Эмиль, или Об образовании
Автор | Жан-Жак Руссо |
---|---|
Язык | Французский |
Предмет | Педагогика |
Дата публикации | 1762 |
Место публикации | Женевская Республика и Франция |
Опубликовано на английском языке | 1763 |
«Эмиль, или Об образовании» ( фр . Émile, ou De l'éducation ) — трактат о природе образования и о природе человека, написанный Жан-Жаком Руссо , считавший его «лучшим и самым важным» из все его сочинения. [ 1 ] Из-за раздела книги, озаглавленного «Исповедание веры савойского викария», Эмиль был запрещен в Париже и Женеве и публично сожжен в 1762 году, в год ее первой публикации. [ 2 ] Это было запрещено Церковью, внесенной в Index Librorum Prohibitorum . [ а ] Во время революции Французской Эмиль послужил вдохновением для создания новой национальной системы образования. [ 3 ]
Политика и философия
[ редактировать ]Работа затрагивает фундаментальные политические и философские вопросы об отношениях между человеком и обществом : как, в частности, человек может сохранить то, что Руссо считал врожденной человеческой добротой , но оставаться частью развращающего коллектива. В нем есть знаменитое вступительное предложение: «Все хорошо, поскольку выходит из рук Создателя вещей; все вырождается в руках человека».
Руссо стремится описать систему образования, которая позволила бы естественному человеку, которого он называет в «Общественном договоре » (1762), выжить в коррумпированном обществе. [ 4 ] Он использует романный прием Эмиля и его наставника, такого идеального гражданина чтобы проиллюстрировать, как можно получить образование . «Эмиль» едва ли является подробным руководством для родителей , но содержит некоторые конкретные советы по воспитанию детей . [ 5 ] Некоторые считают его первой философией образования в западной культуре, серьезно претендующей на полноту, и одним из первых романов Bildungsroman . [ 6 ]
Книжные отделы
[ редактировать ]Текст разделен на пять книг : первые три посвящены ребенку Эмилю, четвертая - исследованию подростка и пятая - описанию образования его коллеги-женщины Софи, а также домашней и гражданской жизни Эмиля.
Книга I
[ редактировать ]В книге I Руссо обсуждает не только свою фундаментальную философию, но и начинает обрисовывать, как нужно воспитывать ребенка, чтобы он соответствовал этой философии. Он начинается с раннего физического и эмоционального развития младенца и ребенка.
Эмиль пытается «найти способ разрешить противоречия между естественным человеком, который «все для себя», и последствиями жизни в обществе». [ 7 ] Знаменитая вступительная фраза не сулит ничего хорошего образовательному проекту: «Все хорошо, поскольку выходит из рук Создателя вещей; все вырождается в руках человека». [ 8 ] Но Руссо признает, что каждое общество «должно выбирать между созданием человека или гражданина». [ 9 ] и что лучшие «социальные институты — это те, которые лучше всего умеют денатурировать человека, отнять у него его абсолютное существование, чтобы дать ему относительное и перенести Я в общее единство». [ 10 ] «Денатурировать человека» для Руссо — значит подавить некоторые «естественные» инстинкты, которые он превозносит в «Общественном договоре» , опубликованном в том же году, что и «Эмиль» , но хотя может показаться, что для Руссо такой процесс был бы совершенно отрицательным, это не так. Эмиль не оплакивает потерю благородного дикаря . Вместо этого это попытка объяснить, как естественно человек может жить в обществе.
Многие из предложений Руссо в этой книге являются повторением идей других реформаторов образования. Например, он поддерживает программу Локка «закаливания детских тел против неумеренности времени года, климата, стихий; против голода, жажды, усталости». [ 11 ] Он также подчеркивает опасность пеленания и пользу материнства, кормящего своих детей. Энтузиазм Руссо по поводу грудного вскармливания побудил его утверждать: «[Но] пусть матери соблаговолят кормить своих детей, мораль изменится, чувства природы пробудятся в каждом сердце, государство будет вновь заселено» [ 12 ] — гипербола, демонстрирующая приверженность Руссо грандиозной риторике. Как утверждает Питер Джимак, известный ученый Руссо: «Руссо сознательно стремился найти поразительную, лапидарную фразу, которая привлекла бы внимание его читателей и тронула их сердца, даже когда она означала, как это часто бывало, преувеличение его мысли. ". И действительно, высказывания Руссо, хотя и не оригинальные, но произвели революцию в пеленании и грудном вскармливании. [ 13 ]
Книга II
[ редактировать ]Вторая книга посвящена первоначальным взаимодействиям ребенка с миром. Руссо считал, что на этом этапе образование детей должно основываться не на книгах, а на взаимодействии ребенка с миром, с упором на развитие чувств и способность делать из них выводы . Руссо завершает главу примером мальчика, который успешно получил образование на этом этапе. Отец берет мальчика запускать воздушных змеев и просит ребенка определить положение воздушного змея, глядя только на тень. Это задача, которой ребенка никогда специально не учили, но благодаря умозаключениям и пониманию физического мира ребенок может добиться успеха в своей задаче. В некотором смысле этот подход является предшественником метода Монтессори .
