Jump to content

HMS Султан (1775 г.)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Современная гравюра корабля класса Royal Oak, похожего на «Султан».
История
Великобритания
Имя HMS Султан
Заказал 14 января 1771 г.
Строитель Барнард, Харвич
Заложен Март 1771 г.
Запущен 23 декабря 1775 г.
Переименован Саффолк (25 октября 1805 г.)
Судьба Расставание, 1816 г.
Примечания
Общие характеристики
Класс и тип Royal Oak класса Линейный корабль
Тонны нагрузки 1614 73 94 ( м.м. )
Длина 168 футов 6 дюймов (51,36 м) (гундек)
Луч 46 футов 11 дюймов (14,30 м)
Глубина захвата 20 футов (6,1 м)
Движение Паруса
План паруса Полностью оснащенный корабль
Дополнить 600
Вооружение
  • 74 орудия:
  • Гундек: 28 × 32 фунта
  • Верхняя орудийная палуба: 28 × 18 фунтов.
  • Квартердек: 14 × 9 фунтов
  • Прогноз: 4 × 9 фунтов

HMS «Султан» — 74-пушечный третьего ранга линейный корабль Королевского флота , спущенный на воду 23 декабря 1775 года в Харвиче . Построенный для участия в американской войне за независимость , его отбытие было отложено из-за нехватки экипажа, и только 9 июня 1778 года он наконец отплыл в составе эскадры под командованием контр-адмирала Джона Байрона . В сентябре она была с флотом Ричарда Хоу , блокировавшим французов в Бостоне , а в 1779 году перебралась в Вест-Индию , где в июле того же года приняла участие в битве при Гренаде . Почти год спустя, 20 июня 1780 года, он участвовал в коротком бою у берегов Доминиканской Республики с превосходящими силами французов.

После ремонта в Плимуте « Султан» был отправлен присоединиться к сэра Эдварда Хьюза флоту в Ост-Индии , прибыв из Англии 30 марта как раз вовремя, чтобы участвовать в сражениях при Провидиене , Негапатаме и Тринкомали . Ее последнее действие было в Каддалоре Хьюза в 1783 году, и она вернулась в Англию в 1784 году в качестве флагмана .

В июле 1794 года «Султан» был повторно введен в эксплуатацию в качестве госпитального корабля в гавани Портсмута , где в январе 1797 года он был переоборудован для использования в качестве корабля-тюрьмы . Переименованный в Саффолк 25 октября 1805 года, он оставался тюремным кораблем до 1815 года, когда был поставлен на прикол в обычном режиме , а в 1816 году разобран.

Строительство

[ редактировать ]

Когда Джон Монтегю, граф Сэндвич , начал свой третий срок на посту Первого лорда Адмиралтейства , он немедленно заказал семь новых третьеразрядных кораблей. Три 74-х , из которых Султан должен был стать первым, должны были быть построены по контракту по проекту 1765 года известного корабела сэра Джона Уильямса. [ 1 ] Эти корабли класса Royal Oak отличались от проектов сэра Томаса Слэйда тем, что у них был более тупой нос и более острая корма. Это сделало их лучшими мореплавателями в условиях хорошей и умеренной погоды, но они плохо справлялись с сильным ветром и страдали от нестабильности. [ 2 ]

Заказ на судно «Султан» было заказано 14 января 1771 года, а его киль был заложен в марте на верфи Харвич . В построенном виде ее размеры составляли: 168 футов 6 дюймов (51,4 метра) по орудийной палубе , 137 футов 11 дюймов (42,0 м) по килю , с шириной 46 футов 11 дюймов (14,3 м) и глубиной в трюме. 20 футов 0 дюймов (6,10 м). Это составило ей 1614 Грузоподъемность 73 94 тонны (БМ) . Ее постройка обошлась Адмиралтейству в 33 621,9,1 пенсов плюс еще 5 855,9,6 пенсов на отделку. [ 1 ]

На нижней орудийной палубе «Султан» нес двадцать восемь 32-фунтовых (15 кг) орудий. На ее верхней палубе было двадцать восемь 18-фунтовых орудий (8,2 кг). располагалось четыре 9-фунтовых (4,1 кг) орудия На полубаке четырнадцать 9-фунтовых (4,1 кг) , а на юте — . Корабли класса Royal Oak были рассчитаны на перевозку 600 человек при полной укомплектованности экипажем. [ 2 ]

