание, возникающее в начале человеческой истории, или как самосознание общества или нации, реализующих свободу.
То, что диалектику господина и раба можно интерпретировать как внутренний процесс, происходящий в одном человеке, или как внешний процесс между двумя или более людьми, отчасти является результатом того факта, что Гегель утверждает «конец противоположности субъекта и объекта ». ". То, что происходит в человеческом сознании, происходит и вне его. Объективное и субъективное, по Гегелю, снимают друг друга до тех пор, пока не соединятся, и «история» проводит этот процесс через различные «моменты», когда снятие двух противоречивых моментов приводит к высшему единству.
Сначала два природных существа встречаются и обнаруживают, что самосознание воплощено в другом «независимом существовании». [4] Два существа осознают, что каждое может быть «для себя» (то есть самосознательным) только тогда, когда двусмысленный другой вытеснен, то есть вынужден признать дорефлексивное, исключающее «бытие-для-себя» своего «я». Фактически одно существо будет стремиться установить монополию на самосознание или уверенность в себе как мыслящем существе. Следовательно, самосознание, возникающее в результате этой первоначальной встречи, обязательно является неполным, поскольку каждый рассматривает другого как «несущественный, негативно характеризующийся объект». [5] а не эквивалентный предмет. Два человека манипулируют друг другом в своих собственных целях. Нарциссически они загипнотизированы, видя себя «отражёнными». [6] в другом и пытаются, как они это делали раньше, контролируя собственное тело, утвердить свою волю.
По мнению Гегеля,
Приближаясь к другому, оно теряет самого себя, поскольку оказывается другим существом; во-вторых, оно тем самым сняло это другое, ибо это примитивное сознание не считает другого по существу реальным, а видит в другом себя. [7]
Реакция
[ редактировать ]При первоначальном столкновении с другим человеком самость не может быть сразу распознана: «Появляясь таким образом непосредственно на сцене, они друг для друга подобны обычным объектам, независимым формам, индивидуумам, погруженным в бытие [или непосредственность] Жизни». [8]
Смертельная борьба
[ редактировать ]Начинается смертельная борьба. Однако, если один из двоих умрет, достижение самосознания не удастся. Гегель называет эту неудачу «абстрактным отрицанием», а не требуемым отрицанием или снятием. Этой смерти можно избежать путем соглашения, связи или подчинения рабству. В этой борьбе господин выступает господином, потому что он не боится смерти, поскольку не видит, что его личность зависит от жизни, тогда как раб из-за этого страха соглашается на рабство. Однако этот опыт страха со стороны раба имеет решающее значение в более поздний момент диалектики, где он становится предпосылкой для дальнейшего развития раба.
Порабощение и господство
[ редактировать ]Истина о себе как самосознание, как опосредованное, а не непосредственное «бытие для себя». [9] достигается только в том случае, если оба живы; признание другого дает каждому из них объективную истину и уверенность в себе, необходимые для самосознания. Таким образом, оба вступают в отношения господина и раба и сохраняют признание друг друга: «В этом признании несущественное сознание [раба] является для господина объектом, который составляет истину его уверенности в себе». [10]
Противоречие и разрешение
[ редактировать ]Однако это состояние не является счастливым и не достигает полного самосознания. Признание со стороны поручителя происходит лишь под страхом смерти. Самосознание господина зависит от признания раба и также имеет опосредованное отношение к природе: раб работает с природой и начинает превращать ее в продукты для господина. По мере того как раб создает все больше и больше продуктов, все более и более изощренных, благодаря своему собственному творчеству , он начинает видеть свое отражение в созданных им продуктах, он понимает, что мир вокруг него был создан его собственными руками, поэтому раб больше не является рабом. отчужден от собственного труда и достигает самосознания, между тем как господин, напротив, попал в полную зависимость от продуктов, созданных его крепостным; таким образом господин порабощен трудом своего раба. Согласно « Лекциям по философии всемирной истории» Гегеля , «Человечество освободилось от рабства не иначе, как посредством рабства». [11]