Книга III
[ редактировать ]Третья книга посвящена выбору профессии . Руссо считал необходимым, чтобы ребенка обучали ручному труду, соответствующему его полу, возрасту и его наклонностям, на достойных образцах для подражания. [ 14 ]
Книга IV
[ редактировать ]Как только Эмиль окрепнет физически и научится внимательно наблюдать за окружающим миром, он готов к последней части своего образования — чувству: «Мы создали существо активное и мыслящее. Нам остается, чтобы завершить человека, только для того, чтобы создать любящее и чувствующее существо, то есть усовершенствовать разум посредством чувства». [ 16 ] Эмиль на данный момент подросток, и только сейчас Руссо считает, что способен понимать сложные человеческие эмоции, особенно сочувствие. Руссо утверждает, что, хотя ребенок не может поставить себя на место других, когда он достигнет подросткового возраста и сможет это сделать, Эмиль, наконец, сможет появиться в мире и социализироваться. [ 17 ]
Помимо того, что в подростковом возрасте Эмиль знакомит общество с новым увлечением, наставник также знакомит его с религией. По мнению Руссо, дети не могут понять абстрактные понятия, такие как душа, примерно до пятнадцати или шестнадцати лет, поэтому знакомить их с религией опасно. Он пишет: «Не знать о божестве — меньшее зло, чем оскорблять его». [ 18 ] Более того, поскольку дети неспособны понять сложные концепции, являющиеся частью религии, он указывает, что дети будут повторять только то, что им говорят — они не способны верить.
Книга IV также содержит знаменитое «Исповедание веры савойского викария», раздел, который в значительной степени ответственен за осуждение Эмиля и который чаще всего извлекается и публикуется независимо от его родительского тома. Руссо пишет в конце «Профессии»: «Я переписал это сочинение не как правило для тех чувств, которым следует следовать в религиозных вопросах, но как пример того, как можно рассуждать со своим учеником, чтобы не отклоняться от метода, который я пытался установить». [ 19 ] Руссо через священника ведет своих читателей через аргумент, который сводится только к вере в « естественную религию »: «Если ему нужна другая религия», пишет Руссо (то есть, помимо основной «естественной религии»), «я не больше не имеют права быть его проводником в этом». [ 20 ]
Книга V
[ редактировать ]В пятой книге Руссо обращается к воспитанию Софи, будущей жены Эмиля.
Руссо начинает свое описание Софи, идеальной женщины, с описания внутренних различий между мужчинами и женщинами в известном отрывке:
В том, что у них общего, они равны. Там, где они различаются, они несопоставимы. Совершенная женщина и совершенный мужчина не должны быть похожи друг на друга ни умом, ни внешностью, а совершенство не подвержено большему или меньшему. В союзе полов каждый в равной степени способствует достижению общей цели, но не одинаковым образом. Из этого разнообразия возникает первое заметное различие в моральных отношениях обоих полов.
По Руссо, «все общее, что есть у мужчины и женщины, принадлежит к виду, и... все, что их различает, принадлежит полу». [ 21 ] Руссо утверждает, что женщины должны быть «пассивными и слабыми», «оказывать мало сопротивления» и «созданы специально, чтобы доставлять удовольствие мужчине»; он добавляет, однако, что «мужчина, в свою очередь, должен доставлять ей удовольствие», и объясняет доминирование мужчины функцией «единственного факта его силы», то есть как строго «естественный» закон, предшествующий введение «закона любви». [ 21 ]
Позиция Руссо в отношении женского образования, как и другие идеи, исследованные в «Эмиле» , «кристаллизует существующие чувства» того времени. В восемнадцатом веке образование женщин традиционно было сосредоточено на домашних навыках, включая шитье, ведение домашнего хозяйства и приготовление пищи, поскольку их поощряли оставаться в подходящих для них сферах, за что выступает Руссо. [ 22 ]
Краткое описание женского образования, данное Руссо, вызвало огромный резонанс среди современников, возможно, даже больший, чем сам Эмиль . Мэри Уолстонкрафт , например, посвятила значительную часть своей главы «Анимационные версии некоторых писателей, изображавших женщин объектами жалости, граничащими с презрением» в книге «Защита прав женщины » (1792) нападкам на Руссо и его аргументы.
