Jump to content

Виджаянагарская литература

Столбы Чалукья и дравидийская архитектура

Литература Виджаянагара создавалась в Империи Виджаянагара во время золотого века литературы в Южной Индии в целом. Правители покровительствовали учёным каннада , телугу , санскрита и тамильского языка, писавшим в джайнских , вирашаивских и вайшнавских традициях. В этот период были созданы сотни работ по всем аспектам индийской культуры, религии, биографий, прабханд (рассказов), музыки, грамматики, поэтики и медицины. В этом разделе предпринята попытка перечислить различных поэтов и святых и их самые известные произведения.

столбы двора Хампи

Литература каннада приняла сильный индуистский уклон под покровительством королей Виджаянагара. [1] [2] [3] [4] Некоторыми выдающимися именами были Кумара Вьяса , Нарахари, Бхима Кави, Падманака, Малланарья, Сингираджа и Чамараса .

Джайнские поэты

[ редактировать ]

Среди джайнских поэтов Мадхура, которому покровительствовали Харихара II и Дева Рая I, написал «Дхарманатхапурана» , Вритта Виласа написал «Дхармапарикше и Шастрсару» , Бхаскара из Пенугонды, написавший «Джинадхарачарит» (1424 г.), Боммараса из Терканамби написал «Сантакумарачарите» , а Котешвара из Тулувадеса написал о жизни Дживандхараджи в Шатпади. .метр (семистрочный метр). Бахубали Пандит (1351 г.) из Шрингери написал Дхарманатхапурану . Джайнизм процветал в стране Тулува , и там Абхинава Вади Видьянанда написал Кавьясару , Сальва написал джайнскую версию Бхараты в метре Шатпади и Расаратнакаре , Неманна написал Джнанабхаскарачарите , Ратнакараварни написал Бхаратешу Вайбхаву , Трилока Сатака , Апараджитасатака и Сомешвара Сатака , Аятаварма написал Ратнакарандаку . Стиль Чампу (смешанный в прозаической форме), Вриттивиласа написал «Дхармапарикше» и «Шастрасару» , Калянакирти написал « Джняначанрабхьюдаю» (1439 г.), а Виджаянна написал « Двадасанупрекше» (1448 г.), Мангараса III написал «Джаянрипу-Кавью» и другие сочинения, написал Сантараса. Йогаратнакара .

Шайвские поэты

[ редактировать ]

В этот период литература Вирашаива пережила период Возрождения. Сингираджа написал Сингираджапурану и Малабасавараджа Чаритру , Малланарья из Губби, которому покровительствовал Кришнадеварайя, написал Вирасайвамрита Пурану (1530 г.), Бхавачинтаратну (1513 г.) и Сатьендру Чолакатхе . Дева Рай II покровительствовал нескольким Вирасайвам, таким как Лаккана Дандеса, написавший Шивататву Чинтамани , Чамараса, написавший Прабхулингу Лиле , Джакканарья, написавший Нурондуштхалу . Гуру Басава написал семь произведений, шесть из которых размером Шатпади, называемым Саптакавья, включая « Шивайоганга Бхушана» и « Авадхутагит» . Шиванья Прасади Махадевайя и Халагеядева славились своим Шунья Сампадане .

Каллуматада Прабхува , Джакканна , Маггея Майидева , Тонтада Сиддалингаяти были другими известными вачанакарами (писателями поэзии вачаны). Бхимакави написал «Басавапурану» (1369 г.), а Падманака «Падмараджапурану» . Тонтада Сиддешвара, гуру Вирупакша Рая II, является автором 700 вачан, называемых Шатстхаладжнанамрита . Виракта Тонтадарья написал Сиддхешварапурану , Ниджагуна Шивайоги написал Анубхавасару , Шивайогапрадипику и Вивекачинтамани . Вирупараджа написал Сангатью (литературную композицию для пения на музыкальном инструменте) о жизни царя Чераманки, Вирабхадрараджа написал пять Шатак , доктрину и мораль Вирашайвы и Вирабхадра-Виджая . Сарваджнамурти написал «Сарваджнападагалу» , Чандра Кави написал «Вирупакшастхану» , Боммаса написал « Саундара-пурану » , Каллараса написал «Джанавасью» (также называемую «Маданакатилака» ), Нилахантачарья написал «Арадхьячаритру» , Чатурмукха Боммараса написал «Реванасиддхешвара-пурану» , Суранга Кави написал « Тришашти-Пуратанара-чаритре», в которой рассказывается о 63 преданных Шива, Чераманка написал Чераманкавья , Ченнабасаванка написал « Махадевияккана-Пурану» , Нанджунда из Киккери написал « Бхайравешвара Кавью» , Садашива Йог написал « Раманатху-виласу» , а Виаркта Тонтадарья написал « Сиддесвара-Пурану» и другие произведения, Вирупакша Пандит написал «Ченнабасава-Прурану » (1584).

