Ияд ибн Ганм
Ияд ибн Ганм | |
---|---|
Рожденный | Мекка , Хиджаз , Аравия |
Умер | в. 641 г. н.э. Химс , Сирия |
Верность | Рашидунский халифат (632–641) |
Услуга/ | Рашидунская армия |
Битвы/войны |
|
Отношения | Бану Фихр (клан) |
Другая работа |
|
Ияд ибн Ганм ибн Зухайр аль-Фихри ( арабский : عياض بن غنم بن زهير الفهري , латинизированный : Ийад ибн Ганм ибн Зухайр аль-Фихри ; умер в 641 году) был арабским полководцем, сыгравшим ведущую роль в Мусульманские завоевания Аль -Джазиры (Верхняя Месопотамия) и северной Сирии . Он был одним из немногих представителей племени курайшитов , принявших ислам до массового обращения племени в 630 году, и был сподвижником исламского пророка Мухаммеда . В 634 году при халифе Абу Бакре он управлял североаравийским городом-оазисом Думат аль-Джандаль . Позже, в 637 году, он стал губернатором Аль-Джазиры (Верхняя Месопотамия), но был уволен халифом Умаром (годы правления 634–644) за предполагаемые нарушения. Впоследствии он стал близким военным помощником своего двоюродного брата и племянника Абу Убайды ибн аль-Джарры , под руководством которого Ияд завоевал большую часть контролируемой Византией северной Сирии, включая Алеппо , Манбидж и Кирр .
Когда Абу Убайда умер в 639 году, Ияд сменил его на посту губернатора Химса , Киннасрина и аль-Джазиры. На последней территории он начал кампанию по утверждению мусульманского правления, сначала захватив Ракку после завоевания сельской местности. За этим последовали завоевания Эдессы , Харрана и Самосаты при аналогичных обстоятельствах. За исключением тяжелых боев при Рас-эль-Айне и Даре , Ияд сдался ряд других месопотамских городов с относительно небольшим количеством пролитой крови. В целом, завоевание Иядом Верхней Месопотамии оставило большую часть захваченных городов нетронутыми, а их жителей невредимыми, чтобы сохранить свои налоговые платежи зарождающемуся халифату . По словам историка Лейфа Инге Ри Петерсена, Ияду «уделялось мало внимания», но он «явно обладал большими способностями».
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ияд был сыном некоего Абд Ганма ибн Зухайра аль-Фихри. Он принадлежал к ветви аль-Харис ибн Фихр ибн Малик племени курайшитов . [ 1 ] [ 2 ] Последние представляли собой торговое арабское племя , базирующееся в Мекке на западе Аравийского полуострова . [ 3 ] Ияд был одним из немногих курайшитов, принявших ислам до перемирия в Худайбии между исламским пророком Мухаммедом и преимущественно языческими курайшитами в 628 году, и присутствовал вместе с Мухаммедом во время мирных переговоров. [ 4 ] После принятия ислама Ияд изменил свое имя с «ибн Абд Ганм» на «ибн Ганм»; « Абд Ганм », имя его отца, переводится с арабского как «слуга Ганма», идола, которому поклонялись арабы-язычники. [ 5 ] последнее было объединением, которое Ияд ненавидел. По словам историка 9-го века аль-Баладхури , [ 5 ] Остальные курайшиты приняли ислам в 630 году. [ 6 ]
Кампании в Сирии
[ редактировать ]Ияд, возможно, был мусульманским полководцем, который подавил восстание арабских племен в городе-оазисе Думат аль-Джандал во время войн Ридда 632–633 годов. [ 7 ] [ 8 ] Племенами, участвовавшими в восстании, были Бану Кальб , Бану Салих , Танух и Гассан . [ 8 ] Другие средневековые сообщения приписывают эту победу Амру ибн аль-Асу . [ 7 ] В любом случае, по словам историка 9-го века ат-Табари , Ияд был губернатором Думат аль-Джандаля в 634 году, во время правления халифа Абу Бакра . [ 7 ] назначил Ияда губернатором Аль-Джазиры (Верхняя Месопотамия). В 637 году халиф Умар (годы правления 634–644) [ 9 ] но был уволен последним из-за обвинений в том, что он использовал свое служебное положение для получения подарков или взяток. [ 10 ] Впоследствии он стал близким помощником и заместителем командира своего двоюродного брата по отцовской линии и племянника по материнской линии Абу Убайды ибн аль-Джарры , имевшего военную власть в Сирии. [ 10 ] [ 11 ]
