Еврейские женщины в джазе
Еврейские женщины сыграли важную роль в развитии джаза, добившись успехов в этой области как вокалистки, инструменталистки и в музыкальном бизнесе джаза.
Влияние еврейской идентичности на творчество этих музыкантов различно: их еврейство интригующе пересекается с другими аспектами их идентичности, особенно с их женственностью. В эпоху свинга 1930-х годов и позже несколько еврейских женщин, особенно в Соединенных Штатах, стали известными певицами биг-бэндов. В конце 1940-х и 1950-х годах, когда бибоп изменил джаз, еврейские женщины продолжали процветать в этом жанре.
Начиная с 1960-х и 1970-х годов еврейские женщины в джазе использовали более широкий набор инструментов. Кроме того, по мере того как джаз приобрел международную известность, еврейские джазовые музыканты из разных частей мира, особенно из США, Израиля и Европы, начали играть более важную роль.
Эпоха свинга
[ редактировать ]В эпоху свинга 1930-х годов и позже многие еврейские женщины добились известности как певицы биг-бэндов. Хелен Форрест (урожденная Фогель, 1917–1999) выделялась, предоставив свой вокал крупным белым биг-бэндам, таким как Арти Шоу , Бенни Гудман и Гарри Джеймс . [1] Известная своим безупречным голосом и мелодической чувствительностью, она стала одной из самых популярных вокалисток той эпохи, получив прозвище «голос известных групп». [2] Китти Каллен (1921–2016), дочь русских еврейских иммигрантов, также произвела впечатление, продемонстрировав свой талант с такими известными группами, как Арти Шоу, Джек Тигарден, Гарри Джеймс и Джимми Дорси . [3] (1919–2006) не подчеркивали свое еврейское происхождение в своей музыке, Несмотря на то, что Фрэн Уоррен (1926–2013) и Джорджия Гиббс они получили признание как певцы биг-бэндов, внося свой вклад как в белые, так и в черные ансамбли. [4]
В своеобразном слиянии джаза и еврейской музыки Мерна (1923–1976) и Клэр Барри (1920–2014), урожденные Минни и Клара Бэгельман, добились успеха как сестры Барри . Исполняя джазовые песни на идише, в том числе в Кэтскиллс, на телевидении и в радиопередаче «Идишские мелодии в свинге», они включали в свой репертуар литургические пьесы и популярные еврейские мелодии. [5] [4] Барабанщица Флоренс «Фагл» Либман (1922–2011) придерживалась другого подхода, на короткое время выдавая себя за черную, играя с женским афроамериканским биг-бэндом The International Sweethearts of Rhythm . Ее универсальность позволила ей сотрудничать с такими светилами джаза, как Сара Вон , Оскар Петерсон , Дина Вашингтон и Рэй Браун . [4]
1940-е – 1950-е годы
[ редактировать ]В конце 1940-х и 1950-х годах еврейские женщины внесли значительный вклад в джаз, и этот период ознаменовался распространением джаза благодаря появлению бибопа. Барбара Кэрролл , известная личность, продемонстрировала свои фортепианные и вокальные таланты в различных трио, заслужив похвалу от известного критика Леонарда Физера , который назвал ее «первой девушкой, когда-либо игравшей на пианино в стиле бибоп». Сильвия Симс (урожденная Благман, 1917–1992) во время своего воспитания погрузилась в яркую джазовую сцену нью-йоркских клубов на 52-й улице, слушая таких икон, как Билли Холидей , Лестер Янг и Арт Татум . [6] [7] К 1940-м годам она пела в этих клубах, заслужив признание таких джазовых икон, как Холидей, Фрэнк Синатра и Дюк Эллингтон . [8] Тедди Кинг (1929–1977), еще одна одаренная вокалистка, начала свою карьеру в 1940-х годах, сотрудничая с такими музыкантами, как Берил Букер , Нэт Пирс , Джордж Ширинг и Дэйв МакКенна . [9] [10] Известная своей чуткой интерпретацией текстов, Кинг получила похвалы за свои выступления. [9] [4] [10] Корки Хейл (урожденная Мэрилин Хехт, 1936) получила признание за свое динамичное соло и аккомпанемент на фортепиано, но особенно известна своим успехом как одна из немногих джазовых арфисток. Признавая, что в джазе доминируют мужчины, Хейл сопротивлялась женским группам, подчеркивая свое желание добиться успеха как музыканта, работая с коллегами-мужчинами. [11] [12] [13]
