Уотерман Эрроубайл
Эрроубайл | |
---|---|
![]() | |
Третий Стрела, NR18932. | |
Роль | Дорожный легкий самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Компания Watermann Arrowplane Co. |
Первый полет | 21 февраля 1937 г. |
Количество построенных | 5 |
Разработано на основе | Уотерман Стрелаплан |
Waterman Arrowbile — бесхвостый , двухместный, одномоторный, толкачный дорожный самолет, построенный в США в конце 1930-х годов. Один из первых в своем роде, он летал безопасно, но не вызвал большого интереса у клиентов, и было выпущено всего пять самолетов.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первым самолетом Уолдо Уотермана с летающим крылом был неофициально названный Waterman Whatsit , моноплан толкающей конфигурации с низкой стреловидностью крыла и килями возле законцовок крыла . Whatsit также отличался трехопорным шасси, установленным на крыле , и триммерной носовой частью . Оснащенный толкающим двигателем Kinner K-5 5-цилиндровым радиальным мощностью 100 л.с. (75 кВт) , он впервые поднялся в воздух в 1932 году. [ 1 ]
В мае 1935 года Уотерман завершил заявку на финансируемый правительством конкурс самолетов безопасности Видала. Это был Arrowplane , иногда известный как W-4 . Он имел компоновку, аналогичную Whatsit, но имел высокое подкосное крыло на тупой носовой узкой гондоле фюзеляжа , под которой было установлено трехопорное шасси. Крылья имели деревянные лонжероны и металлические нервюры, были обтянуты тканью , с треугольными концевыми килями, несущими вертикальные рули направления . Его фюзеляж имел стальной каркас и был покрыт алюминием. мощностью 95 л.с. (71 кВт), Он был оснащен перевернутым рядным 4-цилиндровым толкающим двигателем Menasco B-4 Pirate установленным высоко в задней части фюзеляжа. [ 1 ]
Arrowplane не предназначался для производства или для использования на дорогах, но его успех в соревновании Видала побудил Уотермана создать в 1935 году компанию Waterman Arrowplane Co. для производства дорожной версии. Получившийся Arrowbile, названный Уотерманом W-5 , был похож как конструктивно, так и аэродинамически на Arrowplane, хотя киль отличался по форме, с закругленными передними кромками и стреловидными шарнирами руля направления. Для использования на дорогах крылья и пропеллер можно было быстро снять. Другие основные различия заключались в выборе двигателя, необходимости приводить в движение колеса и использовать на дороге обычные автомобильные напольные органы управления. Menasco с воздушным охлаждением был заменен двигателем с водяным охлаждением, который используется в большинстве автомобилей. мощностью 100 л.с. (75 кВт) Уотерман модифицировал 6-цилиндровый вертикальный агрегат Studebaker и разместил его ниже в гондоле, приводя в движение карданный вал в верхней части фюзеляжа с помощью шести спаренных клиновых ремней с понижением скорости 1,94: 1. Радиатор находился в носовой части фюзеляжа и питался из воздуховода в крайней верхней носовой части. На земле двигатель, как обычно, приводил в движение основные колеса через дифференциал, а управление машиной осуществлялось носовым колесом. Колеса были заключены в обтекатели , изначально как мера безопасности дорожного движения. Вместо того, чтобы снимать гребной винт для дороги, его можно было отключить, чтобы он не раскручивал двигатель на скорости. [ 1 ] [ 2 ]
Руль в двухместной кабине управлял «Эрроубайлом» как на дороге, так и в воздухе. внешнего крыла Элевоны двигались вместе для изменения тангажа и дифференциально для крена . Рули направления, соединенные между собой с элевонами при повороте руля, двигались только наружу, поэтому при повороте использовался только внутренний руль направления, который как обычно корректировал рыскание, так и помогал элевону нажимать на внутреннюю законцовку крыла . Эта система использовалась на Arrowplane в качестве средства безопасности, чтобы избежать обычно фатального разворота при выходе из набора высоты и разворота в результате аварии при взлете, но наклонный шарнир руля направления Arrowbile обеспечивал компонент крена даже в положении носа вниз. Не было обычных закрылков или воздушных тормозов, установленных на крыле , но рули направления можно было использовать как тормоза, открывая их наружу вместе с управлением, независимым от штурвала. [ 1 ] Интерьер салона был спроектирован в соответствии со стандартами легковых автомобилей, с легким доступом и багажным отделением под сиденьями. [ 2 ]
