Мухаммад Абдо
Мухаммад Абдо | |
---|---|
![]() | |
Великий муфтий Египта [ 1 ] [ 2 ] | |
В офисе 1899 – 1905 [ 3 ] | |
Персональный | |
Рожденный | 1849 [ 4 ] |
Умер | 11 июля 1905 г. (56 лет) Александрия , Египет , Османская империя |
Причина смерти | Почечно-клеточный рак |
Религия | ислам |
Национальность | Египетский |
Область | Средний Восток |
Движение | Исламский модернизм [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Панисламизм [ 5 ] [ 10 ] [ 11 ] Нео-суфизм [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] исламизм [ 15 ] [ 16 ] Антиимпериализм [ 5 ] [ 17 ] |
Известная идея (ы) | Исламское возрождение Исламский модернизм панисламизм Образовательные реформы |
Известные работы | Рисалат ат-Таухид ( арабский : Послание единства ; «Теология единства») [ 19 ] |
Альма-матер | Университет Аль-Азхар [ 19 ] |
Тарикат | Шадхилия [ 18 ] |
Занятие | Исламский ученый , юрист и теолог [ 19 ] |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Мухаммед Абду (1849 – 11 июля 1905) (также пишется Мохаммед Абду , арабский : محمد عبده ) был египетским исламским ученым , [ 19 ] судить , [ 19 ] и Великий муфтий Египта . [ 1 ] [ 2 ] [ 29 ] [ 30 ] Он был центральной фигурой арабской Нахды и исламского модернизма в конце 19 - начале 20 веков. [ 5 ] [ 29 ]
Он начал преподавать студентам старших курсов эзотерические исламские тексты в Университете Аль-Азхар, когда еще учился там. [ 29 ] С 1877 года в статусе алима преподавал логику, теологию, этику и политику. [ 29 ] В следующем году он также стал профессором истории в Дар-эль-Улум и арабского языка и литературы в Медресат аль-Алсун . [ 29 ] Абдо был защитником прессы и много писал в «Аль-Манар» и «Аль-Ахрам» . В 1880 году он был назначен редактором журнала «Аль-Вакаи аль-Мисрия» . [ 29 ] Он также является автором «Рисалат ат-Таухид» ( араб .: «Послание монотеизма »; «Теология единства»). [ 19 ] и комментарий к Корану . [ 4 ] Он некоторое время издавал панисламистскую антиколониальную газету «Аль-Урва аль-Вутка» вместе со своим наставником Джамал ад-Дином аль-Афгани . [ 31 ]
Абду присоединился к масонству и вступил в различные масонские ложи вместе со своим наставником аль-Афгани и другими своими учениками. [ 19 ] [ 32 ] но в конце концов покинул тайное общество в последние годы своей жизни. [ 33 ] [ 34 ] Он был назначен судьей судов первой инстанции местных трибуналов в 1888 году, консультативным членом Апелляционного суда в 1899 году, а он был назначен муфтием л-дияром аль-мишрийей в 1899 году [ 29 ]
Биография
[ редактировать ]Мухаммад Абду родился в 1849 году в семье турецкого происхождения. [ 35 ] [ 36 ] и египетская мать [ 37 ] в дельте Нила . [ 4 ] Его семья входила в османскую египетскую элиту : его отец был частью Умада , или местной правящей элиты, а его мать была частью Ашрафа . Он получил образование в Танте в частной школе. [ 4 ] Когда ему исполнилось тринадцать, его отправили в мечеть Ахмади, которая была одним из крупнейших учебных заведений Египта. Некоторое время спустя Абду сбежал из школы и женился. Спустя непродолжительное время после женитьбы Абду вернулся в свою школу в Танте. В этот период Абду учился под опекой своего дяди -суфия-мусульманина Дарвиша, который был членом возрожденческого и реформистского движения Мадания Тарикат , популярной ветви ордена Шадхилийя , распространившейся по Египту, Ливии , Алжиру и Тунису . Помимо духовных упражнений, орден также делал упор на правильное следование исламу , избегая таклида и подчеркивая приверженность основополагающим учениям. Под опекой своего дяди Абду начал практиковать ектению Маданийи . Как и у многих его сокурсников в Танте, этот опыт превратил Абду в суфийский аскетизм с мистической ориентацией. Абду унаследовал многие из своих последующих общественных взглядов, например, решительное противодействие таклиду от своего дяди-суфия. [ 38 ] [ 39 ]

В юности Абдо страдал от острых духовных кризисов, подобных тем, которые пережил средневековый мусульманский учёный и суфийский мистик аль-Газали . Он был сильно недоволен традиционным образованием и представителями основных улемов своего времени. Под влиянием шейха Дарвиша аль-Хадира Тасаввуф представил альтернативную форму религиозности, которая глубоко сформировала духовное и интеллектуальное формирование Абдо. Поскольку впоследствии Абду стал выдающимся ученым-интеллектуалом в Египте, он одновременно взял на себя роль традиционного мусульманина-суфия. Тасаввуф , которому Абду учил шейх Дарвиш, превосходил предполагаемые ограничения и поверхностность традиционного исламского обучения и был основан на исламской религиозности, возглавляемой интеллектуальным, харизматическим авторитетом. Для Абдуха шейх Дарвиш и его учение представляли собой ортодоксальный суфизм, который отличался от суфийского фольклора и шарлатанов, преобладавших в сельских районах Египта в эпоху раннего Нового времени . [ 40 ] Объясняя свое обращение в суфизм под руководством шейха Дарвиша, Абдо написал:
«На седьмой день я спросил шейха: «Каков ваш тарикат ?» Он ответил: «Ислам – мой тарикат ». Я спросил: «Но разве все эти люди не мусульмане?» Он сказал: «Если бы они были мусульманами, вы бы не видели, как они ссорятся из-за пустяков, и не слышали бы, как они клянутся Богом, пока они лежат по поводу или без причины». Эти слова были подобны огню, который сжег все, что мне было дорого, из багажа прошлого». [ 41 ]
