Кроме Сата
Кроме Сата | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | деревня Ине 1 июня 1904 г. Нагасаки , Япония |
Умер | 12 октября 1998 г. Токио , Япония | (94 года)
Занятие | Писатель |
Литературное движение | Пролетарское литературное движение |
Инэко Сата ( Дети , Сата Инеко , 1 июня 1904 — 12 октября 1998) , также Инэко Кубова ( Дети , Кубова Инеко ) , урожденная Ине Сата ( Дети , Сата Ине ) , японская писательница, тесно связанная с литературным движением. Защитница прав женщин, она также неоднократно была связана с феминистским движением. [1] [2]
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Она родилась в Нагасаки в семье молодых, не состоящих в браке родителей (ее отцу было 18, матери 15). Семья переехала в Токио, когда она была еще ребенком. Ее первая работа была на карамельной фабрике, но позже она начала работать в ресторанах, где подружилась с несколькими писателями, в том числе с Рюносукэ Акутагавой . [3] В 1922 году ее стихи были впервые опубликованы в журнале « Ши то дзинсэй» («Поэзия и жизнь»). [4]
Работая в кафе-баре «Короку» в Хонго недалеко от Токийского университета , она встретила Сигэхару Накано , который останется другом на всю жизнь. Вместе с левыми писателями Тацуо Хори и Цуруджиро Кубокава Накано руководил прогрессивным литературным журналом «Роба» («Осел»). Накано призвала Сата написать свой первый рассказ « Кьярамэру кодзё кара» («С карамельной фабрики»), основанный на ее собственном опыте и опубликованный в 1928 году. [3] [5] Забирая своего второго мужа Цуруджиро Кубокаву. [а] фамилию и немного изменив свое имя, она публиковала свои работы под именем Инэко Кубокава примерно до 1940 года. [9] [8]
Хотя такие писатели, как Ясунари Кавабата, хвалили Сата за использование модернистских литературных приемов, он все чаще стал заниматься вопросами, связанными с рабочими и рабочим движением. В 1929 году она выступила против обращения с женщинами-работницами на сигаретных фабриках. В 1931 году она защищала бастующих рабочих Токийской муслиновой фабрики. Будучи членом Пролетарского литературного движения, она написала серию рассказов о жизни простых рабочих мужчин и женщин. В их число входили «Кёсэй кикоку» («Принудительная экстрадиция») о правах корейских рабочих-мигрантов и « Слезы фабричной девушки в профсоюзном руководстве» ( Канбу дзёко но намида ), [3] оба опубликованы в 1931 году. [10]
В 1932 году она вступила в запрещенную Коммунистическую партию Японии (JCP). [3] Она сблизилась с лидерами JCP Кенджи Миямото и Такидзи Кобаяши , бывший заключенный в тюрьму до 1945 года. [11] последний был замучен полицией до смерти в 1933 году. Твердые мнения Саты также часто расходились с официальной платформой Коммунистической партии. [3] В 1935 году она была арестована за антивоенную активность и провела два месяца в тюрьме. Этот опыт частично описан в ее романе 1936–38 «Багровый» ( «Куренай» ). [3] художественный рассказ о ее браке и трудностях быть матерью, женой и профессиональным писателем. [1]
