Философия эволюции
Философия эволюции — это раздел философии , который исследует философские последствия эволюции и пересечения эволюционной биологии с другими областями, такими как эпистемология , этика , эстетика и политическая философия .
Чарльза Дарвина (1859 г.) «Происхождение видов» обычно считается отправной точкой современного понимания эволюции. [ 1 ] История эволюционной мысли простирается от античности до современных разработок, включая современный эволюционный синтез , расширенный эволюционный синтез и универсальный дарвинизм .
История
[ редактировать ]Эволюционная теория была преобразована в книге Чарльза Дарвина «Происхождение видов» ( 1859 г. ); до этого момента идея эволюционного прогресса была псевдонаучной точкой зрения, не имеющей доказательств, подтверждающих ее. [ 2 ] [ 3 ]
В XX веке эволюционная наука претерпела современный эволюционный синтез , а в XXI веке переживает расширенный эволюционный синтез .
Социальный спенсеризм был неправильным применением идей Дарвина, возникшим в результате проблемной этики Спенсера. [ 4 ] [ 5 ]
Философия
[ редактировать ]Определения
[ редактировать ]
Суть эволюции заключается в том, что все может измениться, выбирая варианты, которые лучше адаптированы, но, что крайне важно, без какого-либо общего направления или плана. Существует теория, что эволюция имеет направление и носит прогрессивный характер, ортогенез . [ 8 ] Помимо общераспространенного мнения о том, что именно это влечет за собой эволюция, оно поддерживается некоторыми биологами, такими как эксперт по муравьям Э.О. Уилсон , хотя оно и недарвиновское. [ 9 ]
Причины эволюции
[ редактировать ]Философы эволюции спорят о том, являются ли естественный отбор и другие механизмы эволюции причинами изменений, или же они представляют собой просто краткое изложение последствий многих событий, таких как смерть конкретных людей. [ 1 ]
Единицы эволюции
[ редактировать ]Еще одна область дискуссий — единица эволюции. Отбор часто рассматривается как применение на уровне отдельного организма (проблемная концепция), но можно привести примеры отбора на более низких уровнях, таких как ген , или на более высоких уровнях, таких как группы , которые живут вместе, но редко, если вообще когда-либо, на уровне уровень всего вида . [ 1 ]
Альтруизм
[ редактировать ]Продолжаются дебаты по поводу эволюции альтруизма , поведения, которое может быть вредным для человека, который его практикует, но полезно для других. Предлагаемые объяснения снова сосредоточены на том, происходит ли эволюция на уровне индивидуумов или групп. Родственный отбор предполагает, что альтруизм должен развиваться, когда близкородственные особи живут вместе. [ 1 ]
Субдомены
[ редактировать ]Подобласти философии эволюции включают эпистемологию, логику и метафизику.
Эволюционная эпистемология
[ редактировать ]Эволюционная эпистемология обсуждалась Дональдом Т. Кэмпбеллом в его эссе 1974 года «Эволюционная эпистемология», входящем в двухтомную книгу «Философия Карла Поппера» . [ 10 ] Это натуралистический подход к эпистемологии, часть философии науки. Он придерживается идеи о том, что познание является в первую очередь продуктом биологической эволюции. [ 11 ] Эссе Кэмпбелла 1974 года «Эволюционная эпистемология» развивает селекционистскую теорию человеческого творчества. Ученый в области креативности Дин Кейт Саймонтон внес значительный вклад в эволюционную эпистемологию . [ 12 ] Он предложил дарвиновскую модель психологии научных открытий, усовершенствовав модель BVSR Кэмпбелла (слепое изменение и избирательное удержание). [ 13 ]
Эволюционная логика
[ редактировать ]Эволюционная логика — это теория рациональности, в которой логический закон выступает как неотъемлемый аспект эволюционной биологии. Уильям С. Купер в своей книге 2001 года «Эволюция разума: логика как отрасль биологии » показывает, как логические правила вытекают непосредственно из эволюционных принципов. [ 14 ]
Эволюция как вычисление — это концепция, исследованная Джоном Мэйфилдом в его книге 2013 года «Двигатель сложности: эволюция как вычисление» . Он синтезирует основные концепции из нескольких дисциплин, чтобы предложить новый подход к пониманию того, как работает эволюция и как могут возникать и возникают сложные организмы, структуры, организации и социальные порядки, основанный на теории информации и вычислительной науке. [ 15 ]
Эволюционная метафизика
[ редактировать ]Эволюционная метафизика — это точка зрения, которая рассматривает метафизические концепции через призму эволюционной биологии. Джон Дюпре в своей работе, опубликованной в Interface Focus (2017) [ 16 ] и в других местах исследует значение метафизики процессов для концептуализации эволюции.
