Гвагео
Гвагео | |
Корейское имя | |
---|---|
хангыль | прошлое |
Ханджа | императорский экзамен |
Пересмотренная романизация | гвагео |
МакКьюн-Рейшауэр | хороший |
Квагео кваго ( корейский : 과거 ) или были национальными экзаменами на государственную службу в периоды Корё (918–1392) и Чосон (1392–1897) в Корее . Эти тесты, как правило, весьма требовательные, измеряли способность кандидатов писать сочинения и знание китайской классики . Форма написания варьировалась от литературы до предложений по управлению государством. Технические предметы также тестировались для назначения экспертов по медицине, интерпретации, бухгалтерскому учету, праву и т. д. Для большинства людей это был основной путь достижения должностей в бюрократии.
На основании экзаменов на государственную службу в императорском Китае, квагео впервые возникли в Объединенной Силле , приобрели значение в Корё и были центральным элементом большей части образования в династии Чосон . Опека, предоставляемая в хянгё , совоне и Сунгюнкване, была направлена в первую очередь на подготовку учеников к квагео и их последующей карьере на государственной службе. Согласно закону Чосон, высокие посты были закрыты для тех, кто не был детьми чиновников второго полного ранга или выше, если только кандидат не прошел квагео . Те, кто сдал высший литературный экзамен, монополизировали все высокие государственные должности династии. [ 1 ]
Стул
[ редактировать ]Первые национальные экзамены были проведены в королевстве Силла , начиная с 788 года, после того как конфуцианский ученый Чхве Чи Вон представил « Десять неотложных пунктов реформы» королеве Джинсон , правительнице Силлы в то время. [ 2 ] Однако из-за укоренившейся в Силле системы костных рангов , которая требовала, чтобы назначения производились на основании рождения, эти обследования не оказали сильного влияния на правительство. [ нужна ссылка ]
Корё
[ редактировать ]При династии Корё национальные экзамены стали более систематическими и влиятельными, чем при Силле. Однако они оставались лишь одним из нескольких путей к власти. Мужчина, достигший положения пятого ранга или выше, автоматически мог поставить одного сына на высокопоставленную должность. [ 3 ]
Экзаменационная система была распространена в Корё в 957 году приехавшим ханьлиньским ученым по имени Шуан Цзи из Позднего Чжоу . Кванджон был очень доволен Шуан Джи и попросил, чтобы он оставался при корейском дворе навсегда. [ 4 ]
Экзамены были учреждены в 958 году, во время правления Кванджона, как средство разрушения власти нескольких влиятельных семей над правительством. [ 5 ] На протяжении всей династии они сохраняли характер укрепления престола против аристократии. Это также приняло форму объединения трона с провинциальной элитой, и короли Корё стремились расширить образовательные возможности для местной элиты по всей стране. Фактически, любому члену класса свободнорожденных янгин было разрешено сдать экзамен, хотя потомки монахов, преступников и чхонмин были исключены. [ 6 ] Однако со временем государственные образовательные учреждения, такие как Хянгё и Кукджагам, уступили свои позиции частным учреждениям, таким как Двенадцать Ассамблей . [ 7 ]
Основные экзамены были литературными и проводились в двух формах: тест по композиции ( джесуль эоп ) и тест на классические знания ( мёнгён эоп ). Официально эти испытания должны были проводиться каждые три года, но на практике их обычно проводили и в другое время. [ 8 ] Тест по композиции стал считаться более престижным, и его успешные претенденты были разделены на три класса. С другой стороны, кандидаты, успешно сдавшие классический экзамен, не оценивались. За время правления династии экзамен по композиции сдали около 6000 мужчин, а экзамен по классике — только около 450. [ 6 ]
Экзамен по классическому предмету был пересмотрен в 1344 году, во время правления Чонхе , по образцу экзаменационной системы, применявшейся тогда во времена династии Юань . Более ранняя система, основанная непосредственно на классике, была заменена системой, основанной на неоконфуцианских интерпретациях классики. [ 9 ]
Военные экзамены были введены на короткое время во время правления Еджона , а затем снова во время правления Гунъяна, незадолго до падения династии; однако для большей части династии не было военных экзаменов и, следовательно, не было пути к получению воинского звания. Возможно, это отражало относительную силу военной элиты в тот период. [ нужна ссылка ]
Различные экзамены ( джабеоп ) проводились в различных областях. Одним из них был буддизм; прошедшие монахи получали особый церковный титул, начинающийся с даэсон , или «назначенный монах». [ 10 ]
Чосон
[ редактировать ]Во времена династии Чосон (1392–1910) экзамены подразделялись на три широкие категории: экзамены по литературе ( 文科 ; мун-гва ), военные экзамены ( 武科 ; мугва ) и различные экзамены ( 雜科 ; чапгва ), охватывающие такие темы, как как медицина, география, астрономия и перевод. Поскольку другие пути к продвижению по службе были гораздо более закрытыми, чем в период Корё, квагео стал практически единственным путем к высокому положению. [ 12 ]
Теоретически кто угодно, кроме ноби мог сдать экзамен по гвагео , но на самом деле только янбан, который имел роскошь провести большую часть своего детства и ранней взрослой жизни за обучением, мог надеяться сдать экзамен. В случае литературного управления от сдачи экзамена отстранялись дети повторно вышедших замуж женщин, наложниц и чиновников, уволенных за коррупцию. Экзамены Гвагео были очень важны не только для человека, но и для его семьи, поскольку семья янбан , из которой на протяжении четырех поколений не было государственных чиновников, теряла свой статус янбан.