Arrowbile впервые поднялся в воздух 21 февраля 1937 года, что сделало его близким современником Gwinn Aircar , за ним последовал второй прототип с рядом незначительных модификаций. «Студебеккер» заинтересовался Arrowbile из-за использования их двигателя и заказал пять. Третий Стрелобайл был первым в этом отряде. Однако реакция рынка не вызвала особой реакции, и в 1938 году линия была остановлена, и серийные самолеты больше не производились. Серийный самолет претерпел несколько изменений, некоторые из которых были направлены на то, чтобы подчеркнуть сходство с автомобилями; была решетка радиатора с единственной фарой по центру над ней, а также двери автомобильного типа и крышка бензобака. [ 1 ]
Четвертый Aerobile был построен как обычный, внедорожный самолет; Первоначально Уотерман сохранил двигатель «Студебеккер», но в 1941 году заменил его двигателем Франклина с воздушным охлаждением мощностью 120 л.с. (89 кВт). В 1943 году он модифицировал крылья с щелевыми закрылками, а позже все же заменил подкосное крыло на свободнонесущее, используя крыло от недостроенного пятого самолета. [ 3 ]
Последний, шестой самолет не был построен и летал до мая 1957 года. Это была трехместная дорожная версия с двигателем Tucker-Franklin мощностью 120 л.с. (89 кВт) с водяным охлаждением. Он охлаждался радиаторами с каждой стороны двигателя, а воздух подавался через боковые воздухозаборники фюзеляжа. Из-за отсутствия переднего радиатора нос был переработан, стал короче и тупее. Ребра также были изменены таким образом, чтобы верхняя и нижняя передние кромки сходились под острым углом . В какой-то момент именно этот Arrowbile был переименован в Aerobile , хотя Уотерман не использовал это имя. [ 1 ] [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]В начале сентября 1937 года первые три Arrowbiles вылетели с завода в Санта-Монике на место проведения национальных воздушных гонок в Кливленде , преодолев расстояние по большому кругу около 2060 миль (3315 км). Первый отряд приземлился по пути, а два других достигли места гонок и совершили демонстрационные полеты. [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]Данные Мидена [ 1 ] и Леннарт Джонссон [ 3 ]
- Стрелаплан
- Предшественник Arrowbile, устанавливающий его аэродинамическую конфигурацию. Не дорожный. Menasco Pirate мощностью 95 л.с. (71 кВт) Рядный двигатель .
- Эрроубайл
- Дорожная версия, построено 3 штуки. 4-й модифицирован до конфигурации только для самолетов. Позже был оснащен двигателем Франклина с воздушным охлаждением мощностью 120 л.с. (90 кВт).
- Аэробный
- 5-е завершено, Arrowbile переименован, но не Уотерманом. Трехместный автомобиль с модифицированным двигателем Франклина с водяным охлаждением и переработанными плавниками.
Самолет на выставке
[ редактировать ]
- Национальный музей авиации и космонавтики Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи - Аэромобиль N54P [ 5 ]
Технические характеристики (Стрела)
[ редактировать ]Данные Jane's All the World's Aircraft, 1941 г. [ 2 ]
Общие характеристики
- Вместимость: Два
- Длина: 19 футов 4 дюйма (5,89 м)
- Размах крыльев: 38 футов 0 дюймов (11,58 м)
- Пустой вес: 1941 фунт (880 кг)
- Полная масса: 2500 фунтов (1134 кг)
- Запас топлива: 25 галлонов США (21 имп гал; 95 л)
- Силовая установка: 1 × Studebaker-Waterman, 6-цилиндровый рядный, с водяным охлаждением, мощностью 100 л.с. (75 кВт).
Производительность
- Максимальная скорость: 120 миль в час (190 км/ч, 100 узлов)
- Крейсерская скорость: 102 миль в час (164 км/ч, 89 узлов)
- Дальность: 350 миль (560 км, 300 миль)
- Скорость набора высоты: 600 футов/мин (3,0 м/с)
- Посадочная скорость: 45 миль в час (72 км/ч; 39 узлов)
- Максимальная скорость по дороге: примерно 70 миль в час (113 км/ч) [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Миден, Джек (1998). «Самолеты Уотермана». Архивы Air Britain (3): 81.
- ^ Перейти обратно: а б с Бриджмен, Леонард (1941). Самолеты всего мира Джейн, 1941 год . Лондон: Sampson, Low, Marston and Co. Ltd., с. 232с.
- ^ Перейти обратно: а б «История самолетов Waterman» . Проверено 6 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Самолет Ватерман» . Проверено 5 августа 2012 г.
- ^ Огден, Боб (2011). Авиационные музеи и коллекции Северной Америки (2-е изд.). Тонбридж, Кент: Air-Britain (Историки). ISBN 978-0851304274 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Видео CriticalPast, показывающее Эрроубайла на дороге в Санта-Монике, Калифорния» . Проверено 2 марта 2014 г.