AES3
AES3 — это стандарт обмена цифровыми аудиосигналами между профессиональными аудиоустройствами . Сигнал AES3 может передавать два канала цифрового звука с импульсно-кодовой модуляцией по нескольким средам передачи, включая симметричные линии , несимметричные линии и оптоволокно . [1]
AES3 был разработан совместно Обществом аудиоинженеров (AES) и Европейским вещательным союзом (EBU), поэтому также известен как AES/EBU . Стандарт был впервые опубликован в 1985 году и пересматривался в 1992 и 2003 годах. AES3 был включен в Международной электротехнической комиссии стандарт IEC 60958 и доступен в варианте потребительского уровня, известном как S/PDIF .
История и развитие
[ редактировать ]Разработка стандартов цифрового аудиосоединения как для профессионального, так и для бытового аудиооборудования началась в конце 1970-х годов. [2] в результате совместных усилий Общества аудиоинженеров и Европейского вещательного союза, кульминацией которых стала публикация AES3 в 1985 году. Стандарт AES3 был пересмотрен в 1992 и 2003 годах и опубликован в версиях AES и EBU. [1] Вначале стандарт часто назывался AES/EBU.
Варианты, использующие другие физические соединения, указаны в IEC 60958. По сути, это потребительские версии AES3 для использования в домашней среде с высокой точностью воспроизведения с использованием разъемов, которые чаще встречаются на потребительском рынке. Эти варианты широко известны как S/PDIF.
Сопутствующие стандарты и документы
[ редактировать ]МЭК 60958
[ редактировать ]IEC 60958 (ранее IEC 958) — Международной электротехнической комиссии на стандарт цифровые аудиоинтерфейсы . Он воспроизводит профессиональный стандарт цифрового аудиосоединения AES3 и его потребительскую версию S/PDIF .
Стандарт состоит из нескольких частей:
- МЭК 60958-1: Общие сведения
- МЭК 60958-2: Режим доставки информации о программном обеспечении
- МЭК 60958-3: Потребительские приложения.
- МЭК 60958-4: Профессиональные приложения.
- МЭК 60958-5: Расширение потребительских приложений
AES-2id
[ редактировать ]AES-2id — это информационный документ AES, опубликованный Обществом аудиоинженеров. [3] для цифровой аудиотехники — Рекомендации по использованию интерфейса AES3. В этом документе представлены рекомендации по использованию AES3, Рекомендуемой практики AES для цифровой аудиотехники, формата последовательной передачи для двухканальных линейно представленных цифровых аудиоданных. В этом документе также содержится описание родственных стандартов, используемых вместе с AES3, таких как AES11 . Полную информацию об AES-2id можно изучить в разделе стандартов на Общества аудиоинженеров . веб-сайте [4] загрузив копии документа AES-2id в виде PDF-файла.
Аппаратные соединения
[ редактировать ]Стандарт AES3 соответствует части 4 международного стандарта IEC 60958. Из типов физических соединений, определенных в IEC 60958, широко используются два.
МЭК 60958 тип I
[ редактировать ]
Для соединений типа I используется симметричная трехпроводная витая пара сопротивлением 110 Ом с разъемами XLR . Соединения типа I чаще всего используются в профессиональных установках и считаются стандартным разъемом для AES3. Аппаратный интерфейс обычно реализуется с использованием линейных драйверов и приемников RS-422 .
Конец кабеля | Конец устройства | |
---|---|---|
Вход | XLR-штекер | гнездо XLR |
Выход | XLR-разъем типа «мама» | XLR штекерный разъем |
МЭК 60958 тип II
[ редактировать ]IEC 60958 Type II определяет несбалансированный электрический или оптический интерфейс для приложений бытовой электроники . Предшественником спецификации IEC 60958 Type II был цифровой интерфейс Sony/Philips или S/PDIF . Оба были основаны на оригинальной работе AES/EBU. S/PDIF и AES3 взаимозаменяемы на уровне протокола, но на физическом уровне они определяют разные уровни электрической сигнализации и импедансы , что может быть существенным в некоторых приложениях.
