Николя Шамфор
Николя Шамфор | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Клермон-Ферран , Франция | 6 апреля 1741 г.
Умер | 13 апреля 1794 г. Париж, Франция | (53 года)
Род занятий | Драматург, писатель |
Известный | Эпиграммы и афоризмы |
Французская и франкоязычная литература |
---|
по категориям |
История |
Движения |
Писатели |
Страны и регионы |
Порталы |
Себастьен-Рош Николя , известный во взрослой жизни как Николя Шамфор и как Себастьян Николя де Шамфор ( Французский: [ʃɑ̃fɔʁ] ; 6 апреля 1741 — 13 апреля 1794) — французский писатель, наиболее известный своими эпиграммами и афоризмами . Он был секретарем сестры Людовика XVI и якобинского клуба .
Биография
[ редактировать ]У Шамфора есть два свидетельства о рождении. В первом из прихода Сен-Жен в Клермон-Ферране , столице Оверни , говорится, что он родился там 6 апреля 1741 года в семье бакалейщика по фамилии Николя и что ему дали имя «Себастьен- Рош», так что его полное имя было Себастьян-Рош Николя . Но во втором свидетельстве о рождении ему указано имя «Себастьян Рош» и говорится, что он родился 22 июня от «неизвестных родителей», а некоторые ученые утверждают, что он не родился, а был крещен в этот день. Местная традиция гласит, что он был ребенком любви аристократки Жаклин де Монтродей (урожденной Систерн де Винзель) и священнослужителя по имени Пьер Николя; и что затем его отдали на усыновление бакалейщику, который приходился родственником биологическому отцу. [ 1 ]
В возрасте девяти лет его отправили в Париж для обучения в качестве стипендиата в Коллеж де Грассен . Он много работал, хотя одна из самых презрительных его эпиграмм гласит: «То, что я узнал, я уже не знаю; то немногое, что я еще знаю, я догадался» (« Ce que j'ai appris je ne le sais plus; le peu que je sais» encore, je l'ai deviné ») Он был блестящим, хотя и мечтательным учеником. Когда директор колледжа пообещал ему стипендию, он ответил, что не может согласиться, поскольку предпочитает честь почестям: « J'aime l'honneur et non-les honneurs ».
По окончании учебы он принял имя Шамфор.

Некоторое время он жил преподаванием и писательством . Его красивая внешность и остроумие привлекли к нему внимание; но, хотя и был наделен огромной физической силой – мадам де Краон называла его « Геркулесом под видом Адониса » (Hercule]] sous lafigure d’Adonis – он жил так тяжело, что был рад возможности отдохнуть и вылечиться. в городе Спа , когда бельгийский министр в Париже М. ван Эйк пригласил его сопровождать его в Германию в 1761 году. По возвращении в Париж Шамфор поставил успешную комедию « Молодой индиец». «Девушка» («La Jeune Indienne», 1764), после чего следует серия посланий в стихах, очерках и одах. Однако его литературная репутация не была установлена до 1769 года, когда Французская академия наградила его премией за его «Элоги о Мольере» .
До тех пор он жил впроголодь, главным образом за счет гостеприимства людей, которые давали ему пансион и ночлег в обмен на удовольствие от беседы, которой он славился. Госпожа Гельвеций несколько лет развлекала его в Севре. В 1770 году другая комедия, «Маршан де Смирн» , привлекла к нему дальнейшее внимание, и, казалось, он был на пути к славе и богатству, когда его поразила болезнь. Щедрый друг подарил ему пенсию в 1200 ливров , начисленную в отеле Mercure de France . Благодаря такой помощи он смог сходить в бани Контрексевиля и провести некоторое время в деревне, где написал « Элоги о Лафонтене» , получившие премию Марсельской академии в 1774 году.
В 1775 году, плавая на Баржах, он встретил герцогиню де Граммон, сестру Шуазеля , благодаря чьему влиянию был представлен при дворе. В 1776 году его трагедия «Мустафа и Зеангир » была сыграна в Фонтенбло перед Людовиком XVI и Марией-Антуанеттой . Впоследствии король назначил ему дополнительную пенсию в размере 1200 ливров, а его двоюродный брат принц де Конде сделал его своим секретарем. Не любя ограничения придворной жизни, он становился все более недовольным и через год оставил свой пост в доме принца и удалился в Отей . Там, сравнивая древних авторов со своими современниками, он сочинил знаменитый мот , провозглашающий превосходство мертвых над живыми как товарищами. Он влюбился и женился на даме, связанной с домом герцогини дю Мэн; ей было 48 лет, она была умной, забавной и светской женщиной. Вскоре они переехали в Вокулер, где она умерла через шесть месяцев. Шамфор какое-то время жил в Голландии с г-ном де Нарбонном, затем вернулся в Париж, где в 1781 году был избран членом Французской академии.
