Шоссе Смерти
Шоссе Смерти | |||||
---|---|---|---|---|---|
Часть войны в Персидском заливе | |||||
![]() Разбитые и брошенные автомобили на шоссе 80 в апреле 1991 года. | |||||
| |||||
Воюющие стороны | |||||
![]() | |||||
Командиры и лидеры | |||||
![]() | Нет централизованного руководства | ||||
Жертвы и потери | |||||
Никто |
|
« Шоссе смерти» ( араб . طريق الموت ṭarīq al-mawt ) — шестиполосное шоссе между Кувейтом и Ираком, официально известное как шоссе 80 . Он проходит от города Кувейт до приграничного города Сафван в Ираке, а затем до иракского города Басра . Дорога использовалась иракскими бронетанковыми дивизиями во время вторжения в Кувейт в 1990 году . Он был отремонтирован после войны в Персидском заливе и использовался американскими и британскими войсками на начальных этапах вторжения в Ирак в 2003 году . [ 5 ]
Во время наступления коалиции под руководством США во время войны в Персидском заливе американская, канадская , британская и французская авиация и сухопутные войска атаковали отступающих иракских военнослужащих, пытавшихся покинуть Кувейт в ночь с 26 на 27 февраля 1991 года, что привело к уничтожению сотни транспортных средств и гибель многих пассажиров. От 1400 до 2000 автомобилей были повреждены или брошены на главном шоссе 80 к северу от Аль-Джахры .
Сцены разрушений на дороге являются одними из самых узнаваемых образов войны, и предполагается, что они сыграли роль в решении президента Джорджа Буша-старшего объявить о прекращении боевых действий на следующий день. [ 6 ] Многие иракские войска успешно переправились через реку Евфрат США , и, по оценкам Разведывательного управления Министерства обороны , от 70 000 до 80 000 военнослужащих из разбитых дивизий в Кувейте могли бежать в Басру, избежав захвата. [ 7 ]
шоссе 80
[ редактировать ]Атака началась 26-го числа, когда А-6 «Интрудер штурмовики морской пехоты США » 3-го авиакрыла заблокировали голову и хвост колонны на шоссе 80, обстреляв мощную колонну транспортных средств, состоящую в основном из иракской регулярной армии, сил ракетами Mk- 20 кассетных бомб Rockeye II эффективно загнали иракские силы в огромную пробку, когда началась серьезная стрельба по индейкам , создавая цели для последующих авиаударов. В течение следующих десяти часов десятки самолетов морской пехоты США , ВВС США и ВМС США с авианосца USS Ranger (CV/CVA-61) атаковали конвой, используя различное оружие. Транспортные средства, пережившие воздушные атаки, позже были атакованы прибывшими наземными подразделениями коалиции, в то время как большинство транспортных средств, которым удалось избежать пробки и продолжить движение по дороге на север, были атакованы индивидуально. Пробка на дороге возле полицейского участка Мутла-Ридж превратилась в длинную непрерывную линию из более чем 300 застрявших и брошенных автомобилей, которую иногда называют «Милей смерти». Обломки, найденные на шоссе, состояли как минимум из 28 танков и другой бронетехники, а также многих других. конфискованные гражданские автомобили и автобусы, наполненные украденным кувейтским имуществом. [ 8 ]
Число погибших в результате нападения остается неизвестным. Британский журналист Роберт Фиск сказал, что он «потерял счет иракским трупам, застрявшим среди тлеющих обломков или упавшим лицом вниз в песок» на главном объекте, и видел сотни трупов, разбросанных по дороге до иракской границы. Американский журналист Боб Дрогин сообщил, что видел «десятки» мертвых солдат «внутри и вокруг машин, искалеченных и раздутых в дрейфующих песках пустыни». Исследование 2003 года, проведенное Проектом оборонных альтернатив (PDA), показало, что менее 10 000 человек ехали в отрезанном главном караване, а когда начались бомбардировки, большинство из них просто оставили свои машины, чтобы уйти через пустыню или в близлежащие болота, где некоторые умерли от их раны, а некоторые позже были взяты в плен. По данным PDA, часто повторяемая заниженная оценка числа погибших в результате нападения составляет 200–300 человек, о которой сообщил журналист Майкл Келли (который лично насчитал 37 тел), но минимальное число погибших в размере не менее 500–600 кажется более правдоподобным. [ 9 ]
В 1993 году The Washington Post взяла интервью у иракца, пережившего нападения: [ 9 ]
Были уничтожены сотни машин, кричали солдаты. [...] Была ночь, когда упали бомбы, осветив обгоревшие машины, тела на обочине дороги и солдат, распростертых на земле, пострадавших от кассетных бомб , когда они пытались сбежать из своих машин. Я видел сотни таких солдат, но моей главной целью было достичь Басры . Мы приехали пешком.