К 1940 году Сата, как и Фумико Хаяси , в конечном итоге сотрудничала с властями, публикуя как дневники своих путешествий по Корее и Маньчжурии, так и рассказы «в тылу» в поддержку военных действий Японии, за что она позже подверглась критике со стороны бывших соратников. [12] [1]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]В 1945 году, после окончания войны на Тихом океане , она развелась со своим мужем Кубокавой. [3] В 1946 году она вновь присоединилась к JCP, хотя, как и прежде, часто высказывала резкую критику партии. Также в 1946 году она была одним из основателей Женского демократического клуба вместе с политиком-социалистом Шизуэ Като и такими интеллектуалами, как Сэцуко Хани и Юрико Миямото . [13] Ее опыт военного времени стал предметом книги Watashi no Tōkyō chizu («Моя карта Токио»), написанной между 1946 и 1948 годами. В 1953 году вышло первое послевоенное переиздание « Багрового» , которое было положительно встречено критиками. [1] В 1954 году она написала «Кикай-но-нака-но сэйсун» («Молодежь среди машин»). Первый сборник ее сочинений вышел в 15 томах в 1958–59. Она напишет «Онна но ядо » («Женское жилье») в 1963 году и «Омоки нагаре ни» («На сильном приливе») в 1968–69. [3]
К 1964 году Сата вновь присоединился к JCP после очередного исключения. Ее деятельность в Женском демократическом клубе была расценена как вызывающая разногласия с точки зрения партийного мейнстрима. [14] снова привело к ее исключению из JCP. [3] В «Кейрю» (1964) Сата изобразил внутренние конфликты партии. [15]
Сата была удостоена литературной премии Нома в 1972 году за свою книгу Цзюэй («Тень деревьев»), в которой рассказывается об отношениях между китайцами и японцами в Нагасаки после падения атомной бомбы, а также (вымышленная) биография художника. Киёси Икено (1930–1960), которая уже послужила основой для ее рассказа 1961 года «Бесцветные картины» . [16] В 1973 году ей предложили Гейдзюцуин Онси-сё (Премию Императорской академии искусств) за труд всей ее жизни, но она отказалась от этой награды, поскольку считала ее националистическим поздравлением. В 1976 году она получила литературную премию Кавабата Ясунари за один из рассказов из своего сборника рассказов « Токи ни тацу» . [17]
В 1983 году Сата получила премию Асахи за всю свою работу. Она произнесла приветственную речь, в которой выразила сожаление по поводу своего вклада в военные действия. Ее книга о Накано (умершем в 1979 году) « Нацу но Сиори – Накано Сигэхару о окуру» («Воспоминания о лете – прощание с Сигэхару Накано») была удостоена премии Mainichi Art Award в 1983 году. [3]
Инэко Сата умерла в Токио в 1998 году. [3]
Избранные работы
[ редактировать ]Год относится к первой публикации.
- 1928: Кьярамэру Кодзё кара
- 1929: Кафе Киото ( Resutoran Rakuyō )
- 1931: Слезы фабричной девушки в профсоюзном руководстве ( Канбу дзёко но намида )
- 1931: Кёсей кикоку
- 1936–38: Багровый ( Куренай )
- 1940: Суаси но мусуме
- 1942: Кони ниу (сборник рассказов)
- 1949: Ватаси-но Токио тизу
- 1950: Белое и пурпурное ( Сиро Мурасаки )
- 1955: Кикай но нака но сейсун
- 1955: Память ночи ( Ёру но киоку )
- 1958–59: Сата Инеко сю (собрание сочинений)
- 1959: Хай иро но гого
- 1961: Бесцветные картины ( Iro no nai e )
- 1963: Онна но ядо (сборник рассказов)
- 1964: Кейрю
- 1966: Созо
- 1970: Омоки нагаре ни
- 1972: Джуэй
- 1972: Гостиница «Танцующий снег» ( Юки но мау ядо )
- 1975: Токи ни тацу (сборник рассказов)
- 1977–1979: Сата Инеко дзэнсю (полное собрание сочинений)
- 1983: Нацу-но Сиори - Накано Сигэхару о окуру
- 1986: Цветение камелии на Маленькой горе ( Чисана яма то цубаки но хана )
Награды
[ редактировать ]- 1963: Женская литературная премия за "Онна но ядо"
- 1972: Литературная премия Нома для Джуэя
- 1976: Литературная премия Кавабата Ясунари за Токи ни тацу (11)
- 1983: Премия Асахи за всю работу.
