Суфийская метафизика
Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( Май 2016 г. ) |
Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Часть серии о |
ислам |
---|
В исламской философии суфийская метафизика сосредоточена на концепции وحدة , вахда , «единства» или توحيد , таухид . две основные суфийские В этой теме преобладают философии. Вахдат аль-вуджуд буквально означает «Единство Существования» или «Единство Бытия». [ 1 ] Вуджуд , что означает «существование» или «присутствие», здесь относится к Богу . С другой стороны, вахдат аль-шухуд , что означает «аппарентизм» или « монотеизм свидетельства», утверждает, что Бог и его творение полностью разделены.
Некоторые ученые утверждают, что разница между двумя философиями различается только семантикой и что вся дискуссия представляет собой просто набор «словесных споров», возникших из-за двусмысленности формулировок . Однако концепция связи Бога и Вселенной до сих пор активно дискутируется как среди суфиев, так и между суфиями и мусульманами -несуфиями .
Вахдат аль-Вуджуд (единство существования)
[ редактировать ]Мистический мыслитель и теолог Абу Саид Мубарак Махзуми обсудил эту концепцию в своей книге « Тохфа Мурсала» . [ 2 ] Андалузский . суфийский святой Ибн Сабин [ 3 ] Известно также, что он использует этот термин в своих произведениях. Но суфийский святой , который наиболее характерен в обсуждении идеологии суфийской метафизики в самых глубоких деталях, - это Ибн Араби . [ 4 ] Он использует термин вуджуд для обозначения Бога как Необходимого Существа . Он также приписывает этот термин всему, кроме Бога, но настаивает на том, что вуджуд не относится к вещам, находящимся в космосе, в каком-либо реальном смысле. Скорее, вещи заимствуют вуджуд у Бога , так же как земля заимствует свет у Солнца .
Вопрос в том, как можно по праву отнести вуджуд к вещам, также называемым « сущностями » (айян). С точки зрения танзиха заявляет , Ибн Араби что вуджуд принадлежит только Богу , и, по его знаменитой фразе, вещи «никогда не пахли вуджудом». С точки зрения ташбиха он утверждает, что все вещи являются самораскрытием вуджуда ( таджалли ) или самопроявлением (цохур). В общем, все вещи суть «Он/не Он» (хова/лахова), то есть они одновременно являются Богом и не Богом, и вуджудом, и не вуджудом. [ 5 ] В этой книге «Фусус-аль-Хикам» [ 6 ] [ 7 ] Ибн-э-Араби утверждает, что «вуджуд является непознаваемой и недоступной основой всего, что существует. Только Бог является истинным вуджудом, в то время как все вещи пребывают в небытии, так же только вуджуд не ограничен (мутлак), в то время как все остальное ограничено, ограничено». Вуджуд — это абсолютная, бесконечная, неограниченная реальность Бога, в то время как все остальные остаются относительными, конечными и ограниченными».
Учение Ибн Араби о вахдат уль вуджуд фокусируется на эзотерической ( батин ) реальности существ вместо экзотерического ( захир ) измерения реальности. Поэтому он интерпретирует, что вуджуд — это одна и уникальная реальность, из которой происходит вся реальность. Внешний мир чувственных объектов — лишь мимолетная тень Реального (аль-Хака), Бога. Только Бог является всеобъемлющей и вечной реальностью. Все, что существует, является тенью ( таджалли ) Реального и не является независимым от Бога. Это суммировано словами Ибн Араби : « Слава Тому, кто создал все вещи, будучи Сам их сущностью (айнуха)». [ 8 ]
