Алапини Вина
Алапини вина была средневековой из цитры виной в Индии с одной струной и резонатором из тыквы. В более поздних формах было добавлено больше строк. Эти инструменты стали заметными в индийской музыке после 500 г. н.э. как инструменты придворной музыки. Наряду с виной эка-тантри и виной киннари она заменила вины в стиле арфы и вины в стиле лютни. Инструменты использовались в Юго-Восточной Азии, как в материковых, так и в островных государствах, и были зафиксированы в скульптуре и рельефной скульптуре.
Хотя палочные цитры и трубчатые цитры очень похожи, возможно, они имеют разное происхождение. Ранние изображения цитр в Индии датируются по крайней мере V веком нашей эры. Самая ранняя известная в настоящее время цитра находится в пещерах Аджанты в конце V века. [ 2 ] После периода предположений, что трубчатые цитры распространились из Индии в Юго-Восточную Азию, современные ученые пытались решить, могли ли трубчатые цитры возникнуть в Юго-Восточной Азии и распространиться в Индию. Какими бы ни были истоки, влияние Индии на музыкальную культуру Юго-Восточной Азии зафиксировано в археологических останках прошлых цивилизаций. [ 3 ] [ 1 ] [ 4 ]
К подобным инструментам сегодня относятся камбоджийский ксе диев и тайский фин намтао .
Определение алапини-вины
[ редактировать ]Инструменты на картинах и скульптурах обычно не имеют маркировки, и исследователям приходилось применять названия алапини вина и эка-тантри вина (однострунная вина) к разным инструментам. Иконография не может показать, являются ли стержни или тела полыми, и исследователям пришлось искать подсказки в литературе.
Инструменты на сохранившихся изображениях, помеченные как эка-тантри вина, обычно представляют собой трубчатые цитры с широкими трубками и тыквой, прикрепленной к верху, причем тыква держится над плечом музыканта, а другой конец - за бедром, с одной струной и без ладов. Показано, как музыканты скользят по струне выпрямленными пальцами верхней руки или держат палку, чтобы скользить по струне, и перещипывают ее нижней рукой. [ 6 ]
Инструменты с надписью алапини вина , как правило, представляют собой цитры, которые крепятся плечом к бедру с помощью тыквенного резонатора, который прижимается к животу, груди или плечу музыканта, верхняя рука музыканта обычно держится над этой тыквой с широко раскрытыми пальцами, чтобы выбирать ноты, нижняя рука щипает строка. [ 6 ] Корпус инструмента мог быть сделан из стержня красного сандалового дерева или дерева кхадира толщиной 2 дюйма или представлять собой бамбуковую трубку. [ 7 ] [ 8 ] Самыми ранними из этих инструментов были цитры, палочка была слишком узкой, чтобы создать эффективную резонирующую трубку. Более поздние инструменты были такими же толстыми, рука музыканта едва могла обхватить трубку. Часто в скульптуре палка имеет изгибы.
Инструменты безладовые, на самых ранних изображениях изображена одна струна. Более поздние инструменты с надписью «киннари вина» вызывают раздражение и демонстрируют черты обоих инструментов: тыквы прижимаются к груди, а также возвышаются над плечом. [ 6 ]
В средневековых произведениях искусства вторая нижняя тыква была замечена как на палочных, так и на трубчатых цитрах. На изображении эка-тантри вина обычно изображен второй резной резонатор или резонатор из тыквы рядом с нижним концом инструмента.
