Jump to content

Сото существительные

Примечания:

сесото Существительные обозначают конкретные или абстрактные понятия в языке, но отличаются от местоимений сесото .

Часто говорят, что в языках банту есть предложения, которые «сосредотачиваются вокруг существительного» из-за поразительной природы системы согласования существительных . В сесото местоимения, глаголы , копулятивы , прилагательные , родственники , перечислительные и притяжательные падежи должны согласовываться с существительными, связанными с ними.

Структура

[ редактировать ]

За исключением класса 1a (который имеет «нулевой префикс»), существительные состоят из именной префикса. [1] и основа (которая, в свою очередь, может быть получена из других частей речи; см. ниже в разделе «Происхождение» ). Каждое существительное принадлежит к одному из нескольких классов существительных , и знание классов существительных и их согласий имеет решающее значение для составления связных предложений.

Обычно класс существительного можно определить, просто поискав префикс, но во многих случаях это может оказаться очень сложным:

  • Слоговая носовая приставка 9 класса чаще всего незаметна.
  • Классы 1, 3 и 18 имеют схожие префиксы, но разные согласия.
  • Классы 2а и 14 имеют похожие префиксы, различающиеся качеством и тоном гласных.
  • Классы 15 и 17 имеют похожие приставки, отличающиеся только тоном.
  • Многие существительные классов 1 и 3 имеют основу, начинающуюся с гласных, что часто приводит к тому, что m/ превращается / в /ŋ/.
    [mʊ] mo + [ɑnɑ] -ana [ŋʷɑnɑ] ребенок ('ребенок' ср. на суахили ребенок ; прото-банту *-иностранный)
  • префикса Точно так же многие существительные 14 класса, основы которых начинаются с гласных, приводят к палатализации до [ʒ]
    [bʊ] bo + [ɑŋ̩] -ang [ʒʷɑŋ̩] jwang («трава» ср. протобанту *-janî)
  • Часто, если основа существительного класса 1 или 3 происходит от глагола, начинающегося с /b/ , /b/ поглощается /m/ (гласная опускается ) , образуя [m̩m]
    [busɑ] -busa («правительство») → [m̩musɔ] अगशा («правительство»)

Существуют и другие сложности, вызванные основами, которые начинаются с гласных, когда гласные взаимодействуют, вызывая изменение качества и тона префиксной гласной (этого никогда не происходит, если основа происходит от гласного глагола); в этих случаях часто требуется просто запомнить правильный класс и множественное число для каждого отдельного слова.

Основы существительных могут варьироваться по длине от односложных, как в [mʊtʰʊ] motho («человек»), до очень длинных основ, образованных либо путем дублирования (например, [xodumodumo] кгодумодумо («великая и устрашающая тварь», глотающее чудовище), либо образованных от длинных и сложные глаголы, такие как семисложный [pʰupʼɑʀʊl̩lɛlɑnɔ] phuparollelano («акт взаимной отдачи и получения»), полученный из глагола, который, в свою очередь, идиоматически и рекурсивно проходит через четыре отдельных этапа - производный от глагола [fupʼɑ ] фупара («внезапно закрыть руку»).

Система префиксов существительных

[ редактировать ]

Сесото, как и все другие языки банту, использует набор « классов существительных », и каждое существительное принадлежит к одному из классов. Класс существительных, к которому принадлежит существительное, обозначается приставкой. [2]

Существительные разделены между этими классами несколько произвольно, хотя некоторые из них содержат существительные, которые в основном попадают в четкие категории. Например, все существительные класса 1 относятся к людям и речевым агентам, большинство существительных класса 1а являются именами собственными и терминами родства и т. д.

Классы существительных и соответствующие им префиксы следующие:

Система префиксов существительных сесото
Сорт Префикс Написание Пример(ы) Примечания
1 . [мʊ] для- [mʊtʰʊ] человек («человек») человеческие существительные
2 . [бɑ] нет- [bɑtʰʊ] люди («люди»)
. [n̩tʼɑtʼe] отец («отец») в основном человеческие существительные, включая существительные родства.
Бо- тон высокий
. [быть] бо- [bon̩tʼɑtʼe] отцы («отцы»)
3 . [мʊ] для- [mʊnʷɑnɑ палец ] в основном нечеловеческие существительные
4 . [мɪ] мне- [mɪnʷɑnɑ] пальцы («пальцы»)
5 . [лɪ] - [lɪt͡sʼɑt͡sʼi] день («день») как человеческие, так и нечеловеческие
6 . [мɑ] и- [mɑt͡sʼɑt͡sʼi] дни («дни»)
7 . [сɪ] с- [siˌpʰiʀi] сефиры («секрет») человеческие и нечеловеческие
8 . [Из] Из- [dipʰiʀi] секреты ('secrets')
9 . [Н]- (переменная) [n̩tʰɔ] вещь («вещь») разнообразный
[tʰɑpʼɛló] тапело («молитва»)
10 . [Из] ди[Н]- [существительное] вещи («вещи»)
[dithɑpʼɛɔ] молитвы («молитвы»)
14 . [бʊ] бо- [хлеб] бохобе («хлеб») сюда относятся абстрактные существительные,
поэтому большинство слов 14 класса не имеют множественного числа.
[bʊbɪ] плохой («уродство»)
15 . [чʊ] к- [hʊt͡sʼɑmɑjɑ] идти («идти») инфинитивы и герундии сюда относятся
16 . [фɑ] но- [fɑt͡sʰɪ] вниз («вниз») это единственное слово в этом классе
17 . [чʊ] к- [hʊlɛ] дыра («далеко»)
[hʊsɑnɪ] хосане («завтра»)
18 . [мʊ] для- [moʀɑhʊ] позади («позади»)
[mʊse] мосе («за границей»)

Примечания:

  1. [N] означает, что назализация произойдет со следующим согласным.
  2. Многие слова 5-го класса на сесото происходят от оригинального прото-банту *du- class 11, множественное число которого соответствует 10-му классу *dîN-, поэтому некоторые существительные 5-го класса могут иметь два различных множественных числа: одно в классе 6 и одно в классе. 10. Однако ди[N]- множественное число не применимо ко всем словам класса 5, и в этом случае значение может немного измениться (например, [mɑlɪmɪ] Maleme 'языки', [ditʼɪmɪ] diteme 'лесть'). Например, сетсвана использует лорато для сесото [lɪʀɑtʼɔ] лерато («любовь»), поскольку этот класс все еще существует в языке.
  3. Классы 16, 17 и 18 являются местными классами. Они больше не продуктивны в сесото (они не могут принимать новые существительные), но они продуктивны во многих других языках банту.
  4. Классы существительных с 11 по 13 и с 19 по 23 не встречаются в сесото, но встречаются в других языках банту ( isiZulu имеет класс 11, Silozi имеет классы 11, 12 и 13 и т. Д.).

Каждое основное существительное в сесото имеет собственный префикс (даже если этот префикс является нулевым префиксом: сегментно пустым). Мысленный лексикон говорящего включает в себя все слово, включая приставку класса, которой обычно достаточно для определения класса и, следовательно, согласия.

[sɪfɑtʼɛ] sefate («дерево») имеет префикс [sɪ] se- , который относится к классу 7, поэтому его множественное число должно быть [difɑtʼɛ] difate

Вплоть до 10-го класса класс множественного числа для класса n — это класс n + 1 (где n — нечетное число). [3] В большинстве языков есть эти первые десять классов, хотя во многих языках некоторые классы с 1 по 10 отсутствуют.

Хотя членство в классе в конечном итоге определяется морфологией (префиксом класса и соответствием существительного), а не семантикой, из сравнения содержания классов в различных языках становится очевидным, что существуют некоторые предварительные семантические тенденции. Самая сильная тенденция (которая, по сути, является правилом) заключается в том, что все существительные 1-го класса являются человеческими, а существительные, не относящиеся к человеческому роду, начинающиеся с префикса mo-, следовательно, относятся к 3-му классу (на самом деле в сесото нет человеческих существительных 3-го класса). . Однако во многих других языках класс 1 содержит «одушевленные» существительные и, следовательно, может также содержать некоторые нечеловеческие существительные.

[mʊt͡sʼʷɑl̩lɛ] Motswalle («друг»), в классе 1, имеет нерегулярное множественное число в классе 4 — [mɪt͡sʼʷɑl̩lɛ] metswalle . Кроме того, [mʊʀɛnɑ] morena («король») имеет множественное число в классе 6. Многие слова класса 1 имеют тенденцию к плохому поведению, но мы знаем, что они принадлежат к классу 1 из-за их согласия. Довольно значительное число слов 1-го класса имеют множественное число в 6-м классе.

Все эти нарушения во множественном числе естественным образом приводят к системе, в которой каждый класс рассматривается как отдельный пол вместо альтернатив, где первые двенадцать классов сгруппированы в шесть полов.

Часто, когда приставка существительного, основа которого начинается с гласной (и не является производной от основы гласного глагола), затеняется различными фонологическими процессами, может происходить сложение приставки (вместо обычной замены приставки) при образовании множественного числа или даже в самом единственном числе. Некоторые слова могут даже оказаться в другом классе.

[ʒʷɑŋ̩] jwang («трава») в классе 14 часто слышится как [bʊʒʷɑŋ̩] bojwang и имеет множественное число [mɑʒʷɑŋ̩] majwang , оба случая сложения префикса, поскольку jwa- - это палатализованный класса 14 префикс bo- .
[ŋʷet͡i] ngwetsi («невестка») изначально было словом 1-го класса, префикс которого веляризован и теперь рассматривается как существительное 9-го класса с множественным числом [diŋʷet͡sʼi] dingwetsi . Однако в сетсване оно по-прежнему рассматривается как существительное первого класса во множественном числе betsi.

В идиоматической речи ле- 5-го класса, се- 7-го класса и ди- 8-го и 10-го классов иногда не передаются, когда за существительным следуют соответствующие созвучия. [4] Некоторые исторические слова, такие как [liˌt͡sʼi'e] летсие («саранча»), полностью утратили свои приставки в единственном числе (и, в случае [t͡sʼi'e] цие , оказались в классе 9). Другие, такие как [lɪlɑpʼɑ] lelapa («семья»), часто отображаются без префикса, даже если за ним не следуют какие-либо префиксы («у меня/дома» всегда [lɑpʼeŋ̩] lapeng ). Существительное 5-го класса [isɑ'ʊ] isao («следующий год») полностью утратило свой префикс и имеет множественное число [mɑ'isɑ'ʊ] maisao .

Содержание класса

[ редактировать ]

Далее следует краткое описание содержания и функционирования различных классов.


Класс 1 (класс «животное/человек» [5] ) содержит большинство человеческих существительных и является классом по умолчанию для глагольных агентов (act или s), которые оканчиваются на гласную ⟨i⟩ . [6]

Префикс класса mo- происходит от оригинального протобанту *mu-. В стандартном сесото префикс выглядит как mm- перед тем, как основа начинается с b .

[mʊɬɑn̩kʼɑ] слуга («слуга»)
[mʊʀɛnɑ] морена («король»)
[mʊt͡sʼʷɑl̩lɛ] друг («друг»)
[lekʼʊlɑ] -Investigate («расследовать») → [mʊlekʼuˌdi] следователь («следователь»)
[bu'elɑ] -buella («говорить от имени») → [m̩mu'el̩li] mmuelli («защитник»)


Класс 1а («родственный» класс [5] ) имеет точно такие же конкорды, что и класс 1, но отличается от него отсутствием приставки. В нем содержатся имена собственные людей, термины родства, а также названия некоторых животных и растений.

