Jump to content

ДПСИР

DPSIR (движущие силы, давление, состояние, воздействие и модель вмешательства) представляет собой причинно-следственную структуру, используемую для описания взаимодействия между обществом и окружающей средой. [1] Он направлен на анализ и оценку экологических проблем путем объединения различных научных дисциплин, экологических менеджеров и заинтересованных сторон и решения их путем включения устойчивого развития . Во-первых, показатели подразделяются на «движущие силы», которые оказывают «давление» на «состояние» системы, что, в свою очередь, приводит к определенным «воздействиям», которые приведут к различным «реакциям» по поддержанию или восстановлению рассматриваемой системы. [2] За этим следует организация имеющихся данных и предложение процедур по сбору недостающих данных для будущего анализа. [3] С момента своего формулирования в конце 1990-х годов он широко использовался международными организациями для экосистемных исследований в различных областях, таких как биоразнообразие , эрозия почвы , истощение и загрязнение подземных вод. В последнее время эта структура использовалась в сочетании с другими аналитическими методами и моделями, чтобы компенсировать ее недостатки. Он используется для оценки экологических изменений в экосистемах, выявления социального и экономического давления на систему, прогнозирования потенциальных проблем и улучшения методов управления. [4] Гибкость и общая применимость концепции делают ее гибким инструментом, который также может применяться в социальной, экономической и институциональной сферах. [3]

Система « D Река Давление Состояние Воздействие – Реагирование »

Система «Движущий фактор-Давление-Состояние-Воздействие-Реакция» была разработана Европейским агентством по окружающей среде (ЕАОС) в 1999 году. Она была построена на основе нескольких существующих систем экологической отчетности, таких как структура «Давление-Состояние-Реакция» (PSR), разработанная Организацией по охране окружающей среды. Экономическое сотрудничество и развитие (ОЭСР) в 1993 году, которое само по себе было расширением концепции «Взаимопонимание и реакция друга на стресс» (SR) (1979). Структура PSR упростила экологические проблемы и решения до переменных, которые подчеркивают причинно-следственную связь между деятельностью человека, оказывающей давление на окружающую среду, состоянием окружающей среды и реакцией общества на это состояние. Поскольку он был сосредоточен на антропоцентрическом давлении и реакциях, он не учитывал естественную изменчивость эффективно в категории давления. (CSD) в 1997 году расширенной схемы «Движущая сила-Государство-Ответ» (DSR). Это привело к разработке Комиссией ООН по устойчивому развитию Основной модификацией стало расширение понятия «давление», включив в него социальные, политическое, экономическое, демографическое и природное давление на систему. Однако, заменив «давление» на «движущую силу», модель не смогла объяснить основные причины давления, как и ее модель. антецедент . В нем также не рассматривались мотивы реагирования на изменения в состоянии окружающей среды. Усовершенствованная модель DPSIR была направлена ​​на устранение этих недостатков своих предшественников путем устранения коренных причин человеческой деятельности, влияющей на окружающую среду, путем включения естественной изменчивости как давления на текущее состояние и реагирования на влияние изменений состояния на благосостояние человека. существование. В отличие от PSR и DSR, DPSIR – это не модель, а средство классификации и распространения информации, связанной с экологическими проблемами. [5] С момента своего создания он превратился в модифицированные модели, такие как «Драйвер-Давление-Химическое состояние-Экологическое состояние-Реакция» (DPCER), [6] Реакция водителя-давления-состояния-благосостояния (DPSWR), [7] и «Драйвер-давление-состояние-реакция экосистемы» (DPSER). [8] [9]

Структура DPSIR

[ редактировать ]

Водитель (Движущая сила)

[ редактировать ]

Драйвер относится к социальным, демографическим и экономическим изменениям, которые влияют на человеческую деятельность и оказывают прямое воздействие на окружающую среду. [3] Далее их можно разделить на первичные и вторичные движущие силы. Первичные движущие силы относятся к технологическим и социальным субъектам, которые мотивируют человеческую деятельность, такую ​​как рост населения и распределение богатства . Изменения, вызванные этими движущими силами, порождают вторичные движущие силы, которые представляют собой человеческую деятельность, вызывающую «давление» и «воздействия», такие как в землепользовании изменения , расширение городов и промышленное развитие. Движущие силы также можно разделить на основополагающие или непосредственные, физические или социально-экономические, природные или антропогенные , в зависимости от масштаба и сектора, в котором они используются. [1]

