Jump to content

Сото тонология

Примечания:
  • Все примеры отмечены значком включены в аудиообразцы. Если заголовок таблицы отмечен, то все примеры сесото в этой таблице включены в аудиообразцы.
  • Некоторые системы без необходимых моноширинных шрифтов могут неправильно отображать диаграммы, используемые для иллюстрации тональных правил. На этих диаграммах, наведя курсор мыши на большинство курсив на английском языке должен указывать ключ произношения IPA (за исключением тонов).

Как и большинство других нигерско-конголезских языков , сесото тональный язык , на котором говорят двумя основными тонами: высоким (H) и низким (L). Грамматическая система тонов сесото (в отличие, например, от лексической системы тонов, используемой в китайском языке ) довольно сложна и использует большое количество правил « сандхи ».

Однако система сесото ни в коем случае не является самой сложной и даже не одной из самых сложных. Например, существуют африканские грамматические тоновые языки, в которых гораздо больше, чем просто две тональности , а существование хрипловатых звонких согласных в нгуни и других языках значительно усложняет их тонологию. (В сесото нет абсолютно никакого взаимодействия между тонемами и звуками слогов.) Также очень мало случаев «плавающих» тонов и меньше грамматических конструкций, обозначаемых исключительно изменением тона. (Наиболее распространенными примерами этого являются правило 1 простого связочного падежа и образование множества положительных причастных предложений с поднаклонением.) Правила, как правило, также не очень драматичны, и, как правило, существует очень сильная тенденция к сохранению основных высоких тонов. (Например, в языках нгуни основной высокий тон основ глаголов, субъективных созвучий, префикса существительного и/или предметных созвучий часто смещает несколько слогов вправо, к предпоследнему или предпоследнему слогу.)

Тон слога передается гласной, или носовой, если носовой слог. [ 1 ] Тон, передаваемый слоговым /l̩/ (а в северном сото и сетсване слоговое ⟨r⟩ осталось от пропущенной гласной.

Типы тонов

[ редактировать ]

По сути , каждый слог каждой морфемы может быть описан как имеющий один из двух типов тона: [ 2 ] высокий (H [ ¯ ] ) и нулевой (ø). На первый взгляд, все оставшиеся нулевые тона по умолчанию являются низкими (правило LTA ниже), и поэтому на языке говорят с двумя контрастирующими тонами (H и L).

Классический пример носового звука:

Чтобы образовать локатив от существительного, одна из возможных процедур включает в себя простое добавление низкого тона [ŋ̩] к существительному . Для образования местного значения «на траве» добавляется суффикс -ng. к слову [ʒʷɑŋ̩] jwang [ _ ¯ ] , давая jwanng [ _ ¯ _ ] [ʒʷɑŋ̩ŋ̩] , причем два последних слоговых носовых звука имеют контрастные тона.

Имена, будучи существительными, часто имеют тональный рисунок, отличный от существительного:

На сесото слово «мать» — [m̩mɛ] mme. [ _ ¯ ] , но ребенок называл свою мать [m̩mɛ] мме [ ¯ _ ] , используя его в качестве имени. Кроме того, [n̩tʼɑtʼe] ntate [ _ _ ¯ ] означает «отец», а [n̩tʼɑtʼe] ntate [ _ ¯ ¯ ] может использоваться маленьким ребенком для обращения к отцу.

Аллотоны

[ редактировать ]

В речи два поверхностных тона могут произноситься как один из нескольких аллотонов из-за влияния окружающих тонов и длины слога. Эти изменения естественным образом происходят из-за того, как говорят на языке, включая эффект предпоследнего удлинения, но в конечном итоге каждый слог каждой морфемы можно полностью описать как имеющий только высокие и низкие тона. [ 3 ]

В этой и связанных статьях тона слова заключены в квадратные скобки, а конкретные (приблизительные) произнесенные аллотоны заключены в фигурные скобки.