Имена собственные и термины родства обычно имеют разные формы, но имена животных, растений (возможно, персонификаций) и некоторых людей этого класса начинаются с префикса мма- или ма- .

Имена матерей, отцов, замужних женщин и мужчин (в системе [hʊɬɔnɪpʰɑ] ho hlonepha , запрещающей употребление существительных, созвучных именам определенных членов семьи), а также посвященных мальчиков и девочек могут образовываться от других существительных и имен собственных с префиксы мма- (или просто ма- ) и ра- означают «мать» и «отец» соответственно (хотя посвященные часто получают префиксы противоположного пола: ма- для мальчиков и ра- для девочек).

[mɑlʊmɛ] маломэ («старший дядя», буквально «мать-мужчина» - единственный сесото экземпляр мужского суффикса банту *-думе)
[ʀɑtʼɑ] -rata («желание») → [tʰɑtʼɔ] thato will (Бога) (класс 9) → [tʰɑtʼɔ] Thato (имя собственное)
[thɑtʼɔ] Тато (имя собственное) → [m̩mɑtʰɑtʼɔ] Мматхато Мать Тато и [ʀɑtʰɑtʼɔ] Ратхато («отец Тато»)
[m̩mɑmʊlɑŋʷɑnɪ] mmamolangwane птица-секретарь »)


Класс 2 — это класс множественного числа для класса 1. Однако существует множество существительных класса 1, которые вместо этого имеют множественное число в классе 6.

Префикс класса — ba- и происходит от оригинального протобанту *ba-.

[bɑɬɑn̩kʼɑ] слуги («слуги»)


Класс 2а — это класс множественного числа класса 1а. При использовании с человеческими существительными оно иногда имеет значение «X и они» или «люди/последователи/родственники X». Он использует те же самые согласования, что и класс 2.

Префикс класса — высокий тон bo- и происходит от оригинального прото-банту *bo-.

[bom̩mɑthɑtʼɔ] Они те, кто есть .
[bom̩mɑmʊlɑŋʷɑnɪ] -секретари птицы

В неофициальной речи значение «X и они» часто расширяется, при этом приставка добавляется к существительным других классов для создания слов, означающих «X и тому подобное».

[dibɑtʼɑkʼiˌdipʰɔ'ɔfɔlɔt͡sʼet͡sʼʷɑnɑŋ̩lɪboditʼɑ'ulebomɑŋɑ'uʒʷɑloʒʷɑlo] звери — это животные, такие как львы и львы и т. д. )


Класс 3 (класс «дерево»). [5] ) имеет разное содержимое. Некоторые существительные этого класса также происходят от глаголов, но не являются личными и обычно оканчиваются на гласную ⟨o⟩ .

Префикс класса точно такой же, как у класса 1, но эти два класса используют разные согласования. Как и в классе 1, префикс отображается как мм- перед тем, как основа начинается с ⟨b⟩ в стандартном сесото.

[muˌʀu] мору («лес»)
[dumɑ] -duma («звук») → [muˌdumɔ] звук («шум»)
[m̩mɑlɑ] цвет («цвет») стебель [bɑlɑ] -цвет )


В 4-м классе существительные 3-го класса имеют множественное число.

Префикс класса — me- , происходит от оригинального протобанту *mi-.

[mɪbɑlɑ] цвета («цвета»)


5 класс (класс «Явления природы»). [5] ) очень однороден по содержанию. В нем много терминов, обозначающих части тела, которые встречаются парами, природные явления и определенные особые классы людей.

Префикс класса — le- и происходит от оригинального прото-банту *di-, а также от прото-банту *du- (класс 11, «длинно-тонкий» класс [5] ).

[liˌfubɑ] туберкулез («туберкулез»)
[xɛtʰɑ] -choose («выбирать») → [lɪxɛtʰɑ] налог («выборы»)
[lɪ'ʊtʼʊ] нога («нога»)
[lɪɬɑkʼɑ] лехлака («трость») родом из 11 класса


Класс 6 (класс «жидких масс» [5] ) содержит множественное число существительных 5-го класса, а также множественное число многих существительных 1-го класса, существительных 9-го класса («количественное множественное число») и всех существительных 14-го класса, которые могут принимать множественное число. Он также содержит названия некоторых жидкостей, которые встречаются только во множественном числе.

Префикс класса — ma- , происходит от оригинального протобанту *ma-.

[mɑ'ʊtʼʊ] маото («ноги»)
[mɑdi] мади («кровь»)
[mɑxomʊ] крупный рогатый скот («стада крупного рогатого скота») количественное множественное число 9 класса [xomʊ] корова
[mɑʀɛnɑ] марена («короли») множественного числа, класс 1 [mʊʀɛnɑ] морена
[mɑhɑdi] махади лоболо ») множественное число, 14 класс [bʊhɑdi] бохади


Класс 7 (класс «особого качества»). [5] ) достаточно однороден по содержанию, а также содержит названия языков или культур различных обществ. Этот класс также содержит множество абстрактных существительных, образованных от существительных других классов.

Префикс класса se- происходит от оригинального протобанту *ki-.

[sɪfofu] слепой («слепой»)
[sɪfɑtʼɛ] дерево («дерево»)
[sɪfʊʀɑ] Французский («Французский»)
[sɪt͡sʼʷɑl̩lɛ] setwalle («дружба») абстрактное существительное из 1 класса [mʊt͡sʼʷɑl̩lɛ] motswalle


Класс 8 содержит множественное число существительных 7 класса. Обратите внимание, что названия языков и культур, а также абстрактные существительные не имеют множественного числа.

