Jump to content

Шоссе Смерти

Координаты : 29 ° 23'03 "N 47 ° 39'06" E  /  29,3842 ° N 47,6518 ° E  / 29,3842; 47.6518
(Перенаправлено с шоссе 80 (Кувейт) )

Шоссе Смерти
Часть войны в Персидском заливе

Разбитые и брошенные автомобили на шоссе 80 в апреле 1991 года.
Дата 25–27 февраля 1991 г.
Расположение
Дороги из Кувейта в сторону Ирака
29 ° 23'03 "N 47 ° 39'06" E  /  29,3842 ° N 47,6518 ° E  / 29,3842; 47.6518
Воюющие стороны
 Ирак
Командиры и лидеры
Соединенные Штаты Норман Шварцкопф [ 3 ] Нет централизованного руководства
Жертвы и потери
Никто
  • 200–1000+ убитых
  • 2000 взято в плен [ 4 ]
  • 1800–2700 автомобилей уничтожены или брошены.

« Шоссе смерти» ( араб . طريق الموت ṭarīq al-mawt ) — шестиполосное шоссе между Кувейтом и Ираком, официально известное как шоссе 80 . Он проходит от города Кувейт до приграничного города Сафван в Ираке, а затем до иракского города Басра . Дорога использовалась иракскими бронетанковыми дивизиями во время вторжения в Кувейт в 1990 году . Он был отремонтирован после войны в Персидском заливе и использовался американскими и британскими войсками на начальных этапах вторжения в Ирак в 2003 году . [ 5 ]

Во время наступления коалиции под руководством США во время войны в Персидском заливе американская, канадская , британская и французская авиация и сухопутные войска атаковали отступающих иракских военнослужащих, пытавшихся покинуть Кувейт в ночь с 26 на 27 февраля 1991 года, что привело к уничтожению сотни транспортных средств и гибель многих пассажиров. От 1400 до 2000 автомобилей были повреждены или брошены на главном шоссе 80 к северу от Аль-Джахры .

Сцены разрушений на дороге являются одними из самых узнаваемых образов войны, и предполагается, что они сыграли роль в решении президента Джорджа Буша-старшего объявить о прекращении боевых действий на следующий день. [ 6 ] Многие иракские войска успешно переправились через реку Евфрат США , и, по оценкам Разведывательного управления Министерства обороны , от 70 000 до 80 000 военнослужащих из разбитых дивизий в Кувейте могли бежать в Басру, избежав захвата. [ 7 ]

Два иракских танка Т-54/55 лежат брошенными возле Эль-Кувейта, 26 февраля 1991 года.

Атака началась 26-го числа, когда А-6 «Интрудер штурмовики морской пехоты США » 3-го авиакрыла заблокировали голову и хвост колонны на шоссе 80, обстреляв мощную колонну транспортных средств, состоящую в основном из иракской регулярной армии, сил ракетами Mk- 20 кассетных бомб Rockeye II эффективно загнали иракские силы в огромную пробку, когда началась серьезная стрельба по индейкам , создавая цели для последующих авиаударов. В течение следующих десяти часов десятки самолетов морской пехоты США , ВВС США и ВМС США с авианосца USS Ranger (CV/CVA-61) атаковали конвой, используя различное оружие. Транспортные средства, пережившие воздушные атаки, позже были атакованы прибывшими наземными подразделениями коалиции, в то время как большинство транспортных средств, которым удалось избежать пробки и продолжить движение по дороге на север, были атакованы индивидуально. Пробка на дороге возле полицейского участка Мутла-Ридж превратилась в длинную непрерывную линию из более чем 300 застрявших и брошенных автомобилей, которую иногда называют «Милей смерти». Обломки, найденные на шоссе, состояли как минимум из 28 танков и другой бронетехники, а также многих других. конфискованные гражданские автомобили и автобусы, наполненные украденным кувейтским имуществом. [ 8 ]

Число погибших в результате нападения остается неизвестным. Британский журналист Роберт Фиск сказал, что он «потерял счет иракским трупам, застрявшим среди тлеющих обломков или упавшим лицом вниз в песок» на главном объекте, и видел сотни трупов, разбросанных по дороге до иракской границы. Американский журналист Боб Дрогин сообщил, что видел «десятки» мертвых солдат «внутри и вокруг машин, искалеченных и раздутых в дрейфующих песках пустыни». Исследование 2003 года, проведенное Проектом оборонных альтернатив (PDA), показало, что менее 10 000 человек ехали в отрезанном главном караване, а когда начались бомбардировки, большинство из них просто оставили свои машины, чтобы уйти через пустыню или в близлежащие болота, где некоторые умерли от их раны, а некоторые позже были взяты в плен. По данным PDA, часто повторяемая заниженная оценка числа погибших в результате нападения составляет 200–300 человек, о которой сообщил журналист Майкл Келли (который лично насчитал 37 тел), но минимальное число погибших в размере не менее 500–600 кажется более правдоподобным. [ 9 ]

