Предопределение в Исламе
Часть серии о |
ислам |
---|
Часть серии о Крид |
---|
Включая:
|
Кадар ( арабский : قدر , транслитерация кадар , что буквально означает «сила», [ 1 ] но переводится по-разному: «божественное предопределение», « предопределение », «божественный указ», [ 2 ] «указ» Аллаха», [ 3 ] "предопределение" [ 4 ] ) — это концепция божественной судьбы в исламе . [ 5 ] Поскольку Бог всезнающ и всемогущ, все, что произошло и произойдет во вселенной, уже известно. В то же время люди несут ответственность за свои действия и будут соответственно вознаграждены или наказаны в Судный день . [ 6 ] [ 7 ]
Предопределение/Божественная судьба — один из суннитского ислама шести догматов (наряду с верой в Единство Аллаха , Явленные Книги , Пророков Ислама , День Воскресения и Ангелов ). В суннитском дискурсе тех, кто утверждает свободу воли, называют Кадарийа , а тех, кто отвергает свободу воли, называют Джабрийя . [ 8 ]
Некоторые ранние исламские школы (Кадария и Мутазила ) не принимали доктрину предопределения; [ 9 ] Мутазила утверждал, что «немыслимо», чтобы Бог «наказал человека за то, что Он сам повелел». [ 10 ] Предопределение не включено в пять догматов веры шиитского ислама . По крайней мере, несколько источников описывают мусульман- шиитов как отрицающих предопределение. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] и по крайней мере один шиитский ученый ( Насер Макарем Ширази ) утверждает, что «вера в предопределение является отрицанием справедливости». [ 15 ]
Определение
[ редактировать ]В исламе «предопределение» - это обычная английская передача убеждения, которое мусульмане называют аль-када ва л-кадар ( [ælqɑˈdˤɑːʔ wælqɑdɑr] القضاء والقدر ). Согласно суннитскому пониманию, эта фраза означает «божественный указ и предопределение»; Аль-кадр более точно означает «(божественную) силу», происходящую от корня ق د ر ( qdr ), который обозначает концепции, связанные с измерением, прицеливанием, расчетом, подготовкой, способностью и обладанием силой . [ 16 ] Другой источник сообщает, что по мнению ученых:
- «Божественный указ ( аль-када ) состоит из полного и окончательного суда навечно»,
- «Божественное измерение ( аль-кадар ) состоит из деталей суда и его деталей». [ 17 ]
Мария Де Силлис также утверждает, что эти два слова имеют «семитские корни, происходящие из вавилонских и израильских религиозных традиций, которые считали мир» «копией того, что уже было записано в небесных книгах или картах». [ 18 ] (Название 97-й суры Корана известно как Сура аль-Кадр ).
- Такдир арабский : تقدیر также относится к предопределению в исламе, «абсолютному указу Бога», и происходит от того же трехсогласного корня QDR, но имеет другой «грамматический порядок и, следовательно, не считается взаимозаменяемым» с Кадром. [ 19 ] По-арабски это буквально означает «создание чего-либо в соответствии с мерой» или «происхождение событий в соответствии с заранее определенными мерами, стандартами или критериями». Его можно найти в стихах Q.41:12, Q.36:38, Q.6:96. [ 20 ]
Библейское основание
[ редактировать ]Коран
[ редактировать ]- «Ни в коем случае не может случиться с нами [его творениями] ничего, кроме того, что предназначил нам Бог» (Вопрос 9:51 ).
- «Он предписал вам, верующие, Путь, который Он предписал Ною, и то, что Мы ниспослали вам, о Пророк, и то, что Мы предписали Аврааму, Моисею и Иисусу, «повелев»: «Поддерживайте веру и не делайте в нем никаких разделений». То, к чему вы призываете многобожников, для них невыносимо. Аллах избирает Себе того, кого пожелает, и ведет к Себе того, кто обращается «к Нему»» (сура 42:13 ) .
... и, в частности, контроль Бога над судьбой каждого человека в загробной жизни:
- «Что касается тех, кто упорствует в неверии, то независимо от того, предупредите вы их или нет, они никогда не уверуют. Аллах запечатал их сердца и их слух, и их зрение затмилось. Они понесут ужасное наказание». (Вопрос 2:6-7 ) [ 21 ]
- «Если бы Бог пожелал, Он создал бы вас одной общиной; но Он сбивает с пути, кого хочет, и ведет прямым путем, кого хочет; и непременно будет спрошен о том, что вы сделали». (Вопрос 16:93 ) [ 21 ]
- «И не был бы твой Господь тем, кто уничтожал бы общины за одно-единственное проступок, если бы их члены могли исправиться. Если бы твой Господь пожелал того, Он мог бы сделать человечество одним народом: но они не перестанут спорить. За исключением те, на которых Господь твой пролил Свою милость: и для этого Он создал их: и слово Господа твоего исполнится: «Я наполню ад джиннами и людьми, всеми вместе» (Св. 11:119 ) .
- «Бог вводит в заблуждение, кого хочет, и кого хочет, Он ведет прямым путем» (Вопрос 14:4 ).
- «Господь создал и уравновесил все сущее, определил их судьбы и направил их». (Вопрос 87:2 ) [ 22 ]
«Книга постановлений» ( ал-лах аль-махфуз ) упоминается в Коране как минимум дважды.
- «Воистину, Мы создали все вещи с помощью Кадара (Божественных Предопределений) всех вещей до их создания, как написано в Книге Постановлений». (Вопрос 54:49 )
- «Ни одно бедствие не постигает землю или вас самих, кроме того, что оно будет записано в Книге повелений до того, как Мы создадим его. Воистину, это легко для Аллаха». (Вопрос 57:22 )
Отражение веры в силу божественной воли можно найти во фразе ИншаАллах , что по-арабски означает «если бы Бог пожелал [этого]», которая часто используется мусульманами при обращении к будущему , чтобы квалифицировать любые предсказания того, что произойдет. пройти. [ 23 ] [ 22 ] Фраза подчиняется стиху:
- «Ни о чем не говорите, я сделаю это завтра, не добавляя: «Если Бог пожелает» (В. 18:23 ).