Префикс класса — ди- (без назализации) и происходит от оригинального прото-банту *bî-.

[difɑtʼɛ] difɑtʼe («деревья»)


Класс 9 (класс «неживые/животные»). [5] ) довольно разнообразен по содержанию. Сюда попадает большинство зарубежных приобретений (это "класс по умолчанию" [7] ).

Префикс класса — [N]- и происходит от оригинального протобанту *N- или *ni-. Обратите внимание, что почти у всех существительных с основой из двух и более слогов слоговая носовая часть не появляется, но основа все еще назализована .

[n̩t͡sʰi] летать («глаз»)
[binɑ] -bina ('sing → [pʼinɑ] pina («песня»)
[xomʊ] корова («корова»)
[n̩nɪtʼɪ] nnete («истина») носовая часть сохраняется, хотя основа состоит из двух слогов
[m̩pʼɑ] mpa («желудок»), слоговое письмо высокого тона /m/ предполагает, что это не часть префикса, а скорее часть основы

Этот класс также содержит любопытный набор существительных, образованных в результате действия префикса класса 1, 3 или 18, теряющего гласную и, таким образом, становящегося слоговым носовым. Однако, поскольку этот процесс часто происходит при построении имен людей, полученное существительное затем попадает в класс 1а.

[si'uwɑ] -siuwa («остаться позади») → [muˌsi'uwɑ] mosiuwa (класс 1) («тот, кто остался позади») → [n̩t͡sʰi'uwɑ] ntshiuwa (класс 9) → [n̩t͡sʰi'uwɑ] нтшиува (класс 1а) («тот, кто остался [из-за того, что родился вскоре после смерти родственника]»)
[huˌsuɲɑhɑʀɪ] ho sunya hare («вставить с силой») → [n̩t͡sʰuɲɑxɑʀɪ] ntshunyakgare (сложное существительное 9-го класса) («злоумышленник»)
[mʊʀɑ'ʊ] morao (класс 18) («позади») → [n̩tʰɑ'ʊ] nthao (причудливый или технический способ сказать «позади»)

При образовании неличных существительных от односложных глагольных основ можно использовать две стратегии. Первая форма создает объекты и просто назализует основу глагола, заменяет последнюю гласную на ⟨o⟩ и присоединяет слоговую носовую часть. Вторая стратегия гораздо менее распространена и создает существительные, обозначающие действия, сначала заменяя последнюю гласную на [ɪ'ɔ] -eo , прежде чем применять назализацию.

[fɑ] -fa («дарить») → [m̩pho] подарок («подарок»)
[ʒɑ] -ja («есть») → [t͡ʃʼɪ’ɔ] tjeo («расходы»)

Для неодносложных основ значение, полученное путем замены последней гласной на ⟨o⟩ и применения назализации, обычно является только значением действия.

[lɪbël̩lɑ] -lebella («ожидать») → [высокий] tebello («ожидание»)


Класс 10 содержит множественное число существительных 9-го класса, а также множественное число некоторых существительных 5-го класса (из протобантуского класса 11).

Приставка образуется путем добавления di- к полному существительному 9-го класса или добавления di[N]- к основе существительного 5-го класса. Поскольку существительное образуется путем изменения уже измененной основы класса 9 (с добавлением префикса прото-банту *dî-), этот класс иногда вместо этого называют 9a.

[din̩t͡sʰi] брови («ресницы»)
[dipʼinɑ] дипина («песни»)
[dit͡ɬʰɑkʼɑ] ditlhaka (музыкальный инструмент из тростника) множественное число, 5 класс [lɪɬɑkʼɑ] lehlaka


Класс 14 — это класс по умолчанию для абстрактных существительных, но он также содержит некоторые неабстрактные существительные. Абстрактные существительные могут регулярно образовываться от других существительных и от определенных определений ( прилагательных , родственных и перечислительных ). Этот класс также содержит много существительных, которые могут использоваться как родственники (хотя номинальные родственники существуют почти во всех классах существительных).

Префикс класса — bo- и происходит от оригинального протобанту *bu-.

[buˌdutʼu] одиночество («одиночество»)
[bʊʀɛnɑ] борена («состояние короля») от существительного 1 класса [mʊʀɛnɑ] морена
[bɪ] -be («уродливый») → [bʊbɪ] bobe («уродство»)
[bʊɬʊkʼʊ] боль («боль»)
[bʊhɑdi] приданое (неабстрактное «приданое»)


В 15 классе присутствуют исключительно глагольные инфинитивы и герундии. [8] Их можно использовать синтаксически как обычные существительные с абстрактным значением. Подобно английским герундию и инфинитиву, они могут принимать прямые дополнения и склоняться, как и другие глаголы, но не могут быть сказуемыми (они не завершают предложение, как глаголы и копулятивы ).

Префикс класса — ho- и происходит от оригинального протобанту *ku-. Он приставляется к глагольному комплексу без субъективного согласия и некоторых глагольных вспомогательных инфиксов. Инфинитивы, обозначающие отрицательное значение, образуются путем вставки инфикса. [9] -se- после префикса и замена последней гласной на ⟨e⟩ .

[t͡sʼʊfɑlɑ] -grow old («стареть») → [hʊt͡sʼʊfɑlɑ] to Grow Old («стареть») → [hʊsɪt͡sʼʊfɑlɪ] не стареть («не стареть»)
[bɔnɑ] -bona («видеть») → [hʊm̩mɔnɑ] ho mmona («увидеть ее») → [hʊm̩mɔnɑmʊlɑtʼʊ] ho mmona molato («найти ее виновной» буквально, «увидеть ее вину»; эта идиома сохраняет архаическое значение «найти» слова [bɔnɑ] -bona , которое до сих пор присутствует в сетсване)


Класс 16 в сесото — это локативный класс, содержащий только один член — [fɑt͡sʰɪ] fatshe («вниз») (прото-банту *pa-ci, плюс неправильная назализация основы; в сетсване это выглядит как неназализованная фаза ) — используется почти исключительно как наречие . Во многих других языках банту, включая сетсвана , [10] этот класс продуктивен, но в сесото это уже не так.