- 1983: Художественная премия Майничи за Нацу-но Сиори - Накано Сигэхару о окуру
Переводы
[ редактировать ]Большая часть работ Саты была переведена на русский язык в 1960-х и 1970-х годах. [3] а избранные рассказы были переведены на французский и немецкий языки. [7] Английские переводы включают:
- Сата, Инэко (1980). Ацуми, Икуко; Симпсон, Дайан Л. (ред.). «Повторная встреча (Токи и Тацу)» Феминистский Интернационал нет. 2: Азиатские женщины '80 .
- Сата, Инэко (1966). «Глиняная кукла (Доро нингё)». В Хосе, Ф. Сионил (ред.). Азиатская ПЕН-антология . Перевод Бестера, Джона. Нью-Йорк: Таплингер.
- Сата, Инэко (1979). «Карамельная фабрика». «Карамельная фабрика» Саты Инеко: Биография автора, перевод и обсуждение: Расширенное эссе (PDF) (Диссертация). Перевод Цветов, Иветт. Крайстчерч: Кентерберийский университет . Проверено 19 января 2022 г.
- Сата, Инэко (1985). «Бесцветные картины (Иро но най э)». В Оэ, Кензабуро (ред.). Сумасшедший Ирис и другие истории атомных последствий . Нью-Йорк: Гроув Пресс.
- Сата, Инэко (1987). «Камелия цветет на Маленькой горе (Чиисана яма то цубаки но хана)». Японская литература сегодня . Перевод Джуэл, Марк. ПЕН-клуб.
- Сата, Инэко (1987). «Багровый (Куренай, отрывок)». В Танаке, Юкико (ред.). Жить и писать: Избранное японских писательниц, 1913–1938 гг . Сиэтл: Seal Press.
- Сата, Инэко; Вернон, Виктория В. (1988). «Таверна танцующего снега (Юки но мау ядо)». Дочери Луны: желание, воля и социальные ограничения в художественной литературе современных японских женщин . Институт восточноазиатских исследований Калифорнийского университета.
- Сата, Инэко (1991). «Воспоминание ночи (Ёру но киоку)». В Липпите — Норико Мизута ; Селден, Кёко Ирие (ред.). Японские писательницы: короткометражка двадцатого века . Рутледж.
- Сата, Инэко (1997). «Вода (Мизу, из сборника рассказов Онна но ядо)». В Сабине, Берритте (ред.). Истории с Востока . Восточные публикации.
- Сата, Инеко (апрель – июнь 1999 г.). «Вода (Мизу)». Японский ежеквартальный журнал . Перевод Киркупа, Джеймса; Накано, Мичио. Асахи Симбун.
- Сата, Инэко (2002). «Элегия (отрывок из «Моей карты Токио / Watashi no Tōkyō chizu»)». Токийские истории: литературная прогулка . Перевод Роджерса, Лоуренса. Издательство Калифорнийского университета.
- Сата, Инэко (2016). «Кафе Киото» (Resutoran Rakuyō), «Багровый» (Куренай), «Запах благовоний» (Kō ni niou, из одноименного сборника рассказов), «Слезы фабричной девушки в профсоюзном руководстве» (Kanbu joko no namida), «Белый» и Пурпурный (Сиро Мурасаки)». Пять лиц японского феминизма: Багровый и другие произведения . Перевод Перри, Сэмюэл. Гонолулу: Гавайский университет Press.
Адаптации
[ редактировать ]Некоторые рассказы Саты были экранизированы, в том числе:
- 1956: Кодомо но ме , режиссёр Ёсиро Кавадзу
- 1957: Suashi no musume , режиссёр Ютака Абэ
- 1965: Анэ то Имото , режиссёр Ёсиро Кавадзу
Примечания
[ редактировать ]- ↑ После непродолжительного первого брака Сата вышла замуж за Кубокаву в 1926 году. [6] или 1929 год, [7] в зависимости от источника. Уже в 1928 году ее рассказ «Каноджора нокаива» был опубликован в журнале «Сэнки» под названием «Кубокава Инеко». [8]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Сата, Инэко (2016). Пять лиц японского феминизма: Багровый и другие произведения . Перевод Перри, Сэмюэл. Гонолулу: Гавайский университет Press.