Интерпретации
[ редактировать ]Одна из интерпретаций этой диалектики состоит в том, что ни раб, ни господин не могут считаться полностью самосознательными. Человек, уже достигший самосознания, может быть порабощен, поэтому самосознание необходимо рассматривать не как индивидуальное достижение или достижение естественной и генетической эволюции, а как социальное явление. [12]
Как объясняет философ Роберт Брэндом :
Обсуждение Гегелем диалектики Господина и Раба является попыткой показать, что асимметричные когнитивные отношения метафизически дефектны, что нормы, которые они устанавливают, не являются тем типом, который помогает нам думать и действовать, то есть дает нам возможность мыслить. и действовать. Таким образом, асимметричное признание — это власть без ответственности на стороне Мастера и ответственность без полномочий на стороне Раба. Аргумент Гегеля заключается в том, что до тех пор, пока власть и ответственность не будут соизмеримы и взаимны, фактические нормативные статусы не будут установлены. Это одна из его самых важных и, безусловно, одна из самых глубоких идей, хотя не так легко понять, как работает этот аргумент. [13]
Александра Кожева Уникальная интерпретация отличается от этого. Его прочтение диалектики господина и раба заменило эпистемологические фигуры Гегеля антропологическими субъектами, чтобы объяснить, как история определяется борьбой между хозяевами и рабами. [14] Для Кожева люди рождаются, и история началась с первой борьбы, которая закончилась появлением первых хозяев и рабов. Человек всегда либо господин, либо раб; и нет настоящих людей там, где нет хозяев и рабов. До этой борьбы он утверждал, что обе силы находятся в животном состоянии или в том, что Гегель называл естественным существованием, но впоследствии только раб останется в животном состоянии. [15] Кожев утверждал, что для того, чтобы положить конец этому взаимодействию, оба должны быть диалектически преодолены. [14] [16] Для раба это требует революционного преобразования или отрицания мира, каким он дан. При этом он трансформирует не только себя, но и мир, создавая новые условия. [16] История подходит к концу, когда заканчивается различие между господином и рабом, когда хозяин перестает быть господином, потому что рабов больше нет, а раб перестает быть рабом, потому что больше нет господ. Происходит синтез господина и раба: целостного гражданина универсального и однородного государства, созданного Наполеоном . [17]
Влияние
[ редактировать ]
Отношения между господином и крепостным повлияли на многочисленные дискуссии и идеи в 20 веке, особенно из-за их связи с Карла Маркса концепцией классовой борьбы как движущей силы социального развития. [18]
Диалектика господина-крепостна Гегеля оказала влияние на социальные науки , философию , литературоведение , критическую теорию , постколониальные исследования и психоанализ . [19] Более того, гегелевский троп господина-раба, и особенно акцент на признании, оказал решающее влияние на Мартина Бубера схему отношений в «Я и ты» , Симоны де Бовуар описание истории и динамики гендерных отношений в «Втором поле». , [20] и Францем Фаноном описание колониальных отношений в «Черной коже, белых масках» . [21] Сьюзан Бак-Морсс В статье «Гегель и Гаити» утверждается, что гаитянская революция повлияла на написание Гегелем его диалектики господина и раба. [22]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кейн, Филип Дж. (2012). Гегель и другие: исследование феноменологии духа . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 222. ИСБН 978-0-7914-6473-1 .
- ^ Гегель, Георг Вильгельм Фридрих; Раух, Лео; Шерман, Дэвид (1999). Феноменология самосознания Гегеля: текст и комментарий . Олбани, Нью-Йорк: SUNY Press. п. 49. ИСБН 0-7914-4157-1 .
- ^ Джексон, Ян (2017). Анализ «Феноменологии духа» Г.В.Ф.Гегеля . Бока-Ратон, Флорида: CRC Press. ISBN 978-1-351-35328-1 .