Префикс класса — fa- [11] и происходит от оригинального прото-банту *pa- (обозначающего ближние позиции). В нем используются точно такие же гармонии, как и в классе 15.

Обратите внимание, что существительное 5-го класса [lɪfɑt͡sʰɪ] лефатше («земля») образовано от этого существительного путем сложения префиксов.


Класс 17 — это класс местного патива, содержащий мало реальных существительных (которые часто используются как наречия). Во многих других языках банту, включая сетсвана , [10] этот класс продуктивен, но в сесото это уже не так.

Префикс класса — хо- [11] и происходит от оригинального протобанту *ku- (обозначающего отдаленные позиции). В нем используются точно такие же гармонии, как и в классе 15.

Существительное 5-го класса [lɪhuˌdimʊ] lehodimo («небеса») образовано от одного из существительных этого класса ( [huˌdimʊ] hodimo «выше») посредством соединения префиксов.

[hʊsɑnɪ] хосане («завтра»)
[hʊlɛ] дыра («далеко») [12]


Класс 18 — это класс местного патива, содержащий ограниченное количество существительных (которые часто используются как наречия). Во многих других языках банту, включая сетсвану , [10] этот класс продуктивен, но в сесото это уже не так.

Префикс класса mo- [11] и происходит от протобанту *mu- (обозначающего близкие или внутренние позиции). классов (1 и 3) он отличается От других мо- своими согласиями (в нем используются точно такие же согласия, как и в классе 15).

[mʊse] mose («за границей») это сокращение от [mʊsehʊlɪwɑt͡ɬʼɛ] mose ho lewatle («по ту сторону моря»), пример наречия

сесото Местные наречия места являются указательными местоимениями этого класса. Обратите внимание, что в этом случае местоимения соответствуют префиксу класса mo- , а не конкордам класса 15, которые обычно используются в этом классе.

Согласия

[ редактировать ]

Каждую часть речи в сесото, которая так или иначе связана с существительным (либо его уточнением, ассоциированием с действием или состоянием, либо стоящим на своем месте в высказывании), необходимо привести в соответствие с существительным. Это делается с помощью набора созвучий, форма которых во многом напоминает префиксы существительных. Согласия прикрепляются к передним частям речи и образуют высказывания, звучащие слегка аллитеративно.

За исключением класса 2а, приставки нелокативных классов имеют нулевой («низкий») тон, тогда как набор возможных тональных образцов основы велик и явно зависит от ее длины.

Когда определенные формиваты высокого тона (союзное le- , местный падеж хо- , притяжательное согласие и субъективное согласие для классов существительных при образовании положительных копулятивов ) приставляются к существительному с тональным образцом [ _ _ ] для первых двух слогов, включая префикс существительного, тон префикса существительного становится высоким, создавая образец [ ¯ ¯ _ ] . Этого не происходит, если второй слог существительного высокий. У односложных основ также повышается тон основы.

[mʊʀɛnɑ] morena [ _ _ _ ] («король») → [wɑmʊʀɛnɑ] wa morena [ ¯ ¯ _ _ ] класса 1 или 3 of ( притяжательное согласие ) («король»), [lɪmʊʀɛnɑ] le morena [ ¯ ¯ _ _ ] («и король»)
[mʊt͡sʼɪ] моце [ _ _ ] («деревня») → [hʊmʊt͡sʼɪ] то моце [ ¯ ¯ ] («в деревню»)

В языках банту существительные образуют открытый класс , в котором новые существительные регулярно и активно создаются из существительных и других частей речи предсказуемыми методами.

От существительных

[ редактировать ]

Многие существительные могут быть образованы от других существительных, обычно с помощью суффиксов.

  • Большинство абстрактных существительных можно образовать, заменив bo- префикс :
    [mʊsɑdi] женщина [bʊsɑdi женственность ]
  • Имена собственные, основанные на существительных, относятся к классу 1а, независимо от того, какой класс был исходным.
  • Часто родители берут имена своих детей, добавляя к имени префикс Ра- (для отца; обратите внимание на сетсвана Рра- и существительное сетсвана rre отец) или Мма- (для матери; чаще всего это слово просто сокращается до Ма) . - ). [13] Кроме того, замужняя женщина может взять имя, основанное на префиксе Мма- и фамилии/прославленном имени ее мужа.
  • Большинство существительных могут образовывать новые существительные с уменьшительным суффиксом -ana (иногда -ane ), [14] [ɑɲɑnɪ] -anyane и [ɲɑnɑ] -nyana . Часто основы, оканчивающиеся на высокие гласные, претерпевают различные фонетические изменения ( палатализация , альвеоляризация и веляризация ) из-за начальной гласной в суффиксах:
    [tʰebe] thebe *('щит') → [tʰeʒɑnɪ] thejane («маленький щит»)
  • Суффикс [hɑdi] -хади [15] часто используется для создания женского рода некоторых существительных и увеличивающего рода некоторых других:
    [xosi] король [xosihɑdi королева ]
  • Иногда последние два слога существительного могут повторяться, чтобы указать на количество, нерегулярность или повторение:
    [dixomʊ] крупный рогатый скот («коровы») → [dixomʊxomʊ] крупный рогатый скот («стада крупного рогатого скота»)
  • В сесото существует любопытная формация, которая образует существительные со значением «псевдо-х» с помощью префикса [sɪkʼɑ] сека- [16] (что также приводит к отнесению существительного к 5-му классу). Этот же префикс используется и в немного нестандартной речи для создания сравнений .
    [bu'ɑ] -bua («говорить») → [pʼu'o] язык пуо [sɪkʼɑpu'o] sekapuo («идиоматическая речь»)

Из отборочных

[ редактировать ]

Квалификаторы можно использовать для образования абстрактных существительных в 14 классе с помощью префикса bo- .

