Jump to content

Сото части речи

Примечания:

сесото аффиксов Части речи передают самые основные значения и функции слов в языке, которые могут быть изменены в значительной степени предсказуемым образом с помощью и других регулярных морфологических средств. Каждое полное слово языка сесото должно включать в себя некоторую « часть речи ».

В сесото в основном двенадцать частей речи. Шесть основных подразделений соответствуют исключительно синтаксису , а подразделения — морфологии и семантическому значению.

Части речи [ 1 ]
  1. Субстантивы обозначают конкретные или абстрактные понятия:
    1. Существительные
    2. Местоимения
  2. : Существенные уточнения
    1. Прилагательные
    2. Родственники
    3. Перечислительные
    4. обладатели
  3. Предикативы обозначают действие или состояние, связанное с существительным:
    1. Глаголы
    2. Копулятивный
  4. Дескриптивы описывают квалификаторы, предикативы или другие описательные слова:
    1. Наречия
    2. Идеофоны
  5. Союзы вводят или объединяют предложения.
  6. Интеръективы – это восклицания

Как правило, в языках банту нет предлогов. [ 2 ] или статьи . В сесото локативы склоняются к существительным, а глагольные повеления рассматриваются как междометия. Разделение четырех определений зависит исключительно от созвучий , которые они используют. [ 3 ] Кардиналы — существительные, но им посвящен отдельный раздел ниже.

По форме некоторые части речи (прилагательные, перечислительные, некоторые родственники, некоторые притяжательные падежи и все глаголы ) представляют собой радикальные основы, которым необходимы аффиксы для образования значимых слов; другие (связочные падежи, большинство притяжательных падежей и некоторые наречия) образуются из полных слов путем использования определенных формообразующих форм; остальные ( существительные , местоимения, некоторые родственники, некоторые наречия, все идеофоны, союзы и междометия) сами по себе являются полными словами, которые могут или не могут быть изменены с помощью аффиксов для образования новых слов. Следовательно, термин « классы слов » вместо несколько более нейтральных «частей речи» был бы в некоторой степени неправильным.

Существительные

[ редактировать ]
Местоимения:

Местоимения

[ редактировать ]

В сесото четыре основных типа местоимений : абсолютные, указательные, количественные и уточняющие. Каждое местоимение представляет собой законченное слово и может стоять вместо существительного или рядом с ним (для выделения).

Согласия НЕ являются местоимениями . Согласия обычно обязательны в определенных местах, а местоимения - нет. Местоимения не могут использоваться вместо созвучий. Местоимения — это полные слова, а согласия — это строго аффиксы.

Абсолютные, указательные и количественные местоимения.
Сорт Абсолютный Демонстративный Количественный
1-й. позиция 2-й. позиция 3-й. позиция
1-й. форма 2-й. форма 1-й. форма 2-й. форма 1-й. форма 2-й. форма
Первое и второе лица
(1-й чел. сг.) [n̩nɑ] отец
(1-й чел. пл.) [ʀʊnɑ] Рона
(2-й чел. изд.) [wɛnɑ] ты
(2-й чел. пл.) [lʊnɑ] lona
Третьи лица и классы существительных
Класс 1(а). [jɛnɑ] он [э'ʊ] это [enʷɑ] обезьяна [э'ʊ] это [ru] один [jɑnɪ] yane [elʷɑ] бой
Класс 2(а). [как] увидеть [bɑ'ɑ] баа [bɑnɑ] бана [bɑ'ʊ] бао [bɑnʊ] бано [bɑnɪ] проклятие [bɑll] тюк [boɬe] все
Класс 3. [ɔnɑ] она [о'ʊ] да [onɑ] ona [о'ʊ] да [он] оно [wɑnɪ] важно [olɑ] быть [oɬe] все
Класс 4. [jɔnɑ] йона [e'ɪ] ээ [ru] ена [э'ʊ] это [ru] один [jɑnɪ] yane [эльɑ] она [joɬe] все
Класс 5. [lɔnɑ] лона [le'ɪ] ли [lenɑ] Лена [le'ʊ] что [лен] лено [lɑnɪ] переулок [лелɑ] лела [loɬe] все
Класс 6. [ɔnɑ] она [ɑ'ɑ] аа [ɑnɑ] ана [ɑ'ʊ] чтобы [ɑnʊ] год [ɑnɪ] ане [ɑle] но [oɬe] все
Класс 7. [sɔnɑ] Сона [se'ɪ] видеть [сенɑ] сена [se'ʊ] сео [сенъ] грудь [sɑnɪ] в здравом уме [selɑ] Обзор [soɬe] солэ
Класс 8. [t͡sʼɔnɑ] их [тсэ'ɪ] эти [t͡sʼenɑ] эти [тсэ'ʊ] те [тсень] эти [t͡sʼɑnɪ] ненавижу [t͡sʼelɑ] дорога [цьоɬе] всё
Класс 9. [jɔnɑ] йона [e'ɪ] ээ [ru] ена [э'ʊ] это [ru] один [jɑnɪ] yane [эльɑ] она [joɬe] все
Класс 10. [t͡sʼɔnɑ] их [тсэ'ɪ] эти [t͡sʼenɑ] эти [тсэ'ʊ] те [тсень] эти [t͡sʼɑnɪ] ненавижу [t͡sʼelɑ] дорога [цьоɬе] всё
Класс 14. [как] увидеть [бо'ʊ] бу [bonɑ] добро [бо'ʊ] бу [бонц] хорошо [bɑnɪ] проклятие [болɑ] мяч [boɬe] все
15, 16, 17, 18 класс. [hɔnɑ] хона [хо'ʊ] это [honɑ] хона [хо'ʊ] это [хонь] хоно [hɑnɪ] петух [holɑ] привет [joɬe] везде

Абсолютные местоимения

[ редактировать ]

Они просто заменяют существительные и больше ничего о них не говорят. Они образуются из местоименного согласия существительного (Doke & Mofokeng утверждают, что местоименное согласие на самом деле происходит от абсолютного местоимения) плюс суффикса -na . Обратите внимание, что любые аффиксы, присоединяемые к местоимению, не меняют его форму. [ 4 ]

Шаблон тона: [ _ ¯ ] .

wena o batla eng? («ты, чего ты хочешь?») [wɛnɑʊbɑt͡ɬʼɑ ɪŋ̩] (местоимение используется просто для выделения)

Когда у глагола есть два объекта, второй объект не может быть указан в сесото согласием:

Я это показал 2 to them1') [kʼɪbɑbon̩t͡sʰit͡sʼe jɔnɑ]им

Указательные местоимения

[ редактировать ]

В сесото есть три позиционных типа местоимений (на один меньше, чем во многих других языках банту; недостающее - 3-я форма «это здесь»), каждый в двух формах.

Когда относительное согласие используется для образования указательных местоимений, оно проявляется с более естественным высоким тоном вместо нерегулярного сверхвысокого аллотона. Однако в редко употребляемой первой форме первого указательного падежа он выступает с низким тоном.

Первое демонстративное

[ редактировать ]

Первый указательный падеж означает «это», указывая на близость к говорящему. Это соответствует 1-му банту. позиция.

Первая форма имеет образец тона [ _ ¯ ] и формируется путем суффиксации относительного согласия с гласной в префиксе класса (исключение составляет класс 1(a) с использованием eo из-за его нерегулярных согласий, а класс 9 использует ee ). Это местоимение не очень часто используется.

эти собаки [ diɲ̩t͡ʃʼɑt͡sʼe'ɪ]

В просторечии их часто просто сокращают до первого слога, и существует по крайней мере одна широко используемая форма, в которой местоимение первого лица единственного числа используется в качестве энклитики .

ке нна о («вот я») [kʼɪn̩nɑ'o]

Вторая форма имеет образец тона [ ¯ ¯ ] и образуется путем добавления суффикса -na к относительному согласию (исключением является класс 1(a) enwa он появляется как ona , но в нестандартной речи ). В этих словах ударение неравномерное и падает на последний слог.

эти люди

Второй показательный

[ редактировать ]

Второй указательный падеж означает «то», указывая на относительное расстояние от говорящего. Это соответствует 2-му банту. позиция.

Первая форма имеет образец тона [ ¯ _ ] и суффикс -o для относительного согласия.

тот самолет («тот самолет») [sɪfʊfanɪse'ʊ] .

Эта форма используется в косвенных относительных конструкциях.

