Jump to content

Министерство иностранных дел (Советский Союз)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из Наркомата иностранных дел )

Министерство внешних связей СССР
Министерство иностранных дел СССР
На всех печатях министерств Советского Союза использовался советский герб.
Обзор агентства
Сформированный 6 июля 1923 г.
Растворенный 26 декабря 1991 г.
Заменяющее агентство
Юрисдикция Правительство Советского Союза
Штаб-квартира 32/34 Smolenskaya-Sennaya Square
Москва , РСФСР , Советский Союз.

Министерство иностранных дел Союза Советских Социалистических Республик ( русский : Министерство иностранных дел СССР ) было основано 6 июля 1923 года. За время своего существования оно имело три названия: Народный комиссариат иностранных дел (1923–1946), Министерство иностранных дел. (1946–1991) и Министерство иностранных дел (1991). Это было одно из важнейших государственных учреждений Советского Союза . Министерство возглавлялось министром иностранных дел до 1991 года и министром иностранных дел в 1991 году. Каждый руководитель министерства назначался Председателем Совета Министров и утверждался Президиумом Верховного Совета и был член Совета Министров.

Министерство иностранных дел заключало дипломатические договоры, вело советскую внешнюю политику вместе с Международным отделом Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и помогало в руководстве мировым коммунизмом и антиимпериализмом , которые являются сильными темами советской политики. До того как Михаил Горбачев стал Генеральным секретарем КПСС , организационная структура МЭР в основном оставалась прежней. Как и во многих других советских агентствах, в МЭР существовала внутриполитическая группа, известная как Коллегия , в которую, среди прочего, входили министр, два первых заместителя министра и девять заместителей министра. Каждый заместитель министра обычно возглавлял свой отдел.

Обязанности и ответственность

[ редактировать ]

Основной обязанностью МИД было руководство генеральной линией советской внешней политики . МЭР представлял страну за рубежом и участвовал в переговорах с иностранными делегациями от имени Советского правительства . Он также назначал дипломатических сотрудников, за исключением советских послов, которые назначались Советом Министров . МЭР отвечал за обеспечение экономических и политических интересов СССР за рубежом, хотя экономические интересы также входили в совместную ответственность Министерства внешней торговли . Государственный комитет Совета Министров по культурным связям с иностранными государствами и Министерство культуры работали совместно с МЭР по вопросам защиты советских граждан за рубежом, осуществления общих советских консульских связей за рубежом и пропаганды советской культуры за рубежом. Менее заметной обязанностью МЭР была его роль в координации советских разведывательных операций за рубежом. [ 1 ]

Выездные визы выдавались федеральным МЭР, а также его общесоюзными министерствами иностранных дел и Министерством внутренних дел . То же самое касалось и гражданских загранпаспортов , которые выдавались советским гражданам. [ 2 ]

Организация и структура

[ редактировать ]

Внутренней директивной группой министерства была Коллегия. Членами Коллегии обычно были министр, два первых заместителя министра, девять заместителей министра, руководитель генерального секретариата и четырнадцать других членов. Всего в 1990 году в состав Коллегии входило 27 человек. [ 3 ] Каждый заместитель министра отвечал за свой отдел. Остальные члены контролировали либо департамент, либо административный орган министерства. Коллегия в СССР во многом была тем же, что и коллективное руководство . Коллегия координировала принятие решений по распределению конкретных задач на основе политики МЭР. Ожидалось, что этот орган рассмотрит новые директивы министра и отметит их успехи и неудачи. » Михаила Горбачева « Новое политическое мышление было официально признано на Коллегии в 1988 году, например, путем установления целей по улучшению дипломатических отношений и созданию «достойных, человеческих, материальных и духовных условий жизни для всех народов». [ 4 ] Более того, Коллегия отметила, что улучшение международных усилий «по спасению мира» является лучшим «классовым понятием социализма ». Они считали, что если бы социализм смог создать более мирный мир, социализм действительно совершил бы « мировую революцию ». [ 4 ]

Главное здание Министерства иностранных дел , построено в 1953 году.