В 638 году Абу Убайда послал Ияда подчинить Алеппо (Берою) на севере Сирии, тогда входившую в состав Византийской империи . [ 5 ] Сам Абу Убайда прибыл позже, но как только он разбил лагерь вокруг города, горожане дали понять, что хотят договориться об условиях. [ 5 ] Ияд, которому Абу Убайда разрешил вести переговоры от его имени, согласился на предложенные условия, гарантирующие безопасность жителей и имущества Алеппо, но с условием, что будет выделен участок для строительства мечети. [ 5 ] Позже Абу Убайда послал Ияда во главе армии для захвата Кирра , жители которого выслали монаха навстречу Ияду; После этой встречи Ияд приказал монаху встретиться с Абу Убайдой и организовать сдачу Кирра. [ 12 ] Ияд продолжал двигаться на север и восток, наблюдая за капитуляцией Манбиджа (Иераполиса), Рабана и Дулука . [ 13 ]
Завоевание Верхней Месопотамии
[ редактировать ]
Когда Абу Убайда умер в 639 году, халиф Умар назначил Ияда вместо него хамалем ( правителем) Химса , Киннасрина (Халкиды) и аль-Джазиры с указанием отвоевать последнюю территорию у ее византийских командиров, поскольку они отказались платить дань. обещанный мусульманам в 638 году. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] К тому времени, когда Ияд получил свое назначение, вся Сирия была завоевана мусульманами, в результате чего византийские гарнизоны в Аль-Джазире оказались изолированными от империи. [ 17 ] В августе 639 года Ияд повел 5-тысячную армию к Ракке (Каллиникос) в Аль-Джазире и совершил набег на окрестности города. [ 14 ] Он встретил сопротивление своих защитников, [ 14 ] что побудило его отступить и послать более мелкие подразделения для совершения набегов на Ракку, захвата пленников и сбора урожая. [ 18 ] После пяти или шести дней этих набегов патриций Ракки договорился о сдаче города Ияду. [ 18 ] По словам историка Михаэля Майнеке , Ияд захватил город в 639 или 640 году. [ 19 ]
После Ракки Ияд направился в сторону Харрана , где его продвижение застопорилось. Он отвел часть своей армии на Эдессу , которая в конечном итоге капитулировала после переговоров. [ 20 ] Затем Ияд получил капитуляцию Харрана и отправил Сафвана ибн Муаттала ас-Сулами и своего родственника Хабиба ибн Масламу аль-Фихри захватить Самосату , что также закончилось капитуляцией в результате переговоров после набегов мусульман на ее сельскую местность. [ 21 ] [ 22 ] К 640 году Ияд последовательно завоевал Сарудж , Джиср Манбидж и Телль-Маузин. [ 23 ] Перед взятием Телль-Маузина Ияд предпринял попытку захватить Рас-эль-Айн , но после упорного сопротивления отступил. [ 23 ] [ 24 ] Позже он послал Умайра ибн Саада аль-Ансари захватить город. [ 25 ] [ 26 ] Умайр сначала напал на сельских крестьян и захватил скот в окрестностях города. [ 25 ] Жители забаррикадировались внутри окруженного стеной города и нанесли тяжелые потери мусульманским силам, прежде чем в конечном итоге сдались. [ 25 ] Примерно в то же время Ияд осадил Самосату в ответ на восстание, характер которого аль-Баладхури не уточняет. [ 27 ] и разместил небольшой гарнизон в Эдессе после того, как жители города нарушили условия капитуляции. [ 23 ]
