Jump to content

Предопределение в Исламе

(Перенаправлено с «Сохраненной таблетки» )

Кадар ( арабский : قدر , транслитерация кадар , что буквально означает «сила», [ 1 ] но переводится по-разному: «божественное предопределение», « предопределение », «божественный указ», [ 2 ] «указ» Аллаха», [ 3 ] "предопределение" [ 4 ] ) — это концепция божественной судьбы в исламе . [ 5 ] Поскольку Бог всезнающ и всемогущ, все, что произошло и произойдет во вселенной, уже известно. В то же время люди несут ответственность за свои действия и будут соответственно вознаграждены или наказаны в Судный день . [ 6 ] [ 7 ]

Предопределение/Божественная судьба — один из суннитского ислама шести догматов (наряду с верой в Единство Аллаха , Явленные Книги , Пророков Ислама , День Воскресения и Ангелов ). В суннитском дискурсе тех, кто утверждает свободу воли, называют Кадарийа , а тех, кто отвергает свободу воли, называют Джабрийя . [ 8 ]

Некоторые ранние исламские школы (Кадария и Мутазила ) не принимали доктрину предопределения; [ 9 ] Мутазила утверждал, что «немыслимо», чтобы Бог «наказал человека за то, что Он сам повелел». [ 10 ] Предопределение не включено в пять догматов веры шиитского ислама . По крайней мере, несколько источников описывают мусульман- шиитов как отрицающих предопределение. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] и по крайней мере один шиитский ученый ( Насер Макарем Ширази ) утверждает, что «вера в предопределение является отрицанием справедливости». [ 15 ]

Определение

[ редактировать ]

В исламе «предопределение» - это обычная английская передача убеждения, которое мусульмане называют аль-када ва л-кадар ( [ælqɑˈdˤɑːʔ wælqɑdɑr] القضاء والقدر ). Согласно суннитскому пониманию, эта фраза означает «божественный указ и предопределение»; Аль-кадр более точно означает «(божественную) силу», происходящую от корня ق د ر ( qdr ), который обозначает концепции, связанные с измерением, прицеливанием, расчетом, подготовкой, способностью и обладанием силой . [ 16 ] Другой источник сообщает, что по мнению ученых:

  • «Божественный указ ( аль-када ) состоит из полного и окончательного суда навечно»,
  • «Божественное измерение ( аль-кадар ) состоит из деталей суда и его деталей». [ 17 ]

Мария Де Силлис также утверждает, что эти два слова имеют «семитские корни, происходящие из вавилонских и израильских религиозных традиций, которые считали мир» «копией того, что уже было записано в небесных книгах или картах». [ 18 ] (Название 97-й суры Корана известно как Сура аль-Кадр ).

  • Такдир арабский : تقدیر также относится к предопределению в исламе, «абсолютному указу Бога», и происходит от того же трехсогласного корня QDR, но имеет другой «грамматический порядок и, следовательно, не считается взаимозаменяемым» с Кадром. [ 19 ] По-арабски это буквально означает «создание чего-либо в соответствии с мерой» или «происхождение событий в соответствии с заранее определенными мерами, стандартами или критериями». Его можно найти в стихах Q.41:12, Q.36:38, Q.6:96. [ 20 ]

Библейское основание

[ редактировать ]
  • «Ни в коем случае не может случиться с нами [его творениями] ничего, кроме того, что предназначил нам Бог» (Вопрос 9:51 ).
  • «Он предписал вам, верующие, Путь, который Он предписал Ною, и то, что Мы ниспослали вам, о Пророк, и то, что Мы предписали Аврааму, Моисею и Иисусу, «повелев»: «Поддерживайте веру и не делайте в нем никаких разделений». То, к чему вы призываете многобожников, для них невыносимо. Аллах избирает Себе того, кого пожелает, и ведет к Себе того, кто обращается «к Нему»» (сура 42:13 ) .

... и, в частности, контроль Бога над судьбой каждого человека в загробной жизни:

  • «Что касается тех, кто упорствует в неверии, то независимо от того, предупредите вы их или нет, они никогда не уверуют. Аллах запечатал их сердца и их слух, и их зрение затмилось. Они понесут ужасное наказание». (Вопрос 2:6-7 ) [ 21 ]
  • «Если бы Бог пожелал, Он создал бы вас одной общиной; но Он сбивает с пути, кого хочет, и ведет прямым путем, кого хочет; и непременно будет спрошен о том, что вы сделали». (Вопрос 16:93 ) [ 21 ]
  • «И не был бы твой Господь тем, кто уничтожал бы общины за одно-единственное проступок, если бы их члены могли исправиться. Если бы твой Господь пожелал того, Он мог бы сделать человечество одним народом: но они не перестанут спорить. За исключением те, на которых Господь твой пролил Свою милость: и для этого Он создал их: и слово Господа твоего исполнится: «Я наполню ад джиннами и людьми, всеми вместе» (Св. 11:119 ) .
  • «Бог вводит в заблуждение, кого хочет, и кого хочет, Он ведет прямым путем» (Вопрос 14:4 ).
  • «Господь создал и уравновесил все сущее, определил их судьбы и направил их». (Вопрос 87:2 ) [ 22 ]

«Книга постановлений» ( ал-лах аль-махфуз ) упоминается в Коране как минимум дважды.

