СС Летающий Жаворонок
История | |
---|---|
Имя | |
Владелец |
|
Оператор |
|
Порт приписки | |
Строитель | Механическая мастерская Фредрикстада , Фредрикстад , Норвегия [ 1 ] |
Номер двора | 195 [ 4 ] |
Запущен | 1915 [ 1 ] |
Не работает | 30 апреля 1958 г. [ 4 ] [ 3 ] |
Идентификация | |
Судьба | Разбомблен самолетом ЦРУ 28 апреля. [ 4 ] и 30 апреля 1958 г.; [ 3 ] затонул 30 апреля [ 4 ] |
Общие характеристики | |
Тип | банановая лодка |
Тоннаж | |
Длина | 235,0 футов (71,6 м) [ 1 ] |
Луч | 33,6 футов (10,2 м) [ 1 ] |
Черновик | 19,9 футов (6,1 м) [ 1 ] |
Установленная мощность | 188 НХП [ 1 ] |
Движение | 1 3-цилиндровый паровой двигатель тройного расширения Fredrikstad Mekaniske Verksted [ 1 ] |
Скорость | 12,5 узлов (23,2 км/ч; 14,4 миль в час) [ 4 ] |
SS Flying Lark — корабль-банан, построенный во Фредрикстаде, Норвегия, в 1915 году как лодка-банан SS Honduras . За 43-летнюю карьеру, охватывающую океаны и моря по всему миру, у нее было 10 владельцев, восемь имен и несколько разных менеджеров.
Сегодня она наиболее известна как Летающий жаворонок , подаренный ей ее последними владельцами в 1957 году. Это имя она носила на Молуккских островах в восточной Индонезии в апреле 1958 года, когда самолет ЦРУ, участвовавший в тайной операции против правительства Сукарно , атаковал и потопил ее, убив по меньшей мере девять членов ее экипажа.
Строительство
[ редактировать ]Механическая мастерская Фредрикстада во Фредрикстаде , Норвегия, построила корабль по типу лодки-банана SS Honduras . [ 1 ] У нее было два жаротрубных котла с общей площадью нагрева 3943 квадратных фута (366 м²). 2 ) [ 4 ] который подавал пар со скоростью 180 фунтов f /дюйм 2 к трехцилиндровой паровой машине тройного расширения . [ 1 ] Есть некоторые расхождения в ее номинальной мощности : норвежский источник утверждает, что ее двигатель выдавал 258 л.с. [ 4 ] но в Регистре Ллойда это число зафиксировано как 188 NHP. [ 1 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Гондурас Педера Йоханнесена был построен для компании Dampskibsselskab Globe («Globe Steamship Co») из Тонсберга , зарегистрированной здесь, в Кристиании , Норвегия. [ 4 ] В 1918 г. П. Йоханнесен продала Гондурас компании CHF Jensen, а в 1920 г. управление ею перешло к С. Драйеру. [ 4 ] И Йенсен, и Дрейер базировались в Кристиании, которая с 1925 года была переименована в Осло . [ 4 ]
В 1934 году Гондурас был продан компании Weinberger Banana Co, которая переименовала ее в Tuxpam и зарегистрировала в Блюфилдс , Никарагуа. [ 4 ] В 1938 году его перевели в Weinberger Steam Ship Co, а в 1939 году переименовали в Denny . [ 4 ] В том же году она была продана Акк. Миссис. Лейтувос Балтиос Ллойдас («Литовский балтийский Ллойд») из Швянтойи, Литва , который переименовал ее в Тракай . [ 4 ] В июне 1942 года Морская комиссия США взяла его под свой контроль, зарегистрировала в Панама-Сити . [ 2 ] и передал ее в управление Agwilines Inc в Панаме. [ 4 ] В сентябре 1943 года управление было передано United Fruit Company , затем в октябре 1944 года — Lykes Brothers Steamship Company и обратно в United Fruit Co в июле 1945 года. [ 4 ] В октябре 1945 года Тракай был поставлен на прикол. [ 4 ]
В 1946 году Тракай Hadjilias Interests' Compañía de Navegación Insular SA был продан панамской компании , которая зарегистрировала его в Греции и переименовала в Phoenix . [ 4 ] [ 3 ] В 1948 году он был продан Société Maritime Auxiliare de Transports в Базеле , Швейцария. [ 4 ] который переименовал ее в Виль де Женев и зарегистрировал в Руане , Франция. [ 3 ] В 1955 году она была продана DS Zampazas и другим из Бейрута , Ливан, которые зарегистрировали ее в Греции и переименовали в Ionion . [ 4 ] [ 3 ]
К концу 1950-х годов судно торговалось как грузовое судно, а не как лодка-банан. В 1957 году он был продан панамской компании Chiap Huah Shipping Co (дочерней компании гонконгской мануфактуры Chiap Huah), которая переименовала ее в Flying Lark и зарегистрировала в Панаме. [ 4 ] [ 3 ]
Тонущий
[ редактировать ]В конце апреля 1958 года «Летающий жаворонок» находился в гавани Амбоина в Индонезии, загружая груз копры . [ 4 ] 28 апреля бомбардировщик Douglas B-26 Invader , эксплуатируемый ЦРУ и окрашенный в черный цвет и без опознавательных знаков, [ 5 ] разбомбил и повредил ее. [ 6 ] В результате нападения девять членов экипажа погибли, еще шестеро пропали без вести. [ 4 ] Поврежденный « Летающий жаворонок» продержался на плаву не менее двух суток, но затонул. [ 4 ] или после [ 7 ] 30 апреля.
