История хорватского военно-морского флота
Историю хорватского военно-морского флота можно проследить от средневековья до наших дней. См. Список адмиралов Хорватии.
Ранняя история
[ редактировать ]Во времена герцога Бранимира (879–892) хорватский флот участвовал в битве против венецианцев , которые потерпели полное поражение 18 сентября 887 года и в которой был убит дож Пьетро I Кандиано . Между 887 и 948 годами не было зарегистрировано ни одной новой войны между Венецией и хорватами, что предполагало, что венецианцы платили дань для поддержания мира. [ 1 ]
В сочинении Константина Багрянородного « Об имперском управлении» говорится, что в Хорватии во время правления короля Томислава было 80 саген (больших кораблей с 40 моряками) и 100 кондур (меньших кораблей с 10-20 матросами, не считая гребцов). Эпоха короля Степана Држислава (969-996) ознаменовалась успешной морской торговлей, сохранением морских путей и господством Хорватии на восточном побережье Адриатического моря. [ 2 ]
Король Хорватии и Далмации Петар Крешимир IV (1058–1074) расширил свое королевство «на суше и на море». В его дарственной грамоте монастырю Святого Кршевана в Задаре в 1069 году указано, что он подарил остров Маун, расположенный «в нашем далматинском море» ( in nostro dalmatico mari ). В то время упоминается герцог Хорватского королевского флота Русин, и тот факт, что сам титул герцога могли носить только правительственные сановники, является доказательством важности военно-морского флота. [ 2 ]
В первый год правления короля Дмитрия Звонимира (1074–1089) норманны вторглись в Адриатическое море. Как союзник норманнов, Дмитрий Звонимир участвовал в войнах против Византии . Когда Роберт Гвискар, герцог Апулии, вторгся в западно-балканские провинции империи в 1084 году, Звонимир послал ему на помощь свой флот. [ 2 ]
Норманны завоевали города на восточном побережье. Единственная деталь, в которой можно быть уверенным, это то, что остров Раб никогда не падал. Союз норманнов и хорватов, заключенный под влиянием папы Григория VII, просуществовал с 1082 по 1084 год: они вместе провели серию морских сражений против византийско-венецианского флота. [ 2 ]
В период личной унии с Венгерским королевством хорватское побережье перешло под власть Венеции, и ее военно-морская мощь ухудшилась. флот Республики Дубровник Но это время, когда начал подниматься , сохранившей свою независимость.
Современная история
[ редактировать ]Наполеоновские войны
[ редактировать ]

Независимость Дубровника сохранялась и во время наполеоновских войн , что свидетельствует о его силе и эффективной дипломатии. Но сила Рагузской республики проявлялась и в ее морской мощи. Численность флота Дубровника в 1800 году вместе с рыболовными судами составляла 673 клипера . 255 из них были более крупными судами, вышедшими за пределы территориальных вод Дубровника. Общая численность трансатлантических клиперов составила 230 кораблей. Республика имела свои консульства более чем в 80 городах. В то время в Дубровнике проживало около 7000 моряков, кораблестроителей, судовладельцев и представителей других морских профессий.
Период с 1806 по 1813 годы был эпохой французского правления маршала Мармона в Далмации и развития морской торговли. За правлением Наполеона в Далмации последовало австро-венгерское правление, и 2 ноября 1818 года первый пароход «Каролина» отправился в плавание по Адриатическому морю. В начале 1838 года было провозглашено свободное пароходство по Адриатическому морю с регулярным пароходным маршрутом Триест-Мали-Лошинь-Задар-Шибеник-Сплит-Хвар-Корчула-Дубровник-Котор. Этот год также ознаменовался прекращением господства клиперов и вступлением пароходов в состав военного флота.
Австро-Венгрия
[ редактировать ]


В июне 1866 года итальянский король Виктор Эммануил II объявил войну Австрии (как это было много раз до того, как Адриатическое море стало полем битвы). Оба флота 20 сентября вступили в бой, открыв ожесточенный артиллерийский огонь. Вильгельм фон Тегетгоф , командующий австрийским флотом, заходит в гавань Виса со всеми канонерскими лодками. Победой в битве при Лиссе (Висе) Австрия обеспечила себе господство на Адриатическом море. В 1866 году хорватский офицер австро-венгерского флота Иван Лупис вместе с Робертом Уайтхедом первую самоходную торпеду сконструировали в Риеке .
В 1869 году австрийский фрегат «СМС Донау» совершил кругосветное путешествие. «Донау» водоизмещением 2000 тонн и перевозил 350 членов экипажа, моряков с островов и побережья Восточной Адриатики, в основном хорватов. Корабль покинул Пулу в июле и вернулся в марте 1871 года, обогнув всю Землю. Есть судовой журнал, написанный членом экипажа Матией Политео из Стари Града на острове Хвар .
Период с 1911 по 1914 год был особенно важен для развития австро -венгерского флота , большая часть экипажа которого состояла из хорватов. крупнейшие корабли австро-венгерского флота В это время были спущены на воду : SMS Viribus Unitis , SMS Tegetthoff , SMS Prinz Eugen и SMS Szent István . Это также период, когда мы можем встретить хорватов в качестве высокопоставленных офицеров, таких как адмирал Максимилиан Негован (главнокомандующий ВМФ, 1917–1918) или адмирал Янко Вукович (командир SMS Viribus Unitis ).