данные, которые я собираю («данные, которые я собираю») [lɪsedile'ʊkʼɪlɪbʊkʼɛl̩lɑŋ̩]

Вторая форма имеет тон [ ¯ ] и суффиксы -no для относительного согласия.

эта цель («эта цель») [mʊʀɛʀɔonʊ]

Третий демонстративный

[ редактировать ]

Третий указательный знак означает «тот там», указывая на расстояние от обеих сторон. Это соответствует 4-му банту. позиция.

Первая форма имеет тоновую структуру [ ¯ ¯ ] и образуется путем добавления суффикса -ane к относительному согласию. В этом случае а сильно взаимодействует с гласной в созвучии.

koloi yane («там машина») [kʼolo'ijɑnɪ]
нормальная картинка («та картинка») [sɪt͡sʰʷɑn̩t͡sʰɔsɑnɪ]

Вторая форма имеет тональный рисунок [ ¯ _ ] и формируется несколько нерегулярно из относительного согласия. Суффикс -la меняется на -le, если согласие заканчивается на a . В классе 1(a) есть неправильное местоимение с elwa (но оно появляется как ole в нестандартной речи ). В обычной речи -le повсюду используется .

наледи эла («та звезда») [nɑledielɑ]

Количественные местоимения

[ редактировать ]

В то время как во многих других языках банту есть несколько количественных местоимений, сесото имеет только форму [ɬe] -hle («все»). Он имеет тоновую структуру [ ¯ ¯ ] и образуется из местоименного согласия существительных (единственное число использует согласие класса 1, а лицо множественного числа использует класса 2 согласие ).

весь день («весь день») [lɪt͡sʼɑt͡sʼiloɬe]

Уточняющие местоимения

[ редактировать ]

Квалификационные местоимения – это уточнения, употребляемые в предложении по существу. В основном они образуются, когда уточнение употребляется без существительного или стоит перед существительным. [ 5 ]

The beautiful cars («красивые машины») [dikʼolo'it͡sʼen̩t͡ɬʼɛ] красивые [ t͡sʼen̩t͡ɬʼɛdifiɬile [ машины ] приехали') ]
Прилагательные:

Прилагательные

[ редактировать ]

Прилагательные – это квалификаторы, употребляемые с прилагательными созвучиями .

В языках банту прилагательные образуют закрытый класс (причем в некоторых языках вообще нет собственных прилагательных). В сесото довольно большое количество прилагательных из-за включенных в него цветовых прилагательных. В нем около 50 прилагательных, которые можно разделить на две категории:

Общие прилагательные

[ редактировать ]

Общие прилагательные имеют разный характер и насчитывают около 20. К этой категории относятся числа от 2 до 5.

' Пример распространённых прилагательных
Корень Английское значение(я)
[bɪ] -быть 'плохой'
[hʊlʊ] -бежать 'большой'
[ŋ̩] -из 'другой'
[беди] -беди 'два'
[длинный] -длинный , [телеле] -длинный «высокий», «длинный»
[t͡sʰɪhɑdi] — женский 'женский'
[ɲɑnɪ] -маленький , [ɲɪɲɑnɪ] -маленький «маленький», «несколько»
[t͡ɬʼɛ] -тле 'красивый'
[kʼɑ'ɪ] -каэ? 'сколько?'
[ŋɑtʼɑ] - улитка 'много'

Многие из этих прилагательных очень древние и существуют почти во всех языках банту (иногда как родственники).

Цветовые прилагательные

[ редактировать ]

Прилагательные цвета немного более многочисленны и указывают на основные цвета и образцы окраски животных. Они ответственны за необычно большое количество прилагательных в сесото, поскольку в большинстве других языков банту цвета являются родственными.

Примеры прилагательных цвета
Корень Английское значение(я)
[sʷe'u] -белый 'белый'
[фубеду] -фубеду , [xubedu] -кгумеди 'красный'
[pʰifɑdi] -фифади «белый с длинными черными полосами»
[tʰʊkʼʷɑ] -токва 'палевый'
[tʼɑlɑ] -тала ' зеленый/синий '
[завтра] -так себе 'коричневый'
[стакан] -роль «черный с белыми пятнами» (только козы)
[t͡sʼekʼɑ] -цека 'с белым пятном на лбу'
[t͡ʃʰɑbɑ] - нация 'красно-белый'
[цъуму] -тшуму 'белолицый'

Примечания:

  • Прилагательное -тала означает «зеленый/синий», а относительное -тала (произносится точно так же) означает «незрелый». Эти два значения связаны.
    [mʊkʼopʼuomʊtʼɑlɑ] зеленая тыква («зеленая тыква»), [mʊkʼopʼuotʼɑlɑ] зеленая тыква («сырая тыква»)
  • S r прилагательного sɔ'ɔtʰɔ] -sootho и прилагательного -rolo [ никогда не назализуются с существительными классов 8 , 9 и 10 .
  • Прилагательные, начинающиеся с ⟨hl⟩, также не подвергаются назализации.
  • [фубеду] -фубеду нерегулярно назально звучит как [xubedu] -kgubedu , [ 6 ] хотя очень часто можно услышать только назальную форму, используемую со всеми существительными.
  • Прилагательное -ng не следует путать с перечислительным -ng («один»), которое имеет другой тон. Как и перечислительное, оно также нерегулярно. Он выглядит назализованным как [ŋ̩ŋʷɪ] -nngwe это просто -ng с классом 9 ( для всех остальных классов ). Кроме того, для классов di- / di[N]- используется нерегулярное (хотя и нормальное в Сетсване ) согласие tse di[N]- вместо tse [N]- .
    несколько коз («несколько коз» )
    много , много коз коз

Например:

Большое количество железной руды («большое количество железной руды» )
[ Желтая маска siˌt͡sʰiʀɔsesɪt͡sʰɛɬɑ]
Лекан Ман («правая [буквально мужская] рука») [lɪt͡sʼɔhɔlelɪtʼʊnɑ]

Родственники

[ редактировать ]

Родственники — это квалификаторы, используемые с относительным согласием .

В языках банту родственники образуют открытый класс и являются основными используемыми квалификаторами. Относительные предложения также используются с относительным согласием.

Существует два типа относительных основ:

  1. Основы, которые кажутся радикальными по своей природе и от которых могут быть образованы абстрактные существительные в 14 классе .
  2. Некоторые существительные не изменяются по форме.

Примеры обоих типов приведены ниже:

Пример родственников
Тип Пример Английское значение(я)
Радикальный [ɬɑhɑ] — лес 'дикий'
[дом] -коза 'злой'
[tʰɑtʼɑ] - это 'трудный'
[tʼɑlɑ] -тала 'незрелый'
[bɑt͡sʼi] -баци 'широкий'
Существительные [мецьи] - вода 'мокрый'/'вода'
[mʊlɪmɔ] - хорошо 'стоящий'/'стоящий'
[sɪbɪtʼɪ] - смелость 'храбрый'/'печень'
[bʊɬɑlɪ] - мудрость 'интеллигентный'/'интеллект'
[buˌ'imɑ] -вес 'тяжелый'/'тяжесть'

Относительное -тала не следует путать с прилагательным -тала .

Например:

простые стратегии («простые стратегии») [mɑwɑɑt͡ʃʰɑt͡sʼi]
' важный этап ' [mʊxɑɬɛlooobʊɬɔkʼʷɑ]
яростное пламя («яростное пламя») [mɑlɑkʼɑbɛebʊhɑlɪ]

Глаголы могут использоваться в очень коротких придаточных предложениях, хотя они не считаются правильными относительными основами:

состариться («состариться») [hʊt͡sʊfɑlɑ] старик («старик») [mʊn̩nɑjɑt͡sʼʊfet͡sʼɪŋ̩]

Перечислительные

[ редактировать ]

В языках банту перечислительные — это категория квалификаций, обычно имеющих некоторое значение перечисления. Их отличает от других определителей то, что они используют перечислительное согласие .

Во многих языках банту к этой категории относятся первые пять числительных, но в сесото только числительное 1 является перечислительным (со второй по пятую — прилагательные).