Отвечая на аргумент Руссо в «Защите прав женщины» , Уолстонкрафт прямо цитирует Эмиля в главе IV ее статьи:
«Воспитывайте женщин, как мужчин, — говорит Руссо [в «Эмиле », — и чем больше они будут походить на наш пол, тем меньше власти они будут иметь над нами». Это та самая точка, к которой я стремлюсь. Я не хочу, чтобы они имели власть над людьми; но над собой. [ 23 ]
» французской писательницы Луизы д'Эпине также В книге «Беседы с Эмили ясно прояснилось ее несогласие с взглядами Руссо на женское образование. Она считает, что на их роль в обществе влияет образование женщин, а не естественные различия, как утверждает Руссо. [ 24 ]
Руссо также затрагивает политическое воспитание Эмиля в книге V, включая краткую версию своего «Общественного договора» в книгу . Его политический трактат «Общественный договор» был опубликован в том же году, что и «Эмиль» , и вскоре был запрещен правительством за его противоречивые теории об общей воле . Версия этой работы у Эмиля , однако, не вдается в подробности напряжения между Государем и Исполнительной властью, а вместо этого отсылает читателя к оригинальному произведению. [ 25 ]
Эмиль и Софи
[ редактировать ]В неполном продолжении « Эмиля , Эмиля и Софи » (англ. Emilius and Sophia ), опубликованном после смерти Руссо, Софи неверна (в том, что намекается на изнасилование под воздействием наркотиков), и Эмиль, поначалу разъяренный ее предательством, замечает: « прелюбодеяния светских женщин — не более чем галантность; но Софья-прелюбодейка — самое гнусное из всех чудовищ; равный ей». [ 26 ] Позже он несколько смягчается, обвиняя себя в том, что отвез ее в город, полный искушений, но все равно бросает ее и их детей. На протяжении всего мучительного внутреннего монолога, представленного в письмах к своему старому наставнику, он неоднократно комментирует все аффективные связи, которые он сформировал в своей семейной жизни - «цепи, которые [его сердце] выковало для себя». [ 27 ] Когда он начинает оправляться от шока, читатель приходит к выводу, что эти «цепи» не стоят цены возможной боли: «Отказавшись от своих привязанностей к одному месту, я распространил их на всю землю, и, в то время как Я перестал быть гражданином, стал по-настоящему человеком». [ 28 ] В то время как в «Новой Элоизе» идеалом является домашнее, деревенское счастье (если не блаженство), в «Эмиле» и его продолжениях идеалом является «эмоциональная самодостаточность, которая была естественным состоянием примитивного, досоциального человека, но которая для современного человека может быть достигнуто только путем подавления его естественных склонностей». [ 29 ] По словам доктора Уилсона Пайвы, члена Ассоциации Руссо, «[Оставленный незавершённым] роман «Эмиль и Софи» напоминает нам о несравненном таланте Руссо создавать блестящее сочетание литературы и философии, а также продуктивный подход к чувствам и разуму через образование". [ 30 ]
Отзывы
[ редактировать ]Современный и философский соперник Руссо Вольтер критиковал Эмиля в целом, но восхищался разделом книги, который привел к его запрету (раздел под названием «Исповедание веры савойского викария»). По Вольтеру Эмиль ,
мешанина глупой кормилицы в четырех томах, на сорока страницах против христианства, среди самых смелых, когда-либо известных ... Он говорит столько же обидных слов против философов, сколько и против Иисуса Христа, но философы будут более снисходительны, чем священники.
Однако Вольтер поддержал раздел « Исповедание веры» и назвал его «пятьюдесятью хорошими страницами… прискорбно, что они были написаны… таким мошенником». [ 31 ]
Немецкий ученый Гете писал в 1787 году, что «Эмиль и его чувства оказали универсальное влияние на образованный ум». [ 32 ]
См. также
[ редактировать ]- «Оригинальные истории из реальной жизни» — ответный текст, написанный Мэри Уолстонкрафт.
- Робинзон Крузо
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Руссо, Жан-Жак. Признания . Пер. Дж. М. Коэн. Нью-Йорк: Пингвин (1953), 529–30.
- ^ Э. Монтен, «Введение в «Эмиля» Ж. Руссо: или Трактат об образовании Жан-Жака Руссо», Уильям Гарольд Пейн, пер. (Д. Эпплтон и компания, 1908) с. 316 .
- ^ Жан Блох прослеживает прием Эмиля во Франции, особенно среди революционеров, в своей книге «Руссоизм и образование во Франции восемнадцатого века», Оксфорд: Фонд Вольтера (1995).
- ^ Уильям Бойд (1963). Педагогическая теория Жан-Жака Руссо . Рассел. п. 127. ИСБН 978-0-8462-0359-9 .
