Шум и вибрация на морских судах
На морских судах шум и вибрация не одинаковы, но имеют одно и то же происхождение и принимают разные формы. Методы решения соответствующих проблем в определенной степени аналогичны: большинство проблем с судовым шумом уменьшаются за счет контроля вибрации.
Источники
[ редактировать ]Основными производителями механически создаваемого шума и вибрации являются двигатели, но существуют и другие источники, такие как кондиционирование воздуха, валопровод, погрузочно-разгрузочное и контрольное оборудование, а также швартовые механизмы.
Дизельные двигатели
[ редактировать ]Если смотреть на суда с дизельным двигателем, то видно, что двигатели создают большие ускорения, которые распространяются от основания двигателя по всему кораблю. В большинстве отсеков этот тип вибрации обычно проявляется в виде слышимого шума. Проблема с дизелями заключается в том, что для данного размера на цилиндр вырабатывается фиксированное количество мощности. Чтобы увеличить мощность, необходимо добавить цилиндры, но при добавлении цилиндров необходимо удлинить коленчатый вал , и после очень ограниченного количества добавлений удлиненный коленчатый вал начинает изгибаться и вибрировать сам по себе. Это приводит к увеличению распространения вибраций по всей конструкции корабля. Вибрацию коленчатого вала можно уменьшить с помощью гармонического балансира .
Электрические двигатели
[ редактировать ]На крупных судах иногда используются электрические гребные двигатели, при этом электроэнергия обеспечивается дизельным генератором. Шум и вибрация электродвигателей , помимо механических и аэродинамических источников, включают в себя электромагнитный источник, обусловленный электромагнитными силами, который отвечает за «воющий шум» двигателя.
Турбины
[ редактировать ]С другой стороны, паровые и газовые турбины , когда они новые и/или находятся в хорошем состоянии, сами по себе не создают чрезмерной вибрации, пока лопатки турбины находятся в идеальном состоянии и вращаются в плавном потоке газа. Но через некоторое время появляются микроскопические дефекты, в результате которых на поверхности воздухозаборника и лопастей появляются небольшие ямки, которые создают завихрения в потоке газа, что приводит к снижению производительности и вибрации. Уровни вибрации могут меняться в зависимости от условий нагрузки или при выполнении маневра.
Другие источники
[ редактировать ]Помимо механических вибраций, другие источники вызваны движением моря, ударами судна о волны и глубиной воды, и это лишь некоторые из них. Основная проблема здесь в том, что они менее управляемы.
Взаимодействие двигателя и коробки передач обычно является источником шума и вибраций. Здесь могут быть установлены высокоэластичные муфты между двигателем и коробкой передач. Муфты этого типа используются из-за их низкой жесткости на кручение. [1]
Пределы воздействия
[ редактировать ]Воздействие шума и вибрации регулируется, а пределы для морских судов приведены в стандарте ISO 6954: «Руководство по допустимым механическим вибрациям на борту морских судов для защиты персонала и экипажа».
Поскольку в разных странах действуют разные правила шума, Международная морская организация (гаго) устанавливает некоторые стандарты для судов. В таблице ниже приведены некоторые сравнения предпочтительных максимальных уровней шума на борту судов и уровней на берегу.
Область | Предел шума (дБ) | Предел шума IMO (дБ) |
---|---|---|
мастерская | 70 | 85 |
кухня | 60 | 75 |
диспетчерские | 55 | 75 |
офисы | 55 | 65 |
столовые | 55 | 65 |
спальная зона | 45 | 60 |
Контроль шума и вибрации
[ редактировать ]Шум, создаваемый на борту кораблей и подводных лодок, может иметь далеко идущие последствия для способности судна работать безопасно и эффективно. Военные суда, в частности, должны вести себя тихо, чтобы избежать обнаружения гидролокатором , поэтому для ограничения шумовой сигнатуры судна использовалось множество методов. Таким образом, контроль шума является мерой защиты, особенно для подводных лодок .
Профилактика
[ редактировать ]За столом проектирования корабельный архитектор делает необходимый выбор в отношении конструкции корабля, чтобы добиться оптимизации конструкции с точки зрения контроля шума и вибрации. Принимаются решения относительно двигателя и вала, какие инструменты и материалы можно использовать для снижения шума и вибраций по всему судну и как лучше всего это реализовать. Передовые компьютерные технологии пытаются моделировать эти вибрации в различных условиях корабля, чтобы получить представление о слабых местах. Генерируемые вибрации также сравниваются с собственными частотами различных частей/секций, и в конструкцию можно внести изменения. На борту шум распространяется через конструкцию (в основном низкие частоты), а не через воздух, поэтому изоляции машинного отделения недостаточно, чтобы избежать распространения шума по лодке. [2]
Контроль у источника
[ редактировать ]Для контроля механических колебаний в месте их возникновения могут быть установлены изолирующая арматура, упругие крепления двигателей, упругие держатели труб или демпферы. Они будут поглощать часть вибраций (и шума), производимых машинами.Чтобы контролировать электромагнитные вибрации в источнике, перекос электродвигателя или выбор лучшей комбинации паза/полюса. [3] позволит уменьшить гармоники электромагнитных сил или избежать резонансов между магнитными силами и структурными режимами электродвигателя.
В мегаяхтах двигатели и генераторы издают нежелательный шум и вибрацию. Решением этой проблемы является двойная эластичная подвеска, в которой двигатель и генератор установлены с виброгасителями на общей раме. Затем он упруго крепится между общей рамой и корпусом. В то время как на мегаяхтах требованием является комфорт экипажа и пассажиров, на других объектах, например, на кораблях ВМФ, требования предполагают, что двигатели или генераторы должны работать при определенных ударных нагрузках. Для этого на судах устанавливаются двойные упругие подвески, а между агрегатом и базовой рамой устанавливаются опоры с большим прогибом. Предварительно инженеры рассчитывают крутильные колебания или степень свободы 6/12, чтобы гарантировать оптимальное сочетание муфт и креплений. [4]
Обслуживание
[ редактировать ]Регулярное техническое обслуживание будет иметь большое влияние на работу инструментов и машин. Смазка соединений, затягивание болтов, хорошее выравнивание кормового контура судна, регулировка переменных по еженедельному и ежемесячному графику являются наиболее эффективными способами контроля шума и вибрации.
Ссылки
[ редактировать ]- Технические документы Регистра Ллойда; Судовая вибрация и шум: некоторые актуальные аспекты Дж. С. Карлтона и Д. Влашича
- Международная морская организация
- Специфический
- ^ Зейлер, Робин. «Дизельные и газовые турбины во всем мире, весна 2020 г. | При поддержке Pocketmags» . digimag.dieselgasturbine.com . п. 40 . Проверено 30 мая 2021 г.
- ^ «Вулкан: секрет создания тишины на борту яхт» . Журнал «Лодки» ISP . 13 января 2018 г. Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Ж. Ле Беснере, В. Ланфранчи, М. Хекке и П. Броше, «Оптимальные номера слотов для снижения магнитного шума в асинхронных двигателях с регулируемой скоростью», в IEEE Transactions on Magnetics, vol. 45, нет. 8, стр. 3131–3136, август 2009 г.дои: 10.1109/TMAG.2009.2020736
- ^ Решения для генераторных установок (PDF) . 2020. стр. 19–20.