Али: Страх съедает душу
Али: Страх съедает душу | |
---|---|
![]() Афиша немецкого театрального релиза | |
Страх съедает душу | |
Режиссер | Райнер Вернер Фассбиндер |
Написал | Райнер Вернер Фассбиндер |
Продюсер: | Райнер Вернер Фассбиндер |
В главных ролях | |
Кинематография | Юрген Юргес |
Под редакцией | Тея Эймес |
Производство компания | Танго-Фильм |
Распространено | Киноиздательство авторов GmbH & Co. Vertriebs KG |
Дата выпуска |
|
Время работы | 93 минуты |
Страна | Западная Германия |
Язык | немецкий |
«Али: Страх съедает душу » ( нем . Angst essen Seele auf ) — западногерманский драматический фильм 1974 года , сценарий и режиссёр Райнер Вернер Фассбиндер , в главных ролях Бриджит Мира и Эль Хеди бен Салем . Фильм получил награду Международной федерации кинокритиков за лучший конкурсный фильм и приз экуменического жюри Каннского кинофестиваля 1974 года . [ 1 ] Она считается одной из самых мощных работ Фассбиндера и многими считается шедевром.
Фильм вращается вокруг романа, который развивается между Эмми, пожилой немкой, и Али, марокканским рабочим-мигрантом в послевоенной Западной Германии.
Сюжет
[ редактировать ]Действие фильма происходит через неопределенное количество месяцев после Мюнхенской резни в Западной Германии. Эмми, 60-летняя мойщица окон и вдова, заходит в бар, загнанная дождем, и хочет послушать музыку, играющую внутри. Барменша подстрекает Али, марокканского гастарбайтера или гастарбайтера лет под тридцать, пригласить Эмми на танец. Она соглашается. У них возникает дружба, и Али остается на ночь в квартире Эмми. После дальнейшего взаимодействия их связь углубляется, и Али переезжает. Стремясь поделиться своим счастьем, Эмми знакомит Али со своими детьми: Кристой и ее властным мужем Юджином. Юджин усмехается, убежденный, что Эмми сошла с ума, а Криста отвергает это как фантазию, подпитываемую годами вдовства.
Их отношения находятся под угрозой, когда сын домовладельца, которого послали на основании предположения, что Эмми приняла жильца, говорит Эмми, что сдача в субаренду противоречит договору аренды Эмми и что Али должен уехать в течение дня. Боясь потерять Али, Эмми утверждает, что они с Али планируют пожениться. После того, как сын домовладельца извиняется за недоразумение и уходит, Эмми разговаривает с Али и извиняется за то, что придумала идею выйти за него замуж, но Али удивляется, когда он говорит, что это отличная идея. Затем в фильме они показаны в гражданском суде женатыми.
К их браку негативно относятся те, кто живет рядом с ними, в том числе арендаторы квартир и владельцы магазинов. Коллеги избегают Эмми, а Али сталкивается с дискриминацией на каждом шагу. Когда Эмми приглашает троих своих взрослых детей и зятя встретиться с Али, они открыто отвергают его. Один из сыновей Эмми в гневе разбивает ее телевизор, другой сын заявляет, что она, должно быть, сошла с ума, называя ее «шлюхой». Прежде чем они покидают квартиру Эмми, ее дочь описывает ее как «свинарник».
Печаль Эмми по поводу этого отказа смывается, когда ее оптимизм вновь проявляется, и она решает, что ей и Али следует вместе взять длительный отпуск, чтобы избежать дискриминации, убежденная, что по их возвращению их будут скучать и их снова встретят. После возвращения они сталкиваются с меньшей дискриминацией, но только потому, что соседние арендаторы и владельцы магазинов видят выгоду в лучшем обращении с Эмми, а не потому, что они переросли свои предрассудки.
Желая вернуться к своим старым друзьям после их очевидного возобновления уважения, Эмми начинает пренебрегать Али и перенимать некоторые из их отношений к нему. Она становится более строгой, приказывая ему делать больше дел. Когда коллеги приходят к ней и отмечают, какой он на удивление чистоплотный, и комментируют его мускулы, она выставляет его напоказ, как будто он какой-то предмет. Это заставляет Али уйти, на что Эмми отмечает своим друзьям о его «перепадах настроения» и о том, что его отношение, должно быть, связано с его «менталитетом иностранца». Али ищет утешения у горничной Барбары, с которой, как предполагается, у него были отношения до встречи с Эмми. Али возвращается к Барбаре в другой день и проводит с ней ночь. Эмми навещает Али на работе, где он делает вид, что не знает ее; его коллеги по работе высмеивают ее возраст, называя ее «марокканской бабушкой», на что Али не вмешивается.
