Виджаянагарская литература
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |

Литература Виджаянагара создавалась в Империи Виджаянагара во время золотого века литературы в Южной Индии в целом. Правители покровительствовали учёным каннада , телугу , санскрита и тамильского языка, писавшим в джайнских , вирашаивских и вайшнавских традициях. В этот период были созданы сотни работ по всем аспектам индийской культуры, религии, биографий, прабханд (рассказов), музыки, грамматики, поэтики и медицины. В этом разделе предпринята попытка перечислить различных поэтов и святых и их самые известные произведения.
Каннада
[ редактировать ]
Литература каннада приняла сильный индуистский уклон под покровительством королей Виджаянагара. [1] [2] [3] [4] Некоторыми выдающимися именами были Кумара Вьяса , Нарахари, Бхима Кави, Падманака, Малланарья, Сингираджа и Чамараса .
Джайнские поэты
[ редактировать ]Среди джайнских поэтов Мадхура, которому покровительствовали Харихара II и Дева Рая I, написал «Дхарманатхапурана» , Вритта Виласа написал «Дхармапарикше и Шастрсару» , Бхаскара из Пенугонды, написавший «Джинадхарачарит» (1424 г.), Боммараса из Терканамби написал «Сантакумарачарите» , а Котешвара из Тулувадеса написал о жизни Дживандхараджи в Шатпади. .метр (семистрочный метр). Бахубали Пандит (1351 г.) из Шрингери написал Дхарманатхапурану . Джайнизм процветал в стране Тулува , и там Абхинава Вади Видьянанда написал Кавьясару , Сальва написал джайнскую версию Бхараты в метре Шатпади и Расаратнакаре , Неманна написал Джнанабхаскарачарите , Ратнакараварни написал Бхаратешу Вайбхаву , Трилока Сатака , Апараджитасатака и Сомешвара Сатака , Аятаварма написал Ратнакарандаку . Стиль Чампу (смешанный в прозаической форме), Вриттивиласа написал «Дхармапарикше» и «Шастрасару» , Калянакирти написал « Джняначанрабхьюдаю» (1439 г.), а Виджаянна написал « Двадасанупрекше» (1448 г.), Мангараса III написал «Джаянрипу-Кавью» и другие сочинения, написал Сантараса. Йогаратнакара .
Шайвские поэты
[ редактировать ]В этот период литература Вирашаива пережила период Возрождения. Сингираджа написал Сингираджапурану и Малабасавараджа Чаритру , Малланарья из Губби, которому покровительствовал Кришнадеварайя, написал Вирасайвамрита Пурану (1530 г.), Бхавачинтаратну (1513 г.) и Сатьендру Чолакатхе . Дева Рай II покровительствовал нескольким Вирасайвам, таким как Лаккана Дандеса, написавший Шивататву Чинтамани , Чамараса, написавший Прабхулингу Лиле , Джакканарья, написавший Нурондуштхалу . Гуру Басава написал семь произведений, шесть из которых размером Шатпади, называемым Саптакавья, включая « Шивайоганга Бхушана» и « Авадхутагит» . Шиванья Прасади Махадевайя и Халагеядева славились своим Шунья Сампадане .
Каллуматада Прабхува , Джакканна , Маггея Майидева , Тонтада Сиддалингаяти были другими известными вачанакарами (писателями поэзии вачаны). Бхимакави написал «Басавапурану» (1369 г.), а Падманака — «Падмараджапурану» . Тонтада Сиддешвара, гуру Вирупакша Рая II, является автором 700 вачан, называемых Шатстхаладжнанамрита . Виракта Тонтадарья написал Сиддхешварапурану , Ниджагуна Шивайоги написал Анубхавасару , Шивайогапрадипику и Вивекачинтамани . Вирупараджа написал Сангатью (литературную композицию для пения на музыкальном инструменте) о жизни царя Чераманки, Вирабхадрараджа написал пять Шатак , доктрину и мораль Вирашайвы и Вирабхадра-Виджая . Сарваджнамурти написал «Сарваджнападагалу» , Чандра Кави написал «Вирупакшастхану» , Боммаса написал « Саундара-пурану » , Каллараса написал «Джанавасью» (также называемую «Маданакатилака» ), Нилахантачарья написал «Арадхьячаритру» , Чатурмукха Боммараса написал «Реванасиддхешвара-пурану» , Суранга Кави написал « Тришашти-Пуратанара-чаритре», в которой рассказывается о 63 преданных Шива, Чераманка написал Чераманкавья , Ченнабасаванка написал « Махадевияккана-Пурану» , Нанджунда из Киккери написал « Бхайравешвара Кавью» , Садашива Йог написал « Раманатху-виласу» , а Виаркта Тонтадарья написал « Сиддесвара-Пурану» и другие произведения, Вирупакша Пандит написал «Ченнабасава-Прурану » (1584).
