Метафизика качества Пирсига
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2013 г. ) |
Метафизика качества ( MOQ ) — это теория реальности , представленная в Роберта М. Пирсига « философском романе Дзен и искусство обслуживания мотоциклов» (1974) и расширенная в книге «Лила: исследование морали» (1991). MOQ включает в себя аспекты софистики , восточноазиатской философии , прагматизма , работ FSC Northrop и философии коренных американцев . Пирсиг утверждает, что MOQ является лучшей линзой для рассмотрения реальности, чем субъективно - объективное мышление, которое Пирсиг приписывает Аристотелю . Дзен и искусство обслуживания мотоциклов отсылают к санскритской доктрине Тат Твам Аси («Ты есть это»), которая утверждает экзистенциальный монизм в отличие от дуализма субъект-объект. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]«Метафизика качества» возникла во время учебы Пирсига в колледже, когда он был студентом -биохимиком в Университете Миннесоты . он описывает В книге «Дзен и искусство обслуживания мотоциклов» , что во время учебы он обнаружил, что количество рациональных гипотез для любого данного явления кажется безграничным. Ему казалось, что это серьезно подорвет обоснованность научного метода. Когда он размышлял над этим вопросом, его учеба начала ухудшаться, и в конце концов его исключили из университета.
Проведя некоторое время в Корее в качестве солдата, Пирсиг пришел к выводу, что восточная философия — лучшее место для поиска окончательных ответов. По возвращении домой из Кореи Пирсиг прочитал FSC Northrop книгу «Встреча Востока и Запада» связывалась западная культура с культурой Восточной Азии , в которой систематически . В 1950 году Пирсиг продолжил свои философские исследования в индуистском университете Банарас , где он наткнулся на санскритскую доктрину Тат Твам Аси — по его словам, «Ты есть то, что утверждает, что всё, что ты думаешь о себе (Субъективное), и всё, что ты думаешь вы воспринимаете (Цель), неделимы. Полностью осознать это отсутствие разделения — значит стать просветленным». Природа мистического опыта играет основополагающую роль на протяжении всего его творчества.
В конце 1950-х — начале 1960-х годов Пирсиг преподавал риторику в Государственном колледже Монтаны — Бозман и при поддержке старшей коллеги Сары Винке решил изучить, что именно подразумевается под термином « качество» . Он поручил своим ученикам дать определение этому слову. Это, вкупе с в индейской церкви, церемонией пейота которую он посетил вместе с другом-антропологом Джеймсом Верном Дюзенберри , привело Пирсига в то, что он назвал «грибовидным облаком мысли». [ нужна ссылка ] Пирсиг начал развивать свои идеи о качестве в своей первой книге « Дзен и искусство обслуживания мотоциклов» , а затем расширил и систематизировал свои идеи в MOQ в «Лиле» .
Качество
[ редактировать ]«Динамическое качество невозможно определить. Его можно понять только интеллектуально, используя аналогию».
Дэн Гловер, «Дитя Лилы: исследование качества»
«Качество» или «ценность», как описано Пирсигом, не могут быть определены, поскольку они эмпирически предшествуют любому его интеллектуальному построению, а именно из-за того, что качество (как его явно определяет Пирсиг) всегда существует как восприятия, опыт прежде чем оно будет когда-либо мыслились описательно или академически. Качество — это «острие» опыта, встречающееся только в настоящем, известное или, по крайней мере, потенциально доступное всем «нам» (ср. Платоновский « Федр» , 258d). Приравнивая его к Дао , Пирсиг постулирует, что Качество — это фундаментальная сила во вселенной, стимулирующая всё, от атомов до животных, развиваться и включать всё более высокие уровни Качества. Согласно MOQ, все (включая идеи и материю ) является продуктом и результатом Качества.
Статические шаблоны качества и динамическое качество
[ редактировать ]MOQ утверждает, что качество само по себе неопределимо ( Дао ), но чтобы лучше понять это, Пирсиг разбивает качество на две («острые») формы: статические образцы качества (с шаблонами) и динамические качества (без шаблонов). Четыре модели статического качества, а также динамического качества исчерпывающе описывают всю («острую») реальность. По мере того, как первоначальное (передовое) динамическое качество становится привычным, оно превращается в статические шаблоны (а именно, данные , ожидания). Пирсиг не предлагает двойственности: качество едино, «каждая его частица», но проявляется по-разному. Это проявление качества в динамических и статических аспектах представляет собой не дуализм, а диалектический монизм .
Динамическое качество
[ редактировать ]По мнению Пирсига, восточноазиатских философов и мистиков американских индейцев, динамическое качество/Дао/Бог/Единое не может быть определено. Это можно понять только интеллектуально, используя аналогию. Пирсиг называет динамическое качество «доинтеллектуальным острием реальности», поскольку оно распознается до того, как его можно концептуализировать. Вот почему динамическую красоту музыкального произведения можно распознать до того, как можно будет построить статический анализ, объясняющий, почему музыка прекрасна.
