Фашизм в свою эпоху

Фашизм в его эпоху ( нем . Der Faschismus in seiner Epoche ), также известный на английском языке как «Три лица фашизма» , — книга историка и философа Эрнста Нольте , вышедшая в 1963 году . Он широко известен как его выдающееся произведение и плодотворный труд по истории фашизма .
Краткое содержание
[ редактировать ]В книге, которая была переведена на английский язык в 1965 году под названием « Три лица фашизма» , утверждается, что фашизм возник как форма сопротивления современности и реакция на нее . Основная гипотеза и методология Нольте глубоко укоренились в немецкой традиции «философии истории», форме интеллектуальной истории , которая стремится открыть «метаполитическое измерение» истории. [ 1 ] : 47 «Метаполитическое измерение» считается историей великих идей, функционирующих как глубокие духовные силы, которые наполняют своей силой все уровни общества. [ 1 ] : 47 По мнению Нольте, только те, кто имеет философское образование, могут открыть «метаполитическое измерение», а те, кто использует обычные исторические методы, упускают это измерение времени. [ 1 ] : 47 Используя методы феноменологии , Нольте подверг немецкий нацизм , итальянский фашизм и французское движение «Французское действие» сравнительному анализу . Вывод Нольте заключался в том, что фашизм был великим антидвижением: он был антилиберальным, антикоммунистическим , антикапиталистическим и антибуржуазным . По мнению Нольте, фашизм был отказом от всего, что мог предложить современный мир, и был по сути негативным явлением. [ 1 ] : 48 В гегелевской диалектике Нольте утверждал, что « Французское действие» было тезисом, итальянский фашизм — антитезой, а немецкий национал-социализм — синтезом двух более ранних фашистских движений. [ 2 ]
Нольте утверждал, что фашизм функционировал на трех уровнях: в мире политики как форма оппозиции марксизму , на социологическом уровне в оппозиции буржуазным ценностям и в «метаполитическом» мире как «сопротивление трансцендентности» («трансцендентность» в Немецкий можно перевести как «дух современности»). [ 1 ] : 47–48 Нольте определил отношения между фашизмом и марксизмом как:
Фашизм — это антимарксизм, который стремится уничтожить врага путем развития радикально противоположной, но родственной идеологии и использования почти идентичных, но в то же время типично модифицированных методов, всегда, однако, в непреклонных рамках национального самоутверждения и автономии. [ 3 ] : 20–21
Нольте определил «трансцендентность» как « метаполитическую » силу, включающую два типа изменений. [ 4 ] : 27 Первый тип, «практическая трансцендентность», проявляющийся в материальном прогрессе, технологических изменениях, политическом равенстве и социальном прогрессе, включает в себя процесс, посредством которого человечество освобождается от традиционных иерархических обществ в пользу обществ, в которых все мужчины и женщины равны. [ 2 ] : 86 [ 4 ] : 27 Второй тип — «теоретическая трансцендентность», стремление выйти за пределы существующего в мире к новому будущему, устраняя традиционные оковы, налагаемые на человеческое сознание бедностью, отсталостью, невежеством и классом. [ 2 ] : 86 [ 4 ] : 27 Сам Нольте определял «теоретическую трансцендентность» как:
Теоретическая трансцендентность может пониматься как выход ума за пределы того, что существует и что может существовать, к абсолютному целому; в более широком смысле это можно применить ко всему, что выходит за пределы, что освобождает человека от рамок повседневного мира и что, как «осознание горизонта», дает ему возможность познать мир как целое. [ 3 ] : 433
Нольте привел полет Юрия Гагарина в 1961 году как пример «практической трансцендентности», того, как человечество продвигалось вперед в своем технологическом развитии и быстро приобретало силы, которые традиционно считались лишь провидением богов. [ 3 ] : 452–453 Опираясь на работы Макса Вебера , Фридриха Ницше и Карла Маркса , Нольте утверждал, что прогресс обоих типов «трансцендентности» порождает страх, поскольку старый мир сметается новым миром, и что эти страхи привели к фашизму. [ 5 ] Нольте написал следующее:
наиболее центральные идеи Морраса Было замечено, что проникают на этот уровень. Под «монотеизмом» и «антиприродой» он не подразумевал политический процесс: он связал эти термины с традицией западной философии и религии и не оставил сомнений в том, что для него они были не только дополнением к Руссо идее свободы . , но также христианских Евангелий и Парменида концепции бытия . Столь же очевидно, что он рассматривал единство мировой экономики, техники, науки и эмансипации просто как еще одну, более позднюю форму «антиприроды». Нетрудно было найти место идеям Гитлера как более грубому и более позднему выражению этой схемы. Настоящим врагом Морраса и Гитлера считалась «свобода к бесконечности», которая, присущая индивидууму и являющаяся реальностью эволюции, угрожает разрушить привычное и любимое. Из всего этого становится ясно, что имеется в виду под «трансцендентностью». [ 3 ] : 430