- Предлагая свободу воли
Некоторые стихи, кажется, предполагают, что у людей есть свободная воля: [ 24 ]
- «Что касается Самуда, Мы показали им прямой путь, но они предпочли слепоту прямому пути. И поэтому их постигла волна позорного наказания за то, что они совершали». (Вопрос 41:17 )
- «И скажи: о Пророк: «Это истина от твоего Господа. Кто хочет, пусть уверует, и кто хочет, пусть не уверует». (Вопрос 18:28 )
- «Для каждого из них есть последовательные ангелы спереди и сзади, защищающие их по повелению Аллаха. Воистину, Аллах никогда не изменит состояние благосклонности людей, пока они не изменят свое собственное состояние веры. И если воля Аллаха - мучить людей, этого невозможно предотвратить, и они не смогут найти иного защитника, кроме Него». (Вопрос 13:11 )
- «Все хорошее, что постигает тебя, — от Аллаха, а все зло, которое постигает тебя, — от тебя самого. Мы послали тебя, о Пророк, посланником ко всем людям. И достаточно Аллаха в качестве свидетеля». (Вопрос 4:79 )
Хадис
[ редактировать ]По мнению Альфреда Гийома , «книги канонических традиций» «не содержат ни одного изречения Мухаммеда, оставляющего свободу действий человеку» (хотя он считает, что «есть веские основания полагать, что эти традиции созданы в то время, когда споры были в самом разгаре...»). [ 10 ] Один из хадисов, в котором Мухаммед рассказывает Джибрилю о догматах веры, в том числе о «божественном указе», гласит:
- Передано от Умара, что Джибрил, мир ему и благословение Аллаха, спросил Пророка: «Что такое вера ( Иман )?» Он сказал: «Верить в Аллаха, Его Ангелов, Его Книги, Его Посланников, Последний День и божественный указ, как хороший, так и плохой». Джибрил сказал ему: Ты сказал правду. Он сказал: «Мы были поражены тем, что он спросил его, а затем подтвердил, что его ответы были правильными». Пророк сказал: «Это был Джибрил, который пришёл, чтобы научить тебя твоей религии». [ 25 ]
В хадисе цитируется Абдаллах ибн Умар ибн аль-Хаттаб как рассказчик приведенного выше хадиса, а также слова:
- «Если бы один из них потратил золото, подобное Ухуду (горе), на благотворительность, Аллах не принял бы его от него, пока он не уверует в Аль-Кадар»; [ 26 ] [ 27 ]
Другой хадис призывает мусульман «продолжать совершать добрые дела», хотя это не повлияет на их место в загробной жизни, поскольку они уже отнесены либо к Огню, либо к Раю, и это невозможно изменить:
- Али рассказал, что однажды Посланник Аллаха сидел с деревянной палкой в руке и царапал землю. Он поднял голову и сказал: «Нет никого из вас, которому назначено место либо в Огне, либо в Раю». Они (сподвижники) спросили: «О Посланник Аллаха! Почему мы должны продолжать совершать добрые дела, должны ли мы зависеть (от Кадара) и отказаться от работы?» Мухаммед сказал: «Нет, продолжайте совершать добрые дела, ибо каждому будет легко (делать) такие дела, которые приведут его к тому, для чего он был создан». Затем он прочитал аят: «Что касается того, кто дает (в милостыню) и соблюдает свой долг перед Аллахом, и боится Его, и верует в аль-Хусну, Мы облегчим для него путь Легкости (благости)» (Сура аль-Хусна). -Лаил 92:5-7). [ 28 ]
Кадар и свобода воли
[ редактировать ]В ортодоксальном исламе контроль Бога над тем, что происходит в его творении, является абсолютным. «Аллах предопределил всё от вечности». Он знает, что они произойдут, когда они произойдут, как они произойдут, и «Он написал это и пожелал этого». [ 29 ] Сюда входят «самые мелкие человеческие или другие дела», несмотря на «величие космической роли Бога» (по словам ученого Майкла Кука ). [ 30 ]
- «Он знает, что на суше и на море; ни лист не упадет, но Он знал это». (В.6:59) [ 30 ]
Но в то же время люди в своей жизни на земле имеют выбор делать добро или зло, несут ответственность за свои действия и будут соответственно вознаграждены или наказаны в вечной загробной жизни.
