Иясу I
Иясу I Первый император Джошуа | |||||
---|---|---|---|---|---|
Император Эфиопии | |||||
Царствование | 19 июля 1682 г. - 13 октября 1706 г. | ||||
Коронация | 19 июля 1682 г. [ 1 ] | ||||
Предшественник | Йоханнес I | ||||
Преемник | Текле Хайманот I | ||||
Рожденный | 1654 | ||||
Умер | 13 октября 1706 г. | ( 1706-10-13 )||||
| |||||
Династия | Дом Соломона | ||||
Отец | Йоханнес I | ||||
Мать | Сэнди Вангель | ||||
Религия | Православный Тевахедо |
Иясу I ( Геэз : Джошуа 1; 1654 – 13 октября 1706), тронное имя Адьям Сагад (Геэз: Адия Сегед), также известный как Иясу Великий , был императором Эфиопии с 19 июля 1682 года до своей смерти в 1682 году. и член Соломоновой династии [ 1 ]
Описанный как последний «великий» монарх Гондарина , Иясу временно остановил тенденцию упадка благодаря своему блестящему полководцу, восстановив контроль над мятежными вассалами и завоевав территории к югу от своих владений. Помимо своих военных и политических подвигов, Иясу был покровителем архитектуры, искусства и литературы. Он также пытался урегулировать доктринальные разногласия внутри Коптской церкви Эфиопии, но без длительного успеха. [ 2 ] [ 3 ]
Иясу был свергнут своим собственным сыном Текле Хайманотом I в 1706 году и убит родственниками одной из своих наложниц. Последовала череда неэффективных императоров, и имперская власть пришла в упадок до прихода Теодроса II в середине девятнадцатого века. [ 2 ] [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Родословная
[ редактировать ]Иясу I, выходец из Амхары , был сыном императора Йоханнеса I от его жены Саблы Вангель. [ 1 ] [ 4 ]
Братьями и сестрами Иясу были братья Йостос, Тевофлос и Геладевос, а также сестры Амлакавит и Элени . [ 5 ]
Восхождение на трон
[ редактировать ]После смерти старшего брата Йостоса в июне 1676 года Иясу унаследовал наместничество над Семиеном . В 1677–1678 сопровождал отца в военном походе на область Ласты . [ 2 ]
Иясу поссорился со своим отцом в 1681 году, и, согласно хроникам, принц и его последователи пересекли Голубой Нил и нашли убежище в районах, контролируемых язычниками. В месте под названием Бете Валато, на территории, оккупированной оромо, Иясу встретил большое количество бывших подданных своего отца, кордидас , в основном группу амхара , которые хотели освободиться от правления оромо и вернуться к христианству, религии своих предков. Группа заставила Иясу пообещать им, что если и когда он взойдет на трон, он поможет им достичь этой цели. Вскоре после этого Иясу помирился со своим отцом. [ 2 ] [ 6 ]
15 июля [ примечание 1 ] В 1682 году больной император Йоханнес I сделал Иясу своим преемником. Высокопоставленными лицами, свидетелями Йоханнеса I, окончательного провозглашения были Канаферо и За-Вальд (оба Аззаз [ примечание 2 ] ), баша Лесана Крестос , блаттенгета Акала Крестос , дежазмача Анестасий . и Дельба Иясус , фитаврари Фессеха Крестос и другие [ 7 ]
Йоханнес I умер 19 июля 1682 года, и на трон взошел Иясу вместе с серагом масаре. [ примечание 3 ] Малкеа Крестос надевает корону на голову. Цехафи Таэзаза из Хаварья Крестос и Вальда Хайманот разослали запечатанные письма в различные страны, чтобы объявить о смерти Йоханнеса I и о начале правления его сына Иясу I. [ 2 ] [ 10 ]
Административные реформы
[ редактировать ]Его правление примечательно вниманием, которое он уделял управлению, проведя большое количество соборов для решения богословских и церковных вопросов (первый в 1684 году на общественной площади Гондэра ), государственных вопросов и провозглашения законов.