Это более редко встречается в цитрах в стиле вина алапини. Патрик Керсале опознал двоих в храме Байон в Ангкоре , Камбоджа, из цирковой сцены 13-го века. [ 9 ] Другой можно увидеть в нише 46 или 47 храма Кайласанатар , Канчипурам , Тамил Наду, Индия. [ 10 ]
Современные инструменты
[ редактировать ]Музыковед Ларс-Кристиан Кох отметил, что современные инструменты существуют в Ориссе или Радхьястане, что может помочь нам понять, как эти инструменты могли звучать. [ 6 ] Точно так же этномузыколог Патрик Керсале задокументировал современные инструменты, в том числе в Камбодже ксе диев , в Лаосе цитру кани ( народ ой ) и во Вьетнаме цитру брок ( народ джарай и народ Эде ). [ 11 ] При использовании ксе диев тыква с разным давлением прижимается к игроку, при этом безымянный палец правой руки дергает, а левая рука оказывает давление на струну у груди игрока. [ 12 ]
Кох предостерегает от слишком многого, глядя на современные инструменты. Он сказал, что не существует «прямой передачи техники игры, подачи звука или репертуара», так что на инструментах в средневековой Индии могли играть по-другому и под другую музыку по сравнению с современными инструментами. [ 6 ]
Инструменты в литературе
[ редактировать ]Основываясь на определениях из индийской литературы, объединяющим критерием является то, что оба имеют одну струну и тыквенный резонатор. Литература включает « Натьяшастру» (написанную где-то между 2 веком до н.э. – 3 веком нашей эры) Бхараты Муни и «Сангиту Ратнакару» (написанную в 1210–1247 годах нашей эры) Шарнгадевы . [ 1 ]
По словам Шарнгадевы
[ редактировать ]В 13 веке Сангита Ратнакара разделила вина на три категории: безладовые (куда вину эка-танктри отнесли ), арфы и резные вина (к которым относились вина алапини и вина киннари ). Лады, возможно, были введены как реакция на изобретение 12-струнной гаммы, ок. 700-800. В 1400 году лады на вине киннари были приписаны Матанге (800 г. н. э.), автору «Брихад-дези». [ 5 ]
Для вина алапини Шарнгадева описал инструмент длиной 36 дюймов, красный сандал , дерево Кхадира или бамбуковый стержень 2 дюйма в окружности. Чашка (тумба) была сделана из кокоса, а ее шнурок, как сообщается, был сделан из шелка, издающего нежный звук. [ 7 ]
Для сравнения: эка-тантри вина , которую описал Шарнгадева, представляла собой инструмент, сделанный из дерева кхадира , длиной менее ярда, с дандамом «вышитой ладонью» (около 5-8 дюймов) в окружности и на 1,5 дюйма уже внизу, где находится Яли могли быть вырезаны. [ 7 ]
Современные исследователи
[ редактировать ]Исследователи Пиял Бхаттачарья и Шритама Чоудхури описали эка-тантри вину как более крупный инструмент с «большой трубкой» и большей тыквой по сравнению с алапини виной , которую они описали как палочку цитры. Исследователи посмотрели, где находилась тыква инструмента во время игры; они указали, что инструменты с тыквой на плече были эка-тантри-винами , а инструменты, прижатые к груди, были алапини-винами . [ 1 ]
Авторы статьи о вине в Словаре музыкальных инструментов Нью-Гроув назвали алапини вину цитрой, в которой палка могла представлять собой бамбуковую или деревянную трубку. Они сосредоточились на том, как играют на винах. Тыква на алапини-вине была разрезана так, чтобы образовалась чашка или чаша, отверстие которой можно было приложить к телу музыканта во время игры, создавая «закрытую резонансную камеру». На эка-тантри вине , а позже и на вине Кинарри, тыква (с целым дном), используемая в качестве резонансной камеры, покоилась над плечом музыканта. К последним двум может быть добавлена вторая или третья тыква ниже, создавая современные кинарри вина и рудра вина. [ 3 ]
Символизм
[ редактировать ]
С течением времени на инструментах появляется различная символика. В индуизме инструменты ассоциировались с богами Шивой , Сарасвати и Натараджой . [ 6 ] Шива изображался романтически играющим для Паравати и аскетом Натаджары в его форме божественного танцора. Сарасвати — богиня текущих вещей, включая воду, мудрость и музыку. Гораздо реже Кришну изображали играющим на вине и танцующим; инструмент не ассоциируется с ним символически, поскольку его инструмент - флейта.