Когда кажется, что отношения уже не подлежат восстановлению, Эмми возвращается в бар, где они впервые встретились, чтобы встретиться с Али. Она просит барменшу сыграть на музыкальном автомате ту же песню, которая привела к их танцу в начале фильма. Танцуя вместе, Эмми подчеркивает, что она знает, что она стара, и что он может приходить и уходить. Однако когда они вместе, они должны быть добры друг к другу. Али соглашается, и они признаются в любви. После того, как Али потерял сознание на руках Эмми из-за разрыва язвы желудка , его доставили в больницу вместе с Эмми. Врач говорит ей, что эта болезнь распространена среди иностранных рабочих из-за стресса, с которым они сталкиваются в повседневной жизни. Он объясняет, что Али перенесет операцию по удалению язвы, но, вероятно, вернется через шесть месяцев с новым поражением. Эмми заявляет, что сделает все, что в ее силах, чтобы этого не произошло. Фильм заканчивается тем, что она держит Али за руку.
Бросать
[ редактировать ]- Бриджит Мира — Эмми Куровски
- Эль Хеди бен Салем — Али
- Барбара Валентайн – Барбара
- Ирм Германн — Криста
- Райнер Вернер Фассбиндер — Ойген
- Карл Шейдт – Альберт Куровски
- Марквард Бом — Грубер
- Вальтер Седлмайр — Ангермайер
- Дорис Мэттес — миссис Ангермейер (в роли Дорис Мэтес)
- Лило Пемпейт — Mrs. Мюнхмайер
- Густи Крайсль — Паула
- Маргит Симо — Хедвиг
- Элизабет Бертрам — Фрида
- Хельга Бальхаус — Иоланда
- Эльма Карлова – Mrs. Каргус
- Анита Бучер — миссис Эллис
- Катарина Херберг – Женщина в баре
Производство
[ редактировать ]Фильм был снят менее чем за две недели и планировался как упражнение в кинопроизводстве для Фассбиндера, чтобы заполнить время в его графике между работой над двумя другими фильмами, «Мартой» и «Эффи Брайст» . [1]
Али играет Эль Хеди бен Салем Фассбиндера был партнером , который в то время . Фассбиндер играет эпизодическую роль зятя Эмми. Ирм Херманн , которая играет дочь Эмми Кристу, в реальной жизни имела бурные отношения с Фассбиндером, и, по ее словам, Фассбиндер сказал: «Он не мог представить себе, что я ему откажусь, и он испробовал все. Он чуть не избил меня до смерти на улицы Бохума ....». [ 2 ] А Фассбиндер вырос под влиянием некоторых внутренних последствий предрассудков иммигрантов, учитывая, что его мать иммигрировала обратно в Германию из Польши после советской оккупации, а Фассбиндер вырос в неспокойной семье, которая в конечном итоге развелась, где с ними остались родственники-иммигранты. [ 3 ] [ 4 ]
Оригинальное немецкое название Angst essen Seele auf намеренно грамматически неверно и буквально переводится как «Страх съедает душу». Правильная немецкая форма была бы «Angst isst die Seele auf », которая (без определенного артикля «die») стала названием соответствующего короткометражного фильма 2002 года, в котором также снималась Мира. Название — это одна из вещей, которую Эли сообщает Эмми. Как иммигрант, он на протяжении всего фильма постоянно говорит на так называемом «ломаном немецком». Строка диалога, которую он произносит, звучит просто: «Страх съедает душу». Поскольку плохая немецкая грамматика Али в английских субтитрах фильма переведена буквально, субтитры диалогов Али также изобилуют грамматическими ошибками.