В конце 17 века Иясу I основал Лева ; первые отдельные вооруженные силы с полицейскими функциями. В его обязанности входило обеспечение общественного порядка в городах и на дорогах. [ 11 ]
В 1698 году, после сообщений о вымогательствах, которым подвергались купцы, Иясу I вновь подтвердил свой контроль над растущим беззаконием в провинции Тыграй . В ноябре Иясу I вызвал вождей Тыграя и допросил их о налогах, взимаемых тогда на таможенных постах (также известных как система Келла ). [ примечание 4 ] . Это привело к снижению налогов и освобождению от налогов мелких торговцев, что стимулировало торговлю. Монарх заявил, что у любого, кто попытается обложить их налогом, будет конфисковано имущество и наказано смертью. Иясу I приказал герольду объявить вождей и местонахождение всех Тыграй Келлы и записать их в королевскую хронику. [ 12 ] [ 13 ]
Военные кампании и конфликты
[ редактировать ]Альянсы
[ редактировать ]Иясу I усиливает свой контроль над своими южными владениями посредством союза с двумя влиятельными военачальниками Амхары , Деметросом из Мерхабете и Негаси из Менца . Приняв сюзеренитет своего северного монарха, Деметрос получил старый императорский титул Сахафе Лам , а Негаси был удостоен чести в Гондаре с помпой и торжественностью, получая подарки от Императора. [ 14 ] [ 15 ]
Именно во время его правления отдельные оромо впервые нашли службу при императорском дворе. В 1704 году Иясу I поселил различные группы оромо, которые приняли амхара культуру , приняли амхарский язык и обратились в христианство, такие как гаве, на северном берегу абая, в качестве оплота против нападений других враждебных оромо, живущих к югу от абая. [ 16 ] [ 17 ]
Несколько этнических групп, страдавших от преследований и набегов на оккупированных территориях оромо, от кордидас амхара в 1681 году до талатасов в 1695 году, присоединились к правительству Иясу в надежде заручиться помощью монарха. В 1689 году армянский торговый агент Иясу Ходжа Мурад сообщил голландцам в Батавии , что король Хадии «по своей собственной воле подчинился правлению Абиссинии » после поражений и давления со стороны Оромоса. Вождь Хадии «вместе со всем своим народом» «принял христианскую религию» и женился на «некой принцессе из династии абиссинских императоров». [ 6 ] [ 18 ]
У Иясу I также был отдельный эскадрон солдат Бета -Исраэль и подразделений Веллага. [ примечание 5 ] солдат под его командованием. [ 19 ] [ 20 ]
Конфликты
[ редактировать ]На втором году своего правления он противостоял вторжению валло оромо в Амхару , разбив их при Мелка-Шимфе . [ 21 ]
Кампания против Вечалесов и Волло
[ редактировать ]В 1684 году Иясу отправил разведчиков в районы, находящиеся под контролем Оромоса. Разведчики, вернувшиеся из провинции Волло, сообщили Иясу. Император, посоветовавшись со своими советниками, решил отправиться в Волло. Однако прежде чем сделать это, он послал своего командира Раса Анестасьоса противостоять другой близлежащей группе оромо, Вечалес , которая жила к западу от Волло. Затем Иясу предпринял свой главный удар по оромо, живущим в Волло, которые были настолько напуганы судьбой Вечале и так боялись пройти через горящие поля последних, что не смогли оказать никакого сопротивления. Император разграбил их территорию, убил многих солдат и захватил много женщин и большие стада крупного рогатого скота. [ 6 ]
После того, как Кегназмах Вале из Дамота и Табдан Отшельник провозгласили Йешака императором на четвертом году его правления (1685 г.), Иясу быстро подавил это восстание и захватил Йешак, затем подождал год, прежде чем отправиться за пределы южного Годжама в карательную экспедицию против агавов , которые поддерживали повстанцы. [ 22 ]
В 1688 году он возглавил кампанию в Дере , проходя через Воремо, против восстания в стране Тулама. Лидер восстания, уроженец Дебре Верка, был схвачен после генерального боя в узком ущелье и осужден церковным трибуналом. [ 23 ]
