Jump to content

Пио Манзу

Пио Манзу
Пио Манзо около 1964 года работает над концепцией NSU Autonova GT.
Пио Манзо около 1964 года работает над концепцией NSU Autonova GT.
Рожденный
Пио Манцони

( 1939-03-02 ) 2 марта 1939 г.
Милан , Италия [ 1 ]
Умер 26 мая 1969 г. ) ( 1969-05-26 ) ( 30 лет
Брандиццо , Италия
Место захоронения Монументальное кладбище Бергамо
45 ° 41'55 "N 9 ° 41'27" E  /  45,69861654069445 ° N 9,690904101166039 ° E  / 45,69861654069445; 9.690904101166039
Национальность итальянский
Альма-матер Ульмская школа дизайна
Род занятий автомобильный дизайнер
промышленный дизайнер
дизайнер мебели
Годы активности 1964–1969
Работодатель Фиат
Заметная работа Fiat 127, часы Cronotime, лампа Parentesi
Супруг Элеонора Лиеби
Дети 2
Отец Джакомо Манцу
Награды Compasso d'Oro (посмертно)

Пио Манцони ( 2 марта 1939 26 мая 1969 ) был итальянским дизайнером автомобилей, товаров и мебели, работавшим под именем Пио Манцо . Одна из его самых известных разработок — Fiat 127 .

Образование

[ редактировать ]

Сын скульптора Джакомо Манцу и его первой жены Антонии Орени, Пио Манцу изучал дизайн изделий в Ульмской школе дизайна ( нем . Hochschule für Gestalt Ulm ), [ 2 ] в Германии под руководством аргентинского дизайнера и философа Томаса Мальдонадо . После окончания учебы в 1964 году первым итальянцем в этом учебном заведении, [ 3 ] он продолжал работать ассистентом преподавателя в Ульмской школе. В 1962 году он принял участие в международном конкурсе швейцарского журнала Année Automobile , который выиграл с дизайном Austin Healey 3000. [ 4 ] [ 5 ] Призом было то, что дизайн будет выполнен Carrozzeria Pininfarina . [ 6 ] который демонстрировал его на автосалонах в Турине и Лондоне.

Автонова

[ редактировать ]
Autonova Fam, разработанный Бушем, Конрадом и Манцу.

Мандзу реализовал ряд проектов по оформлению интерьера и начал сотрудничать с несколькими международными изданиями, писать статьи и заниматься дизайном в автомобильной сфере.

В 1965 году вместе с автомобильным писателем Фрицем Бобом Бушем [ де ] и коллегой-выпускником Ульма Майклом Конрадом Манцу основал проектную группу Autonova [ де ] , которая представила прототипы Autonova GT и Van Autonova Fam. Последний сразу привлек внимание инженера Данте Джакозы , руководителя Fiat отдела разработки и центра стайлинга и руководство таких компаний, как NSU , Glas , Pirelli , Recaro , VDO и BASF . Но на эти концепт-кары присматривалось .

Мебель и многое другое

[ редактировать ]
Ritz-Italora Cronotime от Пио Манцу

Другие разработки, отмеченные подписью дизайнера из Ломбардии, относятся к аксессуарам для дома. Примером могут служить настольные часы «Cronotime» 1968 года, которые напоминают выхлопные трубы или шланги охлаждающей воды автомобильного двигателя и которые изначально были созданы в качестве подарка для клиентов Fiat. Затем он стал продуктом Ritz-Italora, который можно было приобрести в универмаге La Rinascente и включить в коллекцию MoMA . [ 7 ] Позже он был добавлен в каталог Alessi , в котором находится до сих пор. Другими разработками продукции были письменные и настольные материалы для Kartell , а также кресло для отдыха в автомобильном стиле и стол на одной ножке для Alias. [ 8 ] [ 9 ]

Лампа Flos Parentesi от Пио Манцу и Ахилле Кастильони

Парентези [ это ; фр ; de ] лампа для производителя освещения FLOS [ it ] (продано более 800 000 штук) [ 10 ] был разработан Ахилле Кастильони в 1971 году на основе эскиза, сделанного ранее Манцу; Лампа также находится в коллекции МоМА и была удостоена награды Compasso d'Oro в 1979 году. [ 5 ] [ 11 ] [ 12 ]

Манзо также работал консультантом у Пьяджо и Оливетти . [ 5 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Сотрудничество с этими компаниями, а также поддержка туринских производителей кузовов Sibona & Basano привели к реализации прототипов Glas 1004 Autonova Fam на базе Glas 1004 и NSU Prinz Autonova GT на базе NSU Prinz и NSU. Ро 80 .