«Султан» был спущен на воду 23 декабря 1775 года, и это событие отмечалось в « Трех кубках» в Харвиче . [ 3 ] Ее доставили на верфь Чатема , где она была завершена в период с 23 февраля 1776 года по 3 ноября 1777 года. [ 1 ] [ 4 ] Впервые вошедший в строй под командованием капитана Джона Уилока в августе 1777 года, он входил в состав флота, который отплыл в Нью-Йорк 9 июня следующего года. Это подкрепление для войны в Америке, состоящее из 13 линейных кораблей и фрегата под командованием контр-адмирала Джона Байрона , было отложено на несколько месяцев из-за нехватки рабочей силы. [ 5 ] [ 1 ] И только после того, как французский флот покинул Тулон и, таким образом, перестал представлять угрозу вторжения, флот Ла-Манша мог быть лишен своих экипажей. [ 5 ]

Эскадра Байрона была рассеяна бурей и по частям прибыла в Америку. Его флагман, 90-пушечный HMS Princess Royal вышел на берег у южного побережья Лонг-Айленда , в конце концов, 18 августа . Большая часть его кораблей оказалась в Галифаксе и лишь немногие добрались до Нью-Йорка. [ 6 ] 11 сентября 1778 года султан присоединился к флоту Ричарда Хоу, блокировавшем французов в Бостоне . [ 1 ]

После смерти капитана Уилока в 1779 году командование Султаном перешло к капитану Чарльзу Филдингу . [ 1 ] Корабль находился на Антигуа в феврале, когда Филдингу было поручено доставить депеши в Англию. Вскоре после битвы при Сент-Люсии прибыл фрегат HMS Pearl с подробностями захвата острова, и 16 февраля два корабля ушли вместе. Они прибыли в Спитхед 22 марта с бумагами и отчетами Байрона, адмирала Сэмюэля Баррингтона и генерал-майора Джеймса Гранта . [ 7 ]

Битва за Гренаду

[ редактировать ]
Изображение битвы за Гренаду Жаном-Франсуа Юэ.

Позже Филдинга заменил капитан Алан Гарднер, под командованием которого Султан сражался в битве за Гренаду 6 июля. [ 1 ] Британские корабли находились на эскорте, когда 18 июня французские войска под командованием графа Д'Эстена атаковали и захватили остров Сент-Винсент . [ 8 ] Адмирал Байрон был уведомлен о потере острова и собирался вернуть его, когда получил известие, что французы с тех пор захватили Гренаду. Он немедленно повернул свой конвой им навстречу. [ 9 ] Из своих двадцати одного линейного корабля он сначала оставил три для охраны конвоя и, надеясь быстро атаковать, прежде чем французы успеют собраться, отправил остальные в общую погоню за вражеским флотом, когда он покидал свои позиции. якорная стоянка. Пятнадцать из двадцати пяти французских кораблей уже выстроились на боевую линию, когда прибыл Султан , возглавлявший атаку, с HMS Prince of Wales и HMS Boyne . Далеко опередив своих соотечественников, они были вынуждены выдерживать основной удар французского огня, не имея возможности пустить в ход собственные орудия. [ 10 ] Остальная часть британского флота, пытаясь выстроиться в линию, вступала в бой с перерывами и, будучи в меньшинстве, была сильно изуродована в результате дезорганизованной атаки. [ 11 ] В бою британцы потеряли 183 человека убитыми и 346 ранеными. Потери на борту «Султана» составили 16 убитыми и 39 ранеными. [ 12 ]

Действия возле Монте-Кристи

[ редактировать ]

В июне 1780 года «Султан» входил в состав небольшой эскадры Уильяма Корнуоллиса , состоявшей из двух 74-х, двух 64-х, 50-пушечного корабля и фрегата, посланной главнокомандующим Ямайской станции адмиралом Хайдом Паркером для сопровождения. британский торговый флот, направлявшийся в Англию . Доведя конвой до Бермудских островов был замечен флот французских транспортов и его эскорт , Корнуоллис возвращался, когда 20 июня у Монте-Кристи . Французский флот под командованием адмирала Шарля де Терне направлялся в Род-Айленд с 6000 солдатами. Увидев приближение британцев, де Терне приказал своим семи кораблям сопровождения — 80-пушечному, двум 74-м и четырем 64-м — сформировать колонну, которая затем набросилась на врага. В ответ Корнуоллис приказал своим кораблям выстроиться на боевую линию, а Султан занял вторую позицию. [ 13 ] После короткой перестрелки более слабые британские силы прервали бой, и французы продолжили свой путь. [ 14 ]

