Устный закон
Устный закон — это кодекс поведения, используемый в данной культуре , религии или сообществе, посредством которого совокупность правил человеческого поведения передается устной традицией и эффективно соблюдается, или единственное правило, которое передается устно.
Во многих культурах существует устный закон, тогда как большинство современных правовых систем имеют формальную письменную организацию. Устная традиция (от лат. tradere = передавать) является типичным инструментом передачи устных кодов или, в более общем смысле, комплексом того, что культура передает сама собой из поколения в поколение, «от отца к сыну». . Этот вид передачи может происходить из-за отсутствия других средств, например, в неграмотных или криминальных обществах, или может прямо требоваться тем же законом.
Постоянно ведутся дебаты по поводу устной и письменной передачи, при этом основное внимание уделяется предполагаемой более высокой надежности письменных доказательств. [1] в первую очередь основан на «линейном мире академических кругов», где принимаются только записанные записи. Однако были предложены «стандартные» теории устной речи и грамотности. [2]
В юриспруденции
[ редактировать ]С юридической точки зрения устный закон может быть:
- привычка значение, или или обычай , имеющий юридическое когда формальный закон прямо ссылается на него (но в последнем случае это собственно косвенный источник юридических прав и обязанностей );
- устная команда или приказ, который следует соблюдать как закон (в большинстве современных западных правовых систем некоторые распоряжения могут быть изданы в устной форме в определенных случаях чрезвычайной ситуации).
Устный закон, задуманный как свод правил, может быть принят в юриспруденции , пока он демонстрирует некоторую эффективность, поэтому необходимо, чтобы закон был публичным, а действия человека оценивались судьей ( обычно выносящим приговор в соответствии с общими правилами). толкование закона), а затем наказание в конечном итоге должно быть приведено в исполнение . Некоторые устные законы предусматривают все эти элементы (например, в некоторых кодексах поведения, используемых преступными группировками, такими как мафия, действительно есть хорошо известный закон, судья, осуждение), тогда как в других обычно некоторые из них отсутствуют.
Албанское обычное право
[ редактировать ]Канун представляет собой набор албанских традиционных норм обычного права , которые регулируют все аспекты жизни албанского племенного общества . По крайней мере, на протяжении последних пяти столетий и до сегодняшнего дня албанские обычные законы сохранялись только устно старейшинами племен. Успех в сохранении их исключительно с помощью устной системы является показателем древнего происхождения. [3] Сильные дохристианские мотивы, смешанные с мотивами христианской эпохи, отражают расслоение албанского обычного права в разные исторические эпохи. [4] , обладающей межрелигиозной эффективностью Канун обладал священной, хотя и светской, давней, непоколебимой и неоспоримой властью над албанцами , что объясняется более ранним языческим кодексом, общим для всех албанских племен . [5] Обычное право Северной Албании входит в число албанских литературных памятников, представляющих интерес для индоевропейских исследований , отражающих многие правовые практики глубокой древности. Было отмечено, что «Законы, регулирующие такие вопросы, как гостеприимство, права глав семей, брак, кровная месть и возмещение ущерба, находят четкие отголоски в ведической Индии, древней Греции и Риме». [6] [7]
С течением времени обычное право Албании претерпело свое историческое развитие, оно изменялось и дополнялось новыми нормами в соответствии с определенными требованиями социально-экономического развития. [8] Согласно некоторым историческим источникам, правительство Римской и Византийской империи должно было признать автономные нормы обычного права за различными местными общинами для их самоуправления. В этом контексте в разные периоды албанские обычные законы применялись параллельно с римскими , византийскими , церковными , а впоследствии шариатскими и османскими законами. [9] [8] Это помогло албанским горным племенам сохранить свой образ жизни, самобытность и нейтралитет перед лицом внешнего централизующего управления. [4]
В иудаизме
[ редактировать ]Раввинистический иудаизм утверждает, что книги Танаха передавались параллельно с устной традицией, переданной Богом Моисею и от него ученым и другим религиозным лидерам каждого поколения. Так, в иудаизме «Письменное наставление» ( Тора ше-би-хтав תורה שבכתב) включает в себя Тору и остальную часть Танаха; «Устное наставление» ( Тора she-be'al peh תורה שבעל פה) в конечном итоге было записано в Талмуде (букв. «Обучение») и Мидрашах (букв. «Толкования»). Таким образом, толкование Устной Торы считается авторитетным прочтением Письменной Торы. Кроме того, Галаха (букв. «Путь», часто переводимая как «еврейский закон») основана на письменных инструкциях вместе с устными инструкциями. Таким образом, еврейский закон и традиция основаны не на буквальном прочтении Танаха, а на сочетании устной и письменной традиции.
См. также
[ редактировать ]Цитаты и примечания
[ редактировать ]- ^ Финнеган, 195-201.
- ^ Гуди, стр. 27-68.
- ^ Галаты 2018 , стр. 101–102.
- ^ Тарифа 2008 , с. 11.
- ^ Фортсон 2010 , с. 448.
- ^ Лафе 2021 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Элези, Исмет. «Историческое развитие Трудового канона в Собрании норм Трудового канона » . kaninilaberise.tripod.com (на албанском языке) . Проверено 12 ноября 2021 г.
- ^ Рушани 1997 , стр. 137–140.
Ссылки
[ редактировать ]- Финнеган, Рут Х., Заметка об устных традициях и исторических свидетельствах, в журнале History and Theory 10 (1970), 195–201.
- Фортсон, Бенджамин Винн IV (2010). Индоевропейский язык и культура: Введение (2-е изд.). Уайли-Блэквелл . ISBN 978-1-4443-5968-8 .
- Галати, Майкл Л. (2018). Память и построение нации: от древних времен до Исламского государства . Роуман и Литтлфилд. ISBN 9780759122628 .
- Гуди Дж. и Ватт И., ? в Дж. Гуди (редактор), Грамотность в традиционных обществах (Кембридж, 1968).
- История еврейского народа - Еврейский закон
- Лафе, Генч (2021). «О семантической эволюции албанских слов motër «сестра» и vajzë «девушка» в контексте большой албанской семьи». Палавер . 10 (1): 75–96. дои : 10.1285/i22804250v10i1p75 . ISSN 2280-4250 .
- Рушани, Мири (1997). Месть и прощение в албанской традиции (на итальянском языке). Религии и общество. стр. 137–152.
- Тарифа, Фатос (2008). «О времени, чести и памяти: устный закон в Албании» (PDF) . Устная традиция . 23 (1): 3–14.
- Трнавчи, Генч (2010). «Взаимодействие обычного права с современным верховенством права в Албании и Косово». В Селлерс, Мортимер; Томашевский, Тадеуш (ред.). Верховенство права в сравнительной перспективе . Юс Гентиум: Сравнительные взгляды на право и справедливость. Том. 3. Спрингер Верлаг. стр. 201–215. ISBN 978-90-481-3748-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вансина, Дж. (тр. Райт), Устная традиция: исследование исторической методологии (Лондон, 1965).
- Вансина, Дж., Устная традиция как история (Висконсин, 1985).
- Финнеган, Рут Х., Устная поэзия: ее природа, значение и социальный контекст (Кембридж, 1977)
- Хениге, Д.П. , Хронология устной традиции: поиски химеры (Оксфорд, 1974)
- Хениге, Д.П. , Устная историография (Лондон, 1982)
- Тонкин, Элизабет, Рассказывая о нашем прошлом: социальная конструкция устной истории (Кембридж, 1992).