Поэты-вайшнавы
[ редактировать ]Среди -вайшнавов учёных Кумара Вьяса, которому покровительствовал Дева Рай II, написал «Гадугина Бхарату» . Позже это было завершено Тимманной Кави как Кришнарайя Бхарата (под покровительством короля Кришнадеварайи ), Нарахари написал Тораве Рамаяну . Другими важными произведениями были Бхагавата» Чату Витталанатхи, которому покровительствовали Кришнадеварайя и Ачьюта Рай , Нала Чарите , Харибхактишара , Мохана Тарангини и Рамадханья Чаритре великого святого Канакадаса , Даса Сахитья и Киртанас и тысячи Деваранам Пурандарадаса « Канакадаса, Шрипадарайя , Вьясатиртха и Вадираджатиртха. . Нанджунда написал Кумара Рама Чариту , Керея Падмараса написал Падмараджа Пурану . Канакадаса «Рамадханья Чаритр» считается уникальным произведением о классовой борьбе. Линганна написала Келадинрипавиджаям , а Кави Малла написала Манматхавиджая , Мадхава написал Мадахааланкару (перевод санскритской Кайвадарши Данди ), Ишвара Кави, также известный как Бана Кави, написал Кавиджихва-Бандхану (работу по просодии), Садананда Йог написал отрывки из Бхагаваты. и Бхарата , Тирумала Бхатта написал « Шивагите» , а Тимма написал «Наварашаланкару» , Рамендра написал «Саундарья-Катхаратну» (метрическую версию Баттисапутталикате в трипади-метре). Кришнадевараяна Диначари — недавнее открытие. Период Виджаянагара продолжил древнюю традицию литературы каннада.
Светская литература
[ редактировать ]Король Дева Рай II был поэтом и написал на каннаде « Собагина Соне» — сборник романтических историй в форме повествования автора своей жене. [5] Манджараджа I-джайн написал книгу по токсикологии под названием «Кхагендраманидарпана» , Абхинава Чандра написал о ветеринарных науках в «Ашва-вайдье» , Шридхарадева написал медицинский труд под названием «Вайдьямрита» , Депараджа Вирашиава написал сборник романов под названием «Собагина-соне» , поэт-брахман Манджараджа II написал «Манджараджа». -Нигханту (1398 г.) представлял собой метрический словарь, дающий каннада значения санскритских слов, Лингамантри был автором словаря Каббигаракаипиди , Виаркта Тонтадарья написал словарь Карнатакашабдаманджари , Девоттама джайн написал словарь Нанартхаратнакара .
телугу
[ редактировать ]Ранний Виджаянагара
[ редактировать ]Период Виджаянагара был золотым веком литературы на телугу. [1] [4] [6] Шринатха , которого на телугу почитали как Кави Сарвабхума (король поэтов) и которому покровительствовали многие короли, в том числе Короли Кондавиду Редди, Веламас Рачаконды и Дева Рай II Виджаянагара, написал Марутрачаритру , Саливахану Саптасати , Пандитаарадхьячариту , Шиваратри Махатмью , Харивиласу , Бхимаканду. , Кашихандам , Шрингара Найшадхам , Паланати Вирачаритра , Шрингарадипика и Кридабхирамам по предметам истории и мифологии.
Баммера Потана перевел «Бхагавата-пурану» на телугу и написал «Бхогини Дхандака» и «ВирабхадраВиджая» . Вемана написал сатаки , моральные и социальные стихи, которые стали разговорными фразами на телугу. Аннамачарья , которому также покровительствовал Салува Нарасингарайя, написал сотни киртанов во славу Венкатешвары из Тирупати . [7] которые стали популярными молитвенными песнями на телугу. Его жена и первый известный поэт на телугу Таллапалка Тиммакка написала «Субхадра Париная» .