Назвать вуджуд, или Реальное Существо, «единым», значит говорить о единстве Сущности. Другими словами, это значит сказать, что Бытие — Свет само по себе — не ограничено (мутлак), то есть бесконечно и абсолютно , неопределённо и неопределимо, неотчётливо и неразличимо. Напротив, все, кроме Бытия – каждая существующая вещь (мауджуд) – отлична , определена и ограничена (мукайад). Реальное несравненно и трансцендентно, но оно раскрывает себя (таджалли) во всех вещах, поэтому оно также подобно и имманентно. Оно обладает такой полной неразграниченностью, что не ограничено неразграничением. «Бог обладает Неограниченным Бытием, но никакое ограничение не мешает Ему от ограничения. Напротив, Он обладает всеми ограничениями, поэтому Он есть неограниченное ограничение» [ 5 ] [ 9 ] На высшем уровне вуджуд – это абсолютная и неограниченная реальность Бога, «Необходимого Существа» (ваджиб аль-вуджуд), которое не может не существовать. В этом смысле вуджуд обозначает Сущность Бога или Реальность (дхат аль-хакк), единственную реальность, которая реальна во всех отношениях. На более низких уровнях вуджуд является основной субстанцией «всего, кроме Бога» (масиваАллах) - именно так Ибн Араби и другие определяют «космос» или «вселенную» (аль-алам). Следовательно, во вторичном значении термин вуджуд используется как сокращение для обозначения всего космоса , всего сущего. Его также можно использовать для обозначения существования всего и вся, что есть во вселенной . [ 10 ]
» Бога «имена» или « атрибуты С другой стороны, — это отношения, которые можно различить между Сущностью и космосом . Они известны Богу, потому что Он знает каждый объект познания, но они не являются существующими сущностями или онтологическими качествами, поскольку это подразумевало бы множественность божества. [ 4 ] [ 9 ]
Ибн Араби использовал термин «излияние» (файд) для обозначения акта творения. Его сочинения содержат выражения, показывающие различные стадии творения, причем это различие просто логическое, а не фактическое. Ниже приведены подробности его видения творения в три этапа: Святое Излияние (аль-файд аль-акдас), Священное Излияние (аль-файд аль-мукаддас) и Постоянное Излияние (аль-файд аль-мустамирр). [ 11 ] Вахдат аль-вуджуд распространился через учения суфиев, таких как Куньяви, Джанди, Тилимсани, Кайшари, Джами и т. д. [ 12 ]
Известный ученый Мухибулла Аллахабади решительно поддержал эту доктрину. [ 13 ]
Сахал Сармаст и Булле Шах, два суфийских поэта из современного Пакистана, также были ярыми последователями Вахдат аль-вуджуда. Это также связано с философией Хама Уст ( персидское означает «Он единственный») в Южной Азии.
Ташкик
[ редактировать ]Ташкик или градация [ 14 ] тесно связан с садрианской интерпретацией [ 15 ] вахдат аль-вуджуд. Согласно этой школе, реальность и существование идентичны, что означает, что существование едино, но имеет градацию интенсивности. Этой методологии было присвоено название ташкик аль-вуджуд, и она, таким образом, объясняет, что существуют градации существования, которые стоят в обширной иерархической цепи бытия (маратиб аль-вуджуд) от пола (фарш) до божественного трона (арш), но Вуджуд каждой существующей махии есть не что иное, как степень единой реальности вуджуда, источником которой является Бог, абсолютное существо (аль-вуджуд аль-мутлак). Что отличает вуджуд разных существ, так это не что иное, как вуджуд различной степени силы и слабости. Вселенная представляет собой не что иное, как различные степени силы и слабости вуджуда, начиная от интенсивной степени вуджуда архангельских реальностей до тусклого вуджуда скромного праха, из которого был создан Адам. [ 16 ]
Оппозиция Вахдат аль-Вуджуд
[ редактировать ]Суфийская метафизика подвергалась критике со стороны большинства несуфиев; в Аль-Андалусе , где большинство мусульманских ученых были либо захиритами , либо маликитами, предпочитавшими ашаритское вероучение , суфийская метафизика считалась богохульством, а ее практикующие вносились в черный список. [ 17 ] Последователи ашаритской веры на востоке также часто с подозрением относились к суфизму, чаще всего ссылаясь также на суфийскую метафизику. [ 17 ] Однако важно отметить, что Ибн Араби находился под влиянием Аль-Газали, который сам был решительным сторонником ашаритского вероучения.
