Разоблачение Христа
Разоблачение Христа | |
---|---|
Английский : Грабеж | |
Художник | Эль Греко |
Год | 1577–1579 |
Середина | холст, масло |
Размеры | 285 см × 173 см (112 × 68 дюймов) |
Расположение | Ризница Толедского собора |
Разоблачение Христа или El Expolio ( лат . Exspolĭum ) — картина Эль Греко, начатая летом 1577 года и завершенная весной 1579 года для главного алтаря ризницы собора Толедо , где она обычно висит до сих пор. В конце 2013 года он находился на временной выставке в Прадо в Мадриде (вместе с другими Эль Греко) после периода работ по уборке и консервации; его вернули в Толедо в 2014 году. Это одно из Эль Греко . самых известных произведений [ 1 ] Документ от 2 июля 1577 года, в котором упоминается эта картина, является самым ранним свидетельством присутствия Эль Греко в Испании. Заказ на картину был обеспечен благодаря дружбе Эль Греко из Рима с Луисом, сыном Диего де Кастилья , настоятеля собора Толедо. Де Кастилья-старший также организовал другой крупный заказ Эль Греко, над которым он работал одновременно, — картины для Толеданской церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо . [ 2 ]
Описание
[ редактировать ]На картине изображен Христос, смотрящий на небо с выражением безмятежности; Его идеализированная фигура кажется отделенной от других людей и окружающего его насилия. [ 3 ] Фигура, одетая в черное на заднем плане, обвиняюще указывает на Христа, а двое других спорят о том, кому достанется Его одежда. Мужчина в зеленом слева от Христа крепко держит Его веревкой и собирается сорвать с Него одежду, готовясь к распятию . В правом нижнем углу человек в желтом склоняется над крестом и просверливает отверстие, чтобы можно было вбить гвоздь в ноги Христа. Сияющий лик Спасителя яростно соседствует с грубыми фигурами палачей, собравшихся вокруг Него, создавая впечатление беспокойства своими движениями, жестами и копьями. [ 4 ]
Христос облачен в ярко-красную одежду; именно на этой красной тунике Эль Греко сосредоточил всю выразительную силу своего искусства. Пурпурное одеяние (метонимический символ божественной страсти) распростерто легкой складкой; только хроматическая пара желтого и синего на переднем плане поднимает отдельную ноту, по силе приближающуюся к прославляющему гимну красного цвета. [ 4 ]
На левом переднем плане три Марии с тревогой созерцают эту сцену. Против их присутствия возражали власти собора, поскольку они не упоминаются как присутствующие на данный момент в Евангелиях. Греко, вероятно, взял эту деталь, а также некоторые другие, такие как веревка на запястьях Христа, из описания святого Бонавентуры в «Размышлениях Иисуса Христа» о Страстях . [ 5 ] На размещение мучителей выше главы Христа также ссылались комиссары собора в арбитражном процессе по поводу цены. [ 3 ]
Построив композицию вертикально и компактно на переднем плане, Эль Греко, видимо, руководствовался желанием показать угнетение Христа его жестокими мучителями. Фигура Христа, крепкая, высокая и спокойная, доминирует в центре композиции, построенной вертикально, как стена. [ 4 ] Эль Греко выбрал метод устранения пространства, общий для маньеристов середины и конца 16 века . По словам Гарольда Уэти , Эль Греко «вероятно, вспомнил поздние византийские картины, в которых наложение голов ряд за рядом используется, чтобы создать впечатление толпы». [ 6 ]
Критический анализ
[ редактировать ]Мы рассматриваем картину как «шедевр необычайной оригинальности». [ 6 ] Мощный эффект картины особенно зависит от оригинального и сильного использования цвета. эффект величественных образов Спасителя в византийском искусстве Кое-что напоминает ; к тому времени раздевание было редкой темой в западном искусстве. [ 7 ] Мотив толпящегося вокруг Христа предполагает знакомство с произведениями северных художников, таких как Босх (лучшее собрание произведений которого принадлежало Филиппу II); фигура, готовящая Крест , могла быть заимствована из аналогичной наклонившейся вперед фигуры на на гобелене Рафаэля и карикатуре «Чудесный улов рыбы», которую он знал по Риму. Однако это последний раз, когда появляются намеки на конкретные заимствования. Оригинальный алтарь из позолоченного дерева, который Эль Греко спроектировал для картины, был разрушен, но его небольшая скульптурная группа « Чудо святого Ильдефонсо» до сих пор сохранилась в нижней центральной части рамы. [ 6 ]
Арбитраж
[ редактировать ]«Разоблачение Христа» было предметом спора между художником и представителями собора относительно цены работы; Эль Греко был вынужден прибегнуть к юридическому арбитражу и в конце концов получил только 350 дукатов, тогда как его собственный оценщик оценил их в 950. Он также должен был убрать некоторые из оспариваемых цифр, чего он так и не сделал. [ 8 ]
Варианты
[ редактировать ]Несмотря на жалобы комиссаров собора, картина имела огромный успех; на данный момент известно более 17 вариантов картины. [ 3 ] Принято считать, что две сильно уменьшенные версии принадлежат самому Эль Греко; возможно, это был эскизный рисунок маслом или, что более вероятно, студийная запись композиции. Другие версии реплик также могут быть полностью или частично созданы самим мастером. [ 9 ] Автограф или студийная копия 1581–1586 годов хранится в Музее изящных искусств Лиона с 1886 года.
Вариант работы около 1600 года находится в Национальной галерее в Осло , Норвегия — его приписывают художнику. [ 10 ] Другая картина в Старой пинакотеке в Мюнхене, как полагают, представляет собой подготовительный эскиз автографа к основной работе.
Версия также выставлена в Аптон-Хаусе в Уорикшире, Англия.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ М. Ламбраки-Плака, Эль Греко-Грек , стр. 43–44.
- ^ Браун, с. 95
- ^ Jump up to: а б с М. Тазартес, Эль Греко , с. 100
- ^ Jump up to: а б с М. Ламбраки-Плака, Эль Греко-Грек , с. 53.
- ^ Браун соч. цит. п. 232.
- ^ Jump up to: а б с «Я грек, Эл». энциклопедия Британская 2002 г.
- ^ Браун соч. цитата стр. 232.
- ^ Браун соч. цит. стр. 95–97.
- ^ Браун соч. цит. стр. 232–233.
- ^ «Вход в каталог» .
Источники
[ редактировать ]- Браун, Джонатан (редактор) (1982). «Эль Греко и Толедо», Эль Греко Толедо (каталог). Маленький Браун. ISBN 978-0-8212-1506-7
- Кларк, Кеннет. Рассматривание картинок . Нью-Йорк: Холт Райнхарт и Уинстон, 1960 год.