БиоАрт
БиоАрт — это художественная практика , в которой художники работают с биологией, живыми тканями, бактериями , живыми организмами и жизненными процессами. Используя научные процессы и практики, такие как биология и медико-биологические практики, микроскопия и биотехнология (включая такие технологии, как генная инженерия , культура тканей и клонирование ), произведения искусства создаются в лабораториях, галереях художников студиях или . Сфера биоарта — это диапазон, который, по мнению некоторых художников, строго ограничен «живыми формами», в то время как другие художники включают искусство, которое использует образы современной медицины и биологических исследований или требует, чтобы оно обращалось к противоречиям или слепым пятнам, создаваемым сам характер наук о жизни. [1]
Биоарт зародился в конце 20-начале 21 века. Хотя биохудожники работают с живой материей, существуют некоторые споры относительно стадий, на которых материю можно считать живой или живой. Создание живых существ и практика в области наук о жизни приводят к этическим , социальным и эстетическим исследованиям. [2] В своем эссе «Биотехнология и искусство» 1981 года Питер Вайбель ввел термин «биоарт» и определил художественное движение, которое использует биологические системы как средство художественного выражения. [3]
Создание живых существ и изучение биологических наук поднимают этические, социальные и эстетические вопросы. В рамках биоискусства ведутся споры о том, следует ли рассматривать любую форму художественного взаимодействия с биологическими науками и их социальными последствиями (например, в форме изображений из медицины ) как часть художественного движения, или же только такие произведения искусства, которые были созданы в лаборатории, относятся к органическому искусству. [4] [5]
Обзор
[ редактировать ]БиоАрт часто предназначен для того, чтобы подчеркнуть темы и красоту биологических предметов, обратиться к философским понятиям или тенденциям в науке или подвергнуть сомнению их, а иногда может быть шокирующим или юмористическим. В одном из обзоров этой области, «Изотоп: журнал литературной науки и литературы о природе» , это выражается так: «Биоарт часто смехотворен. Он может быть комковатым, грубым, антисанитарным, иногда невидимым, и его сложно удержать на аукционе. Но в то же время оно делает нечто очень традиционное, что и должно делать искусство: привлекает внимание к красивым и гротескным деталям природы, которые иначе мы никогда бы не увидели». [6] Поднимая вопросы о роли науки в обществе, «большинство этих работ имеют тенденцию к социальной рефлексии, выражая политическую и общественную критику посредством сочетания художественных и научных процессов». [7] Произведения биоискусства чаще всего рассматриваются как вклад в решение социальных, политических и экономических вопросов, возникающих в результате научных исследований, однако иногда они вносят свой вклад и способствуют прогрессу в исследованиях. [8]
Художники в лабораториях
[ редактировать ]Хотя большинство людей, практикующих биоарт, в этих новых медиа относят к категории художников, их также можно рассматривать как ученых. В биоарте художники часто работают с учёными, а в некоторых случаях и сами являются учёными. Хотя некоторые художники имеют предварительную научную подготовку, другие должны быть обучены выполнению процедур или работать в тандеме с учеными, которые могут выполнять необходимые задачи. [9]
Исторический БиоАрт
[ редактировать ]В предыдущие века художники более критично относились к изображениям из области наук о жизни и понимали их не только как простую иллюстрацию биологических открытий, но и как процесс, связанный со временем и соответствующей стилистической лексикой. Леонардо да Винчи, родившийся в 1452 году, известный такими шедеврами, как «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», был глубоко заинтересован в стыке науки и искусства. Чтобы создавать точные и реалистичные произведения искусства, он лично проводил обширные исследования анатомии, препарируя около 30 человеческих трупов, иногда препарируя несколько тел за один день. [10] [11] Его стремление к знаниям в области науки, включая детальные исследования растений, оптики и света, было обусловлено целью да Винчи улучшить свои художественные представления. [10] [11] Глубокое исследование Леонардо да Винчи человеческой анатомии и движений предвосхитило современную робототехнику, поскольку он соединил анатомию с инженерией и разработал автоматы, имитирующие движения человека. [12] [13]