Приложения в других доменах
[ редактировать ]Философия эволюции пересекается с другими областями, включая этику, эстетику и искусство, а также политическую философию.
Эволюционная этика
[ редактировать ]Эволюционная этика исследует последствия эволюционной биологии для этических теорий. Эволюционный философ Майкл Брейди внес значительный вклад в эту область. [ 17 ]
Дэвида Слоана Уилсона Научная книга (2019) «Этот взгляд на жизнь» [ 18 ] и его сатирический роман «Атлант обнял» (2021). [ 19 ] оба исследуют эволюционную этику, исследуя просоциальное поведение (альтруизм) в сравнении с эгоистичным поведением.
Эволюционная эстетика и искусство
[ редактировать ]Эволюционная эстетика – это изучение искусства с биологической точки зрения. В число ученых, занимающихся наукой, искусством и гуманитарными науками, занимающихся эволюционной эстетикой, входят Эдвард О. Уилсон , [ 20 ] Деннис Даттон , [ 21 ] Джозеф Кэрролл , [ 22 ] Брайан Бойд , [ 23 ] Стивен Пинкер , Джонатан Готтшалл , [ 24 ] Эллен Диссанаяке , [ 25 ] и различные биокультурные антропологи .
Модель творчества психолога Михая Чиксентмихайи , разработанная эволюционными социокультурными системами, представляет собой явно дарвиновскую эволюционную модель изменения, отбора и передачи творческих (новых, полезных и удивительных) единиц культуры во всех областях культуры. [ 26 ]
Эволюционная политическая философия
[ редактировать ]Эволюционная политическая философия применяет принципы эволюции к изучению политических систем. Книга Карла Поппера (1945) «Открытое общество и его враги» представляет эволюционный подход к политической философии. [ 27 ] как и книга Дэвида Слоана Уилсона (2019) « Этот взгляд на жизнь: завершение дарвиновской революции» .
Справочник по биологии и политике (2017) [ 28 ] исследует биополитику и пересечение эволюционной биологии и политологии. Отредактированный том объединяет исследования, применяющие эволюционные и биологические идеи, чтобы лучше понять политическое поведение, институты, идеологии и социальную динамику.
Прикладная эволюционная эпистемология
[ редактировать ]С 2012 года [ 29 ] до 2024 года Натали Гонтье была основателем и директором AppEEL, Лаборатории прикладной эволюционной эпистемологии, международной группы ученых, работающих в области прикладной эволюционной эпистемологии.
В статье 2012 года «Прикладная эволюционная эпистемология: новая методология расширения междисциплинарных исследований между науками о жизни и науками о человеке» Гонтье объясняет, как исследовательская программа AEE направлена на определение «единиц, уровней и механизмов биологической и социокультурной эволюции». [ 30 ]
В статье Гонтье и Майкла Брэди, вышедшей в 2021 году, эволюционная эпистемология рассматривается как «два направления исследований, три школы и единая и общая программа». [ 31 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «Эволюция» . Стэнфордская энциклопедия философии . 23 сентября 2021 г. [25 августа 2017 г.] . Проверено 26 июня 2024 г.
- ^ Дарвин, Чарльз (1859). О происхождении видов (1-е изд.). Лондон: Джон Мюррей.
- ^ Русе 1996 , с. 526.
- ^ Уилсон, Дэвид Слоан (2019). Этот взгляд на жизнь: завершение дарвиновской революции (1-е изд.). Пантеон.
- ^ Деннетт, Дэниел (1995). Опасная идея Дарвина: эволюция и смысл жизни . Саймон и Шустер.
- ^ Ларсон 2004 , стр. 221–243.
- ^ Боулер 2003 , стр. 325–339.
- ^ Боулер 2003 , стр. 196–253.
- ^ Русе 1996 , стр. 512–513.
- ^ Шилпп, Пенсильвания (1974). Философия Карла Поппера (1-е изд.). Ла Саль. стр. 413–459.