К декабрю того же года Султан вернулся в Англию, где проходил ремонт и восстановление в Плимуте . Работы продолжались до апреля и обошлись в 11 914,2,10 фунтов стерлингов. [ 1 ] Он был повторно введен в строй в мае 1781 года под командованием капитана Джеймса Уотта, а в июне отплыл в Ост-Индию. [ 1 ] В 1782 году, вернувшись в какой-то момент в родные воды, Султан и Магнаниме были отправлены обратно в Ост-Индию , чтобы присоединиться к флоту сэра Эдварда Хьюза , прибывшему из Англии вовремя, чтобы сражаться в сражениях при Провидиене , Негапатаме и Тринкомали . [ 15 ] [ 1 ] Во время путешествия цинга людей с обоих кораблей поразила . Встретившись с Хьюзом по пути в Тринкомали, ни один из кораблей не имел возможности высадить больных и подкрепиться, и поэтому был вынужден вести бой с истощенными экипажами. [ 16 ] [ 15 ]

Провидиан

[ редактировать ]

Хьюз на 74-пушечном «Супербе » в сопровождении 74-пушечного «Героя» , 68-пушечного «Монарки» , 50-пушечного « Исиды » и пяти 64-пушечных кораблей «Эксетер» , «Берфорд» , «Монмут» , «Вустер» и «Игл » покинул Мадрас на 12 марта и отплыл с подкреплением в Тринкомали. 30 марта к нему в море присоединились Султан и Маньяниме , доведя свои силы до одиннадцати кораблей. [ 15 ] Двенадцать французских линейных кораблей под командованием адмирала Пьера Андре де Сюффрена , высадившие десант для помощи в осаде Куддалора, направлялись на юг, когда 9 апреля был замечен британский флот. Хьюз, считая своим главным приоритетом безопасную доставку войск, удерживал свой курс в течение двух дней, пока действия не стали неизбежными. Когда утром 12 апреля стало очевидно, что его собираются провести капитальный ремонт, Хьюз построил свои корабли на боевой линии, а «Султан» и «Маньяниме» находились в тылу. [ 15 ]

В 11:00 французы, двигавшиеся параллельным курсом, повернули к британской линии, причем каждый корабль направился к своему противоположному номеру. Сюффрен приказал своему дополнительному кораблю атаковать тыл с другой стороны. Однако французская линия была прогнута, и основную тяжесть атаки приняли на себя центральные британские корабли. [ 17 ] В 15:40 оба флота покинули кают-компанию и повернули оверштаг, чтобы не столкнуться с берегом. Освободив путь, в 17:40 Хьюз поставил свой флот на якорь для ремонта. Французы бросили якорь в 20:00 на расстоянии 2 морских миль (3,7 км ), чтобы сделать то же самое. С каждой стороны было убито по 137 человек, кроме того, у британцев было 430 раненых, а у французов - 357. [ 18 ] Прошла неделя, прежде чем оба флота были готовы снова выйти в море; Французы первыми завершили ремонт и ушли 19 апреля, британцы - несколько дней спустя. Корабли Хьюза вошли в Тринкомали 22 апреля. 23 июня они отправились в Негапатам. [ 18 ]

Негапатам

[ редактировать ]
Французский и британский флот выстроились на одном курсе в начале битвы при Негапатаме. По замыслу Доминика Серреса

По прибытии в Негапатам флот узнал, что Куддалор сдался 4 апреля, а Сюффрен находился в нескольких милях к северу, охотясь на британские торговые суда. Пока британцы решали, как лучше действовать, Сюффрен, который слышал о местонахождении Хьюза, объявился, чтобы предложить бой. Французский флот, усиленный призами, появился в 13:00 5 июля. [ 19 ] и в 15:00, с приближением сезона дождей , корабли Хьюза отплыли, направляясь на юг, чтобы украсть датчик погоды . Когда на следующее утро наступил рассвет, британцы находились примерно в 8 морских милях (15 км) с наветренной стороны от французского флота, стоявшего на якоре ночью. В 06:00 Сюффрен приказал своим кораблям отправиться в путь, но обнаружил, что один из его 64-х кораблей, «Аякс» , не смог подчиниться, потеряв мачту во время шторма прошлой ночью. Это сделало флоты численно равными. [ 20 ]

При юго-западном ветре оба флота выстроились на правом галсе, а французы — с подветренной стороны . Незадолго до 11:00 линии начали сходиться, но, как и в бою 12 апреля, да и в большинстве случаев, противоборствующие силы не шли параллельным курсом, и корабли в авангарде начали гораздо более сближенный бой, чем те, что сзади. Таким образом, четвертый корабль французской линии был серьезно поврежден в первых перестрелках и из-за сбитой одной из мачт был вынужден уйти в отставку. [ 20 ]

Влияние на воюющие стороны резкого изменения ветра в 12:30.