В той же атаке тот же самолет поразил и потопил торговые суда SS Aquila и SS Armonia . [ 6 ] Один источник утверждает, что все три корабля находились у порта Донгала недалеко от Палу в Центральном Сулавеси (по крайней мере, в 500 милях (800 км) к западу от Амбона), когда они были поражены. [ 6 ] Сейчас это кажется сомнительным, поскольку обломки « Аквилы » , судя по всему, были обнаружены в заливе Амбон. [ 8 ] Другой источник сообщает, что «Летающий жаворонок» подвергся нападению 1 или 2 мая. [ 7 ] Частично это может быть результатом путаницы между датой бомбардировки и датой ее затопления.
Нападение было частью секретной операции ЦРУ по поддержке правых повстанцев Перместа в Северном Сулавеси с целью дестабилизации президента Сукарно правительства Индонезии . Пилоты ЦРУ получили приказ атаковать иностранные торговые суда, чтобы отогнать внешнюю торговлю из индонезийских вод, тем самым ослабив индонезийскую экономику, полагая, что это подорвет Сукарно . [ 9 ]
Пилотом был сотрудник ЦРУ и бывший ВВС США пилот Аллен Поуп . 18 мая Индонезии ВМС и ВВС сбили самолет Поупа и захватили его. [ 10 ] после чего США быстро свернули миссию ЦРУ и изменили свою политику в отношении Индонезии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1930 год . Проверено 10 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д Регистр Ллойда, пароходы и теплоходы (PDF) . Лондон: Регистр Ллойда . 1945 год . Проверено 10 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Влеггерт, Нико (27 марта 2010 г.). «СС Летающий Жаворонок (+1958)» . Место крушения . Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в Норхейм, Стейнар (1 октября 2010 г.). «1915 DS Гондураса (TBG117191501)» . История корабля . Проверено 14 августа 2012 г.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б с Конбой и Моррисон 1999 , с. 115.
- ^ Jump up to: а б Кахин и Кахин 1997 , стр. 173, 290.
- ^ «Секретное погружение на затонувшие корабли Амбона» . Малуку Дайверс. 2011 . Проверено 10 августа 2012 г.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , с. 116.
- ^ Конбой и Моррисон 1999 , стр. 138, 139, 141.
Источники
[ редактировать ]- Конбой, Кеннет; Моррисон, Джеймс (1999). Ноги в огне. Тайные операции ЦРУ в Индонезии, 1957–1958 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института . ISBN 1-55750-193-9 .
- Кахин, Одри Р.; Кахин, Джордж МакТ (1997) [1995]. Подрывная деятельность как внешняя политика Тайный разгром Эйзенхауэра и Даллеса в Индонезии . Сиэтл и Лондон: Вашингтонский университет Press . ISBN 0-295-97618-7 .
- Пароходы Норвегии
- Торговые корабли Норвегии Первой мировой войны
- корабли 1915 года
- Морские инциденты 1958 года
- Морские инциденты в Индонезии
- Корабли, потопленные авиацией США
- Операции Центрального разведывательного управления
- Управляемая демократия в Индонезии
- Корабли постройки во Фредрикстаде
- Торговые суда, потопленные самолетами
- Банановые лодки (корабли)