Эрнст Геккель был немецким биологом, зоологом и художником конца 19 — начала 20 веков, который использовал искусство для иллюстрации своих научных открытий до макрофотографии и фотографической микроскопии. Он тщательно фиксировал скрытые хитросплетения природных форм в своих ярких и стилизованных рисунках. Его знаменитая публикация «Kunstformen Der Natur» («Формы искусства в природе») 1904 года и по сей день считается «визуальной энциклопедией» живых организмов. Его работы, сочетающие биологию и искусство, не только способствовали развитию дарвинизма в Германии, но и оказали глубокое влияние на искусство, дизайн и архитектуру начала 20 века. [14] [15]
Современный БиоАрт
[ редактировать ]Понятие трансгенного искусства (transgenic art) было придумано в 1998 году Эдуардо Кацем. [16] и относится к форме искусства, «которая использует генетические методы для трансплантации синтетических генов в один организм или природного генетического материала от одного вида к другому и, таким образом, для создания уникальных живых существ». [17] Еще до этого определения Райнер Мария Матысик в 1986 году представил арт-проект под названием «Рекомбинация». [4] Целью трансгенного искусства является создание организмов, несущих внутри себя чужеродную ДНК. По мнению Каца, искусство может продолжить эволюцию и фактически создать новые живые существа. Среди самых известных работ Эдуардо Каца — «Бытие» (1998/99), «Восемь дней» (2000/2001) и «GFP Bunny» (2000), которые он поручил в 2000 году создать трансгенного кролика GFP . «Пиар-кампания включала фотографию Каца, держащего белого кролика, и еще одного кролика, фотографически улучшенного до зеленого». [18]
Symbiotica разработала одну из первых художественных/научных лабораторий для художников, заинтересованных в работе с методами и технологиями BioArt. [2] — основатели SymbioticA Орон Каттс и Ионат Цурр . [19] [20] С начала 1990-х годов Проект «Культура тканей и искусство» занимается искусственным производством биологических тканей, тогда как культура клеток служит художественной средой. Работы TC&A посвящены, среди прочего, продуктам питания, одежде из тканей, скульптурным формам тканевой культуры и меняющимся отношениям между живым и неживым обществом, среди прочего. В рамках своих художественных исследований художники разработали термин «Полуживой» для описания новой категории жизни, созданной в лаборатории. [21] [22]
В 2003 году проект Tissue Culture & Art Project в сотрудничестве со Stelarc вырастил копию уха в масштабе 1/4, используя человеческие клетки, для создания проекта Extra Ear . Проект был реализован в Symbiotica : Лаборатории совместных исследований искусства и науки, Школе анатомии и биологии человека Университета Западной Австралии . [23] В 2006 году Марк Стеларк перенес первую из двух экспериментальных операций по имплантации «Уха на руке». Вторая операция заключалась в имплантации микрофона в имплантированное ухо, чтобы оно могло слышать. Имплантированное ухо затем проецирует звук на другие части мира, чтобы люди могли слышать то, что слышит ухо на руке. Он подключил его к Интернету, что еще больше связывает его биографию с технологиями, но также открывает возможность взлома. Проект длился более 12 лет. [24] [25] [26]
В 2004 году книга Сюзанны Анкер и Дороти Нелкин «Молекулярный взгляд» также помогла обеспечить интеграцию молекулярной биологии с художественной практикой. [27] [28]
В 2015–2016 годах Эми Карл создала «Регенеративный реликварий» — скульптуру биопечатных каркасов для культуры стволовых клеток МСК человека в кости, в форме человеческой руки, установленной в сосуде. [29] [30] [31] [32] В 2019 году Карл создал The Heart Of Evolution — сердце, напечатанное на 3D-принтере, с переработанной сосудистой системой, которая потенциально может улучшить функциональность сердца и смягчить последствия эмболии. [33] [28] В 2024 году она создала интерактивное произведение искусства «Эхо из долины существования» , которое отправляет в космос образцы ДНК, преобразованные в порошок и заключенные в полимер. [34]
Биоарт продолжает развиваться в 2020-е годы для решения проблем экологической устойчивости и социальной справедливости.