В 1866 году [ 42 ] Абдо поступил в университет аль-Азхар в Каире . [ 43 ] где он изучал логику , исламскую философию , теологию и суфизм. [ 44 ] Он был учеником Джамал ад-Дина аль-Афгани . [ 45 ] мусульманский философ и религиозный реформатор, пропагандировавший панисламизм для сопротивления европейскому колониализму . Во время учебы в аль-Азхаре Абду продолжал критиковать традиционную учебную программу и традиционные способы повторения. По его мнению, аль-Афгани сочетал в себе личную харизму со свежим интеллектуальным подходом, который не могли обеспечить улемы аль-Азхара. Будучи молодым 22-летним суфийским мистиком, ищущим харизматического наставника и альтернативные способы обучения и религиозности, Абдо выбрал аль-Афгани своим муршидом . Их отношения мюридов и муршидов продлились восемь лет, и аль-Афгани смог оправдать ожидания своего молодого ученика. Под влиянием аль-Афгани Абду объединил журналистику, политику и свое увлечение исламской мистической духовностью. Аль-Афгани обогатил мистицизм Абду философской основой и тем самым привлек его к рационалистическим интерпретациям ислама. Уроки Аль-Афгани объединили его суфийский мистицизм с эзотерической и теософской традицией Персидский шиизм . Он также рассказал Абду о проблемах Египта и исламского мира , а также о технологических достижениях западной цивилизации . [ 46 ]
В 1877 году Абду получил степень алима («учителя») и начал преподавать логику, исламское богословие и этику в университете аль-Азхар. В 1878 году он был назначен профессором истории Каирского в каирском педагогическом колледже Дар аль-Улум , позже включенном в состав университета . Его также назначили преподавателем арабского языка в Школе языков Хедивиал. [ 42 ] Он считается одной из ключевых фигур-основателей исламского модернизма , иногда называемого «неомутазилизмом » в честь одноименной средневековой школы исламского богословия, основанной на рационализме . [ 47 ] Абдо был также назначен главным редактором Аль-Вакаи аль-Мисрия» официальной газеты Египта « . Он посвятил себя реформированию всех аспектов египетского общества и считал, что образование — лучший способ достичь этой цели. Он был за хорошее религиозное образование, которое укрепило бы нравственность ребенка, и научное образование, которое воспитало бы способность ребенка рассуждать. В своих статьях он критиковал коррупцию, суеверия и роскошную жизнь богатых. [ 42 ]
В 1879 году из-за своей политической активности аль-Афгани был сослан, а Абдо был сослан в свою родную деревню. В следующем году ему был предоставлен контроль над национальной газетой, и он использовал это как средство распространения своих антиколониальных идей и необходимости социальных и религиозных реформ. [ 4 ] Он был изгнан из Египта британскими войсками в 1882 году на шесть лет за поддержку египетского националистического восстания Ураби, возглавляемого Ахмедом Ураби в 1879 году. Он заявил, что каждому обществу должно быть разрешено выбирать подходящую форму правления, основанную на его истории и его нынешние обстоятельства. [ 42 ] Абдо провел несколько лет в Османском Ливане , где помог создать исламскую образовательную систему. В 1884 году он переехал в Париж во Франции , где вместе с аль-Афгани издавал аль-Урва аль-Вутка , исламский революционный журнал, пропагандирующий антибританские взгляды . Абдо также посетил Великобританию и обсудил состояние Египта и Судана с высокопоставленными чиновниками. В 1885 году, после недолгого пребывания в Англии и Тунисе, он вернулся в Бейрут в качестве учителя. [ 4 ] и был окружен учеными разного вероисповедания. Во время своего пребывания он посвятил свои усилия укреплению уважения и дружбы между исламом , христианством и иудаизмом . [ 42 ]

Вернувшись в Египет в 1888 году, Абдо начал свою юридическую карьеру. Он был назначен судьей ( кади ) в судах первой инстанции местных трибуналов, а в 1891 году стал консультативным членом Апелляционного суда. [ 4 ] В 1899 году он был назначен Великим муфтием Египта , высшим исламским титулом, и занимал эту должность до самой смерти. В качестве кади он участвовал во многих решениях, некоторые из которых считались либеральными, например, о возможности использовать мясо, забитое немусульманами , и о принятии процентов по кредиту. Его либеральные взгляды снискали к нему любовь британцев, в частности лорда Кромера ; однако они также вызвали раскол между ним и хедивом Аббасом Хильми и лидером националистов Мустафой Камил-пашой . [ 4 ] Находясь в Египте, Абдо основал религиозное общество, стал президентом общества возрождения арабских наук и работал над реформированием образовательной системы Университета аль-Азхар, выдвигая предложения по улучшению экзаменов, учебной программы и рабочих процессов. условия как для преподавателей, так и для студентов. [ 42 ] В 1900 году он основал Общество возрождения арабской литературы. [ 48 ]
Он много путешествовал и встречался с европейскими учёными в Кембридже и Оксфорде . Он изучал французское право и прочитал множество великих европейских и арабских литературных произведений в библиотеках Вены и Берлина . Выводы, которые он сделал из своих путешествий, заключались в том, что мусульмане страдают от незнания своей религии и деспотизма несправедливых правителей. [ 42 ] Абдо умер от почечно-клеточного рака в Александрии 11 июля 1905 года.
Мысль
[ редактировать ]
Я поехал на Запад и увидел ислам, но не мусульман; Я вернулся на Восток и увидел мусульман, но не ислам.