[lɪpʼɑtʼɑ] лепата эвфемизм; тонемы: [ _ ¯ _ ] (L—H — L), аллотоны: { _ _ } (низкий — высоко падающий — низкий)
Тонемы и аллотоны
Тоны Аллотон Где найден Пример
Ч [ ¯ ] сверхвысокий { ¯ } После еще одного Ч, а не пенульта [mʊʀiʀiɲɑnɑ] мори ри няна («маленькие волосы») { _ ¯ ¯ _ }
высокий } В телах слов [hʊlekʼʊlɑ] ko le kola («расследовать») { _ ¯ _ }
середина { } Наконец в одной фразе [спикер] « Человек ( человек») { _ }
сильно падающий { } Предпоследний слог фразы перед L [m̩ol] m mu o («диалект») { _ [ _ }
высокий-средний { } Пенульт перед H [mʊsɑdi] mo sa di («женщина») { _ }
Л [ _ ] сверхнизкий { _ } Наконец, после еще одного L [tʼɪmo] te mo («сельское хозяйство») { _ }
низкий { _ } Префиксы классов существительных, в теле слов и, наконец, после H. [hʊsɛbɑ] хо себа («совершать зло») { _ _ }
низко падающий { } предпоследний [tʼʷɛbɑ] перетащить ) ('мышь' { _ }

Таким образом, всего существует, по крайней мере в нашем анализе, восемь аллотонов. [ 4 ] { ¯ ¯ – _ _ } .

Большинство этих аллотонов появляются только в последнем слове фразы в умеренно медленной или подчеркнутой речи. Если это не финальная фраза, средние, высокие, высокие-средние, низкие и сверхнизкие аллотоны обычно не слышны. Имейте в виду, что нисходящие тона встречаются только в удлиненных слогах, и если в слове ударение нерегулярное, то нисходящие тона не появляются на предпоследнем (например, вторая форма первого указательного местоимения имеет тонемический рисунок [ ¯ ], который произносится { ¯ } из-за ударения на последнем слоге).

Восходящих тонов нет. Например, [ _ ¯ ] (где L — предпоследняя буква) произносится { }, хотя можно было бы ожидать * { / ¯ } . Это общая тенденция почти для всех языков банту с (контрастными или ударными) удлиненными гласными, хотя в языках с депрессорными согласными действительно есть слышимые восходящие «налеты» в начале депрессивного слога, которые можно интерпретировать как восходящие аллотоны.

Есть несколько случаев, казалось бы, тонемических экземпляров некоторых из этих аллотонов. Как и ожидалось, некоторые идеофоны и радикальные междометия имеют странные тона, но относительное согласие имеет нерегулярный сверхвысокий тон (за исключением случаев, когда они используются для образования указательных местоимений ). Разница в относительной высоте между высоким тоном и его сверхвысоким аллотоном меньше, чем разница между низким и высоким тонами.

Использование тона

[ редактировать ]

Назначение тонов может относиться как минимум к одной из следующих категорий:

Характерный тон

[ редактировать ]

Каждое полное слово сесото имеет свойственный тон его слогам, который, хотя и не важен для формирования правильной речи, но выдает иностранный акцент:

[mʊtʰʊ] человек [ _ _ ] («человек»)
[ɲ̩t͡ʃʼɑ] собака [ _ собака ')
[mʊsʊtʰʊ] Мосото [ _ ̄ _ ] ('единственное число от басуто ')
[lɪʀɑtʼɑ] шум [ _ _ ) шум'

Различные факторы означают, что тон слова может меняться, но характерный тон в слове сесото обнаруживается, когда это слово стоит последним в вопросительном предложении, в котором не используется вопросительное наречие [nɑ] na? . В этой ситуации нисходящее движение значительно ослаблено, предпоследний слог предложения короткий (хотя гласная последнего слога может полностью сократиться), а тон последнего слова в значительной степени сохраняется (хотя конечный тон H может упасть до L). ).

[ʊbɑt͡ɬʼɑ    hʊ'ɪbɑ    sɪt͡sʼiˌbi] Он хочет быть экспертом { _ _ } («вы хотите быть ученым»)
[nɑ    ʊbɑt͡ɬʼɑ    hʊ'ɪbɑ    sɪt͡sʼiˌbi] Вы хотите быть экспертом? { _ _ } («вы хотите стать ученым?»)
[ʊbɑt͡ɬʼɑ    hʊ'ɪbɑ    sɪt͡sʼiˌbi] Вы хотите быть экспертом? { _ ¯ _ } («вы хотите стать ученым?»)