Искусство, затрагивающее темы биологии и общества
[ редактировать ]Объем термина «БиоАрт» является предметом постоянных дискуссий. Основная тема дебатов сосредоточена вокруг того, обязательно ли биоарт должно включать манипулирование биологическим материалом, как в случае с микробным искусством , которое по определению состоит из микробов . Более широкое определение этого термина включало бы работу, затрагивающую социальные и этические аспекты биологических наук. [35] В этих терминах биоарт как жанр имеет множество пересечений с такими областями, как критический или умозрительный дизайн. [36] Этот тип работы часто охватывает гораздо более широкую аудиторию и направлен на начало дискуссий в этой области, а не на новаторство или даже на использование конкретных биологических практик. Примеры в этом пространстве включают обувь Ray Fish, которая рекламировала обувь, изготовленную и украшенную генетически модифицированной кожей ската, [37] BiteLabs, биотехнологический стартап, который пытался приготовить салями из мяса, выращенного из образцов тканей знаменитостей. [38] и » Кена Ринальдо — «Дополненная рыбная реальность инсталляция из пяти вращающихся роботизированных скульптур-аквариумов, управляемых сиамскими бойцовыми рыбками. [39]
Споры
[ редактировать ]Произведения искусства, в которых используются живые материалы, созданные с помощью научных процессов и биотехнологий, сами по себе поднимают множество этических вопросов и проблем. [40] [41] Журнал Wired сообщил, что «новая область «биоарта» может быть чрезвычайно провокационной и влечет за собой целый ряд технических, логистических и этических проблем». [2] Практикующие биоискусство могут и иногда способствовали развитию научных исследований и исследователей в процессе создания своих работ; однако биоискусство и биохудожники также могут вступить в противоречие, бросая вызов научному мышлению, работая с спорными материалами человека или животных или высвобождая инвазивные виды, поскольку они не регулируются для соблюдения стандартов, включая биобезопасность или биозащищенность. [42] [43] [44]
Еще одна большая проблема — это опасности, связанные с ошибками и посторонними действиями, которые могут возникнуть в результате создания в нерегулируемых или не совсем безопасных лабораторных помещениях, DIYbio, биохакинга и биотерроризма. Одним из наиболее громких случаев ареста неученого по подозрению в «биотерроризме» стало дело художника Стива Курца , одного из основателей Critical Art Ensemble (арест в 2004 году, обвинения в биотерроризме так и не были предъявлены). [45] расследовало его ФБР в течение четырех лет, а кульминацией его стало обвинение в мошенничестве с использованием почты и электронных средств с целью получения штамма бактерий, обычно используемого в школьных лабораторных экспериментах. Он планировал использовать эти бактерии в проекте, критикующем Соединенные Штаты. Его работы в области биоарта считались новаторскими в политическом искусстве, биотехнологиях и экологической борьбе. [46] [47] [48] Это испытание стало темой книги и фильма. [49] [50]
BioArt подвергался тщательному изучению и критике, поскольку ему может не хватать этического контроля. USA Today сообщила, что группы по защите прав животных обвинили Каца и других в несправедливом использовании животных ради личной выгоды, а консервативные группы ставят под сомнение использование трансгенных технологий и культивирование тканей с моральной точки зрения. [7]
Алка Чандна, старший научный сотрудник PETA в Норфолке, штат Вирджиния, заявила, что использование животных ради искусства ничем не отличается от использования меха животных для изготовления одежды. «Трансгенные манипуляции с животными — это всего лишь континуум использования животных в человеческих целях, независимо от того, делается ли это для какой-то социально-политической критики. Страдания и обострение стресса у животных очень проблематичны». [7]
Многие проекты BioArt посвящены манипулированию клетками, а не целыми организмами, например, «Кожа без жертв» проекта Tissue Culture & Art Project. [51] «Реализованная возможность носить «кожу», не убивая животных, предлагается в качестве отправной точки для культурной дискуссии. Наше намерение состоит не в том, чтобы предоставить еще один потребительский продукт, а в том, чтобы поднять вопросы о нашей эксплуатации других живых существ». [52] Однако из-за быстрого роста клеток выставка в конечном итоге была «убита», отрезав ее питательные вещества, что соответствовало намерению создателей напомнить зрителям об ответственности за манипулируемую жизнь. [53]
Известные выставки биоискусства
[ редактировать ]Ars Electronica в Линце, Австрия, и фестиваль Ars Electronica стали одним из первых инструментов демонстрации и продвижения биоискусства и продолжают оставаться пионером в распространении и продвижении биоискусства, жизненных проектов и биохудожников. [54] Их давняя награда Prix Ars Electronica , которая выставляет и награждает художников в различных категориях средств массовой информации. [55] включает категории гибридного искусства и живого искусства, включая биоискусство.
