Жуан-ду-Риу
Жоау Паулу Эмилиу Кристован душ Сантуш Коэльо Баррето | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Рио-де-Жанейро , Рио-де-Жанейро, Бразилия | 5 августа 1881 г.
Умер | 23 июня 1921 г. Рио-де-Жанейро | ( 39 лет
Псевдоним | Жуан-ду-Риу |
Занятие | Журналист, драматург, издатель |
Национальность | Бразильский |
Жанр | Вымысел |
Жоао ду Риу — псевдоним бразильского журналиста, новеллиста и драматурга Жоау Паулу Эмилиу Кристована душ Сантоса Коэльо Баррето , бразильского писателя и журналиста африканского происхождения (5 августа 1881, Рио-де-Жанейро — 23 июня 1921, Рио). январь). Он был избран 7 мая 1910 года на кафедру № 26 Бразильской академии литературы .
Жизнь
[ редактировать ]Сын Альфредо Коэльо Баррето (учителя математики и позитивиста ) и Флоренсии душ Сантос Баррето ( домохозяйки ), Пауло Баррето родился на улице Осписио, 284 (нынешняя улица Буэнос-Айреса, в Рио-де-Жанейро центре ). Он посещал уроки португальского языка в традиционной Colégio de São Bento (школа Сан-Бенту), где начал проявлять свои природные способности к литературе. В 15 лет его приняли в Национальную гимназию ; сегодня Colégio Pedro II (школа Д. Педро II).
1 июня 1899 года, когда ему не исполнилось 18 лет, он впервые опубликовал текст в газете « Трибуна» . Подписанная его собственным именем, это была рецензия под названием «Люсилия Симойнс» о « пьесе Ибсена Кукольный дом» , представленная в театре Сантана (ныне театр Карлоса Гомеша ).
Плодовитый писатель, между 1900 и 1903 годами он сотрудничал под разными псевдонимами с некоторыми известными изданиями того времени, такими как O Paiz , O Dia (не та же самая сегодняшняя газета), Correio Mercantil , O Tagarela и O Coió . назначил его В 1903 году Нило Песанья в газету Gazeta de Notícias , где он оставался до 1913 года. Именно в этом периодическом издании родился его самый известный псевдоним, Жуан ду Риу , когда 26 ноября 1903 года он подписал статью. под названием O Brasil Lê ( Бразилия читает ), опрос о литературных предпочтениях читателя Кариоки . И, как указывает Гомес (1996, стр. 44), «с этого момента имя, фиксирующее литературную личность, поглощает Пауло Баррето. Под этой маской он будет публиковать все свои книги и культивировать свою славу. Рядом с именем название города».
Пауло Баррето, журналист
[ редактировать ]По мнению его биографов, Баррето представлял собой продукт журналиста нового типа в бразильской прессе начала 20 века. До тех пор литературная и журналистская практика интеллектуалов считалась малозначительной, второстепенной деятельностью для людей с большим количеством свободных часов (например, государственных служащих). Пауло Баррето продвинул вперед литературное творчество и начал этим жить, используя свои псевдонимы (более десяти) для привлечения различной аудитории.
Религии Рио
[ редактировать ]В период с февраля по март 1904 года он опубликовал серию новостных статей под названием «As religiões no Rio» ( «Религии в Рио» ). Помимо своего характера « журналистских расследований », он представляет собой важный антропологический и социологический анализ, рано признанный как таковой, особенно в четырех новаторских текстах об африканских культах , который более чем на четверть века предшествует публикациям Нины Родригес по этой теме. (кроме того, работы Родригеса в значительной степени ограничивались академическими кругами Баии ).
Ученые отметили сходство между книгой «As religiões no Rio» и книгой французского писателя Жюля Буа «Les petites religions de Paris» (1898). Однако сходство, похоже, гораздо больше в общей идее (расследование о проявлениях религиозных меньшинств в большом городе), чем в плане формального выполнения.
Серия новостных статей вызвала такое большое любопытство, что Баррето опубликовал их в виде книги, и за шесть лет было продано более 8000 экземпляров. Это достижение еще более впечатляет, учитывая ограниченность читающей публики того времени в стране с высоким уровнем неграмотности .
Некоторые биографы критикуют Баррето за то, что, когда он осознал, какую прибыль он может получить от публикации сборников (что станет обычным явлением в Бразилии во второй половине 20-го века), он разработал «формулу» для увеличения своей собственной библиографии. .
