Jump to content

Исаак Хирш Вайс

(Перенаправлено с Исаака Х. Вайса )
Портрет Исаака Гирша Вайса из Еврейской энциклопедии 1906 года.

Исаак (Исаак) Хирш Вайс также известный Вайс ( иврит : הירש ווייס ) (9 февраля 1815 — 1 июня 1905), был австрийским талмудистом и историком литературы , יצחק как Эйсик Хирш .

Получив элементарное обучение ивриту и Талмуду в различных чадорах своего родного города, он в возрасте восьми лет поступил в ешиву Моисея Аарона Тихлера (основанную в Велке-Мезиржичи в 1822 году), где изучал Талмуд в течение 5 лет. Затем он учился дома под руководством наставника, а затем в ешиве Требича под , Моравия, под руководством Хаима Йозефа Поллака и в ешиве Эйзенштадта , Венгрия, руководством Исаака Мозеса Перлеса, вернувшись в свой родной город в 1837 году.

Ранние способности

[ редактировать ]

С раннего возраста Вейс начал изучать Талмуд и раввинику . Он чувствовал также острое стремление к занятиям светскими науками, которых он был лишен в юности, хотя его частный наставник обучал его немецкому языку. В некоторых иешибах, которые он посещал, преподавание велось также по ивриту и грамматике, но это не удовлетворило Вайса. Именно по этой причине он переходил из одной ешибы в другую, надеясь, что в конечном итоге найдет ту, в которой его стремление к обучению будет удовлетворено. Под влиянием Нахмана Крохмаля , Рапопорта и Леопольда Цунца » «Gotesdienstliche Vorträge Вайс посвятил часть своего времени изучению религиозной философии. Однако изучение Талмуда занимало большую часть его времени, и за те годы, что он провел в доме своих родителей, он написал несколько брошюр, содержащих новеллы по талмудическим трактатам, а также по Шулхану Аруку , Йоре Деа и Хошену. Мишпат . Он также поддерживал переписку со многими выдающимися раввинами, в частности Джозеф Саул Натансон Стерна , а также внес свой вклад в «Кокебе Йихах» и «Йешурун» Кобака . К первым он добавил статьи на общие темы, а также стихи и ряд биографий, среди которых особого внимания заслуживает биография Раба ( Авва Арика ). В « Йешуруне» он опубликовал несколько статей о происхождении молитвы.

Деятельность в Вене

[ редактировать ]

В 1858 году Вейс поселился в Вене , где стал корректором печати в типографии Самарского и Диттмарша. Шесть лет спустя (1864 г.) он был назначен преподавателем в Академии Бейт ха-Мидраш, основанной Адольфом Еллинеком , и занимал эту должность до своей смерти. В Вене, где собирались Еллинек и другие видные еврейские ученые, Вайс нашел больший простор для своей литературной деятельности. Он сразу же обратил свое внимание на венское издание Талмуда, и примечания, которыми он снабдил большинство трактатов, свидетельствуют о его огромной эрудиции. Затем, по просьбе Якоба Шлоссберга, он написал сборник законов и обрядов, касающихся ритуала; эта работа под названием «Орах ла-Хаддих» была опубликована Шлоссбергом в начале Седера Тфиллат Яакоб (Вена, 1861 г.). В следующем году Вайс отредактировал « Сифру» с комментариями Авраама бен Давида Поскьера ; к этой работе он добавил историческое и лингвистическое введение в девяти главах, а также снабдил текст критическими и экзегетическими примечаниями, озаглавленными Масорет ха-Талмуд, дающий варианты различных рукописей, а также указатель, показывающий параллельные отрывки в обоих Талмудах .

В 1864 году Вайс принял заметное участие в процессе над Компертом , опубликовав брошюру под названием «Нецах Исраэль» в поддержку показаний Горовица и Мангеймера относительно веры в Мессию . Эта работа вызвала ответ Ниссана Шидгофа, озаглавленный «Нешех Бар» (Фюрт, 1864 г.). См. Генрих Грец #The Kompert Affair .

В том же году Вайс отредактировал мишнайот трактата Берахот , дав список вариантов как в Талмудиме, так и краткий обзор содержания. Год спустя (1865 г.) он основал ежемесячный журнал « Бет ха-Мидраш», из которого, однако, вышло всего пять номеров. В том же году он отредактировал « Мекилту» , к которой добавил введение, посвященное историческому развитию Галахи и Агады , а также критический комментарий под названием «Миддот Соферим».