Поэты-вайшнавы

[ редактировать ]

Среди -вайшнавов учёных Кумара Вьяса, которому покровительствовал Дева Рай II, написал «Гадугина Бхарату» . Позже это было завершено Тимманной Кави как Кришнарайя Бхарата (под покровительством короля Кришнадеварайи ), Нарахари написал Тораве Рамаяну . Другими важными произведениями были Бхагавата» Чату Витталанатхи, которому покровительствовали Кришнадеварайя и Ачьюта Рай , Нала Чарите , Харибхактишара , Мохана Тарангини и Рамадханья Чаритре великого святого Канакадаса , Даса Сахитья и Киртанас и тысячи Деваранам Пурандарадаса « Канакадаса, Шрипадарайя , Вьясатиртха и Вадираджатиртха. . Нанджунда написал Кумара Рама Чариту , Керея Падмараса написал Падмараджа Пурану . Канакадаса «Рамадханья Чаритр» считается уникальным произведением о классовой борьбе. Линганна написала Келадинрипавиджаям , а Кави Малла написала Манматхавиджая , Мадхава написал Мадахааланкару (перевод санскритской Кайвадарши Данди ), Ишвара Кави, также известный как Бана Кави, написал Кавиджихва-Бандхану (работу по просодии), Садананда Йог написал отрывки из Бхагаваты. и Бхарата , Тирумала Бхатта написал « Шивагите» , а Тимма написал «Наварашаланкару» , Рамендра написал «Саундарья-Катхаратну» (метрическую версию Баттисапутталикате в трипади-метре). Кришнадевараяна Диначари — недавнее открытие. Период Виджаянагара продолжил древнюю традицию литературы каннада.

Светская литература

[ редактировать ]

Король Дева Рай II был поэтом и написал на каннаде « Собагина Соне» — сборник романтических историй в форме повествования автора своей жене. [5] Манджараджа I-джайн написал книгу по токсикологии под названием «Кхагендраманидарпана» , Абхинава Чандра написал о ветеринарных науках в «Ашва-вайдье» , Шридхарадева написал медицинский труд под названием «Вайдьямрита» , Депараджа Вирашиава написал сборник романов под названием «Собагина-соне» , поэт-брахман Манджараджа II написал «Манджараджа». -Нигханту (1398 г.) представлял собой метрический словарь, дающий каннада значения санскритских слов, Лингамантри был автором словаря Каббигаракаипиди , Виаркта Тонтадарья написал словарь Карнатакашабдаманджари , Девоттама джайн написал словарь Нанартхаратнакара .

Ранний Виджаянагара

[ редактировать ]

Период Виджаянагара был золотым веком литературы на телугу. [1] [4] [6] Шринатха , которого на телугу почитали как Кави Сарвабхума (король поэтов) и которому покровительствовали многие короли, в том числе Короли Кондавиду Редди, Веламас Рачаконды и Дева Рай II Виджаянагара, написал Марутрачаритру , Саливахану Саптасати , Пандитаарадхьячариту , Шиваратри Махатмью , Харивиласу , Бхимаканду. , Кашихандам , Шрингара Найшадхам , Паланати Вирачаритра , Шрингарадипика и Кридабхирамам по предметам истории и мифологии.

Баммера Потана перевел «Бхагавата-пурану» на телугу и написал «Бхогини Дхандака» и «ВирабхадраВиджая» . Вемана написал сатаки , моральные и социальные стихи, которые стали разговорными фразами на телугу. Аннамачарья , которому также покровительствовал Салува Нарасингарайя, написал сотни киртанов во славу Венкатешвары из Тирупати . [7] которые стали популярными молитвенными песнями на телугу. Его жена и первый известный поэт на телугу Таллапалка Тиммакка написала «Субхадра Париная» .

Маллайя и Сингайя вместе написали Варахапуранаму и Прабодхачандродаю, а Вишванатха Наяни написал Раявачакаму . Начанне Соме покровительствовал Букка Райя I. Вирабхадра Кави перевел Джаймини Бхарату и Шрингара Шакунталу . Према Раджу Джаккана написал Викрамаркачариту , восхваление великого короля Удджайна, Дуггапалли Дуггая написал Начикетапахьяну , Дургагупта написал Вишнупурану , а Гаурана написал Харишчандрапахьяну .