Федеральное для обсуждения политики, обязанностей и ответственности министерство иностранных дел и его местные всесоюзные филиалы регулярно собирались в федеральном Совете министров и его отделениях в союзных республиках МЭР. Это совместное собрание привело к более активному участию союзных республик в реализации, разработке и координации внешней политики. Этот орган также обсуждал международные проблемы и решал такие проблемы на международной арене. [ 5 ]

Поскольку коммунистические режимы Восточной Европы рухнули в 1989 году, больше не было никакого различия между Восточной и Западной Европой. Для обслуживания советского дипломатического корпуса за рубежом существовал отдельный орган управления, известный как «посольские дела». [ 6 ] В 1986 году советское правительство создало новые департаменты МЭР, занимающиеся контролем над вооружениями и разоружением . MER также создал новые региональные департаменты, такие как Департамент Тихого океана. Это было радикальное изменение, поскольку структура МЭР практически не изменилась со времен Российской империи . [ 7 ] Советский учебник описывает организацию и структуру МЭР следующим образом: [ 6 ]

Важным отделом центрального аппарата с точки зрения повседневного оперативного дипломатического руководства является исполнительный дипломатический отдел. Характер деятельности этих подразделений определяется их территориальными и функциональными особенностями. Территориальные отделы занимаются вопросами внешних сношений с отдельными группами государств. Эти группы стран разделены по регионам.

Усилия по реорганизации, предпринятые в 1986 и начале 1987 годов, привели к замене многих высокопоставленных дипломатов. Правительство также ввело новый принцип, который гласил: «После того, как посол проработал на одной должности 4 или 5 лет, он теряет остроту своей восприимчивости. Оптимальный срок службы на одной и той же должности составляет три года в качестве посла». максимум». [ 4 ]

Идеология и разработка политики

[ редактировать ]

Идеология была ключевым компонентом советской внешней политики. [ 8 ] Советская дипломатия была построена на идеях марксизма-ленинизма ; Владимир Ленин понимал, что компромисс является важным элементом внешней дипломатии, и был сторонником мирного сосуществования с капиталистическими державами. Основная цель акцента, сделанного на сосуществовании и компромиссе, заключалась в том, чтобы «предотвратить нападение империалистических государств на СССР в то время, когда он восстанавливал российскую экономику после Гражданской войны , а затем, когда он осуществлял промышленное развитие. [ 9 ] «определённых соглашений с империалистическими странами в интересах социализма Поэтому иногда удавалось достичь ». Отношения между политикой и идеологией оставались актуальным вопросом до распада Советского Союза . [ 10 ] По словам неизвестного бывшего директора Московского государственного института международных отношений , вся успешная дипломатическая деятельность советской стороны была основана на принципах марксизма-ленинизма и советской оценке других стран в определенных областях, таких как социальное развитие. Управление по планированию внешнеполитических мер, орган МЭР, анализировало международные отношения и пыталось предсказывать будущие события, хотя на самом деле оно никогда не планировало политику МЭР. Министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе заявил, что советская внешняя политика и подход «нового мышления», заложенный Горбачевым, стали краеугольным камнем поддержания стабильных дипломатических отношений во всем мире. [ 11 ]

В советской истории немало примеров соперничества партии и государства. Во внешней политике государство представляло МЭР, а партию представлял Международный отдел (ИД). Внешнеполитический подход ID был более идеологическим, чем подход MER, который следовал политике разрядки , что буквально означает ослабление напряженных отношений с первым миром . Историк Ян Адамс объяснил конфликт следующим образом: [ 12 ]

«Глубоко укоренившийся и, казалось бы, неизбежный конфликт между этими двумя главными советскими внешнеполитическими институтами и их миссиями. С другой стороны, Министерство иностранных дел стремится развивать формальные межгосударственные отношения; с другой стороны, ИД преследует мечту партии о построении коммунистический мир за счет капитализма ».