Экспедиция против Гизы, Горси и Вамбарии
[ редактировать ]Иясу совершил свою первую экспедицию против Шанкеллы в 1688 году, когда, продвигаясь через Метекель , он напал на «город Шанкелла» в Гизе. Он поджег его, убил многих его жителей и увел немало рабов, помимо многочисленного скота. Он направился в Горси, еще один «город Шанкелла», где также захватил множество рабов мужского и женского пола. [ 24 ]
Он продвинулся рядом с тем, что в хрониках называется «мятежной страной» Вамбарией , которая бросила вызов трем предыдущим правителям, Сусениосу , Фасилидесу и Йоханнесу I. Убив двоих врагов, одного из винтовки, а другого копьем, Иясу, как сообщается, вызвал дальнейшие разрушения, убив многих своих противников и забрав огромную добычу. Затем он переправился через реку Дура, где шанкелла, увидев численность своих войск и количество огнестрельного оружия, бежали и «исчезли, как дым». [ 24 ]
Обещание короля
[ редактировать ]В 1689 году Иясу выполнил обещание, данное Кордидам , еще будучи принцем много лет назад. Кордиды страдали под правлением Оромо и умоляли тогдашнего принца помочь им вернуться в христианское лоно, как только он станет императором. Это произошло, когда он двинулся на юг, в Дару, где взял в плен многих туламо-оромос. Затем он освободил кордидов, не менее ста тысяч из которых, как сообщается, в сопровождении своих женщин и детей вошли в его лагерь с песнями и танцами от радости. Эта цифра, если она верна, была поистине огромной, учитывая небольшую численность населения страны в то время. [ 6 ]
В 1692 году король предпринял экспедицию в долину реки Мареб , против Дубани, или Нары , в современной Гаш-Барке . При звуке ружейного выстрела соплеменники испугались и обратились в бегство. [ 25 ]
В 1704 году император Иясу I провел кампанию к югу от Абая в королевстве Эннарея , где столкнулся с гражданской войной между двумя претендентами на престол. [ 26 ]
Его королевская хроника [ 27 ] рассказывает, как, когда османский наиб Массауа . попытался обложить налогом товары Иясу, прибывшие в Массауа, он ответил блокадой этого островного города, пока наиб не уступил
Зарубежные контакты
[ редактировать ]Соломон Гетахун отмечает, что «в отличие от своих непосредственных предшественников, срок полномочий Иясу был отмечен попытками установить дипломатические отношения с христианскими монархиями, такими как Людовик XIV во Франции , и эфиопские делегаты были отправлены в зарубежные страны». [ 28 ]
В 1689 году посольство во главе с армянином по имени Мурад было отправлено в Батавию, Голландская Ост-Индия . Одним из преимуществ этих усилий было то, что император Иясу получил колокол от Йоханнеса Кампейса , губернатора Голландской Ост-Индии , который затем был подарен церкви Дебре Берхан Селассие в Гондэре. [ 29 ]
Это также привело к визиту французского врача Шарля Жака Понсе , который отправился в Империю, чтобы лечить Иясу и одного из его сыновей. Понсе прибыл в Гондэр 21 июля 1699 года и оставался там до сентября 1700 года. Понсе опубликовал отчет о своем визите в Париж в 1704 году, который включал его личное впечатление об Иясу Великом:
- Хотя ему не больше сорока лет, но у него уже есть немало проблем. У него восемь принцев и три принцессы. Император обладает великими качествами — проницательным гением, милым и приветливым юмором и ростом героя. Он самый красивый мужчина, которого я видел в Эфиопии. Он любитель любопытных искусств и наук, но его главная страсть — война. Он храбр и неустрашим в битвах и всегда во главе своих войск. У него необыкновенная любовь к справедливости, которую он вершит своим подданным с большой точностью; но хотя он не любит крови, он не без неохоты приговаривает преступника [на смерть]. Такие выдающиеся качества заставляют его одинаково бояться и любить его подданные, которые уважают его даже до обожания. [ 30 ]