- Мухаммед Абдо [ 49 ]
Мухаммад Абдо утверждал, что мусульмане не могут просто полагаться на интерпретации текстов, предоставленные средневековыми священнослужителями; им нужно было использовать разум, чтобы идти в ногу со временем. Он сказал, что в исламе человек не был создан для того, чтобы его вели уздечкой, а что человеку дан разум, чтобы он мог руководствоваться знаниями. По словам Абду, роль учителя заключалась в том, чтобы направлять мужчин к учебе. Он считал, что ислам поощряет людей отстраняться от мира своих предков и что ислам порицает рабское подражание традициям. Он сказал, что двумя величайшими религиозными достояниями, которыми был удостоен человек, являются независимость воли и независимость мыслей и мнений. Именно с помощью этих инструментов он смог достичь счастья. Он считал, что рост западной цивилизации в Европе основан на этих двух принципах. Он считал, что европейцы были побуждены к действию после того, как многие из них смогли осуществить свой выбор и искать факты своим умом. [ 50 ] Его мусульманские оппоненты обвиняли его в неверии , тогда как его ученики и последователи считали его мудрецом, возродителем ислама и лидером-реформатором. Его традиционно удостаивают почетными эпитетами аль-Устад аль-Имам и аль-Шейх аль-Муфти . В своих работах он изображает Бога, обучающего человечество с детства до юности, а затем до взрослой жизни. По его словам, ислам — единственная религия, догмы которой можно доказать логически. Абдо не выступал за возвращение к ранним стадиям ислама. Он был против многоженства , если оно приводило к несправедливости между женами, и верил в такую форму ислама, которая освободит мужчин от порабощения и отменит монополию улемов на толкование Корана , а также отменит расовую дискриминацию . [ 42 ] Он описал фундаментальную переосмысление ислама как подлинную основу сильных арабских обществ перед лицом светского западного империализма и считал ислам решением политических и социальных проблем. [ 51 ]

Абдо регулярно призывал к укреплению дружбы между религиозными общинами . Он приложил большие усилия, чтобы проповедовать гармонию между мусульманами- суннитами и шиитами . В общих чертах он проповедовал братство между всеми школами ислама . Однако он критиковал то, что считал ошибками, например, суеверия, исходящие из популярного суфизма . [ 52 ] Его критика популярного культа мусульманских святых , обычаев табаррука (поиска благословений) у реликвий, почитания святынь и т. д. была центральными темами в произведениях Абду. Он считал, что такие практики, как мольбы и поиск заступничества путем назначения посредников между Богом и людьми, были актами «явного ширка » (многобожия) и бидаа (еретических нововведений), неизвестных салафам . [ 53 ] По словам Абдуха:
Ширк бывает различных типов, включая тот, который затронул мусульманские массы ( 'амат аль-муслимин ) в их поклонении кому-либо, кроме Бога, посредством поклонов и простираний. И величайший из этих видов ширка – это обращение и поиск заступничества (перед Богом) путем размещения посредников между собой и Ним… И мы, конечно, видим этот ширк сегодня среди мусульман. И вы не увидите никакого бога, добавленного к этой религии… за исключением (выраженного) слова «заступничество» ( шафаа ), которое, по мнению его последователей, является средством почитания пророков и святых, но которое на самом деле является средство превращения их в идолов, позорящих величие Господа Миров. Единственное объяснение этому – шепот сатаны. [ 54 ]
Несмотря на резкое осуждение чрезмерного почитания святых, Абду симпатизировал Тасаввуфу и Газзалийской космологии. Он объяснил философские и эзотерические суфийские традиции ислама в своем трактате « Рисалат аль-Варидат фи Сирр ат-Таджаллийят» («Трактат о мистических вдохновениях из тайн откровений»), в котором излагались философские и мистические учения его учителя Джамала аль- Дин аль-Афгани , вобравший в себя духовные идеи средневековых суфийских святых и философов, таких как Ибн. Араби и Ибн Сина . Язык, который Абду использует для описания инструкций аль-Афгани, был основан на явно суфийской структуре, которая символизировала философию ишракизма . Трактат посвящен обоснованию философских доказательств существования Бога и его природы, разработке суфийской космологии и развитию рационалистического понимания пророчеств . Абдо придерживался космологической доктрины Вахдат уль-Вуджуд , разработанной мистиками исламскими философами- , которые считали, что Бог и его творение сосуществуют и вечны. [ 41 ] Защищая учение Вахдат уль-Вуджуда суфийских философов и святых Ибн Араби, Сухраварди и др., Абдо писал:
... мы верим: нет существования отдельно от Его существования и нет атрибута ( васф ) отдельно от Его атрибута. Он существует, а все остальное не существует. Первые предводители правоверных ( аль-умара' аль-аввалун ), да будет доволен ими Аллах, Абу Бакр, Умар, Усман и Али говорили: «Вы не воспринимаете ничего, не видя Бога перед этим, за этим, в этим или с ним». … Не впадайте в заблуждение, что это вера в воплощение ( хулул ). Инкарнационизм скорее возникает между двумя существами, когда одно из двух становится другим. Но мы верим: нет существования отдельно от Его существования. [ 55 ] : 100
Поскольку христианство было второй по величине религией в Египте , Абду приложил особые усилия к дружбе между мусульманами и христианами. У него было много друзей-христиан, и он много раз вставал на защиту коптов . [ 52 ] особенно во время египетского националистического восстания Ураби, возглавляемого Ахмедом Ураби в 1879 году, когда некоторые мусульманские толпы по ошибке напали на ряд коптов из-за их гнева по отношению к европейскому колониализму. [ 52 ] Абду также имел встречи в Багдаде с Абдул-Баха , [ 19 ] сын основателя и духовного лидера Веры Бахаи , [ 56 ] о котором он имел в целом положительное мнение, хотя его ученики утверждали, что он не знал о внекоранических священных писаниях бахаи или статусе Бахауллы как Богоявления в Вере Бахаи и ошибочно рассматривал это как реформация шиизма . [ 57 ] Собрание сочинений Абду было составлено и опубликовано в пяти томах Мухаммадом Имарой .
Отношения с масонством
[ редактировать ]
Вступление в масонство
[ редактировать ]Начиная с 19 века, [ 58 ] Масонство и его полусекретная организационная структура предоставили открытый форум для обсуждения и обмена идеями между египтянами различного социально-экономического происхождения в Египте, а также среди населения различных других стран мусульманского мира , преимущественно живущих в Османской империи. Империя и ее провинции ( Ливан , Сирия , Кипр и Македония ). [ 58 ] Они сыграли важную роль в ранней египетской национальной политике. Признавая его потенциальную политическую платформу, аль-Афгани присоединился к масонам, а также призвал своих учеников присоединиться к нему, включая Абду. [ 32 ] [ 59 ]
В возрасте 28 лет Абдо стал масоном и присоединился к масонской ложе Кавкаб Аль-Шарк («Планета Востока»). В его состав входили принц Тауфик , сын и наследник хедива, такие ведущие личности, как Мухаммад Шариф-паша , который был министром, Сулейман Абаза-паша и Саад Заглул . [ 60 ] А. М. Бродбент заявил, что «шейх Абду не был опасным фанатиком или религиозным энтузиастом, поскольку он принадлежал к самой широкой школе мусульманской мысли, придерживался политических убеждений, близких к чистому республиканизму, и был ревностным магистром масонской ложи». [ 61 ]
За прошедшие годы Абду стал членом нескольких других масонских лож, базирующихся в Каире и Бейруте . [ 19 ] В соответствии с масонскими принципами Абдо стремился поощрять единство со всеми религиозными традициями. Он заявил:
«Я надеюсь увидеть две великие религии, ислам и христианство, рука об руку, обнимающие друг друга. Тогда Тора , Библия и Коран станут книгами, поддерживающими друг друга, которые будут читаться повсюду и уважаться каждой нацией.