В 1993 году The Washington Post взяла интервью у иракца, пережившего нападения: [ 9 ]

Были уничтожены сотни машин, кричали солдаты. [...] Была ночь, когда упали бомбы, осветив обгоревшие машины, тела на обочине дороги и солдат, распростертых на земле, пострадавших от кассетных бомб , когда они пытались сбежать из своих машин. Я видел сотни таких солдат, но моей главной целью было достичь Басры . Мы приехали пешком.

Вид с воздуха на уничтоженную иракскую колонну, состоящую из танка Т-72 , ​​нескольких БМП-1 и Тип 63 , а также грузовиков на шоссе 8 в марте 1991 года. бронемашин

элитной Иракской республиканской гвардии, пытались Иракские войска, включая 1-ю бронетанковую дивизию Хаммурапи либо передислоцироваться, либо скрыться на шоссе 8 и вблизи него, продолжении шоссе 80 в Ираке. [ 7 ] Они были атакованы на гораздо большей территории небольшими группами артиллерийскими подразделениями США и батальоном ударных вертолетов AH-64 Apache, действовавшим под командованием генерала Барри Маккаффри . Сотни преимущественно военной иракской техники, сгруппированные в оборонительные порядки примерно из дюжины машин, затем систематически уничтожались на 50-мильном участке шоссе и в близлежащей пустыне.

По оценкам PDA, число убитых там составило 300–400 или более, в результате чего вероятное общее число погибших на обоих шоссе составило как минимум 800 или 1000. [ 9 ] Большая колонна, состоящая из остатков дивизии Хаммурапи, пытавшаяся отойти в безопасное место в Багдаде, также была атакована и уничтожена глубоко внутри иракской территории силами генерала Маккаффри несколько дней спустя, 2 марта, в послевоенном стиле «стрельбы по индейке». инцидент, известный как битва при Румайле . [ 7 ]

Брошенные автомобили засорили шоссе Басра-Кувейт на выезде из Эль-Кувейта после отступления иракских войск. Вид с крыши иракского танка 26 февраля 1991 года. В центре — Mercedes-Benz W126 S-класса.

Нападения вызвали споры: некоторые комментаторы утверждали, что они представляют собой непропорциональное применение силы, заявляя, что иракские войска отступали из Кувейта в соответствии с первоначальной резолюцией ООН 660 от 2 августа 1990 года, и что в колонне были кувейтские заложники. [ 10 ] и гражданские беженцы. Сообщается, что среди беженцев были женщины и дети, члены семей проиракских, поддерживающих ООП палестинских боевиков и кувейтских коллаборационистов, которые бежали незадолго до того, как вернувшиеся кувейтские власти оказали давление на почти 200 000 палестинцев, чтобы они покинули Кувейт . Активист и бывший генеральный прокурор США Рэмси Кларк утверждал, что эти нападения нарушили Третью Женевскую конвенцию , общую статью 3, которая запрещает убийство солдат, которые «вышли из боя». [ 11 ] Кларк включил это в свой отчет 1991 года « ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: отчет о военных преступлениях Соединенных Штатов против Ирака Комиссии по расследованию Международного трибунала по военным преступлениям» . [ 12 ]

Кроме того, журналист Сеймур Херш , ссылаясь на американских свидетелей, утверждал, что взвод американских боевых машин «Брэдли» из 1-й бригады 24-й пехотной дивизии открыл огонь по большой группе из более чем 350 разоруженных иракских солдат, которые сдались на импровизированном военном контрольно-пропускном пункте после бегства. разрушения на шоссе 8 27 февраля, очевидно, затронувшие некоторых или всех из них. Сотрудники военной разведки США, дежурившие на контрольно-пропускном пункте, заявили, что их тоже обстреляли из тех же транспортных средств, и во время инцидента они едва скрылись на машине. [ 6 ] Журналистка Джорджи Энн Гейер раскритиковала статью Херша, заявив, что он не представил «вообще никаких реальных доказательств того, что такие обвинения, которые были озвучены, расследованы, а затем отклонены военными после войны, верны». [ 13 ]

Прежде чем военная полиция США была задействована для охраны обломков, имело место разграбление действующего иракского оружия. [ 14 ]

Генерал Норман Шварцкопф заявил в 1995 году: [ 3 ]

Первая причина, по которой мы разбомбили шоссе, ведущее на север от Кувейта, заключается в том, что на этом шоссе было много военной техники, и я отдал приказ всем своим командирам, что мне нужна каждая единица иракской техники, которую мы можем уничтожить. Во-вторых, это была не группа невинных людей, просто пытавшихся вернуться через границу в Ирак. Это была группа насильников, убийц и головорезов, которые насиловали и грабили центр Кувейта и теперь пытались выбраться из страны, прежде чем их поймают.