Давление

[ редактировать ]

Давление представляет собой следствие действия движущей силы, которая, в свою очередь, влияет на состояние окружающей среды. Их обычно изображают как нежелательные и негативные, исходя из концепции, что любое изменение окружающей среды, вызванное деятельностью человека, наносит ущерб и унижает достоинство. [3] Давление может иметь последствия в краткосрочной перспективе (например, вырубка лесов ) или в долгосрочной перспективе (например, изменение климата ), которые, если они известны с достаточной уверенностью, могут быть выражены как вероятность. Они могут быть как антропогенными, например выбросы, добыча топлива и образование твердых отходов, так и естественными процессами, такими как солнечная радиация и извержения вулканов. [1] Давления также можно подразделить на эндогенные управляемые давления, когда они возникают изнутри системы и их можно контролировать (например, претензии на землю, производство электроэнергии), и на экзогенные неуправляемые давления, когда они возникают извне системы и не могут контролироваться. (например: изменение климата, геоморфическая деятельность ). [9]

Состояние

[ редактировать ]

Состояние описывает физическое, химическое и биологическое состояние окружающей среды или наблюдаемые временные изменения в системе. Это может относиться к природным системам (например, CO 2 концентрации в атмосфере , температуре ), социально-экономическим системам (например, условиям жизни людей, экономической ситуации в отрасли) или их комбинации (например, количеству туристов, размеру нынешнее население). [3] Он включает в себя широкий спектр характеристик, таких как физико-химические характеристики экосистем, количество и качество ресурсов или «несущая способность», управление хрупкими видами и экосистемами, условия жизни людей, а также воздействие или воздействие давления на людей. Он не должен оставаться статичным, он также должен отражать текущие тенденции, такие как увеличение эвтрофикации и изменение биоразнообразия. [9]

Воздействие означает, как изменения в состоянии системы влияют на благополучие человека. Его часто измеряют с точки зрения ущерба окружающей среде или здоровью человека, такого как миграция, бедность и повышенная уязвимость к болезням. [3] но также может быть идентифицировано и количественно оценено без какой-либо положительной или отрицательной коннотации , просто указывая на изменение параметров окружающей среды. [9] Воздействие может быть экологическим (например, сокращение площади водно-болотных угодий , потеря биоразнообразия), социально-экономическим (например, сокращение туризма ) или комбинацией того и другого. [3] Его определение может варьироваться в зависимости от применяемой дисциплины и методологии. это относится к воздействию на живые существа и неживые области экосистем Например, в биологических науках (например, изменения в химическом составе воздуха или воды), тогда как оно связано с воздействием на человеческие системы, связанным с изменениями в окружающей среде. функции в социально-экономических науках (например: физическое и психическое здоровье). [9]

Реагирование подразумевает действия, предпринятые для исправления проблем предыдущих этапов путем корректировки драйверов, снижения давления на систему, возврата системы в исходное состояние и смягчения последствий. Оно может быть связано исключительно с политическими действиями или с различными уровнями общества, включая группы и/или отдельных лиц из частного, государственного или неправительственного секторов. Ответные меры в основном разрабатываются и/или реализуются как политические действия по защите, смягчению последствий, сохранению или поощрению. В качестве мер реагирования также может быть разработано сочетание эффективных политических действий сверху вниз и социальной осведомленности снизу вверх, таких как эко-сообщества или повышение уровня переработки отходов . [9]

Критика и ограничения

[ редактировать ]

Несмотря на адаптируемость структуры, она подверглась ряду критических замечаний. Одна из основных целей структуры — предоставить экологическим менеджерам, ученым различных дисциплин и заинтересованным сторонам общий форум и язык для выявления, анализа и оценки экологических проблем и последствий. [3] Однако несколько известных авторов отметили, что в нем отсутствует четко определенный набор категорий, что подрывает сопоставимость между исследованиями, даже если они схожи. [10] Например, изменение климата можно рассматривать как естественную движущую силу, но оно в первую очередь вызвано парниковыми газами (GSG), образующимися в результате деятельности человека, которые можно отнести к категории «давление». Сооружения по очистке сточных вод считаются мерой реагирования при борьбе с загрязнением воды давление, когда сточные , но при этом учитывается воды приводят к эвтрофикации. Эта двойственность переменных, связанных с этой структурой, подвергалась критике как отсутствие хорошей коммуникации между исследователями, а также между заинтересованными сторонами и политиками. [11] Другая критика связана с обманчивой простотой структуры, которая игнорирует сложную синергию между категориями. Например, воздействие может быть вызвано различными состояниями и реакциями на другие воздействия, которые не рассматриваются DPSIR. [1] [9] Некоторые авторы также утверждают, что эта концепция ошибочна, поскольку она не иллюстрирует четко причинно-следственную связь экологических проблем. [12] Причинами этих контекстуальных различий, по-видимому, являются различия во мнениях, характеристиках конкретных тематических исследований, непонимание концепций и недостаточное знание рассматриваемой системы. [11]