Он добавил, что «с нетерпением ждет возможности увидеть, как мусульмане читают Тору и Библию». [ 62 ]
Выход из масонства
[ редактировать ], спросил Абду Его соратник Рашид Рида , ярый антимасон о причине, по которой он и его учитель Джамаль ад-Дин аль-Афгани присоединились к масонству. Он ответил, что они участвовали в организации для достижения «политической и социальной цели». [ 63 ] Афгани и его ученики, в том числе Абду, первоначально рассматривали масонские ложи как средство антиколониальной кампании и координации действий по свержению египетского хедива Исмаила-паши ; Это стало возможным благодаря скрытному характеру лож. [ 33 ] Но в конце концов они пришли к выводу, что масонство само по себе подчинялось европейским имперским державам, подрывая суверенитет мусульманского мира . [ 64 ] Вместе со своим наставником аль-Афгани Абду позже вышел из масонства из-за политических споров. Инцидент, когда группа масонов хвалила прибывшего британского наследного принца, вызвал серьезный спор между аль-Афгани и масонами; в конечном итоге заставил аль-Афгани, Абду и его учеников покинуть масонство. [ 34 ] [ 65 ] В последние годы своей жизни Абдо отмежевался от масонства и отрицал, что когда-либо был активным масоном. [ 66 ] Рашид Рида сообщил в журнале «Аль-Манар» , что, хотя Абдо когда-то был масоном, позже он «внутренне очистился от масонства». [ 67 ]
В более поздние годы Абдо также начал продвигать антисемитские теории заговора, связанные с масонством, через первые выпуски « Тафсир аль-Манар» , написанные в соавторстве с Рашидом Ридой. В своем комментарии к стиху Корана 4:44 Абдо и Рида утверждали, что мировое еврейство является врагом как мусульманской уммы , так и христианского мира . [ 68 ] Они обвинили еврейскую клику в заговоре вместе с масонами с целью уничтожить религиозную культуру Европы и исламского мира путем разжигания секуляристских революций и натравливания христианских наций на мусульман . [ 69 ] В ответ на вышеуказанную публикацию египетские националисты и еврейские масоны инициировали движение протеста против Абду, который был Великим муфтием в то время . Они направили многочисленные призывы к египетскому хедиву Аббасу Хилми , генеральному консулу лорду Кромеру и египетским ежедневным газетам с просьбой подвергнуть Абду цензуре от публикации таких трактатов. [ 70 ]
В 1903 году османский султан Абдул Хамид II подтвердил и распространил антисемитские и антимасонские обвинения, сформулированные Абдо и Ридой против евреев и масонов, в рамках османской пропагандистской кампании против зарождающегося сионистского движения, возглавляемого Австро-Венгрией. Еврейский юрист и журналист Теодор Герцль . [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] В статье, опубликованной в журнале «Аль-Манар» в 1903 году, Абду и Рида далее обвинили масонов в сговоре с евреями и французскими колонизаторами с целью ослабления панисламского духа: [ 72 ]
«Нет в мире народа, подобного израильтянам, в их приверженности своей сектантской принадлежности и племенному фанатизму … Масонство — это тайное политическое общество , которое было создано в Европе — вопреки тому, что они утверждают от своих предшественников — для сопротивления тирании главы мира от королей, князей и глав религии от пап и священников, которые объединили свои силы, чтобы поработить массы и лишить их света знаний и свободы. Иудеи и христиане согласились . составу они сделали ее символы и знаки извлеченными из общей книги Библии и приписали ее строителям Священного Храма , Храма Соломона по ее (мир ему), который является мечетью Аль-Акса .. .Поскольку основатели и руководители организации были немусульманами, в ней были разные вещи, противоречащие исламу, и тот, кто вступал в нее, был уязвим для нарушения своей религии!.. Когда французы начали оккупировать Восток и увидели настроения Исламский суверенитет которые горячо отвергали участие в их правлении... Они искали помощи масонов, чтобы ослабить это настроение... Масонство - одна из форм куфр или средство для него. Однако египтяне быстро поддаются слепому подражанию ; и именно поэтому многие из них присоединились к этой организации».
- Мухаммад Абду и Рашид Рида в аль-Манаре , июнь 1903 г., том. 6/5, страницы 196–200. [ 72 ]
Абду и Вера Бахаи
[ редактировать ]Как и его учитель, Абдо был связан с Верой Бахаи , которая прилагала целенаправленные усилия по распространению веры в Египте, обосновавшись в Александрии и Каире, начиная с конца 1860-х годов. В частности, он находился в тесном контакте с Абдул-Баха , [ 19 ] старший сын Бахауллы и духовный лидер Веры Бахаи с 1892 по 1921 год. [ 56 ] Рашид Рида утверждает, что во время своих визитов в Бейрут Абдул-Баха посещал учебные занятия Абду. [ 74 ] Эти двое мужчин встретились в то время, когда у них были схожие цели религиозной реформы и они находились в оппозиции османским улемам . [ 75 ] [ 76 ] Относительно встреч Абдул-Баха и Мухаммада Абду Шоги Эффенди утверждает, что «несколько его бесед с известным Шейхом Мухаммадом Абду послужили значительному повышению растущего престижа общины и распространению за рубежом славы ее самых выдающихся член." [ 77 ] Отмечая выдающиеся достижения Абдул-Баха в религиозной науке и дипломатии, Абду сказал о нем, что «[он] нечто большее. Действительно, он великий человек; он тот человек, который заслуживает того, чтобы к нему применяли этот эпитет. ." [ 78 ]
Работает
[ редактировать ]Другие работы Мухаммада Абдо
- (1897) Рисалат ат-таухид («Трактат о единстве Бога», первое издание) [ 4 ]
- (1903) Тафсир Сурат аль-Аср , Каир.
- (1904) Тафсир джуз 'Амма , аль-Матб. аль-Амирия, Каир.
- (1927) Тафсир Манар , 12 томов
- (1944) Мухаммад Абдо. «Очерк его философских и религиозных идей», Каир.
- (1954–1961), Тафсир аль-Коран аль-Хаким аль-Мустахир би Тафсир аль-Манар , 12 томов. с индексами, Каир.
- (1962 или 1963) (1382 исламский год), Фатихат аль-Китаб , Тафсир аль-Устад аль-Имам…, Китаб аль-Тахрир, Каир.