Статические шаблоны качества
[ редактировать ]Динамическое качество можно поэтически описать как силу изменения во вселенной; однако, когда аспект Качества повторяется, он становится статичным. Пирсиг определяет шаблоны «статического качества» как все, что можно определить. Например, все, что можно найти в словаре, представляет собой статический шаблон качества. Затем Пирсиг делит статическое качество на неорганические, биологические, социальные и интеллектуальные модели в порядке возрастания морали (на основе эволюционного порядка). Этим статичным формам, если они обладают достаточно «высоким» или «низким» качеством, дают имена и заменяют их другими «разумными существами», создавая базу знаний для культуры.
- Неорганические узоры: неживые существа
- Биологические закономерности: живые существа
- Социальные модели: поведение, привычки, ритуалы, институты.
- Интеллектуальные закономерности: идеи
Пирсиг описывает эволюцию как моральное развитие этих моделей ценностей . Например, преодоление биологической закономерности неорганической закономерности (например, полет птицы, преодолевающей гравитацию) является моральным, поскольку биологическая закономерность представляет собой более высокую форму эволюции. Точно так же интеллектуальная модель ценностей, преодолевающая социальную (например, гражданские права ), является моральным развитием, поскольку интеллект является более высокой формой эволюции, чем общество. Следовательно, решения о своем поведении в течение любого дня могут быть приняты с использованием Метафизики Качества. Пирсиг предлагает не критику или ответственность, а принятие и чистое поглощение:
«Когда он это писал, он почувствовал мгновенный испуг и собирался вычеркнуть слова «Все это. Все до последней капли. Безумие. Я думаю, он это видел. Но он не видел никакой логической причины вычеркнуть эти слова, и теперь было уже слишком поздно для малодушия. Он проигнорировал свое предупреждение и оставил слова в силе». -ЗММ, Гл.20
«Добро — это существительное. Вот оно. Это то, что искал Федр. Это был Гомер, перелетевший через забор, который положил конец игре с мячом. Хорошо как существительное, а не как прилагательное — вот и вся Метафизика Качества». Конечно, высшее Качество — это не существительное, прилагательное или что-то еще, что можно определить, но если бы вам пришлось свести всю Метафизику Качества к одному предложению, это было бы так.» — Лила, Конец.
«Язык, который мы унаследовали, сбивает это с толку. Мы говорим «мое» тело и «твое» тело, «его» тело и «ее» тело, но это не так. … Это картезианское «Я», это автономное маленькое гомункул , который сидит за нашими глазными яблоками и смотрит сквозь них, чтобы выносить суждения о делах мира, просто смешон. Этот самозваный маленький редактор реальности — просто невозможная выдумка, которая рушится в тот момент, когда ее рассматривают. это."-ЗММ, Гл.15
«Еще один аморальный способ уничтожить статические шаблоны — передать шаблоны кому-то другому, что Федр назвал «свалкой кармы». ... Если ты возьмешь весь этот кармический мусор и почувствуешь себя лучше, передав его другим, это нормально. Так устроен мир. Но если тебе удастся впитать его и не передать дальше, это высочайшее нравственное поведение. все."-Лила, гл.32
См. также
[ редактировать ]- Чарльз Сандерс Пирс
- Платонизм , Платон
- Прагматизм
- Даосизм , Дао
- Уильям Джеймс
- Качество энергии
- Поток (психология)
- К.С. Льюис (особенно «Уничтожение человека »)
- Джон Дьюи
- Альфред Норт Уайтхед и философия процесса
- Уильяма Кингдона Клиффорда » Образ мышления и племенное «я
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пирсиг, Роберт М. Дзен и искусство обслуживания мотоциклов: исследование ценностей . Рэндом Хаус, 1999.
Источники
[ редактировать ]- Дзен и искусство обслуживания мотоциклов: исследование ценностей (1974) ISBN 0-06-095832-4
- Лила: Исследование морали (1991) ISBN 0-553-29961-1
- Путеводитель по дзен и искусству обслуживания мотоциклов Р. ДиСанто и Ти Джей Стила (1990) ISBN 0-688-06069-2
- «Дитя Лилы: исследование качества (2002) ОСЛК 59259846
- Грейнджер, Дэвид А.: Джон Дьюи, Роберт Пирсиг и искусство жизни: пересмотр эстетического образования . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006.
- «Правда об искусстве: восстановление качества» Патрика Дурли (2013) ISBN 978-1780998411
Внешние ссылки
[ редактировать ]- moq.org - Очерки, интервью и обзоры, относящиеся к «Метафизике качества» Пирсига.