Александр Санин
Александр Санин | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Alexander Akimovich Schoenberg 15 апреля [ OS 3 апреля] 1869 г. |
Умер | 8 мая 1956 г. Рим, Италия | ( 87 лет
Род занятий | Актер театра Режиссер театра Оперный режиссер Кинорежиссер Учитель актерского мастерства |
Супруг | Лика Мизинова |
Alexander Akimovich Sanin ( Russian : Александр Акимович Санин , né Shoenberg , Шёнберг; 15 April [ O.S. 3 April] 1869 – 8 May 1956) was a Russian actor, director and acting teacher. [ 1 ] Он был одним из основателей Московского Художественного театра и за свою карьеру режиссировал пьесы, оперы и фильмы. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Александр Шенберг родился в Бердичеве и изучал историю и филологию в Московском университете . После встречи с Константином Станиславским , который оказал большое влияние на его жизнь, он дебютировал на сцене в 1887 году в Обществе искусства и литературы Станиславского, вместе с которым он также режиссировал массовые сцены в майнингенской манере. [ 3 ] В 1898 году он присоединился к недавно основанной труппе МХАТ , после чего принял сценический псевдоним «Санин». Именно там он дал свой первый спектакль, получивший признание критиков, в партии Луп-Клешнина в опере «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого . В тандеме со Станиславским Санин также был одним из режиссеров « Царя Иоанновича» , а также нескольких других постановок с молодой труппой, в том числе «Затонувший колокол» Герхарта Гауптмана (1898), «Венецианский купец» ( Уильяма Шекспира 1898), «Люди над законом » Алексей Писемский (1898), «Смерть Ивана Грозного» А. К. Толстого (1899), «Снегурочка» Александра Островского (1900) и «Дикая утка» Генрика Ибсена (1901). [ 1 ] [ 4 ]
В 1902 году он женился на Лике Мизиновой, женщине, с которой когда-то были романтические отношения Антона Чехова и которая послужила прототипом Нины Заречной в «Чайке» . [ 5 ] В том же году, после разногласий со Станиславским по поводу реорганизации труппы (что также повлекло за собой уход Всеволода Мейерхольда ), Санин перешел в Александринский театр . Он оставался там до 1907 года, работая актером, режиссером и преподавателем актерского мастерства, в течение этого времени он стремился пропагандировать идеи Станиславского внутри этой труппы. [ 6 ] поставил ряд пьес Александра Островского С Александринским , в том числе «Лжедмитрий и Василий Шуйский» , «Горячее сердце» и «Оставайся в своих санях» .
В 1907 году Санин покинул Александринский и присоединился к Сергея Дягилева европейской труппе . Там, работая теперь в основном оперным режиссёром, он сосредоточился на классике русской музыки и поставил несколько последовательных оперных постановок, в том числе «Бориса Годунова» в Гранд-Опера в Париже под Федора Шаляпина руководством . В 1913 году Санин присоединился к вновь образованному « Свободному театру Марджанова », а в 1914–1915 годах был режиссером Московского драматического театра. [ 6 ]
В январе 1917 года Санин вернулся во МХАТ и оставался там до 1919 года. За этот период он поставил несколько пьес и опер как для Большого театра ( «Псковитянка» Римского -Корсакова , «Князь Игорь» Александра Бородина , 1917; Жоржа Бизе » «Кармен , 1922) . ) и Малого театров ( «Посадник » А.К. Толстого, «Электра » Гюго фон Гофмансталя , 1918, «Лес» Островского и Грибоедова «Горе от ума» , 1921). Он был режиссером трех ранних советских фильмов: «Девые горы» (1918), «Поликушка» (1919) и «Сорока-воровка» (1920). [ 1 ]
Санин и его жена покинули Советский Союз в конце 1922 года, после чего он поставил многочисленные классические русские оперы в нескольких крупных мировых театрах, таких как Гранд-Опера , Метрополитен-опера , Королевский театр, Друри-Лейн и Ла Скала , поставив произведения Модеста Мусоргского. , Римский-Корсаков , Александр Бородин , Александр Даргомыжский , Михаил Глинка , Петр Чайковский , Александр Серов , и Антон Рубинштейн . [ 5 ] [ 7 ]
Он умер в Италии 8 мая 1956 года и был похоронен на протестантском кладбище в Риме .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Санин Александр Акимович . Biography at www.kino-teatr.ru
- ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 603–604. ISBN 978-0-8108-6072-8 .
- ^ Ник Уорролл, Московский Художественный театр (Исследования театральной постановки, Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 1996). п. 212. ISBN 978-0-415-05598-7 .
- ^ Ник Уорролл, Московский Художественный театр (Исследования театральной постановки, Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 1996). п. 101, 128. ISBN 978-0-415-05598-7 .
- ^ Jump up to: а б Sanin Biography at the Russian Drama Theatre Encyclopedia // Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 978-5-85270-167-1 (С. 406—407)
- ^ Jump up to: а б Биография Санина на сайте МАТ.
- ^ A. Pruzhansky, Dictionary of Native Singers 1750–1917 [Пружанский, А. М., Отечественные певцы. 1750–1917: Словарь ] (In Russian, accessed August, 2011)