Маллайя и Сингайя вместе написали Варахапуранаму и Прабодхачандродаю, а Вишванатха Наяни написал Раявачакаму . Начанне Соме покровительствовал Букка Райя I. Вирабхадра Кави перевел Джаймини Бхарату и Шрингара Шакунталу . Према Раджу Джаккана написал Викрамаркачариту , восхваление великого короля Удджайна, Дуггапалли Дуггая написал Начикетапахьяну , Дургагупта написал Вишнупурану , а Гаурана написал Харишчандрапахьяну .
Поздний Виджаянагара
[ редактировать ]Во время правления Кришнадеварайи телугу культура и литература процветали и достигли своего расцвета. Великий император сам был знаменитым поэтом, сочинившим «Амуктамальяду» . При его дворе восемь поэтов на телугу считались восемью столпами литературного собрания. В старину считалось, что восемь слонов держат землю в восьми разных направлениях. Титул Аштадиггаджас прославляет эту веру, и поэтому двор также назывался Бхувана Виджаям (Завоевание мира). Период Империи известен как «период прабандхи» из-за качества литературы прабандхи, созданной в это время.
Среди этих восьми поэтов Алласани Педдана считается величайшим и получает титул Андхра Кавита Питамаха (отец поэзии на телугу). Сварочиша Самбхава или Манучарита - его популярная прабандха-работа, посвященная Кришнадеварайе. Нанди Тиммана написал «Париджатапахаранам». Мадайягари Маллана написал Раджасекхара Чаритраму. Дхурджати написал Калахасти Махатьяму , а Айялараджу Рамабхадруду написал Сакалакатху Санграху и Рамаабхьюдаяму. Пингали Сурана написала Рагхаву Пандавияму , Калапурнодаям , Прабхавате Прадьяману . Рагхавапандаваму — это двойное произведение с двойным смыслом, заложенное в текст, описывающее как Рамаяну , так и Махабхарату . Калапурнодаям (означает «полный расцвет искусства») считается первым оригинальным поэтическим романом в литературе на телугу. Псевдоним Баттумурти Рамараджабхушанду написал Кавьяланкарасанграхаму, Васучаритру , Нарасабхупалияму и Харишандраналопахьянаму. Среди этих произведений последняя представляет собой двойную работу, в которой одновременно рассказывается история короля. Харишчандра , Нала и Дамаянти . Тенали Рамакришна первым написал «Удбхатарадхья Чаритраму», труд шиваитский . Однако позже он обратился в вайшнавизм и написал религиозные тексты для вайшнавов Пандуранга Махатмьяму и Гхатикачала Махатмьяму. Тенали Рама и сегодня остается одним из самых популярных народных деятелей Индии, сообразительным придворным, готовым перехитрить даже всемогущего императора.
Другими известными поэтами были Санкусала Нрисимха Кави, написавший КавикарнаРасаяну , Чинталапуди Эллайя, написавший Радхамадхававиласу и Вишнумаявиласу , Молла , поэт, написавший версию Рамаяны , Камсали Рудрая написавший Ниранкусопахьяну , а Адданки Гангадхара написавший Басавапурану . Мануманчи Бхатта написал научную работу под названием «Хаялакшана Шастра» .
санскрит
[ редактировать ]Санскритская литература находилась под покровительством царей Виджаянагара. [1] [4] [8] Ранние цари династии Сангама покровительствовали святым Шрингери , в то время как цари Салува и Тулува покровительствовали святым Мадхва из Удупи .
Адвайта литература
[ редактировать ]Династия Сангама покровительствовала святым Адвайты ордена Шрингери . Некоторыми важными работами этого периода были , , Ведартха Пракаша Саяны Яджнятантра Судханидхи Праящитра Судханидхи , Аланкара Судханидхи , Ягьятантра Судханидхи , Сарвадаршанасанграха , Пурушартха Судханидхи , многие меньшие руководства под названием Судханидхи , посвященные искуплению ( Прайашитта ), Ягнатантра (ведический ритуал) и Пуруш . артха (целится ), человеческих усилий). Мадхва Видьяранья , духовная сила, стоящая за основанием империи, написала Парашару – Мадхавию , Раджакатенирную , Виваранапремаясангарху и Дживанмуктививеку , Бхаратитиртха написал Панчадаши , Сангитасару . Анандапурна написал комментарии к Кхандане Кхандакхадье , Брахмасиддхи , Виваране и Ньяячандрике . . Исавара Дикшита, которому покровительствовал Кришнадеварайя, написал два комментария к Рамаяне : «Лагху» и «Брихад-виварана» в Хемакуте.