Прилагательное [ŋɑtʼɑ] -manty («много») → [bʊŋɑtʼɑ] muliti («количество»)
Относительная [tʰɑtʼɑ] -thata («сложная») → [bʊtʰɑtʼɑ] проблема («сложность»)
Исчислительный [sɪlɪ] -sele («другой») → [bʊsɪlɪ] bosele («инаковость»)

Из идеофонов

[ редактировать ]

Некоторые существительные неправильно (и часто идиоматически) образованы от идеофонов путем дублирования:

[metle] metle («поразительный») → [metle] semetle-metle («большие новости»)

От глаголов

[ редактировать ]

Существительные большинства классов очень активно и регулярно образуются от глаголов. Далее следует лишь краткий и неполный обзор.

[ʀɑtʼɑ] -rata («любовь») →

  1. [mʊʀɑtʼi] морати (и класс 2 множественного числа) («любовник»)
  2. [lɪʀɑtʼɔ] lerato (и класс 6 во множественном числе) («любовь»)
  3. [sɪʀtʼi] серати (и класс 7 множественного числа) («любовник»)
  4. [tʰɑtʼɔ] thato (и класс 10 во множественном числе) («желание»)
  5. [bʊʀɑtʼi] борати («состояние того, кто любит»)
  6. [hʊʀɑtʼɑ] хо рата («любить»)

Обратите внимание, что:

  • Основа существительного, за некоторыми идиоматическими исключениями, окаменевает образец тона инфинитива глагола (в этом примере это [ ¯ _ ] , что дает [ _ ¯ _ ] для полного существительного, включая префикс)
  • ) 15-го класса, Инфинитивы — это существительные ( герундии образованные от глагольных основ.
  • Существительные 14 класса почти всегда происходят от других существительных, а не непосредственно от глагола.
  • Что касается личных существительных, то разница между классами 1 и 7 часто заключается в том, что агент класса 7 выполняет действие привычно или умело:
    [xɑn̩nɑ] -kganna Drive → [mʊxɑn̩ni] водитель мокганни и [sɪxɑn̩ni] сегганни профессиональный водитель

Обычно агенты образуются в классах 1 и 7 путем добавления префикса и изменения последней гласной на /i/ i , тогда как безличные существительные образуются в нескольких классах путем добавления префикса и изменения последней гласной на /ɔ/ o :

[ʀu'ɑ] -rua («быть богатым») → класс 1 [muˌʀu'i] моруо богатый человек и класс 3 [муˌʀu'ɔ] моруо («богатство»)

Однако существуют безличные существительные, оканчивающиеся на i . даже если они начинаются с неоднозначного префикса класса mo- Существительные, обозначающие нечеловеческие существа, , не могут относиться к классу 1.

[ɛ] -ela flow → [mʊ'ɛlɛɑ] ручей («ручей») и [mʊ'edi] долина («водный путь») оба в классе

Агенты, производные от пассивных глаголов, часто используют полный суффикс пассивного залога -uwa и никогда не меняют последнюю гласную:

[ʀɑtʼɑ] -rata («любовь») → [ʀɑtʼuwɑ] -ratuwa / [ʀɑtʼʷɑ] -ratwa («быть любимым») → [mʊʀɑtʼuwɑ] moratuwa («любимый»)

Сложные существительные

[ редактировать ]

Богатым источником существительных являются именные соединения, образованные (несколько нерегулярно) из других частей речи и даже полных предложений. Обратите внимание, что использование тире для разделения их частей также нерегулярно и обычно основано на популярности и полезности существительного, а орфографии Лесото и Южной Африки имеют тенденцию различаться (при этом орфография Лесото имеет тенденцию больше отдавать предпочтение тире).

[bʊɬɑɲɑbɑpʼɛʀɛ] лошадиное безумие («лошадиное безумие») → [bʊɬɑɲɑbɑpʼɛʀɛ] лошадиное безумие Аристида Буркей («трава»)
[hʊʒɑdit͡ɬʰɑpʼi] ho ja ditlhapi («есть рыбу» традиционно считается табу) → [mʊʒɑt͡ɬʰɑpʼi] Mojatlhapi («англичанин» насмешливо )
[huˌdulɑsiˌtʼulo] сидеть в кресле («сидеть в кресле») → muˌdulɑsiˌtʼulo] председатель [
[hʊjɑlɪmɔjɑ] быть разнесенным ветром («переноситься ветром») → [sɪjɑlɪmɔjɑ] радио («радиоприемник»)
[kʼɪ'ɑt͡sʼɪbɑ] Я знаю («Я знаю») → класс 2а [bokʼɪ'ɑt͡sʼɪbɑ] bokeatesba («врачи»)
[lɪ'emedi] местоимение («местоимение») (ср. [emɑ] -ema 'стоять' → [emela] -emela 'стоять') + [كhɔ] qho! («идеофон абсолютного») → [le'emediσhɔ] lemediqho («абсолютное местоимение»)

Как и во многих других языках, составные слова, обозначающие владение (генитивные соединения), могут образовываться путем следования за владельцем с владельцем («X of Y» становится «XY» - английский эквивалент - «Y's X» или «YX»). Это также можно сделать с помощью описательного притяжательного падежа .