В сесото есть три основных перечислимых, разделенных на два типа («слабый» и «сильный»):

Перечислительные
Нет. Корень Тип Английское значение
1. [ŋ̩] -из [ _ ] сильный 'один'
[ŋ̩] -из [ ¯ ] 'какой вид?'
2. [фɪ] -фе? [ ¯ ] слабый 'который?'
fɪŋ̩ -фэн [ ? ]
3. [sɪlɪ] -селе [ ¯ _ ] слабый 'другой'

В сильных перечислительных основах используется сильная форма перечислительного согласия, а в слабых основах — слабая форма.

Числительное -ng имеет особую форму с существительными класса 9, где оно отображается как -nngwe (отсюда и числительное). Ему всегда предшествует одна из двух конструкций:

  • Причастный копулятив
    одна медсестра («одна медсестра») [mʊ'okʼiɑlɪmʊŋ̩]
    только медсестры («только медсестры») [bɑ'okʼibɑlɪbɑŋ̩]
  • родственник
    одна медсестра («одна медсестра») [mʊ'okʼijɑmʊŋ̩]

Эту основу не следует путать с прилагательным -ng («некоторые»), которое имеет высокий тон и используется как обычное прилагательное:

какая-то медсестра («какая-то медсестра») [mʊ'okʼiemʊŋ̩]

Остальные перечислительные используются регулярно с использованием перечислительного согласия:

ке Морана Монг? («Что это за лекарство?») [kʼɪmʊʀɪ'ɑnɑmʊŋ̩]
ке мореана? («что это за лекарство?») [kʼɪmʊʀɪ'ɑnɑʊfɪ]
он странный господин! («Это неправильное лекарство!») [kʼɪmʊʀɪ'ɑnɑʊsɪlɪ]

-fe также может использоваться в определенной конструкции (повторяющейся и с союзным энклитическим le- ) для обозначения «любой»:

любой год («любой год») [sɪlɪmɔsɪfɪlɪsɪfɪ]
Притяжательные:

обладатели

[ редактировать ]

Притяжательные падежи – это квалификаторы, употребляемые с притяжательными созвучиями .

Прямой притяжательный залог

[ редактировать ]

Прямой притяжательный падеж возникает, когда согласие согласуется с обладателем, а основа указывает на обладателя.

Местоименные притяжательные основы согласуются с обладателем. В сесото они есть только для единственного числа первого и второго лица, а также существительных класса 1 (а) (третье лицо); другие существительные и лица использовали полные абсолютные местоимения для обозначения владения.

Притяжательные местоименные основы
Человек Корень
1-й. человек в единственном числе [кʼɑ] -ка
2-й. человек в единственном числе [hɑ'ʊ] -хао
3-й. человек и существительные 1-го класса [hɑ'e] -хе

Например:

мое лицо («мое лицо») [sɪfɑɬɛhɔsɑkʼɑ]
его лицо («его лицо» [класс 9]) [sɪfɑɬɛhɔsɑjōnɑ]

[ɪsʊ] -eso («из моего народа»), [ɪnʊ] -eno («из вашего народа») и [bɔ] -bo («из его/ее народа») указывают на коллективное владение. Гласные в основе сливаются с гласной в притяжательном созвучии, изменяя качество гласной:

[diŋ̩kʼut͡sʼenʊ] dinku enter («твоя овца»)

Приставка [hɑ] ha- к этим основам дает [hesʊ] -heso («моей семьи/сообщества»), [henʊ] -heno («из вашей семьи/сообщества») и [hɑbɔ] -habo («его /ее семья/сообщество»). Слияние происходит снова:

[diŋ̩kʼut͡sʼɑhenʊ] dinku tsa heno («овца твоей семьи»)

Притяжательное согласие с существительными

[ редактировать ]

Притяжательное согласие с существительными употребляется для прямого указания на обладателя. Конструкция собственник, согласие+владелец . Согласие может также использоваться с указательными и уточняющими местоимениями .

Например:

глаз ребенка («глаз ребенка») [liˌ'iɬɔlɑŋʷɑnɑ]
любовь моего отца («любовь моего отца») [hʊʀɑtɑhɑn̩tʼɑtʼe]
детский почерк («почерк этих» 2[а]') [mʊŋɔwɑbɑnɑ]

Описательный притяжательный падеж

[ редактировать ]

Описательный притяжательный падеж возникает, когда согласие согласуется с обладателем некоторого описательного качества, которое не может быть местономиальным. В этом случае владелец, будучи существительным, используется для описания обладателя.

В сесото это происходит реже, чем во многих других языках банту (вместо этого предпочтение отдается относительному использованию), но все же есть многочисленные случаи его использования:

нож железный ) железный нож » [ thipʼɑjɑt͡shɪpʼɪ]
мешок мучных изделий of mʊkʼot͡ɬʼɑwɑpʼo'onɪ [ ]
monna wa sefofu («слепой [ букв. «человек слепого » ]') [mʊn̩nɑwɑsɪfofu]
selemo sabone год четвертый » [ ) sɪlɪmósɑbʊń]

Кардиналы

[ редактировать ]

В языках банту обычно используется пятеричная система счета с шестью основными числами, остальные четыре — разные.

Вот сравнение первых десяти кардиналов в некоторых языках банту:

Цифры на нескольких языках банту
Нет. Английский Тсвана суахили Зулу Красота
1. [ŋ̩ŋʷɪ] один ' змея один вы вместе emu
2. [pʼedi] педикюр ноги два второй два
3. [tʰɑʀʊ] ударить три три есть три три
4. [n̩nɛ] мать четыре четыре четыре четвертый
5. [ɬɑnʊ] пять пять пять пятый ттаано
6. [t͡sʰɪlɛlɑ] шесть шесть шесть шесть твоя мука
7. [supʼɑ] суп суп привыкший Семь мусанву
8. [обеди] восемь восемь восемь восемь сладкий
9. [ʀobʊŋ̩] девять девять девять мы оставили что-то еще идти
10. [lɪʃʊmɛ] десять десять десять уже десять десять

Примечания:

  • Шесть основных чисел — от 1 до 5 и 10.
  • Как и во многих языках банту, числа от 2 до 5 являются прилагательными (во многих других они являются перечислительными); число 10 относительное. В сесото все остальные числа являются родственниками, происходящими от глаголов, обозначающих жесты (например, 7 происходит от «указывать»).
  • Вышеупомянуты кардинальные (счетные) формы, образованные от форм прилагательных (от 2 до 5); в частности, формы в языках сото-тсвана перестановлены в носовом режиме.
  • В сесото nngwe — это вариант (алломорф) основы прилагательного -ng, используемый только для существительных 9-го класса. Использование числа «один» в сесото отличается от других языков сото-тсвана, поскольку сесото -нг представляет собой неправильный перечислительный падеж , который иногда ведет себя как прилагательное и поэтому может стать существительным.
Копулятивы:

Копулятивный

[ редактировать ]

Копулятив — это слово, выполняющее функцию предикатива и образованное из какой-либо другой части речи путем изменения приставки или согласия или посредством какого-либо образующего дополнения. [ 7 ]

Полные сказуемые и предложения могут образовываться с существительными, уточнениями или наречиями без использования каких-либо глаголов по определенным правилам. Эти копулятивы обычно заменяют глагол «быть» в английском языке. В сесото также существуют спряжения копулятива с использованием глаголов ( [bɑ] -ba , [lɪ] -le и [nɑ] -na , а также их изменяемые формы), придающие значения «стать» и «иметь». ."

Формирование копулятива

[ редактировать ]

Существует шесть основных правил, которые используются в разных ситуациях для образования самых основных копулятивов. В первых двух правилах не используются глаголы ( нулевая связка ), используются только изменения тона и/или формообразовательный падеж [kʼɪ] ke- . В других правилах используется неправильный глагол [lɪ] -le .

Правила можно разделить на 3 категории (простое предикация или нулевая связка, причастие, причастное придаточное предложение прошедшего времени), и каждую категорию можно дополнительно разделить на 2 группы (все лица с квалификаторами и наречиями и существительными 1-го и 2-го лиц по сравнению с 3-м). . существительные лица). Каждое правило далее имеет свой уникальный негатив.