МЭР использовало гораздо больше своих человеческих и финансовых ресурсов в целях пропаганды и так называемых «активных мер», чем другие министерства иностранных дел, не входящие в состав СССР. Это включало распространение взглядов, поддерживаемых советским правительством, преследование, цензуру, глушение радио, подделки и общую дезинформацию. Дезинформация стала важным компонентом повседневной деятельности советской внешней политики. Из-за этого на протяжении большей части своего существования советское МЭР имело гораздо больший бюджет, чем его коллеги-несоветские министерства, особенно если сравнивать МЭР с министерствами иностранных дел Западного блока . Шеварднадзе утверждал, что советское правительство использовало оценку в 700 миллиардов рублей только на Министерство иностранных дел (известное как таковое до 1991 года) для поддержки «идеологической конфронтации» со странами Первого мира. [ 13 ]

Андрей Громыко был министром иностранных дел СССР дольше всех.

Народный комиссариат иностранных дел РСФСР создан в 1917 году. Наркомат входил в состав Совета Народных Комиссаров . Наркомат иностранных дел заменил Министерство иностранных дел Российской империи после Октябрьской революции . В 1946 году Совет Народных Комиссаров был переименован в Совет Министров. [ 14 ] [ 15 ] а Народный комиссариат иностранных дел был переименован в Министерство иностранных дел. [ 16 ]

Будучи министром иностранных дел СССР, Андрей Громыко отмечал в своих мемуарах , что работать с Никитой Хрущевым не всегда было легкой задачей. По словам Громыко, "Хрущев постоянно подбрасывал туда и обратно новые идеи". [ 17 ] Его идеи не всегда находили поддержку, но, как отмечал Громыко, Хрущев оказал положительное влияние на советскую внешнюю политику. [ 17 ] С Леонидом Брежневым , по словам Громыко, было гораздо легче вести дела, поскольку он компенсировал недостаток навыков открытым обсуждением вопросов в Политбюро . [ 18 ] Хотя в некоторых областях с ним было легче вести дела, медлительность Брежнева и недостаток знаний в определенных областях мешали ему обсуждать внешнюю политику. Однако Громыко отметил, что его болезнь следует принять во внимание. [ 19 ] «Новое мышление» Михаила Горбачева привело к более дружественным международным отношениям с западными странами . [ 20 ] но его внутренняя политика дестабилизировала страну, и в 1991 году Советский Союз распался . [ 21 ] В 1991 году, перед распадом страны, министерство было переименовано в связей СССР внешних . Министерство [ 22 ] На смену министерству пришло Министерство иностранных дел Российской Федерации в 1992 году после того, как Россия объявила себя правопреемником СССР. [ 23 ]

Список комиссаров и министров

[ редактировать ]

В советское время наркоматы/министерства в качестве комиссаров (наркомов) возглавляли следующие лица:

Нет. Портрет Имя
(рождение-смерть)
Срок Кабинет
Вступил в должность Левый офис Продолжительность
Народный комиссар иностранных дел СССР.
1
Георгий Чичерин
Георгий Чичерин
(1872–1936)
6 июля 1923 г. 21 июля 1930 г. 7 лет, 15 дней Ленин II
Rykov I II III IV V
2
Maxim Litvinov
Maxim Litvinov
(1876–1951)
21 июля 1930 г. 3 мая 1939 г. 8 лет, 286 дней Молотов I II III IV
3
Vyacheslav Molotov
Vyacheslav Molotov
(1890–1986)
3 мая 1939 г. 15 марта 1946 г. 6 лет, 305 дней Molotov IV
Сталин I II
Министр иностранных дел СССР
3
Vyacheslav Molotov
Vyacheslav Molotov
(1890–1986)
19 марта 1946 г. 4 марта 1949 г. 2 года, 350 дней Сталин II
4
Andrey Vyshinsky
Andrey Vyshinsky
(1883–1954)
4 марта 1949 г. 5 марта 1953 г. 4 года, 1 день Сталин II
(3)
Vyacheslav Molotov
Vyacheslav Molotov
(1890–1986)
5 марта 1953 г. 1 июня 1956 г. 3 года, 88 дней Malenkov I II
Ты
5
Dmitri Shepilov
Dmitri Shepilov
(1905–1995)
1 июня 1956 г. 15 февраля 1957 г. 259 дней Ты
Khrushchev I
6
Andrei Gromyko
Andrei Gromyko
(1909–1989)
15 февраля 1957 г. 2 июля 1985 г. 28 лет, 137 дней Khrushchev I II
Kosygin I II III IV V
Тихонов I II
7
Eduard Shevardnadze
Eduard Shevardnadze
(1928–2014)
2 июля 1985 г. 15 января 1991 г. 5 лет, 197 дней Tikhonov II
Ryzhkov I II
8
Alexander Bessmertnykh
Alexander Bessmertnykh
(род.1933)
15 января 1991 г. 28 августа 1991 г. 225 дней Павлов
Борис Панкин
Борис Панкин
(род.1931)
Действуя
28 августа 1991 г. 18 ноября 1991 г. 82 дня Силаев
Министр иностранных дел СССР
(7)
Eduard Shevardnadze
Eduard Shevardnadze
(1928–2014)
19 ноября 1991 г. 26 декабря 1991 г. 37 дней Силаев