1960-е - Сегодня
[ редактировать ]В Соединенных Штатах
[ редактировать ]В 1960-е годы и далее. Известная певица и пианистка Джуди Робертс (род. 1942) может похвастаться дискографией, насчитывающей более двадцати альбомов и многочисленными номинациями на Грэмми . [14] Дженис Сигел (род. 1952), прославившаяся своей ролью в Manhattan Transfer , внесла свой вклад в десять побед группы на Грэмми, продемонстрировав свой опыт как в джазе, так и в популярной музыке, особенно с аранжировкой Сигела "Birdland" в 1981 году. [15]
В условиях второй волны феминистского движения еврейские женщины в джазе бросали вызов традиционным границам, примером чему служат вокалистки Мэдлин Истман (р. 1954) и Китти Марголис (р. 1955), основавшие независимый лейбл Mad Kat . Взяв больший экономический контроль над своей карьерой, они записали альбомы с участием известных джазовых музыкантов в качестве помощников. [16] [17]
Более того, женщины все чаще преуспевали в игре на традиционно «мужских» инструментах, а в 1970-х годах появились известные исполнители на деревянных духовых инструментах. Сопрано-саксофонистка и композитор Джейн Айра Блум (р. 1955) выделялась не только в мейнстриме джаза, но и как пионер электронного сотрудничества с танцорами, классическими музыкантами и исполнителями азиатских музыкальных традиций. [18] [19] [4] Лена Блох (р. 1971), саксофонистка с корнями в России, Израиле и Европе, получила признание за свои альбомы, сочетающие восточноевропейские, ближневосточные и западные классические влияния в рамках Ленни Тристано . школы импровизации [20] [21]
Четыре еврейские пианистки получили признание за расширение музыкальных границ. Майра Мелфорд (р. 1957) является пионером авангардного джаза, сотрудничая с Художественным ансамблем Чикаго Джозефа Джармана , Генри Тредгилла , Бутча Морриса , Лероя Дженкинса и других. [22] [23] Помимо своих джазовых занятий, Мелфорд увлеклась индийской классической музыкой. Мишель Роузуман (р. 1953) может похвастаться девятью записанными альбомами, работая с авангардными джазовыми деятелями, такими как Оливер Лейк и Билли Бэнг, а также с такими популярными артистами, как Фредди Уэйтс и Руфус Рид . [24] [4] [25] Примечательно, что Розвуман преуспела в латиноамериканской музыке, возглавив свой афро-кубинский биг-бэнд « Ансамбль Нью-Йорк-Уба ». [24] Мэрилин Криспелл (р. 1947), получившая классическое образование, перешла в джаз, вдохновленная « Джона Колтрейна . A Love Supreme» [26] [27] Известная своими бурными сольными альбомами и десятилетним сотрудничеством с саксофонистом фри-джаза Энтони Брэкстоном , Криспел в своей дальнейшей карьере перешла к более лирическому стилю. Под влиянием Орнетта Коулмана и Альберта Эйлера Аннетт Пикок (род. 1941) стала пионером «песни свободной формы», лишенной устойчивого ритма или заранее определенной гармонии. Ее новаторские композиции, записанные различными джазовыми музыкантами, демонстрируют ее своеобразное использование синтезатора Moog, а ее клавишная и вокальная работа простираются до сферы «арт-рока». [27] [4]
В Израиле
[ редактировать ]Джаз был распространен в Израиле со времен британского мандата, однако на местном уровне он приобрел популярность только в 1990-х годах. Несколько израильских еврейских женщин были известными, в том числе Лиз Магнес (р. 1943), Эдна Горен (р. 1945), джазовая певица йеменского происхождения, известная как «первая леди израильского джаза» (фортепиано) и Ирис Португалия (род. .1966). [28]