Оппозиция внутри суфизма
[ редактировать ]Как доктрина вахдат аль-вуджуд также не обошлась без разногласий и оппозиции внутри суфийского сообщества, некоторые члены которого отреагировали на его концептуальное появление формулированием конкурирующих доктрин. Одним из примеров был вахдат ас-шухуд , который был сформулирован Ала ад-Даулой Симнани (1261–1336) и впоследствии привлек множество последователей в Индии, в том числе Ахмеда Сирхинди (1564–1624), который предоставил некоторые из наиболее широко распространенные формулировки этой доктрины на Индийском субконтиненте. [ 12 ] [ 18 ] Сирхинди писал, что следует отличать существование вселенной от абсолюта и что абсолют существует не благодаря существованию, а благодаря своей сущности. [ 19 ]
Ответ на критику
[ редактировать ]Некоторые более поздние суфии, такие как Шах Валиулла Дехлави (1703–1762), пытались примирить доктрины вахдат аль-вуджуд (единство бытия) Ибн Араби и вахдат аш-шухуд (единство совести) Сирхинди, преуменьшая различия между два из них основаны больше на терминологии, чем на содержании. [ 20 ]
Суфии XIX века, такие как Пир Мехер Али Шах и Сайед Вахид Ашраф , тем временем отмечали, что эти две концепции различаются только тем, что вахдат-аль-вуджуд утверждает, что Бог и Вселенная не идентичны. [ 21 ] [ 22 ]
Обвинения в пантеизме
[ редактировать ]Часть серии о |
Ибн Араби |
---|
Термин вахдат аль-вуджуд как критическое мистическое понятие был приписан Ибн Араби впервые в полемике Ибн Таймийи (ум. 1328). [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] хотя он и не использовал его в своих произведениях. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Это вызывает большие споры среди ваххабитских и салафитских сект ислама. [ 33 ] [ 34 ]
Они обвинили Ибн Араби в том, что он придерживается пантеистических или монистических взглядов, несовместимых с чистым монотеизмом ислама . [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] Однако, по мнению ряда ученых, в том числе аш-Шарани (ум. 573/1565) и Абд ар-Рауфа аль-Мунави (ум. 1031/1621), книги Ибн Араби были изменены и искажены некоторыми анонимными отступниками и еретиками, в связи с чем ему приписывались многие изречения и убеждения, не соответствующие тому, что он на самом деле писал. [ 40 ] [ 41 ]
Сторонники вахдат аль-вуджуда, такие как Абд аль-Гани ан-Набулси , Абд ар-Рауф б. Али аль-Фансури , Сейед Хоссейн Наср , Мир Валиуддин и Титус Буркхардт не согласны с тем, что вахдат аль-вуджуд отождествляется с пантеизмом. Наср, например, считает, что термины пантеизм и монизм не эквивалентны вахдат аль-вуджуд. [ 42 ] [ 43 ] Идеи, подобные пантеизму, существовали с ранних стадий ислама. Джам [ нужны разъяснения ] пишет, что Бог находится «на небесах, на земле и в каждом месте; нет места, где бы Его не было (...)» и «Он находится во всем, ни смежном, ни разделенном». Эта позиция подвергается критике со стороны Ахмада ибн Ханбала. [ нужны разъяснения ] . [ 44 ]
Вахдат аль-Мауджуд
[ редактировать ]В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
В исламской философии вахдат аль-мауджуд — это концепция внутреннего единства всего сотворенного. Эту концепцию можно рассматривать как аналогию пантеизма или связанную с ней , поскольку она не учитывает какого-либо разделения между божественным и материальным миром. [ 45 ]
Источник
[ редактировать ]Некоторые полагают, что вахдат аль-мавджуд берет свое начало из греческой философии, например, из утверждения Гераклита о том, что «Бог есть день и ночь, зима и лето, много и мало, твердое и жидкое». [ 45 ]
Отношение к вахдат аль-вуджуд
[ редактировать ]Иногда его рассматривают как противоположность вахдат аль-вуджуд , концепции, которая представляет Бога как единственную истинную реальность, а материальную вселенную как иллюзию, исходящую от Бога. Иногда это описывается как концепция, согласно которой существование движется к духовному единству, но остается множественным. [ нужна ссылка ] При таком понимании люди могут стать аль-Инсаном аль-Камилем и достичь мудрости Бога. [ нужна ссылка ]
Другие, однако, понимают вахдат аль-вуджуд и вахдат аль-мауджуд как одно и то же. [ 45 ]
Аль Халладж
[ редактировать ]Некоторые связывают эту концепцию с Мансура аль-Халладжа высказыванием « Анал Хак » («Я есть Истина»). [ 45 ]
Шейх Сити Дженар
[ редактировать ]Шейх Сити Дженар или Сунан Лемах Абанг, согласно рукописям Бабад Танах Джави («История земли Ява»), является одним из девяти Вали Санги («Девяти святых»), которым индонезийская легенда приписывает установление ислама как доминирующая религия среди яванцев .
