Полемика из трех глав
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Трехглавый спор , этап халкидонского спора, был попыткой примирить нехалкидонцев Сирии Египта и после с халкидонским христианством провала Энотикона . Три главы ( τρία κεφάλαια , tria kephálaia ), которые император Юстиниан I предал анафеме, были:
- Личность и сочинения Феодора Мопсуестийского
- Некоторые сочинения Феодорита Кирского
- Письмо Ибаса Эдесского Марису
Фон
[ редактировать ]На самой ранней стадии разногласий о самих инкриминируемых писаниях стали говорить как о « Трех главах» . В результате о тех, кто отказался предать анафеме эти писания, говорили, что они защищают «Три главы», и обвиняли их в исповедании несторианства ; и, наоборот, те, кто предал их анафеме, как говорили, осуждали Три Главы как еретические .
В конце 543 или начале 544 года император Юстиниан I издал указ, в котором три главы были преданы анафеме , в надежде побудить восточных православных принять решения Халкидонского собора и Тома папы Льва I , таким образом установление религиозной гармонии в Византийской империи . Однако Евагрий [ 1 ] сообщает нам, что Теодор Аскид , лидер оригенистов , поднял вопрос о Трех главах, чтобы отвлечь Юстиниана от преследования его партии. Либератус добавляет, что Феодор Аскид хотел отомстить памяти Феодора Мопсуестийского, много писавшего против Оригена. [ 2 ] В своем письме Вигилию Домициан, епископ Анкирский, сообщает ту же историю интриги.
Хотя римско-католические канонисты признают, что в сочинениях можно обнаружить богословские ошибки, причем в случае Феодора весьма серьезные, ошибки Феодорита и Ивы были главным образом, но не полностью, следствием неправильного понимания языка Кирилла Александрийского . Однако эти ошибки не облегчают решение об осуждении, поскольку не было хороших прецедентов жесткого обращения с памятью о людях, умерших в мире с Церковью. Факунд указал , епископ Гермианский, в своем Defensio trium capitulorum , что святой Киприан заблуждался относительно повторного крещения еретиков, однако никто и не помышлял предать его анафеме. Осуждение «Трех глав» требовалось прежде всего для умиротворения противников Халкидонского Собора . И Ивас, и Феодорит были лишены епископства осужденными еретиками, и оба были восстановлены Халкидонским собором после анафемы Нестория.
Подписка
[ редактировать ]Ведущие восточные епископы после непродолжительного сопротивления были вынуждены подписаться. [ нужны разъяснения ] . Меннас , Патриарх Константинопольский , сначала возразил, что подписание означало бы осуждение Халкидонского Собора, а затем уступил, как он сказал Стефану, римскому апокрисарию (церковному дипломату) в Константинополе, что его подписка должна быть возвращена ему, если Папа не одобрит его. это. [ нужна ссылка ] Стефан и Даций , епископ Миланский , находившийся тогда в Константинополе, прервали с ним общение. Зоил, Патриарх Александрийский , Ефрем, Патриарх Антиохийский , и Петр, Патриарх Иерусалимский , все сдались после непродолжительного сопротивления. Из остальных епископов подписавшиеся были вознаграждены, отказавшиеся были низложены или вынуждены были «скрываться». [ 3 ]
В то время как сопротивление грекоязычных епископов рухнуло, представители латиноязычного мира, такие как Даций Миланский и Факунд, находившиеся тогда в Константинополе, твердо стояли на своем. Их общее отношение выражено в двух дошедших до нас буквах. Первое письмо принадлежит африканскому епископу по имени Понтиан , в котором он умоляет императора отозвать «Три главы» на том основании, что их осуждение было вынесено на Халкидонском соборе . Другой — карфагенского диакона Ферранда; его мнение как ученейшего канониста спросили римские диаконы Пелагий (впоследствии папа, в то время решительный защитник Трех глав) и Анатолий. Он остановился на послании Ивы: если оно было получено в Халкидоне, то предать его анафеме сейчас означало осудить собор. Еще сильнее использовал благосклонность собора к этому посланию Факунд на одной из конференций, проведенных папой Вигилием перед тем, как он издал свой Iudicatum . Он хотел, чтобы это защитило память Феодора Мопсуестийского, потому что Ибас отзывался о нем с похвалой ( Продолжение Мок. ). Когда Вигилий прибыл в Константинополь в январе 547 года, Италия, Африка, Сардиния , Сицилия и части Иллирика и Греции, через которые он путешествовал, были яростно против осуждения Трех Глав.