  • «Воистину, Мы создали все вещи с помощью Кадара (Божественных Предопределений) всех вещей до их создания, как написано в Книге Постановлений». (Вопрос 54:49 )
  • «Ни одно бедствие не постигает землю или вас самих, кроме того, что оно будет записано в Книге повелений до того, как Мы создадим его. Воистину, это легко для Аллаха». (Вопрос 57:22 )

Отражение веры в силу божественной воли можно найти во фразе ИншаАллах , что по-арабски означает «если бы Бог пожелал [этого]», которая часто используется мусульманами при обращении к будущему , чтобы квалифицировать любые предсказания того, что произойдет. пройти. [ 23 ] [ 22 ] Фраза подчиняется стиху:

  • «Ни о чем не говорите, я сделаю это завтра, не добавляя: «Если Бог пожелает» (В. 18:23 ).
Предлагая свободу воли

Некоторые стихи, кажется, предполагают, что у людей есть свободная воля: [ 24 ]

  • «Что касается Самуда, Мы показали им прямой путь, но они предпочли слепоту прямому пути. И поэтому их постигла волна позорного наказания за то, что они совершали». (Вопрос 41:17 )
  • «И скажи: о Пророк: «Это истина от твоего Господа. Кто хочет, пусть уверует, и кто хочет, пусть не уверует». (Вопрос 18:28 )
  • «Для каждого из них есть последовательные ангелы спереди и сзади, защищающие их по повелению Аллаха. Воистину, Аллах никогда не изменит состояние благосклонности людей, пока они не изменят свое собственное состояние веры. И если воля Аллаха - мучить людей, этого невозможно предотвратить, и они не смогут найти иного защитника, кроме Него». (Вопрос 13:11 )
  • «Все хорошее, что постигает тебя, — от Аллаха, а все зло, которое постигает тебя, — от тебя самого. Мы послали тебя, о Пророк, посланником ко всем людям. И достаточно Аллаха в качестве свидетеля». (Вопрос 4:79 )

По мнению Альфреда Гийома , «книги канонических традиций» «не содержат ни одного изречения Мухаммеда, оставляющего свободу действий человеку» (хотя он считает, что «есть веские основания полагать, что эти традиции созданы в то время, когда споры были в самом разгаре...»). [ 10 ] Один из хадисов, в котором Мухаммед рассказывает Джибрилю о догматах веры, в том числе о «божественном указе», гласит:

  • Передано от Умара, что Джибрил, мир ему и благословение Аллаха, спросил Пророка: «Что такое вера ( Иман )?» Он сказал: «Верить в Аллаха, Его Ангелов, Его Книги, Его Посланников, Последний День и божественный указ, как хороший, так и плохой». Джибрил сказал ему: Ты сказал правду. Он сказал: «Мы были поражены тем, что он спросил его, а затем подтвердил, что его ответы были правильными». Пророк сказал: «Это был Джибрил, который пришёл, чтобы научить тебя твоей религии». [ 25 ]

В хадисе цитируется Абдаллах ибн Умар ибн аль-Хаттаб как рассказчик приведенного выше хадиса, а также слова:

  • «Если бы один из них потратил золото, подобное Ухуду (горе), на благотворительность, Аллах не принял бы его от него, пока он не уверует в Аль-Кадар»; [ 26 ] [ 27 ]

Другой хадис призывает мусульман «продолжать совершать добрые дела», хотя это не повлияет на их место в загробной жизни, поскольку они уже отнесены либо к Огню, либо к Раю, и это невозможно изменить:

  • Али рассказал, что однажды Посланник Аллаха сидел с деревянной палкой в ​​руке и царапал землю. Он поднял голову и сказал: «Нет никого из вас, которому назначено место либо в Огне, либо в Раю». Они (сподвижники) спросили: «О Посланник Аллаха! Почему мы должны продолжать совершать добрые дела, должны ли мы зависеть (от Кадара) и отказаться от работы?» Мухаммед сказал: «Нет, продолжайте совершать добрые дела, ибо каждому будет легко (делать) такие дела, которые приведут его к тому, для чего он был создан». Затем он прочитал аят: «Что касается того, кто дает (в милостыню) и соблюдает свой долг перед Аллахом, и боится Его, и верует в аль-Хусну, Мы облегчим для него путь Легкости (благости)» (Сура аль-Хусна). -Лаил 92:5-7). [ 28 ]

Кадар и свобода воли

[ редактировать ]

В ортодоксальном исламе контроль Бога над тем, что происходит в его творении, является абсолютным. «Аллах предопределил всё от вечности». Он знает, что они произойдут, когда они произойдут, как они произойдут, и «Он написал это и пожелал этого». [ 29 ] Сюда входят «самые мелкие человеческие или другие дела», несмотря на «величие космической роли Бога» (по словам ученого Майкла Кука ). [ 30 ]

  • «Он знает, что на суше и на море; ни лист не упадет, но Он знал это». (В.6:59) [ 30 ]

Но в то же время люди в своей жизни на земле имеют выбор делать добро или зло, несут ответственность за свои действия и будут соответственно вознаграждены или наказаны в вечной загробной жизни.

Это ставит вопрос (поднятый ранней исламской рационалистической школой мысли Мутазилы): [ 10 ] если все, что произошло и произойдет, включая все дела добрые и злые, уже определено Богом, то не значит ли это, что все, что человек делает в течение своей жизни, есть лишь следование воле Божией? Как люди могут нести за это ответственность и даже быть наказаны за это вечными муками в аду? [ 10 ]

Этот вопрос не является уникальным для ислама, и дебаты о свободе воли не ограничиваются религией. По словам Джастина Пэррота из Исламского института Якин, «это был важный вопрос на протяжении всей истории». [ 6 ] обратился к древнегреческому философу Аристотелю более 2000 лет назад. [ 31 ] Востоковед Альфред Гийом отмечает, что эта дилемма «занимала умы» богословов всех религий, «которые утверждают, что представляют» бога, который одновременно всемогущ и нравственен. [ 32 ]

Иранская шиитская марджа Насер Макарем Ширази приводит пример:

Они говорят: «Знает ли Бог, что такой-то человек в такой-то час и такой-то день убьет кого-нибудь или выпьет спиртной напиток?» Если мы говорим: «Он не знает», мы отрицаем Божье знание. И если мы говорим: «Да, тот человек должен это сделать, иначе знание Божие будет несовершенным», то, чтобы сохранить знание Божие, человек обязан грешить и подчиняться Богу! [ 33 ]

Споры и опасность

[ редактировать ]