В буддийском храмовом искусстве инструмент изображался в руках людей, а также в виде небесных киннар , получеловеческих, полуптичьих фигур.
Некоторые вина киннари в музеях, кажется, имеют на концах резные изображения птиц и перья. Некоторые вина алапини и вина эка-тантри имеют очень стильные концы, напоминающие головы монстров, похожие на головы Макара водяных монстров или Яли . Оба монстра имели форму слоновьего хобота — особенность, встречающаяся на некоторых винах киннари.
-
Макара или яли на вине алапини, XII век, произведение искусства Империи Пала
-
Макара или яли (или, возможно, птица) из Сарасвати, играющего на вине алапини, из индуистской каменной скульптуры в Национальном музее, Нью-Дели.
Играя
[ редактировать ]Во время игры музыкант мог прижать отрезанную сторону тыквы к груди; в современных версиях, таких как камбоджийский «Ксе Диев» , музыкант прижимает и ослабляет тыкву к груди, чтобы изменить тон. Игрок держит инструмент левой рукой; это ограничивает его способность перемещать руку до одной остановки на струне. Перещипывая струну правой рукой, игрок слегка касается струны указательным пальцем, чтобы получить больше нот. [ 3 ]
Придерживайтесь цитры
[ редактировать ]Инструменты были зафиксированы в скульптуре и рельефной скульптуре в Самборе Прей Куке в 7 веке нашей эры, Боробудуре в 9 веке нашей эры, Империи Пала в 10-12 веках нашей эры, Байоне в 13 веке и Ангкор-Вате в 16 веке. .
Инструменты, использующие стиль прижатия алапини вина к груди игрока, можно увидеть в Юго-Восточной Азии. Примеры можно увидеть в руинах малайской культуры в Боробудуре и камбоджийской культуры в Ангкор-Вате . Современные инструменты, родственные ему или использующие подобную резонансную систему полутыквы, включают камбоджийский ксе диев , тайский фин намтао и индийский туила (среди племен Джаркханда и Одиши ). [ 3 ] [ 1 ] Эти инструменты имеют разные особенности; у некоторых, таких как ксе муой, есть дополнительная тыква или у фин намтоа несколько струн. Это можно рассматривать как «доказательство» того, что алапини вина развилась в другие инструменты. [ 1 ]
По крайней мере, один пример цитр из Юго-Восточной Азии, прессованных на груди, был найден в произведениях искусства со второй тыквой в Байоне . На инструментах играли в том же стиле, что и на цитрах, с помощью одной тыквы. [ 9 ] Таким образом, эти инструменты связаны с алапини виной из -за способа игры на них и с эка-тантри виной из -за дополнительной тыквы - путь, который привел к рудра вине в Индии.
-
Индия, V век н. э. Пещеры Аджанты , пещера 17. Музыкант щипает вину алапини, вину в стиле цитры, лежащую на его плече.
-
ок. VII век н. э. Киннарас играет на вине алапини и на цимбалах с рельефа Маммаллапурама .
-
Индуист. 650-700 гг. н.э., Таиланд, Ку Буа ( культура Дваравати ). Трое музыкантов справа играют (от центра) на 5-струнной лютне, тарелках, трубочной цитре или бар-цитре с тыквенным резонатором.
-
Индия, ок. VIII век н.э. Шива играет на вине с цитрой для Парвати в пещерах Эллора , изображение в боковом проходе храма Кайлас (пещера 16)
-
Пещеры Шивы Эллоры, пещера 16, игра на вине алапини, цветная.
-
Индия, ок. VII-VIII века н.э. Киннара (?), играющий на вине Алапини в Канчи Кайласанатаре .
-
Индия, VII-VIII века н.э. Фигура с вином Алапини в храме Кайласанатар.
-
9 век н.э. Палка цитры с резонатором в Боробудуре .