Копулятив в простом предсказании
Тип Все качественно. и нар.,
1-й. и 2-й. замест.
3-й. замест.
Простой Правило 1 Правило 2
+ СК + CB + [k'ɪ] ке + CB
[hɑ] ха + SC + CB [hɑsɪ] хасе + CB
Причастный Правило 3 Правило 4
+ SC + [lɪ] le и CB + [ɪ] e + [lɪ] le и CB
SC + [sɪ] se и CB [ɪ] e + [sɪ] se и CB
Родственник Правило 5 Правило 6
+ RC + [lɪ] le + [ŋ̩] of и CB + DE и [ɪ] e + [lɪ] le + [ŋ̩] ng и CB
RC + [sɪ] se + [ŋ̩] of и CB DE и [ɪ] e + [sɪ] se + [ŋ̩] ng и CB

SC указывает на субъективное согласие , CB — на копулятивную основу, RC — на относительное согласие , а DE — на демонстративный элемент. Это один из случаев, когда относительное согласие соответствует 1-му. и 2-й. могут быть использованы лица.

Обратите внимание, что причастное поднаклонение является основой всех конструкций придаточных предложений (используемых в правилах 3–6).


  • Правило 1 : Образовать копулятивы от квалификативов и наречий со всеми лицами и классами в качестве подлежащих, а также от существительных с 1-м. и 2-й. субъекты, субъективное согласие присоединяется к неизмененному слову или словооснованию. Приставка ha употребляется в отрицательном значении. Он также имеет определенный тон, позволяющий избежать двусмысленности за счет простого использования определений. В случае прилагательных субъективное согласие заменяет «относительную» часть прилагательного согласия (т. е., за исключением ди[N] -классов, прилагательное принимает на себя классовую приставку существительного). Обратите внимание, что между этими двумя словами нет понижения и что субъективные согласия с высоким тоном приводят к повышению любого следующего префикса существительного до высокого тона (из-за удвоения высокого тона, см. Тонологию сесото ).
    с этими овцами все в порядке («с этими овцами все в порядке» ) [diŋ̩kʼut͡sʼe'ʊdin̩t͡ɬʼɛ]
    эти люди большие [ _ _ ¯ ¯ _ ] («эти люди большие» ) [bɑtʰʊbɑ'ʊbɑbɑhʊlʊ]
    Сравните последний пример с [bɑtʰʊbɑbɑhʊlʊ] бато ба бахоло [ _ _ ! ¯ _ ¯ _ ] («большой народ»), где относительное согласие имеет нерегулярный сверхвысокий тон и не повышает второй низкий тон ba , а между двумя словами имеется понижение, которое не слышно в копулятиве . В случае родственников субъективное согласие заменяет относительное согласие, а относительная основа действует как копулятив.
    гепарды дикие («гепарды дикие» ) [mɑŋɑ'uɑɬɑhɑ]
    люди _ _ ¯ _ ¯ ] ('the people are lazy')ленивы
    Сравните последний пример с [bɑtʰʊbɑbʊt͡sʼʷɑ] бато ба ботсва [ _ _ ! ¯ _ ¯ ] («ленивые люди»), с понижением и сверхвысоким тоном на относительном согласии. С перечислительным ng («один») субъективное согласие предшествует перечислительному с перечислительным согласием . Другие перечисления таким образом не используются.
    дерево одно («дерево одно») [sɪfɑtʼɛsɪsɪŋ̩]
    У наречий (в основном в местном падеже) субъективное согласие просто присоединяется к наречию.
    ре хаэ («мы дома») [ʀɪhɑ'ɛ]
    Первое и второе лица используются только при наличии существенных оснований при использовании этого правила.
    Я человек [kʼɪmʊtʰʊ]
    re bona («мы - они») [ʀɪbɔnɑ]
    Негатив всех этих образований можно образовать, просто добавив префикс низкого тона ха- . Точно так же образуются отрицания большинства глаголов в большинстве времен и наклонений. Кроме того, как и в случае с отрицательными глаголами, субъективное согласие для существительных класса 1 становится a- , и все субъективные согласования имеют высокий тон (не только третьи лица и классы существительных). Обратите внимание, что субъективное согласие не влияет на тона основы так, как в положительном.
    моя одежда не мокрая («моя одежда не мокрая» ) [pʰɑɬɔt͡sʼɑkʼɑhɑdimet͡sʼi]
    она [ стоит ̄ ̄ _ _ ] («она стоит») [ʊmʊlɪmɔ]
    ха а мо лемо [ _ ¯ _ _ _ ] («она не стоит») [hɑ'ɑmʊlɪmɔ]

  • Правило 2 префикс высокого тона [kʼɪ] ke- : Для образования копулятивов от существительных с существительным третьего лица или существительным класса существительных в положительном значении используется [hɑsɪ] hase- , а в отрицательном — . Это [sɪ] -se- не следует путать с глаголом [sɪ] -se (используется в отрицаниях правил с 3 по 6).
    этот человек - премьер-министр («этот человек - министр» ) [mʊn̩nɑenʷɑkʼɪtʼʊnɑxʊlʊ]
    этот дом не мой («этот дом не мой» [уточняющее местоимение]) [n̩t͡ɬʼʊe'ʊhɑsɪjɑkʼɑ]
    ke bano вот они» ) [kʼɪbɑnʊ]
    это человек [ ̄ _ _ ] он/она/оно человек» ) [kʼɪmʊthʊ]
    Сравните последний пример с ke motho [ _ _ _ ] («Я человек»).

  • Правило 3 : Образовать причастия от копулятивов квалификационных падежей и наречий со всеми лицами и классами в качестве подлежащего, а также от существительных с 1-м. и 2-й. лица-субъекты, субъективное согласие предваряется глаголом -le, предшествующим копулятивной основе. В отрицании используется неправильная отрицательная форма -se глагола .
    хотя мы чернорабочие («хотя мы чернорабочие» ) [lɪhɑʀɪlɪbɑsebet͡sʼi]
    если они того стоят («если они того стоят» [класс 2]) [hɑbɑlɪmʊlɪmɔ]
    ha di se ntle («если они плохи» [класс 8 или 10]) [hɑdisɪn̩t͡ɬʼɛ]
    Это обычный способ использования перечислительного -ng («один»).
    хотя год один («хотя год один» ) [lɪhɑsɪlɪmɔsɪlɪsɪŋ̩]

  • Правило 4 : Образовать причастные формы копулятивов от существительных с третьей ступенью. лицо или существительное, класс субъект, неопределенное согласие e- предшествует глаголу -le . В отрицании используется неправильная отрицательная -se форма глагола .
    если она лидер («если она лидер» ) [hɑɪlɪmʊ'étaʼɑpʼɪlɪ]
    хотя она не мой ребенок («хотя она и не мой ребенок» ) [lɪhɑɪsɪŋʷɑnɑkʼɑ]

  • Правило 5 : Для образования придаточных предложений в настоящее время из копулятивов, подпадающих под правило 3, используйте прямое относительное согласие и суффикс -ng к -le ( -se в отрицательном значении).
    [n̩nɑkʼɪlɪŋ̩mʊtʰʊ] Я человек , я человек
    [dixomʊdilɪŋ̩nɑheŋ̩] , который вельде Скот находится в

  • Правило 6 : Для образования придаточных предложений в настоящее время из копулятивов, подпадающих под правило 4, используйте косвенную относительную конструкцию с указательным элементом, за которым следует субъективный показатель [ɪ] e- , предшествующий глаголу [lɪ] -le ( [sɪ] - se в отрицательном смысле), с относительным суффиксом [ŋ̩] -ng .
    люди , которые являются учителями («люди , которые являются учителями ) »
    люди , которые не являются рабами («люди , которые не являются рабами» ) [bɑthʊbɑ'ʊɪsɪŋ̩mɑxobɑ]

Бессрочное согласие хо-

[ редактировать ]

Неопределенная копулятивная конструкция достигается за счет использования класса 17 конкорда ho- с префиксом подлежащего. За исключением наречий образа действия, это всегда придает конструкции локативный смысл. [ 8 ]

мужчине в доме есть мужчина в доме ») [hʊmʊn̩nɑkʼɑt͡ɬʼuŋ̩]
нет мужчины в доме нет мужчины В доме ») [hɑhʊmʊn̩nɑkʼɑt͡ɬʼuŋ̩]

В более распространенной форме положительного предложения используется [hʊnɑlɪ] ho na le- вместо ho- . Минус в этом - ха-хо-на.

есть еда в сумке есть еда в сумке ») [hʊnɑ liˌdiʒɔkʼɑmʊkʼot͡ɬʼeŋ̩]
ха хо на дикгомо це нгата («скота не так много» [букв. нет большого скота]) [hɑhʊnɑdixomʊt͡sʼeŋɑtʼɑ]

Спряжение

[ редактировать ]

Как и в случае с глагольным спряжением, возможности спряжения копулятивов разнообразны и сложны, при этом для большинства времен требуются неполные глаголы и/или фиксированные вспомогательные глагольные глаголы . Далее следует лишь краткий обзор некоторых моментов.