Первоначально DPSIR был предложен глобальными организациями в качестве концептуальной основы, а не практического руководства. Это означает, что на местном уровне анализ с использованием этой структуры может вызвать серьезные проблемы. DPSIR не поощряет изучение местных особенностей отдельных решений, которые в совокупности могут оказать потенциально большое влияние на устойчивость. Например, фермер, выбирающий определенный образ жизни, может и не внести каких-либо существенных изменений в систему, но объединение фермеров, делающих аналогичный выбор, будет иметь измеримый и ощутимый эффект. Любые попытки оценить устойчивость без учета местных знаний могут привести к искажению местной ситуации, неправильному пониманию того, что работает в конкретных областях, и даже к провалу проекта. [11]

Хотя в рамках DPSIR не существует явной иерархии власти, разница во власти между «разработчиками» и «развивающимися странами» может восприниматься как причина отсутствия внимания к местным, неформальным мерам реагирования на уровне движущих сил и давления, таким образом подвергая риску достоверность любого анализа, проводимого с его использованием. «Разработчики» относятся к неправительственным организациям (НПО), государственным механизмам и другим международным организациям, имеющим привилегию доступа к различным ресурсам и полномочиям использовать знания для изменения мира, а «развивающиеся» относятся к местным сообществам. Согласно этой критике, последний менее способен реагировать на экологические проблемы, чем первый. Это подрывает ценные местные знания о различных компонентах системы в конкретном регионе, поскольку включение этих знаний почти исключительно остается на усмотрение «разработчиков». [11]

Еще одним ограничением концепции является исключение социальных и экономических изменений в окружающей среде, особенно для будущих сценариев. Более того, DPSIR не определяет явным образом приоритетность ответов и не может определить эффективность каждого ответа индивидуально при работе со сложными системами. Это был один из наиболее критикуемых недостатков концепции, поскольку она не отражает динамическую природу проблем реального мира, которые не могут быть выражены простыми причинно-следственными связями. [4]

Приложения

[ редактировать ]

Несмотря на критику, DPSIR продолжает широко использоваться для формулирования и оценки экологических проблем с целью определения соответствующих мер реагирования. Его основная цель – поддержка устойчивого управления природными ресурсами . DPSIR структурирует показатели, связанные с экологической проблемой, решаемой со ссылкой на политические цели, и эффективно фокусируется на предполагаемых причинно-следственных связях, так что это привлекает политических деятелей. Некоторые примеры включают оценку давления чужеродных видов , [13] оценка воздействия деятельности по развитию на прибрежную среду и общество, [14] выявление экономических элементов, влияющих на глобальную деятельность лесных пожаров , [15] ( анализ затрат и выгод CBA) и корректировка валового внутреннего продукта (ВВП). [16]  

Чтобы компенсировать свои недостатки, DPSIR также используется в сочетании с несколькими аналитическими методами и моделями. Он использовался в сочетании с системой принятия решений по множеству критериев (MCDM) для опустынивания . управления рисками [17] с помощью аналитического процесса иерархии (AHP) для изучения городской зеленой электроэнергии, [18] и с моделью Тобит для оценки пресноводных экосистем. [19] Сама система также была изменена для оценки конкретных систем, таких как DPSWR, которая фокусируется только на воздействии на благосостояние человека, перемещая экологическое воздействие в категорию состояния. [10] Другим подходом является дифференциальный DPSIR (ΔDPSIR), который оценивает изменения в движущих силах, давлениях и состоянии после реализации ответных мер руководства, что делает его ценным как в качестве научного результата, так и в качестве инструмента управления системой. [20] Гибкость, предлагаемая структурой, делает ее эффективным инструментом с многочисленными приложениями при условии, что система должным образом изучена и понята заинтересованными сторонами. [9]