- ^ Г.В.Ф. Гегель, Феноменология духа, перевод А.В. Миллера с анализом текста и предисловием Дж. Н. Финдли (Оксфорд: Clarendon Press, 1977); Параграф 182, стр. 112.
- ^ Г.В.Ф. Гегель, Феноменология духа, перевод А.В. Миллера с анализом текста и предисловием Дж. Н. Финдли (Оксфорд: Clarendon Press, 1977); Параграф 186, стр. 113.
- ^ Г.В.Ф. Гегель, Феноменология духа, перевод А.В. Миллера с анализом текста и предисловием Дж. Н. Финдли (Оксфорд: Clarendon Press, 1977); Параграф 189, стр. 115.
- ^ Г.В.Ф. Гегель, Феноменология духа, перевод А.В. Миллера с анализом текста и предисловием Дж. Н. Финдли (Оксфорд: Clarendon Press, 1977); Параграф 179, стр. 111.
- ^ Гегель, Георг. Феноменология духа. Антология теории и критики Нортона, Винсент Б. Лейтч и др., WW Norton & Company, 2018, стр. 549–555.
- ^ Г.В.Ф. Гегель, Феноменология духа, перевод А.В. Миллера с анализом текста и предисловием Дж. Н. Финдли (Оксфорд: Clarendon Press, 1977); Параграф 187, стр. 114.
- ^ Г.В.Ф. Гегель, Феноменология духа, перевод А.В. Миллера с анализом текста и предисловием Дж. Н. Финдли (Оксфорд: Clarendon Press, 1977); Параграф 192, стр. 116.
- ^ Философия всемирной истории не столько от , стр. 875, Lasson Edition, Лейпциг 1917-20, («Человечество было освобождено рабства, сколько через рабство».
- ^ Филип Моран, Гегель и фундаментальные проблемы философии , Голландия: Грюнер, 1988.
- ^ Роберт Брэндом, Интервью, лето 2008 г. Видео . Расшифровка . Архивировано 11 ноября 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Кистнер, Ульрика; От, Филипп Ван; Бернаскони, Роберт; Секьи-Оту, Ато; Тембо, Иосия; Ставарска, Беата; Нетерсол, Рейнгард (2020). Насилие, рабство и свобода между Гегелем и Фаноном . Йоханнесбург: Пресса Нью-Йоркского университета. п. 78. ИСБН 978-1-77614-627-7 .
- ^ Рунионс, Эрин (2003). Насколько истерично: идентификация и сопротивление в Библии и кино . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер. п. 47. ИСБН 0312295723 .
- ^ Перейти обратно: а б Хабиб, МарАР; Хабиб, Рафей (2019). Гегель и основы теории литературы . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 184. ИСБН 978-1-108-47138-1 .
- ^ Александр Кожев, Введение в лекцию Гегеля , Франция: Галлимар, 1947. Переведено как Введение в чтение Гегеля , Нью-Йорк: Basic Books, 1969.
- ^ Джонсон, младший «От диалектики господина-раба к восстанию в капиталистическом производстве» . Марксисты.орг . Новый Интернационал . Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ Джулия Боросса и Кэролайн Руни, «Страдание, мимолетность и бессмертные стремления: Саломе между Ницше и Фрейдом», Журнал европейских исследований 33 (3/4): 287-304 Лондон, 2003.
- ^ «Пятиэтапную модель» диалектики господина-раба, отраженную в классических работах де Бовуара, можно найти здесь.
- ^ Франц Фанон, Черная кожа, белые маски , Нью-Йорк: Grove Press, 1967: 62.
- ^ Бак-Морсс, Сьюзен (лето 2000 г.). «Гегель и Гаити». Критический запрос . 26 (4). Издательство Чикагского университета: 821–865. дои : 10.1086/448993 . JSTOR 1344332 . S2CID 162278297 .