Анат Коэн , израильский саксофонист и кларнетист, углубился в обширный спектр музыкальных стилей в рамках джаза и за его пределами, охватывая израильские мелодии и ритмы бразильской и кубинской музыки. Хотя она в первую очередь известна своим мастерством игры на кларнете, инструменте, менее распространенном в современном джазе, Коэн называет себя «международным музыкантом», а также говорит: «Я стараюсь привнести это во всю музыку, которую играю. Музыка не имеет границ. и никаких флагов», в интервью « Еврейскому журналу» . [29] [30] [31]
Юлия Фельдман , родившаяся в России в 1979 году и сейчас проживающая в Израиле, является одновременно вокалисткой и пианисткой. [3] В 2006 году ее ансамбль отдал дань уважения Билли Холидей , записав запись. С тех пор Фельдман продемонстрировала свою музыкальную универсальность, участвуя в самых разных стилях как на живых выступлениях, так и в записях. [4][5] Софи Мильман , также родом из России, но выросшая в Израиле и родившаяся в 1983 году, получила признание как певица, проживающая в Канаде. Ее отчетливый и сдержанный вокальный стиль заслужил признание, и она сотрудничала с такими известными личностями, как Гэри Бертон , Чик Кориа и Manhattan Transfer, преодолевая границы между сферами джаза и поп-музыки. [32] [33] [34] [35] [36] [4]
В музыкальном бизнесе
[ редактировать ]Еврейские женщины оставили свой след в индустрии джазовой музыки, внося свой вклад как формально, так и неформально. Мириам Бьенсток (1923–2015), дочь русско-еврейских иммигрантов, сыграла важную роль в первые годы существования Atlantic Records , лейбла, основанного в 1947 году и записывавшего множество выдающихся джазовых и поп-исполнителей. Бьенсток взял на себя различные обязанности внутри лейбла: был поиском талантов, бухгалтером, переговорщиком по сделкам и курировал повседневную деятельность. [37] [38]
Баронесса Панноника де Кенигсвартер , известная как «баронесса джаза», родом из Англии и урожденная Ротшильд, время от времени участвовала в музыкальном бизнесе, в основном в качестве менеджера. Тем не менее, она стала решающим благотворителем для бибоп-музыкантов в 1940-х и 1950-х годах. Ее поддержка не ограничивалась финансовой помощью и включала в себя такие действия, как оплата арендной платы, предоставление жилья, покупка еды, предложение транспорта, помощь в трудоустройстве и проведение джем-сейшнов в ее квартире. Помимо ощутимой помощи, она предлагала музыкантам неоценимую поддержку и поддержку. Благодаря своему вкладу она стала неотъемлемой частью музыкальных кругов, заслужив их восхищение до такой степени, что несколько известных джазовых композиций, в том числе три известных пианиста-композитора Телониуса Монка, носят ее имя в названии. [39] [40]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Хелен Форрест» . Еврейский женский архив . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ «Толедо Блейд – Поиск в архиве новостей Google» . новости.google.com . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Бернштейн, Адам (7 января 2016 г.). «Китти Каллен, поп-певица с шелковистым голосом из песни «Little Things Mean a Lot», умерла в возрасте 94 лет» . Уолл Стрит Джорнал .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Еврейские женщины в джазе» . Еврейский женский архив . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ «Лучшие из сестер Барри | Неделя еврейской музыки в Торонто» . неделя еврейской музыки . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ "Люди" . Pqasb.pqarchiver.com. 26 августа 1979 г. Архивировано из оригинала 31 января 2013 года . Проверено 14 августа 2013 г.