-
9 век н.э. Палка цитры с резонатором в Боробудуре, вид сбоку
-
9 век н.э. Слева, палочка цитры в Боробудуре.
-
Индонезия (Ява), ок. 900-925 гг. н.э. Киннара играет на вине.
-
Храм Натараджи, Чидамбарам , ок. XII-XIII века н. э. Шивакамасундари (одна из форм Парвати ) играет на вине алапини, резонатор прижат к ее плечу.
-
Индия, ок. XII век н.э. Храм Хойсалесвара Статуя Сарасвати, играющего на цитре.
-
Индия, ок. Храм Хойсалесвара, XII век н.э. Сарасвати играет на цитре. Тыква наверху сломанного инструмента находится на ее левой груди.
-
Индия, храм Кешава , ок. XIII век н. э. Сарасвати играет на цитре.
-
Индия, храм Ченнакесава , ок. 12 век. Сарасвати с виной из цитры
-
Соманатхапур, Индия. Храм Ченнакесава, ок. 12-13 век. Кришна танцует с виной из цитры.
-
Сарасвати с виной алапини или, возможно, виной эка-тантри . Инструмент не имеет видимого резонатора, кроме толстой трубки корпуса. Вина Алапини, как правило, имела более узкие трубки. [ 7 ]
-
Ангкор-Ват , 16 век нашей эры, изображающий музыканта, играющего на ксе-диеве. [ 13 ]
-
Современный Ксе Диев
-
Пхин Намтао
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пиял Бхаттачарья; Шритама Чоудхури (январь – март 2021 г.). «Как древняя индийская вина путешествовала по другим странам Азии: реконструкция с помощью Священных Писаний, скульптур, картин и живых традиций» (PDF) . Национальная безопасность . 4 (1). Международный фонд Вивекананды: 50–53.
- ^ «История» . rudravina.com . Архивировано из оригинала 1 мая 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Аластер Дик; Гордон Гики; Ричард Уиддесс (1984). «Вина, раздел 4 Средневековые цитры». В Сэди, Стэнли (ред.). Словарь музыкальных инструментов New Grove . стр. 729–730. Том 3.
- ^ Луиза Вразен (осень – зима 1986 г.). «Ранняя история Вины и Бина в Южной и Юго-Восточной Азии» . Азиатская музыка . 18 (1). Издательство Техасского университета: 37–42.
- ^ Перейти обратно: а б Караикуди С. Субраманиан (весна – лето 1985 г.). «Введение в вино» . Азиатская музыка . 16 (2). Издательство Техасского университета: 9–13, 19. doi : 10.2307/833772 .
Кумба (1400 г. н.э.) приписывает изобретение четырнадцати резных киннари Матанге (800 г. н.э.), автору «Брихад-деши». [Тарлекар 1961- 172]...]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ларс Кристиан Кох (2015). «Звук и культура: этномузыкологические находки как основа музыкальной археологической работы» . Археология в Германии . Научное книжное общество (ГВБ).
Специальный выпуск: Звуки музыкальной археологии прошлого: Тайсс (2015) [перевод: Специальный выпуск: Звуки музыкальной археологии прошлого: Тайсс]
- ^ Перейти обратно: а б с д «Разновидности Вины» . САРАСВАТИ ВИНА (САРАСВАТИ ВИНА) .
[перефразированный перевод частей Сангита Ратнакара Сарнгадевы, размещенный в Интернете]
- ^ П. Самбамурти, с. 210
- ^ Перейти обратно: а б Патрик Керсейл. «Двухрезонаторная цитра» .
- ^ Р. Мутусами. «Храм Кайласанатар, Канчипурам, ниша 47, панель Рудра Вина» .
- ^ Патрик Керсейл. «Режущая цитра» .
- ^ Патрик Керсейл. «Цитра – ксе диев – Струны» .
- ^ Керсале, Патрик. «Монохордовая цитра» . сайт soundofangkor.org . Проверено 13 июля 2019 г.
Ангкор-Ват, северная галерея. 16 век