Пауло Баррето, бессмертный
[ редактировать ]Избранный в Бразильскую академию литературы с третьей попытки (1910 г.), Пауло Баррето был первым человеком, допущенным туда в знаменитом теперь «fardão dos imortais» («одежда бессмертных»). Спустя годы, после избрания своего противника, поэта Умберто де Кампоса, Баррето покинул это учреждение. По словам некоторых биографов, когда ему сообщили о его смерти, его мать приказала не проводить панихиду в зале Академии, как обычно для членов, потому что ее сын не одобрил бы эту идею.
Пауло Баррето, гомосексуал
[ редактировать ]С самого начала сексуальные предпочтения Баррето вызывали подозрения (а позже и насмешки) среди его современников. Холостяк, не имеющий ни подруги, ни известной любовницы, многие из его текстов демонстрируют достаточно явную гомоэротическую направленность. Подозрение в конечном итоге подтвердилось, когда он представился промоутером в Бразилии «проклятого» Оскара Уайльда , произведения которого он перевел на португальский язык. Историки назвали его «известным черным писателем-гомосексуалистом». [ 1 ]
Странный человек, одетый как «модная тарелка» (Родригес, 1996, с. 239), Баррето никогда не осмелился бросить вызов стереотипам той эпохи. Однако из-за стремления защищать новые идеи в социальной и политической областях его «объемная, толстогубая и темная фигура с очень гладкой шерстью» (по словам Жилберто Амадо) стала идеальной мишенью для всевозможных реакционеров, гомофобов и расистов. как Умберто де Кампос.
Его предполагаемый «флирт» с Айседорой Дункан в 1916 году (когда она выступала в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро) выражает эту сексуальную двусмысленность. Дункан и Баррето ранее встречались в Португалии , но только во время ее выступления в Рио они сблизились. Точный уровень этой близости остается загадкой. Родригес (1996) говорит о фактоиде или шумихе, способе привлечь внимание прессы, в то время как другие источники цитируют предполагаемый диалог, в котором танцор расспрашивал Баррето о его педерастии, и он отвечал бы по-французски: Je suis très корромпу ( Я очень испорчен ).
Пауло Баррето, паладин
[ редактировать ]В 1920 году Баррето основал периодическое издание «A Pátria» ( «Отечество» , иронично названное его недоброжелателями «A Mátria» или «Родина »), в котором он стремился защитить интересы повейруш , португальских рыбаков из Повуа-ду-Варзин , которые снабжали рыбой город Рио-де-Жанейро . Под угрозой закона о национализации рыболовства, принятого правительством Бразилии, повейрос объявили забастовку.
Деятельность Баррето в пользу португальской колонии принесла ему множество врагов, бесчисленные моральные оскорбления ( листовое сало с двумя глазами было одним из самых лёгких) и даже гнусный эпизод физической агрессии: попал в ловушку в одиночестве, когда принимал пищу в ресторане, его избила группа националистов.
Смерть Жоау ду Риу
[ редактировать ]Из-за лишнего веса Баррето чувствовал себя плохо в течение всего 23 июня 1921 года. Он взял такси и при нарастании недомогания попросил водителя остановить машину и принести ему стакан воды. Однако прежде чем успела прибыть помощь, он умер от внезапного инфаркта миокарда .
Новость о смерти Жоау ду Риу быстро распространилась по всему городу. На похороны писателя, который много лет назад под псевдонимом Годофредо де Аленкар зарегистрировал свой предпочтительный вариант разнообразия, пришло примерно 100 000 человек:
- В организованных обществах интерес представляют только элиты и негодяи. Потому что они непредсказуемы и одинаковы в смелости своих ресурсов и отсутствии угрызений совести. (Гомес, 1996, стр.69).
Именем Паулу Баррето названа обычная улица в квартале Ботафого, в Рио-де-Жанейро. Как Грасилиано Рамос отметил , оказанная дань уважения скромна: ему предложили короткую улицу (Gomes, 1996, стр. 11). Его имя также является названием площади в Лиссабоне, Португалия, где есть небольшой памятник в его честь (содержащий следующую цитату: «Португальцы мне ничего не должны за то, что я люблю и защищаю португальцев, поэтому я люблю, поклоняюсь и дважды тоскую по своей родине». / «Португальцы ничего не должны мне за то, что я люблю и защищаю португальцев, потому что я люблю, уважаю и хочу свою родину дважды».).
Хронология
[ редактировать ]- 1881: 5 августа родился Пауло Баррето.