Существует двустороннее разделение между прямыми и ассоциативными формами спряжения. Прямые формы обычно означают «стать», тогда как ассоциативные формы означают «иметь».

глагол -ba В прямой форме обычно употребляется . Этот глагол является начальным и (при использовании в качестве переходного глагола) означает «стать» (а не «есть», на что указывает прямой невербальный союз).

Таким образом, существует два основных аспекта прямого копулятивного спряжения: начальный и стативный. В первом случае -ba появляется ; в большинстве многоглагольных времен последнего глагол -le используется , хотя не все времена могут спрягаться в этом аспекте. Всего в прямом начальном падеже около 35 основных времен и в стативе 13.

он стал профессиональным певцом в прошлом году («он стал профессиональным певцом в прошлом году») [iˌbilesiˌbinisɪlɪmɔsefiˌtʼileŋ̩]
она не была его женой («она не была его супругой») [ɪneɪsɪmʊhɑt͡sʼɑwɑhɑ'ɛ]

Ассоциативная форма копулятивного спряжения обычно означает «иметь» (букв. «быть с»). Он также разделяет разделение на начальный и стативный аспекты: первый использует -ba с союзом le- (соединительный смысл ), а второй использует -na с le- (в положительном значении; в отрицательном нет le- ). Этот соединительный союз le- , который представляет собой префикс, присоединенный к объекту глагола, не следует путать с глаголом-связкой -le . Всего в стартовом падеже около 30 основных времен и 10 в стативе.

будет ребенок » у меня
re tla be re na le bopaki («у нас [в определенное время] будут доказательства») [ʀɪt͡ɬʼɑbeʀɪnɑlɪbʊpʼɑkʼi] . Обратите внимание на глагол дефицита группы I -be с инфиксом [ 9 ] -tla-, чтобы показать непрерывное будущее положительное время, подразумевающее известное время.

Далее следует еще несколько примеров.

У меня не будет покоя («У меня [в то время] не будет покоя») [kʼɪt͡ɬʼɑbekʼɪsɑbɪlɪxot͡sʼɔ ] Стативный начальный индикативный будущий негативный.
ха оа ка ва ба мохоло ха кана класс 3 никогда еще не был таким большим») [hɑ'ʊ'ɑkʼɑwɑbɑmʊhʊlʊhɑkʼɑnɑ] . Прямое начальное сослагательное наклонение прошедшего отрицательного времени.
[месяц] ' декабрь сейчас Прямой штатив, эксклюзивный позитив.
Наречия:

Наречия – это слова, которые описывают уточнения, предикативы или другие наречия относительно времени, места или способа.

Как и во многих других языках банту, в сесото существует тесная связь между наречиями и существительными: многие наречия появляются как обычные существительные, а местные падежи существительных используются как наречия. Однако функция наречия всегда четко отлична от функции существительного.

Хотя наречия, очевидно, обычно используются с предикативом, в некоторых случаях предикатив не появляется и можно предположить, что наречие описывает скрытый союз.

People First («люди прежде всего») [bɑthʊ pʼɪlɪ ] Полную форму можно принять за [kʼɪ bɑthʊ pʼɪlɪ] Ke Batho Pele («в первую очередь люди»).

Наречия места

[ редактировать ]

Обычно все наречия места являются «местными», то есть склоняемыми существительными и местоимениями. Они образуются по определенным правилам флексии, перечисленным ниже. Обычно они указывают место, где, на, внутри, в, откуда и т. д., где происходит действие. Когда они используются с существительными, обозначающими время, они могут обозначать время, а не место.

Фактическое значение местного падежа определяется используемым глаголом или контекстом.

они идут на гору
они приходят с горы («они приходят с горы») [bɑt͡sʼʷɑtʰɑbeŋ̩]
они сидят на горе ] [bɑdut͡sʼɪtʰɑbeŋ̩

Местный падеж просто указывает на место, связанное с глаголом, поэтому многие предлоги, используемые в английском языке, совершенно не нужны в языке сесото.

Вот правила образования местного падежа от существительных:

  • Большинство существительных, за исключением существительных класса 1а, имеют суффикс низкого тона -ng . Этот суффикс происходит от оригинального протобанту * -nî , что приводит к повышению гласных.
    стена каменная [lɪʀɑkʼɔ] стена [lɪʀɑkʼoŋ̩]
  • Существительные, не относящиеся к классу 1а, оканчивающиеся на -eng . [mʊɬɑ] Mohla («день») является исключением с [mʊɬɑŋ̩] mohlang , хотя его множественное число имеет правильный местный падеж с [mɪɬeŋ̩] mehleng.
    таба («гора») [tʰɑbɑ] в горе [tʰɑbeŋ̩]
  • Существительные, не относящиеся к классу 1a, оканчивающиеся, как обычно, на слоговый носовой суффикс -ng , в результате чего образуются два последовательных слоговых носовых суффикса [ŋ̩ŋ̩] nng.
    [mɑnoŋ̩] manong («стервятники») → [mɑnoŋ̩ŋ̩] manonng
  • Существительные класса 1а принимают префикс высокого тона хо- .
    [xɑ'it͡sʼedi] сестра («брат противоположного пола») → [hʊxɑ'it͡sʼedi] к сестре
  • Существительные, обозначающие лиц (кроме относящихся к классу 1а), могут использовать либо приставку, либо суффикс.
    [sɪt͡ɬʼʊhʊlʊ] внук ('внук') → [sɪt͡ɬʼʊhʊlʊŋ̩] внук , [hʊsɪt͡ɬʼʊhʊlʊ] внук
  • Многие существительные, такие как названия мест и существительные, обозначающие время, используются без каких-либо изменений.
    [lɪɬɑbulɑ] лето («лето»)

Хо- используется для обозначения « используется для обозначения «в», его притяжательная форма ха- на месте».

[kʼɪt͡sʼʷɑhɑʀɑŋʷɑnɪ] Я из дома моего младшего дяди («Я родом из дома моего младшего дяди»)

Местные падежи могут образовываться от местоимений (кроме количественных ) с помощью префикса хо- и его притяжательной формы ха-.

они родом из этого ' города

Кроме того, существуют существительные классов 16 , 17 и 18 , некоторые формы с префиксом ko- (неправильный неизмененный префикс протобанту класса 17 * ku- , возможно, из серолонгского диалекта сетсваны ) и некоторые другие существительные, все используемые неизменяемые, как местные наречия.

Наречия, обозначающие «здесь», «там» и «там», представляют собой просто указательные местоимения 18-го класса, в которых используются созвучия 18-го класса (вместо более обычных созвучий 15-го класса, используемых тремя местными классами). [ 10 ] Относительное согласие, используемое для образования этих слов, по-видимому, не ослабевает (оно появляется как mo- вместо o-, используемого в классе 3).

Местные демонстранты
Здесь Там Там
1-й. форма 2-й. форма 1-й. форма 2-й. форма 1-й. форма 2-й. форма
[мо'ʊ] муу [monɑ] мона [мо'ʊ] муу [monʊ] моно [молɑ] весна [mɑnɪ] я

Наречия времени

[ редактировать ]

Помимо некоторых локативных образований с временным подтекстом, в качестве наречий времени могут использоваться многие существительные и, казалось бы, радикальные наречия.

давно («давно») [xɑlɛ]
босиу («ночь, ночью») [buˌsi'u]
манцибуя («полдень») [mɑn̩t͡sʼibujɑ]
mohla («день») [mʊɬɑ] ( [mɪɬɑjɑmɑdimʊ] Mehla ea Malimo [в орфографии Лесото] «во времена каннибалов» - знаковый исторический рассказ, написанный в 1911 году Эдуардом Моцамай о Дифакане )
полночь («полночь») [xit͡ɬʼɑ]

Некоторые используют приставку высокого тона ка- для образования наречий времени. К этим существительным относятся дни недели и месяцы года. Некоторые другие существительные, которые принимают суффикс -ng, также могут вместо этого использовать этот префикс.