Смерть
[ редактировать ]Смерть наложницы
[ редактировать ]В 1705 году, когда он вел кампанию в Эннарее против оромо. Иясу узнал, что его любимая наложница Кедесте Кристос страдает от ужасной болезни, отказался от своей кампании и вернулся в Годжам , где нашел ее уже мертвой. Пораженный горем, он удалился на остров на озере Тана . [ 32 ]
Убийство Иясу
[ редактировать ]В 1706 году при поддержке коварной наложницы Малакотавит некоторые чиновники утверждали, что он отрекся от престола, и короновали своего сына Текле Хайманота императором. По некоторым сведениям, это не входило в намерения Иясу, и он двинулся из своего жилища на озере Тана в сторону Гондэра, чтобы выразить протест против этого; в любом случае, за это время он заболел и был убит по приказу Текле Хайманота своими дядями по материнской линии, Дерменом и Павлосом . [ 33 ]
Последствия
[ редактировать ]Смерть Иясу вызвала большое беспокойство в столице, особенно среди священников Дебре Берхана Селассие, которые открыто продемонстрировали им свои дары и в течение месяца оплакивали своего умершего монарха. [ 34 ] Брюс пишет, что Иясу был похоронен на острове Митраха , где ему показали тело Иясу, похороненное среди «тел всех его предков». [ 35 ]
Как только его брат Тевофлос стал императором, он инициировал канонизацию Иясу.
Наследие
[ редактировать ]Последствия для Королевства
[ редактировать ]Политическая история Гондара после убийства Иясу I представляет собой довольно устойчивый упадок. Власть монархии была ослаблена частыми государственными переворотами: за полтора столетия между Иясу I и Теодросом II было свергнуто не менее двадцати пяти императоров . [ 36 ]
Семья
[ редактировать ]Супруга и наложницы
[ редактировать ]В сентябре 1683 года Иясу женился на Валатте Сейоне , уроженке северного региона Хамасиен , расположенного на территории современной Эритреи . У них родились сын и дочь. Валатта Сейон умерла в мае 1693 года. Она была единственной женой Иясу по браку. [ 2 ] [ 5 ]
Многочисленные отпрыски Иясу (в том числе четверо его сыновей, ставших императорами) были детьми его наложниц. Один из них, Малакотавит, был одним из главных соучастников отречения Иясу, а затем и его убийства. Император Тевофлос приказал привлечь к ответственности всех, кто участвовал в заговоре против Иясу, его брата. 13 октября 1708 года Малакотавит и ее братья ( Дермен и Павлос ) были казнены. [ 5 ] [ 33 ]
Любимой наложницей Иисуса был Святой Христос ; [ примечание 6 ] от которого у него было пятеро детей. Кеддеста был уроженцем Бахрканта , поселения недалеко от берега озера Тана . Причина ее смерти (либо убита, либо скончалась от болезни) в 1705 году источники оспаривают. Однако это был поворотный момент в жизни Иясу и предвестник событий, которые привели к его отречению, а затем и убийству. [ 5 ] [ 32 ] [ 37 ]
Другая наложница, упомянутая в источниках, - Марьямавит. [ примечание 7 ] мать императора Бакаффы . [ 2 ]
Потомки
[ редактировать ]- Фасиладес был первенцем Иясу от его официальной жены Валатты Сейон . Принц был первым наследником Иясу и получил тезку своего прадеда императора Фасилидеса . Князь умер преждевременно в 1700 году.
- Валатта Руфаэль была его дочерью от жены Валатты Сейон.
- Император Текле Хайманот I был сыном Иясу от его наложницы; Малакотавит , который позже побудил его захватить власть у своего отца в 1706 году. Кратковременное правление Текле Хайманота закончилось весной 1708 года, когда он был убит во время охотничьей экспедиции.
- Император Давит III был его сыном от Кеддесты Крестос . Иясу, похоже, позже отдал предпочтение своему сыну Давиту и где-то между 1698-1699 годами заставил его покинуть королевскую тюрьму Вени , горную крепость, где содержались все кандидаты в наследники престола. С этого времени его сопровождал Давит. Давит правил с 1716 по 1721 год как император.
