Пио Манзу
Пио Манзу | |
---|---|
![]() Пио Манзо около 1964 года работает над концепцией NSU Autonova GT. | |
Рожденный | Пио Манцони 2 марта 1939 г. |
Умер | 26 мая 1969 г. Брандиццо , Италия | ( 30 лет
Место захоронения | Монументальное кладбище Бергамо 45 ° 41'55 "N 9 ° 41'27" E / 45,69861654069445 ° N 9,690904101166039 ° E |
Национальность | итальянский |
Альма-матер | Ульмская школа дизайна |
Род занятий | автомобильный дизайнер промышленный дизайнер дизайнер мебели |
Годы активности | 1964–1969 |
Работодатель | Фиат |
Заметная работа | Fiat 127, часы Cronotime, лампа Parentesi |
Супруг | Элеонора Лиеби |
Дети | 2 |
Отец | Джакомо Манцу |
Награды | Compasso d'Oro (посмертно) |
Пио Манцони ( 2 марта 1939 — 26 мая 1969 ) был итальянским дизайнером автомобилей, товаров и мебели, работавшим под именем Пио Манцо . Одна из его самых известных разработок — Fiat 127 .
Образование
[ редактировать ]Сын скульптора Джакомо Манцу и его первой жены Антонии Орени, Пио Манцу изучал дизайн изделий в Ульмской школе дизайна ( нем . Hochschule für Gestalt Ulm ), [ 2 ] в Германии под руководством аргентинского дизайнера и философа Томаса Мальдонадо . После окончания учебы в 1964 году первым итальянцем в этом учебном заведении, [ 3 ] он продолжал работать ассистентом преподавателя в Ульмской школе. В 1962 году он принял участие в международном конкурсе швейцарского журнала Année Automobile , который выиграл с дизайном Austin Healey 3000. [ 4 ] [ 5 ] Призом было то, что дизайн будет выполнен Carrozzeria Pininfarina . [ 6 ] который демонстрировал его на автосалонах в Турине и Лондоне.
Работа
[ редактировать ]Автонова
[ редактировать ]
Мандзу реализовал ряд проектов по оформлению интерьера и начал сотрудничать с несколькими международными изданиями, писать статьи и заниматься дизайном в автомобильной сфере.
В 1965 году вместе с автомобильным писателем Фрицем Бобом Бушем и коллегой-выпускником Ульма Майклом Конрадом Манцу основал проектную группу Autonova , которая представила прототипы Autonova GT и Van Autonova Fam. Последний сразу привлек внимание инженера Данте Джакозы , руководителя Fiat отдела разработки и центра стайлинга и руководство таких компаний, как NSU , Glas , Pirelli , Recaro , VDO и BASF . Но на эти концепт-кары присматривалось .
Мебель и многое другое
[ редактировать ]
Другие разработки, отмеченные подписью дизайнера из Ломбардии, относятся к аксессуарам для дома. Примером могут служить настольные часы «Cronotime» 1968 года, которые напоминают выхлопные трубы или шланги охлаждающей воды автомобильного двигателя и которые изначально были созданы в качестве подарка для клиентов Fiat. Затем он стал продуктом Ritz-Italora, который можно было приобрести в универмаге La Rinascente и включить в коллекцию MoMA . [ 7 ] Позже он был добавлен в каталог Alessi , в котором находится до сих пор. Другими разработками продукции были письменные и настольные материалы для Kartell , а также кресло для отдыха в автомобильном стиле и стол на одной ножке для Alias. [ 8 ] [ 9 ]

Парентези лампа для производителя освещения FLOS (продано более 800 000 штук) [ 10 ] был разработан Ахилле Кастильони в 1971 году на основе эскиза, сделанного ранее Манцу; Лампа также находится в коллекции МоМА и была удостоена награды Compasso d'Oro в 1979 году. [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ]
Манзо также работал консультантом у Пьяджо и Оливетти . [ 5 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Сотрудничество с этими компаниями, а также поддержка туринских производителей кузовов Sibona & Basano привели к реализации прототипов Glas 1004 Autonova Fam на базе Glas 1004 и NSU Prinz Autonova GT на базе NSU Prinz и NSU. Ро 80 .