Это ставит вопрос (поднятый ранней исламской рационалистической школой мысли Мутазилы): [ 10 ] если все, что произошло и произойдет, включая все дела добрые и злые, уже определено Богом, то не значит ли это, что все, что человек делает в течение своей жизни, есть лишь следование воле Божией? Как люди могут нести за это ответственность и даже быть наказаны за это вечными муками в аду? [ 10 ]
Этот вопрос не является уникальным для ислама, и дебаты о свободе воли не ограничиваются религией. По словам Джастина Пэррота из Исламского института Якин, «это был важный вопрос на протяжении всей истории». [ 6 ] обратился к древнегреческому философу Аристотелю более 2000 лет назад. [ 31 ] Востоковед Альфред Гийом отмечает, что эта дилемма «занимала умы» богословов всех религий, «которые утверждают, что представляют» бога, который одновременно всемогущ и нравственен. [ 32 ]
Иранская шиитская марджа Насер Макарем Ширази приводит пример:
Они говорят: «Знает ли Бог, что такой-то человек в такой-то час и такой-то день убьет кого-нибудь или выпьет спиртной напиток?» Если мы говорим: «Он не знает», мы отрицаем Божье знание. И если мы говорим: «Да, тот человек должен это сделать, иначе знание Божие будет несовершенным», то, чтобы сохранить знание Божие, человек обязан грешить и подчиняться Богу! [ 33 ]
Споры и опасность
[ редактировать ]По словам Марии Де Силлис, «очевидно неразрешимый конфликт между концепциями свободы воли и детерминизма (или божественного предопределения)» был не только «предметом большого интереса», но и «горячими спорами», выходящим за пределы академических кругов и улемов. и в политику «в силу последствий, которые эти дебаты имеют в социальном контексте»; (например, когда тиранические и коррумпированные власти поощряют фатализм, указывая на то, что эти болезни «произведены божественной волей и предопределены»). [ 18 ] По словам Джастина Пэррота, «идея… о том, что все уже предопределено Создателем от вечности, беспокоила теологов и философов на протяжении веков». И не только представители этих двух профессий ломали голову над конфликтом, но и «множество философских загадок, возникающих» в связи с этим вопросом, заставили некоторых мусульман испытывать сомнения в вере. «Вынуждены ли мы делать то, что делаем, или наш выбор имеет смысл?» [ 6 ]
Де Силлис пишет, что вопрос был настолько деликатным, что
Пророк якобы учил верующих воздерживаться от размышлений о судьбе ( кадар ), называя ее глубоким морем, темным путем и тайной Бога. Один из наиболее авторитетных суннитских интеллектуалов, теолог и суфийский мастер Абу Хамид аль-Газали (ум. 1111) сообщает в своем шедевре «Возрождение религиозных наук» : [ 34 ] традиция, согласно которой Мухаммед... провозгласил: «Воздержитесь от разговоров о кадаре ». [ 18 ] [ номер 1 ]
В результате учёные подчеркнули, что провидение является тайной Аллаха и что «слишком глубокое вникновение в неё философски» приведёт к «заблуждению». [ 6 ] Вероучение ат-Тахави предупреждает, что «провидение» (кажущийся конфликт божественного постановления со свободной волей человека) является настолько тайной, что даже самые послушные и святые создания Бога не были допущены к этой тайне. [ 6 ]
Принцип провидения – это тайна Всевышнего Аллаха в Его творении, которая не была передана ни ангелу, находящемуся рядом с Ним, ни пророку или посланнику. Преувеличение ( ат-тааммук ) и споры по этому поводу ведут к неудаче, прогрессирующему отрицанию и определенной степени нарушения. Примите все меры предосторожности против такого рода дебатов, размышлений и инсинуаций. [ 37 ]
Популярные описания
[ редактировать ]Несовместимость между предопределением и свободой воли не является проблемой во многих популярных исламских источниках.
- «Аллах знает все и уже решил все, что произойдет. ... Вера в свободную волю имеет важное значение в исламе. Это потому, что для мусульман жизнь — это испытание от Аллаха. Поэтому все люди должны принимать свои собственные решения. И Аллах будет судить их по этим решениям». (Би-би-си); [ 22 ]
- «Вера в аль-кадар (божественную волю и указ) является одним из столпов веры. [ 29 ] ... Аллах предопределил все от вечности и знает, что они произойдут в известные Ему времена и определенным образом, и что Он написал это и пожелал этого, и они происходят в соответствии с тем, что Он постановил. ... Вера Ахль аль-Сунна ва'ль-Джамаа [суннитский ислам] заключается в том, что у человека есть свобода воли, и, следовательно, он будет вознагражден или наказан. Но его воля подчиняется воле Аллаха, и во вселенной не может произойти ничего, чего не пожелал бы Аллах. ... (IslamQA, салафитский сайт); [ 38 ]
- «У Бога есть предвидение всего... Даже если судьба души человека предопределена, у него нет возможности узнать, какова эта судьба, и поэтому надлежит ему стремиться к благосклонности Аллаха». ( Томас В. Липпман ). [ 39 ]
Объяснения, обоснования
[ редактировать ]X века Теологическая школа Ашари (которая является одной из основных суннитских школ исламского богословия ) примиряет наказание в аду с доктриной тотальной божественной власти над всем, со своей собственной доктриной касб (приобретения). Согласно ему, хотя любые и все действия, включая человеческие злые действия, созданы Богом, человек, совершающий действие, несет за него ответственность , поскольку он «приобрёл» это действие. [ 40 ] [ 41 ] У людей есть только право выбирать между данными возможностями, созданными Богом. [ 42 ] Мария Де Силлис объясняет это так:
В своей попытке проиллюстрировать значение глагола «приобретать» (слово, типичное для ашаритской теологии), [ашаритский богослов] аль-Бакиллани, определяя разницу между вынужденным действием и приобретенным действием, заявил: «Приобретение означает, что [человек] свободно совершает свои собственные действия посредством [генерируемой] силы, присоединенной к таким действиям, которая заставляет их «приобретать» квалификацию, отличную от любого вынужденного действия. … Такая квалификация действия и есть то, что мы называем приобретением». [ 43 ] Именно в отношении этого конкретного состояния действие приводило к вознаграждению или наказанию. Более конкретно, хотя он и не приписывал людям способность делать действия добрыми или злыми, аль-Бакиллани признавал, что они обладают способностью действовать таким образом, чтобы их действия совпадали с тем, чего Бог хотел или отвергал, тем самым придание морального значения поступкам. [ 18 ] [ номер 2 ]
Ученые inter-Islam.org объясняют, что, хотя Аллах обладает «полным знанием действий человека в прошлом, настоящем и будущем», этот мир является испытанием для людей, чтобы определить, попадут ли они в рай или в адский огонь. «Представление о том, что этот мир представляет собой испытание, гарантирует, что испытуемые обладают свободой воли, иначе такое испытание не имело бы смысла». [ 47 ] Поскольку этот тест имеет смысл, он доказывает, что у человека действительно есть свобода воли.