- Император Иоанн II был его сыном от Кеддесты Христа. Иоанн ненадолго вступил на престол в
- Джонатан был его третьим сыном от Кеддесты Крестос.
- Император Бакаффа был сыном Марьямавита , Бакаффа сменил своего сводного брата Давита и правил с 1721 по 1730 год.
- Йостос был седьмым сыном Иясу, мать неизвестна. Его потомок Иясу IV ненадолго взошел на трон в начале 1830-х годов, хотя и в качестве номинального главы.
- Мать Иясу, Валатта Селассие, неизвестна.
- Валатта Исраэль была третьей дочерью Иясу, мать неизвестна. Ее сыном был Геразмах Иясу, второй муж императрицы Ментеваб .
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Источник сообщает, что 15-е число Хамле. [ 7 ] это 15 июля, см. в эфиопском календаре . дополнительную информацию
- ^ Аззаз - общий термин для обозначения гражданского администратора. В гондаринскую эпоху 17 века этот термин был обычным для чиновников, в обязанности которых входило наблюдение за выполнением повседневных дел в различных департаментах королевского двора. Всех таких вождей называли Аззаз , с некоторыми дополнениями к этому титулу, указывающими на их особую функцию. [ 8 ]
- ↑ Сераг Масаре был одним из высших официальных придворных титулов. В эпоху Гондарина сераг масаре был дворцовым чиновником, который отвечал за деятельность, включая планирование, проведение и руководство церемониальными мероприятиями для посещения глав регионов и глав монастырей и приходов, а также координацию логистики визитов. Он организовал маршруты для иностранных высокопоставленных лиц, посещающих Эфиопию, и сопровождал императора во всех официальных поездках. Во время коронации сераг масаре принимал участие в коронационных ритуалах, предлагая митрополиту масло и возлагая на нового императора корону и царские облачения. [ 9 ]
- ^ Келла — таможенный пост, контрольно-пропускной пункт или пункт взимания платы за проезд. Система Келла сыграла важную роль в сборе налогов в феодальной Эфиопии. [ 12 ]
- ^ Веллаг называл полукастовых потомков горных эфиопов (или абиссинцев ) шанкеллами западных низменностей. Подразделения солдат Веллага впервые упоминаются в 1689 году, когда они служили под командованием короля Иясу I в военной кампании. [ 19 ]
- ^ Кеддеста Христос [ 2 ] [ 32 ] в различных источниках также пишется как Кедесте Крестос. [ 5 ]
- ^ Марьямавит [ 2 ] в различных источниках также называется Мамит. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бадж, Эрнест Альфред Уоллис (2014). История Эфиопии: Том II (Возрождение Рутледжа): Нубия и Абиссиния . Рутледж. стр. 408–424. ISBN 9781317648970 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Улиг, Зигберт; Бауси, Алессандро, ред. (2003). Эфиопская энциклопедия: He-N . Висбаден. стр. 249–250. ISBN 9783447056076 . OCLC 921905105 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Панкхерст, Ричард (2001). Эфиопы: История . Уайли. стр. 110–111, 113–116 и 119. ISBN. 9780631224938 .
- ^ Левин, Дональд Натан (1972). Воск и золото: традиции и инновации в эфиопской культуре . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 23. ISBN 0226475638 . OCLC 1036909730 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Монтгомери-Массингберд, Хью (1980). «Императорский дом Эфиопии». Королевские семьи мира Берка: 2. Том . Лондон: Пэрство Берка. п. 46. ИСБН 9780850110296 . OCLC 1015115240 .
- ^ Jump up to: а б с д Панкхерст, Ричард (1997). Эфиопское пограничье: очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Пресса Красного моря. стр. 309–312. ISBN 9780932415196 .
- ^ Jump up to: а б Алаф Сагад, Зенаху ла негус негаст (1955). Анналы Иоаннис I, Иясу I, Бакаффа . Лувен Л. Дюрбек. п. 60. OCLC 1244212657 .