После Самосаты аль-Баладхури, который дает подробный, но триумфальный отчет о месопотамской кампании, утверждает, что Ияд подчинил ряд деревень «на тех же условиях», что и капитуляция Эдессы. [ 24 ] В период с конца 639 года по декабрь 640 года Ияд и его помощники подчинили последовательно Цирцесий (аль-Каркисию), Амид , Майяфарикин , Нисибин , Тур Абдин , Мардин , Дару , Карду и Базабду . [ 28 ] По словам аль-Баладхури, за исключением Нисибина, который оказал сопротивление, все эти города и крепости перешли к мусульманам после договоренной капитуляции. [ 28 ] В отличие от пассивного рассказа аль-Баладхури о захвате Дары Иядом, историк X века Агапий Иераполисский писал, что многие были убиты с обеих сторон, особенно среди мусульман, но город в конечном итоге пал после капитуляции в результате переговоров. [ 24 ] Ияд продолжил путь к Арзанену , затем к Битлису и, наконец, к Хилату ; все три города сдались после переговоров со своими патрициями. [ 28 ] Вскоре после этого Ияд поручил лидеру Битлиса собрать земельный налог с Хилата и уехал в Ракку. [ 28 ] По пути туда, в одном средневековом мусульманском сообщении говорится, что Ияд направил войска для захвата Синджара , после чего заселил его арабами. [ 29 ]
Ияд умер в Химсе в 641 году. [ 28 ] Согласно ат-Табари, Ияда на посту губернатора Химса и Киннасрина сменил некий Саид ибн Хидьям аль-Джумахи , но последний вскоре умер, и на его место был назначен Умайр ибн Саад, один из заместителей Ияда. халифом Умаром. [ 30 ]
Оценка
[ редактировать ]По словам биографа 9-го века Ибн Саада , «от Месопотамии не осталось ни фута, непокоренного Иядом ибн Ганмом», и Ияд «осуществил завоевание Месопотамии и ее городов путем капитуляции, а ее земли - силой». [ 31 ] Петерсен описывает Ияда как «полковника, которому мало внимания уделялось, но который явно обладал большими способностями». [ 16 ] Тактика, использованная Иядом в его месопотамской кампании, была аналогична тактике, использованной мусульманами в Палестине , хотя в случае Ияда современные отчеты раскрывают его специфический образ действий , особенно в Ракке. [ 27 ] Операция по захвату этого города заключалась в размещении кавалерийских отрядов у его въездов, не допуская выезда его защитников и жителей и проникновения сельских беженцев. [ 27 ] Одновременно с этим оставшиеся силы Ияда очистили окружающую сельскую местность от припасов и взяли пленных. [ 27 ] Эта двойная тактика применялась в нескольких других городах Аль-Джазиры. [ 27 ] Они доказали свою эффективность в получении капитуляции из целевых городов, у которых заканчиваются запасы и чьи деревни-спутники оказались в ловушке вражеских войск. [ 27 ] Общая цель Ияда заключалась в том, чтобы завоевать Аль-Джазиру с минимальным ущербом, чтобы обеспечить приток доходов в халифат. [ 27 ] В соглашениях, которые он заключил с патрициями Ракки, Эдессы, Харрана и Самосаты, выплаты осуществлялись в различных формах, включая деньги, пшеницу, масло, уксус, мед, услуги рабочей силы по содержанию дорог и мостов, а также гидов и разведывательные данные для вновь прибывших мусульман. . [ 27 ]
В конечном итоге поселения Ияда с городами Месопотамии «в значительной степени оставили нетронутой большую часть местного общества». [ 32 ] По мнению Петерсена, кампания Ияда частично отвлекла внимание византийцев от центрального наступления мусульман на сирийские портовые города и провинцию Египет , а также «продемонстрировала армянской знати, что Халифат стал жизнеспособной альтернативой персидскому Империя». [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ибн Абд Раббих 2011 , с. 233.
- ^ Феофил Эдесский 2011 , с. 118, н. 271.
- ^ Доннер 1981 , с. 51.
- ^ Мухаммад ибн Саад 1997 , с. 247.
- ^ Jump up to: а б с д и Аль-Баладури 1916 , с. 226.
- ^ Доннер 1981 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б с Валььери 1965 , с. 625.
- ^ Jump up to: а б Шахид 1989 , с. 304.