- ^ Мюрреллс, Джозеф (1978). Книга золотых дисков (2-е изд.). Лондон: Barrie and Jenkins Ltd., с. 87 . ISBN 0-214-20512-6 .
- ^ «Сильвия Благман Симс» . Еврейский женский архив . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 1374. ИСБН 0-85112-939-0 .
- ^ Jump up to: а б Вакка, Ричард. «История Тедди Кинга» . RichardVacca.com . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ https://www.jazzwax.com/2012/05/corky-hale-the-swinging-harp.html
- ^ «Песни, альбомы, обзоры, биография и многое другое Корки Хейла» . Вся музыка . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ «Корки Хейл - Биография» . IMDB . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ «О | Джуди Робертс» . www.judyroberts.com . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ «Дженис Сигел | Манхэттенский трансфер» . 2 апреля 2011 г. Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ «Китти Марголис: Биография исполнительницы» . Театр Президио . Проверено 25 сентября 2023 г.
- ^ Ричардсон, Дерк (15 ноября 2001 г.). «Богоматерь из North Beach Jazz / Китти Марголис находит свое место под солнцем» . Ворота СФ .
- ^ «Джейн Айра Блум | Школа джаза и современной музыки» . www.newschool.edu . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ «Песни, альбомы, обзоры, биография и многое другое Джейн Ира Блум» . Вся музыка . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Джаз, все о. «Лена Блох Музыкант – Все о джазе» . Все о джазовых музыкантах . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ «Альбомы Лены Блох» . Синие звуки . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Кук, Ричард (2005). Джазовая энциклопедия Ричарда Кука . Лондон: Книги Пингвина. п. 21. ISBN 0-141-00646-3 .
- ^ Йост, Эккехард (1975). Свободный джаз (Исследования в области джазовых исследований 4) . Универсальное издание. п. 177.
- ^ Jump up to: а б Яноу, Скотт (2000). Афро-кубинский джаз . Книги Миллера Фримена. п. 107. ИСБН 0-87930-619-Х .
- ^ Колин Ларкин , изд. (1992). Энциклопедия популярной музыки Гиннеса (первое изд.). Издательство Гиннесс . п. 2146. ИСБН 0-85112-939-0 .
- ^ «Мэрилин Криспелл» . marilyncrispell.com . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Брэди, Шон (1 мая 2019 г.). «Просроченная овация: Мэрилин Криспелл» . JazzTimes.com . Проверено 9 июня 2020 г.
- ^ «Женщины в израильской музыке» . Еврейский женский архив . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Силсби, Кирк (23 июля 2008 г.). «Джазовый кларнетист Анат Коэн – столько дорог» . Еврейский журнал . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Шульц, Рик (22 ноября 2017 г.). «Анат Коэн: Одна трость, много звуков» . Еврейский журнал . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ «Еврейский журнал: связь с бразильской музыкой» . Анат Коэн . 04 мая 2017 г. Проверено 03 декабря 2023 г.
- ↑ Барри Дэвис, «Представление необычного трио Иерусалима» , «Джерузалем Пост», 22 апреля 2003 г.
- ^ О Джулии Фельдман на Jazz Server
- ^ Бен Шалев, Выдающиеся недавние джазовые альбомы Иерусалима , Haaretz , 2007 г.
- ^ О Джуии Фельдман на Qube. Архивировано 20 июля 2011 г. в Wayback Machine (иврит).
- ↑ Джулия Фельдман на компакт-диске Baby, заархивировано 13 февраля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Мириам Биенсток | NAMM.org» . www.namm.org . 14 ноября 2012 г. Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Вебер, Брюс (31 марта 2015 г.). «Мириам Бьенсток, соучредитель Atlantic Records, умерла в возрасте 92 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Певец, Барри (17 октября 2008 г.). «Баронесса джаза» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 03 декабря 2023 г.
- ^ Пеллен, Генола (9 февраля 2023 г.). «Панноника, баронесса джаза» . Франция-Америка . Проверено 03 декабря 2023 г.