Разъем BNC
[ редактировать ]
Сигналы AES/EBU также можно передавать с помощью несимметричных разъемов BNC с помощью коаксиального кабеля сопротивлением 75 Ом. Несбалансированная версия имеет очень большую дальность передачи по сравнению с максимальной длиной 150 метров для балансной версии. [5] Стандарт AES-3id определяет разъемом BNC электрический вариант AES3 с на 75 Ом. При этом используются те же кабели, коммутационные соединения и инфраструктура, что и при аналоговом или цифровом видео, и поэтому это широко распространено в индустрии вещания.
Протокол
[ редактировать ]
- Протокол низкого уровня для передачи данных в AES3 и S/PDIF во многом идентичен, и последующее обсуждение применимо к S/PDIF, если не указано иное.
AES3 был разработан в первую очередь для поддержки стереофонического формате PCM звука в либо в формате DAT с частотой 48 кГц, либо в формате CD с частотой 44,1 кГц. Не было предпринято никаких попыток использовать оператора связи, способного поддерживать оба тарифа; вместо этого AES3 позволяет обрабатывать данные на любой скорости и кодировать тактовый сигнал и данные вместе с использованием кода двухфазной метки (BMC).
Каждый бит занимает один временной интервал . Каждый аудиосэмпл (до 24 бит) объединяется с четырьмя битами флага и преамбулой синхронизации длиной в четыре временных интервала, образуя подкадр из 32 временных интервалов. 32 временных интервала каждого подкадра распределяются следующим образом:
Временной интервал | Имя | Описание |
---|---|---|
0–3 | Преамбула | Преамбула синхронизации (нарушение кода двухфазной метки) для аудиоблоков, кадров и подкадров. |
4–7 | Вспомогательный образец (по желанию) | Вспомогательный канал низкого качества, используемый, как указано в слове состояния канала, особенно для обратной связи с продюсером или звукозаписи связи между студией . |
8–27 или 4–27 | Аудио образец | Одна выборка сохраняется со старшим битом (MSB) последней. Если используется вспомогательная выборка, биты 4–7 не включаются. Данные с меньшей битовой глубиной выборки всегда имеют старший разряд в бите 27 и расширяются до нуля в сторону младшего бита (LSB). |
28 | Validity (V) | Не установлено, если аудиоданные верны и подходят для цифро-аналогового преобразования. При наличии дефектных образцов приемному оборудованию может быть дано указание отключить звук на выходе. Он используется большинством проигрывателей компакт-дисков для обозначения того, что происходит сокрытие, а не исправление ошибок. |
29 | Данные пользователя (U) | Формирует поток последовательных данных для каждого канала (по 1 биту на кадр) в формате, указанном в слове состояния канала. |
30 | Статус канала (С) | Биты каждого кадра аудиоблока сопоставляются, образуя 192-битное слово состояния канала. ли AES3 или S/PDIF Его структура зависит от того, используется . |
31 | Паритет (П) | Бит четности для обнаружения ошибок при передаче данных. Исключает преамбулу; Биты 4–31 имеют четное количество единиц. |
Два подкадра (A и B, обычно используемые для левого и правого аудиоканалов) составляют кадр . Кадры содержат 64-битные периоды и создаются один раз за период выборки звука. На самом высоком уровне каждые 192 последовательных кадра группируются в аудиоблок . Хотя семплы повторяются каждый раз в кадре, метаданные передаются только один раз для каждого аудиоблока. При частоте дискретизации 48 кГц имеется 250 аудиоблоков в секунду и 3 072 000 временных интервалов в секунду, поддерживаемые двухфазным тактовым сигналом 6,144 МГц. [6]
Преамбула синхронизации
[ редактировать ]Преамбула синхронизации представляет собой специально закодированную преамбулу , которая идентифицирует подкадр и его положение в аудиоблоке. Преамбулы не являются обычными битами данных, закодированными в BMC, хотя они по-прежнему имеют нулевое смещение постоянного тока .