Он был членом масонской ложи Les Neuf Sœurs .
В 1784 году, благодаря влиянию Калонна , он стал секретарем сестры короля, мадам Елизаветы , а в 1786 году получил пенсию в 2000 ливров из королевской казны. Таким образом, он снова привязался ко двору и завел там друзей, несмотря на свое сатирическое отношение. Он навсегда покинул двор после неудачной и загадочной любовной связи и был принят в дом г-на де Водрейля. Здесь в 1783 году он встретил Оноре Мирабо , с которым остался верным другом, которому помогал деньгами и влиянием и по крайней мере одну из речей которого написал.
Начало Французской революции глубоко изменило жизнь Шамфора. Он с головой ушел в республиканское движение, забыв о своих старых друзьях при дворе и посвятив свое небольшое состояние революционной пропаганде. Он стал уличным оратором и одним из первых вошел в Бастилию во время ее штурма. До 3 августа 1791 года он был секретарем якобинского клуба . Он работал в Mercure de France , сотрудничал с Пьером-Луи Женгене в Feuille Villageoise и составил для Талейрана его «Адрес au peuple français» .
При правлении Марата и Робеспьера он стал критически относиться к бескомпромиссному якобинству , а с падением жирондистов его политическая жизнь подошла к концу. Но он не мог сдержать язык, который сделал его знаменитым; он пощадил Конвенцию не больше, чем пощадил суд. Его пресловутый республиканизм не смог оправдать сарказмы, которые он расточал по поводу нового порядка вещей. Попался помощнику в Национальной библиотеке, на акцию, в руководство которой он был назначен. [ нужны разъяснения ] Жаном Мари Роланом он был доставлен в тюрьму Мадлоннетт . Вскоре после освобождения ему снова угрожали арестом, но он решил, что смерть предпочтительнее повторения морального и физического воздействия, которому он был подвергнут.
Попытка самоубийства
[ редактировать ]
Не в силах смириться с перспективой повторного заключения в тюрьму, в сентябре 1793 года он заперся в своем кабинете и выстрелил себе в лицо. Пистолет вышел из строя, и он не умер, хотя выстрелил себе нос и правый глаз. Затем он несколько раз ударил себя бритвой по шее, но не смог перерезать артерию. В конце концов он использовал бритву, чтобы нанести удар себе в грудь и порезать себе скакательные суставы, целясь в вены. [ 2 ] Он продиктовал пришедшим его арестовать известную декларацию: « Я, Себастьен-Рош Николя де Шамфор, заявляет, что хотел умереть свободным человеком, а не вернуться рабом в следственный изолятор ( «Я, Себастьен- Рош Николя де Шамфор, настоящим заявляю о своем желании умереть свободным человеком, а не быть приведенным (снова) в качестве раба в тюрьму» ), которое он подписал твердой рукой. [ 3 ] Дворецкий нашел его без сознания в луже крови. С тех пор и до своей смерти в Париже в следующем году он сильно страдал, и за ним присматривал жандарм , которому он платил крону в день.
Аббату Сийесу Шамфор подарил удачу в названии брошюры ( «Что такое третье сословие? Все. Что оно имеет? Ничего» ), и Сийес был также человеком, которому он сказал свою знаменитую саркастическую шутку «Ах!» друг мой, я наконец покидаю этот мир, где сердце должно либо разбиться, либо повернуться, чтобы повести за собой.) Так создатель конституций последовал за мертвым умом в могилу.