Его учение manunggaling kawula gusti (союз человека и Бога) вызвало сопротивление со стороны Вали Санги и султаната Демак .
См. также
[ редактировать ]- Абу Саид Мубарак Махзуми
- Ахмад ибн Ханбал – мусульманский ученый, юрист и богослов (780–855).
- Аль Акбария (суфийская школа)
- Акида
- Эманационизм
- Бог говорит: тема творения и его цель - Религиозная книга Мехера Бабы
- Божий престол в исламе
- Джам бин Сафван - исламский теолог (ок. 696–745 гг. Н. Э.)
- Философия иллюзиониста
- Шейх Бедреддин – мистик и революционер (1359–1420).
- Ширк (ислам)
- Суфийская космология
- Суфийско-салафитские отношения
- Султан Баху
- Таухид
- Универсальный разум
- Однозначность бытия
- Адвайта Веданта
- Вахдат аль-Мауджуд - часть суфийской исламской философии.
- Аль-Халладж
- Анальный Хак
- Ахам Брахмасми
- Вали Санга
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Искусство, Тресси, изд. (2014). Оксфордский словарь арабского языка . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199580330 .
- ^ Тохфа Мурсала, автор Абу Саид Мубарак Махзуми . yanabi.com. Архивировано из оригинала 18 мая 2016 года.
- ^ SH Наср (2006), Исламская философия от ее истоков до наших дней: Философия в стране пророчеств , State University of New York Press, стр. 156
- ^ Jump up to: а б «Ибн аль-Араби, Мухий ад-Дин (1164-1240)» . www.muslimphilosophy.com .
- ^ Jump up to: а б Воображаемые миры, Уильям Чииттик (1994), стр.53.
- ^ Ибн Араби. Фасус-аль-Хикам (PDF) .
- ^ Ибн-э-Араби. Фасус-аль-Хикам .
- ^ «История мусульманской философии, стр. 409» .
- ^ Jump up to: а б Читтик, Уильям (24 февраля 2020 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через Стэнфордскую энциклопедию философии.
- ^ Воображаемые миры, Уильям Чииттик (1994), стр.15.
- ^ «Единство бытия у Ибн Араби» .
- ^ Jump up to: а б Сейед Хосейн Наср, Исламская философия от ее истоков до наших дней (2006), стр. 76
- ^ Хади, Наби (1995). «Муххиббулла Илахабади, шейх» . Словарь индо-персидской литературы . Публикации Абхинава. п. 427. ИСБН 978-81-7017-311-3 . Проверено 10 ноября 2014 г.
- ^ Moris, Zailan (5 November 2013). tashkik . ISBN 9781136858598 .
- ^ «индекс» . www.muslimphilosophy.com .
- ^ Сейед Хосейн Наср, Исламская философия от ее истоков до наших дней, стр. 78
- ^ Jump up to: а б Александр Д. Кныш, Ибн Араби в поздней исламской традиции . Стр. 169. Издательство Государственного университета Нью-Йорка : Олбани , 1999.
- ^ Книга Сайеда Вахида Ашрафа «Тасаввуф» на урду.
- ^ МактубатРабания
- ^ Г.Н. Джалбани, Учение шаха Валиуллы из Дели , стр. 98.
- ^ TehqiqulHaq fi KalamatulHaq, книга ПирМехера Али Шаха.
- ^ «Тасаввуф», книга Сайеда Вахида Ашрафа на урду.
- ^ Амин Банани; Ричард Ованнисян ; Жорж Сабах, ред. (1994). Поэзия и мистика в исламе: наследие Руми . Издательство Кембриджского университета . п. 70. ИСБН 9780521454766 .
- ^ Ибрагим М. Абу-Раби (2008). Духовное измерение «Рисале-и Нур» Бедиуззамана Саида Нурси . СУНИ Пресс . п. 295. ИСБН 9780791474747 .
Имя Ибн Араби часто появляется в работах Нурси в связи с доктриной вахдат аль-вуджуд, доктриной, которой, по его мнению, следует избегать. Хотя эта фраза имеет тенденцию связываться с именем Ибн Араби как его сторонниками, так и недоброжелателями, к ней следует относиться с большой осторожностью.