Список первых заместителей министра

[ редактировать ]

На пост первого заместителя министра избрано десять человек, Василий Кузнецов дольше всех (22 года) находился на посту . Владимир Петровский пробыл на своем посту меньше всего времени (96 дней).

Нет. Портрет Имя
(рождение-смерть)
Срок Кабинет
Вступил в должность Левый офис Продолжительность
Первый заместитель министра иностранных дел Советского Союза

(1953–1991)

1
Andrei Gromyko
Andrei Gromyko
(1909–1989)
20 июля 1953 г. 15 февраля 1957 г. 3 года, 179 дней Malenkov I II
Ты
Khrushchev I
2
Vasily Kuznetsov
Vasily Kuznetsov
(1901–1990)
15 февраля 1955 г. 7 октября 1977 г. 22 года, 234 дня Khrushchev I II
Косыгин I II III IV
3
Николай Патоличев
Николай Патоличев
(1908–1989)
18 марта 1957 г. 7 января 1958 г. 295 дней Булганин I
4
Georgy Korniyenko
Georgy Korniyenko
(1925–2006)
7 октября 1977 г. 27 апреля 1986 г. 8 лет, 202 дня Kosygin IV
Тихонов I II
Ryzhkov I
5
Viktor Maltsev [ru]
Viktor Maltsev  [ ru ]
(1917–2003)
24 декабря 1977 г. 27 мая 1986 г. 8 лет, 154 дня Kosygin IV
Тихонов I II
Ryzhkov I
6
Anatoly Kovalev [ru]
Anatoly Kovalev  [ ru ]
(1923–2002)
27 мая 1986 г. 26 декабря 1991 г. 5 лет, 213 дней Ryzhkov I II
Павлов
Силаев
7
Yuli Vorontsov
Yuli Vorontsov
(1929–2007)
27 мая 1986 г. 24 февраля 1990 г. 3 года, 273 дня Ryzhkov I Ryzhkov II
8
Alexander Bessmertnykh
Alexander Bessmertnykh
(род.1933)
8 июля 1988 г. 25 апреля 1990 г. 1 год, 291 день Ryzhkov I Ryzhkov II
9
Yuli Kvitsinsky [ru]
Yuli Kvitsinsky  [ ru ]
(1936–2010)
12 мая 1991 г. 21 сентября 1991 г. 132 дня Павлов
Силаев
10
Владимир Петровский
Владимир Петровский
(1933–2014)
21 сентября 1991 г. 26 декабря 1991 г. 96 дней Силаев