В 2016 году темой Пекинской биеннале медиаискусства была «Этика технологий». [56] а в 2018 году это был «<Пост-Жизнь>». Биеннале проводится в музее CAFA в Пекине, Китай, и включает в себя основные работы в области биологического искусства, а также тематические выставки. Биеннале 2018 года включала в себя международные произведения искусства, соответствующие темам «Жизнь данных», «Механическая жизнь» и «Синтезированная жизнь», а также выставочную зону Lab Space, посвященную демонстрации международной лабораторной практики в области искусства и технологий. [57] [58] [59]
Центр Помпиду в Париже, Франция, представил в 2019 году La Fabrique Du Vivant , «Ткань живого», групповую выставку живой и искусственной жизни, на которой представлены последние работы художников, дизайнеров и исследования научных лабораторий. Произведения искусства ставят под сомнение связи живого и искусственного, а также процессы искусственного воссоздания жизни; манипуляции химическими процедурами с живой материей; самогенерирующиеся произведения с постоянно меняющимися формами; гибридные произведения органического вещества и промышленного материала или гибридизация клеток человека и растений. В эпоху цифровых технологий художники опираются на мир биологии, разрабатывая новую социальную и политическую среду, основанную на проблемах тех, кто живет в эту эпоху. [60]
Художественный музей Мори в Токио, Япония Будущее и искусство: искусственный интеллект, робототехника, города, жизнь – как человечество будет жить завтра в 2019-2020 годах [61] Это была групповая выставка, включавшая «биоателье» с биопроизведениями выдающихся биохудожников со всего мира. Одной из кураторских целей было вызвать размышления – посредством последних научных и технологических разработок в таких областях, как искусственный интеллект, биотехнологии, робототехника и дополненная реальность, используемые в искусстве, дизайне и архитектуре – о том, как люди, их жизнь и Из-за этих событий в ближайшем будущем могут возникнуть экологические проблемы. [62] [63]
Галерея
[ редактировать ]-
Бытие Эдварда Каца,
-
Биоателье в Художественном музее Мори демонстрирует биоискусство
-
Регенеративный реликварий , Эми Карл, 2016 г.
См. также
[ редактировать ]- Компьютерное искусство
- Киберарты
- Цифровое искусство
- Экологическое искусство
- Электронное искусство
- Экологическое искусство
- Эволюционное искусство
- Генетическое искусство
- Гибридные искусства
- Интернет-искусство
- Лэнд-арт
- Нейроэстетика
- Новое медиа-искусство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пятидесятница, Клэр (2008). «Оборудование лаборатории символического: к критической инвентаризации биоискусства». В Беатрис да Коста (ред.). Тактическая биополитика: искусство, активизм и технонаука . Массачусетский технологический институт Пресс. п. 110. ИСБН 978-0-262-04249-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Солон, Оливия (28 июля 2011 г.). «Биоарт: этика и эстетика использования живой ткани в качестве среды» . Проводной . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ Питер Вайбель (1981), МЭА Фелер (редактор), «Биотехнология и искусство», «Технологии и общество». Симпозиум Венского технологического университета в Лехе-ам-Арльберге , вып. 19, Вена: Springer, стр. 158–169.
- ^ Перейти обратно: а б Ингеборга Райхле (2018). «Биоарт: искусство 21 века» . АРТ ФОРУМ Международный . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ Эдуардо Кац (2007), Признаки жизни. Биоискусство и не только , Кембридж, Лондон: MIT Press, стр. 19, ISBN 978-0-262-11293-2
- ^ Искусство живо
- ^ Перейти обратно: а б с Пасько, Джессика М. (05 марта 2007 г.). «Биохудожники используют науку для создания искусства» . США сегодня .
- ^ Стюарт Бунт (2008), Меленти Пандиловски (редактор), «Роль учёного и науки в биоискусстве», Искусство в эпоху биотехнологий , Фонд экспериментального искусства, стр. 62–67.