15-го числа Гамле царь отдыхал от скорбей мира сего преходящего, на рассвете воскресного дня - Евангелист Марк - лиан мира 7:75. В тот же день присутствовавшие там должностные лица, а именно блатценгета Акала Крестос, да-Баз мас Анестасиос, 1 азай За-Вальд, азаз Канаферо, грац-маг Текуре; фитаврари Фессеха Крестос (Б. Гийоргис), дагазман Дилба Иясус, баса Лесана Крестос с аза и ликом правого и левого провозгласили своего сына Иясу царем, как это предусмотрено положениями закона царствовать.
[15-го числа Гамле царь остался от скорбей мира сего преходящего, на рассвете, в воскресенье — Евангелист Марк — связь мира 7:75. В тот же день присутствовавшие там должностные лица, а именно блатценгета Акала Крестос, да-Баз мас Анестасьос, 1 азай За-Вальд, азаз Канаферо, грац-маг Текуре; фитаврари Фессеха Крестос (Б: Гиоргис), дагазман Дилба Иясус, баса Лесана Крестос с аза и ликом правого и левого провозгласил своего сына Иясу царем, как это предполагает использование положений закона правления .] - ^ Улиг, Зигберт; Бауси, Алессандро; Йимам, Байе; Крамми, Дональд; Гольденберг, Гидеон, ред. (2003). Эфиопская энциклопедия: AC . Висбаден: Харрасовиц. п. 422. ИСБН 9783447047463 . OCLC 722894586 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Улиг, Зигберт; Бауси, Алессандро; Йимам, Бай (2010). Энциклопедия Эфиопии: OX Висбаден: Издательство Harrassowitz. стр. 100-1 630–631. ISBN 978-3-447-06246-6 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Алаф Сагад, Зенаху ла негус негативный (1955). Анналы Иоаннис I, Иясу I, Бакаффа . Лувен Л. Дюрбек. OCLC 1244212657 . стр. 60–61:
сераг масаре Малкеа Крестос возложил корону на его голову; Ланаи Хавария Крестос и азаи Вальда Хайманот, которые были сахафе те'заз, разослали запечатанные письма в различные страны, чтобы объявить, что его отец Оханнес умер и что его сын правил вместо него. Ни в столице, ни в деревне тогда не было никаких волнений и смятений; но повсюду, как и прежде, царило спокойствие, покой и мир.
[Сераг масаре Малкеа Крестос возложил корону на свою голову; Ланаи Хаварья Крестос и азаи Вальда Хайманот, которые были сахафе те'заз, разослали запечатанные письма в различные страны, чтобы объявить, что его отец Оханнес умер и что его сын правил вместо него. Ни в столице, ни в деревне тогда не было ни волнений, ни смятения; но повсюду, как и прежде, царило спокойствие, покой и мир.] - ^ Улиг, Зигберт; Бауси, Алессандро; Йимам, Бай (2010). Энциклопедия Эфиопии: OX Висбаден: Издательство Harrassowitz. п. 165. ИСБН 978-3-447-06246-6 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Улиг, Зигберт; Бауси, Алессандро, ред. (2003). Эфиопская энциклопедия: He-N . Висбаден. стр. 379–380. ISBN 9783447056076 . OCLC 921905105 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хантингфорд, GWB (2017). «История Высокой Эфиопии или Абассии» Маноэля де Алмейды вместе с «Историей галлы» Бахрея . Тейлор и Фрэнсис. п. 135. ИСБН 9781317052715 .
- ^ Улиг, Зигберт; Бауси, Алессандро; Йимам, Бай (2010). Энциклопедия Эфиопии: OX Висбаден: Издательство Harrassowitz. п. 460. ИСБН 978-3-447-06246-6 .
- ^ Маркус, Гарольд Дж. (1995). «Первые двадцать два года: 1844–1866». Жизнь и времена Менелика II: Эфиопия, 1844–1913 гг . Лоуренсвилл: Red Sea Press. п. 8. ISBN 9781569020104 . OCLC 31754650 .