Что касается Холокоста , Нольте утверждал, что, поскольку Адольф Гитлер отождествлял евреев с современностью, основной упор нацистской политики в отношении евреев всегда был направлен на геноцид: [ 6 ] : 38–39 «Освенцим содержался в принципах нацистской расистской теории, как семя в плоде». [ 7 ] Нольте считал, что для Гитлера евреи олицетворяют «сам исторический процесс». [ 6 ] : 38 Нольте утверждает, что Гитлер был «логически последовательным» в стремлении к геноциду евреев, потому что Гитлер ненавидел современность и отождествлял евреев с вещами, которые он больше всего ненавидел в мире. [ 6 ] : 39 По словам Нольте, «в истреблении евреев Гитлером речь шла не о преступниках, совершающих преступные деяния, а о исключительно чудовищном действии, в котором принципы восстали в безумии самоуничтожения». [ 6 ] : 39 Теории Нольте о нацистском антисемитизме как отказе от современности вдохновили израильского историка Отто Дова Кулку утверждать, что национал-социализм был атакой на «самые корни западной цивилизации, ее основные ценности и моральные основы». [ 6 ] : 15
Прием
[ редактировать ]
«Три лица фашизма» получили высокую оценку как плодотворный вклад в создание теории общего фашизма, основанной на истории идей, в отличие от предыдущих классовых анализов (особенно тезиса «Ярость низшего среднего класса»). ), которые характеризовали как марксистскую, так и либеральную интерпретацию фашизма. [ 1 ] : 48 В начале 1960-х годов книга Нольте помогла сменить акцент с теории тоталитаризма, в которой нацистская Германия и Советский Союз воспринимались как наиболее похожие режимы, на теорию фашизма, в которой режимами были фашистская Италия и Третий рейх. считались наиболее похожими. [ 8 ] В 1960-х годах книга «Три лица фашизма» оказала огромное влияние на научное сообщество, продвигая новую теорию общего фашизма, и была описана британским историком сэром Яном Кершоу как одна из самых влиятельных книг по истории 1960-х годов. [ 4 ] : 24 : 27 В результате выхода книги Нолти и последовавших за ней дебатов были проведены многочисленные международные конференции по обсуждению общего фашизма как концепции, было составлено несколько антологий, посвященных рассмотрению общего фашизма, а также была опубликована значительная научная литература, посвященная общему фашизму как интеллектуальному явлению. опубликовано. [ 4 ] : 24 Британский историк Роджер Гриффин написал, что, хотя теория фашизма Нолти как «формы сопротивления трансцендентности» написана загадочным и непонятным языком, она ознаменовала важный шаг в понимании фашизма и помогла ученым открыть новые направления исследований фашизма. . [ 1 ] : 48 Израильский историк Зеев Стернхель писал в 1976 году:
«Три лица фашизма» — это попытка дать исчерпывающее объяснение фашизма. Книга основана на самых тщательных научных исследованиях, владение материалом впечатляет, а методологическая строгость достойна восхищения. Работа была переведена на английский и французский языки и сразу же получила признание. В рецензиях, в частности, Клауса Эпштейна, Хаджо Холборна , Джеймса Джолля , Уолтера Лакера , Джорджа Моссе , Вольфганга Зауэра, Фрица Штерна и Ойгена Вебера , эта мастерская работа была названа великой книгой. Работа профессора Нольте содержит такое богатство наблюдений, информации, идей и идей, которые стоит сохранить, что с некоторыми из них неизбежно возникают споры. [ 9 ] : 368
«Проблемы», о которых говорил Штернхелл, заключались в беспокойстве по поводу «феноменологического» подхода Нольте к истории, в котором Нольте утверждал, по гегелевским причинам, что конкретные примеры, которые он выбрал для изучения, действительны в более общих контекстах. [ 9 ] Особенно неприятным для Штернхелла было настойчивое стремление Нольте сосредоточиться исключительно на идеях Адольфа Гитлера , Бенито Муссолини и Шарля Морраса как причинных факторах фашизма. [ 9 ] : 369 Стернхелл отметил, что эффект этого целеустремленного внимания к идеям и личностям заключался в следующем:
В некотором смысле подход Эрнста Нольте напоминает подход Герхарда Риттера и Фридриха Майнеке : Томас Мор для Риттера, Макиавелли для Майнеке, а теперь Моррас для Нольте — это столько доказательств универсальности зла, столько доказательств того, что оно было Почти случайно, в результате простого стечения политических обстоятельств, нацисты возникли в Германии. [ 9 ] : 369
Штернхелл жаловался, что Нольте, сведя национал-социализм к идеям Гитлера, реабилитировал немецкий народ. [ 9 ] : 369 В частности, Штернхель выразил обеспокоенность по поводу отрывка, где Нольте писал: «После смерти фюрера ядро руководства национал-социалистического государства щелкнуло, как слишком затянутая стальная пружина, в исходное положение и превратилось в тело благонамеренные и культурные жители Центральной Европы» [ 3 ] : 400 Стернхелл утверждал, что приравнивание Нольте Гитлера к национал-социализму означало, что национал-социализм вошел в мир и покинул его вместе с Гитлером, и что со смертью Гитлера комендант лагеря смерти снова вернулся к образцовому гражданину, которым он был до того, как попал под чары Гитлера. [ 9 ] : 369 Наконец, Стернхелл отметил, что если национал-социализм был «практическим и насильственным сопротивлением трансцендентности» и если «трансцендентность» была универсальным процессом, затрагивающим все общества, то Нольте совершенно не смог ответить, почему национал-социализм был только немецким феноменом. [ 9 ] : 370