[mʊlɑ'ɔ] закон («закон») + [mʊthɛ'ɔ] Foundation («основа») → [mʊlɑ'ɔwɑmʊthɛ'ɔ] основной закон («основополагающий закон») → [mʊlɑ'ɔthɛ'ɔ] конституция ( ' конституция ')
[siˌsi'u] sesiu («корзина с зерном») + [lɪsedi] lesedi («солнечный свет») → [siˌsi'usedi] sesiu-sedi («база данных»)

Иностранные приобретения (не банту и койсаны)

[ редактировать ]

Многие существительные сесото (и другие части речи) возникли в результате контактов с носителями индоевропейских языков, в первую очередь с французскими миссионерами, Оранжевого Свободного государства африканерами и, в наше время, с англичанами. Очень чуждая фонетика и фонология этих языков означает, что слова импортируются довольно нерегулярно с различными фонетическими преобразованиями.

Французские конфеты [dipʼom̩pʼoŋ̩] сладости («сладости»)
Английский языческий → класс 1 [mʊhetʼenɪ] mohetene («язычник»)
Африкаанс Бур → класс 5 [liˌbuʀu] Лебуру («африканер»)
английского Учитель → 9 класс [tit͡ʃʰɛʀɛ] titjhere английское « silent r ». («учитель-мужчина») обратите внимание, что переводится
Африкаанс venster («окно», ср. латинское fenestra ) → класс 9 [fɛstʼɛʀɛ] festere (обратите внимание на группу согласных )
по-английски Говорящий → класс 7 [spʼikʼɑʀɑ] spikara громкоговоритель ») с классом 8 во множественном числе [dipʼikʼɑʀɑ] дипикара , как если бы кластер ⟨sp⟩ был сокращением сеп-

Примечания

[ редактировать ]

невежливо

  1. ^ В языках сото-тсвана отсутствует префикс / дополнение высокого тона, который появляется в существительных многих других языков. Как правило, дополнения гармонируют с (присущей) гласной в префиксе (например, класс 1 *ú-mu-, класс 2 *á-ba-, класс 4 *í-mi-, класс 9 *í-N- и т. д.). хотя есть некоторые языки, в которых гласная прибавки ослаблена (понижена), в результате чего образуются такие формы, как класс 1 ó-mu- , класс 2 á-ba- , класс 4 é-mi- , класс 9 é-N - и т. д.

    По крайней мере, в isiZulu дополнениями классов 1a и 2a являются ú- и á- соответственно, что позволяет предположить, что префиксы классов 1a и 2a имеют те же самые внутренние гласные, что и классы 1 и 2.

  2. ^ Возможно, что в некоторых языках, существовавших до протобанту , префиксы представляли собой полные слова, которые становились сокращенными и клитизированными (хотя также вполне возможно, что они произошли от оригинальной системы суффиксов ).Ниже приводится гипотетический пример с использованием английских слов:Представьте себе, что в каком-то экзотическом языке, который необъяснимым образом использует знакомые английские слова, все существительные, обозначающие людей, по тем или иным причинам, не имеющим для нас непосредственного значения, обозначаются «предварительным словом» «человек». Таким образом, фермер будет обозначаться именем «фермер». Со временем предслово «человек» может быть сокращено до «пер» и подвергнуто критике и в конечном итоге превращено в действительный префикс («пер-»), таким образом, фермер станет «перфермером».Для обозначения языков могло использоваться предслово «язык», которое со временем превратилось в префикс «язык-». Существительное, указывающее на представителей какой-либо этнической группы (с очень знакомым именем), исторически могло быть «французским народом», которое в конечном итоге стало «народным французом». Таким образом, название их языка, естественно, будет переведено как «langfrench». Таким образом, система префиксов будет продуктивной — активно создавать новые слова, а не просто появляться в некоторых исторических словах (как сейчас происходит с некоторыми небанту-нигеро-конголезскими языками, в которых есть много существительных, подобных банту, но нет продуктивных процессов для создания). более).В конце концов, была бы разработана система соглашений (либо с системой префиксов существительных, либо после них), и фраза «Французы говорят на французском языке» будет выглядеть как (в ТАК порядок):
    peopfrench peoplangspeak langfrench
    префиксы «poep-» и «lang-» у глагола согласуются с подлежащим и объектом соответственно.Порядок маркировки согласия на глаголе уменьшает любую возможную двусмысленность в определении субъекта и объекта, и поэтому язык не обязательно должен использовать SVO и может изменить порядок слов для выделения (как это действительно имеет место в языках банту; будучи тональный, языки банту не могут просто использовать интонацию для акцентирования, как это делает английский):
    langfrench peoplangspeak peopfrench «Французы говорят на французском языке »
    peoplangspeak langfrench peopfrench «Французы говорят на французском языке»
    На языке сесото есть три примера предложения (с использованием стандартной разделительной орфографии сесото ):
    [bɑfʊʀɑbɑ'ɑsiˌbu'ɑsɪfʊʀɑ] Французы говорят по-французски
    [sɪfʊʀɑbɑ'ɑsiˌbu'ɑbɑfʊʀɑ] На французском языке говорят французы
    [bɑ'ɑsiˌbu'ɑsɪfʊʀɑbɑfʊʀɑ] Они говорят это по-французски
  3. ^ Кроме того, помимо этих пар единственного и множественного числа, прото-банту также реконструировано как пары *9/10, *11/10, *12/13, *14/6, *15/6 и *20/22. . Пары сесото включают 1/2, 1/6, 1a/2a, 3/4, 5/6, 5/10, 7/8, 9/10, 9/6 и 14/6.
  4. ^ Схожий феномен существует в суахили , где существительные 10-го класса выглядят точно так же, как существительные 9-го класса, но используются с разными созвучиями (что соответствует префиксу zi- ). Однако этот пример не является идиоматическим, поскольку класс 10 просто потерял префикс zi- , а членство в классе определяется исключительно соглашениями.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Имена — это очень грубые обозначения, которые в литературе многих языков часто применяются к конкретным единичным классам. За исключением класса 1, их не следует воспринимать слишком буквально.
  6. ^ Одна из интерпретаций этих существительных актеров состоит в том, что они образованы обрезанием формы «мо-Ви», но это непопулярное мнение.
  7. ^ Это происходит просто из-за формы слов (большинство слов сесото 9-го класса не имеют явного префикса), а не из-за семантики. Обратите внимание, что в isiZulu «классом по умолчанию» является класс 5, поскольку большинство родных многосложных слов класса 5 в этом языке не имеют префикса (только удлиненный префикс/дополнение i- без последующего -li- ). Когда к этому классу относят иностранные слова, полученное существительное не назализуется.
  8. ^ В протобанту и многих современных языках банту этот класс также содержит несколько обычных существительных с множественным числом в классе 6. Некоторые существительные сесото свидетельствуют о том, что они изначально были связаны с этим классом:
    Корень прото-банту *-jedî («луна») → класс 3 *muedî (англ. ] [ ŋʷedi лунный свет), класс 15 *kuedî + префикс класса 9 (сложение) → класс 9 *ŋkuedî (англ. [xʷedi] месяц «луна» )
    Корень прото-банту *-giɲja («жаркий сезон») → класс 15 *kuiɲja + префикс 5 класса (состав) → сесото 5 класс [lɪhʷɪt͡ɬʼɑ] Lehwetla («Осень»)
    Заметим, что если бы эти существительные еще существовали в несоставных формах, то их с таким же успехом можно было бы интерпретировать как существительные 17-го класса, но сравнение с другими языками выявляет их истинную принадлежность к классу (15).
  9. ^ Использование этого термина в лингвистике банту означает «формативы, помещенные в середину слова», а не более распространенные «формативы, помещенные в середину морфемы » . Языки банту, будучи агглютинативными, создают слова путем размещения аффиксов вокруг основы, и если аффикс всегда ставится после других аффиксов, но перед основой (например, в определенных временах и наклонениях глаголов), то его обычно называют «инфиксом».
  10. ^ Jump up to: а б с Сравните следующие слова на сесото и сетсване:
    Сорт Английский (Английский) Блеск
    16. Когда дерево [sɪfɑtʼeŋ̩] на дереве 'у дерева'
    17. Для Нокенга [nʊkʼeŋ̩] в реке 'у реки'
    18. В колодце [siˌdibeŋ̩] седибенг 'в бассейне'


