Jump to content

Джованни Франческо Страпарола

(Перенаправлено со Страпаролы )
Джованни Франческо Страпарола

Джованни Франческо « Джанфранческо » Страпарола , также известный как Зоан или Зуан Франческо Страпарола да Караваджо (ок. 1485–1558), [ 1 ] [ 2 ] был итальянским поэтом, коллекционером и автором рассказов. [ 3 ] Некоторое время в своей жизни он мигрировал из Караваджо в Венецию. [ 4 ] где он опубликовал сборник рассказов в двух томах под названием «Шутливые ночи» или «Приятные ночи» . В этот сборник вошли некоторые из первых известных в Европе печатных версий сказок в том виде, в каком они известны сегодня. [ 5 ] [ 2 ] [ 6 ]

Биография

[ редактировать ]

О жизни Страпаролы известно немногое, за исключением нескольких фактов, касающихся его опубликованных работ. [ 7 ] [ 8 ] Вероятно, он родился где-то около 1485 года в Караваджо, Италия (на Ломбардской равнине к востоку от Милана ). [ 9 ] [ 2 ] Однако о его жизни больше ничего не известно до 1508 года, когда его нашли в Венеции, где он подписал свое имя «Зоан» на титульном листе своей оперы «Нова де Зоан» Франческо Страпарола да Караваджо новаменте штампата ( «Новые произведения »). [ 10 ] [ 2 ]

Перед выпуском первого тома «Приятных ночей » Страпарола получил разрешение на публикацию от венецианских властей 8 марта 1550 года, хотя имя в разрешении гласит: «Зуан Франческо Сстрапарола да Караваджо». [ 11 ]

Говорят, что Страпарола умер в 1558 году. [ 2 ] Но смерть его могла наступить раньше, так как после тиража 1556 или 1557 года из произведения исчез гравюрный портрет автора, а также слова « All'instanza dall'autore » (по велению автора), типографа. будучи Комин да Трино, Венеция. [ 12 ] Это, возможно, могло привести к тому, что смерть Страпаролы наступила раньше 1558 года (Боттигхаймер предполагает, что это был 1555 год из-за чумы, разразившейся в то время). [ 13 ] [ 14 ] и в каком-то другом городе, кроме Венеции, поскольку его смерть не зарегистрирована в записях о смерти Венеции 1550-х или начала 1560-х годов. [ 15 ]

Будучи образованным человеком, не уроженцем Венеции, Страпарола, возможно, занимал должность учителя, личного секретаря или своего рода «писателя-призрака» для своего покровителя. [ 16 ]

Имя «Страпарола» вряд ли является настоящим именем Джованни Франческо. Боттигхаймер предполагает, что «Страпарола» — это прозвище, происходящее от итальянского глагола Straparlare , означающего «слишком много говорить» или «говорить чепуху». [ 17 ] [ 8 ] Зипес имеет имя, означающее «говорливый». Использование прозвища понятно, поскольку публикация сатирических произведений в Венеции шестнадцатого века часто представляла личную опасность для автора. [ 18 ] [ 8 ]

Сочинения

[ редактировать ]

Новые работы

[ редактировать ]

В Венеции в 1508 году Страпарола опубликовал свою вновь напечатанную Opera nova de Zoan Francesco Straparola da Caravazo ( «Новые произведения »), [ 19 ] [ 2 ] который содержал сонеты , страмотти (сатирические стихи), эпистре (послания) и капитоли (сатирическая поэзия). Оно было переиздано в 1515 году. [ 19 ]

Шуточные ночи

[ редактировать ]

В 1551 году [ 20 ] Также в Венеции Страпарола опубликовал первый том своего произведения « Le Piacevoli Notti Di M. Giovanfrancesco Straparola da Caravaggio» , которое часто переводят как «Приятные ночи» или «Шутливые ночи» , второй том этого произведения появился в 1553 году. [ 7 ] [ 2 ]

«Приятные ночи» - произведение, которым больше всего известен Страпарола, которое содержит в общей сложности семьдесят пять рассказов, басен и сказок (Страпарола, 1894, т. 1 - 25; т. 2 - 50). Сказки, или повести, [ 21 ] разделены на «Ночи», а не на главы, и напоминают тип повествовательного изложения в » Боккаччо «Декамероне (1350–1352). Эта презентация представляет собой собрание итальянских аристократов, мужчин и женщин, которые развлекаются пением песен, танцами и рассказыванием историй, причем «Приятные ночи» дополнены загадками (загадками). [Сравните Боккаччо 2010 со Страпаролой 1894.]