Однако, по данным Института исследований внешней политики , «внешность была обманчива»: [ 15 ]

Послевоенные исследования показали, что большинство обломков на дороге в Басре были оставлены иракцами до того, как подверглись обстрелу , и что фактические потери противника были невелики. Более того, опросы общественного мнения показали, что эти изображения в значительной степени не повлияли на американскую поддержку войны. (Арабское и мусульманское общественное мнение, конечно, было еще одним вопросом, который, Пауэлла .) возможно, справедливо беспокоил

Фотожурналист Питер Тернли опубликовал фотографии массовых захоронений на месте происшествия. [ 16 ] Тернли писал:

Я вылетел из своего дома в Париже в Эр-Рияд , когда началась наземная война, и прибыл на «милю смерти» очень рано утром в день окончания войны. Когда я прибыл на эту невероятную сцену с кровавой бойней, там было мало других журналистов. На этом милем участке стояли легковые и грузовые автомобили, колеса которых все еще вращались, а радио все еще работало. Тела были разбросаны по дороге. Многие задавались вопросом, сколько людей погибло во время войны с Ираком, но на этот вопрос так и не было получено должного ответа. В то первое утро я увидел и сфотографировал «могильник» американских военных, хоронивший множество тел в больших могилах. Я не припомню, чтобы видел много телевизионных изображений этих человеческих последствий. Я также не помню, чтобы было опубликовано много фотографий этих жертв.

Журнал Time прокомментировал: [ 10 ]

Фотографии были одними из самых потрясающих за всю историю войны в Персидском заливе: миля за милей сожженных, разбитых, разрушенных транспортных средств всех видов — танков, броневиков, грузовиков, автомобилей и даже украденных кувейтских пожарных машин — засоряющих шоссе, ведущее из Эль-Кувейта. в Басру. Некоторых американцев эти фотографии тоже вызвали тошноту. [...] После войны корреспонденты действительно нашли несколько легковых и грузовых автомобилей с обгоревшими кузовами, а также много брошенных машин. Их обитатели бежали пешком, и американские самолеты часто не стреляли по ним.