При написании экзамена кандидаты должны были записать имена и должности своих четырех прадедов. Высший литературный экзамен допускался только для тех, кто либо уже занимал высокое положение, либо уже сдал низший экзамен. Янбаны относились к различным экзаменам свысока и обычно ограничивались классом чунгин потомственных технических рабочих . Критерии военного экзамена различались, но со временем он стал доступен даже представителям низшего сословия ( чхонмин ). [ 13 ]
Гвагео форм обеспечило основу для различных регионализма . Из-за силы региональных фракций в политике династии Чосон ученые из неугодных фракций часто вообще не удосужились сдать экзамен. В конце династии Чосон все больший процент успешных кандидатов прибыл из северной провинции Пхёнган , а небольшой округ Чонджу стал производить больше успешных кандидатов, чем любой другой округ.
Администрация
[ редактировать ]Первоначально gwageo ; проводилось каждые три года эти регулярные экзамены были известны как синнёнси ( 식년시 ). Однако со временем важность синнёнси стала менее значимой, и все больший процент кандидатов брал квагео в особых случаях. К ним относятся алсонси (визитные экзамены), которые проводились во время посещения королем Храма Конфуция в королевской академии Сонгюнгван , чонгванси (дополнительные экзамены), проводимые во время национальных праздников, и пёлси (специальные экзамены), проводимые в других особых случаях. [ примечания 1 ] Однако эти специальные экзамены обычно ограничивались литературными и военными экзаменами. За время правления династии был проведен в общей сложности 581 нерегулярный экзамен по сравнению со 163 экзаменами синнеонси , проводившимися раз в три года .
Литературные и военные экзамены проводились в три этапа: первоначальный квалификационный экзамен ( чоси ), проводимый в провинциях, второй экзамен ( хоэси ), проводимый в столице (в ходе которого отбирались подходящие кандидаты), и третий экзамен ( чёнси ). в присутствии короля, на котором успешные кандидаты располагались по порядку. Каждый этап соответствовал нормам и имел определенное количество успешных претендентов. Кандидату, получившему наивысший балл ( чжанвон ) на литературном экзамене, присваивалась должность 6-го младшего ( чонг ) ранга. [ 14 ] Если чангвон уже занимал высокопоставленную должность, его повышали на 4 уровня. [ 15 ] Кандидатам, занявшим второе и третье место по баллам, были предоставлены должности 7-го младшего ранга. Остальным не было гарантировано место, и им пришлось ждать, пока одна освободится. Разные экзамены включали только первые два этапа; их кандидаты не были оценены.
Процедуры тестирования часто были предметом споров, при этом различные фракции боролись за контроль над критериями экзамена. В частности, вопрос о том, должен ли первый этап высшего экзамена быть устным или письменным, стал горячей темой споров в ранний период Чосон.