- (без даты), Дурус мин аль-Коран аль-Карим , изд. Тахир аль-Танахи, Дар аль-Хилал, Каир.
- (1966) Теология единства , пер. Исхака Мусаада и Кеннета Крэгга. Лондон.
См. также
[ редактировать ]- Список исламских ученых
- Мухаммад Асад
- Рашид Рида
- Мухаммад Бахит аль-Мутии
- Мустафа Сабри
- Перевод: Исламский мир
- Аль-Сайид Шейх бин Ахмад аль-Хади
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ричард Неттон, Ян (2008). « Абду, Мухаммад (1849–1905)». Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . стр. 5–6. ISBN 978-0-7007-1588-6 .
.. [Абду стал] членом Совета аль-Азхара в 1895 году и главным муфтием (юридическим лицом) в 1899 году.
- ^ Jump up to: а б Зимни, Мишель (2009). «Абду, Мухаммад (1849–1905)» . В Кампо, Хуан Э. (ред.). Энциклопедия ислама . Энциклопедия мировых религий. Нью-Йорк : факты в архиве . стр. 5–6. ISBN 978-0-8160-5454-1 . LCCN 2008005621 .
- ^ Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П.; Пеллат, Ч. (1993). «Мухаммед Абдо». Энциклопедия ислама: новое издание, том. VII . Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 418–419. ISBN 90-04-09419-9 .
... в 1899 году он занял высший духовный пост в Египте - государственного муфтия, и занимал эту должность до своей смерти.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Керр, Малкольм Х. (2010). « Абдо Мухаммад» . В Хойберге, Дейл Х. (ред.). Британская энциклопедия . Том. В: А-ак Байес (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия Inc. стр. 20–21 . ISBN 978-1-59339-837-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Рошвальд, Авиэль (2013). «Часть II. Возникновение национализма: политика и власть - национализм на Ближнем Востоке, 1876–1945» . В Брейи, Джон (ред.). Оксфордский справочник по истории национализма . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 220–241. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199209194.013.0011 . ISBN 9780191750304 .
- ^ «О салафитском исламе доктора Ясира Кадхи» . Мусульманские вопросы. 22 апреля 2014 года. Архивировано из оригинала 20 декабря 2014 года . Проверено 14 августа 2017 г.
- ^ Курцман, Чарльз, изд. Модернистский ислам, 1840-1940: справочник. Издательство Оксфордского университета, США, 2002.
- ^ Амир, Ахмад Н., Абди О. Шурие и Ахмад Ф. Исмаил. «Вклад Мухаммеда Абду в современность». Азиатский журнал управленческих наук и образования 1.1 (2012): 163-175.
- ^ Седжвик, Марк. Мухаммад Абдо. Саймон и Шустер, 2014.
- ^ Бентлаге, Эггерт, Мартин Кремер, Райхмут, Бьёрн, Марион, Ганс, Стефан (2017). Религиозная динамика под влиянием империализма и колониализма . Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды: Brill Publishers. п. 253. ИСБН 978-90-04-32511-1 .
...дух панисламизма, то есть мысли Мухаммада Абдуха (1849–1905) и Джамал ад-Дина аль-Афгани (1838–1897), можно почувствовать в исламе.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Айдын, Джемиль (2017). Идея мусульманского мира: глобальная интеллектуальная история . Соединенные Штаты Америки: Издательство Гарвардского университета. стр. 62, 231. ISBN. 9780674050372 .
В 1884 году в Париже Джамал ад-Дином аль-Афгани и Мухаммадом Абду издавался первый панисламский журнал «Аль-Урват аль-Вутка».
- ^ Шарбродт, Оливер (2007). «Салафия и суфизм: Мухаммад Абду и его Рисалат аль-Варидат (Трактат о мистических вдохновениях)» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 70 (1). Издательство Кембриджского университета: 89–115. дои : 10.1017/S0041977X07000031 . JSTOR 40378895 . S2CID 170641656 – через JSTOR.
Суфизм, который можно встретить в таких фигурах, как Афгани и Абду, не является антимодернистским, отсталым и мракобесным, а, напротив, был движущей силой, способствующей их интеллектуальному взаимодействию с ценностями западной современности.
- ^ Седжвик, Марк (2013). «Глава 1: Студент». Создатели мусульманского мира: Мухаммад Абдо . Публикации одного мира. стр. 6–7. ISBN 978-1851684328 .
Согласно его автобиографии, Мухаммад Абду продолжил путь суфия, будучи студентом Азхара, хотя он не упоминает ни о каких других суфиях, за исключением своего дяди. В отличие от большинства других суфиев, Мухаммад Абду, очевидно, следовал индивидуальным путем...
- ^ Адамс, Чарльз (1968). Ислам и модернизм в Египте: исследование современного реформаторского движения, основанного Мухаммадом Абдо . Рассел и Рассел. стр. 25, 32.
...с этим опытом начался новый период в жизни Мухаммада Абдо. Его интерес к суфизму, вызванный шейхом Дарвишем, постепенно возрастал, пока не стал доминирующим влиянием в его жизни. В течение этого второго периода шейх сохранил свое положение наставника и наставника молодого студента, а свою симпатию к суфизму он сохранил на всю жизнь.
- ^ Седжвик, Марк (2013). Мухаммад Абду: Создатели мусульманского мира . Один мир. п. 56. ИСБН 978-1851684328 .
...в 1884 году Афгани и Абду изобрели то, что сейчас называют радикальной исламистской журналистикой...
- ^ А. Дюдуаньон, Хисао, Ясуши, Стивен, Комацу, Косуги; Генерал, Кейс (2017). «Глава 3: Манаристы и модернизм» Влияние Аль-Манара на исламизм в Турции . Абингдон, Оксон: Рутледж: Taylor & Francisco Group. п. 56. ИСБН 978-0-415-36835-3 .
Джамал ад-Дин аль-Афгани (1838–1897), Мухаммад Абдо (1849–1905) и Рашид Рида (1865–1935) были идеологическими корнями исламизма (Islamcılık по-турецки) в Османской империи в этот период.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Айдын, Джемиль (2017). Идея мусульманского мира: глобальная интеллектуальная история . Соединенные Штаты Америки: Издательство Гарвардского университета. п. 63. ИСБН 9780674050372 .
Несмотря на свой антиимпериализм, Абдо вернулся в Египет...