Дело осложнялось еще и тем, что латиноязычные епископы, в том числе и Вигилий, по большей части не знали греческого языка и поэтому не могли самостоятельно судить об инкриминируемых писаниях. Пелагий II в своем третьем послании к Илии, составленном, вероятно, будущим Григорием I , приписывает все беды этому незнанию. Об этом недостатке следует помнить, оценивая поведение Вигилиуса. Он прибыл в Константинополь очень решительный в своих взглядах, и первым его шагом было отлучение от церкви Менны, который в свою очередь удалил Вигилия из диптихов. [ 4 ] Но он, должно быть, почувствовал, что почва уходит у него из-под ног, когда ему предоставили переводы некоторых наиболее сомнительных отрывков из сочинений Теодора. В 548 году он издал свой «Iudicatum», в котором осуждались «Три главы», но затем временно отозвал его, когда поднятая им буря показала, насколько плохо к этому были подготовлены латиняне. Он и Юстиниан согласились созвать генеральный совет, на котором Вигилий пообещал добиться осуждения Трех Глав, но император нарушил свое обещание, издав еще один указ, осуждающий Капитулы. Вигилию пришлось дважды искать убежище: сначала в базилике Святого Петра, а затем в церкви Св. Евфимии в Халкидоне, откуда он издал энциклику с описанием лечения, которое он получил. Соглашение было исправлено, и Вигилий согласился на общий совет, но вскоре отозвал свое согласие. Тем не менее, собор состоялся и, отказавшись принять Конститут Вигилиуса, осудил «Три главы». В конце концов Вигилий поддался, подписался на совет и был освобожден. Но он умер, не дойдя до Италии, оставив своему преемнику Пелагию задачу разобраться с расколы на Западе.
Раскол на Западе
[ редактировать ]Епископы Аквилеи , Милана и полуострова Истрия отказались осудить «Три главы», утверждая, что сделать это означало бы предать Халкидон. Они, в свою очередь, были преданы анафеме Советом. Между тем, поскольку эти епископы и большинство их суфражисток вскоре должны были стать подданными лангобардов в 568 году, они были вне досягаемости принуждения византийского экзарха в Равенне и могли продолжать свое инакомыслие.
Однако епископ Милана возобновил общение с Римом после смерти епископа Фронто около 581 года. Поскольку он бежал от лангобардов в убежище в Генуе , его преемник Лоуренс зависел от византийцев поддержки . Он подписался под осуждением.
В 568 году раскольнический епископ Аквилеи бежал в восьми милях к югу, в контролируемый Византией Градо . Византийцы предоставили эту свободу, и архиепископ Илия, уже названный своими суфражистами патриархом, построил собор под покровительством св. Евфимии как беззастенчивое заявление о своей приверженности расколу, поскольку именно в церкви св. Евфимии проходили заседания были утверждены Халкидонский собор. Попытки Григория Великого примириться ближе к концу его понтификата, особенно через королеву Лангобардов Теоделинду , начали давать некоторый эффект. Таким образом, в 606 году умер преемник Илии Север, и было много священнослужителей, выступавших за примирение. Византийцы призвали их избрать Кандидиана, который после избрания быстро восстановил общение. Однако некоторые стойкие священнослужители были недовольны и, бежав на материковую Аквилею под защитой Ломбардии, избрали Иоанна в качестве конкурирующего епископа, который поддерживал раскол. Таким образом, раскол теперь углубился по политическим лангобардско-римским линиям. Колумбан участвовал в первой попытке разрешить это разделение путем посредничества в 613 году. Епископ «старой» Аквилеи официально положил конец расколу на Синоде Аквилеи в 698 году, только после того, как лангобарды приняли православие в VII веке. Разделение Патриархата Аквилеи способствовало превращению Патриарха Градо в нынешнего Патриарха Венеции .
Церкви Вестготского королевства Испания ( Рекаред, обратившийся незадолго до этого) никогда не принимали совет; [ 5 ] известие о более позднем Третьем Константинопольском соборе, когда Рим сообщил им оно было воспринято как пятый Вселенский собор, [ 6 ] не шестой. Исидор Севильский в своих «Хрониках» и «De Viris Illustribus » назвал Юстиниана тираном и преследователем православных. [ 7 ] и поклонник ереси, [ 8 ] противопоставляя его Факунду Гермианскому и Виктору Туннунскому , считавшемуся мучеником. [ 9 ]
Его влияние на Востоке
[ редактировать ]Несмотря на все намерения Юстиниана, этот указ имел незначительное влияние на Востоке. В течение десятилетий после смерти Юстиниана местные христиане больше беспокоились о своей безопасности в войнах сначала против возрождающейся Персии , а затем против арабов стали постоянно контролировать территории за пределами гор Тавр , которые в 630-х годах . Христиане в этих регионах придерживались эдиктов, провозглашенных в Константинополе и Риме, решительно придерживаясь своих нехалкидонских верований.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хист. эккл. , IV, 28
- ^ Либератус, Бревиарий , ок. 24
- ^ Освобожден, Брев. , 24; Факундус, Def. , II, 3 и продолжение. Мок.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Херрин, 1989, стр. 240–241.