Шиитский ученый Насер Макарем Ширази отвечает тем, кто спрашивает, почему Бог допускает злодеяния, которые, как Он, будучи всезнающим, знает, произойдет (см. выше), обвиняя их в том, что они задают этот вопрос, чтобы сфабриковать оправдание совершению грехов. Ширази утверждает, что «наша воля или выбор [являются] также частью знания Бога», и сравнивает Бога с учителем, который «знает, что ленивый ученик потерпит неудачу в конце года, и учитель на сто процентов уверен в этом факте, потому что многолетнего опыта работы учителем», и который не может нести ответственность за неудачи ученика. [ 33 ] [ номер 3 ]
Джастин Пэрротт объясняет, что «с чисто рациональной точки зрения» может показаться невозможным, чтобы Бог обладал абсолютным знанием и властью над всеми действиями во вселенной, а люди могли нести ответственность за свои действия. Пэррот цитирует достоверный хадис о том, что наша «продолжительность жизни, поступки и конечная судьба» (пойдем ли мы в рай или ад) определены («написаны ангелами») еще до нашего рождения; однако после рождения у нас есть возможность «обеспечить себе хорошую судьбу», обращаясь «к Аллаху посредством поклонения, молитвы и добрых дел». Пэрротт объясняет, что, хотя подобные утверждения могут показаться нам «противоречивыми на первый взгляд», это происходит только из-за «ограниченной системы взглядов человеческого разума». «Мы должны помнить, что Аллах» и предопределение «существуют вне времени и пространства, за космической завесой в Невидимом», так что «мы просто неспособны постичь это своими ограниченными рациональными способностями». [ 6 ]
- Критика
Скептики назвали Кадара несправедливым и бессмысленным и противоречивым по своей сути. Критик ислама Ибн Варрак жалуется, что «система предопределения» превращает людей в «автоматы», подрывая «понятие моральной ответственности» и оправдание сурового наказания в адском огне. [ 48 ] Другие критики совместимости божественной судьбы и свободы воли (Абдулла Самир и Ханни Селим) утверждают, что чувство замешательства мусульман по этому вопросу и разочарование религиозных лидеров в попытках понять парадокс (который они испытали, будучи мусульманами), просто потому, что божественная судьба и свободная воля несовместимы . Попытки теологов сделать их такими логически непоследовательными, мало чем отличаясь от учения о Троице в христианстве. [ номер 4 ]
История
[ редактировать ]На основании того, что сохранилось в поэзии доисламских арабов, считается, что они считали, что дата смерти человека ( аджал ) была предопределена, «независимо от того, что он или она делал». ) человека «Продовольствие» или «пропитание» ( ризк , по сути, еда, также было предопределено. [ 46 ]
Концепция аджала также встречается в Коране в нескольких стихах, особенно в одном, раскрытом в ответ на критику военной стратегии Мухаммада (выйти на гору Ухуд, чтобы сражаться, когда мусульмане подверглись нападению со стороны мекканцев в Медине), которая, по мнению некоторых мусульман, привела к ненужным потеря жизни:
- «Если бы вы были в своих домах, то те, кому записано убийство, выходили бы к местам своего падения» (В.3:154). [ 46 ]
(Этот стих выражает иную точку зрения — что действия не предопределены, но их результат — чем более поздняя богословская позиция, согласно которой Бог знает/определяет все, что происходит.) [ 46 ] В Коране также конкретно говорится о поставке ризка , или продовольствия, находящегося под контролем Бога:
- «Он расточает ризк , кому пожелает, или ограничивает его» (Q.30:37) [ 46 ]
Вопрос о том, как примирить абсолютную власть Бога с ответственностью человека за свои действия, привел к «одному из самых ранних сектантских расколов» в исламе между кадаритами (также известными как Кадария ), которые верили в полную свободу воли людей (и которые появились в Дамаск примерно в конце седьмого века н.э.); [ 50 ] и джабариты, верившие в «абсолютный» божественный «детерминизм и фатализм». [ 6 ] В одном из утверждений доктрины кадаритской школы ( Китабу-л Милал валь Нихал Аль Махди Лидина Аллаха Ахмада бен Яхья бин Аль Муртада (ах 764–840)) говорится, что он выступает против детерминизма:
- Бог знает, что люди будут совершать преступления, но Его (предварительное) знание не побуждает их к этому.
- Бог не желает ничего, кроме добра (стр. 12) 3
- Все происходит по указу и предопределению Бога, кроме злых дел (ألمعاصى «непослушание»). [ 51 ]
Мабад аль-Джухани (ум. 699 г. н.э.) был распят по приказу халифа Абд аль-Малика в Дамаске . Говорят, что он был первым человеком, обсудившим Кадр ( Божественный указ ). [ 52 ] [ 26 ]
Омейяды во время своего правления придерживались богословской позиции , согласно которой Бог даровал им халифат, точно так же, как Коран описывает дарование халифата Адаму (Вопрос 2:30). [ 46 ] Среди их противников был Кадари, который утверждал «свободную волю человека в той или иной форме», например, что хорошие поступки любого человека исходят от Бога, а его плохие поступки (в том числе действия Божьего халифа) исходят от него самого. [ 46 ]
После спора между кадаритами и джабаритами ислам пошел по срединному пути, продиктованному Кораном и Сунной, «между двумя крайностями». [ 6 ]
После свержения династии Омейядов Аббасидами в 750 году н.э. движение Кадари «либо исчезло, либо было поглощено рационалистическим движением Мухтазилов». [ 46 ] Следующими двумя школами, которые чувствовали необходимость примирить идею всемогущего Бога (создающего все, включая человеческие действия) со справедливым Богом (который не возлагает на людей ответственность за действия, которые желал Бог, а не они), были мутазилиты и Ашарис . [ 18 ]
Школа мутазилитов утверждала, что, поскольку справедливость ( адл ) является «истинной сущностью» божественности, «Бог может делать и желать только то, что полезно для людей». (На основе стихов Q.3:104, Q.22:10, Q.4:81.) [ 46 ] Он не только приказывает людям делать добро и запрещает им делать предосудительное, но Сам воздерживается от зла. Вместо этого зло в мире исходит от свободной воли человека/человеческих существ. Таким образом, человек (человеческая раса) является «истинным «творцом» (халик) своих действий». [ 18 ]
Школа Ашари, названная в честь Абу аль-Хасана аль-Ашари (ум. 935), утверждала, что, поскольку Бог всемогущ, «он является единственным истинным автором каждого действия, хорошего или плохого». включая, конечно, действия человека. Человек «ограничен овладением (путем приобретения – касб ) действиями, созданными для него Богом». Приобретя эти действия, они несут ответственность за них в Судный день. Суннитский ислам поддерживал школу ашаритов (хотя и не исключительно) и выступал против мутазилитов.