- ^ Шарбродт, Оливер (2007). «Салафия и суфизм: Мухаммад Абду и его Рисалат аль-Варидат (Трактат о мистических вдохновениях)» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 70 (1). Издательство Кембриджского университета: 89–115. дои : 10.1017/S0041977X07000031 . JSTOR 40378895 . S2CID 170641656 – через JSTOR.
Он был членом ордена Шадхилийа, того же суфийского братства, к которому принадлежал его двоюродный дедушка шейх Дарвиш.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бюссов, Иоганн (2016). «Мухаммад Абду: Теология единства (Египет, 1898 г.)» . В Бентлаге Бьорн; Эггерт, Мэрион; Кремер, Ханс-Мартин; Райхмут, Стефан (ред.). Религиозная динамика под влиянием империализма и колониализма . Серия книг «Нумен». Том. 154. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 141–159. дои : 10.1163/9789004329003_013 . ISBN 978-90-04-32511-1 . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Седжвик, Марк (2013). «Глава 1: Студент». Создатели мусульманского мира: Мухаммад Абдо . Публикации одного мира. п. 11. ISBN 978-1851684328 .
- ^ Шарбродт, Оливер (2007). «Салафия и суфизм: Мухаммад Абду и его Рисалат аль-Варидат (Трактат о мистических вдохновениях)» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 70 (1). Издательство Кембриджского университета: 90, 98–100. дои : 10.1017/S0041977X07000031 . JSTOR 40378895 . S2CID 170641656 – через JSTOR.
- ^ Л. Эспозито, Джон (2003). Оксфордский словарь ислама . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 196. ИСБН 0195125584 .
Современные мыслители, такие как Мухаммад Абду, использовали методы аль-Матуриди для новой интерпретации традиций.
- ^ Сайеда Сайидаин Хамид (2014), Маулана Азад, Ислам и Индийское национальное движение , Оксфорд, стр. 17, 36, ISBN 9780199450466
- ^ Гумус, М. Сиддик (2017). Реформаторы ислама . Стамбул, Турция: Публикации Хакиката Китабеви. п. 183.
Сайид Кутб [...] выражал свое восхищение Ибн Таймийей и Мухаммадом Абдо почти во всех своих книгах.
- ^ Хусейн Абдул-Раоф (2012), Теологические подходы к толкованию Корана: практический сравнительно-контрастный анализ , Routledge, стр. 3, ISBN 9780415449588
- ^ Якубович, Михаил. «Культурное значение современной исламской экзегетики для теории религиозной толерантности». Международный стад. Дж. 9 (2012): 79.
- ^ Яхая, Амиратул Мунира. «РЕФОРМАТОРСКИЕ МЫСЛИ В ТАФСИРЕ АЛЬ-МАРАГИ ШЕЙХА АХМАДА МУСТАФЫ АЛЬ-МАРАГИ». Интернет-журнал исследований ислама 1.2 (2017): 63-76.
- ^ Уоррен, Дэвид Х. Обсуждение обновления исламской юриспруденции (Тадждид аль-Фикх) Юсуф аль-Кардави, его собеседники, а также формулирование, передача и реконструкция традиции фикха в контексте Катара. Манчестерский университет (Великобритания), 2015.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г фон Кюгельген, Анке (2007). «Абду, Мухаммад». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт К. (ред.). Энциклопедия ислама, ТРИ . Том. 3. Лейден и Бостон : Издательство Brill . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_0103 . ISBN 9789004161641 . ISSN 1873-9830 .
- ^ Э. Кампо, Хуан (2009). Энциклопедия ислама . Нью-Йорк: Facts On File, Inc., стр. 5–6. ISBN 978-0-8160-5454-1 .
- ^ «Урват аль-Вутка, аль- - Оксфордские исламские исследования онлайн» . www.oxfordislamicstudies.com . Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года . Проверено 6 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Кудси-Заде, А. Альберт (январь – март 1972 г.). «Афгани и масонство в Египте». Журнал Американского восточного общества . 92 (1). Американское восточное общество : 25–35. дои : 10.2307/599645 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 599645 . LCCN 12032032 . OCLC 47785421 .
В этих усилиях Афгани помогали некоторые из его собственных учеников, которых он убедил присоединиться к масонству [...] Именно благодаря этому объединению, отмечает Рида, «Абду смог установить контакт с Тауфик-пашой и другими лидерами Египта.
- ^ Jump up to: а б Кудси-Заде, А. Альберт (1 февраля 2012 г.). «Афгани и масонство в Египте» . Журнал Американского восточного общества . 92 (1): 26, 27, 28, 29, 30. дои : 10.2307/599645 . JSTOR 599645 .
Абду был одним из них, хотя позже он пытался скрыть свою связь.
- ^ Jump up to: а б Ряд, Умар (2022). «От дела Дрейфуса к сионизму в Палестине: взгляды Рашида Риды на евреев по отношению к «христианскому» колониальному Западу» . Запутанные религии . 13 (2): 8. doi : 10.46586/er.11.2022.9762 – через Рурский университет в Бохуме.
Джамал ад-Дин аль-Афгани (1838–1879) и его ученик Мухаммад Абдо (1849–1905) в течение многих лет были активными членами масонства, но затем вышли из него.
- ^ Артур Гольдшмидт, Биографический словарь современного Египта , Lynne Rienner Publishers (2000), стр. 10.
- ^ Адамс, Чарльз Кларенс (1933), «Мухаммад Абду: биография», Ислам и модернизм в Египте, том 10 , Тейлор и Фрэнсис , стр. 18, ISBN 0415209080 Правда ,
его отец 'Абдух ибн Хасан Хайр Аллах происходил из семьи турецкого происхождения, поселившейся в селе Махаллат Наср в провинции Бухайра в какое-то отдаленное время в прошлом...
- ^ Хурани, Альберт (1962). Арабская мысль в эпоху либерализма . Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 130 .
- ^ Седжвик, Марк (2013). «Глава 1: Студент». Создатели мусульманского мира: Мухаммад Абдо . Публикации одного мира. стр. 3–4, 13. ISBN. 978-1851684328 .