Али отчасти является данью уважения фильмам Дугласа Сирка , в частности «Имитация жизни» (1959) и «Все, что позволяют небеса» (1955). Наиболее явным данью уважения является сцена, в которой сын Эмми пинает телевизор (важный символ в фильме « Все, что позволяют небеса ») после того, как узнает, что его мать вышла замуж за североафриканца . [ 5 ]
Темы и символика
[ редактировать ]«Страх съедает душу», - одна из фраз, которую Али говорит во время разговора с Эмми в начале фильма, становится почти буквальным позже, когда выясняется, что у Али язва желудка и он госпитализирован. Персонажи также часто показаны на экране в преувеличенном виде; персонажи показаны далеко от камеры, чтобы подчеркнуть, насколько далекими от общества чувствуют себя Эмми и Али, в то время как их квартира снята в клаустрофобной манере, чтобы символизировать страх, который они испытывают в своих отношениях и повседневной жизни. Зрители в фильме олицетворяют социальное притеснение маргинализированных людей, но, по иронии судьбы, такое дистанцирование уменьшается, когда соседи видят в Эмми и Али утилитарную потребность как в «производительных и потребляющих телах». [ 6 ] [ 7 ]
Выпускать
[ редактировать ]Ali: Fear Eats the Soul был выпущен в Западной Германии 5 марта 1974 года. [ 8 ] Фильм был выпущен Criterion Collection на DVD для региона 1 с английскими субтитрами. [ 9 ] Blu-Ray содержит содержимое обоих дисков DVD, выпущенных в 2003 году, включая интервью с актрисой Бриджит Мира и редактором Теей Эймс. Также включен документальный фильм BBC, основанный на жизни известных немецких режиссеров того времени, в котором сравниваются Фассбиндер, Вернер Херцог и Вим Вендерс . [ 10 ]
Прием
[ редактировать ]После выпуска
[ редактировать ]После выхода фильм получил признание критиков, а его тон и режиссура Фассбиндера были отмечены как основные моменты. В статье для The Chicago Sun-Times Роджер Эберт дал фильму 4 звезды из 4, написав: «[Фассбиндер] подталкивает нас выйти за рамки фильма и посмотреть на него как на абсурд, как на черный юмор, как на комментарий к этим люди так безнадежно оказались в ловушке своего мрачного окружения и своей судьбы... Иногда [Фассбиндер] намеренно смешит, я в этом уверен. Его стиль и тон настолько непреклонны, что зрители иногда просто сидят молча, неуверенные в своей правоте? В некоторых фильмах это указывает на потерю режиссером контроля над тоном. В случае с Фассбиндером, кажется, это тот ответ, которого он хочет». [ 11 ] Джин Московиц из Variety дал столь же положительную рецензию, назвав фильм «Не эффектным для эксплуатации, слишком наблюдательным и крутым для серьезной шумихи». [ 12 ] Винсент Кэнби из The New York Times несколько не согласился, назвав это «смелой попыткой» и высоко оценив игру Миры и Салема, одновременно критикуя «плакатную мягкость» фильма. [ 13 ] Несмотря на признание, полученное его фильмом, Фассбиндер заявил, что, по его мнению, это лишь восьмой лучший фильм, который он снял. [ 10 ]
Современный прием
[ редактировать ]Фильм по-прежнему получает положительные отзывы, а игра Миры и Салема была отмечена как выдающаяся. На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг одобрения 100% на основе 36 рецензий со средней оценкой 9,3 из 10. считается одним из высших достижений немецкого кино Новой волны 1970-х годов. По мнению критиков веб-сайта, фильм « Али: Страх съедает душу» Это одновременно яркое изображение отношений и дань уважения одному из киногероев Райнера Вернера Фассбиндера. , Дуглас Сирк». [ 14 ]
Мартин Скорсезе включил его в список «39 важнейших иностранных фильмов для молодого режиссера». [ 15 ]
В статье для The New York Times Алекс Абрамович называет Али «самым заставляющим задуматься и красивым из фильмов [Фассбиндера]». [ 10 ] Ричард Броуди из The New Yorker похвалил режиссуру, написав: «Фассбиндер использует камеру с точным, романным подходом», и похвалил Фассбиндера за то, что он отдал должное другим фильмам, написав, что Фассбиндер «не просто использовал прежние формы, он цитировал их, и извлек из них иронию, заложенную в его мелодраматических стилях». [ 16 ] В статье для The Guardian Питер Брэдшоу называет игру Миры и Салема «превосходной» и «самыми милыми персонажами, которых я когда-либо видел на киноэкране». [ 17 ] Пересматривая фильм в номинации «Великие фильмы» , Роджер Эберт называет его «очень сильным» и заканчивает свой обзор словами: « Али: Страх пожирает душу может звучать как невероятная, надуманная мыльная опера. Это не так». [ 7 ]
Фильм вошел в список 100 величайших фильмов мирового кинематографа по версии Sight & Sound Critics в 2012 году и поднялся еще выше в опросах критиков и режиссеров 2022 года, заняв 52-е место в каждом из них.
Похвалы
[ редактировать ]Награды | Год/Дата церемонии | Категория | Получатель(и) | Результат | Ссылка(и) |
---|---|---|---|---|---|
Каннский кинофестиваль | 9–24 мая 1974 г. | Лучший фильм Международной федерации кинокритиков (в конкурсе) | Райнер Вернер Фассбиндер | Выиграл | [ 18 ] |
Каннский кинофестиваль | 9–24 мая 1974 г. | Приз Экуменического жюри | Али: Страх съедает душу | Выиграл | [ 19 ] |
Чикагский международный кинофестиваль | 1974 | Сильвер Хьюго | Али: Страх съедает душу | Выиграл | [ 20 ] |
Премия немецкого кино | 1974 | Лучшая ведущая актриса | Brigitte Mira | Выиграл | [ 21 ] |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Каннский фестиваль: Али: Страх съедает душу » . фестиваль-канны.com . Проверено 26 апреля 2009 г.
