Jump to content

Сантос-Дюмон 14-бис

14-бис
14-бис в окончательном виде в ноябре 1906 года, с межплоскостными элеронами восьмиугольной формы в плане.
Роль Экспериментальный самолет
Дизайнер Альберто Сантос-Дюмон
Первый полет 23 октября 1906 г.
Количество построенных 1

14 -бис ( французский : Quatorze-bis ; ( португальский : Quatorze-bis ; английский: снова четырнадцать ), также известный как Oiseau de proie хищная птица » по-французски), [1] Это был пионерский , «утка» в стиле биплан спроектированный и построенный пионером бразильской авиации Альберто Сантос-Дюмоном . В 1906 году недалеко от Парижа совершил 14-бис пилотируемый полет с двигателем, который впервые был публично засвидетельствован толпой и также заснят на видео. [2] Это также был первый полет с двигателем на самолете, не принадлежащем братьям Райт , если не считать «прыжков» с коротким двигателем Клемана Адера. [3] и Траян Вуя . [4]

В июне 1905 года французский летчик Габриэль Вуазен управлял планером, буксируемым быстроходным катером, по реке Сена , совершив полет на высоту более 150 метров (500 футов). Крыло и хвост планера состояли из Харгрейва ячеек , конструкции, напоминающей коробчатый воздушный змей , которая обеспечивала определенную степень устойчивости. Это сделало ячейку Харгрейва конфигурацией, полезной не только для воздушных змеев, но и для самолетов тяжелее воздуха. [5] Сантос-Дюмон в то время жил в Париже и был одним из самых активных «аэронавтов» в Европе, разработав серию нежестких дирижаблей , которые демонстрировали беспрецедентную маневренность, скорость, выносливость и простоту управления. Сантос-Дюмон встретил Вуазена в конце 1905 года и поручил ему помочь ему построить самолет с намерением попытаться выиграть один из призов за полеты тяжелее воздуха, предлагаемых Аэро-клубом Франции для содействия развитию. авиации тяжелее воздуха во Франции. [6] В их число входил приз Coupe Ernest Archdeacon в виде серебряного трофея и 1500 франков за первый полет на 25 м (82 фута), а также еще один приз в размере 1500 франков за первый полет на 100 м (330 футов). [7]

Сантос-Дюмон руководил постройкой биплана Hargrave-cell с двигателем Antoinette . Крылья, каждое из которых состояло из трех ячеек, располагались сзади и имели выраженную двугранную форму, что обеспечивало устойчивость самолета в поперечном направлении. мощностью 37 киловатт (50 лошадиных сил) Antoinette с жидкостным охлаждением и впрыском топлива Двигатель V8 был установлен в крайней задней части фюзеляжа, который сам располагался почти вертикально на равном расстоянии между корнями крыльев бипланных панелей , причем двигатель располагался сзади. управлял толкающим винтом, а пилот стоял в плетеной корзине непосредственно перед двигателем. Подвижная ячейка типа «бокскайт» в носовой части, вращающаяся на карданном шарнире внутри нее и управляемая тросами, предназначалась для управления рысканием и тангажем. Эту компоновку позже стали называть « конфигурацией-уткой ». Он был построен из бамбука и сосны, соединенных алюминиевыми разъемами, и покрыт японским шелком. [8]

Операционная история

[ редактировать ]
14 -бис на территории замка Багатель, подвешенный к корпусу дирижабля № 14 Сантос-Дюмона.

Первые испытания самолета были проведены 22 июля 1906 года на территории Сантос-Дюмона в Нейи , где он был собран. Чтобы имитировать условия полета, Сантос-Дюмон прикрепил самолет к своему последнему нежесткому дирижаблю « Номер 14» , поэтому самолет получил название «14-бис». [9] Затем самолет перевезли на территорию замка Багатель в Булонском лесу , где было больше места. Силы, создаваемые самолетом, опасно растягивали оболочку дирижабля, почти разрывая его и позволяя лишь ограниченно управлять. [ нужна ссылка ] Опасность этих испытаний заставила Сантоса-Дюмона и его команду быстро отказаться от них, хотя была получена некоторая полезная информация, которая привела к корректировкам балансировки и развесовки самолета. [ нужна ссылка ]