См. также

[ редактировать ]
Примечания
  1. ^ Фельдбрюгге, Фердинанд Йозеф Мэри; Питер ван ден Берг, Джерард и Саймонс, Уильям Б. (1985). Энциклопедия советского права Издательство «Брилл» . п. 515. ИСБН  90-247-3075-9 .
  2. ^ Гинзбург, Джордж (1983). Закон о гражданстве СССР . Издательство «Брилл» . п. 302. ИСБН  978-90-247-2863-3 .
  3. ^ Стаар 1991, с. 51–2.
  4. ^ Jump up to: а б с Стаар 1991, с. 55.
  5. ^ Хаски, Юджин (1992). Исполнительная власть и советская политика: расцвет и упадок советского государства . Я Шарп. п. 199. ИСБН  1-56324-059-9 .
  6. ^ Jump up to: а б Стаар 1991, с. 52.
  7. ^ Стаар 1991, с. 53.
  8. ^ Стаар 1991, с. 65.
  9. ^ Джейкобсон 1994, с. 103
  10. ^ Стаар 1991, с. 67.
  11. ^ Стаарс 1991, с. 68.
  12. ^ Хаски, Юджин (1992). Исполнительная власть и советская политика: расцвет и упадок советского государства . Я Шарп. п. 59. ИСБН  1-56324-059-9 .
  13. ^ Стаарс 1991, с. 75.
  14. ^ Хаски, Юджин (1992). Исполнительная власть и советская политика: расцвет и упадок советского государства . Я Шарп. п. 281. ИСБН  1-56324-059-9 .
  15. ^ Закон, Дэвид А. (1975). Русская цивилизация . Яркие Медиа. п. 185. ИСБН  0-8422-0529-2 .
  16. ^ Берлин, Исайя; Харди, Генри (2004). Письма, 1928-1946 гг . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . п. 463. ИСБН  0-521-83368-Х .
  17. ^ Jump up to: а б Gromyko 1989, p. 290.
  18. ^ Gromyko 1989, p. 290–91.
  19. ^ Gromyko 1989, p. 292.
  20. ^ Бреслауер, Джордж Б. (2002). Горбачев и Ельцин как лидеры . Том. 1. Издательство Кембриджского университета . п. 73. ИСБН  0-521-89244-9 .
  21. ^ Романо, Майкл Дж. (2010). CliffsAP Европейская история . Джон Уайли и сыновья . п. 226. ИСБН  978-0-470-55099-1 .
  22. ^ Постановление Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 г. N ГС-14 "О Министерстве внешних сношений СССР"
  23. ^ United Kingdom Materials on International Law 1993, BYIL 1993, pp. 579 (636).
    • «Россия в настоящее время является участником любых договоров, стороной которых был бывший Советский Союз, и пользуется теми же правами и обязанностями, что и бывший Советский Союз, за ​​исключением случаев, когда необходимы корректировки, например, для учета изменения территориальной протяженности. [...] Российская Федерация продолжает правосубъектность бывшего Советского Союза и, таким образом, не является государством-правопреемником в только что упомянутом смысле. Другие бывшие советские республики являются государствами-правопреемниками».
Библиография
Дальнейшее чтение
  • Annuaire diplomatique du Commissariat de peuple pour les affaires etrangeres (in French and Russian). Moscow: Ежегодник Наркоминдела. 1935 [1929].
  • Хлевнюк, О.В. (1992). 1937: Сталин и советское общество . Москва: Республика.
  • Нолл, Виктор; Кёльм, Лотар (1995). Майкл Г. Мюллер (ред.). «Наркоиндел в суждениях партии. Кадровый анализ 1930 года». Берлинский ежегодник по истории Восточной Европы (на немецком языке). Берлин: Издательство Академии.
  • Korzhichina, T.P.; Figatner, Ju Ju. (1993). Советская номенклатура: становление, механизмы, действия (in Russian). Vol. 7. Вопросы истории. pp. 25–38.
  • Улдрикс, Тедди Дж. (1979). Дипломатия и идеология. Происхождение советских международных отношений 1917-1930 гг . Лондон: Публикации Sage.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b443cd9151c3b93f0723bcb78f0fe45f__1718799600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b4/5f/b443cd9151c3b93f0723bcb78f0fe45f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ministry of Foreign Affairs (Soviet Union) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)