Поздний Виджаянагара

[ редактировать ]

Во время правления Кришнадеварайи телугу культура и литература процветали и достигли своего расцвета. Великий император сам был знаменитым поэтом, сочинившим «Амуктамальяду» . При его дворе восемь поэтов на телугу считались восемью столпами литературного собрания. В старину считалось, что восемь слонов держат землю в восьми разных направлениях. Титул Аштадиггаджас прославляет эту веру, и поэтому двор также назывался Бхувана Виджаям (Завоевание мира). Период Империи известен как «период прабандхи» из-за качества литературы прабандхи, созданной в это время.

Среди этих восьми поэтов Алласани Педдана считается величайшим и получает титул Андхра Кавита Питамаха (отец поэзии на телугу). Сварочиша Самбхава или Манучарита - его популярная прабандха-работа, посвященная Кришнадеварайе. Нанди Тиммана написал «Париджатапахаранам». Мадайягари Маллана написал Раджасекхара Чаритраму. Дхурджати написал Калахасти Махатьяму , а Айялараджу Рамабхадруду написал Сакалакатху Санграху и Рамаабхьюдаяму. Пингали Сурана написала Рагхаву Пандавияму , Калапурнодаям , Прабхавате Прадьяману . Рагхавапандаваму — это двойное произведение с двойным смыслом, заложенное в текст, описывающее как Рамаяну , так и Махабхарату . Калапурнодаям (означает «полный расцвет искусства») считается первым оригинальным поэтическим романом в литературе на телугу. Псевдоним Баттумурти Рамараджабхушанду написал Кавьяланкарасанграхаму, Васучаритру , Нарасабхупалияму и Харишандраналопахьянаму. Среди этих произведений последняя представляет собой двойную работу, в которой одновременно рассказывается история короля. Харишчандра , Нала и Дамаянти . Тенали Рамакришна первым написал «Удбхатарадхья Чаритраму», труд шиваитский . Однако позже он обратился в вайшнавизм и написал религиозные тексты для вайшнавов Пандуранга Махатмьяму и Гхатикачала Махатмьяму. Тенали Рама и сегодня остается одним из самых популярных народных деятелей Индии, сообразительным придворным, готовым перехитрить даже всемогущего императора.

Другими известными поэтами были Санкусала Нрисимха Кави, написавший КавикарнаРасаяну , Чинталапуди Эллайя, написавший Радхамадхававиласу и Вишнумаявиласу , Молла , поэт, написавший версию Рамаяны , Камсали Рудрая написавший Ниранкусопахьяну , а Адданки Гангадхара написавший Басавапурану . Мануманчи Бхатта написал научную работу под названием «Хаялакшана Шастра» .

санскрит

[ редактировать ]

Санскритская литература находилась под покровительством царей Виджаянагара. [1] [4] [8] Ранние цари династии Сангама покровительствовали святым Шрингери , в то время как цари Салува и Тулува покровительствовали святым Мадхва из Удупи .

Адвайта литература

[ редактировать ]

Династия Сангама покровительствовала святым Адвайты ордена Шрингери . Некоторыми важными работами этого периода были , , Ведартха Пракаша Саяны Яджнятантра Судханидхи Праящитра Судханидхи , Аланкара Судханидхи , Ягьятантра Судханидхи , Сарвадаршанасанграха , Пурушартха Судханидхи , многие меньшие руководства под названием Судханидхи , посвященные искуплению ( Прайашитта ), Ягнатантра (ведический ритуал) и Пуруш . артха (целится ), человеческих усилий). Мадхва Видьяранья , духовная сила, стоящая за основанием империи, написала Парашару – Мадхавию , Раджакатенирную , Виваранапремаясангарху и Дживанмуктививеку , Бхаратитиртха написал Панчадаши , Сангитасару . Анандапурна написал комментарии к Кхандане Кхандакхадье , Брахмасиддхи , Виваране и Ньяячандрике . . Исавара Дикшита, которому покровительствовал Кришнадеварайя, написал два комментария к Рамаяне : «Лагху» и «Брихад-виварана» в Хемакуте.