Отличительный/смысловой тон

[ редактировать ]

Важнейшим свойством тональных языков, отличающим их от языков, в которых высота звука просто используется как часть интонации (например, английского), является существование множества тональных минимальных пар . Часто несколько слов могут состоять из одних и тех же слогов/фонем, но иметь разные характерные тона (пример глаголов H имеет низкий конечный тон из-за ограничения окончательности):

[hʊ'ɑkʼɑ] хо он же [ _ ¯ _ ] («целовать»)
[hʊ'ɑkʼɑ] хо он же [ _ _ _ ] («лгать»)
[ʒʷɑŋ̩] трава [ _ ) трава'
[ʒʷɑŋ̩] трава [ как ) ?'
[hʊtʼɪnɑ] это правда [ _ ¯ _ ] («носить»)
[hʊtʼɪnɑ] это правда [ _ _ _ ] («отвращение»)

Однако существует несколько основных омофонов, произносимых с одинаковой тональной структурой. В этих случаях для различения различных значений можно использовать только контекст.

[lɑ'ʊlɑ] -laola L глагол (i) 'правило'; (ii) «божественный»
[ʀʊlɑ] -rola H глагол (i) 'ковать металл', 'ковать'; (ii) «раздеваться»
[mʊɬʷɑ] mohlwa [ _ ¯ ] (i) 'термит'; (ii) «газонная трава ( семейства злаковых

Есть случаи, когда слова изменяются посредством флексии или деривации, и в результате они звучат точно так же, как другие слова.

[ɬolɑ] исследовать [ _ _ ] (i) 'заяц', (ii) 'создать' (от глагола L [ɬolɑ] -explore )

Грамматический тон

[ редактировать ]

Регулярно случается, что две схожие по звучанию фразы могут иметь два совершенно разных значения, главным образом из-за разницы в тоне одного или нескольких слов или созвучий.

[kʼɪŋʷɑnɑ    wɑhɑ'ʊ] Я твой ребенок [ _ _ ¯ ¯ ¯ _ ] («Я твой ребенок»)
[kʼɪŋʷɑnɑ    wɑhɑ'ʊ] Я твой ребенок [ ¯ _ ¯ ¯ ¯ _ ] («он/она/оно твой ребенок»)
[ʊmʊbɪ] Ты злой [ _ _ ¯ ] («ты уродливый»)
[ʊmʊbɪ] Ты злой [ ¯ _ ¯ ] («он/она уродливый»)
[kʼɪbɑt͡ɬʼɑnɑ    lɪbɔnɑ] Я хочу их [ _ _ _ _ ¯ _ _ ] («Я ищу их» настоящее изъявительное наклонение)
[kʼɪbɑt͡ɬʼɑnɑ    lɪbɔnɑ] Я хочу их [ ¯ ¯ _ _ ¯ _ _ ] (причастное поднаклонение «когда я их искал»; это не полное предложение, а часть более длинного предложения)

Обратите внимание, что при использовании грамматического тона тон значимого слова может влиять на относительную высоту остальной части фразы, хотя тона других слов, как правило, остаются неизменными.

Нисходящий дрейф

[ редактировать ]

Понижение тона , при котором абсолютная высота (а не тон) голоса говорящего постепенно снижается по мере продолжения предложения (часто приводя к тому, что начальные низкие тона произносятся с большей высотой, чем конечные высокие тона), является особенностью естественной речи. Обычно высокий тон, следующий сразу за низким, произносится с несколько меньшей частотой, чем предыдущий высокий тон.

Кроме того, между определенными слогами может произойти несколько более резкое понижение высоты тона ( понижение ). В сесото понижающий тон (обозначается знаком ! ) естественным образом возникает между словами (он менее заметен, если в первом слове нет низких тонов), хотя есть по крайней мере один случай (в правиле 1 простого копулятива ), когда отсутствие понижающего звука ( а также другие тональные факторы) изменяет смысл высказывания. В следующем примере серьезный ударение (à) указывает на низкий тон, а острый ударение (á) указывает на высокий тон.

Сердцебиение

         !ó нащупал Шебу

                        !horè

                              дом

                                     !

Мне нужно, чтобы ты пошел посмотреть, куда она пошла

Этот нисходящий поток значительно ослабляется, когда предложение представляет собой вопрос, в котором не используется вопросительное наречие [nɑ] na? .