- ↑ Руссо, с разочарованием отвечая на то, что он воспринимал как грубое непонимание своего текста, писал в «Lettres de la montagne» : «Это новая система образования, в которой я предлагаю план исследования мудрецов, а не метод для отцов и матерей, о которых я никогда не думал». [Речь идет о новой системе образования, схему которой я предлагаю ученому вниманию, а не о методе для отцов и матерей, которого я никогда не рассматривал.] Qtd. у Питера Джимака, Руссо: Эмиль . Лондон: Грант и Катлер, Ltd. (1983), 47.
- ^ Руссо, Жан-Жак. Эмиль. Пер. Аллан Блум. Нью-Йорк: Основные книги (1979), 6.
- ^ Джимак, 33.
- ^ Руссо, Жан-Жак Руссо. Эмиль, или Об образовании . Пер. Аллан Блум. Нью-Йорк: Основные книги (1979), 37.
- ^ Руссо, 39.
- ^ Руссесо, 40.
- ^ Руссо, 47.
- ^ Руссо, 46.
- ^ Джимак, 46-7.
- ^ Руссо, Жан-Жак (1979). перевод и примечания Аллана Блума (ред.). Эмиль или Об образовании . Нью-Йорк: Основные книги. стр. 202–207 . ISBN 978-0465-01931-1 . Проверено 27 августа 2012 г.
- ^ Труй, 16.
- ^ Руссо, 203.
- ^ Руссо, 222.
- ^ Руссо, 259.
- ^ Руссо, 313.
- ^ Руссо, 314.
- ^ Jump up to: а б Руссо, 358.
- ^ Тодд, Кристофер (1998). «Рецензируемая работа: Руссо и образование во Франции восемнадцатого века, Жан Блох». Обзор современного языка . 93 (4): 1111–1112. дои : 10.2307/3736314 . JSTOR 3736314 .
- ^ Уолстонкрафт, Мэри (1792). Защита прав женщины . п. 80. ИСБН 9783849681050 .
- ^ Хагеман, Жанна Кэтрин (1991). Les Conversations d'Emilie : Образование женщин женщинами во Франции восемнадцатого века . Университет Висконсина – Мэдисон. п. 28. ОСЛК 25301342 .
- ^ Патрик Дж. Денин, Одиссея политической теории , с. 145. Гугл Книги
- ^ Руссо, Жан-Жак Руссо. Эмилиус и София; или «Одинокие» . Лондон: Напечатано Х. Болдуином. (1783), 31.
- ^ Руссо, Эмиль и Софи , 46.
- ^ Руссо, Эмиль и Софи , 58.
- ^ Джимак, 37.
- ^ Пайва, Уилсон. «(Повторное) посещение Эмиля после свадьбы: важность аппендикса» .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Уилл Дюрант (1967). История цивилизации, том 10: Руссо и революция . стр. 190–191.
- ^ Уилл Дюрант (1967). История цивилизации, том 10: Руссо и революция . п. 889.
33. Пайва, Уилсон А. Обсуждение человеческих связей у Руссо как педагогическая проблема. Образование. Пески, Сан-Паулу, v. 45, e191470, 2019. Ссылка: http://educa.fcc.org.br/pdf/ep/v45/en_1517-9702-ep-45-e191470.pdf.
Библиография
[ редактировать ]- Блох, Жан. Руссоизм и образование во Франции восемнадцатого века . Оксфорд: Фонд Вольтера, 1995.
- Бойд, Уильям. Педагогическая теория Жан-Жака Руссо . Нью-Йорк: Рассел и Рассел, 1963.
- Джимак, Питер. Руссо: Эмиль . Лондон: Грант и Катлер, Ltd., 1983.
- Риз, Уильям Дж. (весна 2001 г.). «Истоки прогрессивного образования». История образования ежеквартально . 41 (1): 1–24. дои : 10.1111/j.1748-5959.2001.tb00072.x . ISSN 0018-2680 . JSTOR 369477 . S2CID 143244952 .
- Руссо, Жан-Жак Руссо . Эмиль, или Об образовании . Пер. Аллан Блум. Нью-Йорк: Основные книги, 1979.
- Руссо, Жан-Жак Руссо. Эмилиус и София; или «Одинокие» . Лондон: Напечатано Х. Болдуином, 1783 г.
- Труй, Мэри Зейдман. Сексуальная политика в эпоху Просвещения: женщины-писательницы читают Руссо . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 1997.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эмиль на Columbia.edu - полный французский текст и английский перевод Грейс Г. Жан-Жака Руссо Рузвельт (адаптация и переработка перевода Фоксли)
- Эмиль из Project Gutenberg в английском переводе Барбары Фоксли
- «Эмиль» Руссо; или «Трактат об образовании» (сокращенный английский перевод Уильяма Гарольда Уэйна; 1892 г.) на Archive.org.
- Аудиокнига Эмиля , являющаяся общественным достоянием, на LibriVox