- ^ Хурани, Альберт (1962). Арабская мысль в эпоху либерализма . Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Шарбродт, Оливер (2007). «Салафия и суфизм: Мухаммад Абду и его Рисалат аль-Варидат (Трактат о мистических вдохновениях)» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 70 (1). Издательство Кембриджского университета: 92. doi : 10.1017/S0041977X07000031 . JSTOR 40378895 . S2CID 170641656 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б Шарбродт, Оливер (2007). «Салафия и суфизм: Мухаммад Абду и его Рисалат аль-Варидат (Трактат о мистических вдохновениях)» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 70 (1). Издательство Кембриджского университета: 89–115. дои : 10.1017/S0041977X07000031 . JSTOR 40378895 . S2CID 170641656 – через JSTOR.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кугельген, Анке фон. «Абдо, Мухаммад». Энциклопедия ислама, т.3. Под редакцией: Гудрун Кремер, Денис Матриндж, Джон Навас и Эверетт Роусон. Брилл, 2009. Сиракузский университет. 23 апреля 2009 г.
- ^ Хурани, Альберт (1962). Арабская мысль в эпоху либерализма . Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
- ^ Хелми, Абдель Вахаб, Мохамед (2018). Суфизм в контексте эпохи Возрождения: от Мухаммада Абдо до Саида Нурси (на арабском языке). Марказ Дирасат аль-Вахда аль-Арабия. ISBN 978-9953-82-815-2 .
- ^ Кедури, Э. (1997). Афгани и Абду: Очерк религиозного неверия и политического активизма в современном исламе , Лондон: Фрэнк Касс. ISBN 0-7146-4355-6 .
- ^ Шарбродт, Оливер (2007). «Салафия и суфизм: Мухаммад Абду и его Рисалат аль-Варидат (Трактат о мистических вдохновениях)» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 70 (1). Издательство Кембриджского университета: 93–94. дои : 10.1017/S0041977X07000031 . JSTOR 40378895 . S2CID 170641656 – через JSTOR.
- ^ Ахмед Х. Аль-Рахим (январь 2006 г.). «Ислам и свобода», Журнал демократии 17 (1), стр. 166–169.
- ^ Брокетт, Адриан Алан, Исследования двух передач Корана , стр. 11.
- ^ Ахмед Хасан (2 июля 201 г.). «Демократия, религия и моральные ценности: дорожная карта политических преобразований в Египте» . Журнал внешней политики . Проверено 14 августа 2017 г.
- ^ Гелвин, Дж. Л. (2008). Современный Ближний Восток (2-е изд., стр. 161-162). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- ^ «Исламское государство, арабская весна и разочарование в политическом исламе» . 12 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Бензин, Рашид. Новые мыслители ислама, с. 43-44.
- ^ Линхофф, Йозеф (2020). «Общение с Богом в исламской мысли»: сравнительное исследование мусульманских интерпретаций ширка . Эдинбург, Великобритания: Эдинбургский университет. п. 160. дои : 10.7488/эра/236 . hdl : 1842/36935 .
- ^ Линхофф, Йозеф (2020). «V: Ширк, разум и колониальная современность: Мухаммад Абду (ум. 1905)». «Общение с Богом в исламской мысли»: сравнительное исследование мусульманских интерпретаций ширка . Эдинбург, Великобритания: Эдинбургский университет. п. 160. дои : 10.7488/эра/236 . hdl : 1842/36935 .
- ^ Шарбродт, Оливер (2007). « Салафия и суфизм: Мухаммад Абду и его Рисалат аль-Варидат (Трактат о мистических вдохновениях)». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 70 (1). Кембридж : Издательство Кембриджского университета : 89–115. дои : 10.1017/S0041977X07000031 . JSTOR 40378895 . S2CID 170641656 .
- ^ Jump up to: а б Баусани, Алессандро ; МакЭоин, Денис (14 июля 2011 г.) [15 декабря 1982 г.]. «Абд-аль-Баха » Энциклопедия Ираника Том. я/1 Нью-Йорк : Колумбийский университет . стр. 100-1 102–104. ISSN 2330-4804 . Архивировано 16 ноября. из оригинала Получено 25 октября.
- ^ Хуан Р.И. Коул. Мухаммад Абдо и Рашид Рида: Диалог о вере бахаи. Мировой порядок Том. 15, нет. 3–4 (весна/лето 1981 г.): 7–16.
- ^ Jump up to: а б Дюмон, Поль (июль 2005 г.). Д'хаен, Тео (ред.). «Масонство в Турции: побочный продукт западного проникновения». Европейский обзор . 13 (3). Кембридж и Нью-Йорк : Издательство Кембриджского университета : 481–493. дои : 10.1017/S106279870500058X . ISSN 1474-0575 . S2CID 145551813 .
- ^ Фахми, Зиад (2011). Обычные египтяне создают современную нацию посредством популярной культуры . Стэнфорд, Калифорния : Издательство Стэнфордского университета . стр. 47–48. ISBN 978-0-8047-7211-2 .
- ^ «Что сделал Мухаммад Абдо?» . Арабские новости. 31 марта 2010 года . Проверено 14 августа 2017 г.
- ^ Раафат, Самир. «Масонство в Египте: оно еще существует?» Журнал Insight , 1 марта 1999 г.
- ^ Мухаммад Абду, «Ислам и христианство», в Вакф Ихлас, Религиозные реформаторы в исламе , Стамбул , 1995, стр. 117.
- ^ Рида, «Татиммат», с. 402. Журнал Американского восточного общества , Vol. 92, № 1 (январь-март 1972 г.), стр. 25–35.
- ^ Ряд, Умар (2022). «От дела Дрейфуса к сионизму в Палестине: взгляды Рашида Риды на евреев по отношению к «христианскому» колониальному Западу» . Запутанные религии . 13 (2): 9–10. doi : 10.46586/er.11.2022.9762 – через Рурский университет в Бохуме.
Афгани быстро понял, что масонские ложи тянут мусульманские страны, особенно Египет, к Европе скрытыми политическими связями, чтобы в результате они стали игрушками в руках европейцев.
- ^ Кудси-Заде, А. Альберт (1 февраля 2012 г.). «Афгани и масонство в Египте» . Журнал Американского восточного общества . 92 (1): 26, 27, 28, 29, 30. дои : 10.2307/599645 . JSTOR 599645 .
- ^ Кудси-Заде, А. Альберт (1 февраля 2012 г.). «Афгани и масонство в Египте» . Журнал Американского восточного общества . 92 (1): 26, 27, 28, 29, 30. дои : 10.2307/599645 . JSTOR 599645 .
Абдо был одним из них, хотя позже он пытался скрыть свое общение.
- ^ Седжвик, Марк (2013). Мухаммад Абду: Создатели мусульманского мира . Один мир. п. 114. ИСБН 978-1851684328 .
... он, очевидно, отрицал это Рашиду Риде, который объяснил в «Аль-Манаре», что, хотя Мухаммад Абдо когда-то был масоном, с тех пор он «внутренне очистился от масонства».