Аппайя Дикшита (1554–1626), религиозный поэт, писал комментарии к различным философским школам, включая шиваитскую Адвайту Шрикантхи. Ему покровительствовал король Веллора Чинна Бомман, подданный императора Алии Рама Рая. [9] Некоторые из его работ — «Шива Карнамитра» и «Шиварка Манидипьяка».

Валлабхачарья (1479–1531), великий поэт-философ и слава Мадхурастакам, пользовался покровительством Кришнадеварьи и написал множество других произведений, таких как Вьяса Сутра Бхасья , Джаймини Сутра Бхасья , Бхагавата Тика Субодхини , Пушти Правала Марьяда и Сиддханта Рахасья на санскрите. [10] Он также останавливался в Каши и других местах Индии, поэтому неизвестно, все ли его работы были выполнены во время его пребывания в Виджаянагаре.

Двайта литература

[ редактировать ]

Многие из Мадхва -харидасов ордена Удупи не только занимали должности «раджгуру» при царях Виджаянагара, но и написали несколько знаменитых трудов двайта- веданты . Известными среди них были Джаятиртха , Шрипадарайа , Вьясатиртха .

Вьясатиртха (1460–1539), святой, уважаемый мастер религиозного дискурса, последователь Таттвавады, философской школы мысли (ученик Шримад Ананды Тиртхи), написал несколько работ, в том числе «Ньяямрита» , «Таркатандава» и «Татпарьячандрика» , известные под общим названием «Вьяса-Трайя» . Некоторые другие известные его работы — «Бхедодживана» и комментарии «Мандараманджари» . Ему покровительствовал Салува Нарасимха в Чандрагири, и позже он стал «раджгуру» Кришнадеварайи. Он также был Гуру Пурандарадаса и Канакадаса , двух выдающихся светил традиции Харидаса , первый также является основателем современной карнатической музыки . [11]

Вадираджатиртха, который был раджгуру Салувы Нарасимхи Дева Рая, написал Юктималику (доктрину, призванную критиковать труды Шанкарачарьи). Другими выдающимися Харидасами были Джаятиртха, получивший титул Тикачарья (написавший две полемики, а именно Ньяясудха и Вадавали ), Рагхоттаматиртха и Виджайиндратиртха.

Светская литература

[ редактировать ]

Видьяранья из Шрингери написал «Сангитасару», трактат о музыке. Каллинатха, которому покровительствовал Малликарджуна Райя, писал о музыке, а его внук Рама Аматья, которому покровительствовала Алия Рама Райя, также писал Сварамелакаланидхи о музыке .

Праудха Деварая написал «Ратиратна Прадипика» , книгу об эротике. Саяна написал «Дхатувритти» , книгу по грамматике санскрита. Саяна также написал «Аюрведу Судханидхи» по традиционной индийской медицине. Лакшмана Пандит написал еще одну медицинскую книгу «Вайдьяраджа Валлабхам» .

Анандапурана Видьясагара из Гокарны написал Вьякхьяратнавали во время правления Харихара II . Педа комати из Кондавиду написал два труда по поэтике и музыке под названием «Сахитьячинтамани» и «Сангитачинтамани» . Предшественник Комати Кумарагири из Кондавиду, чья жена Лакумадеви была танцовщицей, написал «Васантарадджиям» , произведение о танце. Симхабхупала из Рачаконды написал Расарнавасудхакаре трактат о расе и правилах драматургии. Его придворный поэт Вишвешвара написал «Чаматкарачандрике» труд по риторике. Вамана Бхатта написал Сабхда Ратнакара , словарь с фонетикой. Валлабхачарья написал «Лилавати Ганита» , трактат по математике.

Биографии и история

[ редактировать ]

Семья поэтов по имени Диндимас с севера Аркота процветала от Харихара I до Ачута Деварайя. Раджанатха Диндима II написал Салувабхьюдайам (стихи о войнах Салувы Нарасимхи), Раджанатха Диндима III написал Ачьютабхьюдаю (также называемую Ачьютарайабхьюдайя ) о царе Ачьюта Рая. Гауда Диндима был известным поэтом того времени и потерпел поражение от Шринатхи , знатока телугу и санскрита.

Деванна Бхатта написала «Смрити Чандрика» . Гангамба Деви , поэтесса и королева, написала «Мадхура Виджаям » о победе своего мужа Кампараялу над султанатом Мадурай . Тирумаламба Деви , также поэт, написала Варадамбика Паринаям о свадьбе Ачьютадеварайи.