Возможны три преамбулы:
- X (или M): 11100010 2 , если предыдущий временной интервал был 0 , 00011101 2, если он был 1 . (Эквивалентно кодировке 10010011 2 NRZI .) Отмечает слово для канала A (слева), отличное от начала аудиоблока.
- Y (или W): 11100100 2 , если предыдущий временной интервал был 0 , 00011011 2, если он был 1 . (Эквивалентно кодировке 10010110 2 NRZI .) Отмечает слово для канала B (справа).
- Z (или B): 11101000 2 , если предыдущий временной интервал был 0 , 00010111 2, если он был 1 . (Эквивалентно кодировке 10011100 2 NRZI .) Отмечает слово для канала A (слева) в начале аудиоблока.
Три преамбулы в стандарте AES3 называются X, Y, Z; и M, W, B в IEC 958 (расширение AES).
8-битные преамбулы передаются во время, отведенное первым четырем временным интервалам каждого подкадра (временные интервалы от 0 до 3). Любой из трех отмечает начало подкадра. X или Z отмечает начало кадра, а Z отмечает начало аудиоблока.
| 0 | 1 | 2 | 3 | | 0 | 1 | 2 | 3 | Time slots _____ _ _____ _ / \_____/ \_/ \_____/ \_/ \ Preamble X _____ _ ___ ___ / \___/ \___/ \_____/ \_/ \ Preamble Y _____ _ _ _____ / \_/ \_____/ \_____/ \_/ \ Preamble Z ___ ___ ___ ___ / \___/ \___/ \___/ \___/ \ All 0 bits BMC encoded _ _ _ _ _ _ _ _ / \_/ \_/ \_/ \_/ \_/ \_/ \_/ \_/ \ All 1 bits BMC encoded | 0 | 1 | 2 | 3 | | 0 | 1 | 2 | 3 | Time slots
В двухканальном AES3 преамбулы образуют шаблон ZYXYXYXY..., но эту структуру легко расширить на дополнительные каналы (больше подкадров на кадр), каждый с преамбулой Y, как это делается в протоколе MADI .
Слово состояния канала
[ редактировать ]В каждом подкадре имеется один бит состояния канала, всего 192 бита или 24 байта для каждого канала в каждом блоке. В стандартах AES3 и S/PDIF содержимое 192-битного слова состояния канала существенно различается, хотя они согласны с тем, что первый бит состояния канала различает эти два слова. В случае AES3 стандарт подробно описывает функцию каждого бита. [1]
- Байт 0: основные управляющие данные: частота дискретизации, сжатие, выделение.
- бит 0: значение 1 указывает, что это данные о состоянии канала AES3. 0 указывает, что это данные S/PDIF.
- бит 1: значение 0 указывает, что это линейные аудиоданные PCM. Значение 1 указывает на другие данные (обычно не аудио).
- биты 2–4: указывают тип предыскажения сигнала , применяемого к данным. Обычно устанавливается на 100 2 (нет).
- бит 5: значение 0 указывает, что источник привязан к некоторой (неуказанной) внешней синхронизации времени. Значение 1 указывает на разблокированный источник.
- биты 6–7: частота дискретизации. Эти биты избыточны при передаче звука в реальном времени (приемник может напрямую наблюдать за частотой дискретизации), но полезны, если данные AES3 записываются или сохраняются иным образом. Параметры не указаны: 48 кГц (по умолчанию), 44,1 кГц и 32 кГц. Дополнительные параметры частоты дискретизации могут быть указаны в поле расширенной частоты дискретизации (см. ниже).
- Байт 1: указывает, является ли аудиопоток стерео, моно или какой-либо другой комбинацией.
- биты 0–3: указывают взаимосвязь двух каналов; это могут быть несвязанные аудиоданные, стереопара, дублированные моноданные, музыка и голосовые комментарии, стереосумма/разностный код.
- биты 4–7: используются для указания формата слова пользовательского канала.
- Байт 2: длина аудио слова.