- ↑ BIOart. Архивировано 20 октября 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Амсен, Ева. «Научные исследования Леонардо да Винчи, 500 лет спустя» . Форбс . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Макашан, Бритни Р. (1 ноября 2017 г.). «Куратор: многие чудеса Леонардо да Винчи» . Новости ТМС . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ «Роботы Леонардо да Винчи и их современное влияние» . www.artpublikamag.com . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Горветт, Зария. «Уроки гениального дизайна Леонардо да Винчи» . www.bbc.com . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Таггарт, Эмма (3 августа 2019 г.). «До того, как была изобретена макрофотография, этот ученый иллюстрировал свои микроскопические открытия» . Моя современная встреча . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Ирмшер, Кристоф (13 апреля 2018 г.). « Обзор «Искусства и науки Эрнста Геккеля»: зоолог как художник» . Уолл Стрит Джорнал . ISSN 0099-9660 . Проверено 24 сентября 2023 г.
- ^ Эдуардо Кац (1998), «Трансгенное искусство», Электронный альманах Леонардо , том. 6, нет. 11
- ^ Эдуардо Кац (1999). «Трансгенное искусство» . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ Пятидесятница, Клэр (2008). «Оборудование лаборатории символического: к критической инвентаризации биоискусства». В Беатрис да Коста (ред.). Тактическая биополитика: искусство, активизм и технонаука . Массачусетский технологический институт Пресс. п. 107. ИСБН 978-0-262-04249-9 .
- ^ «Проект тканевой культуры и искусства» . Эксперимента . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Зурр, Орон Каттс и Ионат (15 ноября 2017 г.). «Проект тканевой культуры и искусства» . Журнал Интералия . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ «WA Now - Biomess: Проект культуры тканей и искусства | Художественная галерея Западной Австралии» . Художественная галерея штата Вашингтон . 19 апреля 2019 г. Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ "О" . Проект культуры и искусства тканей . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ «Дополнительное ухо в масштабе 1/4» . 15 декабря 2004 г.
- ^ «Стеларк — Создание искусства из человеческого тела» . 10 ноября 2018 г.
- ^ Мур, Джек (14 августа 2015 г.). «Почему у этого австралийского художника на руке случайно растёт третье ухо» . GQ . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Пидд, Хелен (13 апреля 2009 г.). «Художнику вживили в руку дополнительное ухо» . Хранитель . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Анкер, Сюзанна (2004). Молекулярный взгляд: искусство в эпоху генетики . Дороти Нелкин. Колд-Спринг-Харбор, Нью-Йорк: Лабораторное издательство Колд-Спринг-Харбор. ISBN 0-87969-697-4 . OCLC 53019483 .
- ^ Перейти обратно: а б Амант, Алисын (18 декабря 2023 г.). «Биохудожники сталкиваются с неопределенным будущим» . Гипераллергический . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Каллаган, Миган Ли (12 октября 2016 г.). «Художник выращивает в лаборатории скелет человеческой руки» . Популярная наука . Проверено 12 августа 2023 г.
- ^ Пэнгберн, диджей (06 июля 2016 г.). «Этот художник занимается биохакингом тела, чтобы печатать фантастические человеческие кости на 3D-принтере» . Компания Фаст . Проверено 31 марта 2021 г.
- ^ Шнугг, Клаудия (2019). Создание сотрудничества в области искусства и науки: принесение пользы организациям . Чам, Швейцария. ISBN 978-3-030-04549-4 . OCLC 1089014855 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Женщина, создающая искусство с использованием стволовых клеток человека» . Новости Би-би-си .
- ^ РАДАР (10 ноября 2023 г.). «Куда нас приведет биотехнология?» . Журнал РАДАР (на итальянском языке) . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ Кац, Лесли. «Этот футурист хочет отправить вашу ДНК на Луну» . Форбс . Проверено 22 января 2024 г.
- ^ См. статью о биоискусстве в Oxford Art Online, Oxford University Press, 2007–2014 гг. (требуется подписка)
- ^ Анкер, Сюзанна (2014). «Начало и конец биоискусства» (PDF) . Артлинк . 34 (3).
- ^ «Взлет и падение, или Обувь скатов — сеть Next Nature» . 19 декабря 2012 г.