Тон глагола

[ редактировать ]

Основы глаголов сесото делятся на две категории: основы H и основы L. Разница заключается в том, что «основной тон» первого слога основы (или «основной тон основы») может быть либо высоким, либо нулевым. При использовании с объектом в изъявительном отдаленном будущем времени (простое [t͡ɬʼɑ] -tla- tense) основа глагола монотонная (все слоги с высоким тоном или все с низким тоном), при этом основной тон первого слога распространяется на все последующие. слоги.

Существительные, происходящие от основы глагола, окаменели с тонами простого инфинитива 15-го класса, который появляется в средней позиции без подлежащего или дополнения. Процедура создания этого тонального рисунка сложна и включает в себя несколько тональных правил .

Эти факторы могут также применяться в обычных глагольных спряжениях. Добавление глагольного суффикса (путем образования, а не изменения) создает новую основу глагола, которая попадает в ту же категорию тонов, что и исходный, и подчиняется тем же правилам.

[pʼɑσɑmɑ] -paqama (L глагольная основа) лежать (лицом вниз) ⇒ [hʊpʼɑσɑmɑ] хо paqama [ _ _ _ _ ] («лгать») ⇒ [hʊpʼɑσɑmisɑ] хо paqamisa [ _ _ _ _ _ ] («вызывать к ложь') ⇒ [hʊpʼɑσɑmisɑ] хо пакамисува [ _ _ _ _ _ _ ] («заставить солгать») и т. д.
[ɑɬʊlɑ] -судить (основа глагола H) («судить») ⇒ [hʊ'ɑɬʊlɑ] судить [ _ ̄ ̄ _ ] («судить») [kʼɑɬʊכ] суждение [ ̄ ̄ _ ] («суждение»), [mʊ'ɑɬuˌdi] судья [ _ ̄ ̄ _ ] («судья»), [bʊ'ɑɬuˌdi] судебная власть [ _ ̄ ̄ _ ] («состояние судьи»)

Тона приставок существительных существительных, образованных от глаголов, не зависят от тонов основы.

Некоторые существительные, образованные от глаголов, имеют идиоматический тональный рисунок, независимый от тонов исходной основы глагола.

[lʊkʼɑ] -loka (основа глагола L) («быть достаточным») ⇒ [lʊkʼɛlɑ] -lokela («достаточно для») ⇒ [tʼʊkʼɛlɑ] tokelo («права человека»; неправильный тон [ _ ¯ _ ] вместо ожидал [ _ _ _ ] )

Несколько «тональных мелодий» могут быть присвоены определенным глагольным спряжениям в зависимости от желаемого времени , вида и наклонения (например, во многих спряжениях глаголов единственная разница между изъявительным наклонением и причастным поднаклонением - это тон). Они применяются перед большинством других правил и могут обозначаться кодом, включающим символы H (высокий тон), L (низкий тон), B (основной тон основы глагола) и * (итеративное применение предыдущего тона).

Например, применение (настоящей) «Сослагательной мелодии» (HL*H) к основе глагола H [bɔnɑ] -bona («видеть») и основе глагола L [ʃɛbɑ] -sheba («искать») приводит к оба [kʼɪʃɛbɛ    tʼɑ'u] ke shebe tau («чтобы я мог посмотреть на льва») и [kʼɪbɔnɛ    tʼɑ'u] kebone tau («чтобы я мог увидеть льва») произносится с точно таким же тоном [ ¯ ¯ ¯ _ ¯ ] .

Другой способ обозначения мелодий — воспользоваться стандартным шаблоном рассматриваемого времени и обозначить мелодию путем присвоения тонов определенным слогам в образующемся слове (например, последнему слогу, субъективному созвучию и т. д.). Таким образом, в приведенном выше примере сослагательное наклонение (фактически, сослагательное наклонение настоящего-будущего времени) может быть задано путем помещения тонов H в первый слог (основной тон субъективного согласия игнорируется), второй слог и последний слог слова и постановка явный тон L в четвертом слоге (если только глагол не двусложный, в этом случае четвертый слог является последним слогом и имеет букву H). тон) — тем самым предотвращая HTD.

Тональные правила

[ редактировать ]

Сесото — язык грамматических тонов; это означает, что слова могут произноситься с разными тональными паттернами в зависимости от их конкретной функции в предложении. Другая интерпретация состоит в том, что тона языка взаимодействуют в своей сложной «тональной грамматике».