- ^ Улиг, Зигберт; Бауси, Алессандро; Йимам, Бай, ред. (2003). Эфиопская энциклопедия: Д-Ха . Висбаден: Харрасовиц. п. 79. ИСБН 9783447052382 .
- ^ Улиг, Зигберт; Бауси, Алессандро; Йимам, Бай, ред. (2003). Эфиопская энциклопедия: Д-Ха . Висбаден: Харрасовиц. п. 715. ИСБН 9783447052382 .
- ^ Панкхерст, Ричард (1997). Эфиопское пограничье: Очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Пресса Красного моря. стр. 333–334. ISBN 9780932415196 .
- ^ Jump up to: а б Улиг, Зигберт; Бауси, Алессандро; Йимам, Бай (2010). Энциклопедия Эфиопии: OX Висбаден: Издательство Harrassowitz. п. 1179. ИСБН 978-3-447-06246-6 .
- ^ Улиг, Зигберт; Бауси, Алессандро; Йимам, Бай, ред. (2003). Эфиопская энциклопедия: Д-Ха . Висбаден: Харрасовиц. п. 843. ИСБН 9783447052382 .
- ^ Брюс, Путешествия , том. 3 стр. 454f
- ^ Брюс, Путешествия , том. 3 стр. 456–460
- ^ Бадж, Э.А. Уоллис (1 августа 2014 г.). История Эфиопии: Том II (Возрождение Рутледжа): Нубия и Абиссиния . Рутледж. ISBN 978-1-317-64897-0 .
- ^ Jump up to: а б Панкхерст, Ричард (1997). Эфиопское пограничье: Очерки региональной истории с древнейших времен до конца XVIII века . Пресса Красного моря. стр. 357–360. ISBN 9780932415196 .
- ^ Бадж, Э.А. Уоллис (1 августа 2014 г.). История Эфиопии: Том II (Возрождение Рутледжа): Нубия и Абиссиния . Рутледж. ISBN 978-1-317-64897-0 .
- ^ Хасен Мохаммед, Оромо Эфиопии: История Эфиопии 1570-1860 гг.,
- ^ Частично переведено Ричардом К. П. Панкхерстом в «Эфиопских королевских хрониках» . Аддис-Абеба: Издательство Оксфордского университета, 1967.
- ^ Соломон Гетахун, История города Гондэр (Трентон: Red Sea Press, 2005), стр. 7
- ^ Ричард Панкхерст, Участие армян в эфиопско-азиатской торговле с 16 по 18 века , с. 119-147, https://books.openedition.org/editionsmsh/11382.
- ^ Уильям Фостер, редактор журнала «Красное море и прилегающие страны» (Лондон, Hakluyt Society , 1949), стр. 130f. Перевод представляет собой анонимный труд, напечатанный в 1709 году; глоссы, указанные в квадратных скобках, принадлежат Фостеру.
- ^ ИАСУ I Автор: Anon Контейнер: www.pravenc.ru URL: https://www.pravenc.ru/text/1237987.html
- ^ Jump up to: а б с Офосу-Аппиа, Л.Х. (1977). Словарь африканской биографии . Нью-Йорк: Справочные публикации. стр. 89–90. ISBN 9780917256011 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б Улиг, Зигберт; Бауси, Алессандро, ред. (2003). Эфиопская энциклопедия: He-N . Висбаден. стр. 690–691. ISBN 9783447056076 . OCLC 921905105 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ричард П.К. Панкхерст, История эфиопских городов (Висбаден: Franz Steiner Verlag, 1982), стр. 142f
- ^ Брюс, Путешествия , том. 3 стр. 528f
- ^ Левин, Дональд Натан (1972). Воск и золото: традиции и инновации в эфиопской культуре . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 24. ISBN 0226475638 . OCLC 1036909730 .
- ^ Улиг, Зигберт; Бауси, Алессандро; Йимам, Бай (2010). Энциклопедия Эфиопии: OX Висбаден: Издательство Harrassowitz. п. 283. ИСБН 978-3-447-06246-6 .