- ^ Гонтье, Натали. «Эволюционная эпистемология» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Саймонтон, Дин Кейт. «Страница персонала» . Калифорнийский университет в Дэвисе .
- ^ Саймонтон, Дин Кейт (3 июля 2023 г.). «Теория творчества со слепыми вариациями и избирательным сохранением: последние разработки и текущий статус BVSR» . Журнал исследований креативности . 35 (3): 304–323. дои : 10.1080/10400419.2022.2059919 .
- ^ Купер, Уильям С. (2001). Эволюция разума: логика как раздел биологии . Издательство Кембриджского университета.
- ^ Мэйфилд, Дж. Э. (2013). Двигатель сложности: эволюция как вычисление . Издательство Колумбийского университета.
- ^ Дюпре, Джон (6 октября 2017 г.). «Метафизика эволюции» . Фокус на интерфейсе . 7 (5). дои : 10.1098/rsfs.2016.0148 . ПМК 5566809 . ПМИД 28839921 .
- ^ Брэди, Майкл (1994). Тайная цепь: эволюция и этика . Издательство Государственного университета Нью-Йорка.
- ^ Уилсон, Дэвид Слоан (2019). Этот взгляд на жизнь: завершение дарвиновской революции . Пантеон.
- ^ Уилсон, Дэвид Слоан (2020). Атлас обнял . Редвуд Паблишинг, ООО.
- ^ Уилсон, Эдвард О. (1998). Согласие: единство знаний (1-е изд.). Кнопф: распространяется компанией Random House.
- ^ Даттон, Деннис (2010). Инстинкт искусства: красота, удовольствие и эволюция человека . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Кэрролл, Джозеф (1995). Эволюция и литературная теория . Университет Миссури Пресс.
- ^ Бойд, Брайан (2009). О происхождении историй: эволюция, познание и художественная литература . Belknap Press издательства Гарвардского университета.
- ^ Готшалл, Джонатан (2012). Животное-рассказчик: как истории делают нас людьми . Хоутон Миффлин Харкорт.
- ^ Диссанаяке, Эллен (2000). Искусство и близость: как начиналось искусство . Вашингтонский университет Press.
- ^ Чиксентмихайи, Михай (2015). Системная модель творчества: Собрание сочинений Михая Чиксентмихайи . Спрингер.
- ^ Поппер, Карл (1945). Открытое общество и его враги . Г. Рутледж и сыновья.
- ^ Петерсон, С. (2017). Справочник по биологии и политике . Эдвард Элгар Паблишинг Лимитед.
- ^ Гонтье, Натали. «AppEEL — Лаборатория прикладной эволюционной эпистемологии | Факультет естественных наук Лиссабонского университета» . ciencias.ulisboa.pt . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Гонтье, Натали (2012). «Прикладная эволюционная эпистемология: новая методология расширения междисциплинарных исследований между науками о жизни и науками о человеке». Журнал философии и науки (Кайрос. Журнал философии и науки) . 4:35 .
- ^ Гонтье, Натали; Брэди, Майкл (июнь 2021 г.). «Эволюционная эпистемология: два направления исследований, три школы и единая и общая программа» . Журнал общей философии науки . 52 (2): 197–209. дои : 10.1007/s10838-021-09563-5 . S2CID 236373484 .
Цитируемые источники
[ редактировать ]- Боулер, Питер Дж. (2003). Эволюция: история идеи . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-23693-6 .
- Йенсен, Уффе Юул; Харре, Ром (1981). Философия эволюции . Нью-Йорк: Сент-Мартинс Пресс. ISBN 978-0-312-60670-1 .
- Ларсон, Эдвард Дж. (2004). Эволюция: замечательная история научной теории . Современные библиотечные хроники. Том. 17. Нью-Йорк: Современная библиотека . ISBN 978-0-679-64288-6 .
- Русе, Майкл (1996). Монада человеку: концепция прогресса в эволюционной биологии . Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-03248-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хёсле, В.; Иллис, К. (ред.) 2005. Дарвинизм и философия . Издательство Университета Нотр-Дам.
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - Халл, ДЛ; Русе, М. (2007). Кембриджский справочник по философии биологии . Издательство Кембриджского университета.
- Халл, ДЛ; Русе, М. (1998). Философия биологии . Издательство Оксфордского университета.
- Розенберг, А.; Макши, Д.В. (2008). Философия биологии: современное введение . Рутледж.