Чтобы создать определенные грамматические конструкции, можно использовать определенные тональные правила для изменения основных тонов слова для создания их поверхностных тонов . Затем слова произносятся с использованием поверхностных тонов.

Эта система, естественно, несколько сложна. Действительно, развитие автосегментной фонологии было в значительной степени мотивировано необходимостью удовлетворительной теоретической основы для работы с тональными грамматиками нигерско-конголезских языков . В этой статье делается попытка объяснить некоторые аспекты тонологии сесото в рамках автосегментации, основанной на правилах.

Представленные ниже правила используются почти исключительно при построении речевого комплекса , так как именно на эту часть речи тональная грамматика оказывает наиболее радикальное влияние.

Об автосегментарной фонологии

[ редактировать ]

Автосегментарная фонология была мотивирована необходимостью представить свойства, которые, по-видимому, охватывают несколько «сегментов» (в нашем случае слоги) и кажутся в некоторой степени независимыми от них. В основе (то есть в лексиконе говорящего) некоторые, но не обязательно все, сегменты морфем связаны с одним или несколькими свойствами. Сегменты находятся на одном «уровне», а их свойства — на другом, а отношения между ними обозначаются путем соединения их линиями связи следующим образом:

- видимо
  
  ЧАС

Глагол H («видимый»)

Каждое из правил каким-то образом меняет ассоциации. Например, удвоение высоких тонов (HTD) приводит к тому, что основной тон H в первом слоге глагола также связан со слогом, находящимся непосредственно справа:

- видимо
  ─┘
  ЧАС

После ХТД

В данной статье последовательное применение нескольких правил будет обозначаться следующей аббревиатурой:

- видимо
         underlyingly
  H  
  ─┘       HTD
  ЧАС

Два правила

Тот факт, что строка, исходящая из второго слога, связана только с линией HTD, означает, что это первый раз, когда слог связан с этим свойством.

Типология

[ редактировать ]

Одна популярная классификация тональных языков банту в целом разделяет их на две группы: меняющиеся языки и распространяющиеся языки. Языки сото-тсвана представляют собой языки с ограниченным распространением, поскольку в них есть примитивные правила, которые напрямую заставляют основные высокие тона ассоциироваться со слогами справа (распространяться на них). С другой стороны, близкородственные языки нгуни представляют собой языки с неограниченным сдвигом, поскольку в них есть примитивные правила, которые непосредственно приводят к перемещению (сдвигу) лежащих в основе высоких тонов слогов вправо. В следующей таблице представлено неформальное сравнение тональных процессов, обнаруженных в сесото и изизулу ( = исизулу, = сесото):

Тональные эффекты сесото и зулу
  Ограниченный Неограниченный
Распространение
Сдвиг

В таблице процесс считается неограниченным, если не установлено ограничение на количество слогов, в которых он может происходить. У сесото базовый ограниченный разброс (удвоение высоких тонов), а у isiZulu — базовый неограниченный сдвиг. Ограниченный сдвиг в сесото возникает как совокупный эффект ограниченного распространения правого тона (удвоение высоких тонов) и разделения левой ветви, в то время как в isiZulu могут возникать различные формы распространения, если слово очень короткое или имеет два или более основных высоких уровня.

Некоторые тональные правила

[ редактировать ]

При работе с глаголами в разное время могут применяться следующие правила:

  • Удвоение высокого тона (HTD) приводит к тому, что тон H, обнаруженный в первом слоге основы глагола, или в субъективном согласии с тоном H (независимо от того, используется ли он как часть глагола или в связке ), распространяется на (связанный с) слог сразу вправо. Например, («Они видят» без прямого дополнения; маркеры • используются здесь для соединения частей отдельных слов, которые в современной дизъюнктивной орфографии писались бы отдельно ):

ba•a•bona
     
 Ч      Ч

──────►
ХТД

ba•a•bona
 ─┘   ─┘
 Ч      Ч

  • Итеративное распространение тона (ITS) приводит к многократному распространению тона H в первом слоге основы глагола вправо до конца глагольного комплекса. Это правило применяется только в определенных ситуациях (например, при формировании перфекта). Например, («Я купил за...» с двумя прямыми объектами):