Литературные экзамены
[ редактировать ]Литературный экзамен делился на низший и высший экзамен. В свою очередь, на низшем литературном экзамене некоторые кандидаты подали заявку на получение «лицензиата классической литературы» (или сэнвон ), а другие — на «литературного лиценциата» (или джинса ). После сдачи этих нижних экзаменов ( сэнджин-гва ) они могли перейти к более высокому экзамену. Этот нижний экзамен, возможно, возник во время вступительных экзаменов в Кукджагам Корё. [ 16 ]
На нижнем экзамене лиценциат литературы проверял композиционные навыки в различных формах китайской поэзии и прозы, включая рифмованную ши, прозу фу , документальную прозу няо и поэзию проблемные эссе. [ 17 ] Классики лицензируют проверенные знания Четырех книг и Пяти классических произведений в ортодоксальной неоконфуцианской интерпретации. Из каждого регулярного проведения теста на каждого лиценциата отбиралось в общей сложности 100 успешных кандидатов. Они были выбраны из 600 человек (на каждого лицензиата), из которых 200 были выбраны из столицы и 400 были распределены между различными провинциями. [ примечания 2 ]
Высший литературный экзамен проводился каждые три года, и в общей сложности 33 успешных кандидата были выбраны из 240. Эти 240, в свою очередь, были отправлены из Сонгюнгвана (50), столицы (40) и Восьми провинций. (количество отправленных из каждой провинции различалось: Хванхэ и Ёнган отправили только 10, а Кёнсан - 30). [ 18 ] Каждый из первых двух высшего экзамена в свою очередь делился на три части: в первой части кандидаты демонстрировали свое понимание конфуцианского канона, во второй части они демонстрировали свои способности сочинять в различных литературных формах, а в В последней части они написали проблемное эссе, призванное показать их политические способности. [ 18 ]
За время правления династии Чосон литературный экзамен сдали в общей сложности 14 620 мужчин. Трехлетний сингнеонси прошел примерно 41% из них; остальные сдали в ходе нерегулярных экзаменов. [ 19 ] Эта пропорция со временем изменилась; По мере развития династии нерегулярные экзамены становились все более важными. [ 14 ] Частично это могло быть связано с тем, что количество кандидатов на экзаменах, сдаваемых раз в три года, было фиксированным, а число кандидатов на нерегулярных экзаменах не было фиксированным.
Военные экзамены ( осень )
[ редактировать ]На первом этапе военного экзамена было отобрано 190 кандидатов, из которых 28 было допущено ко второму этапу. [ 20 ] [ примечания 3 ] Из них 70 человек прибыли из столицы, а остальные - из различных провинций: Кёнсан - 30, Чхунчхон и Чолла - 25, а остальные провинции - по 10 кандидатов каждая. [ 20 ]
На военных экзаменах проверялись как военные, так и литературные навыки и знания. Первый этап теста представлял собой практическую проверку различных военных навыков, ориентированную на корейскую стрельбу из лука , а второй этап, на котором отбирались успешные кандидаты, представлял собой устный экзамен на знание кандидатами конфуцианского канона и некоторых классических произведений военной мысли. . Важное значение имели «Искусство войны» Сунь Цзы, а также Ханбизи и Уцзы . [ 21 ] Третий этап, на котором оценивались кандидаты, снова основывался на практических военных навыках. К ним относятся верховая езда и стрельба из лука. Хорошо известна история о том, как И Суншин впервые потерпел неудачу в Мугве из-за падения с лошади на этом этапе, после чего он поспешно наложил жгут с использованием ивовых ветвей и завершил свою часть стрельбы из лука на лошадях.
Разные обследования
[ редактировать ]Разные экзамены, или джапгва , делились на четыре части: перевод, медицина, естествознание (астрология, география и др.) и делопроизводство. Эти проверки проводились под надзором правительственного учреждения, в котором работали специалисты в этой области. Они были тесно связаны с королевскими техническими академиями Саака, над которыми контролировали те же ведомства.
В случае перевода проверялись четыре языка, на которых суд Чосон имел переводчиков: современный китайский, монгольский, чжурчжэньский/маньчжурский и японский. За этим экзаменом следило Бюро устных переводчиков , которое имело переводчиков в столице, а также в крупных приграничных портах и городах. На первом уровне было принято 45 кандидатов, владеющих разговорным китайским языком, и по 4 кандидата на каждом из остальных языков; на втором уровне было отобрано 13 успешных кандидатов на китайском языке и по два на каждом из остальных языков. [ 22 ]
Медицинское обследование отобрало 18 финалистов, а во втором туре число успешных претендентов сократилось до 9. Затем им были предоставлены должности в Медицинском бюро, которое отправило некоторых из них во дворец, а других - в каждое провинциальное подразделение вплоть до уровня хён . [ 23 ]
Тем, кто сдал джапгву, первоначально выдавали малиновый сертификат того же цвета, что и те, кто сдал экзамен по литературе. Однако давление со стороны янбана в конечном итоге изменило этот цвет на белый, что означало более низкий уровень достижений и давало владельцу право на должность более низкого ранга. Те, кто сдал этот экзамен, стали известны как чунгины .