Представители исламского модернизма , такие как Мухаммад Абдух (ум. 1905) и Фазлур Рахман (ум. 1988), следуют стандартной доктрине, согласно которой Бог «имеет предвидение человеческих действий», но тот факт, что будущее было предопределено и включает в себя зло действует, «не принуждает людей совершать грех». [ 46 ]
Чедомир Несторович утверждает, что ограниченное признание свободы воли может оказать влияние на исламский рынок. Вера в свободу воли может побудить человека изменить порядок вещей. Если отсутствует вера в свободу воли, компания вряд ли сможет внести изменения. [ 53 ]
суннитский взгляд
[ редактировать ]Сунниты называют Кадар одним из аспектов своего вероучения ( араб . акида ). Они верят, что божественная судьба – это когда Бог записал в Сохраненной Скрижали ( аль-Лауху 'ль-Махфуз ) все, что произошло и произойдет, что произойдет, как написано.
Согласно убеждению Матуриди , все активные возможности созданы Богом, и люди действуют в соответствии со своим свободным намерением выбирать, какому действию следовать. Таким образом, намерение предшествует сотворенному действию и способности, посредством которой действия приобретаются ( касб по- арабски ). [ 54 ]
Вера в аль-Кадар основана на четырех вещах
[ редактировать ]Согласно двум консервативным источникам (islamqa.info и «Аллах Знающий»), вера в аль-Кадар основана на четырех вещах: [ 38 ] компоненты [ 55 ] аспекты: [ 56 ]
- – العلم Аль-Ильм – Знание: то есть, что Аллах знает, что было, что будет, чего никогда не было, и как это могло бы быть, если бы это было; также то, что говорит Аллах. Он также знает, что будет делать Его творение, благодаря Своему вечному знанию, включая их выбор, который произойдет.
- – كتابة Китаба – Письмо: то есть, что Аллах написал все, что существует, включая судьбу всех существ в аль-Лауху 'л-Махфуз до творения. Также называется «предварительной записью» Аллаха. [ 56 ]
- – مشيئة Машиит – Воля: то есть то, что Аллах желает, происходит, а то, чего Он не делает, не происходит. Никакое движение на небесах и на земле не происходит по Его воле. Это не означает, что Он заставляет вещи происходить так, как они происходят в области волевых действий человека. Это означает, что Он знал, что они выберут, написал это и теперь позволяет этому случиться.
- – الخلق Аль-Хальк – Создание и формирование: то есть, что Аллах является Творцом всего сущего, включая действия Его слуг. Они совершают свои действия в реальном смысле, и Аллах является Создателем их и их действий. [ 38 ] [ 55 ]
Этапы Такдира (судьба)
[ редактировать ]Существует пять этапов, на которых Кадар определяется и предписывается/отправляется к созданию: [ нужна ссылка ]
- Указ Аллаха, написанный в «Аль-Лаух аль-Махфуд» до сотворения Вселенной. Эта судьба, записанная на сохранившейся табличке, никогда не меняется и включает в себя все, что будет.
- Аллах издал божественный указ после сотворения Адама . Аллах взял все потомство Адама (то есть всех людей от начала времен до конца времен) и спросил их: «Разве Я не ваш Господь?» и все люди ответили: «Мы свидетельствуем, что Ты наш Господь!» Тогда Аллах определил им, кто попадет в рай, а кто попадет в ад.
- Прижизненный указ. Это происходит, когда люди находятся в утробе матери, а именно через 120 дней после зачатия. Аллах посылает ангела, чтобы вселить душу в тело, и ангел записывает указ, изданный Аллахом; их продолжительность жизни, их действия, их средства к существованию (сколько они заработают за свою жизнь) и будут ли они обитателями рая или обитателями ада. [ 57 ]
- Ежегодный указ. Это во время Ночи Кадр (Ночи Указов), когда Аллах ниспосылает свои указы с небес на землю, в ней он определяет действия (деяния, пропитание, рождения, смерти и т. д.) творения на следующий год. Слово Кадар не следует путать со словом Кадр; Кадар – это судьба, Кадр – то, что предначертано, т.е. указ, отсюда и перевод – Ночь указа.
- Ежедневный указ. Аллах предопределяет ежедневные действия своего творения.
Пример того, как эти категоризации помогают прояснить идею судьбы , следующий: возможно, что Аллах посылает ежедневный/ежегодный указ, предписывающий, что человек будет получать прибыль. Однако из-за добрых дел этого человека (например, выполнения родственных уз [доброжелания к своим родственникам и поддержания отношений]) Аллах посылает другой указ, увеличивающий прибыль этого человека. Отмена этих двух указов находится в ведении Аллаха и записана в Сохраненной Скрижали. Сам человек ничего не знает ни о своей судьбе, ни о постановлениях Аллаха, но он знает, что если он совершит определенные добрые дела, то Он увеличит его прибыль (как в примере выше) больше, чем если бы он не совершал этого дела. . [ нужна ссылка ]
Шиитский взгляд
[ редактировать ]Шииты-двунадесятники, наряду с другими шиитскими сектами, такими как зайдиты , отвергают предопределение. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Эта вера дополнительно подчеркивается шиитской концепцией Бада , которая утверждает, что Бог не установил определенного курса для человеческой истории. Вместо этого Бог может изменить ход человеческой истории по своему усмотрению.