- ^ Джуйнболл 1989 , стр. 59–60.
- ^ Jump up to: а б Хамфрис 1990 , с. 72.
- ^ Джуйнболл 1989 , с. 80.
- ^ Аль-Баладхури 1916 , с. 230.
- ^ Аль-Баладхури 1916 , с. 231.
- ^ Jump up to: а б с Аль-Баладури 1916 , с. 270.
- ^ Фридман 1992 , с. 134 н. 452.
- ^ Jump up to: а б Петерсен 2013 , с. 434.
- ^ Канард 1965 , с. 574.
- ^ Jump up to: а б Аль-Баладури 1916 , с. 271.
- ^ Майнеке 1995 , с. 410.
- ^ Аль-Баладхури 1916 , с. 272.
- ^ Аль-Баладхури 1916 , с. 273.
- ^ Хаазе 1997 , с. 871.
- ^ Jump up to: а б с Аль-Баладури 1916 , стр. 100-1. 274–275.
- ^ Jump up to: а б с Петерсен 2013 , с. 436.
- ^ Jump up to: а б с Аль-Баладури 1916 , с. 276.
- ^ Хонигманн 1995 , с. 433.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Петерсен 2013 , с. 435.
- ^ Jump up to: а б с д и Аль-Баладури 1916 , с. 275.
- ^ Аль-Баладхури 1916 , с. 277.
- ^ Хамфрис 1990 , стр. 72–73.
- ^ Аль-Баладхури 1916 , с. 273–274.
- ^ Петерсен 2013 , стр. 437–438.
- ^ Петерсен 2013 , с. 439.
Библиография
[ редактировать ]- Аль-Баладури (1916). Хитти, Филип Хури (ред.). Истоки Исламского государства, Том . Лондон: Колумбийский университет, Longmans, Green & Co. OCLC 622246259 .
- Канард, М. (1965). «Аль-Джазира» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 523–524. OCLC 495469475 . ОСЛК 192262392
- Ибн Абд Раббих (2011). Буллата, почетный Исса Дж. (ред.). Уникальное ожерелье, том III . Чтение: Garnet Publishing Limited и Южный суд. ISBN 978-1-85964-240-5 .
- Доннер, Фред М. (1981). Ранние исламские завоевания . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-4787-7 .
- Хаазе, КП (1997). «Сумайсат» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IX: Без вещей . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 871–872. ISBN 978-90-04-10422-8 .
- Хонигманн, М. (1995). «Рас аль-Айн» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 433–435. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Мейнеке, М. (1995). «Ар-Ракка» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 410–414. ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Мухаммад ибн Саад (1997). Бьюли, Аиша (ред.). Люди Медины, Том 1 . Лондон: Издательство Та-Ха. ISBN 978-1-897940-68-6 .
- Петерсен, Лейф Инге Ри (2013). Осадная война и военная организация в государствах-преемниках (400–800 гг. Н.э.): Византия, Запад и ислам . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-25199-1 .
- Шахид, Ирфан (1989). Византия и арабы в V веке . Вашингтон, округ Колумбия: Попечители Гарвардского университета в Думбартон-Оксе. ISBN 978-0-88402-152-0 .
- Жюинболь, Готье Х.А., изд. (1989). История ат-Табари, том XIII: Завоевание Ирака, юго-западной Персии и Египта: средние годы халифата Умара, 636–642 гг. Н.э./15–21 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-876-8 .
- Хамфрис, Р. Стивен , изд. (1990). История ат-Табари, том XV: Кризис раннего халифата: правление Усмана, 644–656 гг. н. э./24–35 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0154-5 .
- Фридман, Йоханан , изд. (1992). История ат-Табари, том XII: Битва при аль-Кадисии и завоевание Сирии и Палестины . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0733-2 .
- Феофил Эдесский (2011). Хойланд, Роберт Г. (ред.). Хроники Феофила Эдесского и распространение исторических знаний в поздней античности и раннем исламе . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-1-84631-697-5 .
- Вальери, Л. Векча (1965). «Думат аль-Джандаль» . В Льюисе, Б .; Пеллат Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 624–626. OCLC 495469475 .