Дальнейшие испытания проводились с самолетом, подвешенным на веревке, прикрепленной к шкивам, проложенным по стальному тросу длиной 60 м (200 футов), натянутому между двумя стойками, одна высотой 13,5 м (44 фута), а другая высотой 7 м (23 фута). [10] очень похоже на зиплайн или Тироль . современный [ нужна ссылка ]

Первые испытания 14-bis в свободном полете прошли на полигоне для поло в Булонском лесу 21 августа, но были остановлены из-за повреждения недавно установленного пропеллера с алюминиевыми лопастями, который заменил один с деревянными лопастями, покрытыми шелком. [11] После ремонта на следующий день состоялся еще один судебный процесс; хотя носовое колесо оторвалось от земли, у самолета не хватило мощности для взлета, и Сантос-Дюмон решил заменить двигатель на «Антуанетту» мощностью 37 кВт (50 л.с.). [11] Испытания возобновились 4 сентября без особого успеха, а 7 сентября, после повреждения винта, был установлен новый, чуть большего размера. [12]

14 -бис пролетал над территорией замка Багатель 23 октября 1906 года. Обратите внимание на отсутствие элеронов, которые были добавлены позже для бокового управления.

13 сентября 1906 года наблюдатели Аэро-Клуба Франции собрались, чтобы стать свидетелями попытки совершить призовой полет. Самолету не удалось взлететь при первой попытке, но во время второй он поднялся и пролетел от 4 до 7 метров (от 13 до 23 футов) на высоте около 70 сантиметров (28 дюймов). Затем самолет приземлился с поднятым носом, сломав пропеллер и положив конец дневным экспериментам. Этот короткий полет не претендовал на какой-либо приз, но заслужил Сантос-Дюмон овации толпы. [11]

23 октября, после серии испытаний двигателя и высокоскоростных наземных обгонов (один из которых закончился тем, что одно колесо оторвалось, но это было быстро исправлено), Сантос-Дюмон совершил полет на высоту более 50 метров (160 футов) на высота 3–5 м (10–16 1 фута ) + . [13] Это принесло Сантосу-Дюмону первую авиационную премию - 3000 франков за полет на высоту 25 м (82 фута) и более. [ нужна ссылка ]

Памятник на территории замка, посвященный полету Сантос-Дюмона 12 ноября 1906 года и его первому мировому рекорду.

Эта посадка слегка повредила самолет, но Сантос-Дюмон объявил, что 12 ноября 1906 года он должен быть готов попытаться завоевать приз на дистанции 100 метров (330 футов).

Завершение полета и включение элеронов

[ редактировать ]

После повреждения планера в результате полетов 23 октября самолет 14-бис был отремонтирован, а восьмиугольные элероны с местом навешивания и крепления аналогичны конструкции планера-биплана Роберта Эно-Пельтери 1904 года. [14] были добавлены в середину каждой крайней ячейки крыла, при этом поверхности поворачивались между крайними передними стойками, опять же, как у планера Пельтери 1904 года. Они приводились в действие с помощью тросов, прикрепленных к плечам летного костюма пилота, что-то вроде механизма управления деформацией крыла движением бедра на Wright Flyer .Утром 12 ноября 1906 года авиационное сообщество Франции собралось на территории замка Багатель, чтобы стать свидетелями следующей попытки Сантос-Дюмона. Когда Сантос-Дюмон позволил 14-бис бежать по полю, рядом проехала машина, из которой Генри Фарман ронял тарелку каждый раз, когда наблюдал, как колеса самолета отрываются от земли или снова приземляются. В первой попытке был достигнут 5-секундный полет на высоту около 40 м (130 футов) на высоте около 40 см от земли, а во второй - два коротких полета на высоту 40 и 50 м (160 футов). Поспешное приземление из-за близости деревьев после второй попытки повредило оси колес, и их починили во время обеденного перерыва. Днем дальнейшие полеты на 50 метров, а затем на 82 м (269 футов) (с достижением скорости около 40 км/ч), на этот раз прерванные близостью барьера для игры в поло. На закате Сантос-Дюмон предпринял еще одну попытку полета. Чтобы не попасть в зрителей, которые к этому времени были уже по всему полю, он подъехал, пролетая над ними. Через 22 секунды он выключил двигатель и запланировал приземлиться. Он пролетел 220 метров (более 700 футов), получив право на вторую авиационную премию, присуждаемую для самолетов тяжелее воздуха, 1000 франков за полет на 100 метров и более. [15] Следующие заметные полеты Сантос-Дюмон совершил год спустя, в ноябре 1907 года, на своем самолете Demoiselle № 19 . [16]