По словам Марии Де Силлис, «очевидно неразрешимый конфликт между концепциями свободы воли и детерминизма (или божественного предопределения)» был не только «предметом большого интереса», но и «горячими спорами», выходящим за пределы академических кругов и улемов. и в политику «в силу последствий, которые эти дебаты имеют в социальном контексте»; (например, когда тиранические и коррумпированные власти поощряют фатализм, указывая на то, что эти болезни «произведены божественной волей и предопределены»). [ 18 ] По словам Джастина Пэррота, «идея… о том, что все уже предопределено Создателем от вечности, беспокоила теологов и философов на протяжении веков». И не только представители этих двух профессий ломали голову над конфликтом, но и «множество философских загадок, возникающих» в связи с этим вопросом, заставили некоторых мусульман испытывать сомнения в вере. «Вынуждены ли мы делать то, что делаем, или наш выбор имеет смысл?» [ 6 ]

Де Силлис пишет, что вопрос был настолько деликатным, что

Пророк якобы учил верующих воздерживаться от размышлений о судьбе ( кадар ), называя ее глубоким морем, темным путем и тайной Бога. Один из наиболее авторитетных суннитских интеллектуалов, теолог и суфийский мастер Абу Хамид аль-Газали (ум. 1111) сообщает в своем шедевре «Возрождение религиозных наук» : [ 34 ] традиция, согласно которой Мухаммед... провозгласил: «Воздержитесь от разговоров о кадаре ». [ 18 ] [ номер 1 ]

В результате учёные подчеркнули, что провидение является тайной Аллаха и что «слишком глубокое вникновение в неё философски» приведёт к «заблуждению». [ 6 ] Вероучение ат-Тахави предупреждает, что «провидение» (кажущийся конфликт божественного постановления со свободной волей человека) является настолько тайной, что даже самые послушные и святые создания Бога не были допущены к этой тайне. [ 6 ]

Принцип провидения – это тайна Всевышнего Аллаха в Его творении, которая не была передана ни ангелу, находящемуся рядом с Ним, ни пророку или посланнику. Преувеличение ( ат-тааммук ) и споры по этому поводу ведут к неудаче, прогрессирующему отрицанию и определенной степени нарушения. Примите все меры предосторожности против такого рода дебатов, размышлений и инсинуаций. [ 37 ]

[ редактировать ]

Несовместимость между предопределением и свободой воли не является проблемой во многих популярных исламских источниках.

  • «Аллах знает все и уже решил все, что произойдет. ... Вера в свободную волю имеет важное значение в исламе. Это потому, что для мусульман жизнь — это испытание от Аллаха. Поэтому все люди должны принимать свои собственные решения. И Аллах будет судить их по этим решениям». (Би-би-си); [ 22 ]
  • «Вера в аль-кадар (божественную волю и указ) является одним из столпов веры. [ 29 ] ... Аллах предопределил все от вечности и знает, что они произойдут в известные Ему времена и определенным образом, и что Он написал это и пожелал этого, и они происходят в соответствии с тем, что Он постановил. ... Вера Ахль аль-Сунна ва'ль-Джамаа [суннитский ислам] заключается в том, что у человека есть свобода воли, и, следовательно, он будет вознагражден или наказан. Но его воля подчиняется воле Аллаха, и во вселенной не может произойти ничего, чего не пожелал бы Аллах. ... (IslamQA, салафитский сайт); [ 38 ]
  • «У Бога есть предвидение всего... Даже если судьба души человека предопределена, у него нет возможности узнать, какова эта судьба, и поэтому надлежит ему стремиться к благосклонности Аллаха». ( Томас В. Липпман ). [ 39 ]

Объяснения, обоснования

[ редактировать ]

X века Теологическая школа Ашари (которая является одной из основных суннитских школ исламского богословия ) примиряет наказание в аду с доктриной тотальной божественной власти над всем, со своей собственной доктриной касб (приобретения). Согласно ему, хотя любые и все действия, включая человеческие злые действия, созданы Богом, человек, совершающий действие, несет за него ответственность , поскольку он «приобрёл» это действие. [ 40 ] [ 41 ] У людей есть только право выбирать между данными возможностями, созданными Богом. [ 42 ] Мария Де Силлис объясняет это так:

В своей попытке проиллюстрировать значение глагола «приобретать» (слово, типичное для ашаритской теологии), [ашаритский богослов] аль-Бакиллани, определяя разницу между вынужденным действием и приобретенным действием, заявил: «Приобретение означает, что [человек] свободно совершает свои собственные действия посредством [генерируемой] силы, присоединенной к таким действиям, которая заставляет их «приобретать» квалификацию, отличную от любого вынужденного действия. … Такая квалификация действия и есть то, что мы называем приобретением». [ 43 ] Именно в отношении этого конкретного состояния действие приводило к вознаграждению или наказанию. Более конкретно, хотя он и не приписывал людям способность делать действия добрыми или злыми, аль-Бакиллани признавал, что они обладают способностью действовать таким образом, чтобы их действия совпадали с тем, чего Бог хотел или отвергал, тем самым придание морального значения поступкам. [ 18 ] [ номер 2 ]

Ученые inter-Islam.org объясняют, что, хотя Аллах обладает «полным знанием действий человека в прошлом, настоящем и будущем», этот мир является испытанием для людей, чтобы определить, попадут ли они в рай или в адский огонь. «Представление о том, что этот мир представляет собой испытание, гарантирует, что испытуемые обладают свободой воли, иначе такое испытание не имело бы смысла». [ 47 ] Поскольку этот тест имеет смысл, он доказывает, что у человека действительно есть свобода воли.