После Первой мировой войны
[ редактировать ]После окончания Первой мировой войны , в 1918 году австро-венгерский флот на адмиральском корабле СМС Вирибус Юнитис в Пуле был вынужден по приказу австрийского императора Карла I сдаться делегатам Национального совета словенцев, хорватов и Сербы из Загреба - Анте Тресич Павичич, Вилим Букшег и Иван Чоп и члены местного национального совета в Пуле. Тогда был поднят хорватский флаг. В тот же день специально сконструированное итальянское судно под названием « мигнатта» («пиявка»), похожее на управляемую торпеду, прорвалось через гавань Пулы и потопило линкор «Вирибус Юнитис» вместе с 250 моряками и командиром Янко Вуковичем . (см. Рейд на Пулу )
Югославия
[ редактировать ]Военно-морской и торговый флот под руководством хорватских морских специалистов продолжали развиваться во времена Королевства Югославии , а затем и в социалистической Югославии . В этот период многие хорваты взяли на себя высокие обязанности в югославском флоте, основные базы которого находились на территории Хорватии.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Современная Хорватия
[ редактировать ]Во время распада Югославии в 1991 году указом президента Хорватии от 12 сентября 1991 года был создан новый хорватский военно-морской флот . Первым назначенным командующим ВМФ стал адмирал Свето Летица . Первым кораблем военно-морского флота был десантный корабль № 103, но вскоре Хорватия получила во владение как минимум 34 бывших корабля югославского флота, захваченных в ходе битвы при Шибенике . [ 3 ] , уже была размещена флотилия из трех военно-морских траулеров и рыболовных судов 21 августа 1991 года в Кали , остров Углян под оперативным командованием 112-й бригады хорватской армии. [ 4 ] [ 5 ] Бойцы этого подразделения, высадившись с моторной лодки и парусника « Маша» и « Нирвана» , вывели из строя югославский типа «Мирна» патрульный катер «Биоково» , противотанковой ракетой «Малютка» выпущенной из бухты у острова Шкарда . [ 6 ] [ 7 ] Они также перекрыли канал Пашман , развернув сети для тунца. [ 6 ] Источники из флотилии 112-й бригады сообщили, что это произошло 10 сентября 1991 года. [ 4 ] [ 5 ] Позже Биоково было захвачено хорватским флотом и введено в эксплуатацию как PBR 61 Novigrad. [ 3 ] [ 8 ] [ 9 ] 24 сентября был создан основной флот в составе шести кораблей.
- Список хорватских военных кораблей (по состоянию на 24 сентября 1991 г.) [ 3 ] [ 9 ]
- РТОП-402 - позже Шибеник (РТОП-21)
- ТЧ-222 - позже ТБ-51 Вуковар
- РЧ-301 - позже ОБМ 41 Дубровник
- PČ-171 - later OB-63 Novigrad
- ПЧ-180 - позже ОБ-63 Цавтат
- PČ-181 - позже OB-64 Hrvatska Kostajnica
Два других военных корабля, захваченных Хорватией, класса «Оса I» RČ-310 «Велимир Шкорпик» и » класса «Шершень» TČ-219 «Стрелько , не считались мореходными и в конечном итоге были потоплены ракетными катерами «Краль Петар Крешимир IV» и ОБМ-41 «Дубровник» в октябре 1994 года. во время учений с боевой стрельбой, известных как операция «Посейдон» . [ 10 ] [ 11 ] Основными действиями нового хорватского флота во время войны за независимость было снятие югославской блокады Далмации. [ 12 ] и рельеф Дубровника . [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2011 г. ) |
- ^ Бркович, Милко (октябрь 2001 г.). «Папские письма второй половины IX века адресатам в Хорватии» . Радови (на хорватском языке) (43). Институт исторических наук Хорватской академии наук и искусств в Задаре: 31–32 . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д История ВМФ на официальных страницах Вооруженных сил Хорватии (на хорватском языке)
- ^ Jump up to: а б с Мировые военно-морские силы сегодня: Хорватия
- ^ Jump up to: а б Зденко Видов: Похоже, кто-то намеренно задержал формирование состава (на хорватском языке)
- ^ Jump up to: а б Видов: Борьба за защиту Родины внезапно канет в Лету , Синиша Кларица, 12 сентября 2011 г. (на хорватском языке).
- ^ Jump up to: а б Ассоциация добровольцев ВМС Хорватии - Задар (на хорватском языке)
- ^ «Югославский флот во время войны в Хорватии (1991-1992) — советско-имперский.com СССР» www.soviet-empire.com . Архивировано из оригинала 11 августа 2021 года . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ "Не все остановилось / Береговой патрульный корабль "Омиш" ВМС Хорватии прибыл на верфь "Искра" в Шибенике - Новости Шибеника - Шибеник, Обала, Хорватия" . mok.hr (на хорватском языке) . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Рельянович, Марио (ноябрь 2001 г.). «Хорватский флот на защите Адриатики». Хорватский солдат (на хорватском языке) (77). Министерство обороны (Хорватия). ISSN 1333-9036 . Архивировано из оригинала 2 октября 2013 года.
- ^ HRM «Вуковар» и «Дубровник» (на хорватском языке)
- ^ Гардинер, Роберт (1995). Конвея «Все боевые корабли мира, 1947–1995» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-85177-605-7 .
- ↑ Адмирал Летика приказал: «Зажечь!» Слободна Далмация, 15 ноября 2004 г. (на хорватском языке)
- ^ Обзор международных отношений Хорватии (1997) Вопросы 6-13. Институт развития и международных отношений, Загреб, с. 41