14-бис против Райта Флайера

[ редактировать ]

Некоторые утверждают, что 14-бис , а не Wright Flyer 1903 года. первым настоящим самолетом был [17] Для взлета Wright Flyer 1903 года использовал стартовую направляющую и колесную тележку, которую оставили на земле; самолет приземлился на полозьях из-за песчаной посадочной поверхности в Китти-Хоке. [18] После 1903 года Райты использовали катапульту для облегчения взлета большинства своих самолетов 1904 и 1905 годов . Сантос-Дюмон 14 -бис не использовал катапульту и передвигался на колесах, расположенных в задней части самолета. Говорят, что Сантос-Дюмон принял его для своего 14-бис после того, как лично стал свидетелем Траяна Вуйи. современного четырехколесного автомобиля попытки полета самолета ранее в 1906 году [19] в западном пригороде Парижа, недалеко от территории замка Багатель, - с «носовым полозьем» под передней частью фюзеляжа 14-бис .

В отличие от этого вида, 5 октября 1905 года Уилбур Райт совершил полет по кругу длиной 38,9 км (24 мили) за 39 минут 23 секунды. [20] над прерией Хаффман недалеко от Дейтона, штат Огайо , за год до того, как полет Сантос-Дюмона на высоту 50 м (160 футов) принес ему первую авиационную награду. Более того, письменная и фотографическая документация Райтов, подтвержденная историками, показывает, что « Райт Флаер» 1903 года совершил взлет при сильном встречном ветре без катапульты и совершил контролируемый и устойчивый полет; почти за три года до того, как Сантос-Дюмон совершил свой первый взлет на объекте тяжелее воздуха. [21] [22] [23] Кроме того, хотя ячейки Харгрейва обеспечивали боковую устойчивость 14-бис , отсутствовал боковой контроль, необходимый для выполнения поворотов, крена и крена. [24] В конструкции Райта использовалось искривление крыла для бокового управления, что они использовали в своих планерах с 1899 года. [25] Без бокового управления самолет просто подпрыгивает или отрывается от земли и возвращается к ней по прямой. В ноябре 1906 года Дюмон добавил к модели 14 bis восьмиугольные элероны для поперечного управления (см. фотографии для СМИ ниже).

Технические характеристики

[ редактировать ]

Данные Опдике, «Французские самолеты перед Великой войной» ; [26] Грей, Сантос-Дюмон № 14bis 1906 года выпуска. [27]

Общие характеристики

  • Экипаж: 1
  • Размах крыльев: 11,5 м (37 футов 9 дюймов)
  • Хорда крыла: 2,5 м (8 футов 2 дюйма)
  • Высота: 3,75 м (12 футов 4 дюйма)
  • Площадь крыла: 52 м 2 (560 кв. футов)
  • Полная масса: 290 кг (639 фунтов)
  • Силовая установка: 1 Antoinette 8V с водяным охлаждением поршневой двигатель V-8 мощностью 37 кВт (50 л.с.)
  • Гребные винты: 2-лопастной толкающий гребной винт, диаметром 2 м (6 футов 7 дюймов).


Наследие

[ редактировать ]