- ^ Уильям К. Читтик . «Вахдат аль-Вуджуд в Индии» (PDF) . Институт философии РАН . Университет Стоуни-Брук .
Сам по себе вахдат аль-вуджуд не обозначает какую-либо конкретную доктрину. С течением времени оно приобрело различные значения в зависимости от того, кто его использовал. Конечно, когда возникали споры, обычно упоминалось имя Ибн Араби. Тем не менее, не существует доктрины, которую он или кто-либо из его ранних последователей назвал бы вахдат аль-вуджуд.
- ^ «Вуджуд» . www.iis.ac.uk. Институт исмаилитских исследований . Архивировано из оригинала 10 сентября 2021 года.
Ибн аль-Араби (ум. 638/1240) считается отцом концепции вахдат аль-вуджуд (единство бытия).
- ^ Уильям К. Читтик (2012). В поисках потерянного сердца: исследования исламской мысли . СУНИ Пресс . п. 73. ИСБН 9781438439358 .
Но сам Ибн аль-Араби, насколько известно, никогда не использовал термин вахдат аль-вуджуд в своем огромном корпусе сочинений», хотя он часто обсуждал вуджуд и тот факт, что его можно описать как обладающий атрибутом единства. или единство...
- ^ Дэвид Ли (2015). «Питер Г. Ридделл (Предисловие)». Контекстуализация суфийской духовности в Китае семнадцатого и восемнадцатого веков: роль Лю Чжи (ок. 1662-ок. 1730) . Wipf и Stock Publishers . п. 45. ИСБН 9781498225229 .
Историю термина вахдат аль-вуджуд резюмирует Читтик : Этот термин не встречается в трудах Ибн аль-Араби.
- ^ Амин Банани; Ричард Ованнисян ; Жорж Сабах, ред. (1994). Поэзия и мистика в исламе: наследие Руми . Издательство Кембриджского университета . п. 81. ИСБН 9780521454766 .
Но Ибн аль-Араби никогда не использует термин вахдат аль-вуджуд, а Кунави упоминает его лишь вскользь.
- ^ «Ибн Араби (Стэнфордская энциклопедия философии)» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 20 июня 2013 года.
Ибн Араби обычно называют основателем доктрины вахдат аль-вуджуд, единства бытия или единства существования, но это вводит в заблуждение, поскольку он никогда не использует это выражение.
- ^ «Единство Бытия (вахдат аль-вуджуд)» . Общество Мухиддина ибн Араби (МИАС) . Архивировано из оригинала 10 сентября 2021 года.
Среди специалистов по Ибн Араби существует широкое согласие в том, что он не использовал термин вахдат аль-вуджуд (Единство бытия или единство существования) в своих собственных трудах и, следовательно, не использовал это выражение в своих трудах. его суфийское философское учение. Первым, кто использовал его, через несколько десятилетий после смерти Ибн Араби в конце 7-го и начале 8-го века по календарю хиджры, был Ибн Таймия, который использовал этот термин негативно, как критику и осуждение.
- ^ «Ибн Араби (Стэнфордская энциклопедия философии)» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 10 сентября 2021 года.
Первым автором, заявившим, что Ибн Араби верил в вахдат аль-вуджуд, похоже, был ханбалитский полемист Ибн Таймия (ум. 1328), который назвал это хуже, чем неверие.
- ^ «Мученичество аль-Халладжа и единство существования: осуждающие и поощряющие» (PDF) . Университет Кебангсаан Малайзия (UKM) . Международный журнал исламской мысли (IJIT). п. 106.
Вахдат аль-вуджуд – это очень полемическая тема, обсуждаемая в мире исламского тасаввуфа или суфизма со II века исламской истории. Этот вопрос продолжал обсуждаться время от времени до сегодняшнего дня.
- ^ «Мысль Ибн Араби о вахдат аль-вуджуд и ее значении для религиозного разнообразия» (PDF) . www.iis.ac.uk. Государственный исламский институт Матарам. п. 30.
ИСТОРИЯ развития исламской мысли была окрашена полемикой суфийского философского мышления, развитого Ибн Араби, выдающимся представителем доктрины единства бытия (вахдат аль-вуджуд).