- ^ Смит, Бонни Г., изд. (2008). Оксфордская энциклопедия женщин в мировой истории . Том. 1. Издательство Оксфордского университета. п. 638.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Киркуп, Джеймс (29 октября 1998 г.). «Некролог: Инэко Сата» . Независимый Получено 1 октября.
- ^ Липпит, Норико Мизута; Ирие Селден, Кёко, ред. (1983). Возрождение: рассказы современных японских писательниц . Рутледж. стр. 214–215.
- ^ Лофтус, Рональд П. (2004). «Представление себя: Сата Инэко». Рассказывая жизни: женское самописание в современной Японии . Гонолулу: Издательство Гавайского университета. п. 210. ИСБН 9780824827533 .
- ^ Гессманн, Хилария (1995). «В поисках эмансипации: автобиографические романы Юрико Миямото и Сата Инеко». Японский ежеквартальный журнал . XLII (3). Токио: 332–342.
- ^ Jump up to: а б Шибата Ширбек, Сатико, изд. (1994). «Писатели социальных протестов, 1916–1930: Сата Инэко». Японские женщины-романистки ХХ века: 104 биографии, 1900–1993 гг . Музей Тускуланум Пресс. стр. 55–59.
- ^ Jump up to: а б Хейтер, Ирена; Сипос, Джордж Т.; Уильямс, Марк, ред. (2021). Тэнко: Культуры политической конверсии в завоенной Японии . Рутледж.
- ^ Буххайм, Эвелин; Футселаар, Ральф, ред. (2014). Под огнем: женщины и Вторая мировая война. Ежегодник женской истории 34 . Потерянный. п. 47.
- ^ Маки, Вера (1997). «Рассказы о борьбе: написание и создание женщин-социалисток в Японии». В Типтоне, Элиза К. (ред.). Общество и государство в межвоенной Японии . Рутледж.
- ^ Мартин, Дуглас (20 июля 2007 г.). «Умер Кэндзи Миямото, 98 лет, лидер Коммунистической партии Японии» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 октября 2021 г.
- ^ Эриксон, Джоан Э. (1997). Будь женщиной: Хаяси Фумико и современная японская женская литература . Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 9780824818845 .
- ^ Ямамото, Мари (2004). «Возрождение массовой деятельности и послевоенное образование женщин». Массовый пацифизм в послевоенной Японии: возрождение нации . Рутледж Керзон.
- ^ Кин, Дональд (1998). Рассвет на Западе: японская литература в современную эпоху (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-11435-4 .
- ^ «История (Инеко Саты) » Котобанк (на японском языке) . Получено 9 октября.
- ^ «Поиск в коллекции: Дерево Киёси Икено» . Художественный музей префектуры Нагасаки (на японском языке) , дата обращения 5 ноября 2021 г. .
- ^ «時に佇つ (Токи ни тацу) » Котобанк (на японском языке) . Получено 10 октября.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кусакабэ, Мадока (сентябрь 2011 г.). «Сата Инэко и Хирабаяси Тайко: Кафе и Джокю как сцена социальной критики. Диссертация» (PDF) . Кафедра восточноазиатских языков и литературы и аспирантура Университета Орегона. Архивировано из оригинала (PDF) 16 июня 2012 года . Проверено 9 октября 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шибата Ширбек, Сатико, изд. (1994). «Писатели социальных протестов, 1916–1930: Сата Инэко». Японские женщины-романистки ХХ века: 104 биографии, 1900–1993 гг . Музей Тускуланум Пресс. стр. 55–60.
- Лофтус, Рональд П. (2004). Рассказывая жизни: женское самописание в современной Японии . Издательство Гавайского университета. ISBN 0-8248-2834-8 .
- Фредерик, Луи (2002). Японская энциклопедия . Belknap Press издательства Гарвардского университета. п. 826.