ke•rekeletse
    
    ЧАС

──────►
ЕГО

ke•rekeletse
    ─┴─┴──┘
    ЧАС

  • Удаление связи правой ветви (RBD) - это применение принципа обязательного контура , который приводит к распространению тона H от субъективного согласия к глагольному вспомогательному инфиксу или объективному согласию непосредственно слева от основы глагола, который удаляется (разделяется), если основа глагола это стебель H. Например, («Они видят»):

ba•a•bona
 ─┘   ├─┘
 Ч      Ч

──────►
РБД

ba•a•bona
     ├─┘
 Ч      Ч

  • Удаление связи левой ветви (LBD) - это применение «обязательного» контурного принципа, который приводит к отделению тона H в первом слоге основы глагола H, если основа сразу следует за субъективным согласием с тоном H, что приводит к тональному образцу ( HøH ). Это правило является идиолектическим и применяется не всеми носителями сесото. [ 5 ] Например, («Они видят...» при использовании с прямым дополнением):

ba•bona
   ─┘
 Ч    Ч

──────►
ЛБД

ba•bona
   ┌─┘
 Ч    Ч

  • Ограничение окончательности (FR) приводит к удалению любых тонов H, распространяющихся на последний слог глагольного комплекса. Это правило не применяется ни при каких обстоятельствах и никогда не применяется, если основа глагола односложна (то есть оно никогда не отделяет тон H от первого слога основы глагола). Он также никогда не применяется, когда глагол следует сразу за прямым объектом (поэтому он не отменяет ITS или высокий тон, копируемый в последний слог двусложного глагола H, если за ним сразу следует объект). [ 6 ] Например, («Я люблю» без прямого дополнения):

ke•a•rata
      ─┘
      ЧАС

──────►
фр.

ke•a•rata
      
      ЧАС

  • Назначение низкого тона (LTA) — это самое последнее применяемое правило, которое применяется всегда при любых обстоятельствах (не только при работе с глаголами). Он просто присваивает всем несвязанным сегментам (то есть сегментам с нулевым тоном) тон L. Например, («Она смотрит от имени» с двумя прямыми объектами):

o•batlela
├──┘
ЧАС

──────►
ДСС

o•batlela
├──┘    
Х       Л   Л

Некоторые примеры

[ редактировать ]

Для построения многих форм глаголов, включая множество положительных изъявительных времен без прямых дополнений, а также инфинитивов, применяются по порядку следующие правила:

  1. Базовый уровень (лексические тона)
    1. Корни глаголов (включая мелодии)
  2. Лексический уровень (тона, назначенные правилом)
    1. Тематические согласия
    2. ХТД
      1. Корни глаголов
      2. Тематические согласия
    3. ОКП
      1. РБД
      2. ЛБД
  3. Постлексический уровень
    1. фр.
    2. ДСС

Обратите внимание, что три основных уровня всегда применяются в этом порядке, хотя фактические правила, содержащиеся на уровнях, будут меняться в зависимости от частей речи, наклонения глаголов и т. д. Для слова [ʊ'ɑbinɑ] oa bina («она поет ') применение правил заключается в следующем:

o•a•bina
       в основе (основа H)
   H  
       субъективное согласие
H    H  
─┤   ─┤   HTD
H    H  
   ├─┤   RBD
H    H  
      FR
H    H  
      LTA
В   Л    В   Л

Построение слова

Слово появляется на поверхности с тональным рисунком [ ¯ _ ¯ _ ] .

Кроме того, предпоследний слог слова удлиняется (или «подчеркивается»), а взаимодействие тонов, а также предпоследнее удлинение приводит к тому, что слово произносится с высотой звука { ¯ _ _ } .

Расширение слова на один слог ( [ʊ'ɑbin̩t͡sʰɑ] oa bintsha 'Она дирижирует'):

o•a•bintsha
    ││       в основе (основа H)
   H    
         субъективное согласие
H    H    
─┤        HTD
H    H│    
   ├┤      RBD
H    H│    
   ├┘      LTA
В   Л    В      Л

Построение слова

Слово появляется на поверхности с тональным рисунком [ ¯ _ ¯ ¯ _ ] (верхний уровень под третьим слогом связан с двумя слогами).