Аппайя Дикшита (1554–1626), религиозный поэт, писал комментарии к различным философским школам, включая шиваитскую Адвайту Шрикантхи. Ему покровительствовал король Веллора Чинна Бомман, подданный императора Алии Рама Рая. [9] Некоторые из его работ — «Шива Карнамитра» и «Шиварка Манидипьяка».
Валлабхачарья (1479–1531), великий поэт-философ и слава Мадхурастакам, пользовался покровительством Кришнадеварьи и написал множество других произведений, таких как Вьяса Сутра Бхасья , Джаймини Сутра Бхасья , Бхагавата Тика Субодхини , Пушти Правала Марьяда и Сиддханта Рахасья на санскрите. [10] Он также останавливался в Каши и других местах Индии, поэтому неизвестно, все ли его работы были выполнены во время его пребывания в Виджаянагаре.
Двайта литература
[ редактировать ]Многие из Мадхва -харидасов ордена Удупи не только занимали должности «раджгуру» при царях Виджаянагара, но и написали несколько знаменитых трудов двайта- веданты . Известными среди них были Джаятиртха , Шрипадарайа , Вьясатиртха .
Вьясатиртха (1460–1539), святой, уважаемый мастер религиозного дискурса, последователь Таттвавады, философской школы мысли (ученик Шримад Ананды Тиртхи), написал несколько работ, в том числе «Ньяямрита» , «Таркатандава» и «Татпарьячандрика» , известные под общим названием «Вьяса-Трайя» . Некоторые другие известные его работы — «Бхедодживана» и комментарии «Мандараманджари» . Ему покровительствовал Салува Нарасимха в Чандрагири, и позже он стал «раджгуру» Кришнадеварайи. Он также был Гуру Пурандарадаса и Канакадаса , двух выдающихся светил традиции Харидаса , первый также является основателем современной карнатической музыки . [11]
Вадираджатиртха, который был раджгуру Салувы Нарасимхи Дева Рая, написал Юктималику (доктрину, призванную критиковать труды Шанкарачарьи). Другими выдающимися Харидасами были Джаятиртха, получивший титул Тикачарья (написавший две полемики, а именно Ньяясудха и Вадавали ), Рагхоттаматиртха и Виджайиндратиртха.
Светская литература
[ редактировать ]Видьяранья из Шрингери написал «Сангитасару», трактат о музыке. Каллинатха, которому покровительствовал Малликарджуна Райя, писал о музыке, а его внук Рама Аматья, которому покровительствовала Алия Рама Райя, также писал Сварамелакаланидхи о музыке .
Праудха Деварая написал «Ратиратна Прадипика» , книгу об эротике. Саяна написал «Дхатувритти» , книгу по грамматике санскрита. Саяна также написал «Аюрведу Судханидхи» по традиционной индийской медицине. Лакшмана Пандит написал еще одну медицинскую книгу «Вайдьяраджа Валлабхам» .
Анандапурана Видьясагара из Гокарны написал Вьякхьяратнавали во время правления Харихара II . Педа комати из Кондавиду написал два труда по поэтике и музыке под названием «Сахитьячинтамани» и «Сангитачинтамани» . Предшественник Комати Кумарагири из Кондавиду, чья жена Лакумадеви была танцовщицей, написал «Васантарадджиям» , произведение о танце. Симхабхупала из Рачаконды написал Расарнавасудхакаре трактат о расе и правилах драматургии. Его придворный поэт Вишвешвара написал «Чаматкарачандрике» труд по риторике. Вамана Бхатта написал Сабхда Ратнакара , словарь с фонетикой. Валлабхачарья написал «Лилавати Ганита» , трактат по математике.
Биографии и история
[ редактировать ]Семья поэтов по имени Диндимас с севера Аркота процветала от Харихара I до Ачута Деварайя. Раджанатха Диндима II написал Салувабхьюдайам (стихи о войнах Салувы Нарасимхи), Раджанатха Диндима III написал Ачьютабхьюдаю (также называемую Ачьютарайабхьюдайя ) о царе Ачьюта Рая. Гауда Диндима был известным поэтом того времени и потерпел поражение от Шринатхи , знатока телугу и санскрита.
Деванна Бхатта написала «Смрити Чандрика» . Гангамба Деви , поэтесса и королева, написала «Мадхура Виджаям » о победе своего мужа Кампараялу над султанатом Мадурай . Тирумаламба Деви , также поэт, написала Варадамбика Паринаям о свадьбе Ачьютадеварайи.