Сочинения
[ редактировать ]Сочинения Шамфора включают комедии, политические статьи, литературную критику, портреты, письма и стихи. Его «Максимы и мысли» , высоко оцененные Джоном Стюартом Миллем , входят после высказываний Ларошфуко в число самых блестящих и многообещающих высказываний современной эпохи. Его афоризмы, менее систематические и психологически менее важные, чем афоризмы Ларошфуко, столь же значительны в своей жестокости и иконоборческом духе периода бури и подготовки, который их породил, как « Размышления» с их изысканной сдержанностью и вычурной тонкостью характерны для спокойного и спокойного времени. элегантность своей эпохи. Кроме того, они имеют преимущество в богатстве красок, живописности фразы, страсти и смелости. Сент-Бев сравнивает их с хорошо отчеканенными монетами, которые сохраняют свою ценность, и с острыми стрелами, которые резко и тихо бьют на бис . находятся на полной противоположности политического спектра (см. «Французскую революцию Хотя максимы Антуана де Ривароля ») , они относятся к числу тех, которые легко сравнить по остроте и блеску.
Работает
[ редактировать ]- Похвала коронованному Мольеру (1769 г.)
- Фонтан похвалы (1774 г.)
- Молодой индеец (1764 г.); Молодой индиец: комедия в одном действии и стихах . Издательство Принстонского университета. 1945 год.
- «Купец из Смайта», комедия
- Мустафа и Зеангир, трагедия. [ 4 ]
Собрание сочинений
[ редактировать ]- Пьер Луи ЖЕНГЕН, 1795 г., 4 тт.
- Себастьен-Рош-Николя Шамфор (1968). PR Оги (ред.). Полное собрание сочинений Шамфора . Слаткин. (оригинальное издание Оги, 1824 г., в 5 тт.)
- Себастьян-Рош-Николя Шамфор (1969). Продукты усовершенствованной цивилизации: избранные сочинения Шамфора . Переводчик Уильям Стэнли Мервин . Макмиллан.
- Себастьен-Рош-Николя Шамфор (1794 г.). Работы Шамфора . Полет. 1. Печать наук и искусств.
- Себастьян-Рош-Николя Шамфор (1794). Работы Шамфора . Полет. 2. Печать наук и искусств.
- Себастьян-Рош-Николя Шамфор (1794). Работы Шамфора . Полет. 3. Печать наук и искусств.
- Себастьен-Рош-Николя Шамфор (1794 г.). Работы Шамфора . Полет. 4. Печать наук и искусств.
- Себастьен-Рош-Николя Шамфор (1812 г.). Полное собрание сочинений Шамфора из Французской академии . Полет. 1 (3-е изд.). Марадан.
- Себастьен-Рош-Николя Шамфор (1812 г.). Полное собрание сочинений Шамфора из Французской академии . Полет. 2 (3-е изд.). Марадан.
- Себастьян-Рош-Николя Шамфор (1824 г.). Пьер-Рене Оги (ред.). Полное собрание сочинений Шамфора: собрано и опубликовано с исторической справкой о жизни и творчестве автора . Полет. 1. Шомеро Янг.
- Пьер-Рене Оги, изд. (1824 г.). Полное собрание сочинений Шамфора . Полет. 4. Шомеро Янг.
- Себастьян-Рош-Николя Шамфор (1824 г.). Пьер-Рене Оги (ред.). Полное собрание сочинений Шамфора из Французской академии . Полет. 5. Марадан.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Морис Пеллиссон, Шамфор: исследование жизни, его характера и его сочинений , Париж, 1895, гл. 1: «Происхождение и образование». Жюльен Теппе, Шамфор, его жизнь, его творчество, его мысли , П. Клерак, 1950, с. 23. Клод Арно, Шамфор: Биография , с. 3.
- ^ Сочинения Шамфора, том I. Париж: У директора Имперского института наук и искусств. 1794. с. LXI.
- ^ Сочинения Шамфора, том I. Париж: У директора Имперского института наук и искусств. 1794. с. LXII.
- ^ Словарь Булье
Источники
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Шамфор, Себастьян Рош Николя ». Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 824. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ренато Фонди (1916). Шамфор . Издательство «Ренессанс».
- Клод Арно (1992). Шамфор, биография . Переводчик: Дик Дюсинберр. Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-02697-8 .
шамфорт.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- 1741 рождений
- 1794 смерти
- Писатели из Клермон-Феррана
- Французские писатели-мужчины XVIII века
- Французские поэты XVIII века.
- Французские журналисты XVIII века
- Французские драматурги и драматурги XVIII века.
- Члены Французской академии
- Афористы
- Французские поэты-мужчины
- Самоубийства 18 века
- Самоубийства с применением огнестрельного оружия во Франции
- Самоубийства с помощью острого инструмента во Франции