Один рассказ из второй книги «Приятных ночей », «Ученик портного» или «Маэстро Латтанцио и его ученик Диониджи» (Страпарола, 1984, том 2, 102–110), был удален через несколько лет после первого появления во втором томе. благодаря церковному влиянию, [ 22 ] при этом вся коллекция вошла в ряд указателей запрещенных книг между 1580 и 1624 годами. [ 23 ] [ 24 ]

Утверждается, что многие истории в «Приятных ночах» были взяты из более ранних произведений, в частности, у Джироламо Морлини, юриста 15-16 веков из Неаполя, чьи новеллы, фабулы, комедии появились в 1520 году. [ 25 ] Сегодня, по крайней мере, в одном случае имя Джироламо Морлини в печати ассоциируется с «Шуткими ночами» . [ 26 ]

Если поверить ему на слово, Страпарола никогда этого не отрицал. В Посвящении в начале второго тома Страпарола писал, что рассказы «... написанные и собранные в этом томе [только том 2?] не являются моими, а являются товарами, которые я преступно отобрал у этого человека и того По правде говоря, я признаюсь, что они не мои, и если бы я сказал иначе, я бы солгал, но тем не менее я добросовестно изложил их в соответствии с тем, как их рассказывали собравшиеся вместе дамы, дворяне, ученые люди и джентльмены. для отдыха ». [ 27 ] Зипес даже однажды упомянул, что « Страпарола не был оригинальным писателем ». [ 28 ] В Италии эпохи Возрождения часто случалось, что использование «рамочной сказки» позволяло автору уклониться от некоторой критики за публикацию рассказов других писателей, отказываясь от оригинального авторства, заявляя, что они записывали только то, что слышали. [ 29 ]

Хотя это Посвящение подписано «От Джованни Франческо Страпаролы», Боттигхаймер предполагает, что изменения в стиле повествования между первым и вторым томом, как внутри самих рассказов, так и в рамках повествования, подразумевают, что кто-то другой, а не Страпарола, мог работать над вторым томом или закончить его. , взяв наугад несколько рассказов из «Новеллеи» Морлини . [ 30 ]

» Страпаролы «Приятные ночи — первое известное произведение, в котором сказки в том виде, в каком они известны сегодня, появились в печати. [ 5 ] Зипсы [ 23 ] перечисляет их как:

Цифры в скобках относятся к тому и страницам Страпаролы 1894 г. Почему не включены «Ливоретто» [1: 110–125] и «Адамантина и кукла» [1: 236–245] не поясняется.

Изобретение сказки о подъеме

[ редактировать ]

Что касается сюжетов, используемых в сказках, было высказано предположение, что Страпарола мог создать «сюжет о подъеме» или «сказку о подъеме», который часто можно увидеть в современных сказках. Сюжет «возвышения» берет бедного человека - мужчину или женщину, девушку или мальчика - и с помощью магии они получают брак, который ведет к богатству: «тряпки-магия-брак-богатство». [ 31 ] [ 29 ] Однако это еще предстоит установить удовлетворительно. [ 32 ]

К историям Страпаролы, которые можно отнести к «историям восхождения», относятся «Петр-дурак»: [ 33 ] благодаря покровительству говорящей рыбы и ее магических сил городской дурак становится королем; «Фортунио и Сирена»: [ 34 ] мальчик-сирота использует магические силы, переданные ему животными, чтобы обеспечить королевский брак; «Адамантина и кукла»: [ 35 ] волшебная кукла помогает двум женщинам заключить королевский брак; и «Константино Фортунато»: [ 36 ] говорящая кошка обретает брак и богатство для своего хозяина.

Влияние на более поздних писателей

[ редактировать ]

Мадам. Известно, что де Мюрат (1670–1716), сама писательница сказок, в 1699 году заметила, что «все, включая ее самого, брали свои рассказы из «Страпаролы»». [ 37 ] Некоторые сказки Страпаролы или их сюжетные элементы действительно можно встретить в произведениях более поздних авторов. Обратите внимание, что сами по себе эти сходства не подтверждают утверждение о том, что какой-либо из сюжетов или сюжетных линий в «Приятных ночах» принадлежит Страпароле.

» Джамбаттисты Базиля (1575?–1632) « Перуонто и «Дельфин» г-жи д'Ольнуа (1650?–1705) содержат большую часть той же сюжетной линии, что и «Петр-дурак» Страпаролы, хотя два первых пронизаны дополнительной моралью. : глупый/уродливый главный герой выпускает рыбу/дельфина с магическими способностями, которые дают все, что от него просят. (Сравните Basile 2007, 32–41 и d'Aulnoy 1892, 509–535 со Straparola 1894, 1: 102–110.)