Однако, согласно Encyclopedia.com (взято из У. Монтгомери Уотта и Асмы Афсаруддина), современные имамиты, также известные как шииты-двунадесятники, «в целом присоединяются к доктрине божественного определения с кивком в сторону свободной воли; исмаилиты взгляды не отличаются друг от друга. Зайди-шииты в своих взглядах ближе к мутазилитам». [ 46 ]
Некоторые позиции ведущих шиитских ученых (цитаты Марии Де Силлис) включают:
- «Ни абсолютное принуждение, ни абсолютное делегирование, а нечто среднее» ( ла джабр ва-ля тафвид ва лакин амр байн амрайн ). Приписывается шестому имаму шиитов-двунадесятников Джафару ас-Садику (ум. 765). [ 18 ]
- «Действия человека созданы Богом и могут «одновременно» быть отнесены к свободным действиям» и божественно «обязательным действиям». [ 18 ]
- Свободны, если кто-то не принудил человека их совершить, и обязательны, поскольку они «исходят из причины, произведенной Богом». Хишам ибн аль-Хакам , сподвижник Джафара ас-Садика, а также ученый. [ 18 ]
- Эту позицию заняла теологическая школа Кума и шиитский хадисовед аль-Кулайни (ум. 941), [ 18 ]
- Бога нельзя «считать ни творцом действий, ни желающим злых человеческих поступков». Шейх аль-Муфид (ум. 1022), член багдадской имамитской школы. [ 18 ]
Идея «таблички» с написанным на ней будущим не является уникальной для суннитского ислама, поскольку один шиитский ученый-двунадесятник ( Аль-Шейх Аль-Муфид ум. в 1022 г.) утверждает, что «Скрижаль — это Книга Всемогущего Аллаха в в котором Он написал все, что будет до Дня Воскресения». [ 58 ]
Чтобы показать отсутствие противоречия между предопределением и свободой воли, шииты утверждают, что вопросы, касающиеся человеческой судьбы, бывают двух видов: определенные и неопределенные. Чтобы объяснить окончательный вариант, шииты утверждают, что Бог обладает определенной властью над всем существованием, поэтому, когда бы Он ни пожелал, Он может заменить данную судьбу другой; и это то, что называется неопределенной судьбой. Некоторые из этих изменений судьбы, таким образом, вызваны самим человеком, который может своей свободной волей, своими решениями и своим образом жизни заложить основу для изменения своей судьбы, как указано в стихе:
- Воистину, Бог не изменит положения людей, пока они сами не изменят Своего состояния. (В.13:11) [ 59 ]
Оба типа судеб, однако, содержатся в предвидении Бога, утверждают шииты, поэтому не может быть никаких изменений ( бадах букв. «изменчивость») в отношении Его знания. Итак, первый тип судьбы не означает ограничения силы Божией; поскольку Бог, в отличие от верования иудеев, которые говорили, что рука Бога связана», утверждает: «Нет, Его руки широко раскинуты…» . [ 60 ] Итак, у Бога есть сила изменить все, что он пожелает, и творческое начало Бога непрерывно. Соответственно, как говорит Собхани, «все группы в исламе считают «бада» принципом веры, даже если не все на самом деле используют этот термин». [ 61 ]
Иранский ученый Насер Макарем Ширази утверждает, что «вера в предопределение - это отрицание справедливости» и что в исламе есть свобода воли. [ 15 ] но в то же время (по его словам) Бог имеет предвидение всего в будущем. Он решает парадокс знания Бога о том, что человек совершит определенный грех, и свободной воли человека совершить его, постулируя существование машины, настолько продвинутой, что она может предсказать возникновение события на несколько часов вперед. [ 15 ] Однако нельзя сказать, что машина заставила это событие произойти; точно так же совершенное знание Бога не принуждает человека совершать грехи. [ 15 ]
исмаилиты
[ редактировать ]Исмаилитские мыслители, такие как Абу Хатим ар-Рази (ум. 934), Мухаммад ибн Ахмад ан-Насафи (ум. 942), Абу Якуб Исхак ибн Ахмад ас-Сиджистани (ум. около 971), фатимидский юрист аль-Кади ан-Нуман (ум. 974) и миссионер» (даи) Хамид ад-Дин аль-Кирмани (ум. около 1021–1022 гг.), «все внесли свой вклад» в определение терминов «када» и «кадар» , используемых в Коран. Мыслители-исмаилиты писали, что люди не способны полностью постичь истины Корана в их экзотерической и эзотерической сути. Таким образом, человеческое знание требовало «руководства иерархии божественно назначенных мастеров», включая «всю цепочку исмаилитских религиозных сановников и чиновников». [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Джастин Пэррот также процитировал предупреждение Пророка. «Это я тебе повелел? С этим меня к вам послали? Воистину, люди до вас были уничтожены, когда спорили по этому поводу. Я полон решимости не спорить по этому поводу. [ 35 ] Совсем недавно на сайте ханафитских фетв по фикхуИсламКА заявил, что предопределение - это один из тех вопросов, о которых Бог призывает мусульман «воздерживаться», говоря «насколько это возможно». «Мы должны верить в предопределение, но не можем предполагать, что наши действия полностью связаны с ним». Хотя «обитель каждого (для Джанната или Джаханнама ) написана», поскольку Бог «знает все, что мы сделали», делаем в настоящее время или будем делать в будущем, тем не менее Бог все же «дал нам выбор во всем», что мы делаем. . [ 36 ]
- ^ преподавал на факультете религии Университета Батлера ), Малкольм Кларк ( 30 лет [ 44 ] отмечает, что сегодня немусульманам Запада «решение» аль-Ашари покажется скорее семантическим трюком, чем настоящим решением». «Но прежде чем критиковать» эту попытку примирить свободную волю с божественным детерминизмом, «помните, что ни одно решение этой вечной проблемы» не «способно решить проблему к удовлетворению неверующих». [ 45 ] Энциклопедия.com также разделяет критику рассуждений ашарии: «Другие ученые, даже суннитские богословы, такие как Матуридия, нашли термин касб неясным и неудовлетворительным и назвали ашарийтов «детерминистами» (муджбирах)». [ 46 ]
- ^ Аналогичным образом, сайт британских мечетей Inter-Islam.org предлагает следующий пример: «... Встреча назначается между двумя людьми. Первый приходит раньше времени и ждет второго; затем он комментирует, что прибудет второй. как всегда поздно, он основывает свое предсказание на предыдущем опыте и слабом характере второго человека. Это утверждение никоим образом не ограничивает и не ограничивает способность последнего приходить вовремя, это просто утверждение. Аналогично, когда Всемогущий Аллах. информирует нас через свое бесконечное знание о своих знаниях о наших точных действиях и нашем последующем местопребывании, это не должно восприниматься как принудительное решение против нашей свободной воли, а скорее только как его знание наших решений». [ 47 ]
- ^ Бывший мусульманский подкастер Абдулла Самир сравнил конфликт Кадара и свободы воли с Троицей в христианстве, заявив, что «… И я, как мусульманин, запутался. Для этого нет действительно хорошего решения… это логически бессвязно». ... У вас есть противоречие, присущее теологии: одна часть говорит, что у вас есть свободная воля, другая часть говорит, что все есть Кадар». [ 49 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Дж. М. Коуэн (ред.) (1976). Словарь современного письменного арабского языка Ганса Вера . Висбаден, Германия: Службы разговорной речи. ISBN 0-87950-001-8
- ^ «Шесть основных верований в исламе» . Университет штата Делавэр. Основы ислама . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Мухсин Хан, Мухаммед. Благородный Коран .