В 12:30 ветер сменился на юго-юго-восточный, что привело флот в замешательство. При встречном ветре некоторые корабли повернули на правый борт, а некоторые — на левый. [ 21 ] Большинство отвернулось от боя, но шесть кораблей, четыре британских и два французских, повернули друг к другу. «Султан» , один из кораблей, участвовавших в завязавшейся схватке, возможно, был ответственен за то, что сбил мачту « Бриллианта», прежде чем присоединиться к двум другим британским кораблям в бою против 64-пушечного «Севера» . Будучи в меньшинстве, Север сдался. Британские корабли прекратили огонь, и Султан повернулась, чтобы присоединиться к своему флоту. Когда Сюффрен приближался на 74-пушечном Héros , Север подняла свое знамя и выстрелила в корму Султана , причинив значительный ущерб. К 13:30 битва почти закончилась; каждая сторона перегруппировалась и к 18:00 встала на якорь на расстоянии примерно 10 миль (19 км) друг от друга, чтобы произвести ремонт. [ 21 ] В бою у британцев было 77 убитых и 233 раненых, а у французов - 178 убитых и 601 раненый. 7 июля французский флот отплыл в Куддалор. [ 22 ]

Тринкомали

[ редактировать ]

Хьюз вернулся в Мадрас к 20 июля, но, предвидя нападение на Тринкомали, уехал 20 августа. Британцы достигли порта 2 сентября и обнаружили, что оно пало двумя днями ранее. На следующее утро, когда британцы приблизились, отряд Сюффрена из 14 линейных кораблей вышел в море. Хьюз также был усилен 64-пушечным «Скипетром» , в результате чего его число увеличилось до двенадцати. [ 22 ]

Битва при Тринкомали, картина Доминика Серра для Хьюза

К тому времени, когда французы были готовы атаковать, флот находился в 25 морских милях (46 км) к юго-востоку. В 14:00, наступив на британцев в линию в ряд, Сюффрен приказал своим кораблям выстроиться в линию впереди, и в 14:30 начались боевые действия. [ 23 ] Из-за неудачного выполнения маневров атака французов оказалась разрозненной. с дальним боем, происходящим в передней и задней части линии. Однако ближе к центру произошел тяжелый рукопашный бой, первоначально с участием Султана , Суперба , Берфорда , Игла , Хиро и Монарки против Героса , Иллюстра и Аякса . [ 24 ] К тому времени, когда Брийан и Артезьен прибыли на помощь своим французским товарищам, «Аякс» был настолько сильно поврежден, что был вынужден отступить. [ 25 ] В 17:30 ветер переменился, что позволило французскому фургону начать бой. Британские корабли в центре, теперь превосходящие по численности свежие силы противника, подверглись шквальному обстрелу. Битва закончилась, когда стало слишком темно, чтобы продолжать. Обе стороны оставались поблизости до следующего утра, когда французы отплыли в Тринкомали, а британцы — в Мадрас. [ 26 ] По итогам боя у британцев остался 51 убитый и 283 раненых, у французов - 82 убитых и 255 раненых. [ 27 ] Уотт был одним из погибших в Тринкомали. [ 1 ] [ 27 ] Его заменил капитан Эндрю Митчелл , который командовал Султаном в битве при Каддалоре 20 июня 1783 года. [ 1 ] [ 28 ]

Состояние британского флота после битвы при Тринкомали было таким, что Хьюз не думал, что он переживет сезон дождей в открытых водах вокруг Мадраса. Поэтому после ремонта и пополнения продовольствия он переправил свои корабли в Бомбей . Флот был готов к отбытию только 15 ноября, и путешествие заняло более двух месяцев, в течение которых Хьюз перенес свой флаг на Султан . [ 29 ] В апреле 1783 года корабли Хьюза были отправлены для поддержки наземной атаки на Каддалор. [ 30 ]

Куддалор

[ редактировать ]
Изображение битвы при Куддалоре французского художника Огюста Жюгеле (1805–1875).