После публикации своего эссе о языке Мишны «Мишпат Лешон ха-Мишна» (1867 г.) Вайс начал готовить свой колоссальный труд « Дор Дор ве-Доршоу» (1871–1891 гг.; см. ниже). Хотя Вайс не добился успеха со своим «Бет ха-Мидраш», ему больше повезло с « Бет Талмуд» , ежемесячным журналом, который он основал в 1881 году вместе с Меиром Фридманом . В этом периодическом журнале Вайс опубликовал множество собственных статей, большинство из которых касались Талмуда в целом и талмудических тем. Не менее важны его биографические очерки, среди которых — очерки Маймонида , Раши и Яакова Тама ( «Бет Талмуд», I, II и III, переизданные в виде книги под названием «Толедот Гедоле Исраэль» ). В 1891 году, после завершения работы над Дором, Вайс переиздал Талмуда методологию « Дарке ха-Гемара» Исаака Кампантона, . Последней его работой в виде книги стал « Зикронотай» (Варшава, 1895), сборник воспоминаний с детства до восьмидесятилетия.

Он продолжал сотрудничать с различными периодическими изданиями на иврите, написав в основном биографии, из которых можно упомянуть биографии Саадиа Гаона Ха-Асифе , II, 275–293), опубликованные до того, как Вейсу исполнилось тридцатый год, и Мангеймера ( в Ми-Мизрах уми-Маараб, III 17 и далее). В своих лекциях Вейс был довольно свободен в отношении текста Талмуда и Мидрашей. Он без колебаний объявлял текст ошибочным, когда ему так казалось; но, с другой стороны, он был очень осторожен в исправлениях. Он также считал, что слова древних раввинов не следует интерпретировать в соответствии с современными представлениями, поскольку такая интерпретация может привести к ошибке.

Исаак Хирш умер в Вене 1 июня 1905 года.

Его Дор Дор ве-Доршоу

[ редактировать ]

Самым важным произведением Вайса, благодаря которому он приобрел большую известность, является его « Дор Дор ве-Доршоу» (דור דור ודורשיו; «Каждое поколение и его ученые»), работа в пяти томах. Как показывает его немецкое название « Zur Geschichte der Jüdischen Tradition» , это история Галахи , или устного закона , от библейских времен до изгнания евреев из Испании в конце 15 века. Первый том (1871 г.) охватывает историю от создания устного закона до разрушения Второго Храма ; том. ii. (1876) рассказывает о таннаитском периоде до заключения Мишны ; том. iii. (1883 г.), амораического периода до завершения Вавилонского Талмуда ; том. iv. (1887 г.) геоонического периода до конца пятого тысячелетия (= середина XIII века); и том. v., периода казуистов («посехим») до составления « Шулхан Арука» .

Поскольку устный закон на самом деле является интерпретацией Пятикнижия , Вейс полагает, что он возник сразу после редакции последнего Моисеем . Кажущееся расхождение в Пятикнижии и различных книгах Пророков ( как и известные различия между книгами Иезекииля и Левита , и многими другими) обусловлено лишь разным толкованием Пятикнижия в разные эпохи. Можно увидеть, что Вайс защищал единство Пятикнижия и подтверждал авторство Моисея. Но он считал, что и сам Моисей следовал определенным традициям, бытовавшим в его время, так как сказано, что Авраам соблюдал заповеди и законы Божии ( Быт. 26:5). Он также утверждал, что, хотя Пятикнижие не содержит простого повторения законов, оно содержит дополнения, которые расширяют или ограничивают заповеди, изложенные в более ранних книгах.

Во втором томе Вайс дает историю Мехилты , Сифры , Сифры и Мишны . Этот том содержит также монографии о Таннаим , которые имеют неоценимое значение для изучающих Талмуд; не скрывая недостатков некоторых, он защищает их, особенно патриархов, от обвинений Шорра и других . В третьем томе много места отведено Агаде и агадистам, и автор не пытается найти оправдания тем, казалось бы, странным местам в этой части Талмуда, которые служат предлогом для тех, кто стремится умалить ее ценность. Но он указывает на множество поучительных предложений, разбросанных по всей Агаде, и цитирует множество из них.

Как и следовало ожидать, эта работа, принятая большинством ученых-талмудистов Хаскалы в качестве стандартной истории устного закона, вызвала отклики со стороны некоторых несогласных. Известно, что Исаак Галеви написал свою «Дорот ха-Ришоним» Вайса против «Дора» (в основном в примечаниях в конце шестого тома), а Элеазар Заркес опубликовал критику работы в «Кенесет ха-Гедола» (iv., часть 2, стр. 65 и далее). Симха Эдельманн выпустил небольшую брошюру под названием «Маамар Дореше Решумот» (Варшава, 1893), в которой пытался обнажить ошибки Вейса, а Симха Вейсман в своей брошюре «Тешубот у-Маанот Нимраот» не воздерживался даже от личностей. Иегуда Лифшиц написал опровержение «Дор Ешарим», которое получило одобрение со стороны крупных харедитских деятелей, таких как Хаим Озер Гродзинский .

Библиография Еврейской энциклопедии

[ редактировать ]
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Вайс, Исаак Хирш» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b39e46dbe37768e7093b79f3a2a06214__1715634600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/14/b39e46dbe37768e7093b79f3a2a06214.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Isaac Hirsch Weiss - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)