В 1969 году Манзо был единственным членом жюри, не являющимся французом, при выборе выставки Bolide Design, организованной Музеем декоративного искусства в Париже . [ 16 ] [ 17 ]

Фиатные проекты

[ редактировать ]
Концепт-кар Fiat City Taxi

В Центре дизайна Fiat Данте Джакоза поначалу сомневался в способности недавно нанятого консультанта Манцу вписаться в строгие процедуры индустриализации дизайна продукта. [ 18 ] Однако в 1968 году первый опыт привел к созданию концепт-кара для использования в качестве такси на механической основе Fiat 850 и с передовыми техническими и стилевыми решениями, которые Манцу уже разработал в Autonova. [ 19 ] Результатом стал Fiat City Taxi, который представлял собой своего рода монопространственный авангард и, хотя он и не пошел в производство, стилистически лег в основу того, что несколько лет спустя стало преемником Fiat 500 , модели 126 . [ 18 ]

начала уже Еще одним проектом 1968 года стало спортивное купе Autobianchi G.31, производство которого компания OSI несколько лет назад. Мандзу пришлось вернуть его к жизни, и он сделал это к большому удовлетворению Джакозы и публики, поскольку реакция на его показ на Туринском автосалоне была очень положительной. Тем не менее было решено, что в производство машину не пойдут. [ 18 ]

Фиат 127 1971 года.

Работа Мандзу убедила Джакозу доверить ему в том же году дизайн Fiat 127 , нового автомобиля, который должен был стать революционной концепцией народного автомобиля и эталоном мирового автомобильного производства в 1970-х годах. [ 20 ] За два десятилетия будет построено почти 8 миллионов. [ 21 ]

Пио Манзо так и не увидел результатов своей работы судьей во французском музее, своей концептуальной идеи лампы Parentesi или своего важного проекта в Центре дизайна Fiat. Фактически, он направлялся на презентацию окончательного макета Fiat 127 высшему руководству в мае 1969 года, когда попал в одностороннюю автомобильную аварию на автостраде А4 Милан-Турин, недалеко от пунктов взимания платы за проезд на автостраде А4. выезд Брандиццо . , всего в 10 км от Турина Придя домой поздно вечером и уехав рано, чтобы успеть на презентацию в 8.00 утра, Мандзу решил поехать на Fiat 500 своей жены вместо своего собственного Fiat Dino . По неизвестной причине его машина перевернулась. Мандзу скончался в машине скорой помощи, не доехав до больницы. [ 22 ] [ 23 ]

Другое признание

[ редактировать ]
  • Помимо предметов из коллекции МоМА, части работ Манцу также находятся в коллекциях Galleria d'Arte Moderna e Contemporanea в Бергамо, которая в 2008 году организовала ретроспективную выставку работ дизайнера. [ 4 ] и в Пинакотеке современности в Мюнхене . [ 24 ]
  • В 1969 году ООН основала Международный исследовательский центр Пио Манцу в Римини , Италия, с целью содействия изучению экономических и научных аспектов взаимоотношений между человеком и окружающей средой. Он закрылся в 2016 году.
  • Fondazione Manzù был создан для поддержки громких инициатив, проектов и мероприятий, направленных на поощрение исследований и исследований в области дизайна, технологии материалов, производственных процессов, средств и инфраструктуры для мобильности и окружающей среды. [ 25 ]
  • Есть средняя школа («Школа искусств Джакомо и Пио Манцу»). [ 26 ] и улица («Виа Пио Манцу») [ нужна ссылка ] назван в его честь в Бергамо.
  • В 2021 году в Национальном автомобильном музее Турина прошла выставка Che Macchina! 1971–2021 Пио Манцу и пятьдесят лет модели 127 « Что за машина!» 1971–2021 Пио Манцу и пятидесятилетие 127 » . [ 27 ] [ 28 ]