- биты 0–2: использование дополнительных битов. Это указывает, как используются вспомогательные биты (временные интервалы 4–7). Обычно устанавливается на 000 2 (не используется) или 001 2 (используется для 24-битных аудиоданных).
- биты 3–5: длина слова. Указывает размер выборки относительно максимума в 20 или 24 бита. Можно указать 0, 1, 2 или 4 недостающих бита. Неиспользуемые биты заполняются нулями, но функции обработки звука, такие как микширование, обычно заполняют их действительными данными без изменения эффективной длины слова.
- биты 6–7: не используются
- Байт 3: используется только для многоканальных приложений. [ нужны дальнейшие объяснения ]
- Байт 4: дополнительная информация о частоте дискретизации. [ нужны дальнейшие объяснения ]
- Биты 0–1: указывают уровень эталонной частоты дискретизации согласно AES11.
- бит 2: Зарезервировано
- биты 3–6: расширенная частота дискретизации. Это указывает на другие частоты дискретизации, не представленные в байте 0, битах 6–7. Значения присвоены 24, 96 и 192 кГц, а также 22,05, 88,2 и 176,4 кГц.
- бит 7: Флаг масштабирования частоты дискретизации. Если установлено, это означает, что частота дискретизации умножается на 1/1,001, чтобы соответствовать NTSC . частоте кадров видео
- Байт 5: зарезервирован
- Байты 6–9: четыре ASCII символа для указания происхождения канала. Широко используется в больших студиях.
- Байты 10–13: четыре символа ASCII, обозначающие назначение канала, для управления автоматическими переключателями. Реже используется.
- Байты 14–17: 32-битный адрес выборки, увеличивающийся от блока к блоку на 192 (поскольку в каждом блоке содержится 192 кадра). На частоте 48 кГц это происходит примерно каждый день. [а]
- Байты 18–21: 32-битное смещение адреса выборки для обозначения выборок с полуночи. [7]
- Байт 22: Индикация надежности слова состояния канала.
- биты 0–3: зарезервированы
- бит 4: если установлен, байты 0–5 (формат сигнала) являются ненадежными.
- бит 5: если установлен, байты 6–13 (метки каналов) являются ненадежными.
- бит 6: если установлен, байты 14–17 (адрес выборки) ненадежны.
- бит 7: если установлен, байты 18–21 (метка времени) являются ненадежными.
- Байт 23: CRC . Этот байт используется для обнаружения повреждения слова состояния канала, которое может быть вызвано переключением среднего блока. [б]
Встроенный тайм-код
[ редактировать ]Данные тайм-кода SMPTE могут быть встроены в сигналы AES3. Его можно использовать для синхронизации , а также для регистрации и идентификации аудиоконтента. Оно встроено в виде 32-битного двоичного слова в байты с 18 по 21 данных о состоянии канала. [8]
Стандарт AES11 предоставляет информацию о синхронизации цифровых аудиоструктур. [9]
Стандарт AES52 описывает, как вставлять уникальные идентификаторы в битовый поток AES3. [10]
СМПТЭ 2110
[ редактировать ]SMPTE 2110-31 определяет, как инкапсулировать поток данных AES3 в пакеты транспортного протокола реального времени для передачи по IP-сети с использованием инфраструктуры многоадресной рассылки на основе IP SMPTE 2110. [11]
СМПТЭ 302М
[ редактировать ]SMPTE 302M -2007 определяет, как инкапсулировать поток данных AES3 в транспортный поток MPEG для телевизионных приложений. [12]
Другие форматы
[ редактировать ]Цифровой аудиоформат AES3 также может передаваться по сети с асинхронным режимом передачи . Стандартом упаковки кадров AES3 в ячейки ATM является AES47 .
См. также
[ редактировать ]- ADAT Lightpipe – многоканальный оптический цифровой аудиоинтерфейс
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Спецификация цифрового аудиоинтерфейса AES/EBU (Интерфейс AES/EBU)» (PDF) . Европейский вещательный союз. 2004 . Проверено 7 января 2014 г.