Шиитский ученый Насер Макарем Ширази отвечает тем, кто спрашивает, почему Бог допускает злодеяния, которые, как Он, будучи всезнающим, знает, произойдет (см. выше), обвиняя их в том, что они задают этот вопрос, чтобы сфабриковать оправдание совершению грехов. Ширази утверждает, что «наша воля или выбор [являются] также частью знания Бога», и сравнивает Бога с учителем, который «знает, что ленивый ученик потерпит неудачу в конце года, и учитель на сто процентов уверен в этом факте, потому что многолетнего опыта работы учителем», и который не может нести ответственность за неудачи ученика. [ 33 ] [ номер 3 ]

Джастин Пэрротт объясняет, что «с чисто рациональной точки зрения» может показаться невозможным, чтобы Бог обладал абсолютным знанием и властью над всеми действиями во вселенной, а люди могли нести ответственность за свои действия. Пэррот цитирует достоверный хадис о том, что наша «продолжительность жизни, поступки и конечная судьба» (пойдем ли мы в рай или ад) определены («написаны ангелами») еще до нашего рождения; однако после рождения у нас есть возможность «обеспечить себе хорошую судьбу», обращаясь «к Аллаху посредством поклонения, молитвы и добрых дел». Пэрротт объясняет, что, хотя подобные утверждения могут показаться нам «противоречивыми на первый взгляд», это происходит только из-за «ограниченной системы взглядов человеческого разума». «Мы должны помнить, что Аллах» и предопределение «существуют вне времени и пространства, за космической завесой в Невидимом», так что «мы просто неспособны постичь это своими ограниченными рациональными способностями». [ 6 ]

Критика

Скептики назвали Кадара несправедливым и бессмысленным и противоречивым по своей сути. Критик ислама Ибн Варрак жалуется, что «система предопределения» превращает людей в «автоматы», подрывая «понятие моральной ответственности» и оправдание сурового наказания в адском огне. [ 48 ] Другие критики совместимости божественной судьбы и свободы воли (Абдулла Самир и Ханни Селим) утверждают, что чувство замешательства мусульман по этому вопросу и разочарование религиозных лидеров в попытках понять парадокс (который они испытали, будучи мусульманами), просто потому, что божественная судьба и свободная воля несовместимы . Попытки теологов сделать их такими логически непоследовательными, мало чем отличаясь от учения о Троице в христианстве. [ номер 4 ]

На основании того, что сохранилось в поэзии доисламских арабов, считается, что они считали, что дата смерти человека ( аджал ) была предопределена, «независимо от того, что он или она делал». ) человека «Продовольствие» или «пропитание» ( ризк , по сути, еда, также было предопределено. [ 46 ]

Концепция аджала также встречается в Коране в нескольких стихах, особенно в одном, раскрытом в ответ на критику военной стратегии Мухаммада (выйти на гору Ухуд, чтобы сражаться, когда мусульмане подверглись нападению со стороны мекканцев в Медине), которая, по мнению некоторых мусульман, привела к ненужным потеря жизни:

  • «Если бы вы были в своих домах, то те, кому записано убийство, выходили бы к местам своего падения» (В.3:154). [ 46 ]

(Этот стих выражает иную точку зрения — что действия не предопределены, но их результат — чем более поздняя богословская позиция, согласно которой Бог знает/определяет все, что происходит.) [ 46 ] В Коране также конкретно говорится о поставке ризка , или продовольствия, находящегося под контролем Бога:

  • «Он расточает ризк , кому пожелает, или ограничивает его» (Q.30:37) [ 46 ]

Вопрос о том, как примирить абсолютную власть Бога с ответственностью человека за свои действия, привел к «одному из самых ранних сектантских расколов» в исламе между кадаритами (также известными как Кадария ), которые верили в полную свободу воли людей (и которые появились в Дамаск примерно в конце седьмого века н.э.); [ 50 ] и джабариты, верившие в «абсолютный» божественный «детерминизм и фатализм». [ 6 ] В одном из утверждений доктрины кадаритской школы ( Китабу-л Милал валь Нихал Аль Махди Лидина Аллаха Ахмада бен Яхья бин Аль Муртада (ах 764–840)) говорится, что он выступает против детерминизма:

  • Бог знает, что люди будут совершать преступления, но Его (предварительное) знание не побуждает их к этому.
  • Бог не желает ничего, кроме добра (стр. 12) 3
  • Все происходит по указу и предопределению Бога, кроме злых дел (ألمعاصى «непослушание»). [ 51 ]

Мабад аль-Джухани (ум. 699 г. н.э.) был распят по приказу халифа Абд аль-Малика в Дамаске . Говорят, что он был первым человеком, обсудившим Кадр ( Божественный указ ). [ 52 ] [ 26 ]

Омейяды во время своего правления придерживались богословской позиции , согласно которой Бог даровал им халифат, точно так же, как Коран описывает дарование халифата Адаму (Вопрос 2:30). [ 46 ] Среди их противников был Кадари, который утверждал «свободную волю человека в той или иной форме», например, что хорошие поступки любого человека исходят от Бога, а его плохие поступки (в том числе действия Божьего халифа) исходят от него самого. [ 46 ]

После спора между кадаритами и джабаритами ислам пошел по срединному пути, продиктованному Кораном и Сунной, «между двумя крайностями». [ 6 ]

После свержения династии Омейядов Аббасидами в 750 году н.э. движение Кадари «либо исчезло, либо было поглощено рационалистическим движением Мухтазилов». [ 46 ] Следующими двумя школами, которые чувствовали необходимость примирить идею всемогущего Бога (создающего все, включая человеческие действия) со справедливым Богом (который не возлагает на людей ответственность за действия, которые желал Бог, а не они), были мутазилиты и Ашарис . [ 18 ]

Школа мутазилитов утверждала, что, поскольку справедливость ( адл ) является «истинной сущностью» божественности, «Бог может делать и желать только то, что полезно для людей». (На основе стихов Q.3:104, Q.22:10, Q.4:81.) [ 46 ] Он не только приказывает людям делать добро и запрещает им делать предосудительное, но Сам воздерживается от зла. Вместо этого зло в мире исходит от свободной воли человека/человеческих существ. Таким образом, человек (человеческая раса) является «истинным «творцом» (халик) своих действий». [ 18 ]

Школа Ашари, названная в честь Абу аль-Хасана аль-Ашари (ум. 935), утверждала, что, поскольку Бог всемогущ, «он является единственным истинным автором каждого действия, хорошего или плохого». включая, конечно, действия человека. Человек «ограничен овладением (путем приобретения – касб ) действиями, созданными для него Богом». Приобретя эти действия, они несут ответственность за них в Судный день. Суннитский ислам поддерживал школу ашаритов (хотя и не исключительно) и выступал против мутазилитов.