И «Кальюзо» Базиля, и » Шарля Перро «Главный кот, или Кот в сапогах (1628–1703) следуют тем же сюжетным линиям, что и «Константино Фортунато» Страпаролы: главный герой наследует говорящую кошку, которая получает для нее королевский брак и богатство. его хозяин. (Сравните Basile 2007, 145–150 и Perrault 1969, 45–57 со Straparola 1894 2: 209–214.)

«Дер Эйзенханс» («Железный Джек») в «Гримме» (1785–1863 и 1786–1859) содержит тот же основной сюжет, что и «Гуэррино и дикарь»: главному герою в его поисках помогает дикий или дикаря, которого он освобождает. (Сравните Grimm 1972, 612–620 со Straparola 1894 1: 221–236.) Братья Гримм никогда не изобретали сказок, они исключительно собирали и публиковали сказки, которые передавались из поколения в поколение. Этот факт указывает на то, что «Гуэррино» — это одна из собраний Страпаролы, а не одна из придуманных им литературных сказок .

Сюжет «Анчилотто» Страпаролы внимательно, с некоторыми отличающимися деталями, повторяется в «Танцующей воде, поющем яблоке и говорящей птице» из сборника Джозефа Джейкобса 1916 года: предотвратить встречу короля со своим дети, их отправляют на почти невозможные поиски. (Сравните Straparola 1894 vol. 1: 186–198 с Jacobs 1916, 51–65.) В этом же сборнике Джейкоба есть рассказ «Мастер-вор», который следует тому же сюжету, что и «Кассандрино-вор» Страпаролы: судья или лорд заставляет вора доказать, насколько он хорош, или его убьют. (Сравните Jacobs 1916, 121–128 со Straparola 1894 1: 20–27.)

«Гусь» Базиля следует той же сюжетной линии, что и «Адамантина и кукла» Страпаролы: кукла/гусь, дарующая награду двум бедным сестрам, в конечном итоге приводит их к королевскому браку. (Сравните Basile 2007, 397–401 со Straparola 1894 1: 236–245.)

Итало Кальвино был вдохновлен Страпаролой при создании своей работы Fiabe italiane .

Работы Страпаролы

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Боттигхаймер 2002 , стр. 45.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Зипес 2015 , с. 599.
  3. ^ Боттигхаймер 2002 , стр. 30 и 78.
  4. ^ Боттигхаймер 2012 , с. 15.
  5. ^ Перейти обратно: а б Боттигхаймер 2012 , с. 7.
  6. ^ Страпарола 1894 , с. xii.
  7. ^ Перейти обратно: а б Боттигхаймер 2012 , с. 13.
  8. ^ Перейти обратно: а б с Страпарола 1894 , с. xi.
  9. ^ Боттигхаймер 2012 , с. 41.
  10. ^ Боттигхаймер 2002 , стр. 45–46.
  11. ^ Боттигхаймер 2002 , стр. 106–107.
  12. ^ Боттигхаймер 2002 , с. 117.
  13. ^ Боттигхаймер 2002 , с. 45, 81.
  14. ^ Кроушоу 2014 , с. 10.
  15. ^ Боттигхаймер 2002 , с. 81.
  16. ^ Боттигхаймер 2012 , с. 17.
  17. ^ Боттигхаймер 2002 , с. 46.
  18. ^ Сермини, Martone & Martone 1994 , стр. IX.
  19. ^ Перейти обратно: а б Боттигхаймер 2002 , с. 68.
  20. ^ Боттигхаймер 2002 , с. 78.
  21. ^ Зипес 2015 , с. 463.
  22. ^ Боттигхаймер 2002 , с. 30.
  23. ^ Перейти обратно: а б Зипес 2015 , с. 465.
  24. ^ Боттигхаймер 2002 , с. 121.
  25. ^ Боттигхаймер 2002 , с. 82.
  26. ^ Страпарола 1923 .
  27. ^ Страпарола 1894 , стр. 1:, 2:.
  28. ^ Зипес 1997 , с. 178.
  29. ^ Перейти обратно: а б Боттигхаймер 2012 , с. 21.
  30. ^ Боттигхаймер 2002 , с. 111.
  31. ^ Боттигхаймер 2009 , стр. 11–13.
  32. ^ Франциско 2010 .
  33. ^ Страпарола 1894 , стр. т.1:102-110.
  34. ^ Страпарола 1894 , стр. 1:140-152.
  35. ^ Страпарола 1894 , стр. 1:236-245.
  36. ^ Страпарола 1894 , стр. 2:209-214.
  37. ^ Боттигхаймер 2009 , с. 61.
С цитатами выше
Без цитат выше
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b0aca1aed3e9b90283d73633490583b4__1712789880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/b4/b0aca1aed3e9b90283d73633490583b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Giovanni Francesco Straparola - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)