Воистину! Мы ниспослали его (этот Коран) в ночь Аль-Кадра (Указа).
- ^ «Шесть статей веры» . Дар аль-Ифта Аль-Миссрия . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ «Кадар» . Missionislam.com . Проверено 27 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пэрротт, Джастин (31 июля 2017 г.). «Примирение божественного веления и свободы воли в исламе» . Институт Якин . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Если дела предопределены, то как можно привлечь за них человека к ответу? 96978» . Ислам: вопросы и ответы . 29 апреля 2007 года . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ Сейед Хосейн Наср Исламская духовность: Foundations Routledge, 05.11.2013 1987 isbn 978-1-134-53895-9 стр. 156
- ^ Гийом, Ислам , 1978 : стр.131-2.
- ^ Jump up to: а б с д Гийом, Ислам , 1978 : стр.132.
- ^ Jump up to: а б Потребность в религии , Сайид Саид Ахтар Ризви , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Исламские верования, обычаи и культуры , Корпорация Маршалла Кавендиша, стр. 137.
- ^ Jump up to: а б Религии человека , Чарльз Дуглас Грир, с. 239.
- ^ Jump up to: а б Мусульмане , Ш.М. Ризви, Шибани Рой, Б.Б. Дутта, стр. 20.
- ^ Jump up to: а б с д Ширази, Насер Макарем (12 мая 2015 г.). «Проблема предопределения и свободы воли». Справедливость Божия . Аль-Ислам.орг . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ «А и Д» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2011 года . Проверено 7 декабря 2013 г.
- ^ Ибн Хаджар аль-Аскалани, Ахмад ибн Али. Фатх аль-Бари би-Шарх аль-Бухари. (Байрут: Дар аль-Марифа, 1959), 11:477. Цитируется в Де Силлис, Мария (22 апреля 2022 г.). «ИСЛАМ. Мусульмане и свобода воли» . Оазис . 6 . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Де Силлис, Мария (22 апреля 2022 г.). «ИСЛАМ. Мусульмане и свобода воли» . Оазис . 6 . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ «Такдир» . Определения . Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ Хусейн, Танвир (5 апреля 2014 г.). «ПРЕДЕЛЕНИЕ И ТАКДИР» . КОРАНИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ . Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Кук, Майкл, Коран, очень краткое введение , Oxford University Press, 2000, стр.16.
- ^ Jump up to: а б с «Мусульманские верования GCSE Edexcel. Аль-Кадр» . BBC Bitesize . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Эспозито, Джон, изд. (2003). «Инша Аллах». Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 138. ИСБН 0-19-512558-4 . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Венсинк, AJ, Мусульманское кредо , Кембридж, 1932, стр. 51-52.
- ^ «Муснад Ахмад » Муснад ‘Умар б. аль-Хаттаб (ра) – Муснад Омара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах » Хадис 191. » Сунна.com . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б тирмизи. «Джами' ат-Тирмизи » Книга о вере - Книга веры от Посланника Аллаха, да благословит его Бог и дарует ему мир » Хадис 2610» . sunnah.com . Проверено 26 июня 2022 г.
- ^ 431 хадис найден в «Книге веры (Китаб аль-Иман)» Сахиха Муслима. [1]
- ^ есть большое количество хадисов с похожими формулировками . В различных сборниках хадисов
- ^ Jump up to: а б аль-Када' ва'л-Кадар , доктор Абд ар-Рахман аль-Махмуд, стр. 39; цитируется в «Предопределена ли судьба человека или он обладает свободой воли? 20806» . Ислам: вопросы и ответы . 10 июня 2003 года . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Кук, Коран , 2000 : стр.19.
- ^ Дадли, Джон. Концепция случайности Аристотеля: случайности, причины, необходимость и детерминизм. (Олбани: SUNY Press, 2012), 2.
- ^ Гийом, Альфред (январь 1924 г.). «Некоторые замечания о свободе воли и предопределении в исламе вместе с переводом Китабу-ль Кадар из Сахиха аль-Бухари» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 1 (1): 43–63. дои : 10.1017/S0035869X00094806 . JSTOR 25220438 . S2CID 170696115 . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Ширази, Насер Макарем (12 мая 2015 г.). «Проблема предопределения и свободы воли. Божье знание». Справедливость Божия . Аль-Ислам.орг . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ ( Ихья 'улум ад-дин, Дар аль-Калам, Байрут , 1980 г., том 1, стр. 50)
- ^ ат-Тирмизи, Сунан ат-Тирмизи, т.4 стр.11 #2133; объявлен справедливым на основании внешних доказательств (хасан ли гайри) аль-Албани в Мишкат аль-Масабих (Байрут: аль-Мактаб аль-Ислами, 1985), 1:36 #99.