- ^ ( Баер 1986 , стр. 65)
- ^ ( Томсен 2004 , стр. 3)
- ^ ( Уотсон 1992 , стр. 13)
- ^ Тётеберг, Майкл (1990). «Али: Страх съедает душу: все, что позволяет Фассбиндер» . Публикация опубликованного эссе биографа и редактора Фассбиндера.
- ^ Горфинкель, Елена (28 мая 2012 г.). Пойкер, Бриджит (ред.). Али: «Страх съедает душу» и «Асинхронные тела» Фассбиндера . 2012 Blackwell Publishing Ltd., стр. 505–510. дои : 10.1002/9781118275733 . ISBN 9781405191630 .
- ^ Jump up to: а б Эберт, Роджер (27 апреля 1997 г.). «Великолепный фильм: Али: Страх съедает душу» . РоджерЭберт.com . Проверено 19 марта 2018 г.
- ^ «Страх съедает душу» (на немецком языке). Filmportal.de . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ Али: Страх съедает душу (Blu-Ray (регион 1)). Коллекция критериев. 30 сентября 2014 г. ISBN. 9781604659030 . OCLC 892562488 . Видеть Али: Страх съедает душу (DVD (регион 1)). Коллекция критериев. 24 июня 2003 г. ISBN. 9781559409391 . OCLC 779179093 .
- ^ Jump up to: а б с Абрамович, Алекс (22 июня 2003 г.). «ФИЛЬМ/DVD; Дальше от рая» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ Эберт, Роджер (5 октября 1974 г.). «Али: Бойтесь ушей, душа» . Чикаго Сан-Таймс . Проверено 20 марта 2018 г. - через RogerEbert.com .
- ^ Московиц, Джин (22 мая 1974 г.). «Рецензии на фильм: Angst essenseele auf (Страх съедает душу)» . Разнообразие . Проверено 20 марта 2018 г. - через CineFiles .
- ^ Кэнби, Винсент (7 октября 1974 г.). «На кинофестивале: 'Али' » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ «Angst essen Seele auf (Али: Страх съедает душу)» . Гнилые помидоры . Проверено 13 сентября 2021 г.
- ^ «Мартин Скорсезе составляет список из 39 незаменимых иностранных фильмов для молодого режиссера» . Открытая культура. 15 октября 2014 года. Архивировано из оригинала 7 февраля 2015 года . Проверено 1 февраля 2015 г.
- ^ Броуди, Ричард (15 марта 2010 г.). «DVD недели: Али: Страх съедает душу» . Житель Нью-Йорка . Проверено 26 марта 2018 г.
- ^ Брэдшоу, Питер (30 марта 2017 г.). «Обзор «Страх съедает душу»: любовь против расизма в изысканной сказке Фассбиндера» . Хранитель . Проверено 27 марта 2018 г.
- ^ «Премии ФИПРЕССИ 1974 в Каннах» . fipresci.org . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ «Всех остальных зовут Али » . cannes.juryoecumenique.org . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ «#56Фильмы для потоковой передачи: Али: Страх съедает душу (1974)» . Chicagofilmfestival.com . 6 мая 2020 г. Проверено 5 мая 2022 г.
- ^ «СТРАХ ПОЕДАЕТ ДУШУ (ANGST ESSEN SEELE AUF)» . немецкий-films.de . Проверено 5 мая 2022 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Источники
[ редактировать ]- Баер, Гарри (1986). Я усну, когда умру . Шесть Барреллов. ISBN 84-322-4572-0 .
- Коттингем, Лаура (2005). Страх съедает душу . Лондон: Британский институт кино . ISBN 978-1844570713 .
- Томсен, Кристиан Браад (2004). Фассбиндер: жизнь и творчество гения-провокатора . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 0-8166-4364-4 .
- Уотсон, Уоллес Стедман (июль 1992 г.). «Горькие слезы РВФ». Вид и звук . Британский институт кино: 24–29. ISSN 0037-4806 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1974 года
- Драматические фильмы 1974 года
- Западногерманские фильмы
- немецкие драматические фильмы
- Немецкое независимое кино
- Немецкоязычные фильмы 1970-х годов
- Фильмы об иммиграции в Германию
- Фильмы о расе и этнической принадлежности
- Фильмы о межрасовой романтике
- Фильмы о супружеской измене в Германии
- Фильмы Райнера Вернера Фассбиндера
- Фильмы, действие которых происходит в Мюнхене
- Фильмы, действие которых происходит в Западной Германии
- Фильмы, снятые в Мюнхене.
- Фильмы о расизме
- Немецкие фильмы 1970-х годов
- Немецкоязычные драматические фильмы