шоссе 8
[ редактировать ]
элитной Иракской республиканской гвардии, пытались Иракские войска, включая 1-ю бронетанковую дивизию Хаммурапи либо передислоцироваться, либо скрыться на шоссе 8 и вблизи него, продолжении шоссе 80 в Ираке. [ 7 ] Они были атакованы на гораздо большей территории небольшими группами артиллерийскими подразделениями США и батальоном ударных вертолетов AH-64 Apache, действовавшим под командованием генерала Барри Маккаффри . Сотни преимущественно военной иракской техники, сгруппированные в оборонительные порядки примерно из дюжины машин, затем систематически уничтожались на 50-мильном участке шоссе и в близлежащей пустыне.
По оценкам PDA, число убитых там составило 300–400 или более, в результате чего вероятное общее число погибших на обоих шоссе составило как минимум 800 или 1000. [ 9 ] Большая колонна, состоящая из остатков дивизии Хаммурапи, пытавшаяся отойти в безопасное место в Багдаде, также была атакована и уничтожена глубоко внутри иракской территории силами генерала Маккаффри несколько дней спустя, 2 марта, в послевоенном стиле «стрельбы по индейке». инцидент, известный как битва при Румайле . [ 7 ]
Споры
[ редактировать ]Нападения вызвали споры: некоторые комментаторы утверждали, что они представляют собой непропорциональное применение силы, заявляя, что иракские войска отступали из Кувейта в соответствии с первоначальной резолюцией ООН 660 от 2 августа 1990 года, и что в колонне были кувейтские заложники. [ 10 ] и гражданские беженцы. Сообщается, что среди беженцев были женщины и дети, члены семей проиракских, поддерживающих ООП палестинских боевиков и кувейтских коллаборационистов, которые бежали незадолго до того, как вернувшиеся кувейтские власти оказали давление на почти 200 000 палестинцев, чтобы они покинули Кувейт . Активист и бывший генеральный прокурор США Рэмси Кларк утверждал, что эти нападения нарушили Третью Женевскую конвенцию , общую статью 3, которая запрещает убийство солдат, которые «вышли из боя». [ 11 ] Кларк включил это в свой отчет 1991 года « ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: отчет о военных преступлениях Соединенных Штатов против Ирака Комиссии по расследованию Международного трибунала по военным преступлениям» . [ 12 ]
Кроме того, журналист Сеймур Херш , ссылаясь на американских свидетелей, утверждал, что взвод американских боевых машин «Брэдли» из 1-й бригады 24-й пехотной дивизии открыл огонь по большой группе из более чем 350 разоруженных иракских солдат, которые сдались на импровизированном военном контрольно-пропускном пункте после бегства. разрушения на шоссе 8 27 февраля, очевидно, затронувшие некоторых или всех из них. Сотрудники военной разведки США, дежурившие на контрольно-пропускном пункте, заявили, что их тоже обстреляли из тех же транспортных средств, и во время инцидента они едва скрылись на машине. [ 6 ] Журналистка Джорджи Энн Гейер раскритиковала статью Херша, заявив, что он не представил «вообще никаких реальных доказательств того, что такие обвинения, которые были озвучены, расследованы, а затем отклонены военными после войны, верны». [ 13 ]
Прежде чем военная полиция США была задействована для охраны обломков, имело место разграбление действующего иракского оружия. [ 14 ]
Генерал Норман Шварцкопф заявил в 1995 году: [ 3 ]
Первая причина, по которой мы разбомбили шоссе, ведущее на север от Кувейта, заключается в том, что на этом шоссе было много военной техники, и я отдал приказ всем своим командирам, что мне нужна каждая единица иракской техники, которую мы можем уничтожить. Во-вторых, это была не группа невинных людей, просто пытавшихся вернуться через границу в Ирак. Это была группа насильников, убийц и головорезов, которые насиловали и грабили центр Кувейта и теперь пытались выбраться из страны, прежде чем их поймают.