- ^ «Может ли мусульманин верить в предопределение, если да, то зачем судить мусульман? Ответ согласно ханафитскому фикху Тафсира Рахими» . Исламка . 13 октября 2012 года . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ аль-Тахави, Ахмад ибн Мухаммад. Матн ат-Тахавия. (Байрут: аль-Мактаб аль-Ислами, 1993), 1:49-50.
- ^ Jump up to: а б с «Предопределена ли судьба человека или он обладает свободой воли? 20806» . Ислам: вопросы и ответы . 10 июня 2003 года . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Липпман, Томас В., Понимание ислама, Введение в мусульманский мир , Книга наставников, Новая американская библиотека, 1982, стр.79, 80.
- ^ Сирил Глассе, Хьюстон Смит Новая энциклопедия ислама Роуман Альтамира 2003 ISBN 978-0-759-10190-6 стр. 62-3
- ^ Гибб, HAR (1953) [1949]. Магометанство . Издательство Оксфордского университета. стр. 116–117.
- ^ Хьюз 2013 , стр. 193–194.
- ^ Даниэль Гимаре, Теории человеческого действия в мусульманском богословии (Врин, Париж, 1980), стр. 102-103.
- ^ «Книги Малкольма Кларка» . Мир книг . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ Кларк, Малькольм (2019). «4.Во что верят мусульмане. Изложение пяти основных убеждений ислама». Ислам для чайников . Джон Уайли. ISBN 978-1-119-64304-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Свободная воля и предопределение: исламские концепции» . Энциклопедия.com . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Такдир (Судьба)» . Inter-islam.org . Проверено 7 июля 2022 г.
- ^ Ибн Варрак, Почему я не мусульманин , 1995 : стр.125-126.
- ^ 121 – Моральные и научные проблемы в Коране и хадисах с @Critical Faculty, YouTube, Абдуллой Самиром, видео в 9:16. Парадокс свободы воли в исламе . 15 мая 2022 г. Событие произойдет в 9:16-12:30. ?v=TObHJK0BPrwt=9m16s . Проверено 15 июля 2022 г. - через YouTube.
- ^ Гийом, Альфред (январь 1924 г.). «Некоторые замечания о свободе воли и предопределении в исламе вместе с переводом Китабу-ль Кадар из Сахиха аль-Бухари» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 1 (1): 45. JSTOR 25220438 . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Гийом, Альфред (январь 1924 г.). «Некоторые замечания о свободе воли и предопределении в исламе вместе с переводом Китабу-ль Кадар из Сахиха аль-Бухари» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 1 (1): 46. JSTOR 25220438 . Проверено 16 июня 2022 г.
- ^ Сахих Муслим 1. «Книга веры (Китаб аль-Иман)» Сахих Муслима.
- ^ Несторович, Ч. «Исламский маркетинг: понимание социально-экономической ситуации». Культурная и политико-правовая среда (2016, Springer) на 243 (2016).
- ^ аль-Матуриди ас-Самарканди, Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд (1970). Китаб ат-Таухид (английское введение Фатхаллаха Холейфа) Бейрут: Дар Эль-Махрек. п. xxxiv-xxxvi.
- ^ Jump up to: а б «Вера в Аль-Кадар (Божественный указ). Четыре компонента Кадара» . Аллах Знающий . Проверено 15 июня 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Четыре аспекта веры в Аль-Кадр (Божественный указ)» . Исламвеб.нет . 24 сентября 2017 года . Проверено 8 июля 2022 г.
- ^ «Хадис 4, 40 Хадис ан-Навави - Сорок хадисов ан-Навави - Sunnah.com - Высказывания и учения Пророка Мухаммада (ﷺ)» . Сунна.com . Проверено 22 августа 2022 г.
- ^ Аль-Муфид (10 июня 2014 г.). «18. Вера относительно таблички и ручки (Аль-Лаух ва 'Л-Калам)». Изменение шиитского вероучения . аль-Ислам.орг . Проверено 20 июня 2022 г.
- ^ В13:11
- ^ В5:64
- ^ Собхани, Джафар. Учения шиитского ислама . Переведено и отредактировано Резой Шах-Каземи. Лондон – Нью-Йорк: IBTauris совместно с Институтом исмаилитских исследований. стр. 159–163.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кук, Майкл (2000). Коран: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0192853449 .
- Фролов, Дмитрий В. (2001). «Свобода и предопределение». В Джейн Даммен Маколифф (ред.). Энциклопедия Корана . Том. 1. стр. 267–271.
- Гийом, Альфред (1978) [1954]. Ислам . Пингвин. стр. 131–134.
- Хьюз, Аарон В. (2013). «Формирование идентичности: верования и школы» . Мусульманская идентичность: Введение в ислам . Нью-Йорк : Издательство Колумбийского университета . стр. 183–202. ISBN 978-0-231-53192-4 . JSTOR 10.7312/hugh16146.13 . Проверено 1 ноября 2020 г.
- Ибн Варрак (1995). Почему я не мусульманин . Книги Прометея. стр. 123–127.
- Собхани, Джафар ; Шах-Каземи, Реза (2001). Доктрины шиизма: сборник верований и практик имамитов . ИБТаурис. ISBN 978-1-86064-780-2 .
- Шах, Мустафа (2013). «Предопределение». В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Психология Пресс. стр. 638–640.
- Томассен, Эйнар (2009). «Исламский ад» . Нумен . 56 (2–3): 401–416. дои : 10.1163/156852709X405062 . JSTOR 27793798 . Проверено 6 января 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Понятие Када и Кадар
- Борьба со свободой воли: размышления о божественной и человеческой свободе , Мохаммед Хиджаб, Институт разума, 23 октября 2021 г.