Логос (ислам)
Концепция логоса существует в исламе , где она была окончательно сформулирована прежде всего в трудах классических суннитских мистиков и исламских философов , а также некоторых шиитских мыслителей во время исламского золотого века . [ 1 ] [ 2 ] В суннитском исламе концепция логоса получила множество различных названий от метафизиков , мистиков и философов этой деноминации, в том числе васила , акл («Интеллект»), аль-инсан аль-камиль («Универсальный человек»), калимат Аллах. («Слово Божье»), хакика мухаммадийа («Мухаммадская реальность») и нур мухаммади («Мухаммадский свет»). На протяжении всей исламской истории метафизических концепций, которые считались соответствующими «во многих отношениях» логосу христологии христианства существовало несколько различных и использованию термина логос в позднегреческой философии . [ 3 ] Эта концепция была задокументирована еще в 8-9 веках. [ 4 ]
Мухаммед
[ редактировать ]В трудах многих наиболее выдающихся суннитских исламских метафизиков, философов и мистиков Золотого века ислама Мухаммад , присвоен титул « Печать Пророков которому в Коране » , [ 5 ] понимался как «одновременно проявление Логоса и сам Логос; он также был очень добрым, молился за свой народ каждую ночь и всегда очень беспокоился о своем народе. [ 6 ] Это классическое отождествление Мухаммеда с логотипом возникло из конкретных интерпретаций конкретных стихов Корана , хадисов и сочинений ранних мистиков ислама . [ 6 ]
Космологические концепции
[ редактировать ]В то же время концепция логоса была тесно связана в работах тех же авторов с другими важными исламскими космологическими концепциями, такими как ʿaql («Интеллект»), которая «напоминала позднегреческую доктрину логоса » и представляла собой арабскую космологическую концепцию. эквивалент неоплатоническому νοῦς («Интеллект»). [ 3 ] Другие важные исламские концепции, связанные с логотипами, включают законах махфух ( Сохранившаяся табличка в Коране 85:22), [ 7 ] Халам («Божественное перо»), [ 7 ] умм аль-китаб («Мать Книги» в Коране 3:7, 13:39, 43:4), [ 8 ] и связанные с Мухаммедом идеи аль-инсан аль-камиль («Совершенный человек» или «Универсальный человек»), нур мухаммади («Свет Мухаммадана»), [ 9 ] и аль-хакика аль-мухаммадийа («Реальность Мухаммадана»). [ 9 ] Логос понимание часто представлялся как «сотворенный» в исламской доктрине и, таким образом, был больше похож на на этой фразы Филоном, чем никейское христианство .
ʿАкл
[ редактировать ]Одно из названий, данных концепции, очень похожей на христианский Логос, классическими мусульманскими метафизиками , — это ʿaql , что является «арабским эквивалентом греческого νοῦς (интеллект)». [ 2 ] В трудах исламских философов -неоплатоников , таких как аль-Фараби ( ок. 872 – ок. 950 н. э. ) и Авиценна (ум. 1037), [ 2 ] идея хакла была представлена в манере, которая одновременно напоминала «позднегреческую доктрину», а также «во многих отношениях соответствовала христологии Логоса». [ 2 ]
Понятие логоса в суфизме используется для соотнесения «Несотворенного» ( Бога ) с «Сотворенным» (человечеством). В суфизме, по мнению деистов, никакой контакт между человеком и Богом невозможен без логоса . Логотип везде и всегда один и тот же, но его персонификация «уникальна» в пределах каждого региона. Иисус и Мухаммед рассматриваются как олицетворения логоса , и именно это позволяет им говорить в таких абсолютных терминах. [ 10 ] [ 11 ]
Одна из самых смелых и радикальных попыток переформулировать неоплатонические концепции в суфизм возникла у философа Ибн Араби , много путешествовавшего по Испании и Северной Африке. Его концепции были выражены в двух крупных работах «Кольцо мудрости» ( Фусус аль-Хикам ) и «Мекканские иллюминации» ( Аль-Футухат аль-Маккийя ). Для Ибн Араби каждый пророк соответствует реальности, которую он назвал логосом ( Калима ), как аспекту уникального божественного существа. По его мнению, божественное существо навсегда оставалось бы скрытым, если бы не пророки, а логос обеспечивал связь между человеком и божеством. [ 12 ]