Однако, по данным Института исследований внешней политики , «внешность была обманчива»: [ 15 ]
Послевоенные исследования показали, что большинство обломков на дороге в Басре были оставлены иракцами до того, как подверглись обстрелу , и что фактические потери противника были невелики. Более того, опросы общественного мнения показали, что эти изображения в значительной степени не повлияли на американскую поддержку войны. (Арабское и мусульманское общественное мнение, конечно, было еще одним вопросом, который, Пауэлла .) возможно, справедливо беспокоил
Фотожурналист Питер Тернли опубликовал фотографии массовых захоронений на месте происшествия. [ 16 ] Тернли писал:
Я вылетел из своего дома в Париже в Эр-Рияд , когда началась наземная война, и прибыл на «милю смерти» очень рано утром в день окончания войны. Когда я прибыл на эту невероятную сцену с кровавой бойней, там было мало других журналистов. На этом милем участке стояли легковые и грузовые автомобили, колеса которых все еще вращались, а радио все еще работало. Тела были разбросаны по дороге. Многие задавались вопросом, сколько людей погибло во время войны с Ираком, но на этот вопрос так и не было получено должного ответа. В то первое утро я увидел и сфотографировал «могильник» американских военных, хоронивший множество тел в больших могилах. Я не припомню, чтобы видел много телевизионных изображений этих человеческих последствий. Я также не помню, чтобы было опубликовано много фотографий этих жертв.
Журнал Time прокомментировал: [ 10 ]
Фотографии были одними из самых потрясающих за всю историю войны в Персидском заливе: миля за милей сожженных, разбитых, разрушенных транспортных средств всех видов — танков, броневиков, грузовиков, автомобилей и даже украденных кувейтских пожарных машин — засоряющих шоссе, ведущее из Эль-Кувейта. в Басру. Некоторых американцев эти фотографии тоже вызвали тошноту. [...] После войны корреспонденты действительно нашли несколько легковых и грузовых автомобилей с обгоревшими кузовами, а также много брошенных машин. Их обитатели бежали пешком, и американские самолеты часто не стреляли по ним.
В популярной культуре
[ редактировать ]- В 1991 году газета The Guardian поручила британскому поэту-антивоеннику Тони Харрисону почтить память войны и, в частности, «Шоссе смерти». [ 17 ] Его стихотворение «Холодное пришествие » началось с экфрастического изображения графической фотографии, сделанной на шоссе 8 фотожурналистом Кеннетом Джареке .
- В песне 1992 года индастриал-метал- группы Ministry "Hero" в конце первого куплета прямо упоминается "Шоссе смерти".
- В романе Иэна Бэнкса 1993 года «Соучастие» 12-я глава (из 13-ти) называется «Дорога Басры», и в ней используются образы, а не фраза.
- Галисийская группа Sinestro Total записала «Autopista de Basra» для своего альбома 1993 года «Made in Japan» . [ 18 ]
- В фильме 2005 года «Морская голова» есть сцена, в которой группа морских пехотинцев США проходит по Шоссе Смерти.
- В видеоигре Call of Duty: Modern Warfare 2019 года аналогично засыпанная дорога в вымышленной ближневосточной стране Урзикстан названа «Шоссе смерти». [ 19 ] В данном случае нападение осуществлено российскими силами, что привело к обвинениям в адрес игры в историческом ревизионизме. [ 20 ] [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Дороги в Кувейте
- Битва на свалке
- Дорога Смерти ( Тодесганг )
- Адское шоссе (значения)
- Раате Роуд
- Операция Мерсад
- Битва за Фаллуджу (2016 г.) - В конце этой битвы силы США и Ирака провели аналогичную крупномасштабную бомбардировку отступающих ИГИЛ . боевиков
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Холсти, Оле Р. (2011). «Прелюдия: Соединенные Штаты и Ирак перед войной в Ираке» . Американское общественное мнение о войне в Ираке . Издательство Мичиганского университета . п. 20. дои : 10.3998/mpub.1039750 . ISBN 978-0-472-03480-2 . JSTOR 10.3998/mpub.1039750.6 .
Воздушные атаки нанесли тяжелые потери отступающим силам, идущим по так называемому «шоссе смерти». Американские, британские и французские подразделения преследовали иракцев на расстоянии до 150 миль от Багдада.
- ^ Тейлор, Скотт (2004). Среди прочего: Встречи с забытыми туркменами Ирака . Книги Esprit de Corps. п. 92. ИСБН 978-1-895896-26-8 .