- ^ Ряд, Умар (2022). «От дела Дрейфуса к сионизму в Палестине: взгляды Рашида Риды на евреев по отношению к «христианскому» колониальному Западу» . Запутанные религии . 13 (2): 8, 9. doi : 10.46586/er.11.2022.9762 – через Рурский университет в Бохуме.
«Тафсир Аль-Манар» — совместная работа Абдуха и его ученицы Риды. В своем толковании аята Корана (Ан-Ниса, 4:44)... они утверждали, что евреи были так же враждебны мусульманам, как и неверные в Хиджазе в ранний период ислама... В своем стремлении к ликвидировав «тиранию пап и королей», поработившую их в Европе в христианских регионах, евреи приложили усилия по замене правления Церкви в Европе гражданскими правительствами
- ^ Ряд, Умар (2022). «От дела Дрейфуса к сионизму в Палестине: взгляды Рашида Риды на евреев по отношению к «христианскому» колониальному Западу» . Запутанные религии . 13 (2): 9. doi : 10.46586/er.11.2022.9762 – через Рурский университет в Бохуме.
В России и Испании с евреями по-прежнему плохо обращались из-за власти Церкви, которую евреи якобы планировали уничтожить во имя свободы и цивилизации, а также с помощью масонства, как они это сделали в случае с Францией. Редакторы «Тафсир аль-Манар» утверждали, что, хотя Франция была «первозданной дочерью церкви» (бинт аль-каниса аль-бикр), евреи смогли подорвать авторитет своей церкви, точно так же, как они соблазнили французов несправедливостью в Алжире. ... По словам Тафсира Аль-Манара, евреи сопротивлялись всем формам религиозной власти, выступая перед ними за установление своей собственной религиозной власти.
- ^ Ряд, Умар (2022). «От дела Дрейфуса к сионизму в Палестине: взгляды Рашида Риды на евреев по отношению к «христианскому» колониальному Западу» . Запутанные религии . 13 (2): 9. doi : 10.46586/er.11.2022.9762 – через Рурский университет в Бохуме.
Утверждение о еврейском заговоре через масонство вызвало недоумение в националистических и масонских кругах Египта... Анонимный молодой египетский националист (скорее всего, Мустафа Камил) и несколько еврейских масонов начали кампанию против Абду, отправив петиции хедиву, премьер-министру лорду Кромеру и ежедневным газетам с просьбой запретить Абду писать на эту тему.
- ^ Ряд, Умар (2022). «От дела Дрейфуса к сионизму в Палестине: взгляды Рашида Риды на евреев по отношению к «христианскому» колониальному Западу» . Запутанные религии . 13 (2): 9. doi : 10.46586/er.11.2022.9762 – через Рурский университет в Бохуме.
- ^ Jump up to: а б с Абдо, Мухаммед; Рида, Рашид (июнь 1903 г.). «Евреи, масонство и событие патриотизма (Аль-Яхуд ва-аль Масонийя ва Хадат аль-Ватания)» [Евреи, масоны и событие патриотизма]. Аль-Манар . 6 (5): 196–200 – через Интернет-архив .
- ^ Кемаль Оке, Монетный двор (август 1982 г.). «Османская империя, сионизм и вопрос о Палестине (1880-1908)». Международный журнал исследований Ближнего Востока . 14 (3). Кембридж и Нью-Йорк : Издательство Кембриджского университета : 329–341. дои : 10.1017/S0020743800051965 . JSTOR 163676 . S2CID 162661505 .
- ^ Коул, Хуан Р.И. (1981). «Мухаммад Абдо и Рашид Рида: Диалог о вере бахаи» . Мировой порядок . 15 (3): 11.
- ^ Шарбродт, Оливер (2008). Ислам и вера бахаи: сравнительное исследование Мухаммада Абдо и Абдул-Баха Аббаса . Рутледж. ISBN 9780203928578 .
- ^ Коул, Хуан Р.И. (1983). «Рашид Рида о вере бахаи: утилитарная теория распространения религий» . Ежеквартальный журнал арабских исследований . 5 (2): 278.
- ^ Эффенди, Шоги (1944). Бог проходит мимо . Уилметт, Иллинойс, США: Издательский фонд Бахаи. п. 193. ИСБН 0-87743-020-9 .
- ^ Коул, Хуан Р.И. (1983). «Рашид Рида о вере бахаи: утилитарная теория распространения религий» . Ежеквартальный журнал арабских исследований . 5 (2): 282.
Ссылки
[ редактировать ]- Бензин, Рашид (2008). Новые мыслители ислама . Париж : Издания Альбина Мишеля . ISBN 978-2-226-17858-9 .
- Блэк, Энтони (2001). История исламской политической мысли . Нью-Йорк : Рутледж . ISBN 0-415-93243-2 .
- Седжвик, Марк (2009). Мухаммад Абдо . Оксфорд : Публикации Oneworld . ISBN 978-1-85168-432-8 .
- Ватт, В. Монтгомери (1985). Исламская философия и теология . Эдинбург : Издательство Эдинбургского университета . ISBN 0-7486-0749-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кристофер де Беллег , «Мечты об исламском либерализме» (рецензия на Марву Эльшакри, Читая Дарвина по-арабски, 1860–1950 ), The New York Review of Books , vol. LXII, нет. 10 (4 июня 2015 г.), стр. 77–78.
- Висса, Карим (1989). «Масонство в Египте 1798-1921: исследование культурных и политических встреч». Бюллетень Британского общества ближневосточных исследований . 16 (2). Тейлор и Фрэнсис : 143–161. дои : 10.1080/13530198908705494 . JSTOR 195148 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1849 рождений
- 1905 смертей
- Египетские судьи XIX века
- Мусульманские ученые ислама XIX века
- Мусульманские богословы XIX века
- Философы XIX века
- Египетские писатели XIX века.
- Выпускники Университета Аль-Азхар
- Арабские активисты за независимость
- Арабские люди из Османской империи
- Арабские мусульманские ученые-сунниты ислама
- Египетские масоны
- Египетские реформаторы
- Египетский народ курдского происхождения
- Египетский народ турецкого происхождения
- Египетские мусульманские ученые-сунниты ислама
- Великие муфтии Египта
- Исламские ученые
- Муджаддид
- Османские арабские националисты
- Османские мусульмане-сунниты
- Панарабизм
- Люди восстания Ураби