Другие известные произведения из Южной Индии
[ редактировать ]Некоторые из королей сами являются учеными. Кришнадеварайя, который покровительствовал многим поэтам, сам был опытным учёным, писал Мадаласа Чариту , Сатьяваду Париная , Расаманджари и Джамбавати Кальяну . Царь Деварая I написал Маханатаку Судханидхи . Царь Салува Нарасимха написал Рамабхьюдаям .
Вамана Бхатта Бана, которому покровительствовал король Редди Педда Комати Вема из Кондавиду, написал Вемабхупалачариту , Налабхьюдаю , Рагхунатхачаритакавью , Парватипаранию и Канакалекху Кальяну . Сам Педда Комати является автором Амарушатаки и Саптасати сара (отбор из 100 стихов из антологии Пракрита короля Халы). Катаявема писал комментарии к пьесам Калидасы.
тамильский
[ редактировать ]Кришнадеварайя также покровительствовал тамильскому поэту Харихаре, написавшему «Ирусамая вилаккам» (изложение шиваизма и вайшнавизма). [1] [12] Другими тамильскими поэтами эпохи Виджаянагара был Арунагиринатар, который, по мнению некоторых ученых, был потомком Диндимы Кависа. [13] Оттуккаду Венката Кави (1700–1765) фактически приветствует его как Диндиму Кави в своем сочинении «Бхаджанамрита-парамананда в Наттае». Арунагиринатар написал Тируппукал, содержащий более 1360 песен разного размера и несколько песен, восхваляющих Муругана , Сварупананду Дешику, написавшего антологию по философии Адвайты в своем «Шивапракасапе Перундиратту» , а также множество стихотворений, таких как «Падутурай» , «Нанавинода Каламбакам» , «Мохавадайппарани » и «Аннавадайппарани» . Его ученик Таттуварая, написавший небольшую антологию под названием «Курундиратту» , Пугаленди, Джнанпракашар, Андари, Каччиаппа Шивачарья, написавший «Кандапуранам» и «Иланджурияр», также пользовались покровительством.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Камат (2001), стр. 157–189.
- ^ Шастри (1955), стр. 239-280, стр. 355-366.
- ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 21-23.
- ^ Jump up to: а б с Артикадже. «Литературная деятельность, искусство и архитектура» . История Карнатаки . НашКарнатака.Com. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 года . Проверено 31 декабря 2006 г.
- ^ Синополи (2003), стр. 131.
- ^ Шастри (1955), стр. 239-280, стр. 366-376.
- ^ Аннамайя, популярный композитор Карнатика.
- ^ Шастри (1955), стр. 239-280, стр. 309-330.
- ^ «Шива Адвайта» . Индуизм сегодня. Март 1994 года . Проверено 25 июля 2018 г.
- ^ Валлабхачарья
- ^ http://www.dvaita.org/scholars/vyasaraja/ Шри Вьяса Тиртха.
- ^ Шастри (1955), стр. 331-354.
- ^ "Эзотерическое Кандар Анубхути. Введение - Н. В. Картикеян" .
Ссылки
[ редактировать ]- Доктор Сурьянатх У. Камат, Краткая история Карнатаки с доисторических времен до наших дней , Книги Юпитера, MCC, Бангалор, 2001 г. (перепечатано в 2002 г.) OCLC: 7796041
- Профессор К. А. Нилаканта Шастри, История Южной Индии, От доисторических времен до падения Виджаянагара , 1955, OUP, Нью-Дели (перепечатано в 2002 г.) ISBN 0-19-560686-8
- Хампи, Путеводитель , Департамент туризма Индии, издание Good Earth, Нью-Дели, 2003 г. ISBN 81-87780-17-7
- Р. Нарасимхачарья, История литературы каннада , 1988, Азиатские образовательные службы, Нью-Дели, Мадрас, 1988, ISBN 81-206-0303-6
- Карла М. Синополи, Политическая экономия ремесленного производства: ремесленная империя в Южной Индии около 1350–1650 гг., 2003 г., Cambridge University Press, ISBN 0-521-82613-6
- Артикадже. «Литературная деятельность, искусство и архитектура» . История Карнатаки . НашКарнатака.Com. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 года . Проверено 31 декабря 2006 г.
- Исследование империи Виджаянагара Роберта Сьюэлла