- ^ Херрин, 1989, с. 244
- ^ Херрин, 1989, с. 241 и ссылки в нем
- ^ Исидор Севильский , Chronica Majora , вып. 397а
- ^ Херрин, 1989, с. 241
Библиография
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Деяния Константинопольского Собора 553 года с соответствующими текстами о Трехглавом споре . Переводные тексты для историков. Том. 51. Издательство Ливерпульского университета . 2009а. ISBN 978-1-84631-178-9 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - Деяния Константинопольского Собора 553 года с соответствующими текстами о Трехглавом споре . Переводные тексты для историков. Том. 51. Издательство Ливерпульского университета . 2009б. ISBN 978-1-84631-178-9 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - О личности Христа: христология императора Юстиниана . Нью-Йорк: Издательство Свято-Владимирской семинарии. 1991. ISBN 0-88141-089-6 .
{{cite book}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите )
Вторичные источники
[ редактировать ]По-английски
- Эмори, Патрик (1997). Люди и идентичность в остготской Италии, 489–554 гг . Кембриджские исследования средневековой жизни и мысли. Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-57151-0 .
- Анастос, Милтон В. (1951). «Неизменность Христа и осуждение Юстинианом Феодора Мопсуестийского» . Документы Думбартон-Окса . 6 : 123–160. дои : 10.2307/1291085 . JSTOR 1291085 .
- Херрин, Джудит (1989). «Формирование христианского мира», переработанное, иллюстрированное издание в мягкой обложке . Лондон: Издательство Принстонского университета и Фонтана.
- Грильмайер, Алоис (1987). Христос в христианской традиции: рецепция и противоречие: развитие дискуссии о Халкидоне с 451 года до начала правления Юстиниана . Том. 2/1. Атланта: Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664221607 .
- Грильмайер, Алоис ; Хайнталер, Терезия (1995). Христос в христианской традиции: Константинопольская церковь в шестом веке . Том. 2/2. Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664219970 .
- Грильмайер, Алоис ; Хайнталер, Терезия (2013). Христос в христианской традиции: Церкви Иерусалима и Антиохии с 451 по 600 годы . Том. 2/3. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-921288-0 .
- Грей, Патрик Т.Р.; Херрен, Майкл В. (1994). «Колумбан и спор о трех главах - новый подход». Журнал богословских исследований . 45 (1) (изд. Журнала богословских исследований): 160–170. дои : 10.1093/jts/45.1.160 . JSTOR 23966897 .
- Гарнак, Адольф фон (1898). История догмы . Том. IV. Бостон.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - МакГакин, Джон Энтони (2004). Вестминстерский справочник Оригена . Вестминстер Джон Нокс Пресс . ISBN 0-664-22472-5 .
- Маклеод, Фредерик (2009). Феодор Мопсуестийский . Лондон: Рутледж. ISBN 9781134079285 .
- Мензе, В.-Л. (2008). Юстиниан и становление Сирийской Православной Церкви . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-953487-6 .
- Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианские разделения: Церковь 450–680 гг. Н.э. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство семинарии Св. Владимира. ISBN 9780881410563 .
- Павурис, Рафаэль (2001). Осуждение христологии трех глав в ее историческом и доктринальном контексте: оценка и суждение императора Юстиниана и Пятого Вселенского Собора (553 г.) (доктор философии) (под ред. Кандидатской диссертации). Университет Глазго .
- Прайс, Ричард М. (2007). «Спор о трех главах и Халкидонский собор» . Кризис Ойкумены: три главы и неудавшиеся поиски единства в Средиземноморье шестого века . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 17–37. ISBN 9782503515205 .
- Сотинель, Клэр (2007). «Три главы и трансформации Италии» . Кризис Ойкумены: три главы и неудавшиеся поиски единства в Средиземноморье шестого века . Тюрнхаут: Бреполи. стр. 85–120. ISBN 9782503515205 .
- Квастен, Дж. (1986). Патрология . Том. III. Вестминстер, Мэриленд: ISBN Christian Classics, Inc. 0-87061-086-4 .
На немецком языке
- Дикамп, Франц (1899). Оригенистские споры в шестом веке и пятый генеральный собор . Мюнстер.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Раммельт, К. (2008). Ибас Эдесский . Работа над историей церкви. Том 106. Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-11-020218-2 .
На французском языке
- Аманн, Э. (1946). «Три стула». XV (II) (Словарь католического богословия под ред.). Париж: 1868–1924.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Дюшен, Л. (1884). Вигилий и Пелагий; изучение истории римской церкви в середине VI века . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хефеле, Карл Йозеф фон ; Леклерк, Х. (1908). История советов . Полет. 2. Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Хефеле CJ, Леклер Х. (1909). История советов . Полет. 3. Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Лаборт Дж. (1904). Христианство в Персидской империи . Париж.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сотинель К. (1992). «Папская власть и императорская власть в период правления Юстиниана: Папа Вигилий» . Смеси Французской Римской школы. Античность . 104 (1) (Смеси французской римской школы. Изд. Античности): 439–463. дои : 10.3406/mefr.1992.1762 .