Представители исламского модернизма , такие как Мухаммад Абдух (ум. 1905) и Фазлур Рахман (ум. 1988), следуют стандартной доктрине, согласно которой Бог «имеет предвидение человеческих действий», но тот факт, что будущее было предопределено и включает в себя зло действует, «не принуждает людей совершать грех». [ 46 ]

Чедомир Несторович утверждает, что ограниченное признание свободы воли может оказать влияние на исламский рынок. Вера в свободу воли может побудить человека изменить порядок вещей. Если отсутствует вера в свободу воли, компания вряд ли сможет внести изменения. [ 53 ]

суннитский взгляд

[ редактировать ]

Сунниты называют Кадар одним из аспектов своего вероучения ( араб . акида ). Они верят, что божественная судьба – это когда Бог записал в Сохраненной Скрижали ( аль-Лауху 'ль-Махфуз ) все, что произошло и произойдет, что произойдет, как написано.

Согласно убеждению Матуриди , все активные возможности созданы Богом, и люди действуют в соответствии со своим свободным намерением выбирать, какому действию следовать. Таким образом, намерение предшествует сотворенному действию и способности, посредством которой действия приобретаются ( касб по- арабски ). [ 54 ]

Вера в аль-Кадар основана на четырех вещах

[ редактировать ]

Согласно двум консервативным источникам (islamqa.info и «Аллах Знающий»), вера в аль-Кадар основана на четырех вещах: [ 38 ] компоненты [ 55 ] аспекты: [ 56 ]

  1. العلم Аль-Ильм – Знание: то есть, что Аллах знает, что было, что будет, чего никогда не было, и как это могло бы быть, если бы это было; также то, что говорит Аллах. Он также знает, что будет делать Его творение, благодаря Своему вечному знанию, включая их выбор, который произойдет.
  2. كتابة Китаба – Письмо: то есть, что Аллах написал все, что существует, включая судьбу всех существ в аль-Лауху 'л-Махфуз до творения. Также называется «предварительной записью» Аллаха. [ 56 ]
  3. مشيئة Машиит – Воля: то есть то, что Аллах желает, происходит, а то, чего Он не делает, не происходит. Никакое движение на небесах и на земле не происходит по Его воле. Это не означает, что Он заставляет вещи происходить так, как они происходят в области волевых действий человека. Это означает, что Он знал, что они выберут, написал это и теперь позволяет этому случиться.
  4. الخلق Аль-Хальк – Создание и формирование: то есть, что Аллах является Творцом всего сущего, включая действия Его слуг. Они совершают свои действия в реальном смысле, и Аллах является Создателем их и их действий. [ 38 ] [ 55 ]

Этапы Такдира (судьба)

[ редактировать ]

Существует пять этапов, на которых Кадар определяется и предписывается/отправляется к созданию: [ нужна ссылка ]

  1. Указ Аллаха, написанный в «Аль-Лаух аль-Махфуд» до сотворения Вселенной. Эта судьба, записанная на сохранившейся табличке, никогда не меняется и включает в себя все, что будет.
  2. Аллах издал божественный указ после сотворения Адама . Аллах взял все потомство Адама (то есть всех людей от начала времен до конца времен) и спросил их: «Разве Я не ваш Господь?» и все люди ответили: «Мы свидетельствуем, что Ты наш Господь!» Тогда Аллах определил им, кто попадет в рай, а кто попадет в ад.
  3. Прижизненный указ. Это происходит, когда люди находятся в утробе матери, а именно через 120 дней после зачатия. Аллах посылает ангела, чтобы вселить душу в тело, и ангел записывает указ, изданный Аллахом; их продолжительность жизни, их действия, их средства к существованию (сколько они заработают за свою жизнь) и будут ли они обитателями рая или обитателями ада. [ 57 ]
  4. Ежегодный указ. Это во время Ночи Кадр (Ночи Указов), когда Аллах ниспосылает свои указы с небес на землю, в ней он определяет действия (деяния, пропитание, рождения, смерти и т. д.) творения на следующий год. Слово Кадар не следует путать со словом Кадр; Кадар – это судьба, Кадр – то, что предначертано, т.е. указ, отсюда и перевод – Ночь указа.
  5. Ежедневный указ. Аллах предопределяет ежедневные действия своего творения.

Пример того, как эти категоризации помогают прояснить идею судьбы , следующий: возможно, что Аллах посылает ежедневный/ежегодный указ, предписывающий, что человек будет получать прибыль. Однако из-за добрых дел этого человека (например, выполнения родственных уз [доброжелания к своим родственникам и поддержания отношений]) Аллах посылает другой указ, увеличивающий прибыль этого человека. Отмена этих двух указов находится в ведении Аллаха и записана в Сохраненной Скрижали. Сам человек ничего не знает ни о своей судьбе, ни о постановлениях Аллаха, но он знает, что если он совершит определенные добрые дела, то Он увеличит его прибыль (как в примере выше) больше, чем если бы он не совершал этого дела. . [ нужна ссылка ]

Шиитский взгляд

[ редактировать ]

Шииты-двунадесятники, наряду с другими шиитскими сектами, такими как зайдиты , отвергают предопределение. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Эта вера дополнительно подчеркивается шиитской концепцией Бада , которая утверждает, что Бог не установил определенного курса для человеческой истории. Вместо этого Бог может изменить ход человеческой истории по своему усмотрению.