был 14-бис отмечен как один из самых ярких моментов Бразилии на церемонии открытия летних Олимпийских игр 2016 года . [28]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Брюс, Стюарт Э. Механический полет , 20 февраля 1909 г., стр.108.
  2. ^ «10 важных полетов» . Журнал «Аэрокосмос» .
  3. ^ Британская энциклопедия: Клеман Адер
  4. ^ Хадирка, Дэн. «Траян Вуя» . Век авиации . Библиотека Румынской академии . Проверено 4 февраля 2024 г.
  5. ^ Гиббс-Смит, с. 160
  6. ^ Уайкхэм, стр. 202–203.
  7. ^ Гиббс-Смит, с. 137
  8. ^ Гиббс-Смит, с. 212
  9. ^ Le Aéroplane Santos-Dumont l'Aérophile , июль 1906 г., стр.167
  10. ^ Le Aéroplane Santos-Dumont l'Aérophile , июль 1906 г., стр. 168–169
  11. ^ Jump up to: а б с Возвышение Аэрофила Сантос-Дюмона , сентябрь 1906 г., стр. 191–194
  12. ^ Гиббс-Смит, с. 218
  13. ^ Второй полет Сантос-Дюмона L'Aérophile , октябрь 1906 г., с. 245
  14. ^ Харрисон, Джеймс П. Освоение неба: история авиации с древних времен до наших дней , Da Capo Press, 2000, стр. 48, ISBN   1885119682
  15. ^ Полет , 1909, с. 12
  16. ^ "Самолет Сантос=Дюмон №19" . l'Aérophile (на французском языке): 314. Ноябрь 1907 г.
  17. ^ «Дело Сантос-Дюмона» . Райт-Братья.org . Проверено 9 мая 2014 г.
  18. ^ Келли, Фред К. (1989). Братья Райт: Биография (изд. Дувра). Нью-Йорк: Dover Publications. стр. 249 . ISBN  9780486260563 .
  19. ^ Хадирка, Дэн. «ТРАЯН ВУИА – в век авиации» . biblacad.ro . Библиотека Румынской академии . Проверено 21 января 2021 г. Сантос Дюмон решил попробовать простой полет на колесах, который вскоре привел его к победе и увековечил его после того, как он услышал и увидел полеты Вии.
  20. ^ Шарп, Майкл (2000). Бипланы, трипланы и гидросамолеты . Фридман/Фэрфакс. п. 311. ИСБН  1-58663-300-7 .
  21. ^ «1903 — Первый полет – Национальный мемориал братьев Райт (Служба национальных парков США)» . Служба национальных парков.
  22. ^ Гиббс-Смит, CH (2002). Братья Райт: пионеры авиации и их работа 1899–1911 (2-е изд.). Лондон: Музей науки. п. 44. ИСБН  9781900747448 .
  23. ^ Грей, Кэрролл Ф. «Эксперименты в прериях Хаффмана 1904 года, флаер 1904 года и поиск «практической машины» ». WW1 Aero: Журнал первых самолетов (182): 5–21.
  24. ^ Братья Райт, Дэвид Маккалоу, 2015 Саймон и Шустер, с. 240
  25. ^ Братья Райт, Дэвид Маккалоу, 2015 Саймон и Шустер, с. 39
  26. ^ Опдике, стр. 227.
  27. ^ Грей, стр. 12–13.
  28. Церемония открытия Рио-2016 (5 августа 2016 г.)

Библиография

[ редактировать ]
  • Баррос, Энрике Линс де. Альберто Сантос-Дюмон . Associacao Promotora Da Instrucao, Рио-де-Жанейро: 1986.
  • БАРРОС, Энрике Линс де (2006). Сантос-Дюмон и изобретение самолета (PDF) . Перевод Марии Кристины Рамальо Ардой. Рио-де-Жанейро: CBPF. п. 17. ISBN  85-85752-17-3 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 апреля 2021 г.
  • Грей, Кэрролл Ф. (ноябрь 2006 г.). «Сантос-Дюмон № 14бис 1906 года выпуска». Аэропервый период Первой мировой войны: Журнал первых самолетов (194): 4–21. ISSN   0736-198X .
  • Гиббс-Смит, Ч.В. Возрождение европейской авиации . Лондон: HMSO, 1974. ISBN   0 11290180 8
  • Жоао Луис Муса, Марсело Бреда Моурао и Рикардо Тилкиан, Эу Навегуэй Пело Ар («Я летел по воздуху»), 2003 г.
  • Альберто Сантос Дюмон A Conquista Do Ar («Покорение воздуха») 1901 г.
  • Ипполито да Коста, Фернандо. Альберто Сантос-Дюмон: отец авиации . перевод: Соарес, База технического обслуживания Эрсиллио А. ВАРИГ, Рио: 1973 г.
  • Опдайк, Леонард Э. (1999). Французские самолеты перед Великой войной . Атглен: Издательство Шиффер. ISBN  0-7643-0752-5 .
  • Тобин, Джеймс. Покорить воздух: братья Райт и великая гонка за полетом . Свободная пресса, Нью-Йорк: 2003.
  • Уикэм, Питер . Сантос-Дюмон: исследование одержимости . Лондон: Патнэм, 1962 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: be61f256c1fa824d1de15d19e9ece898__1716288900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/be/98/be61f256c1fa824d1de15d19e9ece898.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Santos-Dumont 14-bis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)