    Форма префикса продуктивного класса 17 сетсвана неправильная, поскольку исторические звуковые сдвиги должны были привести к го .

  11. ^ Jump up to: а б с По сути, префиксы классов 16, 17 и 18 имеют высокий тон, но становятся низкими, когда за ними сразу следует высокий слог. Так, fa- единственного существительного 16 класса имеет высокий тон, поскольку корень низкий, хо- класса 18 класса 17 иногда высокий, а иногда низкий, а mo- всегда имеет низкий тон, поскольку все его существительные корни начинаются с высокого тона. тона.
  12. ^ Вероятно, это тот же корень, что и прилагательное [lelele] -lelele («высокий»). Обратите внимание на прилагательное isiZulu -de и существительное kude 17-го класса .
  13. ^ Это несколько грамматически оформленные первые части составных слов родительного падежа. По сути, прото-банту *taate (мой отец) и *maama (моя мать) привели бы к сесото * rere и * mama , оба из которых присутствуют в северном сото. Возможно, из-за своего довольно смешанного происхождения, сесото имеет [m̩mɛ] mme (сокращение оригинального * mame ) и [n̩tʼɑtʼe] ntate (где прото-банту *t не смог превратиться в [ʀ] , и слово имеет неправильную слоговую форму. носовой).
    Префиксы сото-тсвана Rra- и Mma- возникли, когда * Rare и * mama были сокращены (до rre и mma ), а затем последовал высокотональный притяжательный конкорд класса 1(a) wa-, который затем был сокращен в них, заставив их заканчиваются высоким тоном a . Таким образом, сесото « Мма -х» и « Ра -х» буквально означают «мать х» и «отец х» соответственно.
  14. ^ Их продуктивное использование - недавнее нововведение южных банту, хотя суффиксы, очевидно, связаны с корнем -ana существительного [ŋʷɑnɑ] ngwana («ребенок»), а в некоторых реконструкциях протобанту, похоже, *-jana используется как (непроизводительный) уменьшительный суффикс. Стандартный способ образования уменьшительных форм банту — это поместить существительное в 12-й класс (прото-банту *ka-) с множественным числом в 13-й класс (прото-банту *tu-).
  15. ^ (Якобы) от того же корня протобанту (*-kadî), что и [mʊsɑdi] mosadi («женщина»). Использование этого корня для образования существительных женского рода не является чем-то необычным среди языков банту, но его использование для образования дополнительных существительных весьма удивительно.
  16. ^ Сравнение с другими языками показывает, что это первая часть составного существительного, в котором используется архаичный глагол [kʼɑ] -ka («напоминать»). То есть «сека-х» буквально означает «х-подобный».
  • Купез А., Бастин Ю. и Мумба Э. 1998. Лексические реконструкции банту 2 / Лексические реконструкции банту 2 . Тервурен: Королевский музей Центральной Африки.
  • Демут, К. 2000. Системы классов существительных банту: заимствованное слово и свидетельства приобретения семантической продуктивности . В книге Г. Сенфта (ред.), Системы классификации. Издательство Кембриджского университета. стр. 270–292.
  • Док, К.М. , и Мофокенг, С.М. 1974. Учебник грамматики южного сото . Кейптаун: Лонгман, Южная Африка, 3-е место. впечатление. ISBN   0-582-61700-6 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19f2ccea06de07598b1d98eb6a098cd9__1691823120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/d9/19f2ccea06de07598b1d98eb6a098cd9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sotho nouns - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)