Однако, согласно Encyclopedia.com (взято из У. Монтгомери Уотта и Асмы Афсаруддина), современные имамиты, также известные как шииты-двунадесятники, «в целом присоединяются к доктрине божественного определения с кивком в сторону свободной воли; исмаилиты взгляды не отличаются друг от друга. Зайди-шииты в своих взглядах ближе к мутазилитам». [ 46 ]

Некоторые позиции ведущих шиитских ученых (цитаты Марии Де Силлис) включают:

  • «Ни абсолютное принуждение, ни абсолютное делегирование, а нечто среднее» ( ла джабр ва-ля тафвид ва лакин амр байн амрайн ). Приписывается шестому имаму шиитов-двунадесятников Джафару ас-Садику (ум. 765). [ 18 ]
  • «Действия человека созданы Богом и могут «одновременно» быть отнесены к свободным действиям» и божественно «обязательным действиям». [ 18 ]
  • Бога нельзя «считать ни творцом действий, ни желающим злых человеческих поступков». Шейх аль-Муфид (ум. 1022), член багдадской имамитской школы. [ 18 ]

Идея «таблички» с написанным на ней будущим не является уникальной для суннитского ислама, поскольку один шиитский ученый-двунадесятник ( Аль-Шейх Аль-Муфид ум. в 1022 г.) утверждает, что «Скрижаль — это Книга Всемогущего Аллаха в в котором Он написал все, что будет до Дня Воскресения». [ 58 ]

Чтобы показать отсутствие противоречия между предопределением и свободой воли, шииты утверждают, что вопросы, касающиеся человеческой судьбы, бывают двух видов: определенные и неопределенные. Чтобы объяснить окончательный вариант, шииты утверждают, что Бог обладает определенной властью над всем существованием, поэтому, когда бы Он ни пожелал, Он может заменить данную судьбу другой; и это то, что называется неопределенной судьбой. Некоторые из этих изменений судьбы, таким образом, вызваны самим человеком, который может своей свободной волей, своими решениями и своим образом жизни заложить основу для изменения своей судьбы, как указано в стихе:

  • Воистину, Бог не изменит положения людей, пока они сами не изменят Своего состояния. (В.13:11) [ 59 ]

Оба типа судеб, однако, содержатся в предвидении Бога, утверждают шииты, поэтому не может быть никаких изменений ( бадах букв. «изменчивость») в отношении Его знания. Итак, первый тип судьбы не означает ограничения силы Божией; поскольку Бог, в отличие от верования иудеев, которые говорили, что рука Бога связана», утверждает: «Нет, Его руки широко раскинуты…» . [ 60 ] Итак, у Бога есть сила изменить все, что он пожелает, и творческое начало Бога непрерывно. Соответственно, как говорит Собхани, «все группы в исламе считают «бада» принципом веры, даже если не все на самом деле используют этот термин». [ 61 ]

Иранский ученый Насер Макарем Ширази утверждает, что «вера в предопределение - это отрицание справедливости» и что в исламе есть свобода воли. [ 15 ] но в то же время (по его словам) Бог имеет предвидение всего в будущем. Он решает парадокс знания Бога о том, что человек совершит определенный грех, и свободной воли человека совершить его, постулируя существование машины, настолько продвинутой, что она может предсказать возникновение события на несколько часов вперед. [ 15 ] Однако нельзя сказать, что машина заставила это событие произойти; точно так же совершенное знание Бога не принуждает человека совершать грехи. [ 15 ]

исмаилиты

[ редактировать ]