- ^ «О стандартах AES» . Общество аудиоинженеров . Проверено 7 января 2014 г.
В 1977 году, стимулируемый растущей потребностью в стандартах цифрового звука, был сформирован Комитет по стандартам цифрового аудио AES.
- ^ Официальный сайт AES
- ^ Веб-сайт стандартов
- ^ Джон Эммет (1995), Технические рекомендации: цифровой аудиоинтерфейс EBU/AES (PDF) , Европейский вещательный союз
- ^ Робин, Майкл (1 сентября 2004 г.). «Стандарт распределения цифрового аудиосигнала AES/EBU» . Broadcastengineering.com. Архивировано из оригинала 9 июля 2012 г. Проверено 13 мая 2012 г.
- ^ «Спецификация цифрового аудиоинтерфейса AES/EBU (Интерфейс AES/EBU)» (PDF) . Европейский вещательный союз. 2004. с. 12 . Проверено 7 января 2014 г.
Байты с 18 по 21, биты с 0 по 7: образец кода адреса времени суток. Значение (каждый байт): 32-битное двоичное значение, представляющее первую выборку текущего блока. LSB передаются первыми. Значение по умолчанию должно быть логическим «0». Примечание. Это время суток, установленное во время исходного кодирования сигнала, и оно должно оставаться неизменным во время последующих операций. Значение всех нулей для кода адреса двоичной выборки должно, в целях перекодирования в реальном времени или, в частности, во временные коды, приниматься за полночь (т. е. 00 часов, 00 минут, 00 секунд, 00 кадра). Транскодирование двоичного числа в любой обычный временной код требует точной информации о частоте дискретизации, чтобы обеспечить точное время выборки.
- ^ Рэтклифф, Джон (1999). Таймкод: Руководство пользователя . Фокальная пресса. стр. 226, 228. ISBN. 0-240-51539-0 .
- ^ AES11-2009 (r2019): Рекомендованная практика AES для цифровой аудиотехники — Синхронизация цифрового аудиооборудования в студийных операциях , Общество аудиоинженеров , 2009 г.
- ^ AES52-2006 (r2017): Стандарт AES для цифровой аудиотехники — Вставка уникальных идентификаторов в транспортный поток AES3 , Audio Engineering Society , 2006
- ^ «ST 2110-31:2018 — Стандарт SMPTE — Профессиональная передача данных по управляемым IP-сетям: прозрачный транспорт AES3» , St 2110-31:2018 : 1–12, август 2018 г., doi : 10.5594/SMPTE.ST2110-31.2018 , ISBN 978-1-68303-151-2 [ мертвая ссылка ]
- ^ «ST 302:2007 — Стандарт SMPTE — Для телевидения — отображение данных AES3 в транспортный поток MPEG-2» , St 302:2007 : 1–9, октябрь 2007 г., doi : 10.5594/SMPTE.ST302.2007 , ISBN 978-1-68303-151-2 , заархивировано из оригинала 3 июня 2018 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уоткинсон, Джон (2001). Искусство цифрового аудио, третье издание . Фокальная пресса. ISBN 0-240-51587-0 .
- Уоткинсон, Джон (август 1989 г.). «Цифровой аудиоинтерфейс AES/EBU» . Конференция в Великобритании: Интерфейс AES/EBU . ЭБУ-02.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Страница загрузки стандарта AES3
- Европейский вещательный союз, Спецификация цифрового аудиоинтерфейса (Интерфейс AES/EBU) Tech 3250-E, третье издание (2004 г.)
- Эммет, Джон (1995). «Инженерные рекомендации: цифровой аудиоинтерфейс EBU/AES» (PDF) . ЭБУ .
- Марк Йонг (июнь – июль 2005 г.). «Еще раз о статусе канала AES3» (PDF) . Состав (101): 20–22. Архивировано из оригинала (PDF) 1 мая 2015 г. Проверено 1 сентября 2013 г.
- «Настройки байта состояния канала AES3/AES-EBU» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2012 г. Проверено 24 марта 2009 г.
- IEC – Историческая коллекция , IHS