Другие историки были более враждебны в своей оценке « Трех лиц фашизма» . Критика слева, например, со стороны сэра Яна Кершоу , была сосредоточена на том, что Нолти сосредоточился на идеях, а не на социальных и экономических условиях как движущей силе фашизма, и на том, что Нолти слишком сильно зависел от фашистских сочинений для поддержки своего тезиса. [ 4 ] : 27 Кершоу описал теорию фашизма Нолти как «сопротивление трансцендентности» как «мистическую и загадочную». [ 4 ] : 27 Справа такие историки, как Карл Дитрих Брахер, критиковали всю идею общего фашизма как интеллектуально недействительную и утверждали, что именно индивидуальный выбор немцев, а не философский взгляд Нольте на «метаполитическое», породил национал-социализм. [ 2 ] : 84–85, 87, 100–101 Брахера Выдающееся произведение , его книга 1969 года Die deutsche Diktatur ( Немецкая диктатура ), была частично написана для опровержения теории Нольте об общем фашизме, представляя альтернативную картину национал-социалистической диктатуры как тоталитарного режима, созданного и поддерживаемого человеческими действиями. [ 2 ] : 87 В начале 1960-х годов Нольте отождествлялся с левыми, что помогло объяснить, почему «Три лица фашизма» , продвигая немарксистскую теорию родового фашизма над ранее доминирующей парадигмой тоталитаризма (единственная альтернатива для теоретиков фашизма в 1950-х годах), Это был вдохновленный марксизмом тезис «Ярость низшего среднего класса»), в целом был очень одобрен немарксистскими левыми. [ 10 ] : 85 Вместе с работой Ойгена Вебера « Три лица фашизма» были одной из первых книг, в которых содержалось обширное исследование ультранационалистического и антисемитского движения «Французское действие» во Франции, но многие подвергали сомнению утверждение Нольте о том, что « Французское действие» было фашистское движение, или, в случае с Джоном Лукачем , что такая вещь, как общий фашизм, когда-либо существовала. [ 11 ] : 118 Отвечая на критику о том, что общий фашизм является неверным понятием, поскольку ни одно другое фашистское движение не произвело ничего, эквивалентного Холокосту, Нольте утверждал, что национал-социализм был «радикальным фашизмом». [ 4 ] : 37–38
Будучи профессором Марбургского университета в конце 1960-х годов, Нольте стал мишенью студенческих протестов, и этот опыт вызвал у него сильное отвращение к западногерманским левым. [ 2 ] : 27–28 Какое-то время в 1960-х годах все классы Нолте бойкотировались радикальными студентами, которые требовали увольнения Нолте - опыт, который некоторые, такие как Джон Лукач и Чарльз С. Майер, приписывают радикальному изменению взглядов Нольте на период национал-социалистов. [ 11 ] : 35 [ 12 ] Позже, в 1970-х годах, Нольте отказался от некоторых аспектов теории общего фашизма, которые он отстаивал в «Трех лицах фашизма» , и вместо этого приблизился к принятию тоталитарной теории как способа объяснения как нацистской Германии , так и Советского Союза . Нольте тогда утверждал, что нацистская Германия была «зеркальным отражением» Советского Союза и, за исключением «технических деталей» массового отравления газом, все, что нацисты делали в Германии, уже было сделано коммунистами в России. [ 8 ] : 27
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гриффин, Роджер (1998). Международный фашизм . Лондон: Арнольд.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Майер, Чарльз (1988). Неуправляемое прошлое . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 85–86.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Нольте, Эрнст (1965). Три лица фашизма . Лондон: Вайденфельд и Николсон.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Кершоу, Ян (1989). Нацистская диктатура . Лондон: Арнольд.
- ^ Эпштейн, Клаус (1976). «Новое исследование фашизма». У Тернера, Генри А. (ред.). Переоценка фашизма . Нью-Йорк: Франклин Уоттс. стр. 2–25.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Маррус, Майкл (1987). Холокост в истории . Торонто: Лестер и Орпен Деннис.
- ^ Бауэр, Иегуда (2001). Переосмысление Холокоста . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Эванс, Ричард Дж. (1989). В тени Гитлера . Нью-Йорк: Пантеон.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Стернхелл, Зеев (1976). «Фашистская идеология». В Лакере, Уолтер (ред.). Фашизм: Руководство для читателя . Хармондсворт. стр. 315–371.
- ^ Хайльбрунн, Джейкоб (ноябрь 1996 г.). «Новые правые Германии». Иностранные дела . 75 (6): 80–98. дои : 10.2307/20047831 . JSTOR 20047831 .
- ^ Перейти обратно: а б Лукач, Джон (1997). Гитлер истории . Нью-Йорк: Винтажные книги.
- ^ Майер, Чарльз (1 декабря 1986 г.). «Аморальная эквивалентность». Новая Республика . п. 38.