Второй последний слог слова удлиняется, а взаимодействие тонов, а также предпоследнее удлинение приводит к тому, что слово произносится с высотой звука { ¯ _ ¯ _ } .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ То есть тононосная единица (ТБУ) по сути является слогом. В общем, чтобы включить языки с долгими гласными, можно сказать, что TBU языков банту — это мора , и действительно, когда речь идет об ударных слогах, во многих описаниях сесотоской тонологии TBU трактуется как мора (то есть, долгий ударный слог). слог анализируется как два мора с разными тонами), но это действительно излишне.
  2. ^ С таким же успехом можно было бы сказать, что существует три основных типа тона - высокий (H [ ] . ), низкий (L [ _ ] ) и нулевой (ø) - и действительно многие авторы и исследователи так и делают Истина раскрывается, если отметить, что все тональные правила работают только за счет манипулирования высокими тонами, поэтому каждый слог может быть либо прикреплен к высокому тону (H), либо не прикреплен вообще (ø). Трехтональная модель, по крайней мере, потребует правила, которое работает исключительно с тонами L.
  3. ^ Доке и Вилакази приводят девять уровней высоты тона (не считая контуров) для isiZulu , признавая при этом, что они, возможно, упустили из виду некоторые факторы, которые могли поверхностно увеличить фактическое число. Последующие работы по тонологии исизулу и депрессорным ( придыхающим звонким ) согласным позволяют предположить, что язык, как и сесото, можно полностью описать только тремя или двумя основными тонемами.
  4. ^ Число может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от того, как считать и т. д., но в языке только два контрастных тона. Перечисление может быть еще более усложнено, если принять во внимание эффекты спада и спада .
  5. ^ В лингвистических моделях, основанных на правилах (таких как автосегментная фонология), есть множество примеров, когда OCP нарушается или применяется только при некоторых обстоятельствах. Например, тот факт, что HTD делает первые два слога основы глагола H высокими, является еще одним «нарушением» OCP. В некоторых языках банту также есть «правило плато», которое меняет образец тона (HøH) на (HHH) - процесс, который активно создает последовательность, «нарушающую» OCP.
  6. ^ В двух словах (в соответствии с теорией синтаксических и/или оптимальных доменов) ограничение окончательности предотвращает распространение высокого тона на последний слог «Просодической фразы» (хотя основной высокий тон в конце фразы останется в покое). см. в разделе «Глаголы с дефицитом сесото» . Более полное объяснение
  • Кассимджи, Ф. и Киссеберт, К.В., 1998. Теория областей оптимальности и тонология банту: тематическое исследование от isiXhosa и Shingazidja . В книге Хайман Л.М. и Киссеберт, К.В. (ред.), «Теоретические аспекты тона банту», стр.   33–132. Стэнфорд, Калифорния: CSLI.
  • Демут, К. 1992. Приобретение Sesotho . В Д. Слобине (ред.), Межлингвистическое исследование усвоения языка.
  • Демут, К. 1995. Проблемы освоения тональных систем . В книге Дж. Арчибальда (ред.), «Освоение нелинейной фонологии», стр.   111–134. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Демут, К. В печати. Приобретение речи сесото . В С. Маклеоде (редактор), Международное руководство по овладению речью, стр.   526–538. Клифтон-Парк, Нью-Йорк: Обучение Томаса Дельмара.
  • Док, К.М. , и Мофокенг, С.М. 1974. Учебник грамматики южного сото . Кейптаун: Лонгман, Южная Африка, 3-е место. впечатление. ISBN   0-582-61700-6 .
  • Док, К.М., и Вилакази, BW, 1948. Зулусско-английский словарь . Йоханнесбург: Издательство Университета Витватерсранда. Как цитируется Шадебергом, 1981.
  • Такер, А.Н. 1949. Орфография сото-нгуни и тональная маркировка . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, стр.   200–224. Лондонский университет, Vol. 13, № 1. (1949)
  • Шадеберг, Т.К. 1981. Тон в словарях южноафриканских банту . В Журнале африканских языков и лингвистики 3, стр.   175–180.
  • Зербиан, С. 2006. Распространение высоких тонов в сото-глаголе . В J. Mugane et al. (ред.), Избранные материалы 35-й ежегодной конференции по африканской лингвистике, 147–157. Сомервилл, Массачусетс: Проект разбирательств Каскадильи.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad17d4be046dd9a5a95d0715b5e6534c__1695986100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/4c/ad17d4be046dd9a5a95d0715b5e6534c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sotho tonology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)