Элагабал (божество)
Элагабал ( / ˌ ɛ l ə ˈ ɡ æ b ə l ə s / ), Aelagabalus , Heliogabalus , ( / ˌ h iː l i ə ˈ ɡ æ b ə l ə s / ) или просто Элагабал ( арамейский : 𐡁𐡐𝐡) ʾĕlāhgabāl или 𐡁𐡋𐡄𐡀𐡂𐡀𐡋 ʾĕlāhaʾgabāl ; [ 1 ] Арабский : إله الجبل Илах аль-Джабаль , оба буквально означают «Бог горы») — арабо - римский бог солнца . [ 2 ] Первоначально почитался в Эмесе (современный Хомс ) , Сирия . Хотя существовало множество вариаций этого имени, бога постоянно называли Элагабалом на римских монетах и надписях, начиная с 218 года нашей эры, во время правления императора Элагабала . [ 3 ]
Культ
[ редактировать ]Первоначально Элагабала почитали в Эмесе в Сирии арабская династия Эмесанов , где жрецами выступала . Имя представляет собой латинизированную форму арабского слова « Илах аль-Джабаль » («إله الجبل»), эмесенского проявления божества, что по-арабски означает «Бог горы». [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Элагабал был религиозным «господином» или Баалом Эмесы. [ 4 ] Божество успешно сохранило арабские черты как в своих именах, так и в изображениях. [ 8 ]
Культ божества распространился на другие части Римской империи почитали его как Элагабалоса (Ἐλαγάβαλος Elagábalos во втором веке, где греки Элагабала ), а римляне — . Например, посвящение было найдено даже в Вердене , в современных Нидерландах . [ 9 ]
В Риме
[ редактировать ]Культовый камень или баэтил был доставлен в Рим императором Элагабалом , который до своего воцарения был потомственным первосвященником в Эмесе и обычно назывался Элагабалом в честь божества. [ 10 ] Сирийское божество было ассимилировано с римским богом солнца, известным как Сол , и стало известно как Sol Invictus («непокоренное Солнце»). среди римлян [ 11 ]
Храм под названием Элагабалий был построен на восточной стороне Палатинского холма для размещения священного камня храма Эмеса, черного конического метеорита . [ 12 ] Иродиан пишет об этом камне:
Этому камню поклоняются так, как будто он был послан с небес; на нем отмечены небольшие выступающие части и отметки, которые людям хотелось бы верить в грубое изображение солнца, потому что именно такими они его видят. [ 13 ]
Иродиан также рассказал, что Элагабал заставлял сенаторов смотреть, как он танцевал вокруг алтаря своего божества под звуки барабанов и кимвалов. [ 12 ] и во время каждого летнего солнцестояния отмечался большой праздник, популярный среди масс из-за раздачи еды. [ 14 ] во время которого он поместил святой камень на колесницу, украшенную золотом и драгоценностями, и проехал по городу:
Божество везла колесница из шести лошадей, лошади огромные и безупречно белые, с дорогой золотой фурнитурой и богатыми украшениями. Никто не держал поводьев, и никто не ехал в колеснице; повозку сопровождали так, как если бы возничим был сам бог. Элагабал бежал назад перед колесницей, лицом к богу и держа поводья лошадей. Он проделал весь путь в обратном порядке, глядя вверх в лицо своего бога. [ 14 ]
Описание Иродиана убедительно свидетельствует о том, что культ Эмесен был вдохновлен вавилонским праздником Акиту . [ 15 ]
По словам Кассия Диона , император также пытался осуществить союз римской и сирийской религии под верховенством своего божества, которое он поставил даже выше Юпитера . [ 16 ] и которому он назначил в жены Астарту , Минерву или Уранию , или некоторую комбинацию из трех. [ 14 ] Самые священные реликвии римской религии были перенесены из соответствующих святынь в Элагабалий, включая «эмблему Великой Матери , огонь Весты , Палладий , щиты Салии и все , что римляне считали священным». Сообщается, что он также заявил, что евреи , самаритяне и христиане должны перенести свои обряды в его храм, чтобы он « мог включать в себя тайны всех форм поклонения». [ 17 ]
По словам Иродиана, после того, как император был убит в 222 году, его религиозные указы были отменены, и культ Элагабала вернулся в Эмесу. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Липинский, Эдвард (2011). «Элаха Габал из Эмесы в историческом контексте» . Латомус . 70 (4): 1081–1101. ISSN 0023-8856 . JSTOR 41547069 .
- ^ Шахид, Ирфан (1984). Рим и арабы . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс. п. 36. ISBN 0-88402-115-7 .
Точно так же, как языческий арабский культ бога солнца Эмесы является важным фоном для интереса Севери к религии, а в случае Элагабала - для установления арабского бога солнца в самом Риме.
- ^ Мартин Икс, Преступления Элагабала: Жизнь и наследие римского мальчика-императора-декадента (2011) с. 48
- ^ Jump up to: а б Болл, Уорик (2016). Рим на Востоке: трансформация империи . Рутледж. п. 37. ИСБН 9780415717779 .
- ↑ Журнал юридической папирологии , том 23, стр. 116: «и с надписью Пальмирены «Гора Бога» установлена спорная этимология имени «Элагабал» (илах ха-габал)»
- ^ Перевод слова «Бог» в англо-арабском словаре с транслитерацией арабского эквивалента: «ilah»: https://en.bab.la/dictionary/english-arabic/god
- ^ Перевод слова «гора» в англо-арабском словаре с транслитерацией арабского эквивалента: «gabal»: https://en.bab.la/dictionary/english-arabic/mountain
- ^ Боуман, Кэмерон, Гарнси (2008). Кембриджская древняя история: Том 12, Кризис империи, 193–337 гг . Издательство Кембриджского университета. п. 502. ИСБН 9780521850735 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ↑ Раннее посвящение Элагабалу , архивировано 26 января 2021 г.; надпись сейчас находится в городском музее Вердена.
- ^ Халсберг, Гастон Х. (1972). Культ Sol Invictus . Лейден: Брилл. п. 62.
- ^ Девламинк, Питер (2004). «Культ Sol Invictus: сравнительное исследование императора Элагабала (218–222) и императора Аврелиана (270–275)» (на голландском языке). Университет Гента . Проверено 7 августа 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Иродиан, Римская история, т.5. Архивировано 4 ноября 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Иродиан, Римская история , т.3.
- ^ Jump up to: а б с Иродиан, Римская история, т.6. Архивировано 4 ноября 2015 г. в Wayback Machine .
- ^ М. Геллер, «Последний клин», в Journal of Assyriology 87 (1997), стр. 43–95.
- ^ Кассий Дион, Римская история LXXX.11
- ^ История Августа , Жизнь Элагабала 3
- ↑ Иродиан, Римская история VI.6. Архивировано 20 августа 2007 г. в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- М. Петржиковский, «Религиозная политика императора Элагабала», в: Взлет и упадок римского мира II 16.3 (1986) 806–1825.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Elagabalus Sol Invictus, на Викискладе?
- Livius.org: Элагабал