[ [ в июле') → kʼɑpʼu] в июле («в июле»)
[lɑbʊmɛ] Labone («Четверг») → [kʼɑlɑbʊń] ka Labone («В четверг»)

Наречия манеры

[ редактировать ]

Некоторые наречия образа действия имеют радикальную форму; другие представляют собой разные образования из существительных. Существует также несколько способов образования наречий времени из других частей речи с помощью аффиксов ха- , союзного союза ле- , ка- , джвале ка- (который представляет собой полное слово, за которым следует приставка), копулятивного ке- и т. д. .).

-ng («один») [ŋ̩] Hang («один раз») [hɑŋ̩] (также Hang Hang [hɑŋ̩ hɑŋ̩ ] 'после спешки')
-many («много») [ŋɑtʼɑ] часто («часто») [hɑŋɑtʼɑ]
вместе («вместе») [вместе]
tjena («таким образом») [t͡ʃʼenɑ]
Я победил его с помощью [моего] гения [kʼɪmʊɬʊt͡sʼɪkʼɑbʊɬɑlɪ]
ка бумо ») (« намеренно
Я умираю с голоду! («Я умираю от голода!») [kʼɪʃʷɪlɛkʼɪt͡ɬʼɑlɑ]

Кроме того, в немного нестандартной речи абсолютные местоимения могут склоняться для образования наречий, означающих «сам по себе», путем добавления к местоимению префикса творительного ка- и класса 14 префикса существительного bo- .

что ты сделал сам («то, что ты сделал сам») [se'ʊʊsɪ'en̩t͡sʼeŋ̩kʼɑbʊwɛnɑ]

Вопросительный

[ редактировать ]

Наречие высокого тона na может использоваться для обозначения или подчеркивания вопросов. Оно и его варианты могут появляться до, после или одновременно до и после полного предложения.

ты говорил с ним? («Ты говорил с ней?») [поговорить с ней]

Идеофоны

[ редактировать ]

Идеофон — это слово, часто звукоподражательное по своей природе, которое описывает качества предикативного, квалификационного или наречия.

В языках банту идеофоны образуют отдельную часть речи, которая в определенной степени напоминает наречие по функции, но в отличие от нее может (в некоторых языках) использоваться как сказуемое. В сесото есть два способа использования идеофонов; один предполагает использование глагола ho re verbum dicendi »), который в данном случае означает «выражать» вместо обычного «говорить». Другой способ заключается в простом размещении идеофона после глагола или уточнения с целью усиления его значения.

Часто при употреблении в речи идеофонов говорящий может сопровождать высказывание действием (действительно, при идеофоне mpf «закончиться полностью» действие — проведение указательного пальца очень близко к губам — необходимо для произнесения слова правильно).

[hʊʀɪfi] хо ре фи! («внезапно потемнеть»), [lɑbɔnɛlɑtʼimɑfi] lebone la tima fi! («свет внезапно погас»)
[hʊʀɪtʼʷɑ] мы отрезаны! («быть очень белым»0, [diphɑɬɔdit͡shʷe'utʼʷɑ] одежда очень белая, тва! («одежда очень белая»)
[hʊʀɪpʼududu] ho re pududu («быть серым или грязным»), [ʊmuˌpʼut͡sʼʷɑpʼududu] o mo putswa pududu («он довольно серый [от грязи или от того, что не нанес увлажняющий крем после купания]»)

Глагол -re при использовании с идеофонами может принимать прямой объект (обозначаемый объектным согласием ). Именно этот глагол несет в себе все формы флексии от имени идеофона. Его наклонение, переходность, время, предметы, вид и т. д. — все это отражается в глаголе -re , при этом сам идеофон никоим образом не изменяется.

[hʊmʊʀɪmu] хо больше ре му! («ударить его тростью по голове»)
[ɪneɪʀɪtʼɛpʼɛ] это было тепе! («было мокро»)
[ɑʀɪfuɲɑfɛɬɛ] ... это весело! («...пока он был совершенно пьян»)

Это показывает, что идеофоны сами по себе не являются ни переходными, ни непереходными и т. д., и на английский они обычно переводятся с помощью конструкции «of…».

[то] чтобы! («быть одному»)

Многие идеофоны сесото являются радикальными, и многие из них являются общими для многих языков банту (например, сесото ту! и isiZulu du! / dwi! «молчания»), хотя многие из них образованы из других частей речи. Действительно, говорящий часто усиливает значение описательного слова или глагола, импровизируя идеофоны и помещая их после слова, или просто предоставляя слушателю возможность догадываться о значении из контекста или сопутствующего действия. Идеофоны часто создаются из глаголов путем простой замены последней гласной -a основного глагола на высокий тон -i .

[ɑ'ɪt͡sʰʷɑʀɑt͡sʰʷɑʀi] аэ тшавара тшвари! , [ɑ'ɪʀɪt͡sʰʷɑʀi] — это тшвари! («он схватил это»), сопровождаемое протягиванием руки и быстрым захватом невидимого предмета.
[ɑmʊʀɪxʊm] еще кгом! («и он схватил его за рубашку») в сопровождении говорящего, совершающего действие над собой.

Идеофоны, будучи очень эмоциональными по своей природе, имеют тенденцию не следовать фонетическим правилам языка и могут произноситься своеобразно. Например, во всех идеофонах ударение может падать на последний или первый слог, независимо от долготы, гласные могут быть бесконечно удлинены ( p o... холода слоговый r , может быть слышен ( [t͡ʃʼɛʀ̩] rr согласные 'жарки'), слоги могут иметь коды ( [tʰetʰeŋtʰeŋ] thethe ng ' ) выполнять с остановкой'), преназальные может произойти ( [xɑmpʼɛpʼɛ] kga mp epe «бега»), гласные могут быть озвучены ( [pʰʊ̥] ph u «плохого запаха»), а также могут использоваться различные согласные, отсутствующие в основном сесото ( [viː] v i... 'брошенного снаряда, летящего через воздух по гиперболической траектории»). Есть даже случай трех слоговых носовых звуков с контрастными тонами, произносимых с тремя отдельными вдохами воздуха (не как очень длинный носовой с волнообразным тоном) [ŋ̩ŋ̩ŋ̩] nnng [ _ ¯ _ ] («полного отказа»).

Союзы:

Союзы вводят или объединяют предложения.

Сесото-конъюнктивы можно изучать с двух сторон: формы и функции.

Существует четыре формы союзов:

  1. Примитивные союзы, которые мы можем назвать союзами ,
  2. Остальные части речи не изменены по форме, но употребляются как союзы.
  3. Изменяемые формы союзов и других частей речи, а также
  4. Соединения.

Выделяют четыре функции союзов:

  1. Невлияющие союзы, не влияющие на грамматическое наклонение последующего сказуемого,
  2. Союзы, управляющие изъявительным наклонением,
  3. Союзы, управляющие сослагательным наклонением, и
  4. Союзы, управляющие причастным поднаклонением.

  • Союзы очень редки, и многие из них могли произойти от более простых форм.
    [hɑ] ха («если/когда»)
    [m̩mɪ] мме («и»)
    [xɑn̩thɪ] тогда как ('тогда как')

  • Другие части речи без изменений, включая существительные, местоимения, наречия и глаголы с дефицитом (употребляемые с неопределенным согласием e- ), могут использоваться в качестве союзов.
    ho re («говорить») [hʊʀɪ] hore («такой что») [hʊʀɪ] (произносится с разными тонами)
    hola («это там», указательное местоимение 15 класса) [holɑ] hoja («если бы только») [hoʒɑ] (обратите внимание на неправильную палатализацию )
    fela («только» [наречие]) [fɛlɑ] fela («однако») [fɛlɑ] (произносится с неправильным ударным последним слогом, в отличие от наречия)
    -mpa (неполноценный глагол, подразумевающий «может также просто») [m̩pʼɑ] empa («но») [ɪm̩pʼɑ]

  • изменяемые формы союзов и других частей речи В качестве союзов могут использоваться . Это можно сделать с определенными словами, используя несколько префиксов и суффиксов.
    [hɑ] ха («если») → [lɪhɑ] леха («даже если»)
    [ho'ʊ] hoo (указательное местоимение 15 класса) → [kɑho'ʊ] kaho («поэтому»)
    [ɪm̩pʼɑ] empa («но») → [ɪm̩pʼɑnɪŋ̩] empaneng («но»)

  • Сложные слова также могут использоваться в качестве союзов.
    [mʊɬɑomʊŋ̩] когда-нибудь («когда-нибудь») → [mʊɬomʊŋ̩] возможно («возможно»)

  • Невлияющие союзы не влияют на наклонение следующего сказуемого. Они являются координационными и просто образуют сложные предложения.
    наклонение не изъявительное ( знает меня он ' ' )
    [kʼɪt͡ɬʼʊhɛlhʊ'ʊbʊt͡sʼɑ] перестать тебя спрашивать? ('должен ли я прекратить спрашивать тебя?' сослагательное наклонение) → [ʊt͡ɬʼɑn̩tʰusɑkʼɑmʊsebet͡sʼionɑkʼɑpʼɑkʼɪt͡ɬʼʊhɛlẛ hʊ'ʊbʊt͡sʼɑ] ты поможешь мне с этим заданием или мне следует перестать тебя спрашивать? («Вы поможете мне с этой работой , или мне следует перестать вас спрашивать?»)