- ^ Роджер С. Готлиб (2006). Оксфордский справочник по религии и экологии . Издательство Оксфордского университета . п. 210. ИСБН 9780199727698 .
- ^ «Мысль Ибн Араби о вахдат аль-вуджуд и ее значении для религиозного разнообразия» (PDF) . www.iis.ac.uk. Государственный исламский институт Матарам. стр. 60–61.
Многие мусульманские ученые считают Ибн Араби пантеистом. А. Е. Аффифи, например, считает его пантеистом и рассматривает этот тип суфизма как совершенный пантеизм. Фазлур Рахман также говорит, что учение Ибн Араби представляет собой систему, полностью монистическую и пантеистическую, противоречащую учению исламской ортодоксальности. Такого же мнения по этому поводу придерживаются Хамка и Ахмад Дауди.
- ^ Ричард Фольц (2003). Мировоззрение, религия и окружающая среда: глобальная антология . Cengage Обучение . п. 360. ИСБН 9780534596071 .
- ^ Международная ассоциация истории религий, Свободный университет Амстердама ; Instituut voor Godsdienstwetenschap, Университет Лидса (1987). Наука о религии . Том. 12. Институт изучения религии Свободного университета [и] факультет теологии и религиоведения Университета Лидса . п. 81.
Вахдат аль-вуджуд, «единство бытия», применяется к мистическому учению Ибн Араби (560/1165-638/1240), которое стало объектом резкой критики со стороны ортодоксальности.
- ^ Индийский институт исламских исследований (1982). Исследования ислама: Ежеквартальный журнал Индийского института исламских исследований . Том. 19. с. 233.
Его мистические теории не только получили поддержку большого числа последователей, но и стали объектом резкой критики со стороны ортодоксов (улема-и захир), для которых их толкователь был еретиком и отступником.
- ^ Стивен Хиртенштейн; Майкл Тирнан, ред. (1993). Мухиддин Ибн Араби (1165-1240 гг. н. э.): Том переводов и исследований, посвященный 750-летию его жизни и творчества . ООО «Элемент Букс» с. 311. ИСБН 9781852303952 .
- ^ «Постановление о человеке, претендующем на единодушие суннитов относительно такфира имама Мухиддина ибн аль-Араби » . Дар аль-Ифта Египта (на арабском языке). Архивировано из оригинала 23 июля 2021 года.
- ^ «Мысль Ибн Араби о вахдат аль-вуджуд и ее значении для религиозного разнообразия» (PDF) . www.iis.ac.uk. Государственный исламский институт Матарам. стр. 61–62.
- ^ Фарзин Вахдат (2015). Исламский этос и призрак современности . Гимн Пресс. п. 209. ИСБН 9781783084388 .
Таким образом, Наср отвергает интерпретацию онтологических доктрин вахдат аль-вуджуд (единство существования), в которой статус человека может быть повышен посредством символического путешествия к Божественному царству: «Пантеистические обвинения против суфиев ложны вдвойне, потому что, прежде всего, , пантеизм - это философская система, тогда как Мухий ад-Дин [Ибн Араби] и другие подобные ему никогда не заявляли, что следуют какой-либо «системе» или создают ее вообще, и, во-вторых, потому что пантеизм предполагает существенную преемственность между Богом и Вселенной [включая людей; ], тогда как шейх [Ибн аль-Араби] был первым, кто заявил об абсолютном превосходстве Бога над каждой категорией, включая субстанцию». Столкнувшись с трудностями в интерпретации понятия «единство существования», Наср далее писал, что вахдат аль-вуджуд не является ни пантеизмом, ни панентеизмом, ни экзистенциальным монизмом...
- ^ Моррис С. Сил Мусульманское богословие. Исследование происхождения со ссылкой на отцов церкви Грейт-Рассел-стрит, Лондон, 1964, с. 62
- ^ Jump up to: а б с д Рамли, Юсри Мохаммед (июнь 2013 г.). «Мученичество аль-Халладжа и единство существования: осуждающие и поощряющие» (PDF) . Международный журнал исламской мысли . 3 : 106–112. дои : 10.24035/ijit.03.2013.010 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- А, Яшар Очак. (1992) Маргинальный суфизм в Османской империи: Календерис (XIV-XVII вв.). Анкара: ТТК..