- ^ «Парень, который хочет продавать выращенную в лаборатории салями, сделанную из Канье Уэста, «на 100% серьезен» » . 26 февраля 2014 г.
- ^ Prixars Electronica: 2004 CyberArts: международный сборник Prix Ars Electronica: компьютерная анимация/визуальные эффекты, цифровая музыка, интерактивное искусство, сетевое видение, цифровые сообщества, U19, фристайл-компьютер, идея гнезда . Австрия: Хатье Канц. 2004. ISBN 9783775714938 .
- ^ Вааге, Нора (2016). «Какая этика для биоарта?» . Наноэтика . 10 : 87–104. дои : 10.1007/s11569-016-0253-6 . ПМЦ 4791467 . ПМИД 27069514 .
- ^ Александра Дэйзи Гинзберг, Джейн Калверт, Пабло Шифтер, Алистер Элфик и Дрю Энди. «Синтетическая эстетика, исследующая замыслы синтетической биологии в отношении природы» .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Биоарт: Введение» .
- ^ Геймон Беннетт, Нильс Гилман, Энтони Ставрианакис и Пол Рабинов (2009). «От синтетической биологии к биохакингу: готовы ли мы?» . Природная биотехнология . 27 (12): 1109–1111. дои : 10.1038/nbt1209-1109 . ПМИД 20010587 . S2CID 26343447 . Проверено 1 октября 2022 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Шмидт, М (2008). «Распространение синтетической биологии: вызов биобезопасности» . Системы и синтетическая биология . 2 (1–2): 1–6. дои : 10.1007/s11693-008-9018-z . ПМК 2671588 . ПМИД 19003431 .
- ^ «Ансамбль критического искусства» . 28 мая 2013 г.
- ^ Митчелл, Роберт Э. (14 сентября 2015 г.). Биоарт и жизнеспособность медиа . Вашингтонский университет Press. ISBN 9780295998770 . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ Хацихристодулу, Мария; Джеффрис, Дженис, ред. (2016). «Перформативная наука в эпоху специализации: пример ансамбля критического искусства» . Интерфейсы производительности . дои : 10.4324/9781315589244 . ISBN 9781317114611 .
- ^ Хирш, Роберт. «Странная история Стива Курца: ансамбль критического искусства и цена свободы» . ПроКвест .
- ^ «Орфей Ричарда Пауэрса, рецензия» .
- ^ «Новый роман Ричарда Пауэрса основан на печально известном деле Стива Курца в Буффало» . Архивировано из оригинала 25 января 2014 г.
- ^ Рэнсфорд, Мэтт (15 мая 2008 г.). "Кожа без жертв?" . Популярная наука . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ «Кожа без жертв» . Архивировано из оригинала 13 октября 2020 г. Проверено 19 февраля 2011 г.
- ^ Шварц, Джон (13 мая 2008 г.). «Музей убивает живую выставку» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ «БиоАрт» .
- ^ «Приз Арс Электроника» .
- ^ «Д ШКОЛА КАФА» .
- ^ «Cafa Preview丨2-я Пекинская биеннале медиа-искусства «Пост-жизнь» состоится 5 сентября! »
- ^ «Пекинская биеннале медиаискусства 2018» .
- ^ « Пост-жизнь» — вот-вот стартует Вторая Пекинская биеннале медиаискусства» .
- ^ «Фабрика жизни — «Мутации/Творения 3» » .
- ^ «Будущее и искусство: искусственный интеллект, робототехника, города, жизнь – как человечество будет жить завтра» .
- ^ Флорес, Ана Паола (январь 2020 г.). «Биополитика в будущем и искусстве: искусственный интеллект, робототехника, города, жизнь — Токийская выставка» .
- ^ «Будущее и искусство: искусственный интеллект, робототехника, города, жизнь – как человечество будет жить завтра» .
Библиография
[ редактировать ]- Анкер, Сюзанна и Дороти Нелкин. Молекулярный взгляд: искусство в эпоху генетики. Колд-Спринг-Харбор, Нью-Йорк: Лабораторное издательство Колд-Спринг-Харбор, 2004.
- Бок, Кристиан . Ксенотекст : Книга I. Книги тренерского дома, 2015.
- Да Коста, Беатрис и Кавита Филип (ред.). Тактическая биополитика: искусство, активизм и технонаука . Кембридж: MIT Press , 2008.