  • За союзами, управляющими изъявительным наклонением, следуют придаточные предложения в изъявительном наклонении.
    [uˌ'it͡sʼeʊ'ɑmʊt͡sʼɪbɑxɑn̩tʰɪʊneɑʀɪtʰet͡sʼɑ] он сказал, что знал его он лгал , и все же нам
    [ʊ'ɑbɔnɑhʊʀɪpʼulɑɪ'ɑnɑ] oa bona hore pula ea na («вы можете видеть , что идет дождь»; эта хора произносится с тоновым рисунком [ _ _ ] )

  • За союзами, которые управляют сослагательным наклонением, следуют (придаточные) предложения в сослагательном наклонении.
    [lɪɬɔkʼɑhʊpʼʊt͡ɬʼɑkʼɑhʊʀɪliˌfiɬekʼɑnɑkʼɔ] вам нужно поторопиться , чтобы прийти вовремя («вам нужно поторопиться , чтобы прийти вовремя»; эта хора произносится с тональным рисунком [ _ ¯ ] )

  • За союзами, которые управляют причастным поднаклонением, следуют придаточные предложения в причастном поднаклонении. Обратите внимание, что за некоторыми из этих союзов следует чистая причастная форма, тогда как за другими следует относительная конструкция (поскольку все придаточные предложения в сесото находятся в причастном поднаклонении).
    [lɪkʼɑ'ɪσɛtʼɑhɑliˌ'ikʼemused͡sʼe] вы можете закончить это , если вы готовы («вы можете закончить это, если вы готовы»)
    [bɑbɑbulets͡sʼɪlɪhɑbɑnebɑsebɑkʼʷet͡sʼɪ] они открылись для них, хотя они уже закрылись («они открылись для них, хотя они уже закрылись»)
    [ʊbon̩t͡shit͡sʼeɑsɑthɑbɑkɑmo'ʊɑneŋ̩ɑbu'ɑkʼɑtʼeŋ̩] он показал, что ему грустно, судя по тому он говорил , как («он показал, что ему грустно, по тому, как он говорил»)
Междометия:

Междометия

[ редактировать ]

Интеръективы — это отдельные слова или группы слов восклицательного характера, используемые для выражения эмоций или с целью привлечения внимания, подачи команд или выражения согласия или несогласия. Они также могут составлять полные предложения без использования предикатов.

В языках банту междометия можно разделить на три типа:

  1. Радикальные междометия, или междометия ,
  2. Звательные слова и
  3. Глагольные повеления .

Междометия

[ редактировать ]

Междометия не имеют грамматического или согласующего значения в предложении; они просто прикреплены как придатки.

Как и в случае с идеофонами, их эмоциональная природа заставляет некоторые из них произноситься своеобразно, но эти нарушения не так велики, как у идеофонов.

привет! («привет!») [привет]
ну давай же! («от удивления» )
nxa («презрения») [ρ] (на самом деле просто изолированный боковой щелчок)
('одобрения') [даː] да
здравствуйте! ('призыва') [helɑ]
итджу! ('боль') [it͡ʃʰu]
tjhee («несогласие») [t͡ʃʰɛː] (гласная длинная с очень нерегулярным низким восходящим тоном { } )
e'e («инакомыслие») [ɛʔɛ] (см. перерыв )
e («согласия») [eː] (гласная имеет высокий нисходящий тон { } )
eish («ошарашенный») [eiʃ] (это обычное междометие среди всех языковых групп в более космополитичных районах Южной Африки)
танки («спасибо») [tʼɑŋ̩kʼi] (от африкаанс «данки»)
аки («извините») (с африкаанс «извините»)

Звательные глаголы

[ редактировать ]

Звательные падежи в сесото образуются от существительных и 2-го числа. местоимения лица (поскольку все собственные звательные падежи, естественно, обращены ко «второму лицу»).

Никакое изменение формы не принимает форму существительного.

банна! («О боже!») [bɑn̩nɑ] (используется только мужчинами)
ты! ('Эй, ты!' )
ммао! («твоя мать!») [m̩mɑ'ʊ] (используется как оскорбление, похожее на африкаанс jou ma! )

Суффикс/клитика -towe и его эквивалент во множественном числе -ting могут использоваться для обозначения оскорбления.

ты, злодей! («Ты несчастная злая ведьма!») [mʊlot͡sʼɑnɑtʼʊwe]

Деепричастный творительный префикс ка- используется для образования междометий клятвы.

мой отец («отец мой!») когда

Императивы

[ редактировать ]

Императивы не имеют ни субъектов, ни субъективных согласий . Они 2-е место. формы лица и имеют ту же силу, что и другие междометия, но, будучи глагольными, они могут также принимать объекты и принимать расширения.

Правила образования единственного числа повелительного наклонения следующие:

  • Глаголы, состоящие более чем из одного слога, используются без каких-либо изменений.
    [mɑtʰɑ] матха («беги!»)
  • Большинство односложных глаголов могут иметь суффикс или префикс е-.
    [t͡sʼʷɑ] выход («выход») → [ɪt͡sʼʷɑ] выход! / [t͡sʼʷɑ'ɑ] zwaa («убирайся!»)
  • Глаголы -re («говорить»), -ya («идти») и -ba используют только префикс.
    [ʀɪ] -re («сказать») → [ɪʀɪ] раньше
  • Повелительное наклонение глагола [t͡ɬʼɑ] -tla («прийти») — [t͡ɬʼo'o] tloo. [ 11 ]

Иногда пенетет h или y вставить a для акцента между двумя буквами и o можно .

Негатив может формироваться несколькими способами:

  • Добавляя префикс se- к основному глаголу и меняя окончательную -a на -e.
    [ʒɑ] -ja («ешь») → [ɪʒɑ] eja / [ʒɑ'ɑ] jaa («ешь!»), [sɪʒɪ] se je («не ешь!»)
  • Используя se- с инфиксом [ 9 ] -ка- без изменения последней гласной глагола
    [kʼënɑ] -kena («входи») → [sɪkʼɑkʼënɑ] или ka kena («не входи!»)
  • Обычно употребляемый отрицательный глагол, хотя технически не является междометием (поскольку он содержит субъективное согласие), образуется путем использования (изменяемого) группы IV дефектного глагола -ke в сослагательном наклонении (то есть с «вспомогательным согласием», приставленным к основному глагол). Вышеуказанное отрицание, скорее всего, является сокращением этой формы (следовательно, последняя гласная не была изменена из-за сокращенного согласия)
    [bu'ɑ] говорить («говорить») → [ʊsɪkʼewɑbu'ɑ] не говорить («не говорить ни слова!»)

Если в состав подлежащих множественного числа входит первое лицо, то поучительная приставка ха- в сослагательном наклонении употребляется . Это пример коллективного наклонения (форма сослагательного наклонения).

[hɑʀɪsɪkʼeʀɑjɑ] давайте не идти («давайте лучше не пойдем»)

Опять же, в сослагательном наклонении объект может быть определен во всех вышеперечисленных формах посредством предметного согласия . Это в сослагательном наклонении, поэтому последняя гласная глагола меняется на e (в положительном значении) e (в отрицательном), когда недостающий глагол -ke не используется.

[ʒʷet͡sʼɑ] -tell («расскажи») → [bɑʒʷet͡sʼɛ] скажи им («скажи им!»), [lɪsɪkʼelɑbɑʒʷet͡sʼɑ] не говори им , ты не [мн. [hɑʀɪbɑʒʷet͡sʼɛ] давайте им скажем!