В 1969 году Манзо был единственным членом жюри, не являющимся французом, при выборе выставки Bolide Design, организованной Музеем декоративного искусства в Париже . [ 16 ] [ 17 ]
Фиатные проекты
[ редактировать ]
В Центре дизайна Fiat Данте Джакоза поначалу сомневался в способности недавно нанятого консультанта Манцу вписаться в строгие процедуры индустриализации дизайна продукта. [ 18 ] Однако в 1968 году первый опыт привел к созданию концепт-кара для использования в качестве такси на механической основе Fiat 850 и с передовыми техническими и стилевыми решениями, которые Манцу уже разработал в Autonova. [ 19 ] Результатом стал Fiat City Taxi, который представлял собой своего рода монопространственный авангард и, хотя он и не пошел в производство, стилистически лег в основу того, что несколько лет спустя стало преемником Fiat 500 , модели 126 . [ 18 ]
начала уже Еще одним проектом 1968 года стало спортивное купе Autobianchi G.31, производство которого компания OSI несколько лет назад. Мандзу пришлось вернуть его к жизни, и он сделал это к большому удовлетворению Джакозы и публики, поскольку реакция на его показ на Туринском автосалоне была очень положительной. Тем не менее было решено, что в производство машину не пойдут. [ 18 ]
Работа Мандзу убедила Джакозу доверить ему в том же году дизайн Fiat 127 , нового автомобиля, который должен был стать революционной концепцией народного автомобиля и эталоном мирового автомобильного производства в 1970-х годах. [ 20 ] За два десятилетия будет построено почти 8 миллионов. [ 21 ]
Смерть
[ редактировать ]Пио Манзо так и не увидел результатов своей работы судьей во французском музее, своей концептуальной идеи лампы Parentesi или своего важного проекта в Центре дизайна Fiat. Фактически, он направлялся на презентацию окончательного макета Fiat 127 высшему руководству в мае 1969 года, когда попал в одностороннюю автомобильную аварию на автостраде А4 Милан-Турин, недалеко от пунктов взимания платы за проезд на автостраде А4. выезд Брандиццо . , всего в 10 км от Турина Придя домой поздно вечером и уехав рано, чтобы успеть на презентацию в 8.00 утра, Мандзу решил поехать на Fiat 500 своей жены вместо своего собственного Fiat Dino . По неизвестной причине его машина перевернулась. Мандзу скончался в машине скорой помощи, не доехав до больницы. [ 22 ] [ 23 ]
Другое признание
[ редактировать ]- Помимо предметов из коллекции МоМА, части работ Манцу также находятся в коллекциях Galleria d'Arte Moderna e Contemporanea в Бергамо, которая в 2008 году организовала ретроспективную выставку работ дизайнера. [ 4 ] и в Пинакотеке современности в Мюнхене . [ 24 ]
- В 1969 году ООН основала Международный исследовательский центр Пио Манцу в Римини , Италия, с целью содействия изучению экономических и научных аспектов взаимоотношений между человеком и окружающей средой. Он закрылся в 2016 году.
- Fondazione Manzù был создан для поддержки громких инициатив, проектов и мероприятий, направленных на поощрение исследований и исследований в области дизайна, технологии материалов, производственных процессов, средств и инфраструктуры для мобильности и окружающей среды. [ 25 ]
- Есть средняя школа («Школа искусств Джакомо и Пио Манцу»). [ 26 ] и улица («Виа Пио Манцу») [ нужна ссылка ] назван в его честь в Бергамо.
- В 2021 году в Национальном автомобильном музее Турина прошла выставка Che Macchina! 1971–2021 Пио Манцу и пятьдесят лет модели 127 « Что за машина!» 1971–2021 Пио Манцу и пятидесятилетие 127 » . [ 27 ] [ 28 ]
Публикации
[ редактировать ]- Финесси, Джузеппе; Фагоне, Энрико (2008). Пио Манзо: Когда мир был современным [ Пио Манзо: Когда мир был современным ] (на итальянском и английском языках). Милан: Электа. п. 172. ИСБН 978-8837066918 .
- Альфарано, Джампьеро; Гульельми, Эудженио (2019). Пио Манзо: дизайнер переходного периода между модерном и современностью (на итальянском языке). Маккионе. п. 80. ИСБН 978-8865705698 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фагоне, Энрико Леонардо; Манцони, Джакомо (2018). Пио Манцу — дизайнер (на итальянском и английском языках). Фонд искусства и дизайна Манцони. п. 12.