- Гатти, Джанна Мария. Технологический гербарий. Отредактировано, переведено с итальянского и с предисловием Алана Н. Шапиро. Берлин: Avinus Press, 2010. Интернет на alan-shapiro.com.
- Гессерт, Джордж. Зеленый свет: к искусству эволюции . Кембридж: MIT Press/Leonardo Books, 2010. ISBN 978-0-262-01414-4 .
- Хаузер, Йенс . «Био-арт - таксономия этимологического монстра». Серия Центров искусств и науки Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 2006. Интернет по адресу [1]
- Хаузер, Йенс (ред.). sk-интерфейсы. Взрывая границы – создавая мембраны в искусстве, технологиях и обществе . Ливерпуль: Ливерпульский университет Press, 2008. ISBN 978-1-84631-149-9 .
- Кац, Эдуардо . Телеприсутствие и биоискусство . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 2005. ISBN 978-0-472-06810-4 .
- Кац, Эдуардо (ред.). Признаки жизни: биоискусство и не только . Кембридж: MIT Press/Leonardo Books, 2007. ISBN 0-262-11293-0 .
- Каниаре, Асемина и Кэтрин Хай. Институциональная критика гостеприимства: практика биоискусства сейчас: критическая антология, публикации Григориса, ISBN 9789606120190 2017.
- Николь К. Карафиллис (ред.). Биофакты — эксперимент о человеке между артефактами и живыми существами . Падерборн: Mentis 2003. На немецком языке.
- Леви, Стивен. «Лучшее технологическое письмо 2007 года». Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета, 2007 г. (совместно с DIGITALCULTUREBOOKS) [2]
- Миа, Энди. (ред.). Будущее человечества: искусство в эпоху неопределенности . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета, 2008. ISBN 978-1-84631-181-9 .
- Митчелл, Роб. Биоарт и жизнеспособность медиа . Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 2010. ISBN 978-0-295-99008-8 .
- Митчелл, Роб, Хелен Берджесс и Филип Тертл. Биофьючерс: владение частями тела и информацией . Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета, 2008. Интерактивный DVD.
- Райхле, Ингеборг. Искусство из лаборатории . Springer, 2005. На немецком языке.
- Саммартано, Паола. Электрофотографии и фотографии человеческих волос для будущего клонирования . Серджио Валле Дуарте Zoom Internacional, 1995 год.
- Савини, Марио. Трансгенное искусство: жизнь — это среда . Соединения. Пиза: Издательство Пизанского университета, 2018. (pub.09/2018, ISBN 978-883339-0680 )
- Шнугг, Клаудия. [3] Создание сотрудничества в области искусства и науки: принесение пользы организациям. Чам, Швейцария. ISBN 978-3-030-04549-4. ОСЛК 108901485
- Симу Панайота, Тилигадис Константинос, Алексиу Афанасиос. Исследование искусственного интеллекта с использованием BioArt , 9-я конференция по приложениям и инновациям искусственного интеллекта, ИФИП AICT 412, стр. 687–692, 2013 г., © Международная федерация обработки информации ИФИП, 2013 г., Springer.
- Такер, Юджин. «Эстетическая биология, биологическое искусство». Контекстное искусство (осенний выпуск, 2003 г.). В Интернете по адресу [4]. Архивировано 15 ноября 2017 г. на Wayback Machine.
- Такер, Юджин. Глобальный геном - биотехнология, политика и культура (Массачусетс: MIT Press/Leonardo Books, 2006. стр. 305–320. ISBN 978-0-262-70116-7
- Вита-Море, Наташа. «Храбрый BioArt 2: избавление от био, накопление нано и культивирование бессмертной жизни». Саммит «Обзор будущего», Монреаль, Канада, Центр наук, Университет Квебека, 2007 г. [5]
- Уилсон, Стивен. «Искусство и наука сегодня: как научные исследования и технологические инновации становятся ключом к эстетике 21 века». Лондон, Англия: Темза и Гудзон, 2012. ISBN 978-0-500-23868-4
- Жилинска, Йоханна. Биоэтика в эпоху новых медиа . Кембридж: MIT Press/Leonardo Books, 2009. ISBN 978-0-262-24056-7