[ редактировать ]
Подошва обуви и ржавые иракские танки лежат на «Шоссе смерти», 2003 год.
  • В 1991 году газета The Guardian поручила британскому поэту-антивоеннику Тони Харрисону почтить память войны и, в частности, «Шоссе смерти». [ 17 ] Его стихотворение «Холодное пришествие » началось с экфрастического изображения графической фотографии, сделанной на шоссе 8 фотожурналистом Кеннетом Джареке .
  • В песне 1992 года индастриал-метал- группы Ministry "Hero" в конце первого куплета прямо упоминается "Шоссе смерти".
  • В романе Иэна Бэнкса 1993 года «Соучастие» 12-я глава (из 13-ти) называется «Дорога Басры», и в ней используются образы, а не фраза.
  • Галисийская группа Sinestro Total записала «Autopista de Basra» для своего альбома 1993 года «Made in Japan» . [ 18 ]
  • В фильме 2005 года «Морская голова» есть сцена, в которой группа морских пехотинцев США проходит по Шоссе Смерти.
  • В видеоигре Call of Duty: Modern Warfare 2019 года аналогично засыпанная дорога в вымышленной ближневосточной стране Урзикстан названа «Шоссе смерти». [ 19 ] В данном случае нападение осуществлено российскими силами, что привело к обвинениям в адрес игры в историческом ревизионизме. [ 20 ] [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Холсти, Оле Р. (2011). «Прелюдия: Соединенные Штаты и Ирак перед войной в Ираке» . Американское общественное мнение о войне в Ираке . Издательство Мичиганского университета . п. 20. дои : 10.3998/mpub.1039750 . ISBN  978-0-472-03480-2 . JSTOR   10.3998/mpub.1039750.6 . Воздушные атаки нанесли тяжелые потери отступающим силам, идущим по так называемому «шоссе смерти». Американские, британские и французские подразделения преследовали иракцев на расстоянии до 150 миль от Багдада.
  2. ^ Тейлор, Скотт (2004). Среди прочего: Встречи с забытыми туркменами Ирака . Книги Esprit de Corps. п. 92. ИСБН  978-1-895896-26-8 . Канадские истребители CF-18, базирующиеся в Катаре, были оснащены только ракетами класса «воздух-воздух», поскольку их роль заключалась в обеспечении боевого воздушного патрулирования тыловых зон. Однако, узнав от пилотов союзников о том, что в Кувейте происходит массовая «стрельба по индейкам», были приняты неофициальные меры по оснащению канадцев американскими бомбами.
  3. ^ Jump up to: а б Джордоно, Джозеф (23 февраля 2003 г.). «Войска США вновь посещают место смертоносного обстрела войны в Персидском заливе» . Звезды и полосы . Архивировано из оригинала 16 января 2011 года . Проверено 27 июля 2009 г.
  4. ^ Такер, Спенсер С. , изд. (2010). Энциклопедия войн на Ближнем Востоке: Соединенные Штаты в конфликтах в Персидском заливе, Афганистане и Ираке: Соединенные Штаты в конфликтах в Персидском заливе, Афганистане и Ираке . Виртуальная справочная библиотека Гейла. Том. I. АВС-КЛИО. п. 710. ИСБН  978-1-85109-948-1 .
  5. ^ Томпсон, Марк (3 мая 2012 г.). «Ограбление на шоссе (смерти)» . Время . Проверено 19 декабря 2014 г.
  6. ^ Jump up to: а б Херш, Сеймур М. (22 мая 2000 г.). «Подавляющая сила: что произошло в последние дни войны в Персидском заливе?» . Житель Нью-Йорка . стр. 48–82 . Проверено 3 января 2021 г.
  7. ^ Jump up to: а б с «Дивизия Хаммурапи (бронетанковая)» . GlobalSecurity.org . Проверено 3 января 2021 г.
  8. ^ Александр, Дэвид (4 марта 1991 г.). «Кувейтцы рассказывают о терроре иракской оккупации» . Юнайтед Пресс Интернэшнл . Проверено 3 января 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Конетта, Карл (20 октября 2003 г.). «Приложение 2: Погибшие иракские комбатанты и мирное население в войне в Персидском заливе 1991 года» . Плата за войну: гибель иракских комбатантов и мирного населения в конфликте 2003 года . Проект «Защитные альтернативы». Архивировано из оригинала 4 января 2016 года . Проверено 19 декабря 2014 г.
  10. ^ Jump up to: а б «Дорога Смерти, новое посещение» . Время . 18 марта 1991 года. Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 года.
  11. ^ Сциолино, Элейн (22 февраля 1998 г.). «Мир: Театр войны; Новое лицо битвы в жирной краске» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 декабря 2008 г.
  12. ^ Кларк, Рэмси ; и др. ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: Отчет о военных преступлениях США против Ирака, представленный Комиссии по расследованию Международного трибунала по военным преступлениям (Отчет). Комиссия по расследованию Международного трибунала по военным преступлениям. Архивировано из оригинала 15 февраля 2013 года.
  13. ^ Гейер, Джорджи Энн (19 мая 2000 г.). «Заблуждения Сеймура Херша о войне в Персидском заливе» . Чикаго Трибьюн . Проверено 3 января 2021 г.
  14. ^ Смит, Элисон (ведущая); Шлезингер, Джо (репортер) (2 марта 1991 г.). «Дорога смерти войны в Персидском заливе» . Субботний репортаж . Получено 3 января 2021 г. - из цифрового архива CBC.
  15. ^ Перлмуттер, Дэвид Д. (27 января 2005 г.). «Фотожурналистика и международные отношения» . Институт исследований внешней политики . Архивировано из оригинала 11 сентября 2007 года . Проверено 3 января 2021 г.
  16. ^ Тернли, Питер (декабрь 2002 г.). «Невидимая война в Персидском заливе» . Цифровой журналист . Проверено 3 января 2021 г.
  17. ^ Харрисон, Тони (14 февраля 2003 г.). «Холодное наступление» . Хранитель . Проверено 27 июля 2009 г.
  18. ^ «Полная потеря — шоссе Басра» .
  19. ^ «Call of Duty: Modern Warfare сталкивается с негативной реакцией России» . Новости Би-би-си . 29 октября 2019 года . Проверено 3 января 2021 г.
  20. ^ Кент, Эмма (28 октября 2019 г.). «Call of Duty: Modern Warfare обвиняют в «переписывании истории», чтобы обвинить Россию в спорных атаках США» . Еврогеймер . Проверено 3 января 2021 г.
  21. ^ Уэлен, Эндрю (28 октября 2019 г.). « Call of Duty: Modern Warfare переписывает «Шоссе смерти» как российскую атаку, а не американскую» . Newsweek . Проверено 3 января 2021 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eda1aa2bee0865217c8c80771205ed83__1725317580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ed/83/eda1aa2bee0865217c8c80771205ed83.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Highway of Death - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)