Канадские истребители CF-18, базирующиеся в Катаре, были оснащены только ракетами класса «воздух-воздух», поскольку их роль заключалась в обеспечении боевого воздушного патрулирования тыловых зон. Однако, узнав от пилотов союзников о том, что в Кувейте происходит массовая «стрельба по индейкам», были приняты неофициальные меры по оснащению канадцев американскими бомбами.
- ^ Jump up to: а б Джордоно, Джозеф (23 февраля 2003 г.). «Войска США вновь посещают место смертоносного обстрела войны в Персидском заливе» . Звезды и полосы . Архивировано из оригинала 16 января 2011 года . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ Такер, Спенсер С. , изд. (2010). Энциклопедия войн на Ближнем Востоке: Соединенные Штаты в конфликтах в Персидском заливе, Афганистане и Ираке: Соединенные Штаты в конфликтах в Персидском заливе, Афганистане и Ираке . Виртуальная справочная библиотека Гейла. Том. I. АВС-КЛИО. п. 710. ИСБН 978-1-85109-948-1 .
- ^ Томпсон, Марк (3 мая 2012 г.). «Ограбление на шоссе (смерти)» . Время . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Херш, Сеймур М. (22 мая 2000 г.). «Подавляющая сила: что произошло в последние дни войны в Персидском заливе?» . Житель Нью-Йорка . стр. 48–82 . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Дивизия Хаммурапи (бронетанковая)» . GlobalSecurity.org . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Александр, Дэвид (4 марта 1991 г.). «Кувейтцы рассказывают о терроре иракской оккупации» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Конетта, Карл (20 октября 2003 г.). «Приложение 2: Погибшие иракские комбатанты и мирное население в войне в Персидском заливе 1991 года» . Плата за войну: гибель иракских комбатантов и мирного населения в конфликте 2003 года . Проект «Защитные альтернативы». Архивировано из оригинала 4 января 2016 года . Проверено 19 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Дорога Смерти, новое посещение» . Время . 18 марта 1991 года. Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 года.
- ^ Сциолино, Элейн (22 февраля 1998 г.). «Мир: Театр войны; Новое лицо битвы в жирной краске» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 декабря 2008 г.
- ^ Кларк, Рэмси ; и др. ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: Отчет о военных преступлениях США против Ирака, представленный Комиссии по расследованию Международного трибунала по военным преступлениям (Отчет). Комиссия по расследованию Международного трибунала по военным преступлениям. Архивировано из оригинала 15 февраля 2013 года.
- ^ Гейер, Джорджи Энн (19 мая 2000 г.). «Заблуждения Сеймура Херша о войне в Персидском заливе» . Чикаго Трибьюн . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Смит, Элисон (ведущая); Шлезингер, Джо (репортер) (2 марта 1991 г.). «Дорога смерти войны в Персидском заливе» . Субботний репортаж . Получено 3 января 2021 г. - из цифрового архива CBC.
- ^ Перлмуттер, Дэвид Д. (27 января 2005 г.). «Фотожурналистика и международные отношения» . Институт исследований внешней политики . Архивировано из оригинала 11 сентября 2007 года . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Тернли, Питер (декабрь 2002 г.). «Невидимая война в Персидском заливе» . Цифровой журналист . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Харрисон, Тони (14 февраля 2003 г.). «Холодное наступление» . Хранитель . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ «Полная потеря — шоссе Басра» .
- ^ «Call of Duty: Modern Warfare сталкивается с негативной реакцией России» . Новости Би-би-си . 29 октября 2019 года . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Кент, Эмма (28 октября 2019 г.). «Call of Duty: Modern Warfare обвиняют в «переписывании истории», чтобы обвинить Россию в спорных атаках США» . Еврогеймер . Проверено 3 января 2021 г.
- ^ Уэлен, Эндрю (28 октября 2019 г.). « Call of Duty: Modern Warfare переписывает «Шоссе смерти» как российскую атаку, а не американскую» . Newsweek . Проверено 3 января 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотографии уничтоженной военной техники, сделанные современным американским военнослужащим
- Фотографии «Шоссе смерти», сделанные в 1991 году кувейтским журналистом. Архивировано 7 августа 2020 года в Wayback Machine.
- Карта Кувейта в высоком разрешении. Шоссе 80 ведет на север от города Кувейт через Аль-Джахру.