Публикации

[ редактировать ]
  • Финесси, Джузеппе; Фагоне, Энрико (2008). Пио Манзо: Когда мир был современным [ Пио Манзо: Когда мир был современным ] (на итальянском и английском языках). Милан: Электа. п. 172. ИСБН  978-8837066918 .
  • Альфарано, Джампьеро; Гульельми, Эудженио (2019). Пио Манзо: дизайнер переходного периода между модерном и современностью (на итальянском языке). Маккионе. п. 80. ИСБН  978-8865705698 .
  1. ^ Фагоне, Энрико Леонардо; Манцони, Джакомо (2018). Пио Манцу — дизайнер (на итальянском и английском языках). Фонд искусства и дизайна Манцони. п. 12.
  2. ^ «Пио Мандзу» . HfG-Archiv Ulm (на немецком языке) . Проверено 16 июля 2024 г.
  3. ^ «Пио Манзо (1939–1969)» (на итальянском языке). архижурнал. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 г. Проверено 15 апреля 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Пио Мандзу. Когда мир был современным» . GAMeC Галерея современного искусства Бергамо . Архивировано из оригинала 17 мая 2024 г. Проверено 5 июля 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б с «Продукт, разработанный Пио Манцу» (на немецком языке). архипродукты. Архивировано из оригинала 04 декабря 2022 г. Проверено 1 июня 2024 г.
  6. ^ «Пио Манцу за пределами дизайна» . la Repubblica (на итальянском языке). 19 сентября 2013 г. Проверено 16 июля 2024 г.
  7. ^ «Хроновременные [так в оригинале] часы» . Музей современного искусства .
  8. ^ "MANZÙ - Псевдоним Дизайн" . псевдоним.design . Проверено 18 августа 2024 г.
  9. ^ «Современные столы и дизайнерские обеденные столы — псевдоним» . псевдоним.design . Проверено 18 августа 2024 г.
  10. ^ «С момента своего создания было продано 800 000 штук» . Иллюминай . Проверено 6 июля 2024 г.
  11. ^ «XI edizione premio Compasso d'oro ADI» [11-е издание премии ADI Golden Compass Award] (на итальянском языке). Архивировано из оригинала 1 апреля 2024 г. Проверено 4 июля 2024 г.
  12. ^ «ПАРЕНТЕЗИ» . Музей дизайна ADI . Проверено 14 июля 2024 г.
  13. ^ Источник: Биография на «archimagazine.com».
  14. ^ Источник: Важность того, чтобы вас называли Мандзу , статья на «milanodabere.it». Архивировано 23 ноября 2011 г. на Wayback Machine.
  15. ^ «Архивы Пио Мандзу» . Музей Гомера (на итальянском языке) . Проверено 14 июля 2024 г.
  16. ^ Мэти, Франсуа (1970). Дизайн болида: Париж, Музей декоративного искусства, 31 января — 30 апреля 1970 г. [ Дизайн болида: Париж, Музей декоративного искусства, 31 января — 30 апреля 1970 г. ]. Центральный Союз Декоративных Искусств. п. 7.
  17. ^ «Презентация» (на французском языке). БЕЗУМНЫЙ Париж. Архивировано из оригинала 04 марта 2024 г. Проверено 5 июля 2024 г.
  18. ^ Jump up to: а б с Джакоза, Данте (2014) [1-й паб. Автомобили, 1979]. Мои 40 лет проектирования в Fiat . Исторический центр Фиат. стр. 271–272.
  19. ^ Ликата, Маттео. «Пио Мандзу: блеск и трагедия» . Жизнь родстера. Архивировано из оригинала 26 сентября 2023 г. Проверено 4 июля 2024 г.
  20. ^ Санния, Алессандро (2012). Fiat 127: 1971–1987 (на итальянском языке). Турин, Италия: Верблюд. п. 19. ISBN  9788896796078 .
  21. ^ «Fiat 127. Революция, ведущая с фронта» . Stellantis Europe SpA Архивировано из оригинала 29 февраля 2024 г. Проверено 6 июля 2024 г.
  22. ^ «Сын скульптуры Мандзу погибает в перевернувшейся машине». Ла Стампа (на итальянском языке). Том 103, нет. 123. 27 мая 1969 г. п. 4.
  23. ^ Джакомелли, Томмазо (19 марта 2023 г.). «Пио Мандзу, талант, отнятый насмешливой судьбой» . il Giornale (на итальянском языке) . Проверено 16 июля 2024 г.
  24. ^ «autonova fam... и какое отношение GLAS имеет к этому семейному фургону» [Autonova fam... и какое отношение GLAS имеет к этому семейному фургону] (на немецком языке). Инициатива Kulturgut Mobility eV Архивировано из оригинала 06 декабря 2023 г. Проверено 5 июля 2024 г.
  25. ^ «Фонд Пио Манцу» . Архивировано из оригинала 07 декабря 2023 г. Проверено 5 июля 2024 г.
  26. ^ «История» . Liceo Artistico «Джакомо и Пио Манцу» (на итальянском языке) . Проверено 24 июля 2024 г.
  27. ^ Кла, Джанкарло Гнепо (17 июня 2021 г.). «Какая машина! В Mauto выставка, посвященная 50-летию Fiat 127 и дизайнера Пио Манцу» . Ruoteclassiche (на итальянском языке) . Проверено 7 августа 2024 г.
  28. ^ «Прототип Fiat City Taxi от Manzù стал звездой выставки Che macchina!» («Какая машина!»)» . Стеллантис . 1 июля 2021 г. Проверено 31 августа 2024 г.
[ редактировать ]

СМИ, связанные с Пио Мандзу, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fc976371ea7b7f1685607f7949af9030__1725107400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/30/fc976371ea7b7f1685607f7949af9030.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pio Manzù - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)