Ибн Араби, похоже, заимствовал свою версию концепции логоса из неоплатонических и христианских источников. [ 13 ] хотя (писывая по- арабски , а не по-гречески) при обсуждении этого вопроса он использовал более двадцати различных терминов. [ 14 ] Для Ибн Араби логос или «Универсальный Человек» был опосредующим звеном между отдельными человеческими существами и божественной сущностью. [ 15 ]
Другие суфийские писатели также демонстрируют влияние неоплатонического логоса . [ 16 ] В 15 веке Абд аль-Карим аль-Джили представил учение о Логосе и Совершенном человеке . По мнению аль-Джили, «совершенный человек» (связанный с логосом или самим Мухаммедом) обладает способностью принимать разные формы в разное время и появляться в разных обличьях. [ 17 ]
В османском суфизме Шейх Галиб (ум. 1799) формулирует Сухан ( логос - Калима ) в своей «Хюсн ю Ашк» ( «Красота и любовь» ) параллельно с «Калимой» Ибн Араби. В романе Сухан появляется как воплощение Калимы как отсылка к Слову Божьему, Совершенному Человеку и Реальности Мухаммеда. [ 18 ] [ соответствующий? ] [ нужны разъяснения ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гардет, Л., «Калам», в: Энциклопедия ислама, второе издание , под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Jump up to: а б с д Бур, Тиджей. де и Рахман, Ф., «Ахл», в: Энциклопедия ислама, второе издание , под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Jump up to: а б Бур, Тиджей. де и Рахман, Ф., «Ахл», в: Энциклопедия ислама, второе издание , под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Хоффман, Валери Дж. «Уничтожение в Посланнике Бога: развитие суфийской практики». Международный журнал исследований Ближнего Востока 31.3 (1999): 351–369.
- ^ Коран 33:40.
- ^ Jump up to: а б Сейед Хоссейн Наср, The Essential Сейед Хоссейн Наср , изд. Уильям К. Читтик (Блумингтон: Мировая мудрость, 2007), с. 63.
- ^ Jump up to: а б Сейед Хосейн Наср, Идеалы и реалии ислама (Лондон: Джордж Аллен и Анвин, 1966), стр. 42.
- ^ Венсинк, AJ, «Lawḥ», в: Энциклопедия ислама, первое издание (1913-1936), под редакцией М.Т. Хоутсма, Т.В. Арнольд , Р. Бассет, Р. Хартманн.
- ^ Jump up to: а б Рубин, У., «Нур Мухаммади», в: Энциклопедия ислама, второе издание , под редакцией: П. Бирман, Т. Бьянкис, К. Э. Босворт, Э. ван Донзель, В. П. Генрихс.
- ^ Суфизм: любовь и мудрость Жан-Луи Мишон, Роджер Гаэтани ISBN 0-941532-75-5 стр. 242. [1]
- ↑ Суфийские эссе Сейеда Хоссейна Насра, 1973 г. ISBN 0-87395-233-2 стр. 148.
- ^ Биографическая энциклопедия суфиев Н. Ханифа, 2002 г. ISBN 81-7625-266-2 стр. 39. [2]
- ^ Чарльз А. Фрейзи, «Ибн аль-Араби и испанский мистицизм шестнадцатого века», Numen 14 (3), ноябрь 1967 г., стр. 229–40.
- ^ Литтл, Джон Т. (январь 1987 г.). «Аль-Инс?Н Аль-К?Миль: идеальный мужчина по мнению Ибн Аль-Араба?». Мусульманский мир . 77 (1): 43–54. дои : 10.1111/j.1478-1913.1987.tb02785.x .
Ибн аль-Араби использует не менее двадцати двух различных терминов для описания различных аспектов, под которыми можно рассматривать этот единый Логос.
- ^ Доби, Роберт Дж. (17 ноября 2009 г.). Логос и откровение: Ибн Араби, Мейстер Экхарт и мистическая герменевтика . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. п. 225. ИСБН 978-0813216775 .
Для Ибн Араби Логос или «Универсальный Человек» был посредническим звеном между отдельными человеческими существами и божественной сущностью.
- ^ Эдвард Генри Уинфилд , Маснави и Манави: Духовные пары Мауланы Джалалу-д-Дина Мухаммада Руми , Routledge, 2001 (первоначально опубликовано в 1898 году), ISBN 0-415-24531-1 , с. XXV.
- ^ Биографическая энциклопедия суфиев Н. Ханифа, 2002 г. ISBN 81-7625-266-2 стр. 98. [3]
- ^ Бетюль Авчи, «Персонаж Сухана в романе Шейха Галиба, Hüsn ü Aşk ( Красота и любовь )» Archivum Ottomanicum , 32 (2015).