За исключением форм, в которых используются субъективные согласования, множественное число образуется путем добавления суффикса -ng к глаголу (или неполного глагола -ke , когда он используется). Этот -ng может регулярно приводить к повышению гласной , если глагол заканчивается на открытую гласную e.

[sɪmɑtʰɪŋ̩] se matheng («ты [pl] не должен бежать!»)

Когда сослагательное наклонение используется «повелительно», они не являются междометиями, поскольку имеют субъективные согласования (и имеют более типичные глагольные тональные модели), но обратите внимание, что в этом случае существует различие между единственным, двойственным и множественным числом в 1-м числе. человек. В этом случае двойственное число обозначается поучительной приставкой ха- и 1-й. множественное число субъективное согласие, а множественное число обозначается префиксом, согласием и суффиксом -ng к глаголу (или недостающим глаголом -ke, если он используется).

[mɑtʰɑ] матха! («беги!») 2-го единственного числа. человек)
[hɑʀɪmɑtʰɛ] ха ты математика! («давайте [двоим] побежим!») двойной 1-й. человек
[hɑʀɪmɑtʰɛ] ха-ре математик! («давайте [более двух] побежим!») 1-е число множественного числа. человек
[hɑʀɪsɪkʼeŋ̩ʀɑmɑtʰɑ] ha re se keng ra matha («давайте [более двух] не убежим!» множественное число, 1-е лицо, отрицательное

Все императивы адресованы 2-му. человек (даже если этот человек включен в 1-е лицо множественного числа) может быть усилен с помощью энклитики -bo . Этот форматив оставляет ударение на месте, в результате чего образуются слова с ударением на предпоследнем слоге.

[mɑtʰɑbo] матха бо! («беги, я говорю!»)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Своеобразные имена принадлежат Доку. Обратите внимание, что:
    1. Более привычные термины «союз» и «междометие» представляют собой специальные (радикальные) виды «конъюнктивов» и «междометий».
    2. Простой «связочный падеж» обычно выражается без использования глаголов (в отличие от «связок» в английском языке);
    3. Существует четыре типа «определителей» (а не просто один тип «прилагательных»), морфологически отличающихся использованием созвучий;
    4. «Идеофоны» (термин, придуманный Доком специально для лингвистики банту), в отличие от большинства английских звукоподражаний, описывают глаголы и «квалификаторы» (точно так же, как английские наречия); многие из них описывают качества и действия, которые не производят явного звука (например, покраснение, умирание, темнота, тишина, исчезновение в углу, появление в одиночестве на высоте, быстрая ходьба из-за ощущения холода и т. д.);
    и так далее. Грамматическая классификация, очевидно, сильно отличается от классификации европейских и классических языков, и эти термины используются, чтобы избежать соблазна рассматривать языки банту так же, как европейские языки, и избежать последствий более традиционных терминов.
  2. ^ Иногда определенный класс конструкций на сесото называют «предлогами», но это всего лишь недоразумение, усугубляемое дизъюнктивной орфографией сесото . класса локатива Они образуются от наречий места путем сокращения в них притяжательного созвучия ( ха- ), прикрепленного к следующему слову (о чем свидетельствует тот факт, что все они оканчиваются высоким тоном а и влияют на тон следующего существительного). ), и имеют значения, аналогичные английским предлогам:
    [hɑʀɪhɑn̩t͡ɬʼʊ] hare ha nthlo («внутри дома») → [hɑʀɑn̩t͡ɬʼʊ] hare ha nthlo
    [t͡ɬʼɑsɪhɑmɑʒʷɛ] под камнями («под камнями») → [t͡ɬʼɑsɑmɑʒʷɛ] под камнями
    [pʼɪlɑ] pela- («рядом»), [kʼɑpʼɪlɑ] ka pela- («перед»), [mʊʀɑ] ka mora- («позади/после»), [hʊdimɑ] ходима- («выше») , и т. д...
    В каждом случае «предлог» оказывается частью составного родительного (притяжательного) падежа, образованного следующим орфографическим «словом», но в современной дизъюнктивной орфографии эти части пишутся отдельно. Обратите внимание, что в орфографии Лесото апостроф используется для обозначения отсутствующей последней гласной первого слова и ⟨h⟩ притяжательного согласия (то есть примеры будут писаться ⟨har'a ntlo⟩ и ⟨tlas'a majoe⟩ ).
  3. ^ Другие исследователи называют прилагательные и родственники «согласующимися прилагательными» и «несогласованными прилагательными» соответственно. По крайней мере, в сесото эти термины имеют истинное значение только при образовании простых копулятивов (поскольку прилагательные принимают префикс класса, а родственники - нет). В несвязочном использовании в сесото все уточнения согласуются с существительным, к которому они относятся.

    Эти термины имеют большую ценность в таких языках, как суахили , где «несогласующиеся прилагательные» действительно не согласуются с существительными, которые они описывают.

  4. ^ Например, в языках нгуни префиксы присоединяются к префиксу местоимения без суффикса.
    Коса I 1-й. лицо единственного числа, абсолютное местоимение → мой сын , мой сын, он говорит со мной , это я , yiza'pha kum, приди ко мне и т. д.
  5. ^ Это не просто формализм. Тот факт, что это действие создает отдельную часть речи, можно более четко увидеть в других языках, таких как isiZulu , где простое изменяемое уточнение иногда немного морфологически отличается от его местоименного употребления.
    Inja yami emhlophe My white dog
    Мой белый
  6. ^ Сесото [fu] часто происходит от прото-банту *kû (в противном случае *k обычно соответствует сесото [h] , хотя в некоторых других ситуациях он соответствует [s] или [ʃ] , что приводит, например, к названию языка. [sɪsʊtʰʊ] сесото , а не * кесото или * хесото ). Это может быть назализовано к *ŋkû. Поскольку прото-банту *ŋk регулярно соответствует сесото [x] , это может объяснить эту неправильную форму.

    Это прилагательное, по-видимому, произошло от глагола [fubɛlɑ] -fubela («становиться красным») (прабанту *-kûbid-).

    Аналогичный (исторический) процесс можно также реконструировать для современного прилагательного [xut͡sʰʷɑnɪ] -kgutshwane («короткий»):

    Проточеловеческий *-kûpî → *-короткий → ( альвеоляризирующий уменьшительный) *-короткий → (постоянная назализация) современный [xut͡sʰʷɑnɪ] -короткий

    ср. isiZulu -fuphi и уменьшительное -fushane , оба означают «короткий».

  7. Среди некоторых непрофессионалов бытует любопытное широко распространенное мнение, что в языках банту нет (простого) способа сказать «X есть Y»; это очень далеко от истины.
  8. ^ Таким образом, связывая это использование префикса с классом банту 17 (прото-банту *ku-).
  9. ^ Перейти обратно: а б Использование этого термина в лингвистике банту означает «формативы, расположенные в середине слова», а не более распространенные «формативы, расположенные в середине морфемы » . Языки банту, будучи агглютинативными, создают слова путем размещения аффиксов вокруг основы, и если аффикс всегда ставится после других аффиксов, но перед основой (например, в определенных временах и наклонениях глаголов), то его обычно называют «инфиксом».
  10. ^ сетсвана и В языках нгуни это местоимения 16-го класса, использующие относительное согласие 16-го класса.
  11. Обратите также внимание на неправильные isiZulu woza и суахили njoo — все они имеют одно и то же значение и имеют один и тот же корень прото-банту (глагол L *-jîj- Come). Английский и коса имеют правильные формы в этле и йизе соответственно.
  • Купез А., Бастин Ю. и Мумба Э. 1998. Лексические реконструкции банту 2 / Лексические реконструкции банту 2 . Тервурен: Королевский музей Центральной Африки.
  • Док CM 1963. Учебник грамматики зулу . Кейптаун.
  • Док, К.М., и Мофокенг, С.М. 1974. Учебник грамматики южного сото . Кейптаун: Лонгман, Южная Африка, 3-е место. впечатление. ISBN   0-582-61700-6 .
  • Такер, А.Н. 1949. Орфография сото-нгуни и тональная маркировка . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований, стр. 200–224. Лондонский университет, Vol. 13, № 1. (1949)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e9f2d030baf711235695b26b31081ba1__1713195720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e9/a1/e9f2d030baf711235695b26b31081ba1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sotho parts of speech - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)