Другие известные произведения из Южной Индии

[ редактировать ]

Некоторые из королей сами являются учеными. Кришнадеварайя, который покровительствовал многим поэтам, сам был опытным учёным, писал Мадаласа Чариту , Сатьяваду Париная , Расаманджари и Джамбавати Кальяну . Царь Деварая I написал Маханатаку Судханидхи . Царь Салува Нарасимха написал Рамабхьюдаям .

Вамана Бхатта Бана, которому покровительствовал король Редди Педда Комати Вема из Кондавиду, написал Вемабхупалачариту , Налабхьюдаю , Рагхунатхачаритакавью , Парватипаранию и Канакалекху Кальяну . Сам Педда Комати является автором Амарушатаки и Саптасати сара (отбор из 100 стихов из антологии Пракрита короля Халы). Катаявема писал комментарии к пьесам Калидасы.

тамильский

[ редактировать ]

Кришнадеварайя также покровительствовал тамильскому поэту Харихаре, написавшему «Ирусамая вилаккам» (изложение шиваизма и вайшнавизма). [1] [12] Другими тамильскими поэтами эпохи Виджаянагара был Арунагиринатар, который, по мнению некоторых ученых, был потомком Диндимы Кависа. [13] Оттуккаду Венката Кави (1700–1765) фактически приветствует его как Диндиму Кави в своем сочинении «Бхаджанамрита-парамананда в Наттае». Арунагиринатар написал Тируппукал, содержащий более 1360 песен разного размера и несколько песен, восхваляющих Муругана , Сварупананду Дешику, написавшего антологию по философии Адвайты в своем «Шивапракасапе Перундиратту» , а также множество стихотворений, таких как «Падутурай» , «Нанавинода Каламбакам» , «Мохавадайппарани » и «Аннавадайппарани» . Его ученик Таттуварая, написавший небольшую антологию под названием «Курундиратту» , Пугаленди, Джнанпракашар, Андари, Каччиаппа Шивачарья, написавший «Кандапуранам» и «Иланджурияр», также пользовались покровительством.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д Камат (2001), стр. 157–189.
  2. ^ Шастри (1955), стр. 239-280, стр. 355-366.
  3. ^ Нарасимхачарья (1988), стр. 21-23.
  4. ^ Jump up to: а б с Артикадже. «Литературная деятельность, искусство и архитектура» . История Карнатаки . НашКарнатака.Com. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 года . Проверено 31 декабря 2006 г.
  5. ^ Синополи (2003), стр. 131.
  6. ^ Шастри (1955), стр. 239-280, стр. 366-376.
  7. ^ Аннамайя, популярный композитор Карнатика.
  8. ^ Шастри (1955), стр. 239-280, стр. 309-330.
  9. ^ «Шива Адвайта» . Индуизм сегодня. Март 1994 года . Проверено 25 июля 2018 г.
  10. ^ Валлабхачарья
  11. ^ http://www.dvaita.org/scholars/vyasaraja/ Шри Вьяса Тиртха.
  12. ^ Шастри (1955), стр. 331-354.
  13. ^ "Эзотерическое Кандар Анубхути. Введение - Н. В. Картикеян" .
  • Доктор Сурьянатх У. Камат, Краткая история Карнатаки с доисторических времен до наших дней , Книги Юпитера, MCC, Бангалор, 2001 г. (перепечатано в 2002 г.) OCLC: 7796041
  • Профессор К. А. Нилаканта Шастри, История Южной Индии, От доисторических времен до падения Виджаянагара , 1955, OUP, Нью-Дели (перепечатано в 2002 г.) ISBN   0-19-560686-8
  • Хампи, Путеводитель , Департамент туризма Индии, издание Good Earth, Нью-Дели, 2003 г. ISBN   81-87780-17-7
  • Р. Нарасимхачарья, История литературы каннада , 1988, Азиатские образовательные службы, Нью-Дели, Мадрас, 1988, ISBN   81-206-0303-6
  • Карла М. Синополи, Политическая экономия ремесленного производства: ремесленная империя в Южной Индии около 1350–1650 гг., 2003 г., Cambridge University Press, ISBN   0-521-82613-6
  • Артикадже. «Литературная деятельность, искусство и архитектура» . История Карнатаки . НашКарнатака.Com. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 года . Проверено 31 декабря 2006 г.
  • Исследование империи Виджаянагара Роберта Сьюэлла
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ef5f51b89baddccb2dd032b667dd6f87__1719988860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ef/87/ef5f51b89baddccb2dd032b667dd6f87.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vijayanagara literature - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)