Историческое изменение
[ редактировать ]Квагео были дополнены во время правления Чонджона Чосонского (1506–1544) по предложению высокого чиновника Чо Кванджо . Дополнительный экзамен назывался «экзаменом для образованных и добродетельных» ( хёлланггва ). Это был сокращенный экзамен, проводившийся в присутствии короля. Кандидаты должны были быть рекомендованы местным магистратом как люди высочайшей честности. [ 25 ]
коррумпированной . В последние годы правления династии Чосон система Квагео становилась все более Ученые, которые не смогли сдать экзамен, начали формировать класс недовольных янбаней; Среди них выделялся лидер повстанцев начала XIX века Хон Кённэ . [ 26 ] Многие из более поздних ученых Силхака также отвернулись от государственной службы.
Квагео реформ были окончательно отменены в результате Габо 1894 года вместе с правовой классовой дискриминацией и старой системой рангов. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]- Имперский экзамен
- Образование в династии Чосон
- История образования
- Экзамены на государственную службу Республики Корея
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ СНУЭРИ 1997 , с. 108.
- ^ Чон, Юнг-Хван (1995). «Симу Сиёджо (時務十餘條): политический документ, представленный королеве Джинсон Чхве Чи Вон, ученым Объединенной Силлы времен Северного и Южного королевств» . Энциклопедия корейской культуры (на корейском языке) . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ SNUERI 1997 , стр. 63–64.
- ^ Лю 2007 , стр. 498–499.
- ^ Ли 1984 , стр. 104–105.
- ^ Перейти обратно: а б Ли 1984 , с. 118.
- ^ Ли 1984 , с. 129.
- ^ СНУЭРИ 1997 , с. 63.
- ^ СНУЭРИ 1997 , с. 62.
- ^ Ли 1984 , с. 133.
- ^ «Экзамены Gwageo в Хамхыне» [Экзамены Gwageo в Хамхыне]. Национальный музей Кореи (на корейском языке) . Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Бён 1999 , стр. 277–278.
- ^ Ли 1984 , с. 219.
- ^ Перейти обратно: а б Ли 1984 , с. 181.
- ^ Бён 1999 , с. 278.
- ^ СНУЭРИ 1997 , с. 109.
- ^ Ли 1984 , с. 180.
- ^ Перейти обратно: а б СНЕЭРИ 1997 , с. 107.
- ^ СНУЭРИ 1997 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б СНУЭРИ 1997 , стр. 110.
- ^ SNUERI 1997 , стр. 110–111.
- ^ СНУЭРИ 1997 , с. 111
- ^ СНУЭРИ 1997 , с. 104.
- ^ «Бланк ответов Шим Санги на Квагео» [Бланк ответов Шим Санги на Квагео]. Национальный музей Кореи . Проверено 14 августа 2023 г.
- ^ Ли 1984 , с. 205.
- ^ Ли 1984 , с. 254.
- ^ Ли 1984 , с. 291.
Источники
[ редактировать ]- Пён Тэ Соп (1999). Всеобщая история Кореи [ Очерк истории Кореи ] (на корейском языке) (20-е издание, 4-е изд.). Сеул: 三英社 (Самёнса). ISBN 9788944591013 .
- Ли, Ки-Байк (1984). Новая история Кореи . Перевод Вагнера, Эдварда В. Сеул: 一潮閣 (Ilchokak Publishers). ISBN 9788933702048 .
- Лю, Хайфэн (2007). «Влияние имперских экзаменов Китая на Японию, Корею и Вьетнам». Границы истории в Китае . 2 (4): 493–512. дои : 10.1007/s11462-007-0025-5 .
- SNUERI (Научно-исследовательский институт образования Сеульского национального университета), изд. (1997). История корейского образования [ История образования Кореи ] (на корейском языке). Сеул: 교육과학사 (Книжное издательство Kyoyook). ISBN 89-8287-130-6 .