- ^ «Пио Мандзу» . HfG-Archiv Ulm (на немецком языке) . Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ «Пио Манзо (1939–1969)» (на итальянском языке). архижурнал. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 15 апреля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Пио Мандзу. Когда мир был современным» . GAMeC Галерея современного искусства Бергамо . Архивировано из оригинала 17 мая 2024 г. Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Продукт, разработанный Пио Манцу» (на немецком языке). архипродукты. Архивировано из оригинала 04 декабря 2022 г. Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ «Пио Манцу за пределами дизайна» . la Repubblica (на итальянском языке). 19 сентября 2013 г. Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ «Хроновременные [так в оригинале] часы» . Музей современного искусства .
- ^ "MANZÙ - Псевдоним Дизайн" . псевдоним.design . Проверено 18 августа 2024 г.
- ^ «Современные столы и дизайнерские обеденные столы — псевдоним» . псевдоним.design . Проверено 18 августа 2024 г.
- ^ «С момента своего создания было продано 800 000 штук» . Иллюминай . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ «XI edizione premio Compasso d'oro ADI» [11-е издание премии ADI Golden Compass Award] (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 1 апреля 2024 г. Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «ПАРЕНТЕЗИ» . Музей дизайна ADI . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ Источник: Биография на «archimagazine.com».
- ^ Источник: Важность того, чтобы вас называли Мандзу , статья на «milanodabere.it». Архивировано 23 ноября 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ «Архивы Пио Мандзу» . Музей Гомера (на итальянском языке) . Проверено 14 июля 2024 г.
- ^ Мэти, Франсуа (1970). Дизайн болида: Париж, Музей декоративного искусства, 31 января — 30 апреля 1970 г. [ Дизайн болида: Париж, Музей декоративного искусства, 31 января — 30 апреля 1970 г. ]. Центральный Союз Декоративных Искусств. п. 7.
- ^ «Презентация» (на французском языке). БЕЗУМНЫЙ Париж. Архивировано из оригинала 04 марта 2024 г. Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Джакоза, Данте (2014) [1-й паб. Автомобили, 1979]. Мои 40 лет проектирования в Fiat . Исторический центр Фиат. стр. 271–272.
- ^ Ликата, Маттео. «Пио Мандзу: блеск и трагедия» . Жизнь родстера. Архивировано из оригинала 26 сентября 2023 г. Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Санния, Алессандро (2012). Fiat 127: 1971–1987 (на итальянском языке). Турин, Италия: Верблюд. п. 19. ISBN 9788896796078 .
- ^ «Fiat 127. Революция, ведущая с фронта» . Stellantis Europe SpA Архивировано из оригинала 29 февраля 2024 г. Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ «Сын скульптуры Мандзу погибает в перевернувшейся машине». Ла Стампа (на итальянском языке). Том 103, нет. 123. 27 мая 1969 г. п. 4.
- ^ Джакомелли, Томмазо (19 марта 2023 г.). «Пио Мандзу, талант, отнятый насмешливой судьбой» . il Giornale (на итальянском языке) . Проверено 16 июля 2024 г.
- ^ «autonova fam... и какое отношение GLAS имеет к этому семейному фургону» [Autonova fam... и какое отношение GLAS имеет к этому семейному фургону] (на немецком языке). Инициатива Kulturgut Mobility eV Архивировано из оригинала 06 декабря 2023 г. Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «Фонд Пио Манцу» . Архивировано из оригинала 07 декабря 2023 г. Проверено 5 июля 2024 г.
- ^ «История» . Liceo Artistico «Джакомо и Пио Манцу» (на итальянском языке) . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Кла, Джанкарло Гнепо (17 июня 2021 г.). «Какая машина! В Mauto выставка, посвященная 50-летию Fiat 127 и дизайнера Пио Манцу» . Ruoteclassiche (на итальянском языке) . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ «Прототип Fiat City Taxi от Manzù стал звездой выставки Che macchina!» («Какая машина!»)» . Стеллантис . 1 июля 2021 г. Проверено 31 августа 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Пио Мандзу, на Викискладе?
- 1939 рождений
- 1969 смертей
- Смерти в результате дорожно-транспортных происшествий в Италии
- Люди из Бергамо
- Выпускники Ульмской школы дизайна
- Автомобильные дизайнеры
- Промышленные дизайнеры
- Итальянские дизайнеры
- Итальянские дизайнеры мебели
- Итальянские промышленные дизайнеры
- Оливетти люди
- Лауреаты премии Compasso d'Oro