Исмаилитские мыслители, такие как Абу Хатим ар-Рази (ум. 934), Мухаммад ибн Ахмад ан-Насафи (ум. 942), Абу Якуб Исхак ибн Ахмад ас-Сиджистани (ум. около 971), фатимидский юрист аль-Кади ан-Нуман (ум. 974) и миссионер» (даи) Хамид ад-Дин аль-Кирмани (ум. около 1021–1022 гг.), «все внесли свой вклад» в определение терминов «када» и «кадар» , используемых в Коран. Мыслители-исмаилиты писали, что люди не способны полностью постичь истины Корана в их экзотерической и эзотерической сути. Таким образом, человеческое знание требовало «руководства иерархии божественно назначенных мастеров», включая «всю цепочку исмаилитских религиозных сановников и чиновников». [ 18 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Джастин Пэррот также процитировал предупреждение Пророка. «Это я тебе повелел? С этим меня к вам послали? Воистину, люди до вас были уничтожены, когда спорили по этому поводу. Я полон решимости не спорить по этому поводу. [ 35 ] Совсем недавно на сайте ханафитских фетв по фикхуИсламКА заявил, что предопределение - это один из тех вопросов, о которых Бог призывает мусульман «воздерживаться», говоря «насколько это возможно». «Мы должны верить в предопределение, но не можем предполагать, что наши действия полностью связаны с ним». Хотя «обитель каждого (для Джанната или Джаханнама ) написана», поскольку Бог «знает все, что мы сделали», делаем в настоящее время или будем делать в будущем, тем не менее Бог все же «дал нам выбор во всем», что мы делаем. . [ 36 ]
  2. ^ преподавал на факультете религии Университета Батлера ), Малкольм Кларк ( 30 лет [ 44 ] отмечает, что сегодня немусульманам Запада «решение» аль-Ашари покажется скорее семантическим трюком, чем настоящим решением». «Но прежде чем критиковать» эту попытку примирить свободную волю с божественным детерминизмом, «помните, что ни одно решение этой вечной проблемы» не «способно решить проблему к удовлетворению неверующих». [ 45 ] Энциклопедия.com также разделяет критику рассуждений ашарии: «Другие ученые, даже суннитские богословы, такие как Матуридия, нашли термин касб неясным и неудовлетворительным и назвали ашарийтов «детерминистами» (муджбирах)». [ 46 ]
  3. ^ Аналогичным образом, сайт британских мечетей Inter-Islam.org предлагает следующий пример: «... Встреча назначается между двумя людьми. Первый приходит раньше времени и ждет второго; затем он комментирует, что прибудет второй. как всегда поздно, он основывает свое предсказание на предыдущем опыте и слабом характере второго человека. Это утверждение никоим образом не ограничивает и не ограничивает способность последнего приходить вовремя, это просто утверждение. Аналогично, когда Всемогущий Аллах. информирует нас через свое бесконечное знание о своих знаниях о наших точных действиях и нашем последующем местопребывании, это не должно восприниматься как принудительное решение против нашей свободной воли, а скорее только как его знание наших решений». [ 47 ]
  4. ^ Бывший мусульманский подкастер Абдулла Самир сравнил конфликт Кадара и свободы воли с Троицей в христианстве, заявив, что «… И я, как мусульманин, запутался. Для этого нет действительно хорошего решения… это логически бессвязно». ... У вас есть противоречие, присущее теологии: одна часть говорит, что у вас есть свободная воля, другая часть говорит, что все есть Кадар». [ 49 ]
  1. ^ Дж. М. Коуэн (ред.) (1976). Словарь современного письменного арабского языка Ганса Вера . Висбаден, Германия: Службы разговорной речи. ISBN   0-87950-001-8
  2. ^ «Шесть основных верований в исламе» . Университет штата Делавэр. Основы ислама . Проверено 26 июня 2022 г.
  3. ^ Мухсин Хан, Мухаммед. Благородный Коран . Воистину! Мы ниспослали его (этот Коран) в ночь Аль-Кадра (Указа).
  4. ^ «Шесть статей веры» . Дар аль-Ифта Аль-Миссрия . Проверено 26 июня 2022 г.
  5. ^ «Кадар» . Missionislam.com . Проверено 27 марта 2016 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пэрротт, Джастин (31 июля 2017 г.). «Примирение божественного веления и свободы воли в исламе» . Институт Якин . Проверено 16 июня 2022 г.
  7. ^ «Если дела предопределены, то как можно привлечь за них человека к ответу? 96978» . Ислам: вопросы и ответы . 29 апреля 2007 года . Проверено 26 июня 2022 г.
  8. ^ Сейед Хосейн Наср Исламская духовность: Foundations Routledge, 05.11.2013 1987 isbn 978-1-134-53895-9 стр. 156
  9. ^ Гийом, Ислам , 1978 : стр.131-2.
  10. ^ Jump up to: а б с д Гийом, Ислам , 1978 : стр.132.
  11. ^ Jump up to: а б Потребность в религии , Сайид Саид Ахтар Ризви , с. 14.
  12. ^ Jump up to: а б Исламские верования, обычаи и культуры , Корпорация Маршалла Кавендиша, стр. 137.
  13. ^ Jump up to: а б Религии человека , Чарльз Дуглас Грир, с. 239.
  14. ^ Jump up to: а б Мусульмане , Ш.М. Ризви, Шибани Рой, Б.Б. Дутта, стр. 20.
  15. ^ Jump up to: а б с д Ширази, Насер Макарем (12 мая 2015 г.). «Проблема предопределения и свободы воли». Справедливость Божия . Аль-Ислам.орг . Проверено 14 июня 2022 г.
  16. ^ «А и Д» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2011 года . Проверено 7 декабря 2013 г.
  17. ^ Ибн Хаджар аль-Аскалани, Ахмад ибн Али. Фатх аль-Бари би-Шарх аль-Бухари. (Байрут: Дар аль-Марифа, 1959), 11:477. Цитируется в Де Силлис, Мария (22 апреля 2022 г.). «ИСЛАМ. Мусульмане и свобода воли» . Оазис . 6 . Проверено 16 июня 2022 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Де Силлис, Мария (22 апреля 2022 г.). «ИСЛАМ. Мусульмане и свобода воли» . Оазис . 6 . Проверено 16 июня 2022 г.
  19. ^ «Такдир» . Определения . Проверено 8 июля 2022 г.
  20. ^ Хусейн, Танвир (5 апреля 2014 г.). «ПРЕДЕЛЕНИЕ И ТАКДИР» . КОРАНИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ . Проверено 8 июля 2022 г.
  21. ^ Jump up to: а б Кук, Майкл, Коран, очень краткое введение , Oxford University Press, 2000, стр.16.
  22. ^ Jump up to: а б с «Мусульманские верования GCSE Edexcel. Аль-Кадр» . BBC Bitesize . Проверено 15 июня 2022 г.