  1. ^ Jump up to: а б с д Максим, Лора; Спангенберг, Иоахим Х.; О'Коннор, Мартин (ноябрь 2009 г.). «Анализ рисков для биоразнообразия в рамках DPSIR». Экологическая экономика . 69 (1): 12–23. дои : 10.1016/j.ecolecon.2009.03.017 .
  2. ^ Несс, Барри; Андерберг, Стефан; Олссон, Леннарт (01 мая 2010 г.). «Структурирование проблем в науке об устойчивом развитии: многоуровневая структура DPSIR». Геофорум . 41 (3): 479–488. дои : 10.1016/j.geoforum.2009.12.005 . ISSN   0016-7185 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мартинс, Джоана Х.; Каманьо, Ана С.; Гаспар, Мигель Б. (декабрь 2012 г.). «Обзор применения движущих сил – Давление – Состояние – Воздействие – Реагирование на управление рыболовством». Управление океаном и прибрежной зоной . 69 : 273–281. дои : 10.1016/j.ocecoaman.2012.07.029 .
  4. ^ Jump up to: а б Мальмир, Махса; Джавади, Саман; Мориди, Али; Нешат, Аминреза; Раздар, Бабак (июль 2021 г.). «Новая комбинированная основа устойчивого развития с использованием подхода DPSIR и численного моделирования» . Геонаучные границы . 12 (4): 101169. doi : 10.1016/j.gsf.2021.101169 . S2CID   233543312 .
  5. ^ Боуэн, Роберт Э.; Райли, Кори (1 января 2003 г.). «Социально-экономические показатели и комплексное управление прибрежными районами». Управление океаном и прибрежной зоной . Роль индикаторов в интегрированном управлении прибрежными зонами. 46 (3): 299–312. дои : 10.1016/S0964-5691(03)00008-5 . ISSN   0964-5691 .
  6. ^ Реколайнен, Сеппо; Кямяри, Юха; Хилтунен, Марьюкка; Салоранта, Туомо М. (декабрь 2003 г.). «Концептуальная основа для определения необходимости и роли моделей в реализации рамочной водной директивы». Международный журнал управления речным бассейном . 1 (4): 347–352. CiteSeerX   10.1.1.122.5939 . дои : 10.1080/15715124.2003.9635217 . ISSN   1571-5124 . S2CID   989048 .
  7. ^ О'Хиггинс, Тим; Фермер, Эндрю; Даскалов, Георгий; Кнудсен, Стале; Ми, Лоуренс (26 сентября 2014 г.). «Достижение хорошего экологического статуса в Черном море: масштабные несоответствия в управлении окружающей средой» . Экология и общество . 19 (3). дои : 10.5751/ES-06707-190354 . hdl : 10468/2417 . ISSN   1708-3087 .
  8. ^ Келбл, Кристофер Р.; Лумис, Дэйв К.; Лавлейс, Сьюзен; Наттл, Уильям К.; Ортнер, Питер Б.; Флетчер, Памела; Кук, Джеффри С.; Лоренц, Джерри Дж.; Бойер, Джозеф Н. (12 августа 2013 г.). «Концептуальная модель EBM-DPSER: интеграция экосистемных услуг в структуру DPSIR» . ПЛОС ОДИН . 8 (8): е70766. Бибкод : 2013PLoSO...870766K . дои : 10.1371/journal.pone.0070766 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   3741316 . ПМИД   23951002 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гари, Сирак Робеле; Ньютон, Алиса; Айсли, Джон Д. (январь 2015 г.). «Обзор применения и развития структуры DPSIR с упором на прибрежные социально-экологические системы» . Управление океаном и прибрежной зоной . 103 : 63–77. дои : 10.1016/j.ocecoaman.2014.11.013 .
  10. ^ Jump up to: а б Купер, Филип (октябрь 2013 г.). «Социально-экологический учет: DPSWR, модифицированная структура DPSIR, и ее применение к морским экосистемам» (PDF) . Экологическая экономика . 94 : 106–115. дои : 10.1016/j.ecolecon.2013.07.010 . ISSN   0921-8009 . S2CID   153432235 .