Британские войска выступили из Мадраса и 7 июня 1783 года осадили Каддалор. [ 31 ] Флот Хьюза из 18 линейных кораблей двинулся на юг и прикрывал транспорты, выгружавшие припасы. [ 32 ] Узнав о нападении, 10 июня Сюффрен отплыл из Тринкомали с 15 линейными кораблями и 13 июня обнаружил британский флот, стоящий на якоре у Парангипеттай . [ 33 ] Увидев французов, Хьюз приказал своим кораблям тронуться с места и приступил к попыткам получить данные о погоде при слабом и переменном ветре. Сюффрен, борясь с теми же условиями, провел следующие четыре дня, добираясь до Куддалора, где он пополнил свои команды 1200 французскими солдатами, прежде чем уйти 18 июня. [ 34 ]

Устойчивый ветер 20 июня позволил флотам противника вступить в бой. Оба флота выстроились в линию на левом галсе, двигаясь на север. [ 34 ] Около 16:15 они открыли огонь. Султан , четвертый в строю, атаковал стоявший напротив 74-пушечный «Аргонавт». [ 35 ] Бой продолжался три часа, за это время потери британцев составили 99 убитых и 434 раненых, а французов - 182 убитых и 386 раненых. Когда наступила темнота, британцы двинулись в путь, а французский флот продолжил движение тем же курсом, став на якорь на следующее утро в 25 морских милях (46 км) к северу от города. [ 36 ]

Помимо убитых и раненых, Хьюз потерял от цинги 1100 человек. Когда экипажи были истощены, а несколько кораблей выведены из строя, британцы 22 июня отступили в Мадрас и прибыли через три дня. [ 28 ] Осада продолжалась без них до 29 июня, когда британский корабль принес новости о мире. [ 37 ]

После того, как Султан вернулся домой в 1784 году в качестве флагманского корабля Хьюза, ей заплатили . [ 1 ] В июле 1794 года «Султан» был вновь введен в эксплуатацию в качестве госпитального корабля в гавани Портсмута ; все еще находившийся там в январе 1797 года, он был переоборудован для использования в качестве тюремного корабля за 4070 фунтов стерлингов (что эквивалентно 532 420 фунтам стерлингов в 2023 году). Переименованный в Саффолк 25 октября 1805 года, он оставался тюремным кораблем до 1815 года, когда его поставили на прикол в обычном судне . Она распалась в 1816 году. [ 4 ] [ 1 ]

Цитаты и примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Уинфилд стр.75
  2. ^ Jump up to: а б Уинфилд стр.73
  3. ^ Харвич, Три Кубка. «Добро пожаловать в «Три чашки», одно из самых известных зданий Харвича» . Исторический ресурс Харвича . Три Кубка Харвич. Архивировано из оригинала 25 октября 2019 года . Проверено 25 октября 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б Лавери, Линейные корабли, том 1, стр.179.
  5. ^ Jump up to: а б Клоуз (Том III) с.395
  6. ^ Клоуз (Том III) стр.397
  7. ^ «№11963» . Лондонская газета . 20 марта 1779 г. с. 1.
  8. ^ Клоуз (Том III) стр.433
  9. ^ Клоуз (Том III) стр.434
  10. ^ Клоуз (Том III) стр.436
  11. ^ Клоуз (Том III) стр.437
  12. ^ «№12012» . Лондонская газета . 7 сентября 1779 г. с. 3.
  13. ^ Клоуз (Том III), стр. 474–475
  14. ^ Клоуз (Том III) стр.476
  15. ^ Jump up to: а б с д Клоуз (Том III) с.552
  16. ^ «№12392» . Лондонская газета . 26 ноября 1782 г. с. 3.
  17. ^ Клоуз (Том III), стр. 553–554.
  18. ^ Jump up to: а б Клоуз (Том III) с.554
  19. ^ Клоуз (Том III), стр. 454–455.
  20. ^ Jump up to: а б Клоуз (Том III) с.555
  21. ^ Jump up to: а б Клоуз (Том III) с.556
  22. ^ Jump up to: а б Клоуз (Том III) с.557
  23. ^ Клоуз (Том III) стр.558
  24. ^ Маллесон стр.52
  25. ^ Маллесон стр.53
  26. ^ Маллесон стр.54
  27. ^ Jump up to: а б Клоуз (Том III) с.560
  28. ^ Jump up to: а б Клоуз (Том III) с.563
  29. ^ Маллесон, стр. 60–61.
  30. ^ Маллесон, стр. 66–67.
  31. ^ Маллесон стр.65
  32. ^ Клоуз (Том III) стр.561
  33. ^ Клоуз (Том III), стр. 561–562.
  34. ^ Jump up to: а б Клоуз (Том III) с.562
  35. ^ Маллесон, стр. 70–71.
  36. ^ Клоуз (Том III), стр. 562–563
  37. ^ Клоуз (Том III) стр.564
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2c0495e5128e279f63a357af08348ca__1720079580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/ca/c2c0495e5128e279f63a357af08348ca.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
HMS Sultan (1775) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)