- 1896: принят в Национальную гимназию (ныне Colégio Pedro II ).
- 1898: Умирает Бернардо Гутемберг, младший брат Пауло Баррето.
- 1899 г.: первый текст опубликован 1 июня.
- 1900: начинает писать для некоторых газет Рио.
- 1902: пытается поступить на дипломатическую службу , но получает дипломатический отказ от барона Рио-Бранко , предположительно из-за того, что он толстый, мулат и гомосексуалист (Гомес, 1996, стр. 114).
- 1903: с помощью Нило Песанья начинает работу в Gazeta de Notícias , где он оставался до 1913 года.
- 1904: с февраля по март он публикует серию новостных статей «As religiões in Rio» («Религии в Рио») для « Газеты» , позже превратившихся в книгу.
- 1905: в ноябре становится преподавателем.
- 1906: дебютирует его первая пьеса, рецензия «Шик-Шик» (написанная совместно с журналистом Дж. Брито).
- 1907: его драма «Клотильда» поставлена в театре Recreio Dramático. В том же году он был во второй раз кандидатом в Бразильскую академию литературы .
- 1908: в декабре совершает свое первое путешествие по Европе, посетив Португалию , Лондон и Париж.
- 1909: в марте умирает отец Баррето, и он с матерью переезжает в старый квартал Лапы (правда, в отдельные дома). В ноябре он выпускает книгу для детей Era uma vez... ( «Однажды... ») в сотрудничестве с Вириато Коррейей.
- 1910: избран членом Бразильской академии литературы . В декабре совершает второе путешествие по Европе и посещает Лиссабон , Порту , Мадрид, Барселону , Париж, Французскую Ривьеру и Италию.
- 1911: Благодаря кредиту, предоставленному Баррето, Иринеу Мариньо покидает « Газету» и в июне запускает периодическое издание «A Noite» («Ночь»). Год спустя он полностью отказывается от кредита.
- 1912: выходит в свет Оскара Уайльда книга « Намерения » в переводе Баррето.
- 1913: становится иностранным корреспондентом Лиссабонской академии наук . В ноябре совершает третье путешествие по Европе, посетив Лиссабон (где его пьеса «A Bela Madame Vargas» — «Прекрасная мадам Варгас с большим успехом ставится »), Париж, Германию, Стамбул , Россию, Грецию , Иерусалим и Каир .
- 1915: едет в Аргентину и влюбляется в эту страну. Он заявляет, что Буэнос-Айрес — это гаучо Лондон (Gomes, 1996, стр. 120).
- 1916: подружился с Айседорой Дункан во время ее выступления в Муниципальном театре Рио-де-Жанейро. Бок о бок с Жилберто Амадо он стал бы свидетелем того, как Дункан танцевал обнаженным под лунным светом возле Каскатинья, небольшого водопада в Национальном парке Тижука .
- 1917: 22 мая пишет для О Паиса хронику под названием «Прайя Маравироса» ( «Чудесный пляж» ), в которой восхваляет чудеса пляжа Ипанема . Ему одарены два участка в будущем квартале, на которых он начнет жить в этом же году. Он основывает и начинает руководить SBAT (Бразильским обществом театральных актеров).
- 1918: едет в Европу для освещения конференции по перемирию в Версале после Первой мировой войны .
- 1919: публикует сборник рассказов A mulher e os espelhos ( «Женщина и зеркала »).
- 1920: основывает газету A Pátria ( «Отечество» ), где защищает дело португальской колонии в Рио. Из-за этого он подвергается моральным оскорблениям и физической агрессии.
- 1921: 23 июня он умирает от инфаркта миокарда . За его захоронением следят более 100 000 человек.
Жоау Ду Риу в массовой культуре
[ редактировать ]Жоау Ду Рио изображался в бразильском кино и на телевидении. Его сыграли Хосе Левгой в фильме «Табу» (1982) и Отавио Аугусто в фильме «Бразилиа 18%» (2006).
Работает
[ редактировать ]- Религии в Рио . Париж: Гарнье, 1904 год? – (достоверно, что там есть летопись, написанная в 1904 году)
- Литературный памятник . Париж: Гарнье, 1905 год?
- Очаровательная душа улиц . Париж: Гарнье, 1908.
- Однажды... (в соавторстве с Вириато Коррейя). Рио-де-Жанейро: Франсиско Алвес, 1909 год.
- Оператор : Хроники Кариоки. Порту: Лелло и Ирмао , 1909 год.