  11. ^ Jump up to: а б с д Карр, Эдвард Р.; Вингард, Филип М.; Йорти, Сара С.; Томпсон, Мэри К.; Дженсен, Натали К.; Роберсон, Джастин (декабрь 2007 г.). «Применение DPSIR для устойчивого развития». Международный журнал устойчивого развития и мировой экологии . 14 (6): 543–555. дои : 10.1080/13504500709469753 . ISSN   1350-4509 . S2CID   16526139 .
  12. ^ Реколайнен, Сеппо; Кямари, Юха; Хилтунен, Марьюкка; Салоранта, Туомо М. (декабрь 2003 г.). «Концептуальная основа для определения необходимости и роли моделей в реализации рамочной водной директивы» . Международный журнал управления речным бассейном . 1 (4): 347–352. дои : 10.1080/15715124.2003.9635217 . ISSN   1571-5124 . S2CID   989048 .
  13. ^ Дай, Сяо Пэн; Ли, Донг Хуэй (сентябрь 2013 г.). «Исследование по оценке риска чужеродных видов на основе группы МАИ» . Передовые исследования материалов . 765–767: 3094–3098. doi : 10.4028/www.scientific.net/amr.765-767.3094 . ISSN   1662-8985 . S2CID   136828520 .
  14. ^ Лин, Тао; Сюэ, Сюн-Чжи; Лу, Чан-И (16 марта 2007 г.). «Анализ изменений прибрежных водно-болотных угодий с использованием модели «DPSIR»: практический пример в Сямыне, Китай» . Береговое управление . 35 (2–3): 289–303. дои : 10.1080/08920750601169592 . ISSN   0892-0753 . S2CID   86862004 .
  15. ^ Ким, Ён Су; Родригес, Маркос; Робинн, Франсуа-Николя (октябрь 2021 г.). «Экономические факторы глобальной пожарной активности: критический обзор с использованием структуры DPSIR». Лесная политика и экономика . 131 : 102563. doi : 10.1016/j.forpol.2021.102563 .
  16. ^ Бидоне, ЭД; Ласерда, LD (1 марта 2004 г.). «Использование структуры DPSIR для оценки устойчивости прибрежных районов. Практический пример: бассейн залива Гуанабара, Рио-де-Жанейро, Бразилия» (PDF) . Региональные экологические изменения . 4 (1): 5–16. дои : 10.1007/s10113-003-0059-2 . ISSN   1436-378X . S2CID   153371987 .
  17. ^ Акбари, Мортеза; Мемариан, Хади; Неаматоллахи, Эхсан; Джафари Шаламзари, Масуд; Ализаде Нугани, Мохаммед; Закери, Давуд (01 февраля 2021 г.). «Приоритизация политики и стратегий по управлению рисками опустынивания с использованием подхода MCDM – DPSIR на северо-востоке Ирана» . Окружающая среда, развитие и устойчивое развитие . 23 (2): 2503–2523. дои : 10.1007/s10668-020-00684-3 . ISSN   1573-2975 . S2CID   213169550 .
  18. ^ Ченг, Чао; Чжоу, Юй-Хуэй; Юэ, Кай-Вэй; Ян, Цзянь; Он, Чжан-Ён; Лян, На (2011). «Исследование системы показателей SEA городской зеленой электроэнергии на основе нечеткой модели AHP и DPSIR» . Энергетическая процедура . 12 : 155–162. дои : 10.1016/j.egypro.2011.10.022 .
  19. ^ Косаму, Измаил Бобби Мпангве; Маквинджа, Роджерс; Каонга, Чикумбуско Чизива; Менгисту, Сейюм; Каунда, Эммануэль; Аламирев, Тена; Нджая, пятница (январь 2022 г.). «Применение моделей DPSIR и тобита для оценки пресноводных экосистем: пример озера Маломбе, Малави» . Вода . 14 (4): 619. дои : 10.3390/w14040619 . ISSN   2073-4441 .
  20. ^ Нобре, Ана М. (1 июля 2009 г.). «Методология эколого-экономической оценки управления прибрежными экосистемами» . Экологический менеджмент . 44 (1): 185–204. Бибкод : 2009EnMan..44..185N . дои : 10.1007/s00267-009-9291-y . ISSN   1432-1009 . ПМИД   19471999 . S2CID   39378116 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fcf2de15f78760b8756f58f7fb48af52__1708862040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fc/52/fcf2de15f78760b8756f58f7fb48af52.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
DPSIR - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)