  23. ^ Эспозито, Джон, изд. (2003). «Инша Аллах». Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. п. 138. ИСБН  0-19-512558-4 . Проверено 15 июня 2022 г.
  24. ^ Венсинк, AJ, Мусульманское кредо , Кембридж, 1932, стр. 51-52.
  25. ^ «Муснад Ахмад » Муснад ‘Умар б. аль-Хаттаб (ра) – Муснад Омара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах » Хадис 191. » Сунна.com . Проверено 14 июня 2022 г.
  26. ^ Jump up to: а б тирмизи. «Джами' ат-Тирмизи » Книга о вере - Книга веры от Посланника Аллаха, да благословит его Бог и дарует ему мир » Хадис 2610» . sunnah.com . Проверено 26 июня 2022 г.
  27. ^ 431 хадис найден в «Книге веры (Китаб аль-Иман)» Сахиха Муслима. [1]
  28. ^ есть большое количество хадисов с похожими формулировками . В различных сборниках хадисов
  29. ^ Jump up to: а б аль-Када' ва'л-Кадар , доктор Абд ар-Рахман аль-Махмуд, стр. 39; цитируется в «Предопределена ли судьба человека или он обладает свободой воли? 20806» . Ислам: вопросы и ответы . 10 июня 2003 года . Проверено 15 июня 2022 г.
  30. ^ Jump up to: а б Кук, Коран , 2000 : стр.19.
  31. ^ Дадли, Джон. Концепция случайности Аристотеля: случайности, причины, необходимость и детерминизм. (Олбани: SUNY Press, 2012), 2.
  32. ^ Гийом, Альфред (январь 1924 г.). «Некоторые замечания о свободе воли и предопределении в исламе вместе с переводом Китабу-ль Кадар из Сахиха аль-Бухари» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 1 (1): 43–63. дои : 10.1017/S0035869X00094806 . JSTOR   25220438 . S2CID   170696115 . Проверено 16 июня 2022 г.
  33. ^ Jump up to: а б Ширази, Насер Макарем (12 мая 2015 г.). «Проблема предопределения и свободы воли. Божье знание». Справедливость Божия . Аль-Ислам.орг . Проверено 14 июня 2022 г.
  34. ^ ( Ихья 'улум ад-дин, Дар аль-Калам, Байрут , 1980 г., том 1, стр. 50)
  35. ^ ат-Тирмизи, Сунан ат-Тирмизи, т.4 стр.11 #2133; объявлен справедливым на основании внешних доказательств (хасан ли гайри) аль-Албани в Мишкат аль-Масабих (Байрут: аль-Мактаб аль-Ислами, 1985), 1:36 #99.
  36. ^ «Может ли мусульманин верить в предопределение, если да, то зачем судить мусульман? Ответ согласно ханафитскому фикху Тафсира Рахими» . Исламка . 13 октября 2012 года . Проверено 5 февраля 2022 г.
  37. ^ аль-Тахави, Ахмад ибн Мухаммад. Матн ат-Тахавия. (Байрут: аль-Мактаб аль-Ислами, 1993), 1:49-50.
  38. ^ Jump up to: а б с «Предопределена ли судьба человека или он обладает свободой воли? 20806» . Ислам: вопросы и ответы . 10 июня 2003 года . Проверено 15 июня 2022 г.
  39. ^ Липпман, Томас В., Понимание ислама, Введение в мусульманский мир , Книга наставников, Новая американская библиотека, 1982, стр.79, 80.
  40. ^ Сирил Глассе, Хьюстон Смит Новая энциклопедия ислама Роуман Альтамира 2003 ISBN   978-0-759-10190-6 стр. 62-3
  41. ^ Гибб, HAR (1953) [1949]. Магометанство . Издательство Оксфордского университета. стр. 116–117.
  42. ^ Хьюз 2013 , стр. 193–194.
  43. ^ Даниэль Гимаре, Теории человеческого действия в мусульманском богословии (Врин, Париж, 1980), стр. 102-103.
  44. ^ «Книги Малкольма Кларка» . Мир книг . Проверено 20 июня 2022 г.
  45. ^ Кларк, Малькольм (2019). «4.Во что верят мусульмане. Изложение пяти основных убеждений ислама». Ислам для чайников . Джон Уайли. ISBN  978-1-119-64304-3 .
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Свободная воля и предопределение: исламские концепции» . Энциклопедия.com . Проверено 15 июня 2022 г.
  47. ^ Jump up to: а б «Такдир (Судьба)» . Inter-islam.org . Проверено 7 июля 2022 г.
  48. ^ Ибн Варрак, Почему я не мусульманин , 1995 : стр.125-126.
  49. ^ 121 – Моральные и научные проблемы в Коране и хадисах с @Critical Faculty, YouTube, Абдуллой Самиром, видео в 9:16. Парадокс свободы воли в исламе . 15 мая 2022 г. Событие произойдет в 9:16-12:30. ?v=TObHJK0BPrwt=9m16s . Проверено 15 июля 2022 г. - через YouTube.
  50. ^ Гийом, Альфред (январь 1924 г.). «Некоторые замечания о свободе воли и предопределении в исламе вместе с переводом Китабу-ль Кадар из Сахиха аль-Бухари» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 1 (1): 45. JSTOR   25220438 . Проверено 16 июня 2022 г.
  51. ^ Гийом, Альфред (январь 1924 г.). «Некоторые замечания о свободе воли и предопределении в исламе вместе с переводом Китабу-ль Кадар из Сахиха аль-Бухари» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 1 (1): 46. JSTOR   25220438 . Проверено 16 июня 2022 г.
  52. ^ Сахих Муслим 1. «Книга веры (Китаб аль-Иман)» Сахих Муслима.
  53. ^ Несторович, Ч. «Исламский маркетинг: понимание социально-экономической ситуации». Культурная и политико-правовая среда (2016, Springer) на 243 (2016).
  54. ^ аль-Матуриди ас-Самарканди, Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд (1970). Китаб ат-Таухид (английское введение Фатхаллаха Холейфа) Бейрут: Дар Эль-Махрек. п. xxxiv-xxxvi.
  55. ^ Jump up to: а б «Вера в Аль-Кадар (Божественный указ). Четыре компонента Кадара» . Аллах Знающий . Проверено 15 июня 2022 г.
  56. ^ Jump up to: а б «Четыре аспекта веры в Аль-Кадр (Божественный указ)» . Исламвеб.нет . 24 сентября 2017 года . Проверено 8 июля 2022 г.
  57. ^ «Хадис 4, 40 Хадис ан-Навави - Сорок хадисов ан-Навави - Sunnah.com - Высказывания и учения Пророка Мухаммада (ﷺ)» . Сунна.com . Проверено 22 августа 2022 г.
  58. ^ Аль-Муфид (10 июня 2014 г.). «18. Вера относительно таблички и ручки (Аль-Лаух ва 'Л-Калам)». Изменение шиитского вероучения . аль-Ислам.орг . Проверено 20 июня 2022 г.
  59. ^ В13:11
  60. ^ В5:64
  61. ^ Собхани, Джафар. Учения шиитского ислама . Переведено и отредактировано Резой Шах-Каземи. Лондон – Нью-Йорк: IBTauris совместно с Институтом исмаилитских исследований. стр. 159–163.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ab2feee8a1f11c262f780d0904bff4e0__1722640260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ab/e0/ab2feee8a1f11c262f780d0904bff4e0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Predestination in Islam - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)