- Фадус, песни и танцы Португалии . Париж: Гарнье, 1910.
- В ночь . Париж: Гарнье, 1910.
- Профессия Жака Педрейры . Париж: Гарнье, 1911.
- Городская психология : любовь Рио; Костюм; Флирт; Удовольствие лжи; Речь на приеме. Париж: Гарнье, 1911.
- Головокружительная жизнь . Париж: Гарнье, 1911.
- Португалия сейчас . Париж: Гарнье, 1911.
- Проходят дни... . Порту: Лелло и Ирмао, 1912 год.
- Прекрасная мадам Варгас . Рио-де-Жанейро: Бригье, 1912 год?
- Канун . Рио-де-Жанейро: Виллас Боас, 1915 год.
- Хроники и фразы Годофредо де Аленкара . Лиссабон: Бертран, 1916 год?
- Пэлл-Молл Рио: зима в Рио 1916 года . Рио-де-Жанейро: Виллас Боас, 1917 год.
- Во времена Вацлава . Рио-де-Жанейро: Виллас Боас, 1917 год.
- Кунжут . Рио-де-Жанейро: Франсиско Алвес, 1917 год.
- Переписка станции исцеления . Рио-де-Жанейро: Лейте Рибейро и Маурилио, 1918 год.
- Женщина и зеркала . Лиссабон: Португалия-Бразилия, 1919 год?
- На Мирной конференции . 3 в. Рио-де-Жанейро: Виллас Боас, 1919–20.
- Предстоящий! . Париж: Айо; Лиссабон: Бертран, 1919.
- Букет блондинок : новость в похвале. Париж: Айо; Лиссабон: Бертран, 1921.
- Розарий иллюзий... . Лиссабон: Португалия-Бразилия; Рио-де-Жанейро: Американа, 1921 год?
- Знаменитости, желание . Посмертное изд. Рио-де-Жанейро: Центр Лусо-Бразилейро Пауло Баррето, 1932 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гейтс, Генри Луи; Аппиа, Энтони (1999), Африкана: Энциклопедия африканского и афроамериканского опыта , Basic Civitas Books, стр. 820 , ISBN 0-465-00071-1
- ГОМЕС, Ренато Кордейру. «Жуан-ду-Риу: аллеи порока, улицы благодати». Рио-де-Жанейро: Релюме-Думара: мэрия, 1996. ISBN 85-7316-078-0 . Серия профилей Рио, н. 13.
- РОДРИГЕС, Жоау Карлос. «Жуан-ду-Рио: биография». Рио-де-Жанейро: Topbooks, 1996.
- «Экстравагантная сексуальность: Жоау ду Риу, подражатель Оскара Уайльда». Журнал Abralic - Бразильская ассоциация сравнительной литературы, вып. 35 декабря 2018 г.», с. 88–100.
Переводы
[ редактировать ]- Религии в Рио - двуязычное издание ( As Religiões no Rio ), перевод Аны Лессы-Шмидт. Ганновер, Коннектикут: Библиотека Нью-Лондона, 2015. ISBN 978-0-9905899-8-3
- Головокружительная жизнь – двуязычное издание ( Vida Vertiginosa ), перевод Аны Лессы-Шмидт. Ганновер, Коннектикут: Библиотека Нью-Лондона, 2017. ISBN 978-0-9985436-0-4
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на португальском языке) Современная хроника и отчеты о социальных представлениях Рио-де-Жанейро.
- (на португальском языке) Человек с картонной головой (хроника Жоау ду Риу). Архивировано 16 января 2007 г. в Wayback Machine.
- Работы Жуана ду Риу или о нем в Интернет-архиве.
- Работы Жоау ду Рио в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Брага-Пинто, Сезар (2019). «Удовольствия подражания: Габриэль Тард, Оскар Уайльд и Жуан ду Рио в бразильском «Долгом конце века». Сравнительное литературоведение . 56 (1): 153–189. doi : 10.5325/complitstudies.56.1.0153 . JSTOR 10.5325/complitstudies.56.1.0153 . S2CID 166992404 .
- 1881 рождений
- 1921 смертей
- Бразильские авторы рассказов мужского пола
- Бразильские писатели-геи
- Бразильские драматурги и драматурги ЛГБТ
- Драматурги и драматурги-геи
- Бразильские драматурги и драматурги-мужчины
- Бразильские драматурги и драматурги XX века
- Бразильские писатели рассказов XX века
- Бразильские писатели-мужчины XX века
- Бразильские журналисты ХХ века